СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Создание предметно-познавательной среды через организацию группового взаимодействия обучающихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Групповое взаимодействие обучающихся, является наиболее эффективной формой организации учебного процесса и соответствует требованиям, предъявляемых  во ФГОС НОО к результатам обучения.

Просмотр содержимого документа
«Создание предметно-познавательной среды через организацию группового взаимодействия обучающихся»

Создание предметно-познавательной среды через организацию группового взаимодействия обучающихся.


Сделать наших детей умными - желание любого педагога и родителя. Умен тот, кто умеет мыслить. Но умным легче вырасти тому ребенку, которому помогли научиться мыслить. Ребенок по своей натуре природный исследователь окружающего мира. Для обучающихся младшего школьного возраста характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг.

Согласно ФГОС НОО, предметно - познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий с учетом изучаемых предметов и интереса детей; развитие воображения и творческой активности.

Поэтому своей задачей, как учителя начальных классов, считаю развитие у учащихся устойчивой потребности в познании, потребности в учении или мотивации учения.

Одним из эффективных средств развития познавательной активности и познавательного интереса у учащихся на уроках, могу выделить из опыта своей работы, групповое мыслительно-деятельностное взаимодействие. Групповое взаимодействие обучающихся, является наиболее эффективной формой органи­зации учебного процесса и соответствует требованиям, предъявляемых в ФГОС НОО к результатам обучения. Групповая форма работы описана у А. Г. Ривина, В.К. Дьяченко. Н. Гузик, И. Первина, В. Фирсова и др.

Основная цель группового взаимодействия – развитие мышления обучающихся.

Групповая форма обучения базируется на 3 основных задачах:

  • Конкретно-познавательная, связанная непосредственной с учебной ситуацией.

  • Коммуникативно-развивающая, в процессе которой вырабатываются навыки общения.

  • Социально-ориентационная, которая помогает воспитывать гражданские качества.

Мыслительный процесс начинается тогда, когда перед обучающимися возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Мышление – процесс познания нового, мышление можно развить. Одной из задач своей работы, считаю, развитие мышления – развитие умения думать.

Основной смысл групповой работы вижу, в коллективном мышлении. Коллективное мышление предполагает использование коммуникации, понимания, работу с разными мыслительными предложениями.

Первым шагом к групповому взаимодействию является самоопределение учащихся. Участник группы должен обрести позицию по отношению к своей работе в группе. Он должен определить свое место в группе, свои взаимоотношения с другими участниками группы. Обучающиеся оценивают возможности друг друга, прикидывают варианты взаимодействия и распределения позиций в группе. С процессами самоопределения и анализа ситуации переплетен процесс целеполагания и постановки задач групповой работы.

Целью групповой работы является нахождение (построение) способа решения поставленной задачи. Процесс мышления пронизывает групповое взаимодействие. Группа не обменивается мнениями, не ищет компромисса, не выбирает готовое решение – группа размышляет.

В организации предметно-познавательной активности в первом классе на начальном этапе обучения обучающихся использую фронтальную и индивидуальную формы работы.

Позже, на этапе обучения групповому взаимодействию обучающиеся пробуют работать в парах (диадах). В силу ограниченности у младших школьников опыта участия в групповых взаимодействиях, работа организовывается в парах постоянного состава. Данная работа организовывается в конце первого полугодия 1 класса.

На втором этапе организации групповых взаимодействий, учебные ситуации предполагают работу в двух режимах: первая часть задания требует работы внутри пары, а вторая часть задания предполагает обсуждение решения между двумя парами. Таким образом, во второй части ситуации взаимодействия образуются четверки, что дало возможность постепенно увеличить количество участников группы.

Специфика третьего этапа групповых взаимодействий состоит в том, что группы постоянного состава продолжают работать, но постепенно создаются группы сменного состава: в группу включаются обучающиеся с различным уровнем успешности независимо от взаимных симпатий. Такой подход к комплектованию групп позволяет значительно расширить опыт групповых взаимодействий младших школьников и сформировать эмоциональную готовность к взаимодействию в различных ситуациях.

