СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"спешите делать добрые дела!". рассказ в. распутина «уроки французского»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

"СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРЫЕ ДЕЛА!".  РАССКАЗ   В. РАСПУТИНА «УРОКИ ФРАНЦУЗСКОГО»

Просмотр содержимого документа
«"спешите делать добрые дела!". рассказ в. распутина «уроки французского»»

МКОУ СОШ №3 с. Дивное

Гаврилко Елена Викторовна


"СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРЫЕ ДЕЛА!".

РАССКАЗ В. РАСПУТИНА «УРОКИ ФРАНЦУЗСКОГО»


Цели урока:

  • Развитие навыков смыслового чтения: извлечение информации из прочитанного, ее интерпретация; анализ содержания и некоторых художественных особенностей текста; самостоятельная оценка поступков героев; определение авторского отношения к героям и событиям рассказа; понимание авторского замысла.

  • Организация духовного общения, содержанием и смыслом которого является самостоятельное открытие обучающимися нравственных законов человеческого общества, формирование системы их духовно-нравственных ценностей, расширение социального опыта.

  • Развитие эмоциональной сферы и эмпатичной культуры семиклассников.

Методическая цель: проектирование урока с учетом требований ФГОС ООО.

Средства реализации методической цели: совместное целеполагание, планирование деятельности на уроке; самостоятельная оценочная деятельность на критериальной основе; приемы работы с текстовой информацией: определение ключевых слов, основных эпизодов рассказа, интерпретация содержания прочитанного текста; постановка вопросов этического и нравственного характера, проблемный анализ рассказа, ролевое чтение, пересказ; метод духовного контакта, рефлексивно-аналитические задания (формулировка главных мыслей урока, прием “яркое пятно”), прием “эпиграф”, индивидуальные и групповые творческие задания, полилог.

Формируемые универсальные учебные действия

  • Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательных целей, смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания, установление причинно – следственных связей, аргументирование.

  • Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, контроль деятельности на учебном занятии.

  • Личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация, соотношение поступков и событий с принятыми в обществе этическими принципами и моральными нормами; мотивация на процесс и результаты деятельности

  • 1

  • Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать, принимать чужую точку зрения, формулирование и аргументация собственного мнения, умение работать в группе.

Оборудование урока: портрет В Распутина, мультимедийная презентация, выставка рисунков “Наш вернисаж”, листы самооценки.

Предварительная подготовка к уроку:

  1. Прочитать рассказ В. Распутина «Уроки французского».

  2. Найти в толковом словаре лексическое значение слова “милосердие”.

  3. Выделить главные эпизоды рассказа, озаглавить их (групповое творческое задание).

  4. Художественный пересказ фрагмента описания внешности учительницы

  5. Анализ фрагмента описания внешности человека.

  6. Анализ композиционной структуры текста-описания внешности человека



Ход учебного занятия

I. Мотивационно-установочный этап

1. Вступительное слово учителя.

Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
Призывом стать, и отзывом, и зовом
Способно слово, изменяя лад.
И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют, чернят, благословят
Я. Козловский

Объявление темы урока.

Сегодняшний урок – урок вдумчивого чтения. Вдумчивый человек – это глубоко вникающий во что-то. Во что мы будем глубоко вникать сегодня?

2. Совместное целеполагание. Попробуйте сформулировать цели урока.

Формулирование целей урока для обучающихся:

Разобраться в содержании прочитанного, понять авторский замысел;

Оценить поступки героев;

Учиться формулировать и аргументировать свое мнение;



2

Развивать устную речь;

Участвовать в коллективном обсуждении вопросов и проблем;

Представить результаты индивидуальной и групповой работы.

3. Знакомство с планом предстоящей работы.

Работать над содержанием рассказа “Уроки французского ” мы будем по плану

План урока

  1. Знакомимся с писателем В. Распутиным

  2. Наблюдаем. Анализируем. Размышляем

  3. Формулируем главные мысли урока. Делаем выводы

  4. Анализ языковых особенностей портрета

  5. Оцениваем свою учебную деятельность на уроке

Определение критериев самооценки деятельности (Приложение 1).

II. Организационно-деятельностный этап

“Добрый талант...” Знакомство с писателем. (Чтение статьи учебника)

Наблюдаем. Анализируем. Размышляем. (Приложение 2).

