Создание ситуации успеха как одно из условий повышения социализации учащихся на уроках химии
(мастер - класс)
Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.
В.А. Сухомлинский.
Ситуация успеха - это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности. Это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики.
Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение.
В своей работе я использую дифференцированное обучение как при изучении разных тем, так на разных этапах одного урока. И сегодня я хочу поделиться с вами опытом именно в этом направлении.
Как же создать ситуацию успеха на уроке у каждого обучающегося?
При опросе и актуализации знаний.
Использование дифференцированных заданий: разноуровневые задания с правом выбора обучающимся своего уровня (разно уровневые карточки, задания, тесты и т.д.). Выполнения обучающимися с низкой мотивацией заданий, используя алгоритмы и записи в тетрадях. Обучающиеся с более высокой мотивацией выполняют задания без тетради, поясняют свои ответы, отвечают на дополнительные вопросы (Приложение 1).
При изучении нового материала.
Обучающиеся с низкой мотивацией заданий работают с уже готовой информацией (текст учебника, таблица, схема), анализируют ее по вопросам. Обучающиеся с более высокой мотивацией сами составляют таблицы, схемы, уравнения реакций; объясняют полученную информацию; отвечают на дополнительные вопросы (Приложение 2).
При закреплении изученного материала
Обучающиеся с низкой мотивацией получают задания аналогичные тем, которые есть в изученном тексте. Обучающиеся с более высокой мотивацией получают задания на применения знаний в новой ситуации или задания творческого характера. При определении домашнего задания (Приложение 3)
Домашнее задание
Обучающиеся с низкой мотивацией получают задания аналогичные тем, что они делали в классе. Обучающиеся с более высокой мотивацией получают задания, требующие применения знаний в новой ситуации или задания творческого характера. При выполнении творческого задания обучающиеся могут пользоваться информацией из справочников, Интернета и т.д. (Приложение 4)
Дифференцированные задания так же можно использовать при выполнении лабораторных, практических и контрольных работ. Право выбора уровня так же сохраняется за ребенком. Я предлагаю вам рассмотреть два варианта дифференцированных лабораторных работ (Приложение 5). Вы так же можете выполнить их сейчас.
Так же созданию ситуации успеха способствует коллективная деятельность. Ребята часто бывают неуверенными в своих силах, а работая в парах или группах постоянного или сменного состава, чувствуют себя более уверенно и успешно справляются с заданием.
Еще одной ступенькой на пути к успеху является поддержка и похвала учителя. Она должна присутствовать на протяжении всего урока, на каждом его этапе. Подбадривать за малейший успех, одобрять за малейшую победу в соревновании с самим собой или другими учащимися, за помощь другим, чтобы радость победы была нравственной. Своевременно отмечать успехи и достижения учеников во всех видах деятельности. Особенно важно делать это публично, чтобы все знали о поощрении именно данного ученика.
И самое главное, «Ребенок должен быть уверен, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она не была, все равно должна быть скрытой. Стоит ребенку почувствовать, что открытие сделано с помощью подачи учителя…. Радость успеха может померкнуть» - Василий Александрович Сухомлинский
Приложение 1
Опрос и актуализации знаний
Уровень А
Задание: определите тип каждой реакции:
1. 4Li + O2 → 2Li2O
2. Zn(OH)2 → ZnO + H2O
3. Mg + H2SO4 → MgSO4 + H2
4. 2NaOH + H2SO4 → Na2SO4 +2H2O
Уровень В
Задание: расставьте коэффициенты в предложенных схемах реакций, определите тип каждой реакции:
1. Са+ O2 → СаO
2. Аl+ HCl→ AlCl3 + H2
3. KOH + CuSO4 → K2SO4 +Cu(OH)2
4. Mg(OH)2 → MgO + H2O
Уровень C
Задание: в предложенных схемах реакций впишите пропущенные формулы веществ и расставьте коэффициенты, определите тип каждой реакции:
1. CuO + … → CuCl2 + H2O
2. … → H2 + O2
3. … + AgNO3 → Cu(NO3)2 + Ag
4. Na2CO3 + … → NaCl + … + H2O
Ответы:
Уровень А
Задание: определите тип каждой реакции:
1. 4Li + O2 → 2Li2O - реакция соединения
2. Zn(OH)2 → ZnO + H2O – реакция разложения
3. Mg + H2SO4 → MgSO4 + H2 - реакция замещения
4. 2NaOH + H2SO4 → Na2SO4 +2H2O – реакция обмена
Уровень В
Задание: расставьте коэффициенты в предложенных схемах реакций, определите тип каждой реакции:
1. 2Са+ O2 → 2СаO - реакция соединения
2. 2Аl+ 6HCl→ 2AlCl3 + 3H2 – реакция замещения
3. 2KOH + CuSO4 → K2SO4 +Cu(OH)2 – реакция обмена
4. Mg(OH)2 → MgO + H2O – реакция разложения
Уровень C
Задание: в предложенных схемах реакций впишите пропущенные формулы веществ и расставьте коэффициенты, определите тип каждой реакции:
1. CuO + 2HCl → CuCl2 + H2O – реакция обмена
2. 2H2O → 2H2 + O2 – реакция разложения
3. Cu + 2AgNO3 → Cu(NO3)2 + 2Ag – реакция замещения
4. Na2CO3 + 2HCl → 2NaCl + CO2 + H2O – реакция обмена
Приложение 2
Изучение нового материала
Уровень А
Прочитайте параграф 34 «Типы химических реакций на примере свойств воды» страница 192-196 и выполните задания части I в печатной тетради страница 156-157
