СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Недавно принятый закон "Об образовании", опредливший дошкольное образование как ступень образования, а текже введение Федерального государственного стандарта, потребовали зменений во всей дошкольной системе. задача ДОУ и каждого педагога грамотно организовать предметно-развивающую среду, соответствующую ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе»

Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе

(воспитатель Талынева И.А.)

Недавно принятый новый закон «Об Образовании», определивший дошкольное образование как ступень образования, а также введение Федерального государственного образовательного стандарта, потребовали изменений во всей дошкольной системе.

Задача ДОУ и каждого педагога грамотно организовать развивающую предметно-пространственную среду, соответствующую Федеральному государственному образовательному стандарту.  На этом этапе работы, необходимом для успешного образовательного процесса, нередко встречаются сложности, зачастую вызванные недостатком у педагогов знаний и навыков по данной теме.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть насыщенной, пригодной для совместной деятельности взрослого и ребенка, и самостоятельной деятельности детей, отвечающей потребностям детского возраста.

  • В младших группах в основе замысла детской игры лежит предмет, поэтому взрослый каждый раз должен обновлять игровую среду (постройки, игрушки, материалы и др.), чтобы пробудить у малышей любопытство, познавательный интерес, желание ставить и решать игровую задачу. В групповой комнате необходимо создавать условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотреть площадь, свободную от мебели и игрушек, обеспечить детей игрушками, побуждающими к двигательной игровой деятельности, менять игрушки, стимулирующие двигательную активность, несколько раз в день.

  • В старших группах замысел основывается на теме игры, поэтому разнообразная полифункциональная предметная среда пробуждает активное воображение детей, и они всякий раз по-новому перестраивают имеющееся игровое пространство, используя гибкие модули, ширмы, занавеси, кубы, стулья. Трансформируемость предметно-игровой среды позволяет ребенку взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявить активность в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты.

Для   обеспечения эмоционального благополучия детей обстановка в детском саду должна быть располагающей, почти домашней, в таком случае дети быстро осваиваются в ней, свободно выражают свои эмоции. Все помещения детского сада, предназначенные для детей, должны быть оборудованы таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и свободно.

Комфортная среда — это среда, в которой ребенку уютно и уверенно, где он может себя занять интересным, любимым делом. Комфортность среды дополняется ее художественно-эстетическим оформлением, которое положительно влияет на ребенка, вызывает эмоции, яркие и неповторимые ощущения.

Пребывание в такой эмоциогенной среде способствует снятию напряжения, зажатости, излишней тревоги, открывает перед ребенком возможности выбора рода занятий, материалов, пространства.

При разработке современной развивающей предметно-пространственной среды необходимо придерживаться стандартов ФГОС ДО, определяющих основные требования к ней, согласно которым, её основополагающие принципы: вариативность, полифункциональность, доступность, насыщенность.

Опираясь на эти принципы, мы создавали содержательно насыщенную предметно - пространственную среду нашей группы, способствуя максимальной реализации образовательного потенциала.

Мебель и оборудование у нас трансформируются в зависимости от образовательной или игровой ситуации, имеют характер открытой незамкнутой системы готовой к корректировке. Например, при организации предметно-пространственной среды для сюжетно-ролевой игры «Автобус», используются детские стулья, которые при изменении интересов детей могут трансформироваться в любую другую игру («Салон красоты», «Поликлиника»).

Полифункциональность игр, пособий, мебели в группе позволяют использовать их в разных видах детской активности. Например, атрибуты для одной сюжетной игры могут использоваться по желанию детей как предмет-заместитель для усовершенствования сюжетной линии других игр. Одни и те же пособия используются для развития у детей сенсорно-моторных навыков, речевого развития, опытно-поисковой работы. Мы организовали в группе пространства для различных видов детской активности: игры, конструирования, рисования, ручного труда, театрально-игровой деятельности.




Наполнили их разнообразными материалами, игрушками и оборудованием для свободного выбора, учитывая гендерное развитие малышей.  Так для мальчиков есть инструменты, технические игрушки, разного вида транспорт, железная дорога, конструкторы из различных материалов. Для девочек имеются куклы с атрибутами, коляски, кукольная мебель, посуда. Предметная среда оснащена наборами атрибутов для сюжетно-ролевых игр «Хозяйка», «Больница», «Салон красоты», «Магазин», «Строители», «Безопасная дорога».





























































































Стимулирование игровой, двигательной, познавательной и исследовательской активности детей производится посредством обновления игрового материала, внедрением новых предметов.

Для восприятия художественной литературы сформирован центр книги, где представлены различные литературные жанры (малые литературные формы, устное народное творчество, рассказ, поэзия).

В группе оборудован физкультурный уголок, для двигательной активности детей.

В группе имеется уголок природы. Дети с удовольствием рыхлят землю, поливают цветы, протирают от пыли.

Готовность детей к школе включает зрелость всех систем организма, а также сформированность крупной и мелкой моторики. Недостаточно развитая мелкая моторика препятствует успешному обучению первоклассников в школе, вызывает повышенную утомляемость, неприятные ощущения в кистях рук при учебной нагрузке. Перед воспитателем подготовительной к школе группе стоит задача максимально эффективно подготовить детей к обучению в школе. Наш уголок развития мелкой моторики включает в себя разнообразные игры. Особой популярностью у детей пользуются игры с резиночками, которые развивают не только мелкую моторику, но и логическое мышление.

Большинство современных детей не умеет завязывать шнурки. Это связано с популярностью обуви на липучке. Поэтому в уголке развития мелкой моторики должны быть игры для развития этого важного навыка, а также игры со всеми видами застёжек.

Массажные кольца и мячи нормализует мышечный тонус рук.

Шнуровки развивают ловкость пальчиков.

Игры с прищепками тренируют силу пальчиков.

Ежедневно дети проводят массаж кистей рук в сухом бассейне с крупами -фасолью и горохом.

Настольно-печатные игры и дидактические игры— интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, различные виды пазлов и многое другое.



Детская активность определяется свободным доступом к играм, пособиям, игрушкам, атрибутам.

Создавая предметно - развивающую среду группы мы руководствовались нормами безопасности и соответствия санитарно-гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности, программой, реализуемой в ДОУ. Мебель, соответствующая росту детей, помогает комфортному пребыванию ребёнка в ДОУ, в соответствии с требованиями СанПиН промаркирована.

Реализация здоровьесберегающих технологий, таких как закаливание, гимнастика, массаж происходит в центре двигательной активности и физического развития, где сконцентрировано оздоровительное оборудование и спортивный инвентарь.

Вывод: организованная в группе с учетом ФГОС ДО предметно-пространственная среда способствует максимальной реализации образовательного потенциала детей, созданию комфортных условий для разных видов деятельности ребёнка.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!