СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Создание и редактирование текста ученических сочинений разных типов речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья содержит описание процесса редактирования.

Просмотр содержимого документа
«Создание и редактирование текста ученических сочинений разных типов речи»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Школа № 100» города Ростова-на-Дону













Практические наблюдения над редактированием сочинений учащихся




подготовила

учитель русского языка и литературы

Кутняхова Наталия Анатолиевна

















г. Ростов-на-Дону
2017



Цель: описать работу учителя по практическому редактированию, включить в описание не менее трех ученических сочинений, замечания и рекомендации, промежуточный (если он был) и окончательный варианты сочинений.

В нашей работе по практическому редактированию мы рассмотрим ход работы над тремя ученическими сочинениями:

  1. Сочинение учащегося 7 класса «Цена хлеба и человеческой жизни в рассказе М.А. Шолохова «Алешкино сердце».

  2. Сочинение учащейся 7 класса «Роман под открытым небом...» (изучение творчества М.А. Шолохова на современном этапе в рамках Международной научно-практической конференции  «Шолоховские чтения»,  станица Вёшенская).

  3. Сочинение учащейся 5 класса «Приоткрывая завесу сказки…» (Русская народная сказка «Царевна-лягушка»).

Рассмотрим сочинение, автором которого является учащийся 7 класса, увлеченный творчеством М.А. Шолохова. Учащийся попытался проанализировать одну из нравственных проблем рассказа «Алешкино сердце» (Цена хлеба и человеческой жизни в рассказе М.А. Шолохова «Алешкино сердце»):

   «В «Донских рассказах» М.А.Шолохов описывает донское казачество в период гражданской и Первой мировой войн. В коротких рассказах автор показывает глубину и сложность взаимоотношений простых людей в непростой период. Михаил Александрович не пытается показать войну в глобальном масштабе. Он рассказывает о судьбе одного или нескольких людей,  показывает их с другой стороны: неожиданно жестокой.

Изнанка человеческой жизни показана в рассказе «Алешкино сердце», действия которого происходят в небольшом поселении на берегу реки Дон во время становления Советской власти. По придонским степям второй год бесчинствует засуха, которая породила страшный голод: «Два лета подряд засуха дочерна вылизывал мужицкие поля…два лета подряд жестокий восточный ветер дул…» [источник цитирования].  

Михаил Александрович описал голод очень правдиво. Он рассказал обо всем: о смерти, убийстве, страхе, страдании, крови, бесчестии, об отвратительной человеческой природе, рассказал о том, что люди готовы убить за кусок хлеба. Сюжет с «редким конденсатом жути» [источник цитирования] повествует о жизни четырнадцатилетнего  Алешки, чудом выжившего в одиночку и не потерявшего  своей большой  любви к людям.

   Что мы знаем о голоде? Мы не знаем почти ничего, потому что не пережили это, не испытали на себе то, что испытали те люди, которых голод застиг.  Хлеб становится очень дорогим, дороже человеческой жизни. «Хлеб» - это обобщенный образ, под хлебом автор подразумевает любую еду. Часто хлеб в рассказе овеществлен предметами желтого цвета: зерно («струей желтой сочится хлеб»), пареная пшеница и подсолнечное масло, которыми кормит героя рассказа  политком Синицын, кукурузное жито, зерно, которое, растирая ладонями, ел Алешка прямо в поле. В моменты, когда Алешке удается хоть немного поесть, даже читателю становится легче.

   Человеческая жизнь обесценивается. Даже смысл слова «жизнь» теряет свое значение: уже ничего не стоит ее отнять. Для кого-то, будь то солдат или простой крестьянин, убивать стало вполне естественно. Такой человек,  Макарчиха, живет по соседству с Алешкиной семьей. Макарчиха очень своеобразный персонаж. Для нее нет ничего святого, но она верит в бога: « На закоптелый образ перекрестилась Макарчиха истово». Она убила сестру Алешки, Польку: «…зажав в кулаке железный утюг, молча била ее по голове, лицу, по гулкой иссохшей груди». Думала, что убила Алешку: «прошла под плетнем до речки и бросила вялое тело на ил, около воды». И все это перед большим христианским праздником – Троицей. Шолохов не зря пишет об этом, ведь в этот день, в праздник, Макарчиха идет к Алешкиной матери. «На другой день – праздник Троица. У Макарчихи пол усыпан чабрецом и богородицыной травкой. С утра выдоила корову, прогнала ее в стадо, шальку достала праздничную, цветастую, в разводах. Покрылась и пошла к Алешкиной матери».  Мы заметили, что наравне с использованием желтого цвета для описания  «хлеба», то есть еды, помогающей Алешке выжить, в эпизодах, связанных с персонажем Макарчиха, набожной убийцей, тоже используется желтый цвет (платок, зубы).  Возможно, таким образом автор подчеркивает неразрывную взаимосвязь  в человеческой жизни добра и зла.  

