Педсовет №2 «Формирование у детей сознательного отношения к собственному здоровью и личной безопасности».
Создание оптимальных условий, обеспечивающих охрану и укрепление психического здоровья детей, сохранение их индивидуальности.
Здоровье – это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создаёт фундамент будущего благополучия личности.
Согласно Всемирной организации здравоохранения психическое здоровье – это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.
Всемирная организация здравоохранения, раскрывая содержание понятия психическое здоровье, обращает внимание на следующие моменты:
Психическое здоровье — это не только отсутствие психических расстройств.
Психическое здоровье является неотъемлемой частью здоровья. Действительно, без психического здоровья нет здоровья.
Психическое здоровье определяется рядом социально-экономических, биологических и относящихся к окружающей среде факторов.
Уровень психического здоровья человека в каждый момент его жизни определяется многочисленными социальными, психологическими и биологическими факторами.
Понятие психическое здоровье включает в себя «психологическое здоровье».
Термин «психологическое здоровье» введён И. В. Дубровиной, которая считает, что оно является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Психологическое здоровье тесно связано с физическим здоровьем, т. к. достаточно очевидна, по мнению медицины, возможность влияния психологических факторов на развитие и течение болезней.
К психологическому здоровью детей относится:
интеллектуальное – проявление умственных способностей, любознательности, высокого уровня обучаемости;
социально-нравственное – честность, эмпатичность, коммуникабельность, терпимость, сформированность навыков общения;
эмоциональное – уравновешенность, адекватная самооценка, эмоционально - эстетическая отзывчивость на прекрасное, способность удивляться и восхищаться, способность переживать всю гамму чувств и эмоций.
Для организации психологической поддержки необходимо учитывать факторы риска нарушения психологического здоровья детей. Их можно разделить на две группы:
средовые (всё, что окружает ребёнка);
субъективные (его индивидуальные личностные особенности)
Психологическое здоровье формируется при взаимодействии субъективных и средовых факторов.
Проводя в детском саду большую часть времени, находясь в постоянном контакте со сверстниками и взрослыми, дети испытывают психические нагрузки. Они легко подхватывают как положительные, так и отрицательные эмоции окружающих их людей. В течение дня можно наблюдать негативные проявления в поведении детей, таких как: агрессивность и конфликтность, тревожность и гиперактивность.
Поэтому важно создавать условия по профилактике нарушений психологического здоровья детей и коррекцию уже имеющихся.
Основой профилактики эмоционального благополучия, охраны психологического здоровья дошкольников является:
- укрепление их нервной системы через создание благоприятной атмосферы взаимного доверия и уважения в детском саду и дома,
- удовлетворение их эмоциональных потребностей,
-осуществление поддержки, выявление причин психологической дисгармонии каждого ребёнка,
- а также обучение детей приемам регуляции эмоциональных состояний.
Как помочь ребенку вырасти веселым и активным, самостоятельным и доброжелательным – то есть, прежде всего, психологически здоровым?
С агрессивными детьми по следующим направлениям:
обучение дошкольников способам выражения гнева в приемлемой форме, приемам саморегуляции, отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях, формирование эмпатии;
С гиперактивными дошкольниками - приемам саморегуляции, развития внимания, контроля поведения, отработка конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками, с гневом.
С тревожными детьми - повышение самооценки дошкольников, обучение приемам саморегуляции, снятие мышечного напряжения.
Сохранить и укрепить психологическое здоровье дошкольников помогают здоровьесберегающие технологии:
Песочная терапия. Стабилизирует эмоциональное состояние. Наряду с тактильно-кинестетической чувствительностью дети учатся прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, гармонично развиваются все виды познавательных процессов (внимания, мышления, памяти, мелкой моторики), совершенствуется предметно-игровая деятельность, развитие коммуникативных навыков у детей.
Сказкотерапия – способствует развитию и коррекции эмоциональных состояний, снятия тревожности, повышения самооценки, снятия агрессивных проявлений. В сказочной форме свою проблему легче увидеть и принять. Для сказочного героя легче придумать выход из положения, так как в сказке все можно. Потом этот выход можно использовать для себя.
Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием эмоционального напряжения. Применяется с музыкотерапией (используется классическая музыка, голоса природы). Музыкотерапия – техника, использующая музыку в качестве средства предотвращения и коррекции нарушений в эмоциональной сфере, поведении, проблемах в общении, страхах.
Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развития и коррекцию различных сторон психики ребенка (как её познавательной, так и эмоционально – личностной сферы). Включает в себя пантомимику (развитие выразительности в движении и жестах); коллективные игры (формирование и развития у детей дошкольного возраста навыков общения, преодоление барьеров в общении).
Арт-терапия – это направление, в котором используются средства художественного творчества для коррекции эмоционального состояния человека и общего развития.
Чтобы преодолеть негативное эмоциональное настроение у ребёнка, необходимо создавать условия для благополучного эмоционального климата в детском коллективе, организовать развивающую предметно-пространственную среду.
Создайте в группе «Уголок уединения» - место, где ребёнок ощущает себя в полной безопасности, здесь он может побыть наедине с собой, успокоиться и расслабиться, поиграть с любимым предметом или игрушкой, рассмотреть интересную книгу или просто помечтать.
