СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Современные педагогические технологии как фактор развития математической одарённости обучающихся и улучшения качества обучения»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Добиться успеха не означает, что вы должны сделать что-либо исключительное. Это означает, что вы должны делать то же, что и все, только исключительно хорошо.                                                                                       Колин Тёрнер

 

Просмотр содержимого документа
««Современные педагогические технологии как фактор развития математической одарённости обучающихся и улучшения качества обучения»»


  1. государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
  2. средняя общеобразовательная школа № 1
  3. п. г.т. Безенчук муниципального района Безенчукский Самарской области







МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ





«Современные педагогические технологии как фактор развития математической одарённости обучающихся и улучшения качества обучения»







Автор:

Орлова Я.Ю.

учитель математики



























Безенчук 2015


Добиться успеха не означает,
что вы должны сделать что-либо
исключительное. Это означает,
что вы должны делать то же, что и все,

только исключительно хорошо.
Колин Тёрнер


Обучение математике – это искусство, направленное на каждого ученика в отдельности. Урок – как музыкальное произведение, рождается со звонком и умирает со звонком, в душе и в уме каждого ученика оставляет свой след, рождает тропинку, по которой еще предстоит пробираться через дебри и овраги к пониманию, к истине. Но не все дети одинаково трудолюбивы. Поэтому очень важно найти путь к пониманию и сердцу ребенка.

Как заинтересовать школьников математикой?

Как сделать так, чтобы ребятам хотелось идти, спешить на урок математики?

Как сформировать ответственное отношение учащихся к своему учебному труду?

Всю свою педагогическую деятельность я пытаюсь найти ответы на эти вопросы.

Урок – основная форма работы с учеником.

Система моих уроков направлена на то, чтобы ученики совместно со мной «творили» уроки, работали бы с полной отдачей сил.

В процессе обучения меня всегда привлекают все новые и оригинальные формы, методы и подходы к изложению учебного материала, с целью увлечения школьников предметом, повышения эффективности освоения учебного материала, а современные информационные технологии позволяют учителю достичь более высокого уровня в обучении.

«Общеизвестно, что нельзя двигаться вперед с головой, повернутой назад, а потому недопустимо в школе XXI века использовать неэффективные, устаревшие технологии обучения, изматывающие и ученика, и учителя, требующие больших временных затрат и не гарантирующие качество образования...» (М. Поташник, действительный член  Российской академии образования).

Педагог должен не просто хорошо знать свой предмет, но и искренне чувствовать его значимость. Поиск путей и методов, с помощью которых я пытаюсь донести до учащихся свое отношение к предмету – неотъемлемая часть моей деятельности, путь к его мастерству. И, безусловно, что применение одних и тех же методов в различных классах дает не одинаковый эффект, поэтому я нахожусь в постоянном поиске с каждым новым классом, пытаясь найти наиболее приемлемые формы и методы преподавания предмета. Практика постоянно меня убеждает, что, несмотря на огромный объем информации и обилие умений и навыков, которыми овладевают учащиеся, они совершенно беспомощны в их применении в реальной жизни. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных приемов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Процесс обучения – процесс двухсторонний. Для успеха обучения требуется не только высокое качество работы учителя, но и активная деятельность учащихся, желание овладеть самостоятельно знаниями, их интерес к обучению, сосредоточенная и вдумчивая работа под руководством учителя. Для этого необходимо строить процесс обучения, организацию и методику урока так, чтобы широко вовлекать учащихся в самостоятельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и успешному применению их на практике. Урок есть основное звено процесса обучения. Это значит, что весь процесс обучения складывается из отдельных звеньев-уроков, каждый из которых связан со всеми предыдущими в единую цепь-систему. Очень важно хорошо провести урок. Но даже сам по себе хорошо проведенный урок не решает в должной мере задачи обучения; если он не является органическим звеном общей цепи данной темы, раздела, курса, цикла, всего учебно-воспитательного процесса. В своей работе стараюсь использовать такие формы проведения уроков, которые развивают чувство ответственности и справедливости, взаимоподдержки и порядочности, самокритичности и настойчивости. Мне кажется, что пока учащийся сам не осознает – насколько важны ему знания по данному предмету, он не сможет усвоить даже малую долю того, что пытается донести до него преподаватель. Научить понимать необходимость этих знаний – одна из самых сложных задач педагога. В моей работе преподавании математики я использую метод подачи материала укрупненными единицами (блоками), метод модерации и ТРИЗ и другие. Блочная форма изучения математики, на мой взгляд, способствует выработке самостоятельности, заинтересованности в конечном результате со стороны учащихся. При блочном изучении предмета у педагога больше возможностей для организации индивидуальной работы с учащимися. У этой формы есть еще одно преимущество – она приучает учащихся к четкости и систематичности, так как уже с первого урока перед учащимися раскрывается план всего блока, они наглядно видят весь объем и срок изучаемого материала. Технология модульного обучения характеризуется опережающим изучением теоретического материала укрупненными блоками, алгоритмизацией учебной деятельности, завершенностью и согласованностью циклов познаний. Поуровневая индивидуализация учебной деятельности создает ситуацию выбора для ученика. Модульное обучение преследует цель – формирование у детей навыка самообразования. Использования блочно-модульной технологии обучения математике дает возможность: больше внимания уделять основным понятиям математики; материал выступает не отдельной единицей, а в качестве выделенного из той структурной единицы, к которой он тяготеет; сопоставимые математические действия, понятия, свойства изучаются параллельно. Конечно, если в классе собраны сильные учащиеся, то для них, в целом, эффективна любая форма, так как результативность будет всегда хорошей. Но чаще нам приходится иметь дело со средними учащимися, с теми, кому нелегко дается математика, для них “блочная система” – одна из соломинок. Хочу остановиться на основных этапах “Блочной формы изучения математики”. Учитывая, что мною система апробирована с 5-го по 11-й классы, причем в 5-х и 6-х классах велась “как бы подготовительная работа – вхождение в данную систему”. Первый год – подготовительный пятый класс

