СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Создание и формирование учебно-методического комплекса образовательной программы среднего профессионального образования

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Создание и формирование учебно-методического комплекса образовательной программы среднего профессионального образования»

Создание и формирование учебно-методического комплекса образовательной программы СПО Ликсанина Марина Сергеевна  методист

Создание и формирование

учебно-методического комплекса

образовательной программы СПО

Ликсанина Марина Сергеевна методист

 Методические рекомендации по созданию и формированию  учебно-методического комплекса  образовательной программы СПО  (Письмо МОН ДНР от 25.01.2016 г. № 249)   Условие реализации основной образовательной программы в ГОС СПО: обеспеченность учебно-программной документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям Использование в работе образовательных учреждений среднего профессионального образования.

Методические рекомендации по созданию и формированию учебно-методического комплекса образовательной программы СПО (Письмо МОН ДНР от 25.01.2016 г. № 249)

Условие реализации основной образовательной программы в ГОС СПО:

  • обеспеченность учебно-программной документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям

Использование в работе образовательных учреждений среднего профессионального образования.

 Учебно-методическое обеспечение можно рассматривать как процесс и как результат.   Результат - (чаще в этом случае называют учебно-методическим комплексом – УМК) – это совокупность всех учебно-методических документов (планов, программ, методик, учебных пособий и т.д.), представляющих собой проект системного описания образовательного процесса, который впоследствии будет реализован на практике Процесс – планирование, разработка и создание оптимальной системы (комплекса) учебно-методической документации и средств обучения, необходимых для эффективной организации образовательного процесса в рамках времени и содержания, определяемых профессиональной образовательной программой.

Учебно-методическое обеспечение можно рассматривать как процесс и как результат.

Результат -

(чаще в этом случае называют учебно-методическим комплексом – УМК) – это совокупность всех учебно-методических документов (планов, программ, методик, учебных пособий и т.д.), представляющих собой проект системного описания образовательного процесса, который впоследствии будет реализован на практике

Процесс

планирование, разработка и создание оптимальной системы (комплекса) учебно-методической документации и средств обучения, необходимых для эффективной организации образовательного процесса в рамках времени и содержания, определяемых профессиональной образовательной программой.

блок учебно-методических материалов и средств обучения (в том числе учебно-методические комплексы дисциплин, модулей, практик, ГИА) блок нормативной и учебно-программной документации Структура УМО блок средств контроля

блок учебно-методических материалов и средств обучения (в том числе учебно-методические комплексы дисциплин, модулей, практик, ГИА)

блок нормативной и учебно-программной документации

Структура УМО

блок средств контроля

Учебно-методический комплекс дисциплины/профессионального модуля  структурированный системный комплекс учебно-методических материалов, обеспечивающих качественное освоение студентами содержания учебной дисциплины/профессионального модуля, позволяющий эффективно формировать профессионально-значимые компетенции, оптимально организовывать свое время и отвечать принципу «прозрачности» образования .

Учебно-методический комплекс дисциплины/профессионального модуля

структурированный системный комплекс учебно-методических материалов, обеспечивающих качественное освоение студентами содержания учебной дисциплины/профессионального модуля, позволяющий эффективно формировать профессионально-значимые компетенции, оптимально организовывать свое время и отвечать принципу «прозрачности» образования .

 УМК  разрабатывается на основе следующих документов :   ГОС СПО по профессии; учебного плана профессии; примерной программы дисциплины, профессионального модуля (для которых разработаны примерные программы); графика учебного процесса.

УМК разрабатывается на основе следующих документов :

  • ГОС СПО по профессии;
  • учебного плана профессии;
  • примерной программы дисциплины, профессионального модуля (для которых разработаны примерные программы);
  • графика учебного процесса.
Цель учебно-методического комплекса:  Систематизация учебных, учебно-методических, нормативно-методических материалов, обеспечивающих качественное преподавание учебных дисциплин, МДК, профессиональных модулей в образовательном учреждении

Цель учебно-методического комплекса:

Систематизация учебных, учебно-методических, нормативно-методических материалов, обеспечивающих качественное преподавание учебных дисциплин, МДК, профессиональных модулей в образовательном учреждении

Разработка и использование УМК в образовательном процессе нацелены на решение следующих задач: определение роли и места УД, МДК или ПМ в образовательной программе по профессии; улучшение методического обеспечения образовательного процесса; создание учебно-методических материалов, необходимых для подготовки электронных учебников, электронных учебно-методических пособий; систематизация содержания УД/ПМ с учетом достижений науки, техники и производства, требований работодателей; оснащение учебного процесса учебно-методическими, справочными и другими материалами, способствующими качественной подготовке специалистов;

Разработка и использование УМК в образовательном процессе нацелены на решение следующих задач:

