СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ЕДИНОГО АСТРОФИЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА БАЗЕ КУРСА ФИЗИКИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Петренко Наталья Владимировна,
учитель физики Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4»
Энгельсского района
Современный подход в педагогике к обучению в общеобразовательной школе стал более личностно-ориентированный. Сегодня цель обучения - это, прежде всего, развитие личности учащегося и его индивидуальных способностей. При таком подходе, учитываются ценностные ориентации ученика и структура его убеждений, на основе которых формируется его представление о модели мира.
При знакомстве с астрономией ученик переосмысливает своё представление об окружающем его мире в масштабах вселенной, что приводит к расширению его внутренней модели мира.
Следовательно, используя астрономические материалы на уроках физики, учитель может достигать высокой мотивации учебной деятельности ученика.
Так как курс астрономии в средней школе полностью упразднён, то необходимо "спасать" астрономию, особенно в основной школе. Поэтому предлагается опыт тесной интеграции физики и астрономии на уроках физики в 7-9х классах, то есть создание системы единого астрофизического образование в основной школе на базе курса физики.
В этой системе учебный материал физики гармонично включает в себя астрономическую составляющую. Этот подход необходим и в 10-11 классе. Для создания системы астрофизического образования очень важны факультативы с 7 класса (элективные курсы) и разнообразная внеурочная деятельность.
В курсе "Природоведения" содержится материал, закладывающий базу из простейших астрофизических знаний. Но для того, чтобы в полной мере раскрыть эти знания и заинтересовать учащихся в познании и освоении окружающего мира таких "базовых" знаний недостаточно. Именно поэтому стоит уделить особое внимание конвергенту физики и астрономии. Потому что чем сильнее мы ограничивает возможность более глубокого и расширенного познания окружающего мира, тем осознанней подрастающее поколение не стремится его изучать.
Для того чтобы раскрыть предложенную тему, приведу пример реализации этого симбиоза для 7 класса.
Весь курс рассчитан на 68 учебных часов. Примерно четверть учебного времени можно отвести на глубокую астрофизическую направленность учебного материала.
Тема 1: Измерение величин с помощью измерительных приборов. Шкала прибора.
Задача. В 1987 г. в галактике Большое Магелланово Облако, которая удалена от нас на 65 Кпк, вспыхнула сверхновая звезда. Когда, на самом деле, она появилась?1 пк = 3.26 св. л.
Тема 2: Диффузия. Диффузия наблюдается и в открытом Космосе. В атмосфере Земли наблюдается активное перемешивание газов, где большую роль играет и диффузия.
Задача. Какова скорость диффузии, если запах дыма в безветренную погоду жители пятого этажа почувствовали через одну минуту? Источник дыма находился на другом конце дома, на пятом этаже на расстоянии 30 метров.
Тема 3: Скорости тел
Естественные и искусственные небесные тела движутся с космическими скоростями.
Задача №5. Проводится радиолокация астероида. Астероид облучается короткими радиоимпульсами имеющими скорость 300 000 км/с, после чего исследуется «эхо», отражённое астероидом. Эхо от первого импульса пришло спустя 20 секунд после излучения импульса, эхо второго, отправленного спустя сутки,– через 24 секунды. Определите расстояние до астероида в начальный момент времени. Приближается или удаляется астероид? С какой скоростью? Расстояние выразите в км, а скорость в км/с.
Тема 4. Явление тяготения. Сила тяжести.
Задача №2.Вес алюминиевой детали на Земле 600Н. Определите объём детали. Какой будет вес этой детали на станции МКС?
Тема 5. Трение
Задание. Сила трения уничтожает метеорные тела, влетевшие в атмосферу Земли.Что бы мы наблюдали, если бы не было атмосферы?
Тема 6. Энергия. Закон сохранение и изменения энергии
Задача. Масса спутника 1 т. Первоначальная высота движения спутника 200 км. Из-за трения в верхних слоях атмосферы спутник опускается до 180 км. Какую энергию потерял спутник за время снижения? (Считать приблизительно, что скорость спутника не изменилась).
Как учитель физики, проработавший много лет в школе, считаю, что использование астрономических материалов на уроках физики необходимо учащимся с познавательной и мировоззренческой точек зрения. И это, несомненно, способствует многостороннему и полноценному развитию личности и более полному восприятию окружающего мира.
Таким образом, на приведенных примерах видно, что симбиоз двух наук в одном учебном процессе возможен и не будет препятствовать усвоению основного блока знаний, но позволит ученику получить больше знаний и расширить свой кругозор, дополняя типичный материал новыми сведениями.
Библиография
1. Климишин И. А. Элементарная астрономия. - М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит.
2. Левитан Е. П. Астрономия. - М.: Дрофа.
Ресурсы Интернет
https://infourok.ru/material.html?mid=49941
festival.1september.ru/articles/212833/