Главная задача преподавателя – заслужить доверие учащихся, только тогда он сможет достичь в своей модели всего, к чему стремится. Считаю, что в данном случае искренность, доброжелательность, соблюдение педагогической этики со стороны педагога не менее необходимы, чем призвание и педагогический опыт. Итак, прошла “первая неделя знакомств”, настало время для проведения более глубокого изучения индивидуальных способностей каждого учащегося – провожу анкетирование.

Вопросы анкеты:

  1. Удовлетворяет ли тебя твоя оценка по математике?

  2. К какой оценке ты будешь стремиться в этом учебном году?

  3. Что тебе дается легко (+) и что сложно (-):

  1. геометрические задания;

  2. текстовые задачи;

  3. уравнения;

  4. примеры на вычисление.

  1. Какие сложности ты испытываешь на уроке:

  1. медленно выполняешь задания;

  2. боишься неправильно ответить;

  3. отключаешься, если что-то непонятно.

Проанализировав результаты анкеты, отмечаю для дальнейшей работы три основные группы:

В пятом классе стараюсь чаще проводить диктанты с взаимопроверкой в вариантах – проверяется работа впереди сидящего одноклассника, то есть, нет никакой зависимости друг от друга, что позволяет быть более принципиальными. Домашнее задание по теоретической части темы задается в виде математических сказок, ребусов, что способствует развитию творческой активности учащихся. Многие учащиеся, ранее молчавшие на уроках, начинают выступать со своими работами перед одноклассниками – появляется интерес к предмету. Во втором полугодии уже выявляются учащиеся, которые обладают более быстрым темпом, легче других воспринимают учебный материал. То есть преподаватель уже может создать группу помощников – консультантов, привлекая их к проверке работ одноклассников в ходе урока. Во втором полугодии можно провести математический КВН, предоставив больше самостоятельности самим учащимся, но при этом ненавязчиво осуществляя корректировку сценария, выбор заданий и в целом ход проведения самого мероприятия. Задача педагога – научить правильно и научно проводить подобные мероприятия, научить тактично комментировать ответы и до конца выслушивать даже неправильные суждения, не проявляя при этом несдержанности.

Второй год – шестой класс

В шестом классе уже тщательнее идет подготовка к КВНам, регулярно проводится “защита математических сказок”, но уже вводится следующий этап работы над развитием творческой деятельности учащихся – начинается обучение умению работать с дополнительной литературой и правильно оформлять реферат. И все-таки центральное место в методике “блочной системы” занимают “мини-зачёты”.

В зависимости от цели, которую ставишь на мини-зачёте, он может охватывать весь урок или один из этапов урока.

Основные задачи мини-зачета, которые ставятся перед учащимися:

  • научиться правильно подбирать более рациональные способы решения;

  • научиться укладываться во временные рамки;

  • научиться грамотно осуществлять взаимопроверку.