Наш сегодняшний урок – размышление. А.С. Пушкин утверждал: “Чтение – ничто; осмысленное чтение – кое-что; чтение осмысленное и прочувствованное - совершенство”. Давайте поразмышляем над страницами прочитанного рассказа. Разбираясь в содержании, будьте внимательны к слову. Книгу часто сравнивают с дорогой. Поэтому, в добрый путь!

Беседа по содержанию прочитанного:

I. Выяснение первичного восприятия текста по вопросам.

- Понравился ли вам рассказ? Чем? (Да. Интересно рассказаны события; понравилась учительница, которая помогла мальчику; узнали, в какие игры играли дети в прошлом и т.п.)

- Какие чувства вы испытывали, читая рассказ? (Меня поразила судьба мальчика, совсем маленького, попавшего в чужой поселок; я почувствовала, что мальчик стал мне как бы другом, хотя он жил много лет назад; мне понравилась учительница, которая помогла мальчику не остаться одиноким).

- Вспомните, что такое сюжет произведения? (Сюжет – ряд последовательно развивающихся и взаимосвязанных событий: с чего начинается, как продолжается, чем закончилось действие.) -Перескажите коротко сюжет рассказа В. Распутина «Уроки французского».

3

Мальчика из деревни направили в райцентр продолжать обучение. В рассказе две сюжетные линии: 1) жилось мальчику одному плохо, он постоянно голодал, а для поддержания здоровья (он болел малокровием) ему необходимо было пить молоко, на которое не было денег. Это подтолкнуло его сыграть с мальчишками в «чику» на деньги. Он выигрывал только рубль (на молоко) и уходил. Однажды его сильно побили, так что он некоторое время не ходил играть; 2) в школе мальчик учился отлично по всем предметам, только по французскому языку у него были низкие отметки из-за неправильного произношения. Учительница Лидия Михайловна пыталась выправить его произношение, уроки французского были мукой для ученика.

Эти две сюжетные линии пересекаются, когда учительница замечает следы побоев на лице мальчика и узнает причину их появления, она предлагает своему ученику помощь, но тот отказывается. Тогда, чтобы помочь мальчику, учительница решила схитрить – она играет с ним в «замеряшки», сначала просто так, потом на деньги и специально проигрывает. За этим занятием их застает директор школы. Учительницу увольняют из школы.

- Назовите такие части текста, которые не вошли в основную линию сюжета. Как они называются? (Внесюжетные элементы: описание жизни мальчика в доме родственников, описание помещения, в котором жил герой, описание игр, в которые играли дети и учительница, описание внешности героев.)


II. Художественный пересказ фрагмента описания внешности учительницы.

1. Слово учителя. Сегодня мы познакомимся с таким внесюжетным элементом текста, как описание внешности человека (портрет), научимся выделять его в художественном произведении, раскрывать его роль в замысле автора, анализировать содержательные элементы портрета. Для этого необходимо наметить в виде гипотезы основной замысел художественного произведения.

2. Беседа по вопросам.

- Кто является главными персонажами рассказа? (Мальчик и учительница)

- Какие еще действующие лица включены в рассказ? Чем это обусловлено? (Родственники, у которых жил мальчик; дети, с которыми герой играл в «чику»; молочница, у которой он покупал молоко; директор школы, так как именно он застал учительницу за игрой в «замеряшки»).

- Как протекает жизнь мальчика в начале повествования? (Оказавшись в чужой семье, герой скучает по дому, по материнской заботе, он остался один и никто ему не может помочь, нужно рассчитывать на собственные силы.)

- Кто помогает мальчику в трудную минуту? (Лидия Михайловна – учительница французского языка).

- Докажите, что учительница сыграла в жизни героя важную роль.

4

(Её доброе и внимательное отношение к мальчику, ее неравнодушие,

отзывчивость к чужой беде благотворно влияет на героя, помогает выжить в чужом, враждебном ему мире.)

- Найдите подтверждение вашим мыслям в тексте.

- Дайте прямое лексическое значение словосочетанию «уроки французского» (Уроки непосредственного занятия французским языком). Как вы думаете, называя рассказ этим словосочетанием, автор имел в виду именно такие занятия или нечто другое? (Уроки доброты, чуткости, понимания, отзывчивости; «уроки французского» перестали быть уроками по предмету, стали уроками доброты.)

