СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Создание условий для творческой самореализации личности на занятиях в детском объединении «Крокус» Егорлыкского Центра внешкольной работы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как помочь нынешним подросткам в условиях чрезмерного информационного и досугового насыщения найти себя, самореализоваться? Какие дать инструменты и навыки,  способствующих достижению достойных качеств успешного человека. Отсюда, возникает необходимость рассмотрения вопроса применения таких форм и методов обучения декоративно-прикладному искусству, через которые воспитанники захотят творить, воплощать свои идеи.

Просмотр содержимого документа
«Создание условий для творческой самореализации личности на занятиях в детском объединении «Крокус» Егорлыкского Центра внешкольной работы»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

Егорлыкский Центр внешкольной работы











Сообщение на заседании МО педагогов дополнительного образования Егорлыкского района



Создание условий для творческой самореализации личности на занятиях в детском объединении «Крокус» Егорлыкского Центра внешкольной работы












подготовила

педагог дополнительного образования

Ткачева Алла Николаевна















станица Егорлыкская

2024

Одним из действенных средств развития детей признано декоративно-прикладное искусство, являющееся частью народной культуры. Объединение «Крокус», которым я руковожу, работает на базе ЦВР с 2013 года. В нашем центре создается благоприятная среда для развития детей. Процесс обучения, дифференцированный подход помогают всесторонне развить ребенка. Несмотря на данную от природы способность к творческой деятельности, только целенаправленное обучение дает возможность обеспечить высокий уровень развития заложенных творческих способностей. Формирование этих способностей следует начинать на ранних стадиях формирования личности. В нашем центре нет отбора детей по способностям. Принимаются все дети без исключения. К сожалению, с возрастом способность детей к творчеству угасает. Это связано с многими причинами. Современный ребенок живет в мире сверхбыстрых гиперсетей: интернет, искусственный интеллект, гаджеты, которые знают все. Как в этих условиях учить ребенка? Как помочь нынешним подросткам в условиях чрезмерного информационного и досугового насыщения найти себя, самореализоваться? Какие дать инструменты и навыки, способствующих достижению достойных качеств успешного человека. Отсюда, возникает необходимость рассмотрения вопроса применения таких форм и методов обучения декоративно-прикладному искусству, через которые воспитанники захотят творить, воплощать свои идеи.

Невозможно отрицать то, что мир вступил в этап формирования новой цивилизации. Цифровизация – вот реалии нашего времени, от которых уже не отмахнуться. Уже сейчас видно, что такие реальности заключают в себе как огромные, невиданные прежде возможности, так и вызовы, угрозы.

Дополнительное образование – это особое внеучебное для школьника образовательное пространство. Оно решает задачи не только социализации, но и индивидуализации личности подростка и становится основным фактором развития творческих способностей.

Мы понимаем, что на дополнительное образование ложится миссия противостояния, ослабления этой угрозы. Неформальное образование, чистое творчество без оценок даёт колоссальный заряд энергии и ресурса, который обязательно найдет применение хоть в детстве, хоть, в дальнейшей жизни. Для меня, педагога дополнительного образования, важно вовремя использовать такое преимущество и решать свои задачи по привлечению детей. Что, в свою очередь требует от педагога полной самоотдачи и профессионализма. Необходимо увлечь ребенка, заразить, зажечь, направить в нужное русло его желания и устремления. Педагог является в этом случае организатором, инициатором, соучастником творческой деятельности, и, безусловно, он должен подготовить детей к творчеству, создать необходимые условия.

В каждом ребёнке заложено стремление узнавать и созидать, радоваться своим успехам. Занятия декоративно-прикладным творчеством, – один из наиболее востребованных и доступных  видов деятельности детей, развивающий творческие способности, фантазию, пространственное воображение, конструкторские навыки, способствующий формированию художественно-эстетического вкуса воспитанников.

