СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Создание безбарьерной среды в общении и социализации обучающихся с ОВЗ в общеобразовательной школе средствами социально-культурной деятельности

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тенденции современного образования требуют от школ перспективного инновационного развития. Механизмы адаптивных стратегий для детей с ОВЗ являются закономерным этапом признания их прав на предоставление равных возможностей в школьной среде. Включение особенных детей не только в образовательную, но и в социокультурную школьную среду являет собой инклюзивное образование. Базовой нормой в СК среде школы, работающей по инклюзивным принципам, становится идеология, исключающая любую дискриминацию. Одним из условий создания единого школьного социума становится доступность общения и открытый доступ к системе внеурочной деятельности для всех учеников, создание возможности общения на всех уровнях обучения.

Просмотр содержимого документа
«Создание безбарьерной среды в общении и социализации обучающихся с ОВЗ в общеобразовательной школе средствами социально-культурной деятельности»

Проект

Создание безбарьерной среды в общении и социализации обучающихся с ОВЗ в общеобразовательной школе средствами социально-культурной деятельности


Введение

Тенденции современного образования требуют от школ перспективного инновационного развития. Механизмы адаптивных стратегий для детей с ОВЗ являются закономерным этапом признания их прав на предоставление равных возможностей в школьной среде. Включение особенных детей не только в образовательную, но и в социокультурную школьную среду являет собой инклюзивное образование. Базовой нормой в СК среде школы, работающей по инклюзивным принципам, становится идеология, исключающая любую дискриминацию. Одним из условий создания единого школьного социума становится доступность общения и открытый доступ к системе внеурочной деятельности для всех учеников, создание возможности общения на всех уровнях обучения.

Внедрение и развитие системы инклюзивного образования связано с изменением парадигмы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Современный мир становится всё более открытым, создается единое образовательное пространство, выступающее важным фактором при обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья. Любой ребенок, обладающий специфическими потребностями должен не только получать знания и обучаться, но и иметь возможность равного общения со сверстниками. Ребенок с ОВЗ должен социализироваться, войти в общество, для этого в при «включении» такого ребенка в общеобразовательную систему лежит психолого-педагогическая помощь, направленная на установление позитивного взаимодействия, активного контакта, а налаживание отношений с окружающим миром, которые должны стать частью жизненного мира отдельного ребенка с ограниченными возможностями.

В привычной для нас системе образования, ребенок с ОВЗ занимается индивидуально с учителем, переходя на домашнее или дистанционное обучение. Такой подход приводит к негативному отношению к детям с особыми потребностями, как у сверстников, так и у родителей обучающихся. Зачастую не желая своему ребёнку подобной участи, родители скрывают диагноз или отказываются от прохождения ПМПК, чем только ухудшают положение ребёнка.

На современном этапе развития образования интеграция теряет свою актуальность. К образованию предъявляются новые требования. Целью обучения ребёнка с ОВЗ становится не только получение знаний, но и адаптация учебной и социальной среды к возможностям данного ребенка. Особое значение приобретает организация не столько совместной ведущей для определенного возраста деятельности, сколько совместного мира жизни детей. Инклюзия основывается на идеи создания единого образовательного пространства, в котором имеются разные образовательные маршруты для тех или иных участников, ее цель – создание «одной школы для всех»1. По мнению Н.М. Назаровой (2009), инклюзивное образование – не только активное включение детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс массовой школы, но и перестройка всего процесса массового образования как системы для обеспечения образовательных потребностей всех детей, т.е. смены методологии внедрения интеграции в систему образования. Рассматривая инклюзивное образование с такой точки зрения, инклюзивное образование становится не самоцелью образования, а одной из ступеней включения человека в общество, в социальную жизнь, формирования гражданской позиции у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Нормативно-правовая база проекта

При разработке проекта по созданию «безбарьерной» среды в общении обучающихся ГБОУ СОШ с.Дмитриевка в качестве основной нормативно-правовой базы выступили:

Федеральный Закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Федеральный Закон от 03.05.2012 № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов».

Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».

Письмо министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми инвалидами».

Приказ МО и науки РФ от 31.12.2015 № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный 17 мая 2012г № 413».

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1598 от 19.12.2014г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1015 от 30.08.2013г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №734 от 17.07.2015г. «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1015 от 30.08.2013».

Постановление № 26 от 10.07.2015г. Об утверждение СанПин 2.4.2. 3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Концепция Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Рекомендации по внедрению специальных федеральных образовательных стандартов, в том числе по совершенствованию нормативной и методической базы, описание механизмов внедрения ФГОС образовательных учреждениях.

