МКОУ «Днепровская СШ»
Индивидуальный проект
Спам и защита от него
Выполнила: ученица 9 класса
Шамова Диана
Руководитель: Роженкова Лариса Владимировна,
учитель информатики
с. Днепровское
2023 год
Оглавление
1. Введение | 3-4 |
2.Основная часть | 5-11 |
2.1. Что такое спам | 5 |
2.2. Анализ анкетирования | 5-6 |
2.3. Немного истории | 6-7 |
2.4. Способы рассылки спама | 7-9 |
2.5. Методы защиты электронной почты от спама | 9-11 |
3. Заключение | 12 |
4. Список использованных источников | 13 |
5. Приложение | 14-20 |
- Введение
Каждый из нас, будучи пользователем интернета, рано или поздно обнаруживал в своем электронном почтовом ящике рекламные письма. На жаргоне эту почту называют спамом, а тех, кто ее рассылает - спамерами. И у большинства из нас эти послания вызывают раздражение, а некоторые пользователи думают, что спам слишком силѐн, чтобы с ним бороться. В последние годы во всем мире наблюдается резкая активизация борьбы со спамом. Такие гиганты интернет-индустрии, как Microsoft, Yahoo, Hotmail, объявили беспощадную борьбу спаму на техническом и законодательном уровне. Похоже, что спаму во всем мире объявлена настоящая война.
Актуальность темы заключается в том, что спам является проблемой практически для каждого пользователя электронной почты и сети интернет. Тем сильнее необходимость поиска борьбы со спамом и сведение к минимуму возможного вреда, приносимого спамом пользователю почты.
Я выбрала данную тему, потому что эта проблема затронула не только меня, но и моих друзей и одноклассников.
Объектом исследования является спам (письма приходящие на электронную почту).
Предмет исследования: вред, приносимый спамом и методы защиты от него.
Цель исследования:
-
выяснить что такое спам;
-
определить отношение обучающихся к данной проблеме;
-
рассмотреть методы защиты информации, проблемы, возникшие в результате спам- атак, пути их решения.
Задачи исследования:
-
изучить литературу, интернет-источники по проблеме исследования;
-
провести опрос среди обучающихся;
-
поделится практическими советами по уменьшению потока спама в почтовом ящике с другими обучающимися и учителями.
Гипотеза:
«Если применить соответствующие методы защиты от спама, то спам-атаки можно прекратить».
Методы исследования:
-
работа с литературой, интернет-источниками, средствами массовой информации;
-
анализ литературы;
-
анкетирование обучающихся;
-
анализ результатов.
- Основная часть
-
Что такое спам?
И, правда, что же такое спам? Я решила найти определение этого слова, но столкнулась с тем, что в разных источниках определение разное.
Я обратилась к интернет-словарям – в некоторых изданиях спам определяется как явление, связанное с электронной почтой, а в других расшифровывается более широко.
Например, «Википедия» [1] определяет спам как рассылку коммерческой и иной рекламы или иных видов сообщений (информации) лицам, не выражавшим желания их получать.
На сайте «Лаборатория Касперского» [2] – это анонимные не запрошенные массовые рассылки электронной почты, т.е. электронный эквивалент бумажной рекламной корреспонденции, засоряющей обычные почтовые ящики.
В «Энциклопедическом словаре» [4] - спам (англ. spam - колбасный фарш), реклама в Интернете, массовую рассылку которой осуществляют фирмы по известным им электронным адресам без согласия получателей (мусорная почта).
В «Словаре терминов интернет» [3] - спам (spam, junk mail, bulk mail) - массовая рассылка незапрошенной корреспонденции.
В Яндекс-словаре [11] говорится, что наиболее часто этот термин употребляется в смысле “почтовый спам”. Это сообщения, присылаемые вам от неизвестных людей или организаций, которым вы не давали на это разрешения.
- Анализ анкетирования
А каковы знания в этой области у наших сверстников?
Мы провели анкетирование среди обучающихся 7 – 11 классов, 32 участника. Респондентам было предложено ответить на следующие вопросы:
-
Что такое спам?
-
Цели рассылки спама?
-
Кому выгоден спам?
-
Каков ущерб от спама?
-
Кому наносится ущерб?
-
Какова технология рассылки спама? Какие каналы используются для рассылки спама?
-
Откуда берутся базы адресов для рассылки спама?
-
Какие приемы используются для обмана спам-фильтров?
-
Как защититься от мошенничества в интернет? Ваш совет.
-
Имеете ли вы свой электронный почтовый ящик?
-
На каком почтовом сервере он зарегистрирован?
