Успех в работе по активизации деятельности обучающихся в значительной степени зависит от характера взаимоотношений преподавателя и учащихся. Положительный результат будет только в том случае, если эти отношения будут носить позитивный характер взаимного понимания и уважения.
В своей деятельности преподаватель должен учитывать противоречивый характер процесса познания и уметь выделять доминирующие мотивы. Осознав их, он может оказывать существенное влияние на мотивационную сферу учащихся.
Работая над активизацией познавательной деятельности учащихся, педагогу следует больше внимания уделять проблеме познавательного интереса. Выступая в качестве внешнего стимула к учению, познавательный интерес является самым сильным средством активизации познавательной деятельности. Искусство преподавателя состоит в том, чтобы познавательный интерес стал для учащихся лично значимым и устойчивым. Именно развитие познавательной активности учащихся позволяет достичь наиболее высоких результатов обучения.
Важным педагогическим условием активизации познавательной деятельности является приобщение учащихся к творческой работе. Важно, чтобы они не столько получали готовые знания, сколько открывали их заново. При этом задача педагога – возбудить внимание учащихся, их интерес к учебной теме, усилить на этой основе познавательную активность.
Для решения задачи активизации познавательной деятельности учащихся важно применять активные и интерактивные методы обучения, адекватные содержанию материала. В этом случае возможно научить учащихся применять свои знания в новых и необычных ситуациях, т.е. развивать элементы творческого мышления.