- Почему автор называет свой рассказ «Уроки французского»? (В заглавии художественного произведения обычно отражается тема или тема и основная мысль, но в предельно сжатом, концентрированном виде. Словосочетание «уроки французского» вмещает достаточно информации, чтобы заявить тему и основную мысль: непосредственные занятия французским (прямое значение) превратились для героя в уроки жизни, уроки душевной теплоты и отзывчивости, а учительница стала для мальчика тем «лучиком», воспоминание о котором будет греть его всю дальнейшую жизнь и помогать в будущем, потому что уроки неравнодушия оставили неизгладимый след в душе ребенка, оказали огромное влияние на его взросление и понимание смысла жизни.)


III. Анализ фрагмента описания внешности человека.

1. Слово учителя. Итак, огромную роль в жизни мальчика сыграла учительница французского языка – Лидия Михайловна. Найдите описание ее внешности. Наша задача – проследить, насколько описание внешности героини соотносится с предполагаемым образом бескорыстного, доброго и душевного человека. (Приложение 3).

Она (Лидия Михайловна) сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от нее, который я принимал за самое дыхание; к тому же она была учительницей не арифметики какой-нибудь, не истории, а загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому каждому, как, например, мне…

Лидии Михайловне тогда было, наверное, лет двадцать пять или около того; я хорошо помню ее правильное и потому не слишком живое лицо с прищуренными, чтобы скрыть в них косинку, глазами; тугую, редко раскрывающуюся до конца улыбку и совсем черные, коротко остриженные волосы. Но при всем этом не было видно в ее лице жестокости, которая, как я позже заметил, становится с годами чуть ли не профессиональным признаком учителей, даже самых добрых и мягких по натуре, а было какое-то осторожное, с хитринкой, недоумение, относящееся к ней самой и словно говорившее: интересно, как я здесь очутилась и что я здесь делаю?

5

Теперь я думаю, что она к тому времени успела побывать замужем; по голосу, по походке – мягкой, но уверенной, свободной, по всему ее поведению в ней чувствовались смелость и опытность.

2. Анализ композиционной структуры текста-описания внешности человека.

- В какой части произведения, в каком месте действия (сюжета) дается описание внешности учительницы? (Портрет Лидии Михайловны дается, когда автор описывает учебу мальчика в школе.)

- В какой момент действия описание учительницы вводится в повествование? Почему? (Портрет учительницы вводится тогда, когда происходит разговор мальчика с ней из-за игры на деньги. До этого разговора герой не имел друзей, он был одинок, в лице Лидии Михайловны он впервые почувствовал друга, поэтому автор подробно останавливается на внешности героини.)

- Определите способ описания внешности учительницы. (Описание-впечатление.)

- От чьего имени ведется описание? (От имени мальчика.) В чем особенность данного портрета-впечатления, это впечатление взрослого человека или мальчика? Почему? (Портрет дан глазами взрослого человека, склонного к оценке окружающих, в то время мальчик смог увидеть только внешние черты лица учительницы (они и даны через восприятие ребенка), а оценка качеств характера Лидии Михайловны анализируется человеком, опытным в жизни.)

- Какое впечатление производит внешность учительницы на мальчика? Можно ли по ее портрету определить отношение героя к ней? (Мальчик любуется учительницей, она производит на него неизгладимое впечатление чего-то загадочного, ему нравится в учительнице все: и запах духов, и походка, и лицо; он отмечает в ней и душевные качества: смелость, опытность, доброту, отсутствие жестокости, которая присуща учителям.)

- Вспомните, какие относительно самостоятельные части выделяются в тексте-описании? (Зачин, основная часть, заключение-отношение).

- Найдите и прочитайте зачин в портрете Лидии Михайловны. (Называется герой и дается общее впечатление о нем: она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая, красивая и в одежде и в своей женской молодой поре…).

- В чем назначение зачина, как оно реализуется в данном фрагменте текста? (Зачин выполняет двойную функцию: подготавливает к восприятию основной части портрета, намечая особенные черты, манеры поведения, характер, и вводит описание в основной сюжет. Здесь автор сразу дает понять, что учительница была особенная (загадочная, сказочная, красивая вся) и эта особенность должна быть подчеркнута в дальнейшем описании).