Задания мини-зачета (в зависимости от материально-технических возможностей школы, компактности условия заданий и степени восприятия на слух) либо раздаются билетики, либо записываются на доске, либо применяется компьютерная техника. Единственное условие: каждое последующее задание появляется только после разбора предыдущего. Решения заданий воспроизводятся на листочках или в специальной тетради для зачетов. После оглашения условия задания преподаватель, если это необходимости, комментирует его и сообщает оптимальное время для решения. Задача преподавателя вовремя проверить решение у консультантов (обычно достаточно у шестерых) и оценить его +, +? или “-”. Если работа консультанта не зачтена, т.е он получил или “ -” или даже +?, то проверять решение данного задания у других он уже не может. Кстати не всегда консультантами бывают одни и те же учащиеся, но в основном – это представители I группы.

После того, как работа будет проверена и оценена у каждого учащегося, на доске появляется правильное решение по вариантам или же каждый получает листок с решением, чтобы проанализировать свои ошибки и высказать сомнения при необходимости.

Планировка времени в ходе мини – зачета:

  1. Решение заданий – 4 минуты.

  2. Проверка преподавателем работы у консультантов – 1,5 минуты.

  3. Проверка консультантами работ остальных учащихся – 2,5 минуты.

  4. Анализ правильного решения и вопросы – 1 минута.

Таким образом, на одно задание затрачивается максимум 9 минут (все зависит от сложности задания), поэтому на мини-зачет обычно выносится не более пяти заданий, не требующих громоздких решений.

Именно в 5–6-х классах необходимо, чтобы учащиеся самостоятельно научились работать с учебником, умели выделять главное из прочитанного и составлять смысловой конспект по заданной теме.

Если все, что было запланировано в 5–6-х классах, удалось удачно осуществить – а это реально, то к 7 классу учащиеся будут уже готовы воспринять “Блочную систему”. Одной из особенностей блочной системы является спаренность уроков, то есть при 6-ти часовой нагрузке планируется проведение пары уроков три раза в неделю. В ходе спаренных уроков, учитывая отсутствие перерыва, объём выполненного задания бывает больше не в два, а чаще в три раза, чем при обычной планировке уроков.

Этапы блочной системы:

ПМ - проблемный модуль

ИМ – информационный модуль
РМ – расширенный модуль
МС – модуль систематизации
МКЗ – модуль коррекции знаний
МК – модуль контроля.

ПМ – проблемный модуль

Изложение теоретического материала начинаю с постановки проблемной задачи и показываю исторически возникшую проблему, которая привела к появлению нового понятия. Ввод в самом начале изучения проблемного модуля позволяет показать необходимость изучаемого материала; доказывать его значимость; определить дальнейшее применение этого материала как при изучении данной темы так и всей математики в целом.

ИМ – информационный модуль

Основой информационного модуля каждого блока является лекция, а ее итогом служит либо опорный конспект, либо схема, либо типы решения заданий. Блоковая система позволяет изучать объект или материал в целом. Особое значение придаю разработке алгоритмов решения и классификации основных типов задач, при этом учащиеся на следующих этапах решают стандартные задачи самостоятельно. Все эти моменты реализую на уроках усвоения новых знаний.

РМ – расширенный модуль

Если при объяснении материала в информационном модуле рассматриваю только основные, главные задачи, то при работе в расширенном модуле происходит углубление и расширение теоретического материала, решение нестандартных задач. Провожу в этом модуле уроки закрепления изученного материала и уроки применения знаний и умений, на которых предлагаю выполнить учащимся сложные комплексные задания, охватывающие знания, навыки и умения по крупным разделам всей изучаемой темы.

МС – модуль систематизации

Обобщение и систематизацию знаний реализую на занятиях модуля систематизации. Практикую проведение таких занятий после изучения важнейших разделов информационного блока. Систематизация знаний избавляет учащихся от необходимости запоминать материал как сумму фактов. В этом процессе активное участие принимают сами учащиеся, а сгруппированный материал легче и прочнее запоминается. В этом процессе выделяю наиболее общие и существенные понятия, законы и закономерности и основные теории. Обобщение и систематизацию знаний провожу чаще на семинарских занятиях.

МКЗ – модуль коррекции знаний

Основная задача этого модуля – ликвидация пробелов в знаниях учащихся. В результате проведения текущего контроля, в процессе изучения конкретного раздела темы определяю уровень знаний, эффективность процесса обучения, обнаруживаю пробелы в восприятии и осознании, осмыслении и запоминаний знаний и действий, а также их применение на практике. Ранняя диагностика пробелов в знаниях учащихся с целью предупреждений отставаний и неуспеваемости отдельных учащихся, реализую посредством проведения консультаций, дополнительных занятий, уроков работы над ошибками.

