СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Создание модели эффективного урока математики для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через здорвьесберегающие технологии

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из задач образования является повышение эффективности урока математики как средства повышения качества образования. С позиции менеджмента эффективность – это получение отличного результата при наименьших затратах. Эффективный урок математики имеет свое лицо, своеобразие, которое определяется индивидуальным стилем учителя и личностным своеобразием обучающихся с нарушением интеллекта. Но кроме творческой неповторимости, мастерства в уроке должна быть видна и просто грамотность педагога. Я считаю, что можно повысить результативность обучения только за счет  изменения отношения учителя к своим обучающимся, главным образом за счет их искренней веры в большие потенциальные возможности своих обучающихся с умственной отсталостью. Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения развития и определяют особую логику построения учебного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании образования.

Просмотр содержимого документа
«Создание модели эффективного урока математики для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через здорвьесберегающие технологии»

Гарипова Альфира Альфертовна

учитель математики

ГКОУ СО «Красноуфимская школа-интернат»

д.Озерки, Красноуфимский район, Свердловская область

Создание модели эффективного урока математики для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через здорвьесберегающие технологии.


"Сорок пять минут урока — это спрес­сованный, насыщенный мыслями и чувствами отрезок совместного тру­да и того, кто учит, и тех, кого учат самостоятельно шагать по пути зна­ний, искать, запоминать осмысленное, применять усвоенное". 

 (М. Скаткин)

Одной из задач образования является повышение эффективности урока математики как средства повышения качества образования. С позиции менеджмента эффективность – это получение отличного результата при наименьших затратах. Эффективный урок математики имеет свое лицо, своеобразие, которое определяется индивидуальным стилем учителя и личностным своеобразием обучающихся с нарушением интеллекта. Но кроме творческой неповторимости, мастерства в уроке должна быть видна и просто грамотность педагога. Я считаю, что можно повысить результативность обучения только за счет  изменения отношения учителя к своим обучающимся, главным образом за счет их искренней веры в большие потенциальные возможности своих обучающихся с умственной отсталостью. Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения развития и определяют особую логику построения учебного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании образования.

Существуют общие принципы и правила работы для повышения эффективности урока математики в общеобразовательных учреждениях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы:

1.Индивидуальный подход к каждому обучающемуся с нарушением интеллекта.

2.Предотвращение наступления утомления, для этого используя разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).

3.Использование методов, активизирующих познавательную деятельность обучающихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки на уроках математики.

4.Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

У большинства обучающихся с нарушением интеллекта отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения математики является одним из важнейших средств повышения эффективности учебного процесса в работе учителя. 

Содержание становится эффективным средством активизации учебной деятельности в том случае, если оно соответствует психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностям. Так как группа детей в классе крайне неоднородна, то задачей учителя является отбор содержания урока математики в каждой конкретной ситуации и адекватных этому содержанию и возможностям обучающихся методов и форм организации обучения математики. 

Значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей обучающегося с нарушением интеллекта, однако в обратном направлении этот принцип не работает – никакие способности не могут компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность и обеспечить значительные успехи в учебе.

Использую некоторые приемы обучения, которые я применяю на уроках математики для активизации познавательной деятельности и повышения мотивации.

1. Использование рабочих тетрадей по математике на печатной основе. Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность.

2.Использование тестов, практических и проверочных работ при изучении любой темы с целью проверки знаний обучающихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка. Детям  нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида  задания.

3. Образцы решений (эталоны, шпаргалки) (составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить).

Например, алгоритм деления.

1. Находим первое неполное делимое.

2. Определяем число цифр в частном.

3. Делим методом подбора, начиная с наибольшего числа.

4. Находим остаток.

5. Сносим следующую цифру.

Алгоритм умножения на трёхзначное число:

1) Число умножаем на единицы.

2) Число умножаем на десятки.

3) Число умножаем на сотни.

4) Результаты складываем.

5) Получившееся число делим на классы

4.Использование презентации и фрагментов презентации по ходу занятия.
Внедрение современных компьютерных технологий в школьную практику позволяет сделать работу учителя более продуктивной и эффективной.

5. Использование табличного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.

6. Активные методы рефлексии. Например,

1.Упражнения для снятия телесного напряжения: «напряглись- расслабились», «огонь и лёд»и т.д.

2. Упражнения для расслабления рук: «замок», «повтори ритм» и др.

3. Упражнения для самомассажа: «гибкая шея, свободные плечи», «глаза отдыхают», «сова» и др.