Похож на Макарчиху персонаж и Иван Алексеев, который нанял Алешку на работу. « - Эй, Алешка! ...Будя тебе лодырничать. Нанимайся ко мне в помощь?! Буду держать за харч, ну, обувку там, какую справлю». Но с первых же дней начинает угнетать Алешку Иван Алексеев: «Алешка и на покос, и на молотьбу, и скотину убирает, а Иван Алексеев руки за махровитый кушачок засунет, знай похаживает с ухмылочкой по двору».  Как бы ни было тяжело («от работы полевой гудут ноги и pуки, в спине кол болячкой растопырился и сон нейдет»), но за хлеб, хотя бы за кусочек, Алеша готов делать любую работу. В описании нового хозяина Алешки автор также использовал желтый цвет: «промеж  зубов  ядреных  и желтых».

Так же мы встречаем в рассказе попа: «Возле школы под нахмуренными акациями повстречал Алешка попа. Шел из церкви тот, сгорбатившись, нес в мешке пироги и солонину. Алешка, кривя губы, прохрипел: - Христа ради…

- Бог подаст! – И зашагал мимо…». Поп. Священник. Тот, кто должен защитить, помочь - просто проходит мимо. Люди становятся черствыми и жестокими.

Еда превыше всего. Казалось бы, после всего произошедшего Алешка должен озлобиться, но нет. Его большое сердце - чистое, простое, доброе. Алешка не отвечает на жестокость  жестокостью. Таким же добрым и открытым был и его отец. «…И в кого ты такой уродился? Отца твоего через его ухватку и стукали на шахтах…Кажной дыре был гвоздь…А тебя сейчас ребятишки клюют, а посля и вовсе из битых не вылезешь…» -  говорила бывало Алешке его мать.

Самый яркий пример бескорыстной любви к людям финал рассказа, самая сильная его часть. « - Алешка, ты меньше меня ростом, ползи по канаве до сарая, кинешь гранату в дверь…. Дополз до сарая, сдернул кольцо, нацелился в дверь, но дверь скрипнула, дрогнула, распахнулась… Через порог шагнули двое: передний держал девчонку лет четырех…- Сдаемся! Не стрелять! Дитя убьете? Увидал Алешка, как из хаты к порогу метнулась женщина, собой заслонила девочку, с криком заламывая руки; назад оглянулся – очкастый привстал на колени, а сам белее мела; по сторонам глянул. Понял Алешка, что ему надо делать. Зубы у Алешки большие и редкие, а у кого зубы большие и редкие, у того сердце мягкое. Так говорила, бывало, Алешкина мать. На гранату блестящую, на бутылку похожую, лег он животом, лицо ладонями закрыл...». Алешка закрыл гранату собой. Он сделал это осознанно, понимая, что с ним будет. Почему? Поступок Алешки автор объясняет народной приметой  о зубах. Но читатель догадывается, что дело не только в зубах Алешки, а в его характере, сердце, любви  к людям, среди которых есть не только плохие.

     Если задуматься, может ли голодающий человек думать о чем-то кроме еды? Злиться? Ненавидеть? Гневиться? Может? Нет. У человека просто не остается сил на это. Он не думает ни о чем, кроме того, как найти хотя бы немного еды, прожить чуть-чуть подольше. Поэтому и не бросил Алешка гранату - не хотел убивать, не хотел причинять людям боль, он даже не думал об этом. Все его мысли были заняты другим. Он оказался сильней многих.

   Алешкин поступок – поступок настоящего человека. Человека с большим, добрым сердцем. Поэтому рассказ так и назван «Алешкино сердце».

