СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Создание условий для успешной адаптации первоклассников в процессе реализации ФГОС НОО.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема адаптации первоклассников в школе является актуальной для всей системы образования. Приходя в школу, попадая в новую для себя ситуацию, практически все дети переживают и волнуются. Выражается это по-разному: одни стараются всячески привлечь к себе внимание и действительно привлекают его своей подвижностью и не всегда оправданной активностью, другие, наоборот, как будто замирают, говорят тише, чем обычно, с трудом вступают в контакт с другими детьми и учителем. При всем многообразии различных проявлений поведения детей в период адаптации, можно сказать, что все будущие первоклассники в этот нелегкий для них период нуждаются в помощи и поддержке со стороны взрослых - учителя и родителей.

Просмотр содержимого документа
«Создание условий для успешной адаптации первоклассников в процессе реализации ФГОС НОО.»

Материал для школьного психолога:

«Создание условий для успешной адаптации первоклассников в процессе реализации ФГОС НОО.»



С введением ФГОС происходит процесс слияния школьной психологической работы с учебно-воспитательной системой, превращение их в единую систему сопровождения школьников.

Федеральный комплект государственного стандарта начального общего образования определяет базовые цели:

  1. - сохранение, поддержка и развитие индивидуальности ребенка;

  2. - формирование у младших школьников желания и умения учиться;

  3. - развитие ребенка как субъекта отношений с людьми и миром;

  4. - охрана и укрепление физического и психологического здоровья детей.

Одна из приоритетных целей, которую должна решать начальная школа на современном этапе это сохранение, поддержка и развитие индивидуальности ребенка. Поэтому в условиях модернизации российского образования проблема адаптации первоклассников в школе является актуальной.

Обучение ребенка в начальной школе - первая и очень значимая ступень в его школьной жизни. От степени освоения им новой - учебной - деятельности, приобретения умения учиться во многом зависит дальнейшее обучение ребенка, развитие его как субъекта учебного процесса и формирование

его отношения к школе. К сожалению, не всегда опыт учебной деятельности на этом этапе способствует позитивному восприятию ребенком установок и правил школьной жизни. Нереализованные ожидания, связанные с учебой, трудности общения с учителем или сверстниками, нарастание волевого или нервного напряжения в ходе обучения - эти и многие другие факторы, к которым еще в начальной школе ребенок оказывается не совсем готов, могут способствовать формированию у него повышенной тревожности и негативных установок к дальнейшему школьному обучению. Чем больше факторы дезадаптации (интеллектуального, личностного, социального характера) проявляются у ребенка в начальной школе, тем сложнее будет процесс его перехода на другую ступень обучения.

Проблема адаптации первоклассников в школе является актуальной для всей системы образования. Приходя в школу, попадая в новую для себя ситуацию, практически все дети переживают и волнуются. Выражается это по-разному: одни стараются всячески привлечь к себе внимание и действительно привлекают его своей подвижностью и не всегда оправданной активностью, другие, наоборот, как будто замирают, говорят тише, чем обычно, с трудом вступают в контакт с другими детьми и учителем. При всем многообразии различных проявлений поведения детей в период адаптации, можно сказать, что все будущие первоклассники в этот нелегкий для них период нуждаются в помощи и поддержке со стороны взрослых - учителя и родителей.

Исходя из актуальности проблемы, мною была определена цель – найти пути успешной адаптации первоклассников к школе.

Для многих детей поступление в школу является трудным испытанием. Проблемы, с которыми может столкнуться ребенок:

  • режимные трудности (они заключаются в относительно низком уровне произвольности регуляции поведения, организованности);

  • коммуникативные трудности (чаще всего наблюдаются у детей, имеющих малый опыт общения со сверстниками, проявляются в сложности привыкания к классному коллективу, к своему месту в этом коллективе);

  • проблемы взаимоотношений с учителем;

  • проблемы, связанные с изменением семейной обстановки.


Что же является наиболее сложным для будущих первоклассников?

Чтобы ответить на вопрос, в своей профессиональной деятельности педагогу-психологу необходимо охватить всех участников образовательного процесса: учащихся, родителей, педагогов и администрацию.