Сегодня я познакомлю вас с работой моего детского объединения «Крокус». Занятия валянием или фелтингом, так еще называется эта техника рукоделия, развивают у детей художественный вкус, моторику пальцев, заставляют творчески мыслить, учат концентрироваться и сосредотачиваться.
Различные виды техники валяния отлично подходят для развития творческих способностей. Такие занятия особенно необходимы детям с повышенной возбудимостью, так как они относятся к одному из эффективных средств арт-терапии. Во многих странах работа с природными материалами, такими как натуральная шерсть, входит в обязательную образовательную программу.

Что же такого особенного в валянии? Наверное, прежде всего простота и материальная доступность. Не нужно никаких специальных инструментов кроме игл, воды и мыла. В создании изделий из валяной шерсти – фантазия детей ничем не ограничена. Здесь можно выбрать одну из существующих техник валяния: сухой или мокрый способ, шерстяная акварель, нунофелтинг.

Обучая детей технике валяния, я начинаю с самых простых поделок – валяние шаров, из которых можно сделать: котенка, зайчика, сову и даже ежика. Вот так не сложно и всего за короткое время, можно сделать красивую игрушку. Ребята увлеченно работают с шерстью. Детскую фантазию необходимо направлять в нужное русло. У каждого свои предпочтения, выдумка, интерес, собственное мировоззрение. Следуя своим идеям, дети познают и раскрывают себя, учатся понимать язык рукоделия, разбираться в законах композиции, особенностях цветоведения, осваивают историю через способы и традиции войлоковаляния.

Волшебный процесс сваливания шерсти производится при помощи специальной иглы. У иглы есть зазубрины, насечки, сделанные под углом. Именно они запутывают слои шерсти между собой. Проходя несколько раз вверх-вниз, и переплетая, иголка сцепляет волокна между собой. Так и происходит чудо, превращая шерсть в грибок или котенка или в любую шерстяную фантазию.

Занятия фелтингом развивают у детей художественный вкус. Я рассказываю об основных приемах валяния из шерсти, освоив которые, ребята смогут свалять любую задумку. Вселяю веру в собственные возможности каждого ребенка, нет ничего невозможного! Каждый способен творить и создавать уникальные вещи! Каждый! Нужно только не лениться.

Валяние - прекрасный способ учить детей доводить   работу до конца. Во время этого кропотливого занятия у них появляется искреннее желание творить, Удивляет их настойчивость в преодолении трудностей, проявление взаимопомощи и поддержки друг друга. Ребята искренне восхищаются успехами своих сверстников и стремятся помочь в случае какой-то неудачи.

Особенность и трудность творчества валяния, особенно на первых порах состоит в том, что для выполнения задания требуется длительное время. Чтобы обучающиеся не потеряли интереса к работе над одним и тем же изделием, когда до конечного результата работы еще далеко, я стараюсь подводить итоги работы на каждом занятии. Повышаю результативность и помогаю поднять планку детского мастерства путем анализа поделок, действий, мотивации, что является стимулом дальнейшей плодотворной работы. Во время обсуждения изделий дети дают объяснения, в которых отчетливо проявляются и оттачиваются эстетические вкусы, развиваются их творческое мышление и речь.

Учиться чему-либо с малых лет интереснее в коллективе. Происходит не только развитие способностей, но и зарождение духа конкуренции. Ребенок стремится превзойти своих сверстников, получая от борьбы не меньше удовольствия, чем от самого творческого процесса. Занятия для детей оказывают воздействие на характер, формируют личность. 

Детское творчество - явление уникальное. Каждый ребенок хранит в себе большие потенциальные возможности. Но эти потенциальные возможности могут быть реализованы только тогда, когда ребенок видит результат своей работы и получает положительные эмоции от этого.

Как педагог я стараюсь сделать так, чтобы каждый ребенок почувствовал свою значимость в коллективе, чтобы жизнь ребят была наполнена интересными делами, чтобы каждая минутка пребывания в объединении приносила радость от совместного творчества.