- Какие элементы составляют содержание основной части описания внешности учительницы? (Кроме непосредственного перечисления черт внешности, введены предложения, которые передают впечатление- оценку

6

Лидии Михайловны: через сравнение с французским языком – необычность, загадочность; через рассуждение о профессиональных качествах учителей – отсутствие жестокости). Зачем автору нужны эти элементы? (Такие элементы углубляют представление о предмете речи, выражают главную мысль описания, требуя в то же время детализации, подтверждения примерами, раскрывают внутренний мир героини, повлиявшей на судьбу мальчика).

- Каким предложением заканчивается описание учительницы? Почему? («Теперь я думаю, что она к тому времени успела побывать замужем; по голосу, по походке – мягкой, но уверенной, свободной, по всему ее поведению в ней чувствовались смелость и опытность». Содержится вывод-оценка, которая вытекает из основной части. И это уже оценка взрослого человека.)

3. Анализ языковых особенностей портрета.

- Найдите и выделите в описании Лидии Михайловны известные вам грамматические средства создания портрета. В ходе работы составляется таблица. Сначала в левой части записываются приемы и средства создания описания внешности человека, знакомые 7-классникам на данный момент обучения. В правой части находим подтверждения-примеры в тексте.


Грамматические средства создания описания внешности человека



Примеры

Прилагательные

Умная, красивая; женская молодая пора; особое, сказочное; правильное, не слишком живое лицо; тугая улыбка; черные волосы; осторожное недоумение, мягкая, свободная, уверенная походка, аккуратная,

Существительные, обозначающие признак/действие как предмет

Недоумение с хитринкой, отсутствие жестокости, запах духов смелость и опытность.

Причастия

Редко раскрывающаяся до конца улыбка; прищуренные глаза; коротко стриженные волосы.

Деепричастия

-

Глаголы

- Сидела, исходило, чувствовались, становится, доходил;

- Чувствовал, принимал, помню, думаю.


- Рассмотрите внимательно текстовые примеры. Какой признак является основным в описании? Какими средствами языка это достигается? (Подчеркивается смелость и в то же время доброта учительницы; обилие

прилагательных и причастий.)

7

- Выделите слова, с помощью которых передается внутренний мир учительницы, ее душевные качества. (Красивая в своей женской молодой поре, не было жестокости, а осторожное, с хитринкой недоумение; смелость и опытность). Какие это грамматические категории? (В основном существительные, обозначающие признак/действие как предмет). Почему автор использует именно эту категорию? (Автору важно показать, что эти качества присутствуют постоянно в характере Лидии Михайловны, а именно имена существительные, обозначающие действие/признак как предмет подчеркивают статичность, сохраняя в то же время динамику восприятия описываемого предмета).

- Почему автор не употребил ни одного деепричастия? (Деепричастия, как правило, обозначают добавочные действия. Здесь же важно было показать не действия учительницы, а ее постоянные качества и черты характера).

- Какие изобразительно-выразительные средства языка свойственны описанию внешности человека? Заполняем аналогичную таблицу.


Тропы, фигуры речи

Примеры

Эпитет

Красивая вся в ее женской молодой поре; не слишком живое лицо; тугая улыбка; загадочный французский язык; осторожное недоумение; мягкая походка.

Метафора

-

Сравнение

Запах духов, который я принимал за самое дыхание.

Инверсия

-

Бессоюзие

-

Антитеза

Она была учительницей не арифметики какой-нибудь, не истории, а загадочного французского языка; но при всем этом не было в ее лице жестокости…, а было какое-то осторожное, с хитринкой недоумение; мягкая, но уверенная, свободная походка


- Почему в тексте нет инверсий, метафор, бессоюзия? (Внешность учительницы – самая обычная, у автора не возникает никаких ассоциативных связей; портрет дан в результате раздумий- воспоминаний, автор строго отобрал именно те черты внешности и характера, которые должны подчеркнуть особенность учительницы, поэтому отсутствуют инверсия и бессоюзие).