МК – модуль контроля

При работе в модуле контроля провожу систематический учет знаний и умений учащихся по следующим параметрам: 1) текущий контроль; 2) контроль выполнения домашних заданий; 3) тематический или итоговый контроль. Текущий контроль провожу в виде каждодневной проверки теоретического и практического умения решать задания, он осуществляется при выполнении самостоятельных работ, при опросе определений и теорем. Итоговый контроль знаний реализую при выполнении тестов, тематических контрольных работ и зачетов. Зачетная работа – это итог работы учителя и его учеников по данной теме.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу. Возникновение интереса к математике у большинства учеников зависит от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Я стараюсь строить уроки так, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использую это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Немаловажную роль я здесь отвожу проведению нестандартных уроков, которые возможно проводить за счет резерва времени при использовании блочно-модульной технологии преподавания математики. Каждый такой урок–игра оставляют неизгладимое впечатление на учащихся. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремление к знаниям. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. Постепенно из пассивных участников таких уроков учащиеся переходят к активной деятельности: сами готовят доклады, рефераты, сочиняют стихи и сказки, готовят ребусы, фокусы, кроссворды и загадки. Переход к блочно-модульному планированию содержания не может не сказаться на оценочную деятельность учеников. Оценка перестает быть инструментом принуждения и средством наказания. При выполнении заданий самостоятельных работ, контрольных работ, зачетов и тестов использую поуровневую дифференциацию: ученик четко знает критерии оценивания каждой работы, что дает ему возможность выбора выполнения заданий и прогнозирования своих результатов. Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Образовательные и воспитательные задачи обучения математике должны решаться комплексно с учетом возрастных особенностей учащихся, специфики математики как науки и учебного предмета, определяющей ее роль и место в общей системе школьного обучения и воспитания. Учителю предоставлено право самостоятельного выбора методических путей и приемов решения этих задач. Использование технологии модульного обучения, которое отличает проблемный подход, творческое отношение обучаемого к процессу обучения, комплексная работа над изучением теории и практики, позволяет мне сформировать у учащихся прочные, осознанные знания и умения, развивать познавательные способности и создавать условия для развития самореализации личности каждого ученика. Значительное пространство свободы, получаемое преподавателем при этой технологии, обеспечивает ему большую возможность творческих поисков.

Модерация.

Обучение учащихся происходит по схеме, когда учеников просят изложить конкретную ситуацию (проблему), а затем дать анализ проблемы и соответствующие рекомендации.

Метод обучения, при котором учитель и учащиеся участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач.

Применение методов модерации имеет цель научить обучающихся, работать в одной команде и быстро принимать решения в условиях ограниченной информации и недостатка времени.
Принятие решений в группе основывается на информации, имеющейся в пакете и с использованием при этом методов исследования:
- экспертных;
- аналитических;
- экспериментальных.
Экспертные исследования основываются на знаниях, интуиции, опыте, здравом смысле участвующих в обсуждении проблемы.
Аналитические исследования представляют собой применение строгих методов, чаще всего математических формул, для анализа проблемы. Например, при прогнозировании объемов сбыта для разных значений отпускной цены можно использовать формулу расчета коэффициента эластичности, графики кривых спроса и предложения, уравнения регрессии и т.д.
Экспериментальные исследования предполагают научно поставленный эксперимент. При решении проблемы в аудитории проведение экспериментальных исследований затруднительно, однако для некоторых маркетинговых задач возможно, за неимением других источников, проведение группового самотестирования.
С учетом перечисленных методов исследований модерация предполагает организацию открытого обмена мнениями, реализацию способности каждого участника действовать как эксперта, аналитика или экспериментатора. Процесс модерации будет намного эффективнее, если модератор-руководитель обладает способностью координировать работу каждого участника.
Мероприятия по модерации осуществляются в следующей последовательности:
а) обсуждение полученной вводной информации;
б) выделение основной информации по отношению к данному вопросу, над которой работает подгруппа;
в) обмен мнениями и составление плана работы над проблемой;
г) работа над проблемой (дискуссия);
д) выработка решений проблемы;
е) дискуссия для принятия окончательных решений;
ж) подготовка доклада;
з) аргументированный краткий доклад.
Технические приемы модерации
Успешная работа в группе зависит от модератора. Перед модератором стоит задача руководить работой группы (подгруппы). При этом модератор должен:
- иметь личностные характеристики лидера и организатора процесса;
- иметь достаточные знания и подготовку для роли руководителя;
- постоянно контролировать направление дискуссии, не допуская ухода в сторону;
- контролировать время, отведенное на тему;
- следить за поведением участников дискуссии, не допуская конфликтов и их пассивного поведения;
- уметь обобщить результаты и защитить точку зрения перед оппонентами.
Модератор не должен вызывать к себе чувство неприязни или раздражение со стороны других участников.
Техническая работа модератора состоит в следующем.
1. Предложение идеи:
- модератор фиксирует все идеи, высказанные в ритме мозговой атаки;
- модератор регулирует поток идей.
Не допускается критика идей. Лучше, если идеи будут выписаны на доске или листке бумаги.
2. Дискуссия по выдвинутым идеями:
- модератор фиксирует высказывания-мнения об идеях;
- модератор регулирует поток высказываний;
- модератор группирует высказывания.
Высказывания участников могут быть записаны ими на отдельных листках, лучше фломастерами и показаны для общего обозрения.
Таким образом, технические приемы модерации основываются на наглядности, доступности информации для всех и систематизации по типам ответов.




