Создание словарей учащимися на уроках русского языка и литературы
Учитель русского языка и литературы
МБОУ Яковская ОШ
Грошева Т.А.
Работа начинается с 5 класса .Учащиеся составляют простейшие словари: музыки, овощей, животных, растений, имён мужских и женских, тематические словари . словари к тексту. Словарики пополняются на протяжении четырех лет и оказывают ученикам помощь при написании сочинений.
Изучая фразеологизмы ученики 6 класса составляли словари устойчивых выражений с рисунками.
Также составляли в разных классах: словарь непонятных слов по повести Н.В. Гоголя «Заколдованное место»-5 класс, словари синонимов-6 класс,словарь домашних животных-5 класс, словари омонимов-7 класс, словарь культурных слов-6 класс,словарь танцевальных жанров-7 класс, словарь ласковых слов.
Интересным заданием для ребят в 6 классе было составление «Бестолкового словаря».В этой забавной игре значение слова определяется не по правилам, а на основе многозначности, созвучия части слова с другим словом, на ложном объяснении происхождения слова, например, «Бегемот – мотающийся в беге», «Котлета – большой кот, который родился летом».
Особый интерес вызвало у ребят составление ассоциативного словаря. Для этого сначала мы выписали из «Толкового словаря русского языка С.И.Ожегова слова и выражения ,имеющие отношение к школьной жизни, затем разбили их на группы по десять слов в каждой и отправились в другие классы. Учащимся было предложено напротив каждого слова написать одно- два- те ,что первыми пришли в голову. Эта игра помогла мне заинтересовать ребят, привлечь их внимание к слову. Они поняли .что семантика слова может быть очень многогранной и значение слова может меняться в зависимости от многих причин
Ребята составляли словари к тексту:
1.Изучая стихотворение Н.Некрасова «Железная дорога» в 6 классе ребята составляли «Красочный словарь».Они выписывали ключевые слова и находили их толкование.
2.Изучая фразеологизмы ученики 6 класса составляли словари устойчивых выражений с рисунками.
3. С увлечением ребята составляли словарь непонятных слов по повести Н.В. Гоголя «Заколдованное место»-5 класс.
4.Изучая стихотворение Н.Некрасова «Железная дорога» в 6 классе ребята составляли «Красочный словарь».Они выписывали ключевые слова и находили их толкование.
5.При изучении произведения Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»- в 7 классе учащимся предложено составить тематические словари: «быт», «еда», «военная тематика».
Можно также предложить составить справочники- таблицы. Например, справочник, объединяющий информацию о произведениях с одинаковым названием: «Словарь говорящих имен и фамилий», «Географическую карту произведений» (в каком городе или населенном пункте происходят события).
6.Учащиеся также составляли словарь «Эзопова языка» по сказкам М.Е. Салтыкова – Щедрина.
7.Интересными получились тематические военные словари к тексту «Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкина.
8. При изучении рассказов Лескова
Детям понравилось составлять словари и сборники.
Они начали составлять свои собственные словари в виде книжек- малюток:
– «Сборник сложных добрых слов» (таких, например, как доброречие, милосердие, благожелательность – всего 32 слова);
– «Словарь добрых слов, исчезнувших из нашего лексикона» (50 слов);
– «Словарь слов с корнем добр» (добродушие, доброжелательность, добродеяние, доброзвучие, доброкачественный – всего 82 слова).
Работа над составлением и изданием словарей и сборников значительно повлияла на обогащение речи детей. В разных ситуациях, выражая свои чувства и отношения, они начинали пользоваться такими редкими в детской речи словами, как благодарю, благородно, великодушный, бескорыстие, доверие, заповедь, покаяться, сострадание, человеколюбие, чуткость и др. Составление словарей и сборников – необычная словарная работа. Составление словарей ведёт детей к целенаправленному поиску определённой группы слов и обогащению ими своей речи. Такую работу можно сравнить с волной, которая вымывает из речи ребёнка слова-паразиты, слова, оскверняющие речь и унижающие человеческое достоинство, и одновременно чистит и возвышает детскую речь.
Создавая собственные словари, ученики становятся субъектами познавательной деятельности, которая воспитывает инициативность, самостоятельность, развивает творческие способности учащихся. Работа со словом, с лингвистическими словарями и другой справочной литературой повышает орфографическую грамотность, развивает языковое чутьё.
Вывод.
Проблема использования словарной работы на уроках русского языка приобрела в наше время актуальное звучание. Эффективность этой работы зависит от профессионализма учителя-словесника. Применение новых технологий повышает заинтересованность детей в уроке. Проектная деятельность по составлению словарей, выполнение других творческих заданий повысили интерес к русскому языку и литературе как учебному предмету, научила многих ребят правильно пользоваться справочной литературой, в частности, толковыми, этимологическими, словообразовательными словарями,значительно обогатился словарный запас школьников, расширился активный ловарь,повысился уровень их речевого развитии. Благодаря зримому результату (создание словаря) формируется положительная мотивация учения. Словарная работа на уроках русского языка, работа по развитию речи в целом должна занимать ведущее место. Чем богаче словарь человека, тем шире у него возможности выбора более точного и выразительного оформления мысли, позволяет более свободно ориентироваться в проблематике художественных произведений.