СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Создание и использование авторских презентаций в преподавании геометрии

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке описан опыт создания и применения презентаций на уроках геометрии. Работа была представлена на конкурс педагогического мастерства.

Просмотр содержимого документа
«Создание и использование авторских презентаций в преподавании геометрии»







СОЗДАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АВТОРСКИХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ГЕОМЕТРИИ

Содержание

  1. Цели и задачи современного преподавания математики.

  2. Трудности, возникающие у обучающихся при изучении геометрии.

  3. Использование наглядности – один из факторов успешного обучения школьников геометрии.

  4. Использование ИКТ в процессе обучения.

  5. Место презентаций в преподавании школьного курса геометрии.

  6. Ресурсное обеспечение реализации цели.

  7. Ожидаемые результаты.

  8. Этапы реализации концепции.

  9. Оценка результатов.

Цели и задачи современного преподавания математики

Вопросы повышения качества обученности и уровня воспитанности обучающихся были и остаются приоритетными в современной методике преподавания. Основной целью обучения школьников математике на современном этапе является развитие и воспитание творческой личности. Для этого мало развивать только память обучающихся, - нужно развивать мышление, научить школьников самостоятельно добывать новые знания, делать своего рода самостоятельные «открытия», сформировать мотивацию к самообразованию. Учителю необходимо учить детей думать, рассуждать, находить рациональные пути решения задачи, добиваться от обучающихся сознательного усвоения учебного материала. Общеизвестно, что человек, привыкший ещё со школьной скамьи размышлять, ставить вопросы и творчески решать их, после окончания обучения в школе способен хорошо ориентироваться в любой обстановке, умеет и не боится принимать самостоятельные решения. Учитывая это, учитель должен сам постоянно совершенствоваться, искать эффективные методы по реализации развивающего потенциала урока.

Трудности, возникающие у обучающихся при изучении геометрии

При изучении геометрии обучающиеся, как правило, страдают от отсутствия или недостаточного развития пространственного воображения и неумения представить абстрактную модель. Кроме того, учебному математическому тексту свойственны сухость, стилистическая тяжеловесность, в результате многие ученики считают геометрию скучной и ненужной наукой. Что мы получаем в итоге? Ученики пользуются решебниками, не особо вдаваясь в суть доказательства или решения, желают получать учебный материал лишь в готовом, «разжеванном» виде, не хотят прилагать усилия для преодоления трудностей в понимании материала. Учителю надо так организовать учебный процесс, чтобы свести к минимуму этот негатив.


Использование наглядности – один из факторов успешного обучения школьников геометрии

Одним из необходимых условий формирования осознанных и подлинно научных знаний, развития умственных способностей детей является правильное использование наглядных средств обучения в сочетании с речевой и практической деятельностью школьников. В методических работах, посвященных обучению учащихся геометрии, показано, что изучение материала должно основываться на широком применении различных видов наглядности. Применение средств наглядности при изучении геометрического материала обеспечивает связь между конкретным и абстрактным, способствует созданию у учащихся адекватных геометрических образов, формированию осознанных и прочных геометрических знаний, чертежно-графических и конструктивных умений.

Использование ИКТ в процессе обучения

Использование ИКТ в преподавании (в частности, геометрии) позволяет облегчить усвоение обширного материала за счёт комплексного воздействия изображения, звука, а также автоматизированного (частично или полностью) контроля за усвоением пройденного материала. Учитель, использующий или создающий программный продукт, должен обращать огромное внимание на способ подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний обучающихся. Кроме того, меняется отношение обучающихся к ПК, - школьники начинают воспринимать его как универсальное средство для работы во многих областях человеческой деятельности.

Я начала использовать ИКТ несколько лет назад, - составляла тестирующие программы на языке Qbasic, затем более современные тесты по готовым шаблонам; пробовала вести уроки, используя диск «Живая математика», но возникли трудности с планированием учебного материала. Регулярно посещая учительские сайты, в частности, pedsovet.su, ug.ru, 1september.ru, oprb.ru, я ознакомилась с опытом большого числа учителей, применяющих на уроках презентации. Я решила попробовать и пришла к выводу, что использование презентаций действительно повышает информационную насыщенность урока, создаёт необходимую наглядность, способствует более высокой усвояемости учебного материала. К тому же, иллюстрация геометрических закономерностей в произведениях зодчих, мастеров изобразительного искусства положительным образом влияет на художественное воспитание школьников, развитие у них изобразительной культуры.