-
Что вы делаете с письмом–спамом?
В результате анкетирования мы выяснили, что наши ровесники смогли ответить лишь на часть вопросов (Приложение 1). Варианты ответов, порой, были однотипными или поверхностными (Приложение 2). И это при том, что сегодня очень сложно найти человека, который не знаком с интернетом. Различные информационные технологии, к которым относится и Всемирная Паутина, прочно вошли в обыденную жизнь, прогресс достиг таких высот, что, благодаря высокой скорости интернета, появилась возможность качать музыку и видео в отличном качестве, общаться в сети, учиться, не выходя из дома и т. д.
Таким образом, анкетирование показало, что большинство наших ровесников не могут ответить точно, в чем вред спама, каковы методы защиты от него. Мы еще раз убедились в актуальности выбранной темы исследования, необходимости продолжения работы над проектом.
-
Немного истории
Иногда можно встретить написание СПАМ или SPAM, поскольку слово принимают за очередной интернетовский акроним (например имхо). И это действительно акроним, по происхождению сложносокращѐнное слово, но не аббревиатура; поэтому писать его надо “в нижнем регистре”, строчными буквами.
Это “складное” словосочетание образовалось из усечѐнного spiced ham, в буквальном переводе - “ветчина со специями”, но на самом деле в консервных банках с надписью “Spam” находился колбасный фарш - сомнительная субстанция. [5]
Да, но при чѐм тут интернет? Дело в том, что полвека назад эти консервы надоедливо рекламировались, а реклама без устали пародировалась и передразнивалась, пока значение слова не было переосмыслено. Теперь “спам” стал нарицательным, превратился в один из синонимов всепроникающей, сверх назойливой рекламной информации.
А закончилось всѐ тем, что уже в наши дни термин устоялся как обозначение сомнительной коммерческой рекламы, рассылаемой по электронной почте. Соответственно, спамер, он же спамщик, - это создатель и распространитель иной информации, а спамерская программа - программное обеспечение, которое ему “ассистирует”.
В глобальных сетях спам - среди прочего, принудительная выдача любой не за- прошенной информации: самопроизвольное открытие новых окон браузера, насильственное перенаправление на другие сайты, махинации с сетевыми адресами с целью “повыше подтянуть” рейтинг сайта. Одним словом, стремление любой ценой, “через не хочу” “накормить” пользователя своим контентом или “скормить” счѐтчику раздутую статистику.
Спам и спамщики вызывают стойкую ненависть у сетян, которые с переменным успехом охраняют свои личные почтовые ящики от попадания спамного мусора. Если вирусы - это “троянские кони”, то спамщики - настоящие цифровые гарпии, которые пытаются обесценить любое сетевое начинание.
2.4. Способы рассылки спама
Рассылка вручную
Подобная рассылка [8] может вестись с реального адреса или со специально заведенных для этих целей ящиков на бесплатных почтовых серверах. Такой спам не может быть массовым, и на первый взгляд с ним сравнительно просто бороться: вносить адреса и IP-серверы спамеров в чѐрные списки. Однако если спам рассылается, к примеру, с mail.ru, то внесение IP-адреса mail.ru в черный список блокирует прием почты с любого почтового ящика этого сервера. Блокировка по почтовым адресатам свободна от этого недостатка, но она и малоэффективна, поскольку спамеру достаточно будет периодически заводить новые ящики.
Рассылка при помощи специальных программ и утилит
Этот метод отличается от предыдущего только степенью автоматизации – вместо отправки писем вручную по адресной книге спамер применят специализированную программу, содержащую базу данных с адресами для рассылки.
Рассылка через некорректно сконфигурированные почтовые серверы
Данный метод основан на поиске и последующей эксплуатации SMTP-серверов с некорректной настройкой и позволяет использовать их для неавторизированной рассылки спама. Можно выделить два основных случая некорректности:
-
почтовый сервер принимает и пересылает письма от неавторизированного пользователя, то есть является так называемым open relay.
-
В настройке почтового сервера установлена опция, предписывающая возвращать отправителю письма, посланные на несуществующий ящик. Обнаружив такой сервер, спамер может подключиться к нему и отправлять письма на заранее известные ему несуществующие почтовые ящики, используя адреса из своей базы данных рассылки. После приема письма почтовый сервер обнаружит, что его получатель некорректен, и вернет послание по адресу отправителя, то есть отправит спам получателю.
Рассылка с применением web-интерфейса почтовых серверов
В настоящее время существует множество почтовых серверов, позволяющих отравлять почту через web-интерфейс. Недочеты в механизмах регистрации и авторизации таких серверов могут эксплуатироваться спамерами: при обнаружении уязвимого сервера несложно написать программу, которая будет автоматически регистрировать почтовые ящики и впоследствии использовать их для рассылки спама.