ТРИЗ

ТРИЗ-педагогика как научное и педагогическое направление сформировалось в нашей стране в конце 80-х годов. В её основу прежде всего была подожжена теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) отечественной школы Г.С.Альтшуллера. ТРИЗ – педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. Её отличие от известных средств проблемного обучения – в использовании мирового опыта, накопленного в области создания методов решения изобретательских задач. Конечно, этот опыт переработан и согласован с целями педагогики.Под методом решения изобретательских задач прежде всего подразумеваются приёмы и алгоритмы, разработанные в рамках ТРИЗ, а также такие зарубежные методы, как мозговой штурм и т.д. Современная ТРИЗ – педагогика включает в себя курсы, рассчитанные на возрастные группы от дошкольников до студентов и взрослых специалистов. Особенностью работы с каждой возрастной группой является выбор объектов изобретательской деятельности, соответствующих возрасту. Для развития творческих навыков ТРИЗ –педагогами накоплен большой фонд учебных изобретательских и исследовательских задач в таких областях, как физика, биология, экология, техника и бизнес. Для каждой возрастной группы разрабатываются алгоритмические процедуры, методики. Они позволяют учащимся изобретать новое, самореализовываться в творчестве. Особое место занимает курс развития творческого воображения (РТВ), предназначенный для преодоления стереотипов решателя, выработки умения работать с нетривиальными идеями.

ТРИЗ - сильный инструмент для выявления и решения изобретательских задач. Но работает не инструмент сам по себе, работает система "человек - инструмент". Многое зависит от соответствующей подготовки человека и его творческих качеств. Теория выделяет шесть основных качеств, необходимых современному изобретателю:

1. Прежде всего, нужна достойная цель - новая (еще недостигнутая), значительная, общественно полезная.

2. Нужен комплекс реальных рабочих планов достижения цели и регулярный контроль за выполнением этих планов. Цель останется смутной мечтой, если не будет разработан пакет планов - на 10 лет, на 5 лет, на год. И если не будет контроля за выполнением этих планов - каждый день, каждый месяц.

В большинстве случаев планы включают приобретение знаний, необходимых для достижения цели. Часто эти знания оказываются за пределами имеющейся специальности - приходится начинать с нуля.

3. Высокая работоспособность - в выполнении намеченных планов

4. Хорошая техника решения задач. На пути к цели обычно необходимо решить десятки, иногда сотни изобретательских задач. Нужно уметь их решать.

5. Способность отстаивать свои идеи.

6. Результативность. Если есть перечисленные пять качеств, должны быть частичные положительные результаты уже на пути к цели. Отсутствие таких результатов - тревожный симптом. Нужно проверить, правильно ли выбрана цель, нет ли серьезных просчетов в планировании.

Шесть качеств образуют систему: нельзя добиться высоких показателей по какому-то одному пункту, если на нуле все остальные. Поэтому в последние годы в программах обучения ТРИЗ значительное место отводится комплексному развитию качеств, необходимых для эффективного применения теории.


Участие на Всероссийской научно-методической конференции «Современные тенденции в оценке качества школьного математического образования». 2008. Посещение заседаний РМО, МО, ШМК, открытых уроков, совместные семинары, вызывают неподдельный профессиональный интерес у меня.



Моя методическая работа как учителя - предметника направлена на выполнение поставленных задач и их реализацию через образовательную программу школы и учебно-воспитательный процесс. В своей работе применяю разнообразные формы обучения, я создала все необходимые условия для реализации обучения детей с разными способностями, с разной степенью освоения материала. Моё качество обучения в школе за прошлый год составило 46%, успеваемость 100%, качество обучения по математике в 2011 - составляет 55%, средний балл по ЕГЭ – 46. Считаю, что это невысокий показатель и, значит есть над чем работать.

