СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Специальная индивидуальная программа развития для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (2 вариант) 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Специальная индивидуальная программа развития для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (2 вариант) 5 класс соответствует требованиям ФГОС и включает в себя: нормативно-правовую базу внедрения ФГОС для детей с интеллектуальными нарушениями, характеристику данной категории детей, их особыеобразовательные потребносити, учебно-тематическое и календарно-тематическое планирование.

Просмотр содержимого документа
«Специальная индивидуальная программа развития для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (2 вариант) 5 класс»

ОБЛАСТНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КУРСКАЯ ШКОЛА ДЛЯ ДЕТЕЙ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»




«Согласовано» «Утверждено» на заседании МС

Родитель: Председатель МС:

__________ Ротмистровская Л.И.

___________

Дата: 01.09.2017 год Дата: 01.09. 2017 год, приказ № 01-02-173



«Утверждено»

Директор ________ Сеин П.В.

Дата: 01.09.2017 год






Специальная индивидуальная

программа развития

на 2017 – 2018 учебный год

обучающейся 5 В класса






Ответственные за реализацию программы

учитель: Р. Е. Коробецкая

учитель: Е. Г. Гончарова









КУРСК- 2017 г.


ОКОУ «Курская школа» в своей деятельности руководствуется Федеральным Законом от 29 декабря 2012г №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Конституцией Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ), Конвенцией о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года, вступила в силу 2 сентября 1990 года), Федеральным Законом от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Законом Курской области от 17 февраля 2000 г. № 13-ЗКО «Об образовании в Курской области» (в редакции от 30.12.2004) № 92-ЗКО, Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); Примерной адаптированной основной образовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); Примерной адаптированной основной образовательной программой начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития; Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010; Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.3286-15, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"; указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными актами в области защиты прав ребенка, законами и иными нормативно-правовыми актами Курской области, решениями и приказами соответствующих органов управления образованием, Ус­тавом и локальными актами Школы.








Пояснительная записка

Специальная индивидуальная программа развития составлена на основе типовой программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений под редакцией В.В. Воронковой, М., «Владос», 2011г., т.к. она наиболее приемлема для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и рассчитана на один учебный год. Программа составлена с учетом особенностей познавательной деятельности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, направлена на разностороннее развитие личности обучающегося, способствует его умственному развитию, содержит материал, помогающий обучающемуся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, трудовых навыков, которые необходимы ему для социальной адаптации. Особенностью программы является то, что она решает в основном общеразвивающие, социокультурные и практические задачи. Программа раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития ученика средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения предмета.

Направленность программы: формирование у ребенка потребности в обучении и развитии в домашних условиях.

Учебный план обучающейся 5 класса надомного обучения на 2017-2018 учебный год

Учебные предметы

Количество часов

в неделю

Всего часов

Математика

2

66

Письмо и развитие речи

2

66

Чтение и развитие речи

2

66

Природоведение

2

66

Трудовое обучение

2

69

Изобразительное искусство

1

34

Итого: 365 часа

Систематические занятия по предметам, чередующиеся работой и отдыхом, оказывают положительное влияние на психофизическое состояние организма, тем самым способствуют преодолению нарушений, которые способствуют успешному преодолению имеющихся нарушений.

Сроки: программа рассчитана на один год. Формы и режим занятий: занятия проводятся два раза в неделю (понедельник и четверг) в первой половине дня. Во время проведения занятий применяются различные формы: игра, соревнование, беседа, работа по компьютеру.

Ожидаемые результаты: 

-улучшение уровня коррекционно-педагогического развития и обучения ребенка;

- потребность в успешном преодолении имеющихся нарушений.

Цели программы:

  • введение обучающейся в культуру общества;

  • развитие личности ребёнка на основе освоения универсальных способов деятельности;

  • обретение духовно-нравственного опыта и социальной компетентности в условиях усвоения системы знаний, умений и навыков;

  • создание условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование компетентностей в любой предметной области познания.

Задачи программы:

Задачи адаптированной программа определяют направления учебно-воспитательной и коррекционной работы с ребенком.

• продолжить работу по коррекции недостатков развития познавательной деятельности обучающейся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у него правильного восприятия

• развивать у обучающейся аналитико-синтетической деятельность, деятельность сравнения и обобщения; совершенствовать умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном выполнении работы;

• развивать у обучающейся эстетические чувства, умения видеть и понимать красивое, высказывать оценочное суждение о произведениях изобразительного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;

• расширять и уточнять словарный запас обучающейся за счет специальной лексики, совершенствовать фразовую речь;

• развивать у обучающейся целенаправленную деятельность, аккуратность, настойчивость и самостоятельность в работе; содействовать нравственному и трудовому воспитанию.