Место презентаций в преподавании школьного курса геометрии

По истечении некоторого времени я стала понимать, что чрезмерное увлечение презентациями может сыграть отрицательную роль. Возник вопрос: какие темы школьного курса геометрии удобнее представить обучающимся с помощью презентаций и как лучше это сделать. На мой взгляд, презентации лучше всего использовать при подаче учебного материала логически завершенными блоками. О системе изучения предмета крупными блоками написано немало. Напомню лишь некоторые положительные моменты:

  • При изучении сразу всего раздела всё очевидно, закономерно, логично, вытекает одно из другого.

  • Учебный материал неоднократно повторяется, что способствует его лучшему усвоению.

  • Рационально используется время на отработку теоретического и практического материала.

Моё авторство заключается в том, что я наметила, какие темы школьного курса геометрии удобнее объединить в блоки, какие виды презентаций использовать при этом и разработала серию собственных презентаций. Суть предлагаемой методики можно кратко представить в виде схемы:

Объяснение логически завершенного блока

(презентация ознакомительного характера)


Отработка теоретического и практического материала

(презентация обучающего характера)

Контроль за усвоением новых знаний

(презентация контролирующего характера)


Ресурсное обеспечение реализации цели

  • Мотивационное. Побуждением к какой-либо деятельности является нацеленность на результат. В данном случае – детальная разработка нескольких тем, объединённых в блок, которая завершается реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным в виде презентации.

  • Информационное. Учителю потребуется привлечение знаний и умений из различных областей (использование компьютерных технологий, виртуальной библиотеки, справочников, СМИ).

  • Материально-техническое. В лицее имеется кабинет информатики, в котором есть компьютеры, мультимедиа.

  • Временные затраты. Зависят от типа урока и, соответственно, типа презентации.

Ожидаемые результаты

    1. Сознательное и прочное усвоение пройденного материала.

    2. Поддержание интереса к изучению геометрии.

    3. Развитие инициативы и самостоятельности при получении знаний.

    4. Совершенствование навыков работы с источниками информации.

    5. Формирование критического и творческого мышления учащихся при создании собственного продукта (презентации).

    6. развитие умения выделять главное, составлять план, делать выводы.

Этапы реализации концепции

  1. Изучение литературы по данной методике; диагностика ЗУН обучающихся на начало года.

  2. Создание своей модели преподавания, овладение новыми профессиональными навыками, навыками самоанализа урока.

  3. Апробация своей концепции на уроках. Диагностика ЗУН обучающихся на конец года. Сравнительный анализ диагностики на начало и конец года.

  4. Внесение корректив.


Оценка результатов

Учащиеся класса, обучавшегося геометрии блоками с использованием презентаций, показали лучший результат из 4-х классов при тестировании на остаточные знания: полностью справились с предложенным заданием 15,7% обучающихся. В классе, где качество на конец прошлого учебного года было выше (92% против 83%), этот показатель составил 15,2%.

Я обратила внимание, что значительно выросла инициатива учащихся в самостоятельном получении знаний, в частности, они начали активно пользоваться Википедией, справочниками для получения необходимой информации при подготовке к урокам. Возросла творческая активность, ответственность за выполняемую работу. В течение 3-х лет ученики именно этого класса участвовали в НПК «Взгляд в будущее». Многие учащиеся решили попробовать составить свои презентации, в результате у меня образовалась «копилка» презентаций по различным темам курса геометрии, а обучающиеся получили бесценный опыт самостоятельного приобретения знаний, умения анализировать и представлять информацию, выделять главные моменты.

Таким образом, анализируя свою работу, я могу сделать вывод о том, что разработанная мной концепция может успешно применяться на уроках геометрии.

Программа мастер-класса

«Создание и использование авторских презентаций в преподавании геометрии»

  1. Пояснительная записка.

  2. Актуальность.

  3. Практическая значимость.

  4. Цели и задачи.

  5. Ожидаемые результаты.

  6. Востребованность.

  7. Приложения к программе.


Пояснительная записка

В основе заявленного мной мастер-класса лежит работа над концепцией «Создание и использование авторских презентаций в преподавании геометрии». Геометрия даётся далеко не всем, в связи с этим обучению геометрии следует уделять много внимания. В своей практике я столкнулась с рядом трудностей при обучении геометрии, и это побудило меня к поиску путей их решения. Изучив ряд методик преподавания геометрии, я пришла к выводу, что обучение блоками с использованием презентаций (наглядности) сможет в некоторой степени разрешить имеющиеся проблемы. Таким образом мной была разработана и апробирована концепция, описанная в данной работе. Программа мастер-класса предполагает изложение ряда методов создания учебной презентации по обучению школьников геометрии. Разумеется, этот ряд неполон и требует постоянного совершенствования, что побуждает учителя к дальнейшему развитию, поиску и исследованию.