При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать цель занятия, содержание и трудности учебного материала, тип занятия, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности обучающихся. На занятиях при работе с детьми с ОВЗ наиболее часто использую рефлексию настроения и  эмоционального состояния.

Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность обучающихся с ОВЗ на уроках математики.            

Обучение должно осуществляться на достаточно высоком уровне трудности. Речь идёт не об усложнении программы, но о разработке таких заданий, при выполнении которых у обучающегося с умственной отсталостью возникают какие-то препятствия, преодоление которых и будет способствовать развитию обучающегося, раскрытию его возможностей и способностей. Речь идёт о том, чтобы в ходе обучения выработать у ребёнка способность самостоятельного адекватного реагирования. Для этого придерживаюсь к основным требованиям к отбору и содержанию учебного материала.

Мыслительные операции

Критерии отбора содержания учебного материала для развития мышления

Способы развития мышления

Синтез

Объединение элементов в единое целое

Составьте из элементов целое…

Анализ

Выделение отдельных элементов в структуре изучаемых объектов

Выделите основные части…Проанализируйте схемы, графики…

Абстрагирование

Выделение существенных, главных признаков изучаемых объектов

Выделите из множества признаков главные… Насколько верны выводы…

Сравнение

Материал содержит два или более объектов, имеющих признаки сходства и различия

Заполните для сравнения таблицу по столбцам: признаки сходства и признаки различия

Обобщение

Формирование понятийного аппарата, изучение терминов и понятий

Выделите главные признаки объекта, дайте определение понятию, объясните взаимосвязь между понятиями. Сделайте выводы.

Классификация

Выделение оснований для классификации

Определите основание классификации, проклассифицируйте, проверьте верна ли классификация

Конкретизация

Обогащение примерами и иллюстрациями

Приведите примеры, назовите факты, правила


Обучающийся должен быть лично заинтересован   в изучении той или иной темы по математики и видеть, где она применяется в повседневной жизни. Вся организация обучения ориентирована на добровольное включение обучающегося в деятельность. Для этого даю творческие и проблемные задания, но соответствующие возможностям ребёнка.

В своей практической деятельности использую здоровьесберегающие технологии как в урочной деятельности, так и во внеурочной работе, обеспечиваю укрепление психического здоровья обучающихся, используя методы предупреждения и коррекции психоэмоционального и физического напряжения у детей: разминка во время напряженной интеллектуальной деятельности, упражнения на снятие нервного напряжения у обучающихся с нарушением интеллекта, упражнения на коррекцию осанки. Кроме того уроки по математике, проведённые в нестандартной форме также позволяют преодолеть механическое усвоение знаний, активизируют познавательную деятельность. Обучающиеся любят такие уроки и, как правило, работоспособность, активность, внимание у ребят на таких уроках повышаются.

Также важно умение оценить свои силы, рассчитать и распределить их при выполнении заданий разной сложности. Поэтому, чтобы приучить умению соразмерять свои возможности, я даю обучающимся дозированные задания, кто успешно выполнит минимум, тому предлагаю выполнить дополнительную работу. При этом дети могут и хотят оценить свою деятельность, свои возможности.

Помимо всего этого, на всех этапах урока математики добиваюсь полного ответа, названия математических терминов, правильно читать примеры и числа, проговаривать каждое действие при решении задачи и примера, аргументировать свой ответ. Для решения задач использую алгоритм рассуждения.

1.По условию задачи дано….

2.Надо узнать….

3.Для ответа на вопрос надо знать….

4.Нам известно….

5.Неизвестно…, но сказано, что….

6.Значит, сначала узнаём сколько….

7.А потом узнаём….

8.Решаем.

9.Ответ.

В заключении, можно сделать вывод о том, что обучение необходимо проводить так, чтобы усвоение знаний шло не только на основе запоминания, а на сознательном применении знаний в процессе решения познавательных задач, чтобы обучающиеся с нарушением интеллекта умели рассуждать, использовать имеющуюся информацию. Всё это повышает у обучающихся познавательную активность индивидуальной умственной деятельности для развития самостоятельности и активности.

                                                                              

Библиографический список:

1.Лукьянова Н. Психология учебной мотивации школьников// Открытый урок: разработки, технологии, опыт. - 2006. - № 3-4. - С. 26-32

2.Мигунова Н.П. Активизация познавательной деятельности учащихся с ОВЗ на уроках математики. /Менеджер образования.

3.Мелихова С.В. Опыт организации восприятия учебной информации у детей с ограниченными возможностями здоровья. 

4. Шарова Н.А.  Эффективность урока как повышение качества образования. /Менеджер образования.              



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!