Коррекционная работа включает следующие направления:

- коррекция - развитие памяти;

- коррекция - развитие внимания;

- развитие пространственных представлений и ориентации.

• Развитие различных видов мышления:

- развитие наглядно-образного мышления;

- развитие словесно-логического мышления.

• Развитие основных мыслительных операций:

- развитие умения сравнивать, анализировать; выделять сходство и различие понятий;

- умение работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность.















Сведения об обучающейся

Ф.И.О.:

Дата рождения:

Домашний адрес:

Сведения о родителях:

Мать:

Бытовые условия: семья проживает в двухкомнатной квартире. В квартире современный ремонт, дома поддерживается чистота и порядок. У Яны есть своя комната, в которой имеется всё для комфортного проживания девочки: отдельное спальное место, место для занятий и игр. Семейный микроклимат благоприятный. Девочка находится под круглосуточным присмотром матери. Эмоциональная обстановка в семье доброжелательная.

Выписка из анамнеза: ПА отягощен, ребенок от первой беременности, протекавшей на фоне сильного токсикоза в первом триместре, на фоне анемии и хламидиозного кольпита. От первых родов на 39-40 неделе, с ранним излитием околоплодных вод. Вес при рождении- 2950 г., рост 51 см., оценка по шкале Апгар 8-9 б., внутриутробная гипотрофия 1 ст., внутриутробное инфицирование плода. На 3-й сутки жизни состояние ухудшилось. В возрасте 4-х суток жизни- тяжёлое состояние, за счёт инфекционного токсикоза и нарушения гемодинамики, переведена в ГКБ № 7 г. Москвы, где находилась в течение месяца с диагнозом: последствия тяжёлого сочетанного гипоксически-геморагически-инфекционного поражения ЦНС, с- м мышечной дистонии , менингоэнцефалит неуточнённой этиологии, постгемморагическая анемия 2 ст., внутриутробная гипотрофия 1 ст., постнатальная гипотрофия 1 степени.











Характеристика

Девочка поступила в 5 класс ОКОУ «Курская школа» с первого сентября 2017 года из ОКОУ « Курская школа «Ступени» по заявлению матери. Решение ПМПК Курской области «Протокол № 464-2013-6 от 13 июня 2013 года» ( сложный дефект: психическое недоразвитие, дефицитарность опорно-двигательного аппарата). На 2017-2018 учебный год составлена специальная индивидуальная программа развития.

Запас знаний соответствует крайне низкому уровню. Внимание рассеянное , работоспособность низкая. Мотивация к учебной деятельности на стадии формирования. Обучающую помощь принимает медленно, с трудом, с опорой на наглядность, не всегда продуктивно.

Все виды памяти резко снижены. Ведущая зрительно-слуховая. Сохранение информации кратковременное, требуется многократное повторение. Мышление конкретное, тугоподвижное. Мыслительные операции на сравнение , классификацию, обобщение, исключение четвёртого лишнего осуществляется по конкретному признаку. Зрительное целостное восприятие предмета резко снижено.

За время обучения у Яны сформировались математические представления: механический последовательный счёт в пределах восьми на конкретном материале. Обратный счёт сформирован также на конкретном материале. Способна найти заданную учителем цифру среди других. Простые задачи не решает , смысл не понимает. Временные и пространственные представления на стадии формирования. Письменная речь представлена отдельными прописными буквами, которые пишет самостоятельно, также изучены слоги и слова в пределах изученных букв. При этом испытывает трудности в овладении графическим навыком письма. Яне трудно регулировать мышечные усилия, отсюда в работах наблюдаются обрывы, дополнительные линии, однако при направляющей помощи девочка старается избегать ошибок. Пересказ самостоятельно не осуществляет, смысл не понимает, причинно- следственные связи не устанавливает.

Ученица способна выполнить классификацию по цвету карточек и предметов, соотнести их по размеру. Методом подбора собирает пазлы. Знает основные цвета (красный, жёлтый, синий). Под чётким контролем и направляющей помощью учителя показывает геометрические фигуры( круг, треугольник, квадрат).Обводит геометрические фигуры по трафарету, выполняет штриховку по образцу , раскрашивает. Любит рисовать красками, при этом самостоятельно изобразить предмет не может, работает с раскрасками.

