СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Создание педагогических условий для удовлетворения индивидуальных потребностей учащихся (с одаренными детьми) на уроках физической культуры»

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главная задача школы - помочь талантливому ученику, а не ждать, когда он проявится, пробьется.  Ещё А.С. Пушкин в XIX веке писал:  Талантам нужно помогать,  Бездарности и так пробьются.   

Просмотр содержимого документа
««Создание педагогических условий для удовлетворения индивидуальных потребностей учащихся (с одаренными детьми) на уроках физической культуры»»





ГБОУ ООШ с.Михайло-Овсянка















Выступление на МО по теме

«Создание педагогических условий для удовлетворения индивидуальных потребностей учащихся (с одаренными детьми) на уроках физической культуры»









Учитель физической культуры

Ерусланкина Т.М.













2018-2019 учебный год

Создание педагогических условий для удовлетворения индивидуальных потребностей учащихся (с одаренными детьми) на уроках физической культуры

В соответствии с основными принципами концепции физической культуры и спорта в Российской федерации реализация стратегических задач предполагает активизировать меры по поиску спортивно одаренных детей и создать оптимальные условия для их развития. Поэтому изучение закономерностей формирования и развития спортивно одаренной личности позволит выйти на новый уровень понимания потенциальных возможностей индивида для самореализации в процессе жизнедеятельности ,так как спортивная деятельность –одна из важнейших моделей для изучения состояния человека в различных жизненных проявлениях. Недобросовестные популяризаторы проблемы детской одаренности во все времена старательно формировали в общественном сознании представление о том. что одаренные дети обычно отстают в физическом развитии от сверстников. Исследования Л.Термена и других ученых показали , что чаще бывает наоборот. Одаренный ребенок нередко опережает сверстников и по этому параметру. На сегодня определенны виды одаренности: умственная , социальная, моторная, практическая. Ведущим в познании спортивной одаренности является определение возможностей моторной организации человека и его психических способностей которые могут быть как врожденными так и приобретенными в процессе деятельности. Точнее двигательную одаренность можно определить как сочетание врожденных антропометрических , морфологических, психологических, физиологических и биохимических особенностей человека, однонаправлено влияющих на успешность какого-либо вида двигательной деятельности. Для выявления двигательной одаренности используется комплексная диагностика двигательной активности и длительная идентификация во времени и разных ситуациях. Проявления одаренности включает любые модели поведения в которых проявляются взаимодействия трех основных групп черт-способностей выше среднего уровня, высокой степени увлеченности задачей и высокого уровня креативности. Человек у которого проявляется совокупность этих свойств нуждается в дополнительных возможностях и образовательных услугах, которые обычно не предусматриваются традиционной программой обучения. Соответственно задача учителя состоит в том чтобы создать такую ситуацию которая максимально нагружала бы ведущую способность данного ребенка –в данном случае его спортивную активность в соответствии с дидактической парадигмой или создать образовательную среду для развития уже проявившихся способностей, условий для раскрытия творческого потенциала, на удовлетворение потребностей данного учащегося. Готово ли сегодня наше общество, школы, создать все условия для развития одаренных и талантливых людей? Почему эту проблему я ставлю в центр работы учителя физического воспитания. 
Считаю, что: 
1. Главная задача школы - помочь талантливому ученику, а не ждать, когда он проявится, пробьется. 
Ещё А.С. Пушкин в XIX веке писал: 
Талантам нужно помогать, 
Бездарности и так пробьются. 
2. Практически все исследователи одаренности сходятся в том, что для работы с такими детьми необходимы специально обученные педагоги, потому что только учитель может привести в соответствие содержание учебной программы и способности одаренного ребенка. Часто недостаток теоретических навыков и психологических знаний учителя приводит к предубеждению, что одаренный ребенок не нуждается в помощи. Без специальной помощи взрослого (педагога, психолога, родителя) иногда сам одаренный ребенок не может понять в чем причина его сопротивления тем видам работ, которые охотно выполняются другими детьми. 
3. Классно-урочная система, предложенная Я.А. Каменским несколько веков назад, несмотря на все достоинства, ориентирована на условно среднего ученика. Одаренные дети обычно испытывают неудовлетворенность из-за отсутствия дифференцированного обучения, из-за ориентации на среднего ученика. Используя эту систему, практически невозможно решить проблему индивидуализации обучения, приблизить её к способностям и интересам каждого ребенка. 
4. Уроки физической культуры в школе - первая ступенька к выявлению одаренных детей, которые продолжат развитие своих способностей уже в спорте. 
Исходя из этих положений, которые обратили меня к этой теме, считаю, что вершина педагогического мастерства учителя – не только в подтягивании до нормального уровня слабо развитых детей, но и подготовка интеллектуального, физически развитого, творческого потенциала страны, опоры общества. 
Кого можно отнести к одаренным детям? Кто они, о которых сегодня много говорят и пишут? 
Толковый словарь С.И. Ожегова объясняет значение слова «одаренный» как талантливый. Правильно говорят, что все дети талантливы. У каждого из них свой дар. Своя удивительная сила., которая заставляет их расти и развиваться. Свои яркие способности ребенок может проявить в раннем возрасте. Нам хорошо известны имена музыкантов, художников, спортсменов, которые добиваются высоких результатов в юном возрасте. Другие к славе, к победам придут позже, одаренность или талантливость обязательно проявится если рядом с ними окажется настоящий учитель, обладающий знаниями в области психологии одаренных и их обучении. Высоких результатов в спорте позволяет достичь спортивная одаренность, что первоночально значит опережение в физическом развитии возрастных норм. Оно может быть установлено в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения различных внеурочных заданий. И очень важно, чтобы дети с ярко выраженными физическими качествами нашли «своего» неравнодушного учителя. Очень важны система взглядов, убеждений учителя, цели и задачи, которые он ставит перед собой в работе с детьми, межличностное общение. 
Обязательно учитываю роль внешней среды. В какой атмосфере они воспитывались до прихода на занятия, кто их родители, занимались ли они спортом, поддерживают ли своих детей в различных видах деятельности, переживают ли вместе с ними победы и неудачи, научили ли их самостоятельности.
Считаю, что на достижение спортивных результатов детьми влияет воспитание у них таких качеств, как целеустремленность, терпеливость, организованность, дисциплинированность, выдержка, смелость, настойчивость. Обладание такими качествами важно для любого человека, но особенно нужны они спортсменам, желающим добиться высоких результатов. Формирование волевых качеств, мотивации действий. Самостоятельности, умений находить нешаблонные решения и средства их реализации могут помочь снизить соревновательный стресс, повысить эффективность тренировок, сохранить здоровье

