СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Создание в семье условий для успешной подготовки к ЕГЭ"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагог-психолог выступила с докладом на родительском собрании в 11 классе на тему: "Создание в семье условий для успешной подготовки к ЕГЭ" (26.04.2019 г.)

Просмотр содержимого документа
«"Создание в семье условий для успешной подготовки к ЕГЭ"»


СОГЛАСОВАНО.

Зам. директора по УВР:

______________ О.В.Карасева

«____»__________ 2019 г.

















Доклад на классном родительском собрании в 11 классе на тему:

«Создание в семье условий для успешной подготовки к ЕГЭ»

(26.04.2019 г.)

























Педагог-психолог: Н.В. Буздина



2018-2019 учебный год

Уважаемые родители!

Именно Ваша поддержка нужна выпускнику, прежде всего. Зачастую родители переживают ответственные моменты в жизни своих детей гораздо острее, чем свои. Но взрослому человеку гораздо легче справиться с собственным волнением, взяв себя в руки.

Не запугивайте ребенка, не напоминайте ему о сложности и ответственности предстоящих экзаменов. Это не повышает мотивацию, а только создает эмоциональные барьеры, которые сам ребенок преодолеть не может.

Психологическая подготовка к   ЕГЭ обучающихся  11-ых  классов.

Слово «экзамен» переводится с латинского языка как «испытание».

Экзамены -  самая напряженная, но неизбежная пора для выпускников. И именно в этот подготовительный период необходимо проявить особенную заботу и внимание к своему ребенку, помочь актуализировать. В результате львиная доля подготовки приходится на последние недели и дни. А это создает исключительное напряжение, причем трёх видов:

Во-первых, успешное прохождение испытания требует владения  большим объемом  знаний.  На мозг падает огромная интеллектуальная нагрузка. Однако человеческий мозг способен в ограниченное время воспринять лишь определенный объем информации.

Во-вторых, сама по себе процедура испытания и оценки связана с глубокими эмоциональными переживаниями, которые могут привести к так называемому экзаменационному стрессу.

В-третьих, не секрет, что успех зависит не только от знаний, но и от всего мироощущения, обучающегося, от его мотивационно - волевых качеств.

Таким образом, к экзаменам надо быть подготовленным во всех смыслах этого слова. В готовности обучающихся, к сдаче экзамена можно выделить следующие составляющие:

•          информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, о правилах заполнения бланков и т.д.);

•          предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету);

•          психологическая готовность (состояние готовности – "настрой", внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).

Известно, что зачастую наибольшую тревогу вызывает не само событие (например, предстоящий экзамен), а мысли по поводу этого события. Для родителей важно помнить, что главное – не сам экзамен, а как школьник воспринимает надвигающее событие. Надо научить детей воспринимать экзамен не как испытание, а как возможность:

-           стать более внимательными и организованными;

-           проявить себя;

-           приобрести экзаменационный опыт;

-           улучшить оценки за год.

Обучающихся надо учить регулировать ход своих мыслей относительно экзамена, придавая им позитивность и конструктивность. Так, например, полезно дать позитивное или нейтральное мысленное определение экзамену, делающее восприятие этого события более спокойным: не «трудное испытание», не «стресс», не «крах», а просто «очередной экзамен в жизни», каких будет ещё очень много.

В связи с этим определим, чем могут помочь родители школьникам при сдаче экзаменов:

•          Помощь в создании позитивного эмоционального настроя;

•          Снижение экзаменационных страхов, тревог;

•          Обучение эмоциональной  саморегуляции при сдаче экзаменов.

Какие  проблемы, возникают у обучающихся в связи с предстоящими экзаменами:

Неподготовленность и нерегулярность занятий. Осознание пробелов в подготовке к экзамену усиливает и без того большое волнение, тревожность школьников, создавая базу для нервных срывов.

Завышенные требования. Стремясь выработать у детей в первую очередь такие качества как добросовестность, послушание, аккуратность, учителя нередко усугубляют их и без того нелёгкое положение, увеличивая пресс требований, невыполнение которых влечёт для таких детей внутреннее наказание. Это приводит к появлению чувства неуверенности в своих силах, к чувству тревожности. 

Навешивание ярлыков, запугивание. Негибкая, догматическая система, наиболее распространённая разновидность такого воспитания  - система «ты должен быть отличником». Есть и другая крайность, касающаяся слабоуспевающих учеников. Если педагог будет придерживаться установки «он не знает больше, чем на  тройку», или установки еще негативнее – «ты ни за что не сдашь экзамен», то проблесков на экзамене можно не ждать.

Переутомление. Одной из самых распространённых проблем, связанных со школьной тревожностью,  является проблема перегрузки. Переутомление ведёт к  неудачам, а опыт неудач, накапливаясь, рождает страх, неуверенность, эмоциональную нестабильность и новые неудачи. Физиолог Матвеев В.С. пишет: «Когда длительное возбуждение нервных клеток превышает предел их выносливости, в них начинает развиваться … торможение. …Человек перестаёт осознавать то, что происходит вокруг него: ещё слышит голоса, но не понимает слов, глаза его скользят по строчкам книги, но он не осмысливает то, что читает».