Рекомендации по организации специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях.

Рекомендации по осуществлению государственного контроля качества детей с ОВЗ.

Примерные адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования (далее - АООП НОО) одобренные решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15).


Актуальность проекта

Одной из важнейших задач основного общего образования является обеспечение условий индивидуального развития для всех обучающихся, в особенности тех, кто нуждается в особых условиях обучения – детей с ОВЗ.

В 2016-2017 учебном году в ГБОУ СОШ с. Дмитриевка обучались 13 человек с различными диагнозами ОВЗ. 6 человек подтвердили свой диагноз только в 9 классе. Среди выявленных диагнозов большинство - ЗПР, также в школе обучается ребёнок с диагнозом аутизм, ребенок с нарушением слуха (проведена операция по кохлеарной имплантации). К сожалению, большинство родителей подвержены негативному стереотипу о «детях со справкой», выданной ПМПК, считая, что поставленный там диагноз навредит ребёнку больше, чем поможет. Вследствие чего родители, сам ребенок и школа сталкиваются с трудностями в реализации инклюзивного подхода к обучению.

Таблица 1

Среди наиболее распространённых проблем в реализации инклюзивного обучения наблюдаются:

Негативное отношение родителей к тому, что в классе с их здоровым ребенком обучается ребенок-инвалид. Многие родители против такого общения. Такая позиция не просто ошибочна, она губительна в первую очередь для их же ребенка.

Проблема общения с одноклассниками. Психология детей отличается от психологии взрослых. Не редки случаи, когда отличающемуся от большинства учеников в школе ребёнку устраивают невыносимые условия: его обзывают, унижают.

Все вышеперечисленные факторы являются частыми препонами на пути развития безбарьерной среды. Поэтому при создании проекта в первую очередь необходимо обратить внимание на работу по развенчиванию стереотипов. Выработке единой позиции родителей и педагогов по вопросу корректного отношения к ребенку с ОВЗ.

Совместное обучение полезно не только ребенку с ОВЗ, но и здоровым детям, взрослым. Чувствуя поддержку со стороны взрослых и сверстников, ученик с ОВЗ успешнее овладевает школьной программой, повышается его самооценка, он стойко и спокойно преодолевает все трудности.

Качество дальнейшей жизни такого ребёнка зависит не от уровня полученных знаний, а от того, насколько он социально адаптирован и компетентен, насколько умеет управлять жизненными обстоятельствами. Научиться всему он может только в обществе обычных здоровых сверстников.

Современная школа в состоянии помочь «особому» учащемуся достичь того уровня, который в дальнейшем даст ему возможность легко адаптироваться к жизни, продолжить образование, найти призвание в жизни.

Цель и задачи проекта

Цель: Создание безбарьерной среды в общении для обеспечения равного доступа к и необходимых условий для социализации всеми обучающимися.

Задачи:

Изучить нормативные документы, регламентирующие работу с детьми с ОВЗ

Создать нормативно-правовые, кадровые, программно-методические, материально-технические условия, необходимые для реализации проекта.

Создать условия для безбарьерной среды в общении;

Подготовка педагогических кадров для работы с детьми с ОВЗ в контексте инклюзивного образования; развитие социального партнерства;

Поддерживать позитивное толерантное отношение к обучающимся с ОВЗ.

Ожидаемые результаты:

  • - выход детей с ОВЗ из состояния изолированности от общества;

  • - реализация конституционных прав детей с ОВЗ на образование и общение в соответствии с их возможностями

  • - создание толерантного школьного общества;

  • нивелирование ограничений и неравенства возможностей детей о ОВЗ.

  • -реализация обучающихся в школьном обществе

  • Развитие школьной культуры «Разные, но равные».


Сроки реализации проекта: 2016-2018годы.


Три аспекта развития проекта:

  • Развитие инклюзивной практики

  • Развитие инклюзивной политики

  • Создание инклюзивной культуры

Этапы реализации:

Чтобы помочь «особому» ребенку адаптироваться среди сверстников, разрушить барьеры в общении ученики с ОВЗ должны получить возможность участия в общих виды деятельности, в коллективную и групповую формы обучения, использовать игры, совместные исследования, проекты.

Данный проект включает в себя два основных этапа — этап подготовки к инклюзивной стратегии развития и этап реализации изменений в управлении, культуре и практике воспитательного процесса.