Актуальность

Актуальность проведения мастер-класса состоит в том, что слушателям будет представлен конкретный опыт разработки и применения некоторых способов снятия трудностей при обучении школьников геометрии. Для посещения мастер-класса не требуется специальных знаний в области компьютерных технологий. Программу легко освоят учителя, не являющиеся уверенными пользователями ПК, таким образом, учителя смогут реально повысить информационную культуру, т.к. только информационно грамотный педагог может помочь организовать разумное общение обучающихся с компьютером.

Практическая значимость

Практическая значимость состоит в том, что слушатели получат представление о том, как можно разнообразить урочную деятельность учителя, смогут применять в своей практике полученные знания. Кроме того, у учителя будет формироваться компетентность в области педагогического дизайна при разработке учебных материалов, в процессе создания информационной копилки по предмету (в т.ч. совместными усилиями учителя и учеников). Что немаловажно, ресурсное обеспечение позволяет в современных условиях проводить уроки с использованием презентации в любом образовательном учреждении.

Цели и задачи мастер-класса

Цель мастер класса – ознакомить слушателей с предлагаемой концепцией, её практическим применением, научить создавать авторские презентации, разрабатывать и проводить уроки с её применением, оценивать полученные результаты.

Задачи мастер класса: ознакомить слушателей с имеющейся литературой по заявленной теме, показать практическое применение предлагаемой концепции на уроках, показать возможности Power Point при создании презентаций, повысить мотивацию к самообразованию.

Ожидаемые результаты

Предполагается, что по окончании мастер-класса слушатели:

  • Изучат литературу по заявленной теме.

  • Ознакомятся с практическим опытом применения концепции на уроках.

  • Посетят уроки, разработанные с использованием предлагаемой концепции.

  • Разработают собственные уроки с её применением.

  • Апробируют данные уроки, применят полученные знания на своих уроках.

  • Выявят в курсе математики темы, которые результативней пройти с помощью предлагаемой концепции.

  • Получат возможность применять, распространять, постоянно совершенствовать накопленный опыт.

Востребованность

С развитием наукоемких технологий возрастает роль информации и знаний на всех уровнях и во всех сферах общественного развития. Сегодняшний учитель должен не только научить ученика умению анализировать информацию, отбирать необходимые факты, выстраивать их в логической последовательности и пр., но и грамотно порекомендовать образовательные сайты, программные продукты, которые будут им полезны при подготовке к урокам, уметь создать новые учебные материалы, с помощью которых можно более эффективно научить школьников понимать учебный предмет. А для этого учитель должен владеть хотя бы основами компьютерной грамотности. Предлагаемый курс ориентирован на самую широкую аудиторию. Обучение ведется на доступном уровне, предполагается дифференцированный подход. У учителя (даже с учётом дефицита свободного времени) есть возможность повысить информационную культуру, активизировать свои потенциальные возможности.

Тема

Основная цель

Тип занятия, виды и формы работы

часы

Задания, рекомендуемые слушателям

1

Введение. Обоснование актуальности владения методами создания презентации. Вводное тестирование.

Знакомство с группой. Ознакомление с программой курса, определение уровня владения компьютерными технологиями.

Беседа, лекция, тестирование.

4

Определить цели, задачи, уровень, на который бы хотели выйти после посещения МК.

2

Основные принципы составления презентации ознакомительного характера. Источники информации.

Ознакомить с основными принципами составления презентации, структурой презентации. Выявить степень заинтересованности слушателей

Лекция, практическая работа в группах (составление портрета группы с использованием полученных знаний).

4

Составить ознакомительную презентацию «Мой портрет».

3

Демонстрация урока с применением презентации с последующим педагогическим анализом.

Сопоставить данный урок с уроком традиционного обучения.

Открытый урок, беседа, круглый стол, обмен мнениями.

4

Перечислить положительные и отрицательные стороны просмотренного урока.

4

Место презентации в школьном курсе геометрии.

Проанализировать, для каких тем школьного курса геометрии удобнее использовать презентацию.