Речь представлена простыми односложными словами с нарушением звукопроизношения, фонематического восприятия и слуха, слоговой структуры слов. Словарный запас ограничен лексикой обиходно-бытового характера. В речи использует «штампованные» фразы с сохранением услышанных ранее интонаций.

Эмоционально-волевая сфера: девочка эмоциональна, поведение не всегда организованное, наблюдаются перепады настроения. Отсутствует самоконтроль. Яна в контакт с педагогом вступает формально, установление адекватных ролевых отношений на занятиях происходит с большим трудом.

В отношениях с родителями девочка добрая, ласковая. Родители ответственно относятся к родительским обязанностям , заинтересованы в успешном развитии дочери.

Заключение ПМПК :Обучение по программе специального образовательного учреждения. Разработать адаптированную образовательную программу с учётом психофизических особенностей и состояния здоровья. Наблюдение невролога, психиатра , лечение по назначению врача.



























 Программа формирования базовых учебных действий

Программа формирования базовых учебных действий (БУД) обучающихся с интеллектуальными нарушениями ре­ализуется в процессе всего школьного обучения и ко­н­кре­ти­зирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП. Программа формирования БУД реализуется в процессе всей учебной и внеурочной деятельности.

Программа строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образо­вания школьников с интеллектуальными нарушениями.

Базовые учебные действия ― это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающимися с интеллектуальными нарушениями. БУД не обладают той степенью обобщенности, которая обеспечивает самостоятельность учебной деятельности и ее реализацию в изменяющихся учебных и внеучебных условиях. БУД формируются и реализуются только в совместной деятельности педагога и обучающегося.

БУД обеспечивают становление учебной деятельности ребенка с интеллектуальными нарушениями в основных ее составляющих: познавательной, регулятивной, коммуникативной, личностной.

Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в фор­ми­ро­ва­нии основ учебной де­ятельности учащихся с интеллектуальными нарушениями, которые обеспечивают его подготовку к са­мо­стоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами профильного труда.

Задачами реализации программы являются:

― формирование мотивационного компонента учебной деятельности;

― овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;

― развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога.

Для реализации поставленной цели и соответствующих ей задач необходимо:

•определить функции и состав базовых учебных действий, учитывая пси­хофизические особенности и своеобразие учебной деятельности обучающихся;

•определить связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов;

Согласно требованиям Стандарта уровень сформированности базовых учебных действий обучающихся с интеллектуальными нарушениями определяется на момент завершения обучения школе.



Функции, состав и характеристика базовых учебных действий

обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Современные подходы к повышению эффективности обучения предпола­гают формирование у школьника положительной мотивации к учению, умению учиться, получать и использовать знания в процессе жизни и деятельности. На протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию учебной деятельности, в которой особое вни­мание уделяется развитию и коррекции мо­ти­ва­ци­он­но­го и операционного компонентов учебной деятельности, т.к. они во многом оп­ределяют уровень ее сформированности и успешность обучения школьника.

В качестве базовых учебных действий рассматриваются операционные, мотивационные, целевые и оценочные.

Функции базовых учебных действий:

обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;

реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;

формирование готовности обучающегося с интеллектуальными нарушениями к даль­нейшей трудовой деятельности;

обеспечение целостности развития личности обучающегося.

С учетом возрастных особенностей обучающихся с интеллектуальными нарушениями базовые учебные действия целесообразно рассматривать на различных этапах обучения.

Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обу­че­ния и осознанное отношение к обучению, с другой ― составляют ос­но­ву формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.

1. Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.

2. Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения.

3. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.

4. Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.

Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности.

Характеристика базовых учебных действий

Личностные учебные действия

Личностные учебные действия ― осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к ор­га­низации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договореннос­тей; понимание личной от­вет­с­т­вен­ности за свои поступки на основе пред­с­тавлений об эти­ческих нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Коммуникативные учебные действия

Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:

всту­пать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–уче­ник, ученик–класс, учитель−класс);

использовать принятые ритуалы со­ци­аль­ного взаимодействия с одноклассниками и учителем;

обращаться за по­мо­щью и при­нимать помощь;

слушать и понимать инструкцию к учебному за­да­нию в разных видах деятельности и быту;

сотрудничать с взрослыми и све­рстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, со­переживать, кон­с­т­ру­к­ти­в­но взаимодействовать с людьми;

договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Регулятивные учебные действия:

Регулятивные учебные действия включают следующие умения:

адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

при­нимать цели и произвольно включаться в деятельность, сле­до­вать предложенному плану и работать в общем темпе;

активно уча­с­т­во­вать в де­ятельности, контролировать и оценивать свои дей­с­т­вия и действия од­но­к­ла­с­сников;

соотносить свои действия и их результаты с заданными об­ра­з­ца­ми, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных кри­териев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные учебные действия:

К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:

выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых пред­метов;

устанавливать видо-родовые отношения предметов;

делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

читать; писать; выполнять арифметические действия;

наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;

работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).


Связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов

В программе базовых учебных действий достаточным является отражение их связи с содержанием учебных предметов в виде схемы, таблиц и т.п. В связи с различиями в содержании и перечнем конкретных учебных действий для разных ступеней образования (классов) необходимо отдельно отразить эти связи. При этом следует учитывать, что практически все БУД формируются в той или иной степени при изучении каждого предмета, поэтому следует отбирать и указывать те учебные предметы, которые в наибольшей мере способствуют формированию конкретного действия.

В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Для оценки сформированности каждого действия можно использовать, например, следующую систему оценки:

0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;

2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;

5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.































Пояснительная записка

Чтение и развитие речи

Предлагаемая программа и тематическое планирование ориентированы на Букварь. /В.В. Воронкова, И.В. Коломыткина. – М.: Просвещение, 2013.

Цель: формирование навыка правильного и осознанного чтения.

Задачи:

- научить звуко-буквенному анализу;

- формировать представление об образе буквы, слиянии слогов, составлении слов и предложений;

- прививать интерес к чтению;

- обогащать словарь и развивать связную устную речь;

- корректировать внимание.
      На уроках обучения грамоте значительное место отводится развитию речи. Ученица учится слушать и понимать собеседника, выполнять несложные инструкции (сядь, встань, подойди к доске и др.), отвечать на вопросы.
      Развитие речи на уроках обучения грамоте предусматривает также формирование правильной артикуляции и дикции, соответствующего темпа и ритма речи. Основными видами работы в этом направлении являются беседы; заучивание с голоса учителя коротких стихотворений, загадок, скороговорок; небольшие инсценировки.
      Совершенствованию произносительной стороны речи способствуют артикуляционные упражнения для губ, языка, нёба, щек и т. д.
      Букварный период. В этот период у ученицы формируется звуко-буквенный анализ и синтез как основа овладения чтением и письмом. Материалом обучения грамоте являются звуки и буквы, слоговые структуры, предложения, короткие тексты.
   В школах для детей с ОВЗ несколько изменен (по сравнению с общеобразовательной школой) порядок изучения звуков, букв и слоговых структур. Он является наиболее доступным умственно отсталым школьникам, так как учитывает особенности их аналитико-синтетической деятельности.
      Усвоение звука предполагает выделение его из речи, правильное и отчетливое произношение, различение в сочетаниях с другими звуками, дифференциацию смешиваемых звуков. Буква изучается в следующей последовательности: восприятие общей ее формы, изучение состава буквы (элементов и их расположения), сравнение с другими, ранее изученными буквами. Важным моментом является соотнесение звука и буквы.
      Слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур осуществляется постепенно.

Сначала читаются слоги-слова (ау, уа), затем обратные слоги (ам, ум), после этого прямые слоги (ма, му), требующие особого внимания при обучении слитному их чтению, и после них слоги со стечением согласных. Лучшему усвоению образа буквы, соотнесения звука и буквы, составлению слогов и слов поможет использование кукольной азбуки и других игровых технологий.
      Чтение слов осуществляется по мере изучения слоговых структур. Большое внимание уделяется чтению по букварю, использованию иллюстративного материала для улучшения понимания читаемого. Основным методом обучения чтению является чтение по следам анализа.
Планируемые результаты освоения программы :
      различать звуки на слух и в произношении;
      анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки;
     -  плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты;
      - отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту;
     -  слушать небольшую сказку, загадку, стихотворение, рассказ;
      - отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или иллюстрациям к тексту;    
      - знать наизусть 3—4 коротких стихотворения или четверостишия, разученных с голоса учителя.
















Календарно- тематическое планирование по предмету

« Чтение и развитие речи»( 2 часа в неделю)

п/п

Тема урока


Кол-во

часов

Дата


1 четверть



1

Звук и буква «А».