- Какую функцию в тексте выполняют другие средства языка? Найдите и выделите антитезы, раскройте роль каждого противопоставления в реализации замысла автора. (Молодая, но нет жестокости, присущей другим учителям… - подчеркивается отличие учительницы от других, ее особенность, своеобразное возведение ее на легкий пьедестал, недоступный остальным; походка мягкая, но уверенная, свободная – подчеркивается

8

нежность, мягкость натуры, внешности, с одной стороны, и уверенность и силу духа, с другой; детское недоумение: как я здесь очутилась и что я здесь делаю…, смелость и опытность учительницы – в учительнице с непосредственностью, живостью натуры «уживается» жизненный опыт, рассудительность, смелость и уверенность).

- В рассказе есть сравнение, когда учительница сравнивается с директором школы. Это сравнение скрытое, ярко не выраженное. Найдем описание внешности директора школы и попробуем доказать, что сравнение с Лидией Михайловной существует. (Приложение 4).

Он (директор) расхаживал перед линейкой, закинув руки за спину, вынося вперед в такт широким шагам плечи, так что казалось, будто наглухо застегнутый, оттопыривающийся темный френч двигается самостоятельно чуть поперед директора, и погонял: «Отвечай, отвечай. Мы ждем. Посмотрим,.. что ты нам скажешь.»

- Какое впечатление на вас произвел портрет директора? (Неприятное). Почему? (Все слова, подобранные автором для описания внешности директора, - «неприятные, с отрицательной оценкой: расхаживал, оттопыривающийся темный френч, наглухо застегнутый, погонял).

- Как эти детали соотносятся с манерой директора вести себя? (Директор «закрыт» для учеников, он весь в своих проблемах, ему не важно, что чувствует ученик, ему важно видимое раскаяние ученика, а внутренние мотивы поступков его не интересуют, поэтому директор – наглухо застегнут, причем не только снаружи, но и в душе).

- Как соотносится описание внешности директора с описанием Лидии Михайловны? (Эти два описания сравнимы друг с другом: описание директора выгодно подчеркивает духовный мир учительницы, ее душевность, ее отзывчивость и внимание к другим). Обобщая информацию, полученную в ходе анализа, можно утверждать: все относительно самостоятельные части рассказа, все элементы содержания и языковые средства подчинены раскрытию темы и главной мысли, подчинены воздействию на чувства и мысли читателя.

III. Контрольно-регулировочный этап

Слово учителя. Итак, наша гипотеза по определению замысла автора подтвердилась анализом текста-описания: учительница оставила в душе мальчика чувства благодарности, уважения, любви; она явилась для ребенка тем «ангелом-хранителем», который не дал ему потеряться в новом и чужом для него мире взрослых отношений. Уроки доброты, милосердия, понимания человека, действуя на душу взрослеющего человека, закладывая фундамент «тех же чувств, нравственных качеств», будут передаваться дальше «по цепочке», действовать правилом «бумеранга». По существу, это идея высокой, но в то же время простой человечной нравственности, которая воплощается в ежедневных поступках, действиях, отношениях людей друг с другом.

9

1. Что означает слово “милосердие”?

(Готовность помочь кому-нибудь из сострадания).

2. Формулирование основных мыслей урока с помощью высказываний русских писателей на тему “Добро и милосердие”. Какие высказывания, по-вашему, созвучны с основными мыслями урока?

  • “Делай добро, не разбирая кому. Добро, которое ты сделал, не пропадет, если даже ты забудешь про него”. (Л.Н. Толстой)

  • “Жалейте друг друга. Жалейте – и вы будете счастливы”. (Е.Л. Шварц)

  • “Во всех случаях лучше надеяться, чем отчаиваться”. (И. Гете)

  • “Будьте добры друг к другу. От зла происходит зло”. (А.С. Грин)

IV. Рефлексивно-оценочный этап

Реализован ли план урока?

Оцените свою деятельность (заполнение листов самооценки).

Стихотворение В. Сергеева как прием “яркое пятно”:

Спешите стать терпимей и добрей
И отдавать спешите научиться, 
Чтобы потом у запертых дверей, 
Когда окончен пир, не очутиться.

Не дайте зазябнуть вашим душам! Верьте в чудеса!

Помните, что чудо может совершить любой человек, если он будет внимателен к людям и милосерден.

Итоговая творческая работа (домашнее задание) на выбор:

1.Напишите сочинение на тему:

"Спешите делать добрые дела!".

2.Напишите отзыв по рассказу В. Распутина « Уроки французского».

3.Выразительное чтение наизусть стихотворение А. Яшина « Спешите делать добрые дела».















10


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!