Материал для школьного психолога:
«Создание условий для успешной адаптации первоклассников в процессе реализации ФГОС НОО.»
С введением ФГОС происходит процесс слияния школьной психологической работы с учебно-воспитательной системой, превращение их в единую систему сопровождения школьников.
Федеральный комплект государственного стандарта начального общего образования определяет базовые цели:
- сохранение, поддержка и развитие индивидуальности ребенка;
- формирование у младших школьников желания и умения учиться;
- развитие ребенка как субъекта отношений с людьми и миром;
- охрана и укрепление физического и психологического здоровья детей.
Одна из приоритетных целей, которую должна решать начальная школа на современном этапе это сохранение, поддержка и развитие индивидуальности ребенка. Поэтому в условиях модернизации российского образования проблема адаптации первоклассников в школе является актуальной.
Обучение ребенка в начальной школе - первая и очень значимая ступень в его школьной жизни. От степени освоения им новой - учебной - деятельности, приобретения умения учиться во многом зависит дальнейшее обучение ребенка, развитие его как субъекта учебного процесса и формирование
его отношения к школе. К сожалению, не всегда опыт учебной деятельности на этом этапе способствует позитивному восприятию ребенком установок и правил школьной жизни. Нереализованные ожидания, связанные с учебой, трудности общения с учителем или сверстниками, нарастание волевого или нервного напряжения в ходе обучения - эти и многие другие факторы, к которым еще в начальной школе ребенок оказывается не совсем готов, могут способствовать формированию у него повышенной тревожности и негативных установок к дальнейшему школьному обучению. Чем больше факторы дезадаптации (интеллектуального, личностного, социального характера) проявляются у ребенка в начальной школе, тем сложнее будет процесс его перехода на другую ступень обучения.
Проблема адаптации первоклассников в школе является актуальной для всей системы образования. Приходя в школу, попадая в новую для себя ситуацию, практически все дети переживают и волнуются. Выражается это по-разному: одни стараются всячески привлечь к себе внимание и действительно привлекают его своей подвижностью и не всегда оправданной активностью, другие, наоборот, как будто замирают, говорят тише, чем обычно, с трудом вступают в контакт с другими детьми и учителем. При всем многообразии различных проявлений поведения детей в период адаптации, можно сказать, что все будущие первоклассники в этот нелегкий для них период нуждаются в помощи и поддержке со стороны взрослых - учителя и родителей.
Исходя из актуальности проблемы, мною была определена цель – найти пути успешной адаптации первоклассников к школе.
Для многих детей поступление в школу является трудным испытанием. Проблемы, с которыми может столкнуться ребенок:
режимные трудности (они заключаются в относительно низком уровне произвольности регуляции поведения, организованности);
коммуникативные трудности (чаще всего наблюдаются у детей, имеющих малый опыт общения со сверстниками, проявляются в сложности привыкания к классному коллективу, к своему месту в этом коллективе);
проблемы взаимоотношений с учителем;
проблемы, связанные с изменением семейной обстановки.
Что же является наиболее сложным для будущих первоклассников?
Чтобы ответить на вопрос, в своей профессиональной деятельности педагогу-психологу необходимо охватить всех участников образовательного процесса: учащихся, родителей, педагогов и администрацию.
Исходя из стандарта - работа психолога становится необходимой и неразрывно связанной с профессиональной деятельностью педагога.
Задачи психолого-педагогического сопровождения - создание условий для социально - психологической адаптации детей в школе (создание сплоченного классного коллектива, предъявление детям единых обоснованных и последовательных требований, установление норм взаимоотношений со сверстниками и педагогами и др.); повышение уровня психологической готовности детей к успешному обучению, усвоению знаний, познавательному развитию; адаптация учебной программы, нагрузки, образовательных технологий к возрастным и индивидуально личностным возможностям и потребностям учеников.
В период адаптации проявлялись негативные изменения в поведении детей. (чрезмерное возбуждение, агрессивность, а может быть наоборот заторможенность, депрессивность; нежелание идти в школу и т.д. )
Нарушения адаптационного процесса к школе могут проявляться в виде:
несформированности элементов учебной деятельности;
несформированности мотивации учения;
неспособности произвольной регуляции поведения, внимания, учебной деятельности;
неумения приспособиться к темпу школьной жизни.
Изменение в поведении, как правило, отражают особенности психологической адаптации ребенка к школе.
Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:
1.Сохранение физического, психического и социального здоровья детей.
2. Установление контактов с учащимися и учителями.
3. Формирование адекватного поведения.
4. Овладение навыками учебной деятельности.
Для сохранения физического, психического и социального здоровья детей, необходимо организовывать:
Проведение утренней гимнастики
Соблюдение режима проветривания классной комнаты
Привитие гигиенических норм поведения
Релаксация (прослушивание спокойных музыкальных произведений, хоровое пение детских и фольклорных песен)
Рефлексия (формирование самооценки ребенка)
Выстраивание позитивных взаимоотношений (похвала, ориентируем на успех)
Улыбка учителя и его доброжелательное отношение
Организация подвижных игр на перемене
Систематическое проведение физминуток
Смена деятельности на уроке
Организация разнообразных форм работы(групповая, парная, фронтальная, индивидуальная)
Использование разнообразных типов уроков (урок-сказка, экскурсия, путешествие, игра, театрализация)
На установление контактов необходимо:
Организация игр на знакомство с одноклассниками и учителями;
Поддерживание здоровых контактов в разнообразных формах совместной деятельности (работа в парах и группах);
Организация дежурства в классе;
Поздравление именинников;
Оформление страницы дневника «Мой класс».
На формирование адекватного поведения.
Знакомство с правилами школьной жизни;
Опора на личный опыт ребенка;
Обсуждение положительных примеров из литературных произведений и из жизни.
Подводя итоги работы по обеспечению и созданию условий для успешной адаптации первоклассников в связи с реализацией перехода на ФГОС НОО, можно обозначить конкретные практические шаги:
1.Проведение родительских собраний. (Считается, что успешным будет взаимодействие участников УВП лишь при условии активной поддержке родителей. (Разработаны рекомендации, памятки.)
2.Организация внеучебной деятельности - неформальное общение (детские праздники, походы, экскурсии). Реализация программы О. В. Хухлаевой «Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4). Адаптацианные занятия.
3.Индивидуальные консультации. (всех участников образовательного процесса)
4.«Школа будущего первоклассника».
В рамках «Школы будущего первоклассника» проходит работа по адаптации будущих первоклассников к ситуации школьного обучения в несколько этапов:
Подготовительный этап - знакомство с родителями будущих первоклассников (организационное родительское собрание в мае месяце, заполнение анкеты)
«Поздравительное письмо первокласснику» (за неделю до начала учебного года).
Хотела бы закончить словами: трудно всем (всем участникам процесса) – но «один в поле не воин»! Организация совместной деятельности всех участников образовательного процесса (родителей, педагогов и администрации) будет залогом успеха!
Подготовила педагог-психолог Котлярова А.П.
МКОУ Новочановская СОШ