Создание условий для эффективного учебного процесса в школе – залог высоких результатов в урочной и внеурочной деятельности. Выступление на семинаре.
Гоманюк Татьяна Дмитриевна
учитель истории и обществознания
ГБОУ СОШ №902 «Диалог»
Что такое условия?
Это результат отбора, применения элементов содержания, методов, форм обучения для достижения целей.
Создание комфортного психологического климата в классе:
доверительность;
доброжелательность;
педагогический такт;
сотрудничество учителя и ученика
Учёт индивидуально-психологических факторов:
- индивидуальные свойства личности (темперамент, характер, способности);
- познавательные процессы (память, мышление, речь);
- познавательные состояния (творческий подъем, сомнение, апатия).
Мотивация обучения (отношение школьников к учению, в основе которого лежит сознательно поставленная цель):
- моральный мотивы (осознание ценности истории, стремление добиться положительной оценки);
- познавательные мотивы (овладение новыми историческими знаниями, самостоятельное изучение истории).
Познавательный интерес:
Интерес – это эмоционально окрашенное проявление познавательных потребностей личности.
- Средства привлечения интереса.
- Наглядные и технические средства обучения.
- Формы познавательной деятельности.
- Эмоциоональное воздействие.
Материально-техническая база школы, ИКТ:
что может быть в кабинете истории: карты, плакаты, компьютер, проектор, экран, смарт-доска, аудиосистема, видео и пр
Профессиональная компетенция учителя:
- профессионально-творческий компонент (использование нестандартных оригинальных приемов, средств);
- морально-нравственный компонент (нравственное отношение).
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД –
основа определения требований к результатам образования
Формирование ключевых компетентностей
применительно к школьному образованию понимается как способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем.
Главное в процессе обучения
- вызвать у учащихся интерес, зажечь неугасимое стремление к познанию, творчеству.
И здесь на помощь приходят :
- Информационные технологии.
- Рейтинговая система оценивания.
- Метод портфолио .
Необходимость внедрения их в учебный процесс
не вызывает сомнений.
Апробация была проведена в рамках:
- Преподавания спецкурсов для 8-х классов «Право и политика», 9-х классов «История в лицах: реформы и реформаторы», для 10-11-х классов «История политико-правовых учений».
- Проектной деятельности в 8-11 классах .
- Методической опытно-экспериментальной работы по теме:
«СИСТЕМА ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
9-х КЛАССОВ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И АДАПТАЦИИ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ;
10-11-х КЛАССОВ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА
ОБРАЗОВАНИЯ И АДАПТАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ВУЗОВСКОМУ ОБУЧЕНИЮ»
Метод проектов
- это мощное средство , позволяющее учителю работать над формированием ключевых компетентностей учащихся , а так же организовывать самостоятельное освоение информации учеником;
- мультимедийные презентации позволяют интенсифицировать образовательный процесс, увеличить скорость восприятия, понимания и глубину усвоения огромных массивов знаний.
- это наиболее эффективный способ освоения пользовательских навыков и применения их, как ресурсов , что позволяет сделать шаг на пути формирования компетенции.
- РАБОТА С ПРОГРАММОЙ ПОДГОТОВКИ ПРЕЗЕНТАЦИЙ POWER POINT позволяет сформировать у учащихся информационные и коммуникативные компетентности .
На уроке истории, на спецкурсах ученики выступают с подготовленными сообщениями, докладами, творческими заданиями.
Применяя компьютерные технологии, этот вид работы становится творческим и интересным.
Для этого всего лишь достаточно помочь ученикам освоить навыки составления презентации по теме их выступления.
Изменяется и характер взаимоотношений между учителем и учащимися, они становятся полноправными организаторами урока.
Открытость достигается за счет объявления с самого начала:
А) «стоимости» любой деятельности;
Б) списка тем , которые подлежат рейтинговому оцениванию;
В) составления плана возможных вариантов творческих работ по этим темам.
Р ейтинговая система оценивания является одной из самых современных и открытых
Все это позволяет учащимся изначально знать :
- За что можно получить основные, дополнительные и штрафные баллы.
- Какие темы подлежат рейтинговому оцениванию.
- На каком наиболее подходящем варианте творчества сосредоточиться.
Виды рейтинга
Подходящие для гуманитарно-социальных предметов
- рейтинг временной (за полугодие),
- рейтинг тематический (по отдельным разделам).