Исходя из стандарта - работа психолога становится необходимой и неразрывно связанной с профессиональной деятельностью педагога.

Задачи психолого-педагогического сопровождения - создание условий для социально - психологической адаптации детей в школе (создание сплоченного классного коллектива, предъявление детям единых обоснованных и последовательных требований, установление норм взаимоотношений со сверстниками и педагогами и др.); повышение уровня психологической готовности детей к успешному обучению, усвоению знаний, познавательному развитию; адаптация учебной программы, нагрузки, образовательных технологий к возрастным и индивидуально личностным возможностям и потребностям учеников.

В период адаптации проявлялись негативные изменения в поведении детей. (чрезмерное возбуждение, агрессивность, а может быть наоборот заторможенность, депрессивность; нежелание идти в школу и т.д. )

Нарушения адаптационного процесса к школе могут проявляться в виде:

  • несформированности элементов учебной деятельности;

  • несформированности мотивации учения;

  • неспособности произвольной регуляции поведения, внимания, учебной деятельности;

  • неумения приспособиться к темпу школьной жизни.


Изменение в поведении, как правило, отражают особенности психологической адаптации ребенка к школе.

Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:

1.Сохранение физического, психического и социального здоровья детей.

2. Установление контактов с учащимися и учителями.

3. Формирование адекватного поведения.

4. Овладение навыками учебной деятельности.


Для сохранения физического, психического и социального здоровья детей, необходимо организовывать:

  1. Проведение утренней гимнастики

  2. Соблюдение режима проветривания классной комнаты

  3. Привитие гигиенических норм поведения

  4. Релаксация (прослушивание спокойных музыкальных произведений, хоровое пение детских и фольклорных песен)

  5. Рефлексия (формирование самооценки ребенка)

  6. Выстраивание позитивных взаимоотношений (похвала, ориентируем на успех)

  7. Улыбка учителя и его доброжелательное отношение

  8. Организация подвижных игр на перемене

  9. Систематическое проведение физминуток

  10. Смена деятельности на уроке

  11. Организация разнообразных форм работы(групповая, парная, фронтальная, индивидуальная)

  12. Использование разнообразных типов уроков (урок-сказка, экскурсия, путешествие, игра, театрализация)

На установление контактов необходимо:

  • Организация игр на знакомство с одноклассниками и учителями;

  • Поддерживание здоровых контактов в разнообразных формах совместной деятельности (работа в парах и группах);

  • Организация дежурства в классе;

  • Поздравление именинников;

  • Оформление страницы дневника «Мой класс».

На формирование адекватного поведения.

  • Знакомство с правилами школьной жизни;

  • Опора на личный опыт ребенка;

  • Обсуждение положительных примеров из литературных произведений и из жизни.


Подводя итоги работы по обеспечению и созданию условий для успешной адаптации первоклассников в связи с реализацией перехода на ФГОС НОО, можно обозначить конкретные практические шаги:

1.Проведение родительских собраний. (Считается, что успешным будет взаимодействие участников УВП лишь при условии активной поддержке родителей. (Разработаны рекомендации, памятки.)

2.Организация внеучебной деятельности - неформальное общение (детские праздники, походы, экскурсии). Реализация программы О. В. Хухлаевой «Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4). Адаптацианные занятия.

3.Индивидуальные консультации. (всех участников образовательного процесса)

4.«Школа будущего первоклассника».

В рамках «Школы будущего первоклассника» проходит работа по адаптации будущих первоклассников к ситуации школьного обучения в несколько этапов:

  1. Подготовительный этап - знакомство с родителями будущих первоклассников (организационное родительское собрание в мае месяце, заполнение анкеты)

  2. «Поздравительное письмо первокласснику» (за неделю до начала учебного года).



Хотела бы закончить словами: трудно всем (всем участникам процесса) – но «один в поле не воин»! Организация совместной деятельности всех участников образовательного процесса (родителей, педагогов и администрации) будет залогом успеха!

Подготовила педагог-психолог Котлярова А.П.

МКОУ Новочановская СОШ




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!