Мотив самоутверждения, достижения социального успеха особенно влияет на моё эффективное профессиональное развитие. Я участвую в различного рода проблемных конференциях, семинарах, педагогических чтениях, фестивалях инновационных проектов. От школы всегда есть представительство на ответственных мероприятиях городского рода. В школе отлажена работа по вопросу обобщения и распространения передового педагогического опыта, подготовки публикаций и пособий в печати. Мною создан личный сайт учителя математики.

Основным правилом работы с родителями, я считаю быть открытым, доступным для них, посещаю родительские собрания в других классах и объясняю, как работать с учебником, готовиться к урокам, к экзаменам, раздаю буклеты, шаблоны решения задач; привлекаю родителей к внеклассной работе по предмету, был проведен брейн – ринг «Математика», игра «Золотая лихорадка». Каждый родитель имеет номер моего телефона, по которому может получить консультацию или разрешить возникший вопрос.

Регулярно повышаю свое методическое образование: через курсы повышения квалификации при МГУ им. М.В.Ломоносова, ГОУ ДПО «Саратовского института повышения и переподготовки работников образования», интернет – ресурсами, изучаю опыт педагогов – новаторов, через средства массовой информации и печати. Я систематически просматриваю периодические издания по педагогике, психологии, своему предмету (научно теоретический и методический журнал «Математика в школе», «Математика»; научно-методический журнал «Классный руководитель»; научно-практический журнал «Школьные технологии»; Зарегистрирована на многих образовательных сайтах. Периодически просматриваю новые документы на сайтах МО РФ, КПМО, поэтому в курсе всех последних событий в образовании, мной изучены следующие документы и проекты (Закон Российской Федерации «Об образовании»; Нормативно-правовые документы и методические материалы по математике; Федеральная целевая программа развития образования на 2015/2016 годы; Приоритетный национальный проект «Образование»; Проект «Информатизация системы образования», Проект «Наша новая школа»).

Современный учитель – это не только учитель – предметник, но и воспитатель. Мой педагогический стаж составляет более 30 лет, за это время ушли из школы 6 моих выпуска, среди них –есть золотые и серебряные медалиста.

В течение всей своей педагогической деятельности приоритетным направлением работы как классного руководителя, я выделяю: взаимодействие с родителями, детьми, учителями и социумом.   Моё сотрудничество с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися, так как именно семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребёнка.

Основным принципом работы с детьми я считаю – сотрудничество, взаимоуважение. Целью моей воспитательной системы является формирование гармонично развитой личности. Значит от меня в данных условиях требуется построить педагогический процесс в соответствии с потребностями и целями современного общества. Классы, в которых я являюсь (являлась) классным руководителем, всегда занимали лидирующее положение по воспитанности, показывали хорошие результаты в учёбе, поскольку следуя личностно-ориентированному подходу в воспитании, я большое внимание уделяю развитию толерантных взаимоотношений. В процессе педагогической деятельности стараюсь создать обстановку комфортности, безопасности для ребёнка, атмосферы уважительного отношения друг к другу, как на уроке, так и во внеурочное время.

Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главных задач моей работы. Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между учеником, учителем и родителями ученика. Поэтому значительную часть воспитательной работы я организую одновременно  с учащимися и родителями, а возникшие проблемы мы решаем сообща и объединяем усилия для достижения более высоких результатов. Вовлекаю родителей в учебно-воспитательный процесс, через посещение родительских лекториев по вопросам воспитания ребёнка, организую индивидуальные консультации.  Сообщаю им информацию об учебных достижениях детей (еженедельно, проверяя дневники учеников).

Родители видят во мне человека авторитетного, знающего и способного найти решения в любой, даже самой сложной ситуации, поэтому наши отношения построены на сотрудничестве и взаимоуважении.   Успешность воспитательного процесса в моей работе зависит от того, как складываются отношения между учеником, учителем и родителями ученика. Значительную часть воспитательной работы я организую одновременно  с учащимися и родителями, а возникшие проблемы решаем сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя, интересов друг друга, и объединяем усилия для достижения более высоких результатов.

Математиками станет лишь небольшая часть моих учеников. Подавляющее большинство выбирает профессии, не связанные тесно с «царицей наук». Что даст математика их будущей профессии? В чём уже сейчас помогает математика в их повседневной жизни и учении? Вот на эти вопросы стараюсь дать ответ каждому школьнику, чтобы он видел живую и непосредственную связь математических методов с задачами, которые ставит перед школьниками жизнь.

Моя школа всегда была центром культурной жизни села. Культурные возможности сельского социума ограничены, поэтому во все времена педагоги старались использовать весь потенциал ближайшего окружения для создания благоприятных условий жизни жителям села. Официальный статус культурно – образовательный центр закрепил традицию работать вместе, сконцентрировать весь творческий, интеллектуальный и материальный резерв села.