1

04.09.

2

Звук и буква «У».

1

07.09.

3

Образование из изученных звуков и букв слов «ау», «уа». Чтение с протяжным произношением.

1

11.09.

4

Звук и буква «М».

1

14.09.

5

Составление и чтение закрытых слогов с изученными буквами.

1

18.09.

6

Составление и чтение закрытых и открытых слогов, слов с изученными буквами.

1

21.09.

7

Звук и буква «О».

1

25.09.

8

Составление и чтение слогов с изученными буквами.

1

28.09.

9

Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных и прописных букв.

1

02.10.

10

Звук и буква «С».

1

05.10.

11

Составление и чтение слогов и слов с буквой «С».

1

09.10.

12

Звук и буква «Х».

1

12.10

13

Составление и чтение слогов и слов с буквой «Х».

1

16.10

14

Составление и чтение предложений.

1

19.10

15

Звук и буква «Ш».

1

23.10

16

Составление и чтение слогов и слов с буквой «Ш».

1

26.10


2 четверть



Звук и буква «Л».

1

09.11

Составление и чтение слогов и слов с буквой «Л».

1

13.11

Составление и чтение предложений.

1

16.11

Звук и буква «Ы».

1

20.11



5.

Повторение и закрепление пройденных букв.

1

23.11

6.

Звук и буква Н. Выделение звука, знакомство с буквой. Слоги и слова с «Н».

1

27.11

7.

Чтение слогов и слов с буквой «Н». Предложение.

1

30.11

8.

Звук и буква Р. Выделение звука, знакомство с буквой. Слоги и слова с «Р».

1

04.12

9.

Чтение слогов и слов с буквой «Р». Предложение.

1

07.12

10.

Звук и буква К. Выделение звука. Чтение слогов и слов.

1

11.12

11.

Чтение слов и предложений с буквой К.

1

14.12

12.

Звук и буква П. Выделение звука. Чтение слогов и слов.

1

18.12

13.

Чтение слов и предложений с буквой П.

1

21.12

14.

Закрепление чтения слов с изученными буквами. Работа над рассказом.

1

25.12

15.

Звук и буква Т. Выделение звука. Чтение слогов и слов.

1

29.12


3 четверть



1

Звук и буква И. Выделение звука. Чтение слогов и слов.

1

15.01

2

Чтение слов и предложений с буквой И.

1

18.01

3

Дифференциация «И» «Ы».

1

22.01

4

Чтение слов и предложений с сочетанием «ШИ»

1

25.01

5

Звук и буква З. Выделение звука. Чтение слогов и слов.

1

29.01

6

Чтение слов и предложений с буквой З.

1

01.02

7

Дифференциация «З» - «С».

1

05.02

8

Работа над рассказом «Зима»

1

08.02

9

Звук и буква В. Выделение звука. Чтение слогов и слов.

1

12.02

10

Чтение слов и предложений с буквой В.

1

15.02

11

Звук и буква Ж. Выделение звука. Чтение слогов и слов.

1

19.02

12

Слова и предложения с сочетанием «жи».

1

22.02

13

Звук и буква «б». Выделение звука. Слоги и слова с «б».

1

26.02

14

Звук и буква «г». Выделение звука. Слоги и слова с буквой «г».

1

01.03

15

Звук и буква «д». Выделение звука. Слоги и слова с буквой «д».

1

05.03

16

Звук и буква «й». Выделение звука. Слоги и слова с буквой «й».

1

12.03

17

Чтение слов и предложений с «й». Дифференциация «й - и».


15.03

18

Буква «ь». Значение «ь». Слова и предложения с «ь».

1

19.03

19

Звук и буква «е». Слоги и слова с «е». Чтение слов и предложений с «е».

1

22.03


4 четверть



1

Звук и буква «ё». Слоги с «ё». Чтение слов и предложений с «ё». Различие е - ё при чтении.

1

02.04

2

Звук и буква «я». Знакомство с буквой. Слоги с «я». Чтение слов с «я». Сравнение с «а».

1

05.04

3

Звук и буква «ю». Слоги и слова с «ю». Чтение слов и предложений с «ю».

1

09.04



4

Звук и буква «Ц». Чтение слов и предложений с ц

1

12.04

5

Сочетания «ча, чу». Чтение сказки «Курочка ряба».

