СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Создание единой системы отслеживания результатов обучающихся (ФГОС И БУД) из опыта работы Учитель: Старокожева З.С.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальная педагогическая проблема – привести систему оценивания в соответствие с поставленными целями образования, разработать технологичные измерители уровня достижения как содержательных, так и деятельностных, а также воспитательных целей. В связи с возникающими вопросами по оцениванию детей, возникла необходимость в рассмотрении данного вопроса.  

Просмотр содержимого документа
«Создание единой системы отслеживания результатов обучающихся (ФГОС И БУД) из опыта работы Учитель: Старокожева З.С.»

Создание единой системы отслеживания результатов

обучающихся (ФГОС И БУД) (слайд 1)

01.11.2018 г педсовет



(слайд 2) «Сравнивать можно результаты
сегодняшней работы одного и того же школьника
с результатами того, что было раньше».
Ш.А. Амонашвили.

(слайд 3) Актуальная педагогическая проблема – привести систему оценивания в соответствие с поставленными целями образования, разработать технологичные измерители уровня достижения как содержательных, так и деятельностных, а также воспитательных целей. В связи с возникающими вопросами по оцениванию детей, возникла необходимость в рассмотрении данного вопроса.

На сегодняшний день нет нормативных документов, регламентирующих критерии оценивания ЗУН учащихся, обучающихся по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Поэтому за основу возьмем ФГОС и я расскажу о некоторых вариантах оценивания результатов обучения. Оценивание рассматривается как одна из важных целей обучения, предусматривается, что учитель и ученик вместе определяют

отметку. Проблема отметки образовательной деятельности – одна из ключевых проблем современной педагогики. Оценка связана непосредственно с эффективностью образования, именно она является в конечном счете, выражением качества обучения. От того, насколько современны средства отметки, как они связаны с целями, содержанием и методами обучения, во многом зависит успешное функционирование образования.

(слайд 4) Цель системы оценивания: разработка и создание единой системы отслеживания результатов обучающихся в освоении основной образовательной программы.

Основные задачи:

1) создание модели системы оценивания достижения планируемых результатов,

обеспечивающей комплексный подход к оценке всех групп результатов образования;

2) определение объектов оценивания;

3) обозначить цель использования результатов.

Дети с интеллектуальной недостаточностью требуют вдвое больше внимания к оцениванию своей деятельности. Данная потребность может утрачиваться, что влечет за собой низкую мотивацию на учебную деятельность

Во время обучения в 1-м классе всячески старалась поощрять и стимулировать работу учеников, используя качественную оценку. На этом этапе обучения результатом является появление даже незначительных предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления под руководством и контролем учителя.

Оценка достижения предметных результатов базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.

Первокласснику не всегда понятны качественные оценки. Исходя из этого мы использовали безотметочную систему оценивания понятную родителям и детям. Предметные результаты оценивались словесно: словесно («Умница», «Молодец», «Ты пример». «Ты справился», «Все получится», «Постарайся» и т. д.) (слайд 5) и с использованием графических символов (▲, ☼, ☺, ■ и др.). (слайд 6)

В соответствии с требованиями Стандарта для обучающихся с интеллектуальными нарушениями оценке подлежат личностные и предметные результаты детей.

Всесторонняя и комплексная оценка овладения первоклассниками социальными (жизненными) компетенциями осуществлялась на основании применения метода экспертной оценки. Для полноты оценки личностных результатов освоения обучающимися с умственной отсталостью мы учитывали и мнение родителей (законных представителей), поскольку основой оценки служил анализ изменений поведения обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах (школьной и семейной). Результаты были представлены в табличной форме с удобными и понятными всем условными единицами:

навыка нет – 0 начинающийся навык – 1 в стадии формирования – 2 сформирован – 3

(слайд 7) Диагностическая карта

Графо-моторные умения Знания об окружающем мире

Социальная адаптированность Развитие связной речи

Чтение Русский язык

(слайд 8) Личностное БУД на уроке и внеклассных занятиях

(слайд 9) Диагностика уровня усвоения предметных результатов



Это таблицы отслеживания образовательных достижений обучающихся, позволяют: (слайд 10)

  • выявить уровень освоения темы и рассмотреть динамику усвоения учебного материала;

  • определить типичные ошибки в знаниях и умениях обучающихся по предмету;

  • скорректировать работу по устранению данных ошибок с целью повышения результативности коррекционно-образовательной работы.

В основу мониторинга положен уровневый подход, позволяющий наиболее точно определить качество усвоения обучающимся того или иного умения. В таблицу усвоения учебной программы для удобства вносятся цветовые обозначения того или иного уровня.

Одной из основных задач начального обучения обучающихся является формирование основ элементарных знаний в таких образовательных областях, как русский язык, чтение и речевая практика, математика и применение математических знаний, мир природы и человека – практика взаимодействия с окружающим миром, знания о человеке – практика личного взаимодействия с людьми, знания в области искусств – практика художественного ремесла и художественного творчества. По этим основным параметрам построена таблица.