  • определение роли и места УД, МДК или ПМ в образовательной программе по профессии;
  • улучшение методического обеспечения образовательного процесса;
  • создание учебно-методических материалов, необходимых для подготовки электронных учебников, электронных учебно-методических пособий;
  • систематизация содержания УД/ПМ с учетом достижений науки, техники и производства, требований работодателей;
  • оснащение учебного процесса учебно-методическими, справочными и другими материалами, способствующими качественной подготовке специалистов;
внедрение инновационных педагогических технологий и активных методов обучения в преподавании УД/ПМ согласно реализуемой технологии обучения на модульно-компетентностной основе; правильное планирование и организация самостоятельной работы студентов, контроля результатов их обучения; закрепления студентами усвоенного теоретического материала УД, МДК, ПМ, развития умений и практического опыта; рациональное распределение учебного времени по разделам курса и видам учебных занятий; обеспечение планирования и организации самостоятельной работы и её контроля; разработка фонда оценочных средств основных профессиональных образовательных программ по направлениям подготовки; разработка оптимальной системы текущего, промежуточного и итогового контроля знаний студентов; обеспечение возможности системного контроля качества учебного процесса.
  • внедрение инновационных педагогических технологий и активных методов обучения в преподавании УД/ПМ согласно реализуемой технологии обучения на модульно-компетентностной основе;
  • правильное планирование и организация самостоятельной работы студентов, контроля результатов их обучения;
  • закрепления студентами усвоенного теоретического материала УД, МДК, ПМ, развития умений и практического опыта;
  • рациональное распределение учебного времени по разделам курса и видам учебных занятий;
  • обеспечение планирования и организации самостоятельной работы и её контроля;
  • разработка фонда оценочных средств основных профессиональных образовательных программ по направлениям подготовки;
  • разработка оптимальной системы текущего, промежуточного и итогового контроля знаний студентов;
  • обеспечение возможности системного контроля качества учебного процесса.
По дисциплине: По образовательной программе (профессии) СПО:  Совершенствование организации образовательного процесса в ОУ СПО;  совершенствование обучение дисциплине  подготовка к процедуре государственной аккредитации Учебно-методический комплекс По профессиональному модулю:   совершенствование обучения междисциплинарным курсам;  совершенствование проведения учебной и производственной практики

По дисциплине:

По образовательной программе (профессии) СПО:

  • Совершенствование организации образовательного процесса в ОУ СПО;
  • совершенствование обучение дисциплине
  • подготовка к процедуре государственной аккредитации

Учебно-методический комплекс

По профессиональному модулю:

  • совершенствование обучения междисциплинарным курсам;
  • совершенствование проведения учебной и производственной практики
 Ориентировочный учебно-методический комплекс   Блок 1 НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ Блок 2 ПРОГРАММНО-ПЛАНИРУЮЩАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ Блок 3 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ (учебно-методическая литература, средства обучения) Блок 4 СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ Блок 5 ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ КАБИНЕТА (ЛАБОРАТОРИИ).

Ориентировочный учебно-методический комплекс

  • Блок 1 НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
  • Блок 2 ПРОГРАММНО-ПЛАНИРУЮЩАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
  • Блок 3 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ (учебно-методическая литература, средства обучения)
  • Блок 4 СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
  • Блок 5 ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ КАБИНЕТА (ЛАБОРАТОРИИ).
 Блок 1 НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ   1.1. Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы (выписка из ГОС СПО по профессии – модели выпускника). 1.2. Требования к знаниям, умениям, практическому опыту по дисциплине/профессиональному модулю (выписка из ГОС СПО по профессии).

Блок 1 НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

1.1. Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы (выписка из ГОС СПО по профессии – модели выпускника).

1.2. Требования к знаниям, умениям, практическому опыту по дисциплине/профессиональному модулю (выписка из ГОС СПО по профессии).

 Блок 2 ПРОГРАММНО-ПЛАНИРУЮЩАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ   Примерная программа дисциплины/профессионального модуля ( при наличии ). Рабочая учебная программа дисциплины/профессионального модуля. Перспективно-тематический (календарно-тематический) план по дисциплине/профессиональному модулю. Комплект планов учебных занятий (технологических карт преподавателя). Перечень учебно-производственных работ и упражнений, индивидуальных заданий (с календарным планированием). Детальные программы производственной практики. Графики целевых выходов руководителя практики на базы производственной практики

Блок 2 ПРОГРАММНО-ПЛАНИРУЮЩАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

  • Примерная программа дисциплины/профессионального модуля ( при наличии ).
  • Рабочая учебная программа дисциплины/профессионального модуля.
  • Перспективно-тематический (календарно-тематический) план по дисциплине/профессиональному модулю.
  • Комплект планов учебных занятий (технологических карт преподавателя).
  • Перечень учебно-производственных работ и упражнений, индивидуальных заданий (с календарным планированием).
  • Детальные программы производственной практики.
  • Графики целевых выходов руководителя практики на базы производственной практики
 Блок 3 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ  (учебно-методическая литература)   Учебная литература (в том числе на электронном носителе): Учебники. Учебные пособия. Конспекты лекций. Справочники, задачники, хрестоматии. Каталоги, альбомы. Учебники. Учебные пособия. Конспекты лекций. Справочники, задачники, хрестоматии. Каталоги, альбомы. Методическая литература: Методические пособия. Методические рекомендации, методические разработки, методические указания. Методические пособия. Методические рекомендации, методические разработки, методические указания.