Во время экзаменов подростки особенно испытывают сильную психическую перегрузку, которая дополняет умственное переутомление.

Возникающие проблемы вызывают необходимость их разрешения, и основное участие в их решении принимают педагоги.

Решение вышеизложенных проблем предполагает соответственно:

Поднятие самооценки школьника. Педагог должен способствовать поднятию самооценки своих обучающихся, используя метод поощрения, регулярно создавая «ситуации успеха» на занятиях. Если заметить даже самые незначительные успехи слабого ребенка, то его стремление доказать свою значимость положительно скажется на оценках. Матвеев В. С. по этому поводу пишет: «Общеизвестны факты, когда словесное воздействие – резкое, обидное замечание, ирония – выводит здорового человека из душевного равновесия, заставляет страдать, а одобрение, похвала, сочувствие вызывают новый прилив сил, энергии, улучшают настроение и самочувствие. Отсюда следует важный вывод: со словом нужно умело и бережно обращаться. Слово – действенный раздражитель для нервной системы».

Регулярность занятий. Огромный резерв повышения учебной успешности школьников - увеличение регулярности занятий, выработка систематичности в учебной деятельности. Это особенно необходимо для школьников со слабой нервной системой. Пробелы в знаниях такие обучающиеся воспринимают как «катастрофу», и в результате появляется стремление знать весь программный материал. А это возможно лишь благодаря регулярным повседневным занятиям. 

Адекватные требования. Нельзя требовать от ребёнка больше того, что он в силах выучить. Для педагога важно, прежде всего, найти компромисс между возможностями, способностями ребёнка и требованиями, предъявляемыми к нему. При несоответствии этих двух показателей тревожность ребёнка будет только возрастать.

Акцент на процессе. Родители должны помнить, что акцент надо ставить на самом процессе учения, а не на его результате (отметке). Процесс познания  должен приносить ребёнку удовлетворение в силу достигнутых им успехов по сравнению с прежними его достижениями. Навешивая ярлыки, родитель заранее ожидает от ребёнка определённого поведения и результатов на экзамене. Любые ограничения повышают тревожность. Это обстоятельство мешает школьнику проявить свои возможности в полной мере.

Избегание перегрузок на занятиях. Матвеев В.С.  делает вывод относительно необходимости чередования активности и отдыха: «Значит, чтобы поддерживать свою жизнедеятельность, клетки мозга и всей нервной системы должны периодически подвергаться тормозному процессу, а смена одного процесса другим является непременным условием нормальной работы нервной системы». Педагоги могут использовать смену видов деятельности на уроках. Надо помнить, что вслед за напряжённой работой должен следовать разгрузочный период (физическая разминка, отвлеченная тема, пример из жизни, юмор и другое). При подготовке к экзаменам обучающимся рекомендуется чередовать занятия и отдых, скажем, 20-30 минут занятий, затем 10 минут – перерыв.

Положительный настрой. Готовясь к экзаменам, школьник  не должен думать о том, что не справится с заданием. Напротив, ему нужно рекомендовать мысленно нарисовать себе картину триумфа. Это сохранит позитивный настрой на весь период подготовки и сдачи экзаменов. Внутреннее равновесие можно поддерживать также аутогенной тренировкой. Позитивные установки могут быть такого плана: «я добиваюсь всего, чего захочу», «у меня все получается», «я успешен во всём» и т.д.

Рекомендации по заучиванию материала

Главное - распределение повторений во времени.

Повторять рекомендуется сразу в течение 15-20 минут, через 8-9 часов и через 24 часа.

Полезно повторять материал за 15-20 минут до сна и утром, на свежую голову. При каждом повторении нужно осмысливать ошибки и обращать внимание на более трудные места.

Повторение будет эффективным, если воспроизводить материал своими словами близко к тексту. Обращения к тексту лучше делать, если вспомнить материал не удается в течение 2-3 минут.

Чтобы перевести информацию в долговременную память, нужно делать повторения спустя сутки, двое и так далее, постепенно увеличивая временные интервалы между повторениями. Такой способ обеспечит запоминание надолго.

     Итак, уважаемые родители выпускников, для вас предложен алгоритм подготовки к выпускным испытаниям. Удачи нашим детям на экзаменах!

Советы родителям.

  1. Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов, это отрицательно скажется на результате тестирования.

  2. Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.

  3. Помогите детям распределить темы подготовки по дням.

  4. Подбадривайте детей, повышайте их уверенность в себе.

  5. Контролируйте режим подготовки к экзаменам, не допускайте перегрузок.

  6. Обратите внимание на питание ребенка. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т. д. стимулируют работу мозга.

  7. Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и хорошо выспаться.

  8. Не критикуйте ребенка после экзамена.

  9. Помните: главное - снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить ему необходимые условия для занятий.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!