Рассмотрим ход нашей работы по редактированию текста:

«В «Донских рассказах» М.А.Шолохов описывает донское казачество в период гражданской и Первой мировой войн. В коротких рассказах автор показывает глубину и сложность взаимоотношений простых людей в непростой период. Михаил Александрович не пытается показать войну в глобальном масштабе. Он рассказывает о судьбе одного или нескольких людей,  показывает их с другой стороны: неожиданно жестокой.

Рассказ «Алешкино сердце», к анализу которого перейдет далее ученик, не описывает явно ни донское казачество, ни гражданскую войну, ни первую мировую. Не это объединяет анализируемый рассказ с другими рассказами сборника. Мысль о том, что М.А. Шолохов показывает взаимоотношения людей в сложный период – верна, но главный герой рассказа «Алешкино сердце» не становится жестоким, к его характеристике нельзя отнести тезис вступления. Думается, что более правильным будет такой вариант начала сочинения: «В большинстве «Донских рассказов» М.А.Шолохов показывает глубину и сложность взаимоотношений простых людей в непростой период: гражданская война, тяжелые годы первой мировой войны, становление послереволюционной России. Михаил Александрович рассказывает о судьбе одного или нескольких людей,  показывает их с другой стороны: неожиданно жестокой. С человеческой жестокостью, озлобленностью, равнодушием сталкивается герой рассказа «Алешкино сердце».

Изнанка человеческой жизни показана в рассказе «Алешкино сердце», действия которого происходят в небольшом поселении на берегу реки Дон во время становления Советской власти. По придонским степям второй год бесчинствует засуха, которая породила страшный голод: «Два лета подряд засуха дочерна вылизывал мужицкие поля…два лета подряд жестокий восточный ветер дул…» [ссылка на источник].  

Цитирование помогает аргументированному подтверждению суждений, высказанных учащимся. Удалим ненужные повторы, возникшие в связи с переделкой первого абзаца, проверим, правильно ли ученик подобрал цитату.

Михаил Александрович описал голод очень правдиво. Он рассказал обо всем: о смерти, убийстве, страхе, страдании, крови, бесчестии, об отвратительной человеческой природе, рассказал о том, что люди готовы убить за кусок хлеба. Сюжет с «редким конденсатом жути» [ссылка на источник] повествует о жизни четырнадцатилетнего  Алешки, чудом выжившего в одиночку и не потерявшего  своей большой  любви к людям.

Последнее предложение не является выводом, оно, вероятно, должно стать первым в этой части сочинения. Цитата не отражает эмоциональность оценки - «страшный голод». Смена времен глаголов в рамках одного абзаца. На этапе редактирования мы остановились на таком варианте этого абзаца: «Сюжет с «редким конденсатом жути» повествует о жизни четырнадцатилетнего  Алешки, чудом выжившего в одиночку и не потерявшего  своей большой  любви к людям. Действие рассказа происходят во время становления Советской власти: по придонским степям второй год бесчинствует засуха, которая порождает страшный голод: люди готовы убить за кусок хлеба».

   Что мы знаем о голоде? Мы не знаем почти ничего, потому что не пережили это, не испытали на себе то, что испытали те люди, которых голод застиг.  Хлеб становится очень дорогим, дороже человеческой жизни. «Хлеб» - это обобщенный образ, под хлебом автор подразумевает любую еду. Часто хлеб в рассказе овеществлен предметами желтого цвета: зерно («струей желтой сочится хлеб»), пареная пшеница и подсолнечное масло, которыми кормит героя рассказа  политком Синицын, кукурузное жито, зерно, которое, растирая ладонями, ел Алешка прямо в поле. В моменты, когда Алешке удается хоть немного поесть, даже читателю становится легче.

Первое предложение, содержащее вопрос, и втрое предложение, представляющее ответ, несколько противоречат логике сочинения, путают последовательность изложения. Возможно, рассуждения о то, что знает современный читатель о голоде, стоит перенести в ту часть, сочинения, что будет содержать вывод либо после слов «читателю становится легче». Исправим также прошедшее время глаголов на настоящее. Посоветуем учащемуся уточнить значение слова «овеществлен»: «Хлеб - это обобщенный образ, под хлебом автор подразумевает любую еду. Хлеб, еда в рассказе представлены предметами желтого цвета: зерно («струей желтой сочится хлеб»), пареная пшеница и подсолнечное масло, которыми кормит героя рассказа  политком Синицын, кукурузное жито, зерно, которое, растирая ладонями, ест Алешка прямо в поле. В моменты, когда Алешке удается хоть немного поесть, даже читателю становится легче.