1

16.04

6

Звук и буква «щ». Слова и предложения с Щ

1

19.04

7

Сочетания «ща, щу». Сочетания «ча-ща», «чу-щу».

1

23.04

8

Звук и буква «ф», Чтение слогов и слов с ф.

1

26.04

9

Слова и предложения с буквой «ф».

1

28.04

10

Звук и буква «э» Чтение слов и предложений с Э.

1

03.05

11

Буква «ъ» в словах и предложениях. Дифференциация букв Ъ - Ь в словах и предложениях.

1

07.05

12

Чтение текстов : «Когда это бывает?», «Мячик», «Кошка».

1

10.05

13

Чтение текстов : «Чиж», «Котята».

1

14.05

14

Чтение текста: «Верный друг».

1

17.05

15

Чтение текста: «Светофор».

1

21.05

16

Закрепление пройденного. Чтение предложений и текстов с изученными буквами.

1

24.05

Итого: 66 уроков





Письмо и развитие речи

Пояснительная записка

Предлагаемая программа и тематическое планирование ориентированы на Букварь /В.В. Воронкова, И.В. Коломыткина. – М.: Просвещение.

Умственно отсталым школьникам даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике, прежде всего, необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку.

Цель: выработать элементарные навыки письма строчных и прописных букв.

Задачи:

- формировать навык письменной речи;

- формировать каллиграфические навыки;

- обогащать и уточнить словарь;

- пробудить познавательный интерес к родному слову;

- корректировать внимание.

Наряду с этими задачами в процессе обучения чтению ведется работа по уточнению и развитию слухового восприятия ученицы, развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия.

Ученица должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии, синтаксиса.

Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между изучением её элементов и речевой практикой ученицы.







Планируемые результаты освоения программы 5 класса:

- написание основных элементов рукописных букв в последовательности: прямая палочка, прямые палочки в соединении с наклонной, прямая палочка с закруглением вверху и внизу, овал, полуовал.

- рисовать прямые линии в различных направлениях (горизонтальные, вертикальные, наклонные), переключаться с одного направления на другое, соблюдать пределы при штриховке прямыми линиями.

- обводить карандашом на бумаге простейших фигуры по трафаретам (круг, квадрат, треугольник), их закрашивать и заштриховывать;

- рисовать прямые линии и несложные предметы из них (скамейка, лесенка, конверт, флажок, оконная рама, фигуры в форме букв);

- писать строчные и прописные буквы;
- списывать с букваря прочитанные и разобранные слова и предложения.

























Календарно-тематическое планирование по предмету «Письмо и развитие речи»( 2 часа в неделю)

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата


1 четверть



1

Написание буквы «а». Написание буквы «у». Написание слогов «ау», «уа».

1

04.09.

2

Написание буквы «м». Письмо слогов с «м».

1

07.09.

3

Написание заглавной буквы «М», слогов с изученными буквами.

1

11.09.

4

Написание заглавной буквы «А», слогов «Ам», «Ау».

1

14.09.

5

Написание буквы «о». Слоги с буквой «о». Написание заглавной буквы «О», слогов с изученными буквами.

1

18.09.

6

Написание заглавной буквы «У», слогов с изученными буквами.

1

21.09.

7

Написание букв «С», «с», слогов с изученными буквами.

1

25.09.

8


Написание буквы «х».Заглавная буква «Х». Письмо слов и предложений с изученными буквами.

1

28.09.

9


Списывание слов, состоящих из двух слогов.

Написание букв «Ш», «ш».

1

1

02.10.

10

Написание букв «Л», «л», слогов и слов с изученными буквами.

1

05.10.

11

Написание буквы «ы». Слоги с «ы»

1

09.10.

12

Письмо строчной н, прописной «Н». Слоги и слова с н.

1

12.10

13

Письмо строчной р, прописной «Р». Слоги, слова с р.

1

16.10

14

Контрольная работа.

1

19.10

15

Письмо строчной к, прописной К. Слоги и слова с к.

1

23.10

16

Письмо строчной т, прописной Т. Слоги и слова с т.

1

26.10


2 четверть



1

Письмо строчной и, прописной И. Слоги и слова с и.

1

09.11

2

Сочетание «ши» в словах и предложениях.

1

13.11

3

Письмо строчной з. Слоги, слова с з.

1

16.11

4

Письмо прописной з. Слова, предложения с З.

1

20.11

5

Дифференциация «З» - «С» на письме.

