СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Создание предметно-развивающей среды в ДОУ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью проекта является организация и обновление развивающей предметно-пространственной среды в средней группе в соответствии с ФГОС ДО, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей

Просмотр содержимого документа
«Создание предметно-развивающей среды в ДОУ»






МБОУ ЦО № 18 учебный корпус «Росток»









Проект на тему:



Развивающая предметно-пространственная среда





Подготовила: воспитатель Куликова Ю.В.




















г. Тула, 2017 г.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА



1. Цель проекта

2. Задачи проекта

3. Актуальность проекта

4. Характеристика противоречий

5. Теоретические основы проекта

6. Принципы методической разработки

7. Участники реализации проекта

8. Характеристика деятельности педагогов и родителей детей в созданной предметно-развивающей среде

9. Новизна проекта

10. Содержание предметно-развивающей среды в группе

11. План-схема группы (помещения)

12. Планируемые результаты и перспективы совершенствования





Следя за детьми, в конечном счете, мы видим,

что путь к правильному воспитанию лежит через организацию среды...”

Л.С.Выготский



1. Цель проекта


Целью проекта является организация и обновление развивающей предметно-пространственной среды в средней группе в соответствии с ФГОС ДО, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей.



2. Задачи проекта


Задачами проекта являются:

  • проанализировать современные требования к организации развивающей предметно-пространственной среды, изучив психолого-педагогическую литературу и методические рекомендации;

  • внедрить в практику новые подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды, с учетом возрастных особенностей детей;

  • приобщить родителей к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере группы.



3. Актуальность проекта


Актуальность проекта: знакомство ребенка с окружающим миром начинается с первых мгновений жизни. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с предметами и явлениями окружающего мира. Все привлекает внимание ребенка, удивляет его, дает богатую пищу для детского развития.

Вопрос преобразования развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с новым законом «Об образовании в Российской Федерации», вступившим в силу с 1 сентября 2013 года, введении в дошкольное образование ФГОС ДО с 01.01.2014 года.

В связи с принятием ФГОС ДО, а также меняющихся нормативно-правовых, административных, экономических, социокультурных условий, дошкольные организации уделяют особое внимание к организации и обновлению развивающей среды ребенка.

Для гармоничного развития детей дошкольного возраста, необходимо изменить традиционные способы организации развивающей предметно-пространственной среды, которая способна обеспечить социально-культурное становление дошкольника, удовлетворить потребности его актуального и ближайшего развития, построить предметную среду с учетом особенностей восприятия мира современным ребенком, при этом необходимо, чтобы она выглядела эстетично.



4. Характеристика противоречий


Необходимо помнить, что развивающая среда не может быть построена окончательно, «завтра» она уже перестанет стимулировать развитие, а «послезавтра» – тормозить его. Таким образом окружение ребенка требует постоянных изменений, среда должна «расти» вместе с ребенком; более того, обстановку должен менять сам ребенок, подстраивая ее под себя.

Некоторые центры развития расположены стационарно, другие рассредоточены по группе. Более сконцентрирован игровой центр, хотя игровая деятельность может осуществляться и в других центрах.



5. Теоретические основы проекта


Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения часть целостной образовательной среды дошкольной организации, которая рассматривается как система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика, для овладения культурными способами деятельности, с ориентацией на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.

В соответствии с ФГОС ДО и Основной образовательной программой ДОУ развивающая предметно-пространственная среда (РППС) группы создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка, его позитивной социализации, всестороннего личностного развития ребенка, развития инициативы и творческих способностей.

Для выполнения этих задач РППС должна быть:

- содержательно-насыщенной – включать средства обучения (в том числе технические), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, экспериментирование с материалами, доступными детям;

- трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;

- полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС в разных видах детской активности;

- доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

- безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.






6. Принципы методической разработки


При построении развивающей предметно – пространственной среды группы должны учитываться следующие принципы:

1. принцип дистанции, позиции при взаимодействии;

2. принцип активности, самостоятельности, творчества;

3. принцип стабильности, динамичности;

4. принцип комплексирования и гибкого зонирования;

5. принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого;

6. принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;

7. принцип открытости – закрытости;

8. принцип учёта половых и возрастных различий детей.

Построение развивающей среды с учетом изложенных принципов (концепция В.А. Петровского) дает ребенку чувство психологической защищенности, помогает развитию личности, способностей, овладению способами деятельности, учёта его склонностей, уровня креативности.

Принципы оснащения РППС адресуют те основные виды деятельности, на которые направлено приобретение опыта детьми в пяти образовательных областях, и в том числе типы и виды средств оснащения, позволяя таким образом адаптировать РППС под конкретные задачи ДОО. Виды игровых средств, входящих в состав перечня, разнообразны и создают необходимые условия для деятельности, общения, взаимодействия и сотрудничества ребенка со взрослыми и сверстниками, обеспечивающие успешное решение развивающих задач для всех образовательных областей: коммуникативно-личностного развития, познавательного, речевого развития, художественно-эстетического и физического развития.