   Человеческая жизнь обесценивается. Даже смысл слова «жизнь» теряет свое значение: уже ничего не стоит ее отнять. Для кого-то, будь то солдат или простой крестьянин, убивать стало вполне естественно. Такой человек,  Макарчиха, живет по соседству с Алешкиной семьей. Макарчиха очень своеобразный персонаж. Для нее нет ничего святого, но она верит в бога: «На закоптелый образ перекрестилась Макарчиха истово». Она убила сестру Алешки, Польку: «…зажав в кулаке железный утюг, молча била ее по голове, лицу, по гулкой иссохшей груди». Думала, что этим убила Алешку: «прошла под плетнем до речки и бросила вялое тело на ил, около воды». И все это перед большим христианским праздником – Троицей. Шолохов не зря пишет об этом, ведь в этот день, в праздник, Макарчиха идет к Алешкиной матери. « На другой день – праздник Троица. У Макарчихи пол усыпан чабрецом и богородицыной травкой. С утра выдоила корову, прогнала ее в стадо, шальку достала праздничную, цветастую, в разводах. Покрылась и пошла к Алешкиной матери».  Мы заметили, что наравне с использованием желтого цвета для описания  «хлеба», то есть еды, помогающей Алешке выжить, в эпизодах, связанных с персонажем Макарчиха, набожной убийцей, тоже используется желтый цвет (платок, зубы).  Возможно, таким образом автор подчеркивает неразрывную взаимосвязь  в человеческой жизни добра и зла.  

В представленном отрывке исправим повторы (этот, этом), речевые недочеты (с персонажем Макарчиха), конкретизируем выражение «наравне с использованием желтого цвета».

Похож на Макарчиху персонаж и Иван Алексеев, который нанял Алешку на работу. « - Эй, Алешка! ...Будя тебе лодырничать. Нанимайся ко мне в помощь?! Буду держать за харч, ну, обувку там, какую справлю». Но с первых же дней начинает угнетать Алешку Иван Алексеев: «Алешка и на покос, и на молотьбу, и скотину убирает, а Иван Алексеев руки за махровитый кушачок засунет, знай похаживает с ухмылочкой по двору».  Как бы ни было тяжело («от работы полевой гудут ноги и pуки, в спине кол болячкой растопырился и сон нейдет»), но за хлеб, хотя бы за кусочек, Алеша готов делать любую работу. В описании нового хозяина Алешки автор также использовал желтый цвет: «промеж  зубов  ядреных  и желтых».

Предложим учащемуся самостоятельно исправить выражение «похож на Макарчиху персонаж и Иван Алексеев», введем прямую речь во втором предложении, уточним выражения «начинает угнетать», «делать работу», сделаем вывод о значимости желтого цвета, его роли.

Так же мы встречаем в рассказе попа: «Возле школы под нахмуренными акациями повстречал Алешка попа. Шел из церкви тот, сгорбатившись, нес в мешке пироги и солонину. Алешка, кривя губы, прохрипел: - Христа ради…

- Бог подаст! – И зашагал мимо…». Поп. Священник. Тот, кто должен защитить, помочь - просто проходит мимо. Люди становятся черствыми и жестокими.

Начало абзаца «также мы встречаем в рассказе попа» является неудачным, учащемуся нужно четко оформить мысль – с какой целью он обращается к образу священника. Возможно, эту часть лучше перенести в абзац, рассказывающий о жестокости людей в тяжелое время, сделав акцент на том, что даже служитель церкви не хочет помочь нуждающемуся в помощи ребенку.

Еда превыше всего. Казалось бы, после всего произошедшего Алешка должен озлобиться, но нет. Его большое сердце - чистое, простое, доброе. Алешка не отвечает на жестокость  жестокостью. Таким же добрым и открытым был и его отец. «…И в кого ты такой уродился? Отца твоего через его ухватку и стукали на шахтах…Кажной дыре был гвоздь…А тебя сейчас ребятишки клюют, а посля и вовсе из битых не вылезешь…» -  говорила бывало Алешке его мать.

