СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Создание в дошкольной образовательной организации компенсирующего вида образовательной среды, способствующей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются вопрос создания в дошкольной образовательной организации компенсирующего вида образовательной среды, способствующей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Просмотр содержимого документа
«Создание в дошкольной образовательной организации компенсирующего вида образовательной среды, способствующей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.»

Создание в дошкольной образовательной организации компенсирующего вида образовательной среды, способствующей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья



Г.А. Баранова,

кандидат педагогических наук, доцент,

ГОУДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области», г. Тула


А.Н. Борисова,

заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе

ГДОУ ТО «Щекинский детский сад для детей

с ограниченными возможностями здоровья»,

г. Щекино, Тульская область


О.В. Самошкина,

заведующий ГДОУ ТО «Щекинский детский сад для детей

с ограниченными возможностями здоровья»

г. Щекино, Тульская область


Аннотация. В статье рассматриваются вопрос создания в дошкольной образовательной организации компенсирующего вида образовательной среды, способствующей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: коррекционно-педагогический процесс, дети с ограниченными возможностями здоровья, образовательная среда, функции образовательной среды дошкольной образовательной организации, социализация, коммуникативная компетентность.



Социализация – процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. От успешной социализации в дошкольном возрасте зависит дальнейшее развитие ребенка, раскрытие его способностей, становление личности. Задача педагогов дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) направить свои усилия на создание условий для успешной социализации воспитанников.

Особое внимание уделяется развитию коммуникативной компетентности и социальных навыков. Развитие коммуникативной компетентности ребенка – способность устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты с другими людьми, сотрудничать, слушать и слышать, распознавать эмоциональные переживания и состояния других людей, выражать собственные эмоции. Социальные навыки помогают установить доброжелательные отношения, чувствовать себя комфортно в любой обстановке, готовность общаться с другими людьми, способность адаптироваться.

Процесс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ)  происходит, прежде всего, через образовательную деятельность, посредством которой осуществляется целенаправленное влияние, управление этим процессом. Однако при этом для каждой категории детей подбираются свои методики и технологии образовательной деятельности, позволяющие активизировать позитивные факторы социализации. Педагогическая инновационная технология - совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, способствующих развитию образовательного процесса. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка.

Инновации в образовательной деятельности ДОО осуществляются через внедрение педагогических технологий. Главная направленность при подборе педагогических технологий – качественное обновление педагогической деятельности по социализации детей с ОВЗ, главное условие – соответствие целям и задачам АООП ДОО.

Принципы внедрения технологий:

Принцип развития инновационной образовательной среды  предполагает формирование в дошкольной образовательной организации норм отношений, стимулирующих использование инновационных технологий в образовательном процессе. Этот принцип требует создания режима наибольшего благоприятствования для развития инновационного потенциала педагогов; систематизации инноваций в соответствии с уровнем готовности педагогов к инновационной деятельности.

Принцип педагогического сопровождения реализации инновационного развития профессионально-педагогического потенциала педагогов предполагает: диагностику готовности педагогов к инновационной деятельности; определение и использование индивидуально-дифференцированных способов развития профессионально-педагогической компетентности педагогов; стимулирование и поддержку инновационной активности педагогов в образовательной деятельности.

Принцип развития творческой самостоятельности педагога - предполагает создание в дошкольной образовательной организации условий для самостоятельного поиска каждым педагогом средств решения образовательных задач, наиболее соответствующих его личностным качествам, индивидуальному стилю деятельности. Этот принцип отражает следующие требования: предоставление права каждому педагогу осуществлять самостоятельно поиск педагогических средств, которые в большей степени соответствовали бы его профессиональным интересам, личностным качествам, его индивидуальному стилю деятельности; оценивание эффективности деятельности педагога осуществлять по процессуальным и результативным критериям.

Одним из важных условий успешного применения инновационных педагогических технологий в образовательном процессе дошкольной образовательной организации является создание развивающей предметно – пространственной среды, обеспечивающей максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОО.

Развивающая образовательная, пространственно-предметная среда в учреждении является ключевым фактором развития ребёнка. Создание образовательной среды в ДОО должно отвечать следующим требованиям [2]:

1. Насыщенность образовательной среды – соответствие возрастным возможностям детей и содержанию адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ.

Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря обеспечивают: игровую, познавательную, творческую активность всех воспитанников; двигательную активность; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.

2. Трансформируемость – возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

3. Полифункциональность:

– возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детской мебели, ширм и т.д.);

– наличие полифункциональных предметов (природных материалов для использования в разных видах детской активности, в качестве предметов – заместителей в детской игре).

4. Вариативность:

– наличие в группах различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

– периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную активность детей.

5. Доступность:

– доступность для воспитанников с ОВЗ и детей – инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

– свободный доступ детей с ОВЗ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

– исправность и сохранность материалов и оборудования.