Для успешного планирования и анализа существующих тенденций в целом необходимо располагать объективными данными. Для эффективного управления процессом внедрения и развития инклюзивной практики необходимо понимать и объективно оценивать складывающиеся в ней проблемы и тенденции. Для оценки качества инклюзивного процесса в системе образования необходима разработка комплекса программ мониторинговых исследований, связанных с динамической оценкой психологических параметров процесса инклюзии в общеобразовательном учреждении и в системе в целом2.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

Так как в рамках проекта «Наша новая школа» создается государственная (федеральная) программа «Доступная среда - безбарьерная среда». Важно осознать, какие барьеры предстоит преодолеть, чтобы предоставить каждому ребенку право на доступное и качественное образование по месту его проживания, без отрыва от семьи, родителей и сверстников.

Инклюзивное образование – это естественный и закономерный этап в развитии системы образования, подходов к образованию особенных детей, обладающих специальными образовательными потребностями в силу ограниченных возможностей своего здоровья. Инклюзивное образование понимается и реализуется как благо для всех тех, кто таких детей учит, кто учится вместе с ними, кто воспитывает их в семье – и как шанс и для всего гражданского общества, получающего возможность на практике реализовать гуманистические ценности равных прав, свобод и достоинств каждого человека.


Этапы реализации проекта

1 этап

Задачи

сроки

Подготовительный

 

  1. Изучение законодательной базы, приказов и распоряжений, регламентирующих работу общеобразовательной школы в сфере инклюзивного образования

  2. Разработка нормативно-правовой базы школы в соответствии с Законодательством РФ об инклюзивном образовании;

  3. Разработка программы системы поиска и поддержки детей с ОВЗ.

  4. Изучение контингента школы

  5. Создание постоянно действующей системы психологической поддержки педагогических кадров;

  6. Разработка воспитательной системы, направленной на создание и поддержку безбарьерной среды в общении.

  7. изучение эффективных методик в работес детьми с ОВЗ

  8. разработка и планирование работы с родительской общественностью школы

  9. поиск партнёров и заключение договоров с организациями, или специалистами, чья деятельность совпадает с целями проекта.


20.08.2016-30.09.2016



01.10.2016-01.11.2016



01.11.2016 – 31.12.2016


01.09.2016-01.12.2016

16.01.2017



16.01.2017 – 31.05.2017



16.01.2017 – 31.05.2017


16.01.2017 – 31.05.2017


16.01.2017 – 31.05.2017



2 этап

Задачи

сроки

Этап запуска проекта 

На этом этапе планируется организация и проведение семинаров, консилиумов, педсоветов, заседания ТГ, организация конкурсов, олимпиад для учащихся. Предусматривается психологическая, педагогическая и социальная поддержка детей с ОВЗ.

20.08.2017 – 06.10.2017

Основной этап развертывания проекта

 1. Диагностика индивидуальных особенностей развития детей инклюзивных классов.

2. Планирование совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивного класса.

3. Проведения цикла классных часов, направленных на освещение проблемы обучающихся с ОВЗ

4. Работа с советом старшеклассников, активом школы

5. Включение обучающихся с ОВЗ в тренинги и общешкольные дела

6. Создание добровольческого отряда, включение в его работу детей всех возрастов и возможностей

7. Разработка и проведение социально-значимых акций, направленных на поддержание позитивного отношения между обучающимися

8. освещение работы проекта в СМИ, в интернете

9. Систематическая работа группы психологической поддержки педагогов и родителей

10. Ведение просветительской деятельности в отношении инклюзивного образования среди всех участников образовательного процесса

11.Оценка эффективности проекта.

01.09.2017 – 01.12.2017


01.09.2017-01.10.2017


13.09.2017-01.11.2017



13.09.2017 – 11.10.2017


01.09.2017 – 31.05.2018


08.11.2017 – 31.05.2018



20.08.2017 – 31.05.2018



01.09.2017-31.05.2018


20.08.2017-31.05.2018



20.08.2017-31.05.2018



01.06.2018 – 30.06.18

Завершающий этап проекта

Проанализировать реализацию Проекта и достигнутых результатов, определить проблемы, возникшие в ходе реализации Проекта, наметить пути их решения, составить перспективный план дальнейшей работы в этом направлении.

01.06.2018 – 30.06.18

 

Направления работы:

  • консультационная поддержка педагогов, обучающих и сопровождающих учащихся с ОВЗ, родителей учащихся по различным вопросам; в т. ч. подготовка рекомендаций для педагогов и родителей по выбору ИОМ; по формированию УМК и созданию адаптированных программ;

  • формирование толерантности в школьной среде:

  • сопровождение учащихся с ОВЗ; отслеживание учебных достижений учащихся с ОВЗ (в т.ч. инвалидов и учащихся, обучающихся дистанционно и на дому),их социализация;

  • проведение семинаров, круглых столов и других мероприятий.