1

23.11

6

Письмо строчной в. Слоги, слова с в.

1

27.11

7

Письмо прописной В. Слова, предложения с В.

1

30.11



8

Письмо слогов и слов с изученными буквами.

1

04.12

9

Письмо строчной «ж». Слоги и слова с «ж».

1

07.12

10

Письмо прописной «Ж». Слова, предложения.

1

11.12

11

Дифференциация «ж» - «ш» в слогах и словах

1

14.12

12

Слова и предложения с сочетанием «жи».

1

18.12

13

Контрольная работа.

1

21.12

14

Письмо строчной «б», прописной «Б». Слова и предложения.

1

25.12

15

Закрепление письма изученных букв.

1

29.12


3 четверть.



1

Дифференциация «б» - «п» в слогах и словах

1

15.01

2

Письмо строчной «г». Слоги и слова с «г».

1

18.01

3

Письмо прописной «Г». Слова, предложения.

1

22.01

4

Дифференциация «г» - «к» в слогах и словах

1

25.01

5

Письмо строчной «д». Слоги и слова с «д».

1

29.01

6

Письмо прописной «д». Слова, предложения.

1

01.02

7

Дифференциация «д - т».

1

05.02

8

Письмо буквы «й». Слоги и слова с «й».

1

08.02

9

Слова и предложения с «й»

1

12.02

10

Дифференциация и - й на письме.

1

15.02

11

Написание «ь» в словах.

1

19.02

12

Написание слов и предложений с «ь»

1

22.02

13

Письмо слов со стечением согласных.

1

26.02

14

Закрепление письма пройденных букв в словах.

1

01.03

15

Письмо строчной «е», прописной «Е». Слова и предложения.

1

05.03

16

Контрольная работа.

1

12.03

17

Закрепление написания «Е,е» в словах.

1

15.03

18

Письмо строчной и прописной «ё». Слоги и слова с «ё».

1

19.03

19

Письмо слов и предложений с «ё».

1

22.03


4 четверть.



1

Дифференциация е - ё на письме.

1

02.04

2

Письмо строчной «я». Слоги, слова.

1

05.04

3

Письмо прописной «Я». Слова и предложения.

1

09.04

4

Строчная «ю» прописная «Ю»Слова и предложения с ю.

1

12.04



5

Строчная «ц», Прописная «Ц». Слоги и слова с «ц».

1

16.04

6

Строчная «ч». Прописная «Ч». Слоги и слова с «ч».

1

19.04

7

Строчная и прописная «щ», слоги и слова с «щ».

1

23.04

8

Сочетания «ща - щу», «ча-ща», «чу-щу».

1

26.04

9

Строчная «ф», слоги и слова с ф».

1

30.04

10

Прописная «Ф», слова и предложения.

1

03.05

11

Строчная «э», прописная «Э». слоги и слова с «э».

1

07.05

12

Письмо «ъ», слова и предложения с «ъ»

1

10.05

13

Списывание с печатного текста.

1

14.05

14

Контрольная работа.

1

17.05

15

Закрепление письма пройденных букв в словах и предложениях.

1

21.05

16


Закрепление письма пройденных букв в словах и предложениях.

1

24.05

Итого: 66 уроков























Математика

Пояснительная записка

Предлагаемая программа и тематическое планирование ориентированы на учебник для 1 класса /Математика. 1 класс: учебник: Хилько – М.: Просвещение

Цель: формирование знаний состава чисел первого десятка, количественных и временных представлений.

Задачи:

- научить счету в пределах 10;

- научить ориентировать в мерах стоимости, длины, массы, времени.

- научить вычерчивать геометрические фигуры, различные геометрические тела;

- воспитывать терпение и самостоятельность;

- корректировать мышление.

Необходимо пробудить у ученицы интерес к математике. Это возможно при использовании дидактических игр, занимательных упражнений. Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи ученицы.

Обучение математике должно носить практическую направленность и быть связано с другими учебными предметами, жизнью. Геометрический материал включается в каждый урок математики.

Каждый урок оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, ТСО. Устный счёт как этап урока является неотъемлемой частью почти каждого урока.

Одним из важных приёмов обучения математике является сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии овладения способами нахождения и различия, выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных, использовании приёмов классификации и дифференциации, установлении причинно – следственных связей между понятиями.

Наряду с вышеназванными ведущими методами обучения используются и другие: демонстрация, наблюдение, упражнения, беседа, работа с учебником, самостоятельная работа.