Видимо, первая фраза не является тезисом для данного абзаца, а является частью вывода для одного из предыдущих.

Самый яркий пример бескорыстной любви к людям финал рассказа, самая сильная его часть. « - Алешка, ты меньше меня ростом, ползи по канаве до сарая, кинешь гранату в дверь…. Дополз до сарая, сдернул кольцо, нацелился в дверь, но дверь скрипнула, дрогнула, распахнулась… Через порог шагнули двое: передний держал девчонку лет четырех…- Сдаемся! Не стрелять! Дитя убьете? Увидал Алешка, как из хаты к порогу метнулась женщина, собой заслонила девочку, с криком заламывая руки; назад глянул. Понял Алешка, что ему надо делать. Зубы у Алешки большие и редкие, а у кого зубы большие и редкие, у того сердце мягкое. Так говорила, бывало, Алешкина мать. На гранату блестящую, на бутылку похожую, лег он животом, лицо ладонями закрыл...». Алешка закрыл гранату собой. Он сделал это осознанно, понимая, что с ним будет. Почему? Поступок Алешки автор объясняет народной приметой  о зубах. Но читатель догадывается, что дело не только в зубах Алешки, а в его характере, сердце, любви  к людям, среди которых есть не только плохие. В данном абзаце предложим учащемуся правильно оформить цитату, сократить ее. Необходимо внести также ряд пунктуационных правок.

  Если задуматься, может ли голодающий человек думать о чем-то кроме еды? Злиться? Ненавидеть? Гневиться? Может? Нет. У человека просто не остается сил на это. Он не думает ни о чем, кроме того, как найти хотя бы немного еды, прожить чуть-чуть подольше. Поэтому и не бросил Алешка гранату - не хотел убивать, не хотел причинять людям боль, он даже не думал об этом. Все его мысли были заняты другим. Он оказался сильней многих.

Использование глаголов с приставкой «по-» придает высказыванию оттенок просторечности, исправим это. Отметим, что предложение «Поэтому и не бросил…» не является логичным продолжением размышлений. Возможно, более удачным вариантом будет отказ от нескольких предложений и объединение оставшихся с предыдущим абзацем, например, так: «Самый яркий пример бескорыстной любви Алешки к людям - финал рассказа, самая сильная его часть: «Увидал Алешка, как из хаты к порогу метнулась женщина, собой заслонила девочку, с криком заламывая руки; назад глянул. Понял Алешка, что ему надо делать... На гранату блестящую, на бутылку похожую, лег он животом, лицо ладонями закрыл...». Алешка закрыл гранату собой осознанно, понимая, что может погибнуть. Поступок Алешки автор объясняет народной приметой  о больших зубах. Но читатель догадывается, что дело не только в зубах Алешки, а в его характере, сердце, любви  к людям, среди которых есть не только плохие. Поэтому и не бросил Алешка гранату - не хотел убивать, не хотел причинять невинным людям боль, подобную той, что испытал сам, потеряв родных людей.

В представленном абзаце мы также исправили ряд орфографических и пунктуационных ошибок, объединили несколько предложений, конкретизировали высказывание «понимая, что с ним будет», добавили несколько слов в последнее предложение.

   Алешкин поступок – поступок настоящего человека. Человека с большим, добрым сердцем. Поэтому рассказ так и назван «Алешкино сердце». Обдумаем, насколько рациональным является выделение для этих фраз в отдельный абзац, объединим их с предыдущим.

Следующее сочинение написано учащейся 7 класса, девочка делится впечатлением от личного знакомства с учеными-шолоховедами и посещения музея-заповедника в ст. Вешенской (название сочинения - «Роман под открытым небом...», представлен фрагмент сочинения):

«Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова основан в 1984 году. В этом году он отмечает 30-летие свое деятельности, включающей не только музейную, но и творческую, исследовательскую, просветительскую работу. Государственный музей  расположен на севере Ростовской области - в Шолоховском, Боковском и Кашарском районах с центром в станице Вёшенской. В 2006 году он был включён в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Уникальность коллекции музея - в мемориальности предметов (рукописи, письма, личные вещи писателя, его произведения на языках народов мира и т.д.), восстановленных архитектурных комплексах, памятниках природы (зона охраняемого природного ландшафта составляет 38236 гектаров).