Некорректно сконфигурированный прокси-сервер
Для рассылки спама может применяться любой Socks-, прокси - или HTTP- прокси-сервер, поддерживающий метод CONNECT. Если такой прокси-сервер сконфигурирован некорректно и принимает неавторизированные запросы с произвольных IP-адресов, то он может быть использован спамерами.
Троянские прокси
Троянский прокси – это вредоносная программа, которая превращает пораженный компьютер в троянский прокси-сервер. После активации данная программа предаѐт своим владельцам IP-адрес пораженного компьютера, что позволяет ис-пользовать для дальнейшей рассылки спама.
Спам-боты
Спам-бот - это автономная троянская программа, осуществляющая рассылку спама зараженного компьютера по заданному алгоритму. Данный метод рассылки спама является самым эффективным по ряду критериев, в частности против него практически бесполезны фильтры по IP-адресам. Кроме рассылки спама, спам-бот может решать ряд сопутствующих задач, в частности пополнять базы данных спамеров почтовыми адресами, найденными на компьютерах пользователя.
2.5Методы защиты электронной почты от спама
Существуют два основных метода защиты почтового сервера от спама:
Защита от поступления спама на этапе получения почтовым сервером.
Здесь наиболее популярны такие способы как:
– использование Серых списков (грейлистинг) основано на тактике рассылки спама. Как правило, спам рассылается в очень короткое время в большом количестве с какого-либо сервера, получение писем намеренно задерживается на некоторое время. При этом адрес и время пересылки заносится в базу данных серого списка. Если удалѐнный компьютер является настоящим почтовым сервером, то он должен сохранить письмо в очереди и повторять пересылку в течение пяти дней. Спам-боты, как правило, писем в очереди не сохраняют, поэтому спустя непродолжительное время, прекращают попытки переслать письмо. При повторной пересылке письма с этого же адреса, если с момента первой попытки прошло необходимое количество времени письмо принимается и адрес заносится в локальный белый список на достаточно длительный срок.
Эти методы позволяют отсеивать около 90% спама еще на этапе доставки в почтовый ящик.
«Отделение спама» от остальной почты уже после получения почтовым сервером.
Наиболее популярные методы:
Разумеется, существуют и другие способы защиты от спама, но наиболее действенными, к сожалению, на данный момент являются превентивные меры. Никакие технические средства не защитят вас, если вы будете неосторожны.
Для начала следует знать элементарные правила [6], [7] которые каждый должен соблюдать, чтобы не попасть в спаммерские базы электронных адресов.
-
Свой основной электронный адрес берегите “как зеницу ока”. Сообщайте о нем только надежным друзьям и партнерам. При этом не стесняйтесь напоминать, чтобы они ваш E-mail не предавали третьим лицам.
-
Обязательно заведите себе дополнительные адреса на бесплатных почтовых серверах типа: Mail.ru, Yandex.ru и т.д. Их и используйте для второстепенных задач.
-
При выборе имени Вашего почтового ящика придерживайтесь следующих правил:
-
Чем длиннее имя, тем лучше, тем меньше вероятность, что до Вашего E-mail доберутся.
-
Старайтесь не использовать английские слова, т.к. некоторые программы берут данные из словарей.
Если Вы оставляете свои сообщения в конференциях, форумах, на досках объявлений, то используйте только ваш второстепенный E-mail.
-
С осторожностью относитесь к различным заманчивым предложениям, бесплатным лотереям, призам и пр. Для регистрации в них используйте только бесплатные адреса, которые потом будет не жалко ликвидировать.
-
Если где-нибудь при регистрации у вас требуют подробные данные: пол, возраст, увлечения, годовой доход и т.п., то на 90% - это сбор данных для последующей продажи спаммерам. Дело в том, что такие базы данных стоят весьма дорого.
-
Перед приемом/отправкой почты проверяйте папку "Исходящие". Некоторые троянские программы помещают туда свои сообщения.
Но самый простой, но очень действенный способ защиты от спама – ни в коем случае не сообщайте свой основной e-mail на сайтах сомнительного содержания.
3. Заключение
Проанализировав ответы на вопросы анкеты, аналитические отчеты с сайта “Лаборатория Касперского” (Приложение 3, 4) мы выяснили:
-
Проблема спама есть, и в ближайшее время обещает стать еще более острой.
-
Во всѐм мире серьезно занимаются решением проблемы спама.