Направление образовательных областей с учетом взаимодополнения и с учётом требований ФГОС ДО

Социально-коммуника-тивное развитие

Познава-тельное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей

Знакомство с миром природы и формирование экологического сознания

Развитие словаря


Формирование и развитие эстетического восприятия мира природы

Приобретение дошкольниками опыта двигательной деятельности

Воспитание звуковой культуры

Формирование и развитие эстетического восприятия социального мира

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе

Знакомство с социальным миром

Развитие связной речи

Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере

Формирование элементарного осознания явлений языка и речи

Формирование и развитие художественного восприятия произведений искусства

Развитие трудовой деятельности

Развитие элементарных математических представлений

Формирование грамматического строя речи

Становление ценностей здорового образа жизни

Патриотическое воспитание

Воспитание любви и интереса к художественному слову

Художественная и изобразительная деятельность


При организации развивающей предметно – пространственной среды для детей в группе, было использовано несколько вариантов ее построения:

1. Зонирование пространства осуществляется мобильными средствами – расстановкой мебели и оборудования.

2. Организация центров активности на основе интеграции содержания и видов деятельности по пяти областям ФГОС ДО.

3. Реализации принципа активности через создание пространственной среды, обеспечивающей ребёнку возможность двигаться.



7. Участники реализации проекта


Участниками реализации проекта являются педагоги, дети и родители.



8. Характеристика деятельности педагогов и родителей детей в созданной предметно-развивающей среде



Обновление содержания предметной среды в группе влечет за собой расширение и разнообразие деятельности педагогов и детей. Продуманный интерьер групповой комнаты, выдержанный по цветовой гамме, положительно влияет на настроение и детей и взрослых. Воспитанники с интересом знакомятся с новым оборудованием, пробуют свои силы в той или иной деятельности. Окружающая среда позволяет им выбирать занятия по интересам, а воспитателю – направлять детскую деятельность. Создавая различные зоны и уголки, педагог предлагает дошкольникам заняться любимым делом (рисованием, конструированием, исследовательской деятельностью, реализуя тем самым потенциал развития, а также потребность в признании и самовыражении. Наблюдая за детьми, педагог получает много интересной и ценной информации. Это помогает ему вдумчиво и рационально организовывать и корректировать пространство группы в дальнейшем..

При организации РППС педагог активно взаимодействовала с родителями воспитанников, используя информационно-коммуникационную форму работы сними. Были проведены собрания и консультации с родителями, где педагог периодически общалась с родителями, обсуждались различные вопросы, касающиеся организации РППС.

И, как результат проделанной работы, педагог отмечает, что у родителей появился интерес к жизни детского сада, они активно откликаются на предложения воспитателя в создании условий для развития детей.



9. Новизна проекта


Новизна проекта заключается в разработке и создании оригинальной современной предметно-развивающей среды в условиях конкретной группы ДОУ с использованием комфортных, современных, безопасных, ярких пособий и оборудования, позволяющей привлечь внимание и быть конкурентно способным на рынке образовательных услуг.




10. Содержание предметно-развивающей среды в группе


Группа состоит из следующих помещений:

I – приемная;

II – групповая;

III – спальная комната.




Направление образовательной области

«Социально-коммуникативное»

Центры

(№ на схеме)

Наполнение

Задачи по ФГОС

Приемная группы

«Уголок именинника»

1

Картинки с временами года и именами детей, у которых будет день рождение именно в этот период.





Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества

«Уголок информации»

2

Стенд для информации, папка передвижка по временам года, эстетично оформленные папки («Паспорт группы», «Медицинская информация», «Консультации для родителей»).

Стена творчества «Солнечные фантазии»

3

На стене подставки для размещения детских художественных работ, трехуровневая подставка для детских поделок.



Групповое пространство

Центр

«Сюжетно-ролевых игр»

4

Игровой материал помещен в коробки с картинками обозначающими, что в них (посудка, одежда для кукол). Парикмахерская, кухня, диванчик, куклы. В центре закреплена полка с тематическими куклами (повар, стюардесса, врач, строитель), оформленная. Рядом с каждой куклой флажок, с картинкой данной куклы и стихами о данной профессии. Также на полке расположен макет кукольной комнаты. По краю полки ажурная занавеска в сочетании со скатертью на маленьком столике.

Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками



Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками



Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий



Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе











Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых



Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания

Центр «Безопасности»

5


Безопасность дома, на улице (ПДД) и пожарная безопасность. Шкаф с машинками, с фуражкой, жилеткой и жезлом полицейского, макет с разметкой улиц и дорог. В углу полки с информацией о безопасности, буклет с дорожными знаками, макет дороги со светофорами, дидактические игры.

«Уголок ряженья и уединения»

6

Шкаф с тематическими костюмами, коробка с тряпочками. На стене композиция из разноцветных тряпочек, которые дети могут перебирать. Подушка (ребенок может прилечь на коврик отдохнуть).

«Уголок настроения»

7

На стене «Автобус» с фотографиями детей, картинки солнышек, выражающие разные эмоции. Макет пешеходного перехода «Детям знать положено» с героями из мультфильмов.