Музейные экспозиции рассказывают о детстве, юности, зрелых годах писателя, его творчестве в разные периоды жизни. Посетителям также представляется уникальная возможность познакомиться с историей и культурой казаков Верхнего Дона конца ХIХ - начала ХХ веков.

Концепция развития музея-заповедника носит название «Роман под открытым небом». Музей, где каждый уголок донской земли, воспетой Михаилом Шолоховым, служит живой иллюстрацией его великого романа, продолжает жить и рождает новые сюжеты. Мы выяснили, что заслуга формирования главной идеи  этой концепции принадлежит лично Александру Михайловичу Шолохову – внуку писателя, директору музея. Экспозициями и экспонатами служат хутора и станицы - исторические, культурные, этнографические составляющие жизни донского казачества, методы и формы хозяйствования казаков и, конечно же, сама природа донского края. Мы хотим сказать, что музей расположен на территории нескольких хуторов и, действительно, является огромным музеем под открытым небом!

Всего в музейном комплексе 26 зданий, из них 21 памятников истории и культуры. Среди них - мемориальный дом в хуторе Кружилинском, где родился М.А. Шолохов и жил с родителями до 1910 года; дом-музей в станице Каргинской, где он написал большинство «Донских рассказов»; мельничный комплекс начала ХХ века в станице Каргинской; дом в станице Вёшенской, в котором писатель жил в 30-е годы и работал над третьей книгой «Тихого Дона» и «Поднятой целиной»; мемориальная усадьба, где М.А. Шолохов жил с семьёй с 1949 по 1984 год и где им написаны 2-я книга «Поднятой целины», рассказ «Судьба человека» и главы романа «Они сражались за Родину»; здание бывшей Вёшенской станичной гимназии, где расположена Историко-литературная экспозиция «М.А. Шолохов. Время и судьба»; Экскурсионно-выставочный центр «Народный дом». У посетителей музея есть уникальная возможность увидеть типичные для Верхнего Дона казачьи курени и хозяйственные постройки, узнать об особенностях их архитектуры.» [источник цитирования]

Шолоховские чтения появились в 1992 году. Каждый год ученые-шолоховеды съезжаются с разных уголков мира в музей им. Шолохова. Мы проанализировали списки участников нескольких последних лет. В станицу Вешенскую поделиться своими открытиями и достижениями приезжают ученые из Китая, Кореи, Ирана, Польши, Литвы, Латвии, Франции, Германии, Америки, Белоруссии, Австралии. Из таких городов нашей страны, как Москва, Ростов-на-Дону, Сургут, Воронеж, Белгород и других. Я лично знакома с некоторыми  из них.

Проанализируем данную работу. Отметим излишнюю сухость, научность работы. Возможно, часть материала дословно взята из открытых информационных источников. Предложим ребенку передать информацию своими словами и выразить собственное отношение к проблеме.

«Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова основан в 1984 году. В этом году он отмечает 30-летие свое деятельности, включающей не только музейную, но и творческую, исследовательскую, просветительскую работу. Государственный музей  расположен на севере Ростовской области - в Шолоховском, Боковском и Кашарском районах с центром в станице Вёшенской. В 2006 году он был включён в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Уникальность коллекции музея - в мемориальности предметов (рукописи, письма, личные вещи писателя, его произведения на языках народов мира и т.д.), восстановленных архитектурных комплексах, памятниках природы (зона охраняемого природного ландшафта составляет 38236 гектаров).

Предлагаем фразу «В этом году (заменить на в 2014 г.) он отмечает 30-летие своей деятельности, включающей не только музейную, но и творческую, исследовательскую, просветительскую работу» перенести, таким образом, чтобы не нарушать последовательность подачи информации о музее (год основания – расположение – статус – уникальность). Следующий абзац включить в предыдущий абзац, поменяв порядок подачи информации в последнем предложении: «Уникальность коллекции музея - в восстановленных архитектурных комплексах, памятниках природы (зона охраняемого природного ландшафта составляет 38236 гектаров) и мемориальности предметов (рукописи, письма, личные вещи писателя, его произведения на языках народов мира и т.д.). Музейные экспозиции рассказывают о детстве, юности, зрелых годах писателя, его творчестве в разные периоды жизни. Посетителям также представляется уникальная возможность познакомиться с историей и культурой казаков Верхнего Дона конца ХIХ - начала ХХ веков.