Групповые взаимодействия организовываются на различных этапах работы над материалом, чаще всего при изучении нового материала или на этапе обобщения.

Успешность групповых взаимодействий обучающихся во многом направляется именно поведением учителя, его умением создавать в классе эмоционально благоприятную обстановку, умением отслеживать процесс совместной работы учащихся при групповом взаимодействии, корректно давать группам необходимые рекомендации.

В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, всё осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения.

В структуру урока включаю различные приемы организации групповых взаимодействий обучающихся на уроке, направленные на создание в группах благоприятной эмоциональной атмосферы и на развитие у учащихся навыков совместной работы.

Осуществляю выбор способа разделения учеников на группы во время урока исходя из цели образования групп:

  • по уровню успеваемости для раздачи заданий разного уровня сложности;

  • группы, в которых есть ученики разного уровня успеваемости, чтобы дети помогали друг другу во время урока, при этом все группы одного уровня;

  • группы, в которых дети дружны между собой или, наоборот, враждуют;

  • группы, объединенные по темпераменту членов и т.д.

Сложнее непредвзято разделить детей на группы вне зависимости от их качеств и предпочтений. Разделение детей случайным образом можно организовать множеством способов. Приведу примеры некоторых из них:

  • соседи по парте;

  • по половому признаку — мальчики, девочки;

  • по времени года, в котором родился учащийся (зима, весна, лето, осень);

  • по дате рождения (четное, нечетное число);

  • по первой букве имени или фамилии (гласные - согласные, звонкие - глухие, актуально для уроков русского языка);

  • расчет по номерам (первый-второй-третий и т.д.), расчет делается исходя из нужного количества групп (а не числа участников в группах);

  • по знакам зодиака;

  • по жребию: в корзине могут находиться:

  • листочки разного цвета — команды красных, желтых, синих;

  • предметы, заранее положенные учениками (ученики по очереди вытаскивают предметы и делятся на группы нужного состава, например, один ученик, вытаскивая чей-то предмет, находит себе пару);

  • геометрические фигуры — команды квадратов, треугольников, кругов (актуально для уроков математики);

  • изображения животных — команды птиц, рыб, млекопитающих или травоядные, хищники (для уроков окружающего мира);

  • изображения растений — команды деревьев и кустарников хвойных и лиственных деревьев (для уроков окружающего мира);

  • названия или изображения стран, городов, географических объектов — команды европейцев, азиатов, африканцев или же команды озер, гор, рек (для уроков окружающего мира);

  • мозаика, детям выдаются части текста или изображения, и они должны найти детей, у которых есть другие части этого текста или изображения; в дальнейшем этот текст или изображение можно обыграть (например, текст - на уроке чтения, изображение - на уроке ИЗО или любом другом);

  • роли, предпочтения (например, учитель заранее предлагает несколько вариантов, и каждый ребенок выбирает тот, который ему ближе (Англия, Франция, Россия, Япония; Восток, Запад, Север, Юг; банан, груша, яблоко, киви; Л.Н. Толстой, М.М. Пришвин, А.Барто и т.д.));

  • и другие способы.

Для создания и поддержания предметно-познавательной среды учащихся использую следующие виды группового взаимодействия.

Распространенный вид работы в малых группах - арт - судоку. Принцип работы: учащимся предлагается разложить рисунки, например, в две группы. В зависимости от задания обратить внимание на последовательность, хронологию, тематику. Задание может быть использовано, как на повторение пройденного материала (закрепление), так и на опережающее обучение. Преимущественно использую данный вид работы на уроках окружающего мира, при определении хронологии разных исторических событий, времен, эпох; при изучении природных зон, времен года; при изучении растительного и животного мира материков и океанов, изучении планет солнечной системы... Данный вид работы представляет неподдельный интерес для обучающихся, развивает логическое мышление, тренирует память.

