СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Создание здоровьесозидающей среды на уроках истории посредством постерной технологии

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Создание здоровьесозидающей среды на уроках истории посредством постерной технологии»

СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА УРОКАХ ИСТОРИИ ПОСРЕДСТВОМ ПОСТЕРНОЙ ТЕХНОЛОГИИ


В.А. Кравцова,

учитель истории и обществознания

МАОУ «СОШ№40» г. Старый Оскол


Аннотация. В статье затрагиваются актуальные вопросы сохранения и укрепления здоровья современного школьника. Особое внимание автор уделяет постерной технологии как эффективному средству создания здоровьесозидающей среды на уроках истории.

Ключевые слова: здоровьесозидающая среда, синдром информационной усталости, клиповое мышление, постерная технология.


На современном этапе развития российского образования, создание здоровьесозидающей среды в школе предоставляет каждому ученику возможность получить полноценное образование, сохранив при этом своё здоровье.

С быстрым развитием новых технологий, условий жизни современные дети впитывают информацию как губка, а ее становится все больше и больше. Подрастающее поколение подвержено синдрому информационной усталости. Основной симптом этого недомогания — неспособность сконцентрироваться. Дети, выросшие в цифровой эре, больше предыдущих поколений страдают от постоянно рассеянного внимания, непродуктивной мультизадачности, что приводит не только к психологическим, но и физиологическим проблемам, таким как усталость, тревога и бессонница, стресс, проявляющийся враждебностью и раздражительностью, сердцебиением, неустойчивым давлением, болями в желудке [3].

Новейшие цифровые технологии, огромный поток информации, привели к тому, что мозг человека был вынужден адаптироваться к перегрузкам посредством формирования нового вида мышления – клипового. Этому феномену, в той или иной степени, подвержены практически все современные дети. Бороться с ним бессмысленно, а вот использовать его потенциал для достижения здоровьесберегающей и предметной задач на уроке вполне возможно, превратив «клиповое мышление» в инструмент усвоения знаний, то есть предоставить знания в клиповом формате, а потом закреплять их системно, выстраивая умозаключения и транслируя их в процессе вербального общения.

У клипового мышления есть два условно положительных момента – это ускорение реакции и защита от информационных перегрузок.

Какие же особенности клипового мышления необходимо учитывать педагогам при моделировании уроков? Носители клипового мышления не воспринимают однородную (по содержанию) и одностильную (по способу предъявления) информацию. Они требуют краткости, образности, фрагментарности информации, частой смены её источников и видов деятельности. И в этом аспекте данная особенность мышления идеально вторит принципу минимакса, предписываемого  ФГОС, идея которого заключается в том, ученик может узнать максимум, но должен освоить минимум, другими словами школа предлагает каждому ученику содержание образования на максимальном (творческом) уровне, и обеспечивает его усвоение на уровне, не ниже социально безопасного минимума.

Существуют технологии использования клипового мышления во благо в контексте минимакса. На мой взгляд, одной из самых универсальных и простых технологий повышения эффективности умственной деятельности с применением образов являются постерные технологии – инструмент превращения процесса обучения в увлекательное и очень эффективное занятие. Постеры могут использоваться для: запоминания; упорядочивания и систематизации информации; планирования деятельности; подготовки к выступлениям; поиска решений в сложной ситуации; рассмотрения различных вариантов решения задач.

Постерная технология дает сразу несколько важнейших навыков и умений: наглядно-действенное, предметно-действенное, аналитическое, пространственное, абстрактное мышления. И самое главное – нивелируют фрустрацию, возникающую при виде объемного замысловатого текста и предстоящего анализа.

Слово «постер» означает плакат, афишу рекламного характера. Отсюда, постерная технология – представление чего-либо (информации, проекта, доклада) в виде постера, выполненного с помощью техники коллажа. Постеры могут использоваться для: запоминания; упорядочивания и систематизации информации; планирования деятельности; подготовки к выступлениям; поиска решений в сложной ситуации; рассмотрения различных вариантов решения задач.

Работа над постером – это полноценный этап урока. Ее объем, и содержание определяется темой и целями урока. В основу данного этапа положена 5-ти шаговая структура, предложенная И.В. Алексеенко [1]. В нее входит: создание творческих коллективов, мозговой штурм, изготовление постера, презентация постеров, рефлексия. Каждый шаг структуры способствует не только развитию предметных, познавательных, коммуникативных УУД, но и вторит здоровьеформирующим принципам. Реализацию этих этапов педагог учитывает при разработке структуры урока. При этом также учитываются и типы постеров. В соответствии с поставленными учебными задачами и особенностями работы с информацией доктор педагогических наук Н.Н.Никитина [2] выделяет два типа постеров.

Ассоциативный постер целесообразно использовать на начальном этапе изучения темы учебного курса. Он предполагает установление связей или выделения одного звена в определенном объёме информации. В ходе работы учащиеся могут высказывать идеи, мысли, гипотезы и фиксировать их на «полотне», которым служит бумажный лист, ватман, классная доска. Создание постера-ассоциации позволяет учающимся оценить свои знания и сравнивать их с теми, что они получат по итогам изучения темы.

Аналитический постер предполагает работу с разными источниками информации. Создание аналитического постера учит детей мыслить, рассуждать, анализировать представленную информацию. Такой вид постера требует специальной подготовки. Учащимся предлагается шаблон постера, тексты исторических документов, иллюстрации, карточки с датами и основными понятиями. Согласно заданию им предстоит, используя иллюстративный материал создать постер-карту. Выбрать и нанести на постер географические объекты, архитектурные памятниками, размещение на даты и текстовые источники. По завершению работы группа выбирает участника, который презентует постер.

Техническая реализация данного приема способствует повышению мотивационного фона к учебной деятельности по истории. Прослеживается высокая эмоциональность. Процесс положительно сказывается на развитии эстетических чувств, развивает мелкую моторику рук, внимание, интеллектуальную и творческую активность. Занятия с использованием разного вида материалов, способствует развитию воображения, зрительной памяти, оригинальности и индивидуальности каждого ребенка.

Модификация приемов постерной технологии позволяет добавить двигательной активности на уроке, что способствует созданию здоровьесозидательной среды, дети могут работать как с готовым материалом, так и, например этот материал «добывать». На уроках истории можно отправится в экспедицию, на археологические раскопки, на поиски клада. Материал может быть размещен по периметру класса, спрятан за спинкой стула, под партой.

При организации здоровьесозидающей среды на уроках необходимо учитывать многие факторы, но, прежде всего, необходимо стремиться к созданию учебной среды, способствующей сохранению здоровья учащихся.

Создание здоровьесозидающей среды на уроках истории заключается в использовании технологий, позволяющих сохранять и развивать здоровье обучающихся, творчески дополнять содержание учебного предмета знаниями, умениями, навыками с целью формирования поведения, ориентированного на укрепление и развитие индивидуального здоровья.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеенко, И. В. Постерная презентация как средство формирования коммуникативных компетенций / И. В. Алексеенко // Многоуровневая система высшего профессионального образования: Материалы IV Международной научно-методической конференции / под общей ред. Д. П. Маевского. – Омск : Омский государственный институт сервиса, 2012. – С. 303–306.

2. Никитина Н.Н., Балашова В.Г., Новичкова Н.М. Социально-педагогические основы ценностного самоопределения в ранней юности: Методическое пособие. – Ульяновск, 2006.

3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы / Н.К. Смирнов – М.: АРКТИ, 2003.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!