Концепция развития музея-заповедника носит название «Роман под открытым небом». Музей, где каждый уголок донской земли, воспетой Михаилом Шолоховым, служит живой иллюстрацией его великого романа, продолжает жить и рождает новые сюжеты. Мы выяснили, что заслуга формирования главной идеи  этой концепции принадлежит лично Александру Михайловичу Шолохову – внуку писателя, директору музея. Экспозициями и экспонатами служат хутора и станицы - исторические, культурные, этнографические составляющие жизни донского казачества, методы и формы хозяйствования казаков и, конечно же, сама природа донского края. Мы хотим сказать, что музей расположен на территории нескольких хуторов и, действительно, является огромным музеем под открытым небом!

Выражение «музей продолжает жить и рождает новые сюжеты» требует уточнения. Возможно так: «Музей, где каждый уголок донской земли, воспетой М.Шолоховым, служит живой иллюстрацией его романа, активно разрабатывает новые идеи для экспозиций (в следующем варианте заменили это слово на слово «выставки», чтобы избежать повтора) и экскурсий. Третье предложение и второе поменяли местами.

Всего в музейном комплексе 26 зданий, из них 21 памятников истории и культуры. Среди них - мемориальный дом в хуторе Кружилинском, где родился М.А. Шолохов и жил с родителями до 1910 года; дом-музей в станице Каргинской, где он написал большинство «Донских рассказов»; мельничный комплекс начала ХХ века в станице Каргинской; дом в станице Вёшенской, в котором писатель жил в 30-е годы и работал над третьей книгой «Тихого Дона» и «Поднятой целиной»; мемориальная усадьба, где М.А. Шолохов жил с семьёй с 1949 по 1984 год и где им написаны 2-я книга «Поднятой целины», рассказ «Судьба человека» и главы романа «Они сражались за Родину»; здание бывшей Вёшенской станичной гимназии, где расположена Историко-литературная экспозиция «М.А. Шолохов. Время и судьба»; Экскурсионно-выставочный центр «Народный дом». У посетителей музея есть уникальная возможность увидеть типичные для Верхнего Дона казачьи курени и хозяйственные постройки, узнать об особенностях их архитектуры.» [источник цитирования] Абзац учащаяся постарается переписать таким образом, чтобы стало понятно, что из этого она видела воочию, какие чувства при этом испытывала, понравилось ли ей и под., в исходном же варианте текст напоминает рекламный проспект.

Шолоховские чтения появились в 1992 году. Для соблюдения хронологии повествования дату вынесем в начало предложения. Каждый год ученые-шолоховеды съезжаются с разных уголков мира в музей им. Шолохова. Мы проанализировали списки участников нескольких последних лет. Выражение «мы проанализировали» лучше заменить на более корректное «мы познакомились». В станицу Вешенскую поделиться своими открытиями и достижениями приезжают ученые из Китая, Кореи, Ирана, Польши, Литвы, Латвии, Франции, Германии, Америки, Белоруссии, Австралии. Выражение «открытиями и достижениями» лучше заменить на «результатами исследований». Из таких городов нашей страны, как Москва, Ростов-на-Дону, Сургут, Воронеж, Белгород и других. Я лично знакома с некоторыми  из них. Фраза двусмысленна, можно понять, как «лично знакома с некоторыми городами»

Текст потребует дальнейшей доработки композиции, необходимо будет удалить стилистические погрешности, исправить фактические ошибки. Но поскольку для ученицы эта работа – первая проба пера, то повторное редактирование мы перенесли на два-три месяца, чтобы доработать перед следующим конкурсом или публикацией. Изменив название, концепцию и задачи сочинения, мы отредактируем и оставшиеся недочеты.

Авторство следующей работы, точнее фрагмента сочинения, принадлежит пятикласснице («Приоткрывая завесу сказки»):

«Перед нами русская народная волшебная сказка «Царевна-лягушка» в обработке М. Булатова. Сказитель (рассказчик сказки) в первую очередь называет нам имя младшего сына царя, потому что в дальнейшем он будет главным героем сказки. Братья (безымянные), выпустив по стреле, таким образам добывают себе невест. Старший брат и средний брат сразу нашли свои стрелы, а младший 3 дня ходил в поисках своей судьбы.