Блок 3 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ (учебно-методическая литература)

  • Учебная литература (в том числе на электронном носителе):
  • Учебники. Учебные пособия. Конспекты лекций. Справочники, задачники, хрестоматии. Каталоги, альбомы.
  • Учебники.
  • Учебные пособия.
  • Конспекты лекций.
  • Справочники, задачники, хрестоматии.
  • Каталоги, альбомы.
  • Методическая литература: Методические пособия. Методические рекомендации, методические разработки, методические указания.
  • Методические пособия.
  • Методические рекомендации,
  • методические разработки,
  • методические указания.

Блок 3 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ (средства обучения)

  • Комплект методического обеспечения аудиторных занятий:
  • Рабочая тетрадь по дисциплине. Тематические «копилки»: комплекты технологических задач и производственных ситуаций, разработки деловых и ролевых игр и т.д. Методические рекомендации (указания) по выполнению лабораторно-практических работ.
  • Рабочая тетрадь по дисциплине.
  • Тематические «копилки»: комплекты технологических задач и производственных ситуаций, разработки деловых и ролевых игр и т.д.
  • Методические рекомендации (указания) по выполнению лабораторно-практических работ.
  • Комплект методического обеспечения самостоятельной (внеаудиторной) работы: Вопросы и методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям, разработке и выполнению проектных заданий и др. Тематика и методические рекомендации по работе над рефератом, докладом, сообщением; комплекты кейсов и др. Методические рекомендации по другим видам самостоятельной работы студентов.
  • Вопросы и методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям, разработке и выполнению проектных заданий и др.
  • Тематика и методические рекомендации по работе над рефератом, докладом, сообщением; комплекты кейсов и др.
  • Методические рекомендации по другим видам самостоятельной работы студентов.

Блок 3 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ (средства обучения)

  • Учебно-наглядные пособия:
  • Изобразительные пособия (схемы, таблицы, плакаты, чертежи и др.). Натуральные пособия (модели, макеты, муляжи, приборы и др.). Мультимедийные презентации.
  • Изобразительные пособия (схемы, таблицы, плакаты, чертежи и др.).
  • Натуральные пособия (модели, макеты, муляжи, приборы и др.).
  • Мультимедийные презентации.
  • Технические средства обучения.
  • Методическое сопровождение учебной практики: Тематические «копилки» - комплекты инструкционных карт, технологических задач и производственных ситуаций, разработки деловых и ролевых игр и т.д. Методические рекомендации по выполнению практических работ. Критерии оценок по учебной практике. Методические рекомендации для руководителя производственной практики.
  • Тематические «копилки» - комплекты инструкционных карт, технологических задач и производственных ситуаций, разработки деловых и ролевых игр и т.д.
  • Методические рекомендации по выполнению практических работ.
  • Критерии оценок по учебной практике.
  • Методические рекомендации для руководителя производственной практики.
 Блок 4 СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ   Методический комплект «входного» контроля ( при наличии ) (вопросы и задания, критерии оценок). Методический комплект текущего (тематического) контроля: комплекты тестов, контрольных работ. Руководство по оценке общих и профессиональных компетенций. Памятка по оценке общих и профессиональных компетенций для студентов. Методический комплект итогового контроля по дисциплине/междисциплинарному курсу: вопросы к итоговому зачету или экзамену, критерии оценок по всем видам контроля. Методический комплект итогового контроля по профессиональному модулю: Комплекты практических работ по оценке компетенций ПМ (программа квалификационного экзамена). Методическое обеспечение выполнения выпускных квалификационных работ

Блок 4 СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

  • Методический комплект «входного» контроля ( при наличии ) (вопросы и задания, критерии оценок).
  • Методический комплект текущего (тематического) контроля: комплекты тестов, контрольных работ.
  • Руководство по оценке общих и профессиональных компетенций.
  • Памятка по оценке общих и профессиональных компетенций для студентов.
  • Методический комплект итогового контроля по дисциплине/междисциплинарному курсу: вопросы к итоговому зачету или экзамену, критерии оценок по всем видам контроля.
  • Методический комплект итогового контроля по профессиональному модулю:
  • Комплекты практических работ по оценке компетенций ПМ (программа квалификационного экзамена).
  • Методическое обеспечение выполнения выпускных квалификационных работ
 Блок 5 ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ КАБИНЕТА (ЛАБОРАТОРИИ).

