Создание Учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта, формирования гражданской позиции.
Показатели | Учебный год |
2012/13 | 2013/14 | 2014/15 |
4.1.Участие обучающихся в организации самоуправления в классе/группе, направленного на формирование социальных умений | Органы самоуправления: Староста, Заместитель старосты, Учебный сектор, Трудовой сектор, Спортивный сектор, Художественно-оформительский, Творческий. | Органы самоуправления: Староста, Заместитель старосты, Учебный сектор, Трудовой сектор, Спортивный сектор, Художественно-оформительский, Творческий. | Органы самоуправления: Староста, Заместитель старосты, Учебный сектор, Трудовой сектор, Спортивный сектор, Художественно-оформительский, Творческий. |
4.2. Включение Учителем обучающихся в деятельность досуговых объединений школы, муниципалитета, альтернативным асоциальным подростковым группам (клубы по интересам, творческие объединения, объединения лидеров и т.п.) | Детско-юношеская спортивная школа № 3 Классный час "За здоровый образ жизни"; Управление государственного пожарного надзора Внеклассное мероприятие "Огонь – друг, огонь – враг!" Управление ФСБ (беседы и экскурсии для будущих защитников Отечества) | Онлайн-игра "Жека" ( ЖКХ) Центр "Досуг" (профориентация подростков), трудоустройство на лето; Центр "ЮниорЭкстрим" (развитие туристических и спасательных навыков в походах); Музей воинской славы (тематические беседы, экскурсии к Дню Победы, Дню Независимости РФ) и др. | Центр "Орленок" (спортивные мероприятия); Центр эстетического воспитания (концерты и праздники); Амурский областной краеведческий музей (экскурсии, выездные мероприятия по городу); Центр творчества и развития "София" (внеклассные мероприятия, концерты) |
4.3.Участие школьников в волонтёрском движении (помощь пожилым, инвалидам, ветеранам и др.) | Городская акция "Зеленая ветка"; Городской конкурс детского творчества "Сохраним планету эту, у нас другой на свете нету!" | | Акция милосердия "Ветеран живет рядом"; Акция "Протяни руку помощи" (для детей с ОВЗ) Декадник "Месяц Культуры" Акция "Остров спасения" Акция милосердия "Покормите птиц зимой"; Акция "Спорт – альтернатива пагубным привычкам" |
4.4. Привлечение родителей, выпускников, СМИ, общественности к организации и проведению мероприятий социально-воспитательной направленности | Активное вовлечение родителей во все сферы деятельности класса и школы на основе нормативных документов Управляющего совета. Организация родительского всеобуча на паритетных началах: педагоги - родители, родители - родители. Формирование здорового образа жизни в семьях. Создание условий для профилактики асоциального поведения детей и подростков. Совершенствование форм взаимодействия школа - семья. Педагогическое сопровождение семьи (изучение, консультирование, оказание помощи в вопросах воспитания, просвещения и др.) | Регулярное проведение профилактических мероприятий, лекций, встреч с медицинскими работниками, сотрудниками правоохранительных органов, детскими и подростковыми психологами, проведение дней здоровья, олимпиад и конкурсов. | 1. Операция "Здоровье"; 2. Беседы по профилактике наркомании и табакокурения 3. совместные с детьми родительские собрания, - посещение семей учащихся, - совместные мероприятия, - индивидуальные беседы, - анкетирование, - семейные праздники, - походы. |
4.5. Информация о наиболее значимых мероприятиях социальной направленности, подготовленных и проведённых лично Учителем | Классные часы: "Россия – Родина моя"; "Медиабезопасность в современном мире"; Тематическая беседа: "Берегись автомобиля" ПДД; Азбука вежливости или этикет на каждый день; Акция "Зеленый остров" и др. | Акция "День птиц" Акция "Собери макулатуру – сохрани дерево!" Внеклассное мероприятие "Молодежь против террора". | Среди мероприятий по духовно-нравственному воспитанию следует отметить наиболее значимые для школьников: классный час "Уроки добра" (ко Дню инвалидов), встречи с ветеранами ВОВ, представителями поискового отряда, ролевая игра "Планета друзей", урок нравственности "Страница истории". |
«Воспитание – великое дело: им решается участь человека» (В.Г. Ушинский).