6. Безопасность – соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Пространственно-предметное окружение детей с ОВЗ выполняет несколько функций[3]:

– информационная (предметы несут сведения об окружающем мире и являются средством его познания);

– двигательная (побуждает к двигательной активности ребёнка);

– эмоционально-комфортная (создаёт индивидуальную комфортность в окружающей жизни);

– стимулирующая (побуждает к деятельности, воздействуя на эмоции).

Функции образовательной среды ДОО.

Основные закономерности воспитания и обучения детей дошкольного возраста позволяют сформулировать функции образовательной среды дошкольной образовательной организации в соответствии с программой ДОО.

Функция стимулирования активности детей имеет в своей основе цель предложить ребенку разнообразный материал для его активного участия в разных видах деятельности.

Информационная функция. Необходимый уровень информативности среды на разных этапах развития личности ребенка обеспечивается разнообразием тематики, обогащением функциональных свойств ее элементов, комплектностью и многообразием ее элементов.

Функция сохранения психологического здоровья. Окружающая среда является важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние.

Содержание материалов и оборудования, их размещение, планировка помещений должны вызывать положительные эмоции, давать возможность находить удобное место как для коллективной («свободная площадь»), так и индивидуальной («уголок уединения» и пр.) деятельности.

Воспитывающая функция среды не требует особой расшифровки. Сама среда является тем самым центром, где зарождаются узы сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения.

Развивающая функция среды является ведущей. Только тогда среда может претендовать на высокое звание развивающей, когда она содержит материал, посильный каждому ребенку, когда она обеспечивает ступеньки того самого продвижения, о котором мы говорим, подразумевая развитие. Развивающая функция предметной среды требует для своей реализации сочетания традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.

Предметно – развивающая среда ДОО как условие успешной социализации ребёнка дошкольника.

Правильно организованная предметно-развивающая среда в дошкольной организации предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности, возможности для его всестороннего развития. Но не всякая среда может быть развивающей.

Пространство, организованное для детей в образовательной организации, может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности.

Целевые ориентиры к завершению дошкольного образования четко обозначены образовательным стандартом. Ребенок должен обладать инициативностью и самостоятельностью в разных видах детской деятельности, способностью выбирать род занятий, партнеров, к порождению и воплощению разнообразных замыслов, быть уверенным в своих силах и открытым внешнему миру. Поэтому предметно-пространственная среда, стимулирующая коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка, должна быть организована в зависимости от возрастной специфики его развития.

Предметный мир детства - это не только игровая среда, но и среда развития всех специфических детских видов деятельности (А. В. Запорожец), ни одна из которых не может полноценно раз­виваться вне предметной организации. Современный детский сад - это место, где ребенок получает опыт широкого эмоцио­нально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстни­ками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Развивающая среда образова­тельной организации является источником становления субъект­ного опыта ребенка. Каждый ее компонент способствует формированию у ребенка опыта освоения средств и способов познания и взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов новых видов деятельности, опыта общения со взрослыми и сверстниками.

Обогащенное развитие личности ребенка характеризуется про­явлением непосредственной детской пытливости, любознатель­ности, индивидуальных возможностей; способностью ребенка по­знавать увиденное, услышанное (материальный и социальный мир) и эмоционально откликаться на различные явления, события в жизни; стремлением личности к творческому отображению на­копленного опыта восприятия и познания в играх, общении, ри­сунках, поделках.

Активность ребенка в условиях обогащенной развивающей среды стимулируется свободой выбора деятельности. Ребенок иг­рает, исходя из своих интересов и возможностей, стремления к самоутверждению; занимается не по воле взрослого, а по собст­венному желанию, под воздействием привлекших его внимание игровых материалов. Такая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, а ведь именно оно определяет особенности личностного развития на ступени дошкольного детства.

Развивающее образование направлено, прежде всего, на разви­тие личности ребенка и осуществляется через решение задач, ос­нованных на преобразовании информации, что позволяет ребенку проявлять максимальную самостоятельность и активность; пред­полагает перспективу саморазвития ребенка на основе познава­тельно-творческой деятельности.

Следуя требованиям интеграции образовательного процесса, все компоненты образовательной среды ДОО компенсирующего вида обеспечивают систему коррекционно-педагогической работы, способствующей социализации детей с ОВЗ. Образовательная среда ДОО компенсирующего вида является основным средством развития личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.


Список литературы и источников:


1. Белая Л.Н., Гришаева Н.П., Брынцева Е.В. Технологии эффективной социализации детей 3-7 лет. Система реализации, формы, сценарии: методическое пособие. – М.: Изд. центр «Вентана-Граф», 2017. – 320 с.

2. Гришаева Н.П. Проблемы социализации детей дошкольного возраста. - Мат. IV ВСК. - М., РОС, 2012. [Электронный ресурс]. / Режим доступа: Источник: http://www.read.in.ua/book249828/













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!