Обязательно определяется совместно с учащимися
- перечень понятий , которые учащиеся должны усвоить в данной теме;
- перечень умений и навыков , которые в соответствии с тематическим планированием ученику необходимо овладеть;
- тип контроля (устный зачет или опрос, письменная работа, диктант, тестирование, творческая работа и т.д.)
Виды учебной деятельности, подлежащие оцениванию
- основной ответ – 5 баллов;
- самостоятельное написание доклада, реферата, сообщения – 5 баллов; (но не ксерокопирование материала!)
- поиск представление интересного дополнительного материала – 5 баллов;
- за умение анализировать ответ товарища, выступление оратора и.п. – 3 балла;
- за оригинальность, нестандартность, находчивость добавляется – 2 балла;
- ксерокопирование материала доклада и т.п. – 2 балла;
- дополнение выступающего – 1 балл.
Анализ анкет учащихся показал, что рейтинговая система оценивания позволила большинству учащимся:
- Получить наиболее высокие оценки;
- Проявить себя в разных областях деятельности;
- Научиться оформлению творческих работ (докладов, сообщений, рефератов, презентаций);
- Освоить навыки выступления перед аудиторией;
- Научиться строить свое выступление с позиций не только автора текста, но и оратора.
- Объективно оценивать выступления как свои, так и товарищей
- Участвовать в конференциях, конкурсах, олимпиадах, занимая призовые места
Метод портфолио
Очень хорошо сочетается с рейтинговой системой контроля и является наглядной демонстрацией успехов учащихся.
Портфолио - это совокупность выполненных учеником работ и документально подтвержденных достижений (грамоты, дипломы).
Это позволяет учащимся видеть и сравнивать свои достижения с достижениями своих товарищей, обмениваться опытом в ходе обсуждения результатов за «Круглым столом», на «Конференции», которые обязательно проходят как итоговые занятия
Хотелось бы отметить, что цели и задачи, которые ставились учителем, были выполнены
В ходе работы удалось:
- Активизировать интерес к истории, обществознанию, праву, современным политическим процессам, происходящим в стране;
- Сформировать у учащихся видение своего будущего профиля обучения;
- Разработать и опробывать систему рейтингового оценивания знаний учащихся.
- Провести ряд внеурочных мероприятий в неделю истории и права («Правовой марафон»), классных часов («День памяти жертв холокоста», «День космонавтики», «Масленица» и др.).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение подчеркну, что полученные учащимися в ходе работы над созданием мультимедийных презентаций навыки и способы деятельности по рейтинговому оцениванию в сочетании с портфолио являются теми ресурсами, овладение которыми необходимо для формирования информационной и коммуникативной компетентностей .
Благодаря чему учащиеся становятся творцами своего образовательного продукта, создают его для того, чтобы им могли воспользоваться их одноклассники, а также другие ученики и учителя школы.
Личность учителя:
- образование;
- желание работать - где и как ?
с детьми, но не в школе – детский сад, учреждения дополнительного образования;
в школе, но не с детьми – завхоз;
с детьми, в школе, но не вести уроки – группа продленного дня, дополнительное образование.
- желание работать с детьми, в школе, вести уроки;
- желание и умение увлекать детей за собой.
Дорогие друзья! Будьте счастливы и успешны! И тогда будут счастливыми и успешными ваши ученики!
Литература:
- Брыксина О.Ф., Овчинникова О.А . Среда MS Power Point как инструментальное средство педагога. Самара, СИПКРО, 2004
- Сахан Л.А. П РИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (РАБОТА С ПРОГРАММОЙ ПОДГОТОВКИ ПРЕЗЕНТАЦИЙ POWER POINT) на уроках истории и обществознания.
- Гоманюк Т.Д . Программа предпрофильного элективного курса по истории для 9 класса «История в лицах: Реформы и реформаторы». Всероссийский Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», М. Изд. Дом «Первое сентября», 2009г.
- Гоманюк Т.Д. Программа элективного курса для 10 класса «История политико-правовых учений в России», Методическое пособие «Августовский педсовет». М.:МИОО, 2009г.
- Гоманюк Т.Д. Программа элективного курса для 9 класса «Право и политика», Методическое пособие «Августовский педсовет». М.:МИОО, 2009г.
- Приложение «Программы повышения квалификации педагогов, нацеленные на овладение образовательными техниками и технологиями, позволяющими формировать ключевые компетентности учащихся».
- Сайт Агенства: www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/