Стрелу Ивана-царевича подняла лягушка-квакушка. Именно с этого момента и начинаются сказочные чудеса. Находка испугала Ивана-царевича: «Иван-царевич хотел бежать и отступится…», том Иван-царевич опечалился, когда нашел Царевну-лягушку. Он хотел отступиться от своей судьбы, потому что боялся, что его «люди засмеют». Но мудрый царь-отец не меняет своего решения.

Царь женил своих сыновей, и тут же (на следующий день) дал невесткам первое испытание: испечь хлеб. Цель испытания: узнать, какие –из себя хозяйки жены царевичей. Второе испытания - выткать ковер: «Хочется мне знать, как умеют ваши жены рукодельничать». Третье испытание – явиться на званый ужин, чтобы показать, как хорошо они умеют вести себя за столом, общаться с людьми и как примут они приглашение царя.»

Рассмотрим начало сочинения:

«Перед нами русская народная волшебная сказка «Царевна-лягушка» в обработке М. Булатова. Сказитель (рассказчик сказки) в первую очередь называет нам имя младшего сына царя, потому что в дальнейшем он будет главным героем сказки. Братья (безымянные), выпустив по стреле, таким образам добывают себе невест. Старший брат и средний брат сразу нашли свои стрелы, а младший 3 дня ходил в поисках своей судьбы.

Тема работы звучит широко («Приоткрывая завесу сказки» и не содержит четкого, понятного пятикласснику вопроса, поэтому ребенок самостоятельно определил конкретные задачи своей работы. Первое, что мы сделали – попробовали вдуматься в тему, осмыслить ее границы, чтобы правильно и своеобразно выразить мысли, внести нужные исправления, улучшить написанное. Отметим, что писать план необязательно, но он гарантирует правильность понимания темы, определяет и содержание, и логику рассуждений.

Переход от первого предложения ко второму слишком резок, интересная сама по себе мысль об отсутствии имен у двух старших братьев главного героя не оформлена и не раскрыта полностью. Передача сюжета опасно граничит с пересказом. Исправим фактическую ошибку (старшие братья выпускают по стреле), неоправданный повтор, ненужную многозначность. Представим отредактированный текст: «Перед нами русская народная волшебная сказка «Царевна-лягушка» в обработке М. Булатова. В самом ее начале мы узнаем имя главного героя сказки – Иван-царевич. Имена братьев рассказчик не называет, вероятно, для того, чтобы не рассеивать внимание слушающего сказку. Царевичи выпускают из лука по стреле, чтобы добыть себе невест. Старший брат и средний брат сразу нашли стрелы, а младший три дня ходил в поисках своей судьбы.

Следующий абзац оставим почти без изменений, лишь поменяем местами несколько предложений и удалим повторы: «Стрелу Ивана-царевича подняла лягушка-квакушка. Находка испугала царевича: «Иван-царевич хотел бежать и отступится…», он опечалился, не зная еще, что нашел Царевну-лягушку. Он хотел отступиться от своей судьбы, испугался, что его «люди засмеют». Но мудрый царь-отец не меняет решения женить сыновей. Именно с этого момента и начинаются сказочные чудеса.

Следующий абзац исправим так: «Царь женил (удалили лишнее слово) сыновей и (удалили лишнее слово, раскрыли скобки) на следующий день дал невесткам первое испытание: испечь хлеб. Цель испытания: узнать, какие (удалили лишние слова) хозяйки жены царевичей. Второе испытание - выткать ковер: «Хочется мне знать, как умеют ваши жены рукодельничать». Третье испытание – явиться на званый ужин, чтобы показать, как хорошо они умеют вести себя за столом, общаться с людьми и как примут они приглашение царя.» В этом абзаце не хватает микро-вывода, анализирующего роль испытаний царских невесток в сказке.

Правка сочинения учащегося должна быть корректной, доброжелательной, давать возможность автору оценить необходимость и пользу того или иного вмешательства в его текст, а главное, не отбить охоту работать дальше.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!