Направление образовательной области

«Речевое развитие»

Центр

«Мир книги»

8


Полка, на ней книги с художественными произведениями детских писателей, сказками, столик и два стульчика для чтения, дидактические игры по развитию речи, серии картинок и иллюстраций для установления последовательности событий и т.д.





Овладение речью как средством общения и культуры

Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы

Обогащение активного словаря

Развитие речевого творчества

«Центр театрализованных игр»

9


Различные виды театра (кукольный, теневой, настольный, пальчиковый). Здесь размещены маски, атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей, зеркало на стене, яркий театральный занавес.

Направление образовательной области

«Познавательное развитие»

Центр «Экологии»

10

Данный центр содержит в себе различные виды комнатных растений, инструменты по уходу за этими растениями: палочки для рыхления, металлические детские грабли и лопатки, пульверизатор, лейки и др. В холодный период года  мы с детьми размещаем здесь комнатный мини – огород. Природный материал: шишки, ракушки, муляжи овощей и фруктов, насекомых и т. д. Коробка с животными. Важным составляющим уголка природы является календарь природы с картинками «Времена года». Оформлены макеты (лес и ферма).





Формирование познавательных действий, становление сознания





Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации









Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов в окружающем мире, материале, пространстве и времени и др.





Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках













Формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов

«Уголок опытно-экспериментальной деятельности»

11

В пластиковых контейнерах коллекция различных материалов (грунт, камни, минералы, семена, крупы и т. д.). Материал, для осуществления опытной деятельности: лупы, компасы, мензурки, колбы, мерные стаканчики, часы и т. д. Книги и буклеты про опыты.

«Нравственно-патриотический уголок»

12

На стене помещена государственная символика родного города и России, президент и гимн. В нем находятся пособия и иллюстрационный материалы, отражающие многонациональность нашей Родины, карта нашей страны. Макет русской избы, тряпичная кукла, информация о тряпичных куклах, самовар, тульские пряники, конфеты и наборы открыток «Тульские музеи».

«Строительный» (конструктивный) центр»

13

Конструкторы различного вида крупные и мелкие (пластмассовые и деревянные). Каски строителя, набор для ремонтных работ, буклет с образцами построек. Игровой материал помещен в коробки с картинками обозначающими, что в них. Коробка с игрушками заместителями.

«Уголок информационно-образовательных технологий»

14

Мини-бук, который используется для воспроизведения видео, иллюстраций и презентаций, Подобрана гимнастика для глаз, во время занятий.

Направление образовательной области

«Художественно-эстетическое развитие»

«Центр творческой активности»

15

Материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации (бумага, картон, трафареты, тематические альбомы «Народные промыслы», краски, кисти, клей, карандаши, салфетки, ножницы, раскраски, глина, пластилин, дидактические игры и т. п.). Столик со стульчиками, чтобы детям удобно было работать.



Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (музыкального, изобразительного)



Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора



Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной и пр.)



Становление эстетического отношения к окружающему миру

«Музыкальный уголок»

16

Пианино, магнитофон, музыкальные инструменты (барабан, трещотки, гармошки, дудочки, металлофон и т.д.). Подобрана картотека музыкально-дидактических игр, расслабляющей музыки, сказок, веселой музыки для зарядки.

«Мини-музеи «Филимоновская игрушка»»

17

Мини-музей «Филимоновская игрушка» (глиняные фигурки и свистульки, книги, информация, фотографии, раскраски и трафареты)

Направление образовательной области

«Физическое развитие» (Приложение №6)

Центр «Если хочешь быть здоров!»

18

Спортивное оборудование: гимнастическая лестница и кольца, маты, скакалки, обручи, флажки, мячи, кегли, боулинг, разноцветные мешочки с крупой (носить на голове). На стене игра-метание дротиков, картинки с информацией, какие бывают виды спорта.

Развитие различных физических качеств

Правильное выполнение основных движений

Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни






12. Планируемые результаты реализации проекта и перспективы совершенствования


Планируемые результаты реализации проекта:

  • повышение психолого-педагогической компетентности педагога в вопросах формирования и использования развивающей предметно-пространственной среды;

  • преобразование пространства группы в соответствии с возрастными особенностями и требованиями ФГОС ДО и с внедрением новых подходов к организации среды группы;

  • позитивное отношение родителей к вопросам создания развивающей предметно-пространственной среды в группе;

  • обеспечит целостность педагогического процесса и создаст окружающее пространство, удовлетворяющее потребности актуального, ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка;

  • создаст творческую атмосферу в работе педагогов;

  • будет способствовать свободному ориентированию в пространстве и времени, поможет воспитанникам легко адаптироваться к особенностям школьной жизни.

Преимущество созданной среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Было отмечено, что воспитанники меньше конфликтуют между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой детей свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад.


Перспективы совершенствования РППС: поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия.

Считаю, что представленную модель можно усовершенствовать за счет включения в образовательное пространство группы интерактивного оборудования. Например, интерактивный стол, интерактивная доска, набор игровых планшетов или интерактивная песочница значительно расширили бы возможности включения детей в различные виды деятельности.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!