Ежегодно в течение 15 лет я являюсь классным руководителем, в настоящее время в 8Г классе. Из опыта работы у меня сложилась своя определенная воспитательной система работы с классом. Система достаточно динамична, легко меняется и дополняется с учетом возрастных особенностей детей на разных ступенях обучения и воспитания.
Цель моей воспитательной системы: Развитие интеллектуальной, творческой, физически и духовно-нравственно здоровой личности, способной к успешной социализации в обществе.
В реализации воспитательной системы решаются следующие задачи:
Способствовать созданию благоприятной психологической атмосферы для формирования у учащихся устойчивую самооценку.
Формировать потребность в здоровом образе жизни, духовно-нравственных формах самовыражения через развитие ценностных отношений, коммуникативных навыков, организацию и управление ситуацией успеха.
Сохранение и укрепление здоровья учащихся. Я стремлюсь создать максимальную вариативность возможностей для приобретения обучающимися позитивного социального опыта, формирования гражданской позиции.
В систему моей воспитательной работы включены следующие программы: "Здоровье" (формирование культуры сохранения и совершенствования здоровья детей). "Учение" (определение "зоны ближайшего развития" обучающихся, создание условий для развития их интеллектуально-творческого потенциала, обучение детей способам работы с информационными ресурсами). "Общение" (формирование классного коллектива, формирование культуры социального поведения, обучение способам преодоления коммуникативных проблем, проблем передачи социального опыта). "Досуг" (создание условий для проявления учащимися своих индивидуальных способностей в равной степени посредством включения в активные и нестандартные формы деятельности, для развития умения адекватной оценки своих и чужих ошибок и достижений, для организации социализирующего досуга).
В каждой из программы развития выбрана та форма работы, позволяющая ребенку раскрыть свои возможности в практической деятельности, привлечь наибольшее количество ребят к участию, осуществить совместную деятельность ребенка и взрослого.
Основными направлениями воспитательной работы являются:
Познавательная деятельность. Формы работы: Экскурсии, предметные недели, библиотечные часы, конкурсы «Копилка пятерок», «Самый, самый…»
Трудовая деятельность. Формы работы: Реализация социальной программы "Зеленый остров", организация дежурства (по классу, школе), субботники
Спортивная деятельность. Формы работы: Час общения «Спорт - ты жизнь…», соревнование по баскетболу, волейболу, Осенний кросс, соревнования по нормам ГТО и др.
Социально-ориентированная деятельность . Формы работы: Уроки мужества, проведение правовых бесед, беседы по ПДД и ОБЖ, часы общения «Устав школы – это закон нашей жизни», «Что такое порядочность?», «Моя семья», музыкальные вечера.
Творческое развитие. Формы работы: Классные часы, беседы, встречи, классные вечера: «Знаем ли мы друг друга», «Женские истории…», «А если это любовь?», «С днем рождения!», традиционные общешкольные вечера; Самоуправление в классе.
Выбор перечисленных форм работы основывается на возрастных, индивидуальных особенностях классного коллектива, а также на аксиологическом, деятельностном, личностном и позиционном подходах к процессу воспитания.
В классе организовано самоуправление, направленное на формирование социальных умений. Выбор руководящего состава происходит путем закрытого голосования за кандидатов (выдвижение и самовыдвижение кандидатур). Все ребята в классе распределились по группам (секторам).
Ученики, подготовленные мною, принимают активное участие в планировании и проведении различных мероприятий разного уровня:
С 2011 года я со своими классами участвуем в городской акции "Чистый город", убираем территорию не только школы, но и ГБУЗ АО "Дом ребенка специализированный", аллеи Памяти возле клуба "Русь", участвуем в очищении берегов реки Чигиринка.
День открытых дверей в школе – ежегодная акция в которой участвую я и мой класс, мероприятие для родителей, которое привлекает родителей к подготовке и проведению мероприятий социально-воспитательной направленности. Такие дни проходят с большим интересом для всех сторон (школьников, родителей и учителей).