По результатам динамики мы будем видеть не только положительный результат, но и проблемы, которые будем решать совместно с родителями. Результаты оценки личностных достижений заносятся в карту наблюдений «Солдо», что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и отслеживание наличия или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.

(слайд 11) Оценка предметных результатов начинается со второго полугодия 2-го класса (согласно модели ФГОС), т. е. в тот период, когда у обучающихся уже сформированы некоторые начальные навыки, а сама учебная деятельность для них будет привычной, и они смогут ее организовывать под руководством учителя. С первого дня обучения отслеживаю уровень усвоения знаний по предметам для определения эффективности своей работы.

Результаты выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий: по способу предъявления (устные, письменные, практические); по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие) и т. д.

Процедура балла. (слайд 12)

1 Что контролировать и оценивать?

2. Кто оценивает?

3. Как оценивать?

4. Где фиксировать результаты?

5. По какой шкале оценивать?

При выставлении баллов успешности выдвигаю для себя набор требований (правил). Оцениваю любое, особенно успешное, действие, а фиксирую баллы только после решения поставленной задачи. Баллы ставлю в рабочий журнал, дневник школьника. За каждую проверочную работу по итогам темы баллы ставлю всем ученикам.

Результаты, продемонстрированные обучающимися целесообразно соотносить, с оценками типа: (слайд 13)

0 баллов — действие отсутствует;

1 балл — смысл действия понимает, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;

2 балла — преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

3 балла — способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по указанию;

4 балла — способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;

5 баллов — самостоятельно применяет действие в любой ситуации

(слайд 14) Ожидаемые результаты обучающихся по предмету: Русский язык по теме:

Списывание по слогам и целыми словами с печатного текста с орфографическим проговариванием

Имена

Русский язык


Списывание по слогам и целыми словами с печатного текста

с орфографическим проговариванием.


Ожидаемый результат на конец

1 четверть

Ожидаемый

результат на конец

2 четверть

Ожидаемый результат на конец

3 четверти

Ожидаемый

результат на конец года

Анастасия М

1

1

1

2

Данил Н.

2

3

3

4

Артем Б

1

2

2

3


Данная система оценивания позволяет адекватно аргументировать оценку способностей каждого обучающегося. Оценивание повышает мотивацию. Если ребенок успешен, то он готов двигаться навстречу новому, формируется позитивное отношение к учебе. В свою очередь данная система оценки демонстрирует учителю не только достижения, но и проблемы. Это позволяет скорректировать свою дальнейшую деятельность.

Формы контроля и учета достижений обучающихся (слайд 15)

Используя три вида оценивания: стартовая диагностика; текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения; итоговое оценивание.

Текущая аттестация - устный опрос - письменная самостоятельная работа - диктанты - контрольное списывание

В текущем оценивании использую субъективные методы (наблюдения, самооценка и самоанализ) и методы, основанные, как правило, на анализе письменных ответов и работ обучающихся.

Итоговая аттестация - –контрольная работа;

–диктант;

–проверка осознанного чтения

Итоговое оценивание происходит в конце года, а затем в конце обучения в начальной школе.

Формы представления образовательных результатов (слайд 16)

Табель успеваемости по предметам;

Тексты итоговых контрольных работ, диктантов и анализ их выполнения;

Устная оценка учителем успешности результатов, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в обученности по предметам;

Портфолио достижений;

Результаты психолого–педагогических исследований.

Формы контроля и учета достижений: (слайд 17) Внеурочная деятельность - участие в выставках, конкурсах, соревнованиях - активность в проектах.

(слайд 18) Систематическое отслеживание результатов оценивания обучающихся позволяет:

- повышать объективность оценивания;

- обучающимся быть опорой для дифференцирования собственных затруднений;

- высказывать суждения, осуществлять содержательную оценку;

Личностные результаты (слайд 19)

Личностные результаты рассматриваются как достижения обучающихся в их личностном развитии.

Основным объектом оценки личностных результатов является сформированность базовых универсальных действий, включаемых в три следующие основные блока:

1) смыслообразование - поиск и установление личностного смысла учения;

2) морально-этическая ориентация - знание основных моральных норм и ориентация на выполнение норм на основе понимания их социальной необходимости

3) самоопределение и самопознание - сформированность внутренней позиции школьника.

Основное содержание оценки личностных результатов в начальной школе строится вокруг оценки:

− сформированности внутренней позиции школьника, ориентация на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;

− сформированности основ гражданской идентичности;

− сформированности самооценки;

− сформированности мотивации учебной деятельности;

− знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений.

Оценка личностных результатов осуществляется: (слайд 20)

1) в ходе внешних мониторинговых исследований

(«Программа изучения личности ученика» Якиманской И.С., Рябоштан Е.П.);

2) в рамках системы внутренней оценки (рефлексивная самооценка учебной деятельности по различным методикам: индивидуальные листы наблюдений, тесты, анкеты, опросные листы и др.).