Блок 5 ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ КАБИНЕТА (ЛАБОРАТОРИИ).

ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ СОДЕРЖАНИЯ И КАЧЕСТВА РАЗРАБОТКИ УМК Разработка учебно-методических комплексов является основным видом учебно-методической работы преподавателей. Подготовка УМК и обеспечение его составных компонентов включается в индивидуальный план учебно-методической работы преподавателя. Контроль содержания и качества разработки УМК возлагается на цикловые комиссии-разработчика УМК, педагогический совет профессионального образовательного учреждения СПО.

ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ СОДЕРЖАНИЯ И КАЧЕСТВА РАЗРАБОТКИ УМК

  • Разработка учебно-методических комплексов является основным видом учебно-методической работы преподавателей.
  • Подготовка УМК и обеспечение его составных компонентов включается в индивидуальный план учебно-методической работы преподавателя.
  • Контроль содержания и качества разработки УМК возлагается на цикловые комиссии-разработчика УМК, педагогический совет профессионального образовательного учреждения СПО.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ  К СОЗДАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ УМК   – титульный лист: наименование учебной дисциплины/профессионального модуля код и наименование профессии по ГОС СПО Ф.И.О. составителя (составителей) УМК год составления УМК отметка о рассмотрении УМК на заседании цикловой комиссии и утверждении заместителем директором по УПР наименование учебной дисциплины/профессионального модуля код и наименование профессии по ГОС СПО Ф.И.О. составителя (составителей) УМК год составления УМК отметка о рассмотрении УМК на заседании цикловой комиссии и утверждении заместителем директором по УПР – лист содержания УМК – нормативная и учебно-методическая документация; – учебно-информационные материалы; – учебно-методические материалы по УД/ПМ; – комплект материалов фонда оценочных средств; – методический комплект для организации внеаудиторной самостоятельной работы; – программа ГИА.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОЗДАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ УМК

– титульный лист:

  • наименование учебной дисциплины/профессионального модуля код и наименование профессии по ГОС СПО Ф.И.О. составителя (составителей) УМК год составления УМК отметка о рассмотрении УМК на заседании цикловой комиссии и утверждении заместителем директором по УПР
  • наименование учебной дисциплины/профессионального модуля
  • код и наименование профессии по ГОС СПО
  • Ф.И.О. составителя (составителей) УМК
  • год составления УМК
  • отметка о рассмотрении УМК на заседании цикловой комиссии и утверждении заместителем директором по УПР

– лист содержания УМК

– нормативная и учебно-методическая документация;

– учебно-информационные материалы;

– учебно-методические материалы по УД/ПМ;

– комплект материалов фонда оценочных средств;

– методический комплект для организации внеаудиторной самостоятельной работы;

– программа ГИА.

Требования к оформлению текстов: Текст набирается в текстовом редакторе MS Word. Стандартная страница текста – страница формата А4, имеющая параметры. Левое поле – не менее 3 см; Правое поле – не менее 1 см; Верхнее и нижнее поля – не менее 2 см; Междустрочный интервал – одинарный; Шрифт Times New Roman; Кегль – 12-14; Режим «выравнивания по ширине».

Требования к оформлению текстов:

  • Текст набирается в текстовом редакторе MS Word.
  • Стандартная страница текста – страница формата А4, имеющая параметры.
  • Левое поле – не менее 3 см;
  • Правое поле – не менее 1 см;
  • Верхнее и нижнее поля – не менее 2 см;
  • Междустрочный интервал – одинарный;
  • Шрифт Times New Roman;
  • Кегль – 12-14;
  • Режим «выравнивания по ширине».
ХРАНЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УМК ОУ СПО УМК систематизируется, накапливается и хранится у преподавателя, контрольные экземпляры хранятся в методкабинете (учебной части), в комплекте со всеми документами ОП СПО, в рамках которой ведется преподавание данной дисциплины/профессионального модуля. Для каждой учебной дисциплины/профессионального модуля формируется отдельная папка — накопитель. Учебно-методический комплекс должен быть продублирован в электронном варианте.

ХРАНЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УМК ОУ СПО

  • УМК систематизируется, накапливается и хранится у преподавателя, контрольные экземпляры хранятся в методкабинете (учебной части), в комплекте со всеми документами ОП СПО, в рамках которой ведется преподавание данной дисциплины/профессионального модуля.
  • Для каждой учебной дисциплины/профессионального модуля формируется отдельная папка — накопитель.
  • Учебно-методический комплекс должен быть продублирован в электронном варианте.
 Спасибо за внимание !

Спасибо за внимание !


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!