СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные технологии

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современных  технологий множество. Я применяю технологию текстоцентрического подхода на уроках русского языка. В данном случае текст  является и средством обучения, и средством воспитания.

Просмотр содержимого документа
«Современные технологии»

Современных технологий сейчас множество и каждая продуктивна по-своему.

Сколько цветов на лугу,
И каждый красив по-своему…
В этом подвиг цветка!
Басё.

Я применяю на уроках элементы технологии текстоцентрического подхода.

Текстоцентрический подход — необходимое условие достижения нового качества образования. Целью данного подхода является создание на уроках совместной творческой деятельности, пробуждение интереса школьников к работе с текстом.

В современные программы русского языка введен компонент, направленный на формирование у школьников умений текстовосприятия и текстообразования. В инструктивно-методическом письме отмечено, что «Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей».

Для развития учащихся как языковой личности применяю на уроках следующие виды работ:

1.Анализ собственно-информационных текстов.

2. Работа с оценочно-информационным текстом.

3. Работа с образно-оценочно-информационным текстом.

При таком подходе развитие языковой личности непрерывно движется от “красивых образов – к красивым мыслям, от красивых мыслей – к красивой жизни, от красивой жизни – к абсолютной красоте” (Платон).

Если учащийся правильно, точно, полно воспринимает текст, то это предполагает, что он обладает возможностью сконструировать авторский текст.

Создаю следующие условия, с помощью которых учащиеся смогут развить свои умения текстообразования:

1. Потребность поделиться с другими, услышать другую точку зрения.

2. Обладать различными видами речи.

3. Умение пользоваться интерактивом.

4. Работа в творческой атмосфере.

Все мышление учащихся развивается от их способности владеть речью.

Бахтин М.М. считает, что на базе текста можно изучить язык в действительности. Учу учащихся составлять текст с учетом для кого он предназначен, с какой целью текст создается, таким образом развивается дар слова, при этом проявляется индивиудальность каждого ученика.

Существует много подходов к анализу текста. Текст может сам по себе стать глубоко интересным, в нем можно много увидеть и на основании этого видения изучить и грамматическую часть, которая оживет и станет интересным благодаря текстоцентрическому подходу в обучении. Представляю пример использования текстоцентричексого подхода из опыта работы.


По русскому языку в 11 классе по теме: Речевое общение. Слушание. Параграф 25.

-Даю несколько минут просмотреть отрывок из сказки «Приключения Буратино», диалог Лисы и Базилио «Пять на два не делится», задаю вопрос, определяющий тему текста:

- О чем пойдет речь в незнакомом тексте? (Надо что-то поделить).

-Далее знакомлю с текстом: чтение текста по упражнению 248 .

Один человек оставил в наследство трем сыновьям семнадцать верблюдов. Половина верблюдов должна была отойти старшему сыну, треть- среднему, а д..вятая часть – младшему. Братья принялись делить насле..ство, но не смогли дог..вориться, ведь 17 не делит(?)ся ни на два, ни на три, ни на д..вять. Сыновья обратились за ответом к мудрой старух… Обдумав положение она сказала Поглядим что выйд..т если вы воз(?)мете моего верблюда.

Таким образом у сыновей оказалось 18 верблюдов. Старший сын забрал свою половину, то есть девять. Средний сын взял треть, то есть шесть. А младший получил девятую часть – двух верблюдов. Один верблюд оказался лишним. Они вернули его мудрой старухе. (Уильям Юри).

1. Затем с помощью вопросов проверяю первичное восприятие текста.

Какое впечатление произвел на вас этот текст? Какие вопросы возникли?

Как можно озаглавить текст? В чем состояла мудрость старухи в решении вопроса о наследстве братьев? Нужно ли уступать, что-то изменять в подходах к проблеме во время переговоров, в процессе речевого общения?

2. На втором этапе провожу аналитическое чтение текста.

«Вычитываем» информацию из текста, находим ключевые слова: наследство – три сына – 17 верблюдов – принялись делить наследство – не могли договориться – обратились за советом – мудрая старуха – возьмите верблюда – один верблюд лишний – вернули.
-Вчитаемся в детали и отметим, какие из них связаны между собой: наследство - не могли договориться – обратились к мудрой старухе.
-Какие образы они рождают? Богатство, обида, совет, мудрость, мир.

-Какие вопросы, противоречия возникают из этих смысловых связей?Сыновья не могли договориться без вмешательства мудрого человека.
Еще раз перечитаем текст и найдем слово, которое проходит через все абзацы, оно скрепляет текст в единое целое, создает подтекстовую информацию. Какую? (Наследство – это не только материальное, но и духовное - совет, мудрость).
-Какое словосочетание-синоним к слову наследство становится контекстуальным антонимом? (не могли договориться).Какие человеческие качества противопоставляются?(Жадность – щедрость, несогласие – мудрость),
Найдите в тексте к слову совет контекстуальный синоним (мудрость – совет).