Родители обучающихся заняты в системе школьного самоуправления. Формами государственно-общественного самоуправления являются: общешкольная конференция, Совет школы, общешкольный родительский комитет, педагогический совет. Председатели классных родительских комитетов образуют общешкольный родительский комитет. Члены ОРК разрабатывают план работы, предусматривающий проведение рейдов, внеклассных мероприятий, социально значимых дел. Общешкольный родительский комитет имеет свой печатный орган – газету «Школьный вестник», в которой рассказывается не только о жизни ученических коллективов, но и поднимаются проблемы села.

Приобщение школьников к культуре - это процесс формирования индивидуальной системы ценностей. Удовлетворению социокультурных потребностей обучающихся и их родителей способствует сеть дополнительного образования. В школе действует ряд клубов различной направленности.

Основные направления и формы работы как классного руководителя, я выделяю следующие: гражданско–патриотическое воспитание, готовим проект « На древе человечества могучем ты лучшим был его листом», нравственное, художественно-эстетическое, спортивное, досуговое.

В заключение хочется добавить, что целью любой воспитательной системы является формирование гармонично развитой личности. Целью современной школы является формирование личности информационной, то есть способной не только, и не столько выполнять свои функции, сколько принимать критические решения и устанавливать новые отношения в быстро меняющейся реальности. От учителя, а значит от меня, в данных условиях требуется построить педагогический процесс в соответствии с потребностями и целями современного общества.

Деятельность учителя-предметника, исходя из современных требований к уроку, позволяет повышать уровень математической одаренности обучающихся и улучшения качества обучения.

Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между учеником, учителем и родителями ученика. Следовательно, целесообразно значительную часть воспитательной работы организовывать одновременно  с учащимися и родителями, а возникшие проблемы решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга, и объединить усилия для достижения более высоких результатов.

Проблемой для учителя являются организационные вопросы, связанные с включением родителей в жизнь школьного учреждения. Родители должны быть убеждены, что их участие в жизни школы важно не потому, что так хочет учитель, а потому, что это важно для развития их ребёнка. Строить систему отношений с родителями надо начинать ещё тогда, когда их дети посещают подготовительные занятия. Для этого в школе нужно организовывать встречи: “День открытых дверей”, “Давайте познакомимся”, где знакомить родителей со школой, с её традициями и программами обучения, а это даёт им возможность выбора и программы, и учителя. Кроме того, дети имеют возможность посещать подготовительные занятия, на которых учитель организует в игровой форме работу по обогащению словарного запаса, работает над развитием памяти, воображения, мышления. Но самое главное – ребёнок проходит адаптацию в новом коллективе и учреждении, а родителям даются советы, которые помогут успешнее начать обучение в первом классе.

  Сегодня семья и дети нуждаются в защите и заботе. Педагоги призваны не судить семью, а всеми возможными путями помогать, беречь гуманизм отношений, учиться вместе, жить и воспитывать, поддерживать друг друга, оставаться людьми в любой ситуации.

Взаимодействие с родителя строятся на основе таких идей-принципов, как:

обращение к чувству родительской любви;

умение разглядеть в каждом ученике положительные черты;

уважение личности отца и матери, их родительских забот, трудовой и общественной деятельности.

Мнения В.А. Сухомлинского “Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской “сильной рукой”, для предупреждения об опасности “если и дальше так будет продолжаться” – и как можно больше духовного общения с детьми и родителями”.

   Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления:

 1. Психолого-педагогическое просвещение родителей;

 2. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;

 3.  Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом.

   -  Психолого-педагогическое просвещение родителей предполагает организацию следующих форм работы с семьёй:

родительские конференции; индивидуальные или тематические консультации и родительские собрания.

  - Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности:

участие  в конкурсах детей и их родителей; внеклассные мероприятия;

помощь в организации и проведении внеклассных дел, праздников, в укреплении материально-технической базы школы и класса.

  - Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом можно организовать с помощью следующих форм деятельности:

участие родителей класса в работе родительского комитета и в работе Совета школы.


Родители и учителя: учимся сотрудничеству

Ушли в прошлое те времена, когда педагоги возлагали на себя ведущую роль в воспитании ребенка, игнорируя особенности его семейной воспитательной среды. Сейчас, когда оптимальной моделью взаимодействия с ребенком является личностно-ориентированная, воспитательная работа в образовательном учреждении должна выстраиваться с учетом индивидуальности ребенка. А индивидуальность, как известно, формируется в семье. Именно поэтому как для родителя, так и для педагога важно наладить сотрудничество друг с другом.