План работы

Направление деятельности


Наименование мероприятий

Результат

Создание

организационно-

педагогических

условий

- создание открытой среды воспитания и социализации;

- совершенствование материально- технической базы;

Совершенствование необходимой ресурсной базы.


Готовность к

реализации

- создание финансового обеспечения проекта;

- информационное обеспечение проекта;

- развитие социального партнерства проекта


Подготовка педагогических кадров


- подготовка и переподготовка педагогических кадров;

- определение рабочей группы;

- консультирование педагогов по вопросам сопровождения учащихся с ОВЗ;

- информирование на августовском педсовете о теме, цели и задачах проекта;

- проведение МПК школы с привлечением педагогов;

Повышение квалификации педагогов


Создание нормативно- правовой базы


изучение имеющейся нормативной базы;

- создание локальных нормативных актов .


Сопровождение

учащихся с ОВЗ


-формирование группы учащихся с ОВЗ ( зачисление учащихся через МПК района;

- направление учащихся на ПМПК;

- подготовка рекомендаций по выбору ИОМ.


Методическое обеспечение проекта


- подготовка глоссария;

- подготовка рекомендаций по сопровождению учащихся с ОВЗ;

- создание группы психологического сопровождения педагогических работников, работающих с обучающимися с ОВЗ


Формирование

толерантной

школьной среды


- запуск школьного работы школьного добровольческого отряда

- Работа с советом старшеклассников

- подготовка программы тренингов для педагогов;

- запуск проекта « Школьное ТВ»


Работа с родителями учащихся


- Анкетирование и выявление социальных потребностей;

- привлечение к управлению школой;

- индивидуальная работа (консультации специалистов Службы сопровождения и педагогов, собеседования, обследование семей );

- создание программы тренингов;

- обеспечение информационными ресурсами



План мероприятий по включению обучающихся с ОВЗ в СК среду школы на первое полугодие 2017-2018 года*

Все предложенные формы работы не требуют выведения детей с ОВЗ на первый план. Через данную работу исподволь формируется хорошее отношение к постоянным участникам акций.

Форма работы

Название мероприятия

Кол-во участников

Классные часы

«Разные, но равные»

Классные часы, рассказывающие о правах на образование и общение всех детей.

Классные часы, рассказывающие о людях с особенностями в развитии, инвалидах, об их участии в жизни общества. О поэтах, спортсменах, общественных деятелях.

1-11 классы

Совет старшеклассников

Заседание совета старшеклассников. Рассмотрение проблемы отношений между обучающимися с ОВЗ и другими учениками. Выбор форм и направлений в работе.

Обсуждение возможности включения детей с ОВЗ в общешкольную жизнь

14 человек

Акция, посвященная Дню учителя

Оформление школы, совет старшекласснтков, совместно с учениками школы готовит сюрприз для учителей: лотерея, газета, цветы всем учителям.

День самоуправления.

Старшеклассники пробуют различные формы работы с детьми, проводятся танцевальные перемены, для учителей проведен урок, в котором разрабатывается и обуждается модель «хорошего» и «плохого» учеников.

300

Акция по созданию экологического уголка школы

Акция по созданию экологического уголка школы.

Оформление коробки для сбора макулатуры и батареек,стеллажа для Буккроссинга «Вторая жизнь книги». Включение в акции по сбору макулатуры и батареек всех учеников школы.

Беседы совета старшеклассников с учениками школы об экологических проблемах. Привлечение внимания к тому, что не смотря на различия в людях, у нас одни цели и потребности.

14 активных

Выставка работ «Осенняя фантазия»

Выставка работ учеников начальной школы из природного материала


Фотокросс «Осенний карнавал»

Проведение «Осеннего карнавала», фотокросса и дефиле костюмов.


Работа школьного телевидения

Освещение в видео роликах достижений, планов работы.


Конкурс

«Моя школа», выставка художественных работ


Конкурс

Проект новогоднего украшения кабинета

1-11 классы

Устный журнал

Ведущий раскрывает тему «разные, но равные» через рубрики многообразие культур, традиций, возможностей


Создание классного портфолио

Раскрытие индивидуальностей детей классного коллектива и особенностей класса

1-11 класс



1 Опыт работы школы в режиме районной экспериментальной площадки по теме: «Инклюзивное образование в общеобразовательной школе» (сборник статей и методических материалов) https://www.school619.ru/school-life/ovz/seminary/

2 Портал психологических изданий PsyJournals.ru — http://psyjournals.ru/inclusive_edu/issue/43983_full.shtml [О мониторинге инклюзивного процесса в образовании - Инклюзивное образование: методология, практика, технологии]


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!