Инструментом оценки личностных результатов также могут служить следующие методики: (слайд 21)

1) для определения уровня сформированности мотивации к обучению: тест «Домики» (О.А. Орехова), тест Люшера, проба на познавательную инициативу «Незавершенная сказка»;

2) для определения уровня сформированности умения самооценивания: методика «Кто Я?» (Кун), «Линеечка успеха», «Лесенка»;

3) для определения уровня сформированности морально-этической ориентации: диагностика нравственной воспитанности по методике М.И. Шиловой, анкета «Оцени поступок» и др.

Результаты личностных достижений обучающихся не подлежат итоговой оценке

качества освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Итогом мониторинговых исследований является обобщённая оценка личностных результатов.

Метапредметные результаты

Оценка метапредметных результатов предполагает оценку уровня сформированности базовых учебных действий обучающихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных).

(слайд 22) Основным объектом оценки метапредметных результатов является сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных базовых универсальных действий:

1) умения ставить цель, планировать, прогнозировать, контролировать (волевая саморегуляция), корректировать и оценивать свои действия;

2) умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;

3) умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов;

4) сформированность логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий, отнесения к известным понятиям;

5) умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем.

Основное содержание оценки метапредметных результатов в начальной школе строится вокруг умения учиться, т. е. той совокупности способов действий, которая и обеспечивает способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.

Предметные результаты

Оценка предметных результатов – это оценка планируемых результатов по отдельным предметам.

Достижение этих результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в инвариантной части базисного учебного плана.

Предметные результаты содержат в себе: (слайд 23)

1) систему предметных знаний, которая выражается через учебный материал различных направлений;

2) систему формируемых предметных действий, которые направлены на применение знаний, их преобразование и получение нового знания.

Объектом оценки предметных результатов является способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи на основе метапредметных действий.

Оценка предметных результатов осуществляется: (слайд 24)

1) в ходе внешних мониторинговых исследований;

2) в рамках системы внутренней оценки (стартовое, текущее и промежуточное оценивание, итоговые контрольные работы по предметам).

Инструментом оценки предметных результатов являются контрольные, проверочные, самостоятельные работы, тесты, диктанты, творческие работы, проекты, самоанализ и самооценка учащихся и др., а также итоговые контрольные работы по предметам.

Полученные результаты фиксируются в накопительной системе оценки (журнал, Портфолио) и учитываться при определении итоговой оценки.

Портфолио обучающегося (слайд 25)

Эффективной формой оценивания динамики учебных достижений обучающихся начальных классов является Портфолио - «портфель достижений».

В состав Портфолио каждого ребёнка целесообразно включать следующие материалы:

1. Подборка детских работ, которая демонстрирует нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней рассуждений, творчества, рефлексии (письменные работы по предметам, фото, видеоматериалы, продукты собственного творчества,

2.Систематизированные материалы наблюдений (отдельные листы наблюдений, оценочные листы, результаты стартовой диагностики и результаты тематического и

итогового тестирования, выборочные материалы самоанализа и самооценки обучающихся).

3. Материалы, характеризующие достижения обучающихся во внеучебной деятельности.

Права и обязанности родителей: (слайд 26)

Родитель имеет право:

- знать о принципах и способах оценивания в данной школе;

- на получение достоверной информации об успехах и достижениях своего ребенка;

- на индивидуальные консультации с учителем по поводу проблем, трудностей и путей преодоления их у своего ребенка.

Родитель обязан:

- соблюдать правила оценочной безопасности и основные Положения системы оценивания







Заключение

Цель моего выступления – поделиться опытом работы по созданию системы отслеживания результатов обучающихся.

В основе оценивания я использовала следующие показатели: самостоятельность, сформированность представлений (действий, операций), объём и правильность выполненных заданий. 

Система отслеживания результатов обучающихся по АООП учитывает такие моменты как: (слайд 27)

- оценивать результаты - предметные, метапредметные и личностные;

- сколько ставить отметок?

- где накапливать отметки?

- когда ставить отметки?

- по каким критериям оценивать?

- как определять итоговые отметки?

Система контроля и оценивания позволит установить ответственность за качество процесса обучения. Результат деятельности будет определяться, прежде всего, по глубине, прочности и систематичности знаний обучающихся, уровню их воспитанности и развития.

Литература:

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0-4 классы. – СПб: филиал издательства «Просвещение», 2016. (Под ред. И.М. Бгажноковой).

Эстетическое воспитание во вспомогательной школе VIII вида / под ред. Т. Н. Головиной. — М.: Академия, 2014. — 104 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. /М., «Просвещение», 2011г.

Планируемые результаты начального общего образования. /М., «Просвещение»,2011г.

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. /М., «Просвещение»2012г.

































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!