Однако кто из родителей, чьи дети посещают школу, может охарактеризовать свои отношения с педагогом как сотрудничество? Наверное, не каждый. Ведь сотрудничество подразумевает не просто общение с педагогом, а взаимодействие с ним на равных, когда ни одна из сторон не занимает авторитетную позицию «над» собеседником.

На практике часто бывает так, что родители, общаясь с педагогом, либо смотрят на него свысока, указывая, как ему работать, либо, наоборот, готовы во всем соглашаться с ним. К слову сказать, и сами педагоги не всегда готовы общаться с родителями на равных, предпочитая доминирующую позицию, под которую подстраиваются родители, иногда сами того не замечая.

Это бывает особенно заметно на родительском собрании, когда, казалось бы, уверенные в себе взрослые люди с замиранием сердца ожидают, что их фамилия прозвучит в списке неуспешных или провинившихся учеников. В ответ на критику учителя, который, как и любой человек, не всегда объективен, родители с готовностью обещают «проконтролировать», «принять необходимые меры», делятся примерами негативного поведения своих детей дома, выражая свое согласие с учителем. Такую реакцию родители аргументируют тем, что, когда учитель критикует их ребенка, они сами чувствуют себя «провинившимися учениками», не сумевшими обеспечить успеваемость и примерное поведение ребенка в школе.

Что получает ребенок среднего возраста от общения со взрослым и как он общается? Ребенок постоянно нуждается в сотрудничестве со взрослым. Взрослый для него - человек, умеющий творить чудеса, пример для подражания. Во время взаимодействия ребенок внимательно прислушивается к комментариям взрослого и старается следовать им. Поэтому родителям необходимо как можно больше уделять внимание своему ребенку. Общение ребенка со взрослым способствует развитию умений и жизненных навыков.

     Строя свои отношения с ребенком, взрослым необходимо знать некоторые возрастные особенности детей, поэтому учителю и родителю необходимо идти в ногу со школой и временем.

     Родитель. Ему важно знать, что его ребенок понят. Он хочет знать об успехах своего чада. И он вправе потребовать от нас, педагогов, такую информацию. Правда, как мы сумеем ему эту информацию донести, как сделать эту информацию доступной для понимания, зависит от нас.
     Нам поможет только трехстороннее сотрудничество.
     Педагогическое взаимодействие, сотрудничество выполняют развивающую роль для каждого участника. Д.А. Белужин отмечает, что педагог должен следовать определенным принципам педагогического взаимодействия, среди которых он называет:
     " гуманистическую направленность (реальное обеспечение развития положительных сторон личностного потенциала человека);
     " творчество (умение создавать и реализовать новые подходы к определению содержания и форм своей педагогической деятельности);
     " опережающий характер педагогической деятельности (педагог работает для будущего);
     " равенство в общении и партнерство в совместной деятельности;
     " психотерапевтический характер взаимодействия;
     " эмоциональную отвлеченность (переживание опыта).

     На этих принципах построено сотрудничество в нашем образовательном учреждении.
     Программа сотрудничества включает в себя следующие компоненты:
     1. Индивидуальная работа администрации, психолога с учителем.
     2. Индивидуальная работа учителя, психолога с учеником.
     3. Индивидуальное консультирование родителей.
     Эта помощь ребенку не что иное, как его поддержка, в которой он так нуждается.     Как же надо взаимодействовать нам всем, чтобы добиться эффективного результата?
     В нашей школе мы попробовали такое взаимодействие организовать. Постараюсь описать модель. Лучше, конечно, назвать это сотрудничеством. Так как сотрудничество предполагает заинтересованность всех сторон в продуктивном взаимодействии.
     Ученик от такого сотрудничества не отказывается, понимая свою значимость. В таком взаимодействии он заинтересован еще и потому, что не испытывает чувства страха перед учителем, всегда может обратиться к педагогу за советом, помощью.
     Нами разрабатываются программы работы с учащимися, вызывающими особое беспокойство. К таким "трудным" детям нужен особый подход, особое внимание и педагогов, и родителей. Это, как правило, дети с гиперактивностью и дефицитом внимания, тревожные дети, агрессивные, а так же те учащиеся, которые очень быстро осваивают программный материал. Да, все наши дети ждут от нас понимания, одобрения и поддержки.
     Учитель. Он, конечно же, заинтересован в успешном взаимодействии. Оно позволит ему чувствовать себя комфортно на уроке и во внеурочное время, даст возможность повышать свой профессиональный уровень и, наконец, позволит правильно строить отношения с родителями учеников. Много этого или мало, судить вам. Ведь так часто мы, учителя, становимся заложниками ситуаций, которых можно было избежать.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!