СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные подходы к организации внеурочной деятельности учащихся для повышения мотивации к изучению немецкого языка

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление из опыта работы учителя немецкого и английского языков Радунской СШ Екатерины Петровны Бучинской на тему "Современные подходы к организации внеурочной деятельности учащихся для повышения мотивации к изучению немецкого языка".

Просмотр содержимого документа
«Современные подходы к организации внеурочной деятельности учащихся для повышения мотивации к изучению немецкого языка»

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА (из собственного опыта)


Мотивация рассматривается психологами как источник активности и источник направленности личности на предметы и явления действительности, в результате чего и возникает активность. На разных этапах развития личности выступают различные ведущие мотивы. Для учеников младшего возраста ведущим мотивом учебной деятельности обычно является мотив, обусловленный учением вообще, пребыванием в школе; для учеников среднего школьного возраста – мотив, определяющий, например, их положение в ученическом коллективе; для учеников старшего возраста в качестве устойчивого мотива учения выступает представление об их будущей деятельности.

Я, как учитель немецкого языка, осознаю необходимость воспитания положительных мотивов, иначе говоря, познавательных интересов к иностранному языку как к учебному предмету. Из моего небольшого опыта работы я заметила, что подавляющее большинство школьников начинает изучение немецкого и английского языков с желанием, интересом. Однако у многих из них этот интерес постепенно из года в год пропадает. Потому что в процессе обучения иностранному языку у школьников возникает целый ряд психологических барьеров в области мотивации: отсутствие веры в успех, наличие повышенной тревоги, напряжённости перед выполнением непосильных задач, низкая самооценка своих способностей, неясность целей использования иностранного языка в будущей профессиональной деятельности и в личной жизни.

Современные педагоги считают, что качество выполнения любой деятельности и успехи учащихся зависят от их потребностей и мотивации. Данная проблема в учении возникает по каждому школьному предмету, однако особо остра она при изучении иностранного языка в средней школе. Как показывает практика, к сожалению, происходит снижение мотивации от класса к классу.

Одним из лучших средств для развития положительных эмоций и мотивации является внешкольная и внеклассная деятельность. Во время участия в такой работе решаются следующие задачи:

  1. усовершенствование знаний, привычек и умений, приобретенных на уроках иностранного языка;

  2. расширение мировоззрения учеников;

  3. развитие их творческих способностей, самостоятельности, эстетических вкусов;

  4. воспитание любви и уважения к людям своего родного края и страны, язык которой изучается.

В методической литературе принято различать три основные формы внеклассной работы: массовую, групповую и индивидуальную. Массовая форма внеклассной работы должна включаться в общешкольный план внеклассных мероприятий. Это - вечера, утренники, конкурсы, олимпиады, КВН, викторины, пресс-конференции и т.д. В них принимают участие целые классы, а иногда и вся школа. К групповой форме относятся кружки, клубы. Эта форма внеклассной работы характеризуется стабильностью участников (примерно 10-15 человек), регулярностью занятий. Форма и тематика мероприятия определяется с учетом возрастных и других особенностей конкретной группы учащихся.

При подготовке и проведении внеклассных мероприятий надо помнить о том, чтобы они не было затянутыми (это утомляет детей), учитывать возраст участников, принцип посильности; стараться привлекать для участия в мероприятиях детей, занимающихся в музыкальной школе, изостудиях, танцевальных коллективах, что поможет сделать мероприятие красочным и интересным.

Кроме этого, существуют и другие формы внеклассной работы:

1. Соревновательные (конкурсы, игры, КВН, олимпиады, викторины, турниры)

2. Культурно-массовые (вечера, утренники, спектакли, праздники)

3. Политические (акции солидарности, фестивали, пресс-конференции)

4. Информационные (стенгазеты, выставки, стенды)

5. Научно-познавательные (конференции, презентации)

Что касается конкретных форм проведения внеклассной работы, то, на мой взгляд, драматизация, постановка сказок, инсценировка - одни из самых действенных способов развития мотивации у учащихся. В предыдущем учебном году учащиеся 7 класса, под моим руководством, приняли результативное участие в конкурсе театрализованных постановок на иностранном языке. Участие в постановке сказки или сценки школьник воспринимает как игру, смысл которой заключается в развитии не только творчества, но и в оттачивании языковых навыков и умений (лексического и грамматического материала). Основная трудность учащихся в изучении иностранного языка –это «языковой барьер», но во время участия в постановке он становится преодолимым. Ученики начинают мыслить на языке героя, выражают его мысли, чувства, эмоции. Кроме того, совместная работа в постановках учит учащихся слушать друг друга. Песни и музыка страны изучаемого языка, используемые в спектаклях, «включают» эмоциональную сферу учащихся, что способствует лучшему усвоению и расширению лексического словаря. На основе песен намного интереснее и легче усваивается грамматика, совершенствуется произношение, навыки диалогической и монологической речи.