Уровень В
Прочитайте параграф 34 «Типы химических реакций на примере свойств воды» страница 192-196 и заполните таблицу
Тип реакции | Реагирующие вещества | Продукты реакции | Схема реакции | Примеры реакций |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Уровень С
Прочитайте параграф 34 «Типы химических реакций на примере свойств воды» страница 192-196 и составьте схему превращений, основываясь на химических свойствах воды, осуществите ее
Ответы:
Уровень В
Тип реакции | Реагирующие вещества | Продукты реакции | Схема реакции | Примеры реакций |
Реакция разложения (электролиз) | Вода | Водород и кислород | | 2H2O → 2H2 + O2 |
Реакция соединения | А) оксид металла и вода Б) оксид неметалла и вода | Щелочь Растворимая кислота | МеО + H2O → Ме(ОН)n неМеО + H2O → НR | CаО + H2O → Са(ОН)2 SO3 + H2O → H2SO4 |
Реакция замещения | Щелочные и щелочноземельные металлы с водой | Щелочь и водород | Ме + H2O → Ме(ОН)n + H2 | 2Na + 2H2O → 2NaОН + H2 |
Реакция обмена (гидролиз) | Сложные вещества | Сложные вещества | | Al2S3 + 6H2O → 2Al(OH)3 + 3H2S |
Уровень С
Составьте схему превращений, основываясь на химических свойствах воды, и осуществите ее
H2O → O2 → CаО → Са(ОН)2
Приложение 3
Закрепление изученного материала
Уровень А
Запишите уравнения реакций по схемам:
а) литий + вода = гидроксид лития + водород
б) барий + вода = гидроксид бария + водород
в) оксид серы (IV) + вода = сернистая кислота
г) оксид калия + вода = гидроксид калия
Уровень В
Выполните задания 2,3,4,6 части II в печатной тетради страница 157-160
Уровень С
Выполните все задания части II в печатной тетради страница 157-160
Приложение 4
Домашнее задание
Вариант 1
Уровень А
Параграф учебника, знать определение ключевых слов; записать уравнения реакций по схемам: а) калий + вода = гидроксид калия + водород
б) стронций + вода = гидроксид стронция + водород
в) оксид фосфора (V) + вода = фосфорная кислота
г) оксид натрия + вода = гидроксид натрия
Уровень В
Параграф учебника, знать определение ключевых слов; упражнения 1,2
Уровень С
Параграф учебника, знать определение ключевых слов, упражнения 1,2; задания раздела «Работа с компьютером»
Вариант 2
Общее для всех
Параграф учебника, знать определение ключевых слов; упражнения 1,2
Творческое задание
Уровень А: найти интересные факты о химических реакциях (применение, открытие и т.д.)
Уровень В: составить тест по теме «Типы химических реакций»
Уровень С: придумать задачу или составить кроссворд по данной теме
Приложение 5
Лабораторная работа по теме «Реакции ионного обмена»
ФИ ______________________________________________________________________
Класс ___________________________________________________________________
Реактивы ________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Уровень А
Проведите реакции между следующими веществами: 1) гидроксидом натрия и серной кислотой; 2) хлоридом бария и карбонатом натрия; 3) карбонатом натрия и соляной кислотой. Запишите уравнения реакций в молекулярном и ионном виде. Укажите признак для каждой реакции.
________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Уровень В
Исходя из выданных реактивов, проведите реакции обмена, в результате которых образуется: 1) углекислый газ; 2) гидроксид меди (II); 3) вода. Запишите уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.
________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Уровень С
Сколько новых веществ можно получить, имея в качестве исходных веществ следующие реактивы: хлорид бария, карбонат натрия, серную кислоту? Подтвердите экспериментально свои предположения. Запишите уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.
________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа по теме «Реакции замещения»
ФИ ______________________________________________________________________
Класс ___________________________________________________________________
Реактивы ________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Уровень А
В две пробирки налейте по 1мл соляной кислоты. В первую пробирку опустите гранулу цинка, во вторую – железную скрепку. Опишите наблюдаемые явления. Сформулируйте вывод о возможности взаимодействия активных металлов с растворами кислот. Вставьте пропущенные слова в предложение: «Металл способен вытеснять ………….
из кислот, только если он стоит в ряду активности металлов до …………….»
Уровень В
В три пробирки налейте по 1мл соляной кислоты. В первую пробирку опустите гранулу цинка, во вторую – железную скрепку, в третью – медную проволоку. Почему цинк и железо взаимодействую с соляной кислотой, а медь нет? Напишите уравнения химических реакций, которые наблюдались в этом опыте. Сформулируйте вывод о возможности взаимодействия металлов с растворами кислот. Вставьте пропущенные слова в предложение: «Кислоты взаимодействуют только с …………… металлами с образованием …… и ……………»
Уровень С
Из предложенного списка выберите металлы, которые взаимодействуют с соляной кислотой: Zn, Cu, Al, Fe, Ag, Hg. Свой ответ подтвердите экспериментально. Запишите уравнения реакций
________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________