Следующий вид группового взаимодействия, который я использую в своей работе, это использование умных карт (интеллект - карт, карты ума, мыслительные карты...). (Mind maps) - это разработка Тони Бьюзена - известного писателя, лектора и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления.  Данный вид работы может быть использован при изучении любых учебных дисциплин при закреплении, обобщении какой - либо темы. Также данный прием можно использовать в повседневной жизни при планировании своей работы, отдыха, дел...

Законы содержания и оформления.

В центре листа или чуть выше рисуется центральный образ (идея, цель, проблема). Карта отдаленно напоминает дерево, или паука, или осьминога, что-то такое, у чего есть центр и ответвления.

Принципы рисования карт:
  • Всегда используйте центральный образ.

  • Как можно чаще используйте графические образы.

  • Для центрального образа используйте три и более цветов.

  • Чаще придавайте изображению объем, а также используйте выпуклые буквы.

  • Варьируйте размеры букв, толщину линий и масштаб графики.

  • Стремитесь к оптимальному размещению элементов на интеллект-карты.

  • Стремитесь к тому, чтобы расстояние между элементами интеллект-карты было соответствующим.

  • Используйте стрелки, когда необходимо показать связи между элементами интеллект-карты.

  • Придерживайтесь принципа: по одному ключевому слову на каждую линию.

  • Используйте печатные буквы.

  • Размещайте ключевые слова над соответствующими линиями.

  • Следите за тем, чтобы длина линии примерно равнялась длине соответствующего ключевого слова.

  • Соединяйте линии с другими линиями и следите за тем, чтобы главные ветви карты соединялись с центральным образом.

  • Делайте главные линии плавными и более жирными.

  • Отграничивайте блоки важной информации с помощью линий.

  • Следите за тем, чтобы ваши рисунки (образы) были предельно ясными.

  • Старайтесь располагать слова горизонтально.

Карты ума позволяют ускорить процесс изучения учебных материалов, повысить количество и скорость запоминаемой информации, ускорить разработку проектов, правильно планировать и научить ребенка учиться, карта учит мыслить. Включается образное, творческое мышление и ассоциативность.

Следующий вид группового творческого взаимодействия - лэпбук.

Лэпбук («лэп» - колено, «бук» - книга) лэпбук обозначает «наколенная книга» - новейший способ организации учебной деятельности с обучающимися младшего школьного возраста. Это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и интересный вид группового взаимодействия. Лэпбук - это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. Лэпбук – эта такая игрушка, в которой очень много интерактивных вещей. Обязательно включает в себя различные творческие задания. Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал. Может быть формой представления итогов проекта или тематической недели.

Лэпбук очень прост в изготовлении, а сам процесс его изготовления очень занятен и интересен. Это очень простая, доступная и эффективная методика обучения.

Работа над созданием лэпбука учит школьника обрабатывать и систематизировать информацию, лучше ее запомнить. Кроме этого развиваются его творческие способности, и у ребенка поддерживается интерес к обучению.    

Подобная организация учебного процесса дает хорошие результаты. В моём классе повысился уровень сосредоточенности, внимания в значительной степени (на 25% увеличилось количество детей, имеющих высокий уровень, 6 % детей, характеризующихся низким уровнем, перешли на средний уровень); познавательная самостоятельность школьника возросла почти в два раза (на 38% увеличилось количество детей, имеющих высокий уровень, 26% детей, характеризующихся низким уровнем, перешли на средний уровень); среди направлений познавательного интереса значительное место занимают теперь не интерес к занимательности (снижение на20%) и интересным фактам и явлениям (снижение на 13%), а интерес к процессу деятельности (повышение на 26%), к выполнению заданий практического (повышение на 33%) и творческого характера (повышение на 32%). В целом следует отметить, что процесс формирования познавательной активности младших школьников средствами группового взаимодействия среды продуктивен, следовательно, я продолжу систематическую работу по активному включению детей в разнообразные виды практической и творческой деятельности.


(Методика А.А. Горчинской направлена на выявление степени выраженности познавательной самостоятельности младшего школьника); диагностическая база для оценки сосредоточенности и внимания (И.И. Аргинская).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!