Очень действенными способами в развитии положительных эмоций является интеллектуальная деятельность соревновательного характера. К ним относятся ролевые игры, проектная деятельность, викторины, рифмовки, стихи, пословицы. Наряду с повышением мотивации такие приемы служат развитию и других способностей учащихся таких как: произносительные навыки, умения быстро реагировать в различных ситуациях. При этом вся деятельность подчинена главой коммуникативной цели, так как подобные мероприятия не оставляют детей равнодушными , а самое главное, они хотят изучать и говорить на иностранном языке. Очень хорошо использовать наглядности, так как они привлекают внимание детей и уменьшают утомляемость.

Каждый год, во время летних каникул, в нашем учреждении образования организовывается школьный лагерь «Наука», в котором с детьми проводятся внеклассные мероприятия (викторины, праздники, конкурсы и т.д.) по разным предметам, в том числе и по иностранному языку. На мой взгляд, это хороший способ совершенствования знаний английского и немецкого языков, а также такие мероприятия повышают интерес, мотивируя тем самым ребят к изучению иностранного языка.

Проведение различных олимпиад (дистанционных, районных, республиканских) также поможет повысить мотивацию школьников, так как олимпиада – это своеобразный путь к самоутверждению. Доказано, посредством олимпиад происходит раскрытие потенциала учащегося, укрепляется самосознание ребенка.

Еще один способ успешного усвоения и поддержания интереса к немецкому языку – это работа в кружках. Участие в такой работе развивает творчество и фантазию детей, позволяя им применить знания, полученные на уроках, на практике . Кроме того, программа занятий в кружке не ограничена учебной программой, что дает неограниченные возможности для деятельности учащихся. Школьники самостоятельно могут выдвигать идеи того, чем они хотят заняться (беседы, дискуссии, круглые столы, музыкальный поединок, игра).

Одной из эффективных форм внеклассной работы является неделя иностранного языка. Эта форма по своему характеру является массовой, так как предусматривает участие в ней широкого контингента учеников, а по своей структуре является комплексной, так как включает комплекс разных по смыслу и форме мероприятий. Предметная неделя становится своеобразным творческим отчетом учителя-предметника и способствует формированию творческих отношений между учениками, учителями и учениками. Неделю иностранного языка проводят в определенный период учебного года. В данном учебном году неделя иностранного языка в нашей школе будет проходить в январе по предварительно составленной программе, которая определяет цели, содержание и форму работы. Тематика мероприятий в рамках недели должна быть интересной, познавательной, доступной, связанной с учебным материалом и отвечать возрастным особенностям учеников, уровню их языковой подготовки. Проведение недели иностранного языка способствует повышению мотивации к изучению иностранного языка, развитию навыков устной речи, пополнению словарного запаса, расширению кругозора учащихся. Найти задание каждому – таков девиз предметной недели иностранного языка.

Очень интересной и эффективной формой внеклассной работы является проектная деятельность. Она является распространенным видом работы с использованием сети Интернет. Проекты могут выполняться как на уроке, так и во внеурочное время. Проектная деятельность наиболее эффективна, если ее удается связать с программным материалом, значительно расширяя и углубляя знания учеников в процессе работы над проектом.

Проектная деятельность учащихся развивает у них интерес к овладению иностранным языком, в ходе которого:

а) укрепляются межличностные отношения;

б) развивается коммуникативная активность на основе сотрудничества;

в) открываются большие возможности для актуализации языковых и страноведческих знаний по иностранному языку для познания другой культуры, для установления контактов с немецкоговорящими странами, где можно на деле применить свои знания, например, в ходе региональных или международных проектов.

Также считаю, что научно-исследовательская деятельность значительно повышает интерес к изучению иностранного языка. Ребята, принимающие участие в данном направлении, совершенствуют свои знания, развивают творческие способности, расширяют мировоззрение, учатся самостоятельно находить причинно-следственные связи и правильно делать выводы.

В заключение можно сказать, что все перечисленные методы и приемы развития мотивации учащихся далеко не единственные в преподавании иностранных языков. Желательно, чтобы они комбинировались, дополняли друг друга, потому что разнообразие и творчество – это всегда самые хорошие и самые действенные способы развития и поддержания интереса к изучению иностранного языка.

Мой пока еще маленький педагогический опыт подсказывает, что количество детей, которые принимают участие во внеклассных мероприятиях, неуклонно повышается. На уроках немецкого и английского языков такие ребята чувствуют себя более уверенно, успешно. Также повышается качество знаний.

Проблема все равно остается, и это заставляет меня продолжить работу по данной теме. На следующем этапе моей педагогической деятельности стоит задача: вовлекать во внеклассные мероприятия всех детей, изучающих немецкий и английский языки.

В любых делах при максимуме сложностей

Подход к проблеме все-таки один:

Желанье — это множество возможностей,

А нежеланье — множество причин.

Э. Асадов




Подготовила учитель немецкого языка

Бучинская Екатерина Петровна



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!