-
Как и другие болезни нашего общества, проблему спама не удастся победить на все 100%.
Спам становится социальным злом, поскольку его рассылка всѐ чаще сопровождается вирусными атаками и незаконным вторжением в информационные системы добросовестных пользователей Интернета. Именно поэтому к проблеме спама привлекается внимание общественности, государственных органов, право охранительных и судебных учреждений, как за рубежом, так и в нашей стране.
Большинство пользователей Интернета становятся жертвами спама из-за своей собственной неосторожности. Другими словами, пользователи Интернета просто не владеют элементарными способами защиты от спама.
Для повышения уровня пользовательской культуры, формирования навыков, обеспечивающих личную информационную безопасность при работе в глобальной Сети для обучающихся школы был разработан буклет
«Спам. Особенности и правила» (Приложение 4).
Таким образом, гипотеза нашей исследовательской работы: «Если применить соответствующие методы защиты от спама, то спам-атаки можно прекратить» - доказана. 4.Список использованных источников
-
“Википедия” (http://ru.wikipedia.org)
-
“Лаборатория Касперского” (http://www.kaspersky.ru/spam)
-
“Словарь терминов интернет“ (http://your-hosting.ru/terms/s/spam)
-
“Энциклопедический словарь” (http://dic.academic.ru/dic.nsf/es/89021)
-
Антиспам.ru http://www.antispam.ru/
-
Борьба со Спамом. Проект Центров учебных ресурсов (ЦУР) Американский международный союз здравоохранения (АМСЗ). www.aiha.com – lrc.aiha.com
-
Информационно-аналитический ресурс “Ваш личный Интернет” http://content- filtering.ru/Eduandinet/risks/spam/
-
О. Зайцев “Технологии рассылки спама и методы защиты от него”, журнал “Компьютер Пресс”, №2, 2011 г.
-
Опасность и вред социальных сетей. http://inetedu.ru/articles/26-security/58-social- net-danger.html
-
Отчет по спаму Лаборатории Касперского http://it-sektor.ru/otchet-po-spamu-za- fevral-2022-goda-ot-laboratorii-kasperskogo.html
-
Яндекс-словарь (http://slovari.yandex.ru)
Приложение 1
-
Что такое спам?
-
Цели рассылки спама?
-
Реклама чего-либо
-
Рассылка вирусов
-
Кому выгоден спам?
-
Мошенникам
-
Рекламодателям
-
Каков ущерб от спама?
-
Получение вредоносной программы
-
Взлом персональных данных
-
Психологическое воздействие
-
Кому наносится ущерб?
-
Пользователю интернета, социальных сетей
-
Пользовательским данным
-
Какова технология рассылки спама? Какие каналы используются для рассылки спама?
-
Всплывающие окна на различных сайтах
-
Сообщения в социальных сетях
-
Откуда берутся базы адресов для рассылки спама?
-
Социальные сети
-
Электронная почта
-
Какие приемы используются для обмана спам-фильтров?
-
Подмена адреса отправителя
-
Искажения текста
-
Как защититься от мошенничества в интернет? Ваш совет.
-
Установить антивирус
-
Игнорировать всплывающие окна на сайтах
-
Быть бдительным
-
Имеете ли вы свой электронный почтовый ящик?
-
Да
-
Нет
-
На каком почтовом сервере он зарегистрирован?
-
Mail b. yandex c. Rambler d. Gmail e. другой
-
Что вы делаете с письмом–спамом?
-
Удаляю почтовый ящик
-
Настраиваю фильтры почтового ящика
-
Нажимаю на кнопку «пожаловаться на СПАМ»
-
Заношу письмо в черный список
-
Удаляю письмо после прочтения
-
Удаляю письмо не читая
-
Пишу ответ
Приложение 2
84% опрощенных имеют электронный почтовый ящик
Наиболее популярными бесплатным почтовым сервером являются Mail.ru (34%), Gmail.ru (50%).
Большинство респондентов (62,5%) заносят спам в “черный список”, нажимают кнопку пожаловаться на спам (47%), 38% - удаляют письма не чи тая.
С каждым днем социальные сети все больше захватывают внимание пользователей Интернет [9]. Но как и следует того ожидать, рано или поздно, любое массовое скопление народа привлекает к себе любителей наживы и обмана доверчивых пользователей. Необходимо помнить, что любая схема мошенничества основывается на доверии. В социальных сетях такой вид преступления для злоумышленников имеет наиболее благодатную почву, что и подтверждают данные диаграмм. Всем уже давно известно, что спам – неотъемлемая часть любой социальной сети. Будьте внимательны!
Приложение 3 3