-Какой смысл приобретают эти слова в тексте? (Мудрый – опытный, находчивый, обладающий смекалкой, дружелюбный).

-Как расширяется смысл словосочетания мудрая старушка?(Справедливая).

-Какой рождается образ?(Образ справедливости). Почему?(Никто не в обиде, все довольны, воля отца выполнена, все остались жить в мире и согласии).

-Дайте морфологическую характеристику слова мудрая. Определите тип связи в этом словосочетании мудрая старуха. Почему автор использует не ласково-уменьшительный суффикс – ушк -,а грубоватое, немного обидное слово старуха? (Это чужой, посторонний для братьев человек). Если заменить слово старуха на старушка – что меняется?

-Какие средства выразительности помогают автору передать собственное впечатление от проблемной ситуации?
(Эпитеты: мудрая, старший, средний, младший, лишний.

-Фразеологизм: обратились за советом, не смогли договориться.
Какой образ рождает этот фразеологизм?(обратились за советом – значит будут слушать, не смогли договориться – обиделись).

-По какому типу связи построены словосочетания: старшему сыну, мудрой старухе, средний сын, моего верблюда? Приведите еще примеры словосочетаний других типов (управление: обратились за советом, забрал половину). Какого типа словосочетаний мы не смогли найти? (Примыкание).

-Подумаем над следующим предложением: Обдумав положение она сказала Поглядим что выйдет если вы воз(?)мете моего верблюда.)
Какой образ возникает? (добрая старуха, не жадная, можно доверять, приобретение жизненной мудрости: не делить, а давать). Дайте характеристику этому предложению. Почему автор использует именно эту синтаксическую конструкцию? (Прямая речь. Слова автора. Она сказала – сказала –значит все – решила – нужно сделать. Не просто сказала, а обдумав. Использоване деепричастного оборота. Значит нужно – прежде думать – потом говорить).

-Найдите грамматическую основу в 1-м предложении. Чем выражено сказуемое? Почему именно такую форму выбирает автор?

-Охарактеризуйте 2-ю часть предложения. Найдите союз в этом предложении, какой он вносит смысл? Определите его разряд.

-Какова, на ваш взгляд, роль описания прошлых событий в определении авторской позиции? Какими образными средствами автор создает контраст описания молодого поколения и старого? (Нужно все-таки прислушиваться к советам, не решать сгоряча).

-Определите способ образования слова обдумав.
-С помощью какого лексического средства связаны предложения? (однокоренные слова, повтор слов).

-Какие вопросы или противоречия рождает текст? Сформулируем проблему.

-Какой вопрос волнует в содержании текста людей?

-Как еще можно было решить ситуацию, не обращаясь к старухе? (Подождать, когда верблюдов станет больше, чтобы поделить. Поделить поровну.) А правильно ли поделили? Почему не поровну? Как можно объяснить, что правильно? (Старший сын жил с отцом больше и помогал больше, поэтому ему половина и так далее.)

-Как автор относится к поднятой проблеме? Что помогает понять позицию автора?

-Как бы вы отблагодарили старушку за мудрость?
Автор говорит об истинно человеческих качествах: доброте, мудрости, щедрости, милосердии, сочувствии. Мы не должны быть равнодушными в современном мире и заботиться только о себе. Помоги, утешь, поддержи, порадуйся за другого, и мир станет добрее, светлее – такова позиция автора.

-Задание: напишите эссе, раскрыв свое видение проблемы по теме: «А все-таки делится ли пять на два?!».
-Домашнее задание. Подумайте, какие литературные ассоциации рождаются в связи с изученным текстом. Поднималась ли подобная проблема в произведениях других писателей? Какова ваша позиция по поднятой проблеме? Подберите литературные аргументы.

-Оцените свою работу, пользуясь критериями оценивания.

Еще Ф.И. Буслаев использовал образцовые художественные тексты для развития эстетики и нравственности у учащихся, при этом преследовал не только дидактические цели, но и воспитательные. И в современной школе текст является средством и обучения, и воспитания.

Учебный текст выполняет двойную задачу: он несет интеллектуальную информацию является «демонстратором» изучаемых языковых явлений и грамматических категорий. 

 Художественный текст дает возможность показать русский язык в его многообразии и богатстве.

Мы должны сделать все, чтобы ученики смогли с полностью реализовать себя как успешные, духовно-нравственные устойчивые граждане - и в этом способствует и текстоцентрический подход в обучении. Ученики не должны испытывать никаких трудностей, говоря о самых обычных вещах - такова сущность текстоцентрического подхода. Вовлечение в мыслительный процесс – это одна из главных задач учителя, способствующая развитию интереса к знаниям, поэтому эффективен первый этап восприятия текста – погружение в него. Пример погружения в текст на уроке русского языка в 11 классе (Изложение о снеге).

Нужно чтобы все встречи с предметом были радостными и интересными и создавали на уроке соревновательный дух. Вовлеченные в процесс обучения учащиеся оказываются в атмосфере положительной учебной мотивации.

Спасибо за внимание.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!