Создание и формирование
учебно-методического комплекса
образовательной программы СПО
Ликсанина Марина Сергеевна методист
Методические рекомендации по созданию и формированию учебно-методического комплекса образовательной программы СПО (Письмо МОН ДНР от 25.01.2016 г. № 249)
Условие реализации основной образовательной программы в ГОС СПО:
- обеспеченность учебно-программной документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям
Использование в работе образовательных учреждений среднего профессионального образования.
Учебно-методическое обеспечение можно рассматривать как процесс и как результат.
Результат -
(чаще в этом случае называют учебно-методическим комплексом – УМК) – это совокупность всех учебно-методических документов (планов, программ, методик, учебных пособий и т.д.), представляющих собой проект системного описания образовательного процесса, который впоследствии будет реализован на практике
Процесс –
планирование, разработка и создание оптимальной системы (комплекса) учебно-методической документации и средств обучения, необходимых для эффективной организации образовательного процесса в рамках времени и содержания, определяемых профессиональной образовательной программой.
блок учебно-методических материалов и средств обучения (в том числе учебно-методические комплексы дисциплин, модулей, практик, ГИА)
блок нормативной и учебно-программной документации
Структура УМО
блок средств контроля
Учебно-методический комплекс дисциплины/профессионального модуля
структурированный системный комплекс учебно-методических материалов, обеспечивающих качественное освоение студентами содержания учебной дисциплины/профессионального модуля, позволяющий эффективно формировать профессионально-значимые компетенции, оптимально организовывать свое время и отвечать принципу «прозрачности» образования .
УМК разрабатывается на основе следующих документов :
- ГОС СПО по профессии;
- учебного плана профессии;
- примерной программы дисциплины, профессионального модуля (для которых разработаны примерные программы);
- графика учебного процесса.
Цель учебно-методического комплекса:
Систематизация учебных, учебно-методических, нормативно-методических материалов, обеспечивающих качественное преподавание учебных дисциплин, МДК, профессиональных модулей в образовательном учреждении
Разработка и использование УМК в образовательном процессе нацелены на решение следующих задач:
- определение роли и места УД, МДК или ПМ в образовательной программе по профессии;
- улучшение методического обеспечения образовательного процесса;
- создание учебно-методических материалов, необходимых для подготовки электронных учебников, электронных учебно-методических пособий;
- систематизация содержания УД/ПМ с учетом достижений науки, техники и производства, требований работодателей;
- оснащение учебного процесса учебно-методическими, справочными и другими материалами, способствующими качественной подготовке специалистов;
- внедрение инновационных педагогических технологий и активных методов обучения в преподавании УД/ПМ согласно реализуемой технологии обучения на модульно-компетентностной основе;
- правильное планирование и организация самостоятельной работы студентов, контроля результатов их обучения;
- закрепления студентами усвоенного теоретического материала УД, МДК, ПМ, развития умений и практического опыта;
- рациональное распределение учебного времени по разделам курса и видам учебных занятий;
- обеспечение планирования и организации самостоятельной работы и её контроля;
- разработка фонда оценочных средств основных профессиональных образовательных программ по направлениям подготовки;
- разработка оптимальной системы текущего, промежуточного и итогового контроля знаний студентов;
- обеспечение возможности системного контроля качества учебного процесса.
По дисциплине:
По образовательной программе (профессии) СПО:
- Совершенствование организации образовательного процесса в ОУ СПО;
- совершенствование обучение дисциплине
- подготовка к процедуре государственной аккредитации
Учебно-методический комплекс
По профессиональному модулю:
- совершенствование обучения междисциплинарным курсам;
- совершенствование проведения учебной и производственной практики
Ориентировочный учебно-методический комплекс
- Блок 1 НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
- Блок 2 ПРОГРАММНО-ПЛАНИРУЮЩАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
- Блок 3 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ (учебно-методическая литература, средства обучения)
- Блок 5 ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ КАБИНЕТА (ЛАБОРАТОРИИ).
Блок 1 НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
1.1. Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы (выписка из ГОС СПО по профессии – модели выпускника).
1.2. Требования к знаниям, умениям, практическому опыту по дисциплине/профессиональному модулю (выписка из ГОС СПО по профессии).
Блок 2 ПРОГРАММНО-ПЛАНИРУЮЩАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
- Примерная программа дисциплины/профессионального модуля ( при наличии ).
- Рабочая учебная программа дисциплины/профессионального модуля.
- Перспективно-тематический (календарно-тематический) план по дисциплине/профессиональному модулю.
- Комплект планов учебных занятий (технологических карт преподавателя).
- Перечень учебно-производственных работ и упражнений, индивидуальных заданий (с календарным планированием).
- Детальные программы производственной практики.
- Графики целевых выходов руководителя практики на базы производственной практики
Блок 3 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ (учебно-методическая литература)
- Учебная литература (в том числе на электронном носителе):
- Учебники. Учебные пособия. Конспекты лекций. Справочники, задачники, хрестоматии. Каталоги, альбомы.
- Учебники.
- Учебные пособия.
- Конспекты лекций.
- Справочники, задачники, хрестоматии.
- Каталоги, альбомы.
- Методическая литература: Методические пособия. Методические рекомендации, методические разработки, методические указания.
- Методические пособия.
- Методические рекомендации,
- методические разработки,
- методические указания.