Беседа, практическая работа в группах по анализу школьного курса геометрии с целью определения уровня востребованности презентаций.

4

Составление списка тем школьного курса геометрии, к которым удобно применить презентацию, определение темы для самостоятельной разработки.

5

Творческий потенциал учителя математики. Создание обучающей презентации.

Научить создавать презентацию ознакомительного характера по выбранной теме.

индивидуальная творческая работа по созданию презентации ознакомительного характера по выбранной теме.

4

Анализ презентации (положительные и отрицательные моменты, что хотелось бы добавить и пр.).

6

Представление результатов работы.

Обмен идеями, анализ представленных работ.

Обсуждение, анализ проделанной работы.

4

Составление тестового задания по выбранной теме в бумажном варианте.

7

Основные методы составления презентации для проверки знаний (в т.ч. обучающего характера). Блок-схема.

Ознакомить с возможностями Power Point по созданию презентаций для проверки знаний, научить представлять информацию в виде алгоритма, схемы.

Лекция, беседа, практическая работа в группах (создание шуточного теста на любую тему).

4

Разработка презентации для проверки знаний.

8

Разработка презентации обобщающего характера. Представление результатов работы.

Обсудить, как с помощью презентации организовать обобщение темы.

Просмотр презентаций, обмен мнениями.

4

Разработка презентации по выбранной теме.

9

Обобщение опыта, подведение итогов.

Выяснить, чему научились слушатели, смогут ли они применить полученные знания на практике, узнать мнение о проведенном курсе.

Круглый стол.

4

Применить полученные знания на практике.




Использованная литература

  1. Болтянский В. Т. Наглядность и понятие модели.-М:Педагогика, 1972, №5.

  2. Есипов Б. П., Равкин З. И. Метод проектов/Педагогическая энциклопедия.-М:1965.-т.2.

  3. Занков Л. В. Избранные педагогические труды.-М:Педагогика, 1990.

  4. Карасев П. А. Элементы наглядной геометрии в школе: пособие для учителей.-М:Учпедгиз, 1955.

  5. Карпова Т. Л. Наглядное обучение математике как эффективный процесс формирования математических знаний школьников.-Ярославль,1995.

  6. Кудрявцева М. В. Коррекционно-развивающее значение наглядности при изучении элементов геометрии:Дис.канд.пед.наук:13.00.03:Москва, 2001.

  7. Лазарев Д. Н. Презентация: Лучше один раз увидеть!-М:Альпина Бизнес Букс, 2009.

  8. Малкольм Кушнер. Презентации для «чайников» - М:Диалектика, 2006.

  9. Максимова Ю. Ю. Рекомендации по оформлению медиапрезентации. http://pedsovet.su/load/13-1-0-2044.

  10. Мищенко Т. М. Тематическое и поурочное планирование по геометрии:9класс:к учебнику Л. С, Атанасяна и др. «Геометрия 7-9»-М:Экзамен, 2005.

  11. Олиневич Т. Непонятного не бывает/Учительская газета №51(10340) от 21.12.10.

  12. Третьяков П. И., СЕнновский И. Б. Технология модульного обучения в школе :практико-ориентированная монография – М:Новая школа, 2001.

  13. Шарыгин И. Ф., Ерганжиева Л. Н. Наглядная геометрия. – М:МИРОС, 1992.

  14. http://pedsovet.su/load/0-0-0-5521-20.

  15. Презентации и шаблоны Power Point - rupresentations.ucoz.ru

  16. Презентация (способ представления информации) – Википедия ru.wikipedia.org

  17. Power Point. Создание презентаций.-ukazka.ru

Приложение

Разработка к НПК «Взгляд в будущее»



Приложение

Разработка презентации по теме «Решение треугольников»























Приложение

Фрагмент урока по теме «Векторы»

УРОК 3

Т: ПОНЯТИЕ ВЕКТОРА

Цели:

  • Ознакомить с понятиями: вектора, длины (модуля) вектора, сонаправленных и противоположно направленных векторов, равных векторов.

  • Научить изображать и обозначать вектор, различать его начало и конец в записи и на чертеже, откладывать от любой точки вектор, равный данному, изображать и записывать сонаправленные и противоположно направленные векторы, применять полученные знания при решении задач.


    1. Сдача тетрадей с ДЗ, анализ тестирования на остаточные знания.

    2. Презентация ВЕКТОРЫ.

Слайд 2 Слайд 3

Необходимые записи в тетради


Слайд 4 Слайд 5

Слайд 6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!