В 2014 году учащиеся 6Г класса под моим руководством участвовали в городской онлайн-игре "Жека" среди учащихся школ города 5-9 классов. Игра посвящена юридической грамотности в вопросах жилищно-коммунального хозяйства. По итогам игры мои ученики 6Г класса стали победителями и заняли 1 и 2 место (Приказ № 214 от 04.04.2014).
С 2011 в школе № 16 города Благовещенска реализуется социально-значимый проект «Образовательный аэрокосмический центр "Старт в будущее". Координатором проекта на тот момент являлась я, как заместитель директора по УВР, курирующий учащихся 9-11 классов и осуществляющий Программу предпрофильной подготовки обучающихся.
Уникальность проекта "Образовательный аэрокосмический центр "Старт в будущее" заключается в том, что МАОУ "Школа № 16 г. Благовещенска" является школой в городе, которая в настоящее время занимается формированием у молодежи интереса к авиации и космонавтике, науке и технике, исследовательской деятельности, наиболее широкой и плодотворной пропагандой среди молодежи исследований по космонавтике и привлечением молодежи к выполнению задач национальной космической программы России.
Проект "Образовательный аэрокосмический центр "Старт в будущее" - это возможность проявить школьникам свои физико-математические, информационно-коммуникативные способности, сформировать специальные знания в области авиации, космонавтики, технических наук, а также подготовиться к поступлению в ВУЗы, Сузы на физико-математические, аэрокосмические, и смежные с ней, специальности.
"Старт в будущее" - это осуществление и развитие сотрудничества с ГОУ ВПО АмГУ, Международной космической школой им. Академика В.Н. Челомея, г. Байконур, космодромом "Восточный" в области космонавтики при реализации общих программ, проведении мероприятий. Проект "Образовательный аэрокосмический центр "Старт в будущее" способствует объединению усилий средних и высших учебных заведений для реализации системы непрерывного аэрокосмического образования.
В настоящее время я преподаю географию в аэрокосмических классах, являюсь классным руководителем 8Г класса, учащиеся которого активно реализуют программу и проекты "Старта в будущее":
Изготавливают и запускают макеты космических кораблей;
Осуществляют экскурсии на космодром "Восточный", п. Углегорск;
Посещают Кружок "Аэрокосмическое моделирование" на базе МАОУ "Школа №16 г. Благовещенска";
Участвуют в Научно-практической конференции "Дорогой Ю.А. Гагарина" и аэрокосмических конкурсах;
Посещают консультации по физике и математике со студентами инженерно-физического факультета ГОУ ВПО АмГУ.
Ежегодно мы с классом участвуем в смотре военно-патриотической песни, что помогает формировать гражданскую и патриотическую позицию, мировоззрение подрастающего поколения, участие в шествиях и митингах, посвященных 9 мая (празднованию Дня Победы), также играет огромную роль в воспитании школьников.
В школе каждый год проводится акция «Ветеран живет рядом». Ученики 8Г класса принимают активное участие в акции. Они совершают визиты чести к ветеранам Великой Отечественной войны, поздравляют их с праздником Великой Победы. Учащиеся читают ветеранам стихи, поют песни, убирают квартиры. Также ребята моего класса оказывают шефскую помощь ветеранам педагогического труда.
Весной и летом 8г класс со мной участвует в реализации социально-значимого экологического проекта "Зеленый остров", по благоустройству школьного двора, сохранения редкого школьного дендрария, защиты окружающей природной среды. Я вхожу в рабочую экологическую группу данного проекта, являюсь соавтором проекта "Зеленый остров".
Эффективность работы системы с данным классом подтверждается следующими результатами:
все обучающиеся успевают, из них большинство учатся на “4” и “5”;
все обучающиеся занимаются в кружках, спортивных секциях, факультативах, вокальных и художественных коллективах;
нет детей, стоящих на учете в школе и ПДН;
класс занимает призовые места в спортивных соревнованиях, конкурсах, научно-исследовательских конференциях;
ребята являются участниками и организаторами общешкольных дел; в классе есть хороший актив;
целенаправленная работа по профориентации с детьми и родителями, способствует правильному самоопределению по окончанию основной школы;
найден тесный контакт с родителями; родительские собрания посещают все родители.