 Вся дальнейшая работа построена так, чтобы полученные умения и навыки дети сразу же могли применять в своем творчестве. На занятиях мы изготавливаем небольшие сувениры, игольницы, цветы, животных, всевозможные игрушки. Предоставляю детям свободу выбора для изготовления изделий. Ненавязчивая, доброжелательная помощь плюс фантазия ребенка дают положительные результаты в развитии творчества. Большая часть наших изделий выполнена не по готовым образцам, а придумана детьми с педагогом.

С этого учебного года начало работать детское объединение «Шерстяная акварель на базе ДОУ №8 «Звездочка». Рисование шерстью весёлое и полезное занятие. Дети любят работать с тёплым природным материалом. Шерсть – мягкий и пластичный материал, поэтому работать с ней ребятам очень легко. Теплота и нежность овечьей шерсти как будто создана специально для малышей. Занятия шерстяной живописи не только нова и интересна, но и очень красива. Изготовление картин из шерсти – не только увлекательное и приятное занятие, но и как, и любое ремесло требует терпения и практики.

Я стараюсь приложить все усилия, чтобы мои ребята, придя ко мне, знали, что здесь они получат дельный совет, могут поделиться своими радостями или переживаниями.

Стараюсь донести родителям, что ребенок не просто занимается один или два раза в неделю, а то, что дети меняются в лучшую сторону благодаря нашей деятельности. Поэтому я ищу обратную связь с родителями: как дела в школе, какая ситуация на других занятиях, чем он еще занимается, какие у них проблемы?

Каждый год с самых первых занятий вместе с ребятами мы создаем так называемый свод правил поведения и взаимодействия в нашем объединении «Крокус». Сюда входят как основные пункты: посещаемость, работа над поделкой, творчество, помощь в уборке кабинета, так и сформированные по обстоятельствам. Продолжением начатой работы по формированию коллектива может стать выбор лидера - «командира».

  Мы стараемся с детьми зафиксировать важные моменты нашей интересной жизни. Дети уже знают об этом и сами стремятся сделать удачное фото, но не для любования собой, а своими достижениями. Создали общую группу в соцсетях, где мы поддерживаем наше увлечение, делимся находками, победами. Учимся выкладывать "полезнопост",

Я строю развивающую образовательную среду, таким образом, чтобы бы увлечь каждого ребенка делом, помочь раскрыть творческие способности, фантазию, получить новые умения и навыки, прийти к уверенному успеху – вот моя задача. Технология валяния из шерсти дает детям возможность проявить свои способности: для кого то овладение простейшими приемами валяния уже достижение, а некоторым необходимо вовремя подбросить идею для воплощения задуманного, трудного, но такого захватывающего. В процессе обучения каждое достижение воспитанника получает поддержку и одобрение. Я стремлюсь создать на занятии атмосферу психологического комфорта, положительного эмоционального фона, творческого настроя, что в конечном итоге и обеспечивает не только результативность занятий, но и развитие личности.

Занятия валянием дают ребенку возможность рано приобрести опыт творческой самореализации. Ежегодно работы моих воспитанников занимают призовые места в значимых конкурсах разного уровня: «Неопалимая купина», «Как у нас на тихом Дону», «Наследники традиций». Работы моих детей стали экспонатами Международного музея рукотворной игрушки, создаваемого в г. Ростове-на-Дону.

Благодаря участию в международном конкурсе рукотворных елочных украшений «Фейерверк новогодних игрушек в стиле русских народных промыслов и символов России» и международного конкурса «Новогодние открытки в стиле русских народных промыслов и символов России» наши работы представлены

  • в Русском доме в Афинах на международной выставке "Фейерверк новогодних игрушек"

  • на выставке «Фейерверк новогодних игрушек в традициях русских народных промыслов и символах России» в Государственной Федерального Собрания Российской Федерации

  • На «Космической елке» в Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос»

  • На «Пушкинской елке» в музее «Усадьба Лопасня-Зачатьевское»

  • 4 работы были представлены в г. Санкт Петербурге на международном конкурсе на создание елочной игрушки для елей Государственного Эрмитажа.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!