СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СОВРЕМЕННЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

СОВРЕМЕННЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Б. Баисова, преподаватель русского языка и литературы Гуманитарного колледжа г. Астана Проблемы сохранения здоровья студентов стали особенно актуальными на современном этапе. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у студентов, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении. В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья студентов. По словам профессора Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся».

Просмотр содержимого документа
«СОВРЕМЕННЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»

СОВРЕМЕННЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕТЕХНОЛОГИИ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Б. Баисова,

преподаватель русского языка и литературы

Гуманитарного колледжа г. Астана

Проблемы сохранения здоровья студентов стали особенно актуальными на современном этапе. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у студентов, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении.

В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья

студентов. По словам профессора Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и

воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся».

На своих уроках использую следующие принципы здоровьесберегающих технологий:

1. Личностно-ориентированные, где в центр образовательной системы ставлю личность студента, стараюсь обеспечить комфортные условия её развития и реализации природных возможностей.

2. Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья студентов и педагогов.

3. Дифференцированный подход.

Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося. И у меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому студенту и уделять внимание сильному. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше.

Эта технология приводит к улучшению психологического климата в коллективе, снижению показателей заболеваемости студентов. Освоив эту технологию, мне легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение, открывается простор для педагогического творчества.

Здоровьесберегающие технологии важны для любого преподавателя,

поэтому необходимо уделять внимание данной проблеме. Необходимо строить урок в соответствии с динамикой внимания студентов, учитывать время для каждого задания. Во избежание усталости учащихся нужно чередовать виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания – необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху студентов.

Для повышения умственной работоспособности студентов, предупреждения утомления и снятия у них мышечного статического напряжения я провожу игровые паузы. Это еще один способ сбережения здоровья студентов, кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, слежу за соблюдением студентов правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока.

Здоровьесберегающие технологии на различных этапах урока. Не всем учащимся легко дается русский язык, поэтому провожу работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, где ведомый более слабый студент чувствует поддержку товарища.

Чтобы не было перегрузки студентов, стараюсь соблюдать объём всех видов диктантов, текстов для изложений, а контрольные и зачётные работы проводить строго по календарно-тематическому планированию.

Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на уроке. Для лингвистического анализа использую, в качестве контрольных, самостоятельных работ, тексты, пропагандирующие спорт, разные его виды,

туризм. Задача преподавателя заботиться не только о физическом, но и духовном здоровье студентов.

Уроки литературы представляют широкие возможности для достижения этой цели. Мы все хорошо знаем расхожую фразу: «Литература—учебник жизни». Действительно, литература предоставляет нам непревзойдённые возможности учиться на примере жизни, действий и поступков различных героев, способствует стремлению учиться на чужих ошибках, а не набивать собственные шишки. С этой точки зрения литература уже самим своим содержанием позволяет формировать здоровый образ жизни, причём делать это не в назидательной, менторской манере, а говорить об этом как бы исподволь, незаметно. Эти возможности даёт и комедия Д.И.Фонвизина «Недоросль», и «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Н.В.Гоголя, и бессмертный роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин», и лирика М.Ю.Лермонтова, и роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» с его главным героем Евгением Базаровым, и роман-эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир» с семейством Болконских, и поэзия Сергея Есенина, и судьба Владимира Высоцкого... Яркие, запоминающиеся образы, высокие идеи, талантливые картины—всё это пробуждает эмоции учащихся, способствует воспитанию нравственности и формированию навыков здоровьесбережения. В этом отношении стоит более широкое и обобщающее значение придать совету Пушкина: «Учитесь властвовать собою». 
Изучение «искусства слова» невозможно без живописи и музыки. Чтение стараюсь сопровождать иллюстрациями великих художников, музыкальными произведения-

ми композиторов – классиков, таким образом, стараюсь воздействовать на эмоциональную сферу. Опираясь на методику В.Ф. Базарного, развешиваю иллюстрации в разные углы кабинета, это повышает активность работы , оказывает благоприятное влияние на развитие зрительно-моторной реакции, скорости ориентации в пространстве, а так же реакцию на экстренные ситуации в жизни. У них развивается зрительно-двигательная поисковая активность, а также зрительно-ручная и телесная координация. Учащиеся становятся зоркими, внимательными, и про них уже не скажешь, что они не видят дальше своего

носа.

Использование здоровьесберегающих технологий обеспечивает сохранение психического и физического здоровья студентов, способствует лучшему овладению ими системой знаний, умений и навыков.

В заключении хочется сказать: «Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».

Преподаватель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный и эмоциональный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий.

В ходе всей деятельности в направлении здоровьесбережения на уроках русского языка и литературы я вижу определённые положительные результаты. Они выражаются в итогах опроса, проводимого

мной в группах, где работаю.

  1. С каким настроением вы идете на урок?

  2. Устаете ли вы к окончанию уроков русского языка и литературы?

Таким образом, умелая организация урока на основе здоровьесбережения содействует сохранению здоровья студентов, а подбор примеров, приёмов, заданий из арсенала предмета (русского языка и литературы) способствует формированию у обучающихся норм и правил здорового образа жизни.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!