Уголок уединения в детском саду необходим, ведь он обеспечивает возможность уединения ребенка во время длительного пребывания среди большого числа сверстников. Это важный момент, позволяющий предупредить чрезмерное возбуждение ребенка, ведущее к утомлению его нервной системы.
В уголке уединения можно использовать:
Мягкий диванчик, удобные кресла, полупрозрачную ширму;
Мобильный «Домик-трансформер» - дает возможность уединиться ребенку в случае необходимости от «шумного» окружения сверстников, восстановить психическое и эмоциональное равновесие;
«Подушки-думки», «подушки-плакушки», мягкие игрушки разных размеров - обняв такую подушечку или игрушку, ребенок может поделиться с ней своим настроением;
Телефон, по которому малыш «звони’т» маме поделиться чем-то сокровенным;
Любимая вещь мамы - ребёнок может найти среди разных вещей мамину любимую и мысленно оказаться рядом с ней, прижаться, успокоиться;
Дидактические игры «Собери бусы» и «Собери букет» берут на себя функцию умиротворения. Создание красивых вещей для мамы поможет ребёнку быть в гармонии с собой.
Также эта зона может использоваться как «Уголок настроения»
Цель создания «Уголка настроения» - способствовать обогащению эмоциональной сферы, дать понятие о разделении положительных и отрицательных эмоций, учить распознавать свои собственные эмоции и чувства, помогающие им адекватно реагировать на настроение сверстника или взрослого.
В этом случае используются различные дидактические игры по изучению эмоциональных состояний: - «Чувства и эмоции»; «Как поступают друзья»; «Угадай эмоцию»; «Найди друзей»; «События и эмоции»; «Мои чувства»; «Эмоции в сказках».
Каждая игра подбирается в зависимости от ситуации. В случае, если ребёнок чувствует себя некомфортно, сначала необходимо мягко выяснить причину его состояния, а затем предложить ребёнку поиграть в ту или иную игру.
В зависимости от состояния детей уголок может использоваться как «Уголок гнева»
Цель создания «Уголка гнева» - дать возможность детям в приемлемой форме освободиться от переполняющего их гнева, раздражения и напряжения.
В уголке гнева используются:
«Коврик злости» - коврик, на котором дети могут потоптаться;
Коробочка гнева и раздражения «Спрячь всё плохое» - коробочка темного цвета, куда дети выбрасывают всю свою «злость и обиду» (сжав предварительно кулачки и собрав в них все, что накопилось «плохого»);
Коробочка «Попробуй порви» - дети мнут или рвут листы бумаги различной фактуры;
«Подушка-колотушка»;
Стаканчики «Для крика»;
Пластилин, который дети мнут и могут вылепить, что угодно.
Всё это, при умелом использовании педагогами, поможет детям нормализовать свою эмоциональную сферу и быть успешными в коллективе.
«Зеркало моего настроения»
«Коробочка примирения» В случае возникновения конфликтной ситуации, ссоры или драки, дети садятся на стулья напротив друг друга, засовывают руки в отверстия коробки и разбирают свой конфликт по «Мирилке».
«Светофор эмоций» пособие для определения настроения детей на протяжении всего дня.
В завершение мне хотелось бы пожелать коллегам - творческих успехов в нашем общем деле, а всем детям эмоционального благополучия в стенах детского сада и в семье. В основе нашей педагогической деятельности должна лежать уверенность в том, что каждый ребенок имеет право быть таким, какой он есть, и у каждого ребенка достаточно потенциальных сил для того, чтобы развиваться и быть счастливым…
Список литературы
Веракса, А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5–7 лет [Текст]: Пособие для психологов и педагогов / А.Н. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 128 с.
Кокарева, А.В. Использование сенсорной комнаты в коррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в поведении [Текст] / А.В. Кокарева // Психолог в детском саду. – 2008. - № 4. – С. 74–79.
Краснощекова, Н.В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тексты. Игры. Упражнения [Текст] / Н.В. Краснощекова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 299 с.
Кулакова, В.Д. Охрана психологического здоровья дошкольников [Текст] / В.Д. Кулакова //Воспитатель ДОУ. – 2009. - № 7. – С. 96–103.
Лютова, Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми [Текст] / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. – СПб.: ООО Издательство “Речь”, 2001. – 190 с.
Психология [Текст]: словарь / под общ. ред. А.В. Петровского,М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.
Севастьянова, Т. Избавляемся от агрессии с помощью игры [Текст] / Т. Севастьянова // Дошкольное воспитание. – 2008. - № 12. – С. 77–80.
Тимофеева, С.П. Записки рядового психолога о нерядовых проблемах детей [Текст] / С.П. Тимофеева // Воспитатель ДОУ. – 2009. - № 9. – С. 67–78.
Хусаинова, Г.Х. Коррекция детско – родительских отношений [Текст] / Г.Х. Хусаинова // Воспитатель ДОУ. – 2009. - № 2. – С. 113–117.
Яскова, О. Гиперактивность как психологический диагноз [Текст] /О. Яскова // Дошкольное воспитание. – 2008. - № 8. – С. 108–113.