В своей работе я использую следующие признаки одаренности для диагностики быстрое освоение деятельности и ее выполнения, использование новых типов деятельности, проявление максимума самостоятельности в овладении и развитии деятельности, устойчивость интересов, упорство в достижении цели, широта интересов, анализ реальных достижений детей в спортивных соревнованиях и конкурсах, наблюдение. При выборе содержания и методов работы с одаренными детьми я учитываю ,что каждому возрастному этапу детского развития соответствуют разные типы ведущей деятельности. Для подросткового периода (11-14 лет) ведущим видом деятельности выступает социально-коммуникативная деятельность –совместная предметная деятельность: соревнования, конкурсы, концерты, как условие и средство формирования самооценки, самоактуализации. Я стараюсь включать одаренных детей в соревнования с такими же одаренными детьми или более старшими поскольку конкуренция и даже опыт поражения дает хорошие результаты. Источник склонности к соревновательности у одаренных детей следует искать в превышающих средние возможности ребенкак высоко дифференцированной оценке. В общении со сверстниками одаренный ребенок довольно часто берет на себя роль организатора групповых дел и игр, поэтому я привлекаю таких детей к демонстрации упражнений, инструкторской деятельности в работе с отстающими, судейству соревнований. В урочной работе использую форму селективной дифференциации, опережающее обучение и привлекаю детей к внеурочным занятиям в спортивной секции, где с ними будет проводиться индивидуально-ориентированная работа. Для старшего возраста (15-16 лет)ведущим типом деятельности является проектно-исследовательская деятельность как необходимое средство самоопределения школьника. При этом «объектом проектирования» для школьника выступает он сам. Он должен выбрать в окружающем мире и спрогнозировать у себя такие свои способности, которые необходимы для успешной социализации ребенка в самостоятельной жизни. Обобщая все выше сказанное можно сказать, что подбирая или разрабатывая образовательную технологию в работе с классом я ориентирую на специфику контингента обучающихся –повышенная готовность к обучению(легко осваивают упражнения повышенной трудности), наличие одаренности к определенному виду спорта(футбол, волейбол),определяем какие цели и задачи являются приоритетными: обучающие, развивающие развитие уже явно выраженных способностей или напротив недостаточно выраженных. Определить принципы обучения(дифференциация, предельной трудности, сочетание индивидуальных и групповых форм обучения),определить методы обучения (игровые, соревновательные, обучающие, развивающие)и конечно учитывать тип образовательного учреждения.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!