Создание развивающей предметно-пространственной среды как условие обеспечения познавательно-речевой активности
Подготовила:
Туголукова Ирина Владимировна,
воспитатель МБДОУ №153
Г.Донецк, 2022г
Развивающая предметная среда—это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического облика. Обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Оснащение воспитательно-образовательного процесса формируется в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста, опыта и уровня развития детей и их деятельности.
Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс
Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. Среда развития ребенка – это пространство его жизнедеятельности. Это те условия, в которых протекает его жизнь в дошкольном учреждении. Эти условия следует рассматривать как фундамент, на котором закладывается строительство личности ребенка
Компоненты речевой развивающей среды
- речь педагога
- методы и приемы, направленные на
развитие речи
- специальное оборудованные центры
речевой деятельности для каждой
возрастной группы
Развитие речи проходит три этапа:
Довербальный этап – приходится на первый год жизни. На этом этапе складываются предпосылки развития речи.
Переход ребенка к активной речи. Этот этап приходится обычно на второй год жизни. Ребенок начинает произносить первые слова и простейшие фразы. Начинает развиваться фонематический слух.
Совершенствование речи как ведущие средства общения . На этом этапе в речи все точнее передается содержание. Происходит расширение словаря, усложняются грамматические конструкции, становится четче произношение.
- Наглядные - наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, презентаций, слайдов и т.д.
- Практические – упражнения, игры, эксперименты и опты,
моделирование, проектная
деятельность.
- Словесные – рассказ, чтение,
- вопросы, беседы,
- использование
- художественного слова.
Приемы и технологии, используемые в ДОУ при формировании познавательно-речевой деятельности детей:
.
Алгоритм преобразования развивающей предметно-пространственной среды в организации стоит из следующих шагов:
1. Сформулировать цели и задачи работы на основе анализа Программы и в соответствии с особенностями детей.
2. Провести оценку и анализ развивающей предметно-пространственной среды группового помещения, определив дефицитарные области.
3. Изучить интересы, склонности, предпочтения, особенности детей группы.
4. Составить перечень необходимых материалов и оборудования исходя из принципа необходимости и материальных возможностей.
5. Составить план - схему, определив пространственное размещение оборудования в группе, опираясь на принцип нежёсткого зонирования. Предусмотреть способы выделения игровых зон.
6. Разместить мебель и крупное оборудование согласно плану-схеме, наполнить игровыми материалами.
7. Продумать последовательность внесения изменений развивающей предметно-пространственной среды в течение года, с учётом Программы, положительной динамики развития детей, приобретения новых средств.
Развивающая предметно пространственная среда должна:
- обеспечивать полноценное и своевременное развитие ребенка;
- побуждать детей к деятельности;
- способствовать развитию самостоятельности и творчества;
- обеспечивать развитие субъектной позиции ребенка.
А для этого она должна быть богатой, разнообразной и постоянно меняющейся.
Дайте детству наиграться!
Насмеяться, наскакаться!
Дайте радостно проснуться,
Дайте в детство окунуться,
Детства дней не торопите,
Детству солнце подарите!
Спасибо за внимание!