Блок 3 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ (средства обучения)
- Комплект методического обеспечения аудиторных занятий:
- Рабочая тетрадь по дисциплине. Тематические «копилки»: комплекты технологических задач и производственных ситуаций, разработки деловых и ролевых игр и т.д. Методические рекомендации (указания) по выполнению лабораторно-практических работ.
- Рабочая тетрадь по дисциплине.
- Тематические «копилки»: комплекты технологических задач и производственных ситуаций, разработки деловых и ролевых игр и т.д.
- Методические рекомендации (указания) по выполнению лабораторно-практических работ.
- Комплект методического обеспечения самостоятельной (внеаудиторной) работы: Вопросы и методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям, разработке и выполнению проектных заданий и др. Тематика и методические рекомендации по работе над рефератом, докладом, сообщением; комплекты кейсов и др. Методические рекомендации по другим видам самостоятельной работы студентов.
- Вопросы и методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям, разработке и выполнению проектных заданий и др.
- Тематика и методические рекомендации по работе над рефератом, докладом, сообщением; комплекты кейсов и др.
- Методические рекомендации по другим видам самостоятельной работы студентов.
Блок 3 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ (средства обучения)
- Учебно-наглядные пособия:
- Изобразительные пособия (схемы, таблицы, плакаты, чертежи и др.). Натуральные пособия (модели, макеты, муляжи, приборы и др.). Мультимедийные презентации.
- Изобразительные пособия (схемы, таблицы, плакаты, чертежи и др.).
- Натуральные пособия (модели, макеты, муляжи, приборы и др.).
- Мультимедийные презентации.
- Технические средства обучения.
- Методическое сопровождение учебной практики: Тематические «копилки» - комплекты инструкционных карт, технологических задач и производственных ситуаций, разработки деловых и ролевых игр и т.д. Методические рекомендации по выполнению практических работ. Критерии оценок по учебной практике. Методические рекомендации для руководителя производственной практики.
- Тематические «копилки» - комплекты инструкционных карт, технологических задач и производственных ситуаций, разработки деловых и ролевых игр и т.д.
- Методические рекомендации по выполнению практических работ.
- Критерии оценок по учебной практике.
- Методические рекомендации для руководителя производственной практики.
Блок 4 СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
- Методический комплект «входного» контроля ( при наличии ) (вопросы и задания, критерии оценок).
- Методический комплект текущего (тематического) контроля: комплекты тестов, контрольных работ.
- Руководство по оценке общих и профессиональных компетенций.
- Памятка по оценке общих и профессиональных компетенций для студентов.
- Методический комплект итогового контроля по дисциплине/междисциплинарному курсу: вопросы к итоговому зачету или экзамену, критерии оценок по всем видам контроля.
- Методический комплект итогового контроля по профессиональному модулю:
- Комплекты практических работ по оценке компетенций ПМ (программа квалификационного экзамена).
- Методическое обеспечение выполнения выпускных квалификационных работ
Блок 5 ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ КАБИНЕТА (ЛАБОРАТОРИИ).
ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ СОДЕРЖАНИЯ И КАЧЕСТВА РАЗРАБОТКИ УМК
- Разработка учебно-методических комплексов является основным видом учебно-методической работы преподавателей.
- Подготовка УМК и обеспечение его составных компонентов включается в индивидуальный план учебно-методической работы преподавателя.
- Контроль содержания и качества разработки УМК возлагается на цикловые комиссии-разработчика УМК, педагогический совет профессионального образовательного учреждения СПО.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОЗДАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ УМК
– титульный лист:
- наименование учебной дисциплины/профессионального модуля код и наименование профессии по ГОС СПО Ф.И.О. составителя (составителей) УМК год составления УМК отметка о рассмотрении УМК на заседании цикловой комиссии и утверждении заместителем директором по УПР
- наименование учебной дисциплины/профессионального модуля
- код и наименование профессии по ГОС СПО
- Ф.И.О. составителя (составителей) УМК
- год составления УМК
- отметка о рассмотрении УМК на заседании цикловой комиссии и утверждении заместителем директором по УПР
– лист содержания УМК
– нормативная и учебно-методическая документация;
– учебно-информационные материалы;
– учебно-методические материалы по УД/ПМ;
– комплект материалов фонда оценочных средств;
– методический комплект для организации внеаудиторной самостоятельной работы;
– программа ГИА.
Требования к оформлению текстов:
- Текст набирается в текстовом редакторе MS Word.
- Стандартная страница текста – страница формата А4, имеющая параметры.
- Левое поле – не менее 3 см;
- Правое поле – не менее 1 см;
- Верхнее и нижнее поля – не менее 2 см;
- Междустрочный интервал – одинарный;
- Шрифт Times New Roman;
- Кегль – 12-14;
- Режим «выравнивания по ширине».
ХРАНЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УМК ОУ СПО
- УМК систематизируется, накапливается и хранится у преподавателя, контрольные экземпляры хранятся в методкабинете (учебной части), в комплекте со всеми документами ОП СПО, в рамках которой ведется преподавание данной дисциплины/профессионального модуля.
- Для каждой учебной дисциплины/профессионального модуля формируется отдельная папка — накопитель.
- Учебно-методический комплекс должен быть продублирован в электронном варианте.
Спасибо за внимание !