СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Создание флорариумов как один из путей инновационной деятельности в дополнительном образовании на занятиях кружка «Юный исследователь»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассмотрено ,как самому создать авторский флорариум.

Просмотр содержимого документа
«Создание флорариумов как один из путей инновационной деятельности в дополнительном образовании на занятиях кружка «Юный исследователь»»

Создание флорариумов как один из путей инновационной деятельности в дополнительном образовании на занятиях кружка «Юный исследователь»

Тимощенко С.Е.

«Горловский многопрофильный техникум37», Учреждение дополнительного образования «Донецкий Республиканский эколого-натуралистический центр»

Воспитание экологической культуры – одна из актуальнейших задач в сложившемся потребительском отношении к природе. Одним из путей воспитания у студентов училища любви к природе, своему краю, дому является приобщение их к изучению природы и активная деятельность во внеурочное время.

Работа с комнатными растениями прививает студентам навыки по выращиванию и уходу за растениями, раскрывает эстетическое, практическое, оздоровительное, познавательное значение в их жизни. Озеленение помещений, в том числе и кабинетов, в которых студенты проводят большую часть времени, получает все большее распространение, интерес к декоративным растениям, пригодных для этой цели, постоянно возрастает.

В связи с этим отдельные темы творческого объединения «Школа юного исследователя» направлены на изучение размножения растений, закрепления биологического понятия как «вегетативное размножение и его скорость». И в этом студентам помогает создание ими флорариумов. Работа по их созданию расширяет кругозор, заставляет студентов глубже узнавать мир растений, способствует приобретению опыта по организации собственной деятельности.

Вначале студенты узнали об истории создания флорариумов, о том, что в 1830 году англичанин доктор Натаниэль Вард случайно сделал интересное открытие. В процессе эксперимента с куколками бабочки, которых он поместил в закрытый стакан с влажной землей, чтобы бабочка, выйдя из куколки, не улетела, он обнаружил, как в закрытом стакане, где отсутствовал водо- и воздухооборот, проросли трава и небольшой папоротник. Тогда Вард, продолжая исследования, утвердился в мысли, что растения могут расти внутри закрытой стеклянной емкости на протяжении длительного времени. Это открытие быстро нашло практическое применение в форме флорариумов. Флорариум – это декоративная композиция из комнатных растений в прозрачных стеклянных емкостях всевозможных размеров и форм. Студенты установили, что флорариумы отлично подойдут для украшения кабинетов училища, так как достаточно компактны и займут куда меньше места, чем массивные вазоны или кадки с высокими растениями. Они благоприятно влияют на здоровье человека, создают комфортную атмосферу. После этого были поставлены  задачи: изучить и обобщить теоретический материал о суккулентах и ландшафтном дизайне. Собрать литературу о флорариумах и их видах, определить какие растения могут быть приспособлены для высадки во флорариум, проанализировать различные техники формирования флорариума, изучить правила гармонии цвета при создании авторского флорариума, классифицировать растения по отделам, семействам и родам. Прежде, чем приступить к творческому процессу создания флорариума, студенты ознакомились с многообразием моделей, вариантами размещения и правилами подбора растений. В задачи исследования так же входило классификация суккулентов используемых для флорариума. Были изучены различные группы растений: Семейство Толстянковые (Crassulaceae DC.): род Котиледон (Cotyledon): Котиледон округлый ( C.orbiculataL.); род Седум (Sedum L.): Седум Моргана (S.morganianum E. Walth.); род Толстянка (CrassulaL.): Толстянка овальная (C.ovata Mill.), Cемейство Кактусовые (Cactaceae Juss.): род Опунция (Opuntia Tournef.) Mill.: Опунция мелковолосистая (O.micrjdasys Lehm.); род Пейреския (Peireskia (Plum.) Mill.): Пейреския шиповатая (P.aculeata (Plum.) Mill.). В процессе работы над созданием флорариумов студенты определили, что для этой цели следует выбирать кактусы и суккуленты (растения, которые накапливают воду в листьях). Они не разрастаются, оригинально выглядят, не требуют частого полива, неприхотливы в уходе. А из кактусов подойдут опунция, астрофитум, цереус, хамецериус, гимнокалициум, нотокактус, маммиллярия, ребуция и др.; из суккулентов можно взять литопс, эхиверия, алоэ различных видов, молочай, толстянка, делосперма, хавортия, эониум и агава. Затем они дружно принялись за работу. В качестве грунта была взята обычная почва, песок и перлит, а также активированный уголь. В качестве емкости была выбрана красивая, средней величины банка с крышкой и без крышки. У таких контейнеров ключевая задача: поддержать необходимый для растений микроклимат. За счет герметичности удалось создать подходящую температуру и уровень влажности независимо от внешних факторов, и это дало возможность вырастить даже самые требовательные к условиям растения. При этом создается эффект теплицы. Разные источники пишут: «Если емкость закупоренная, ее нужно регулярно проветривать, для того чтобы исключить перегревание и образование конденсата на стенках». В процессе занятий творческого объединения были сделаны несколько попыток по созданию закрытых флорариумов, и пришли к выводу о том, что чем он герметичней, тем дольше проживут растения. На занятиях студенты выяснили процессы, происходящие у растений, более подробно изучили процесс дыхания и фотосинтеза.

А затем приступили к определению плюсов и минусов в открытых и закрытых флорариумах.

Студентами были созданы флорариумы в закрытых и открытых сосудах, а фантазия некоторых студентов позволила создать флорариумы даже в обычной лампочке накаливания. Во время занятий студенты поняли, что во флорариуме создается атмосфера настоящих тропиков. Поэтому выбирая растения для садика

Фото 1. Образцы флорариумов

за стеклом нужно сосредоточиться на растениях родом из тропиков и субтропиках, а также влаголюбивых видах. Они также пришли к выводу о том, что флорариумы благоприятно влияют на здоровье человека: зеленый и желтый цвет полезен для глаз, природные формы и лини отлично успокаивают нервы, улучшают внимание и память, создают комфортную атмосферу. Необычный, таинственный или цветущий сад в стеклянном шаре - это отличный неожиданный и красивый подарок. Делая вывод из выше сказанного, можно сказать, что создание флорариумов – это один из вариантов инновационных приемов в дополнительном образовании в творческом объединении юных исследователей и что природа это живой организм, способный жить самостоятельно. И если ей не вредить, а климат будет благоприятным, то она еще долго будет помогать жить человечеству, а жителям Земли, нужно помнить об этом и жить в гармонии с природой и этим миром.

1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!