Планируемые результаты освоения программы 5 класса:

-усвоит количественные, порядковые числительные в пределах 20;

- состав однозначных чисел и числа 10 из двух слагаемых;

- линии – прямую, кривую, отрезок;

- единицы (меры стоимости, длины, массы, емкости (1р., 1 к., 1 см, 1 кг, 1 л);

- название, порядок дней недели, количество суток в неделе.

- читать, записывать, откладывать на счетном материале, сравнивать числа в пределах 20, присчитывать, отсчитывать, по 1, 2, 3, 4, 5;

- выполнять сложение, вычитание чисел в пределах 10, 20, опираясь на знание их состава из двух слагаемых, использовать переместительное свойство сложения: 5+3, 3+5, 10+4, 4+10;

- решать задачи на нахождение суммы, остатка, иллюстрировать задачи с помощью предметов, рисунков, составлять задачи по образцу, готовому решению, на заданное арифметическое действие;

- узнавать монеты и заменять их;

- чертить прямую линию, отрезок заданной длины, измерять их.















Календарно-тематическое планирование по предмету «Математика»(2 часа в неделю)

п/п

Тема урока


Кол-во

часов

Дата


1 четверть



1

Повторение. Геометрические фигуры.

1

04.09.

2

Точка. Виды линий. Вычерчивание прямой с помощью линейки.

1

07.09.

3


Число и цифра «1». Письмо. Соотнесение количества, числительного, цифры.

1


11.09.

4

Счёт предметов в пределах двух. Получение числа «2» присчитыванием предметов.

1

14.09.

5

Число и цифра «2». Письмо. Соотнесение количества, числительного, цифры.



1

18.09.

6

Формирование представления об арифметическом действии сложении. Знак «+».

1

21.09.

7

Работа над элементарной арифметической задачей на сложение.

1

25.09.

8

Счёт предметов в пределах трёх. Получение числа «3» присчитыванием предметов.

1

28.09.

9

Число и цифра «3». Письмо. Соотнесение количества, числительного, цифры.

1

02.10.

10

Место чисел «1», «2», «3» в числовом ряду.

1

05.10.

11

Сравнение чисел по месту в числовом ряду.

1

09.10.

12

Счёт предметов в пределах четырёх. Получение числа «4» присчитыванием предметов.

1

12.10

13

Контрольная работа.

1

16.10

14

Число и цифра «4». Письмо. Соотнесение количества, числительного, цифры.


19.10

15

Решение примеров в пределах четырёх.

1

23.10

16

Повторение.


26.10

2 четверть

1

Счёт предметов в пределах пяти. Получение числа «5» присчитыванием предметов.

1

09.11

2

Число и цифра «5». Письмо. Соотнесение количества, числительного, цифры.

2

13.11

3

16.11

4

Место чисел 1 – 5 в числовом ряду.

1

20.11

5

Сравнение чисел по месту в числовом ряду.

1

23.11

6

Состав числа 5. Переместительное свойство сложения.

1

27.11

7

Решение примеров на сложение в пределах пяти.

1

30.11

8

Решение примеров на вычитание в пределах пяти.

1

04.12

9

Числовой ряд 0 – 5. Сравнение чисел от 0 до 5.

1

07.12

10

Сложение и вычитание в пределах пяти.

1

11.12

11

Число и цифра «6». Письмо. Соотнесение количества, числительного, цифры.

1

14.12

12

Контрольная работа.

1

18.12

13

Состав числа 6. Решение примеров на сложение в пределах шести.

1

21.12

14

Счёт предметов в пределах семи. Получение числа «7» присчитыванием предметов.

1

25.12

15

Решение примеров на сложение и вычитание в пределах изученных цифр.

1

29.12


3 четверть



1

Число и цифра «7». Письмо. Соотнесение количества, числительного, цифры.

1

15.01

2

Место чисел 0 – 7 в числовом ряду.

1

18.01

3

Сравнение чисел по месту в числовом ряду.

1

22.01

4

Состав числа 7. Переместительное свойство сложения.

Решение примеров на сложение в пределах семи.

1

25.01



5

Арифметические действия в пределах семи.

1

29.01

6

Счёт предметов в пределах восьми. Получение числа «8» присчитыванием предметов.

1

01.02

7

Число и цифра «8». Письмо. Соотнесение количества, числительного, цифры.

2

05.02

8

08.02

9

Место чисел 0 – 8 в числовом ряду.

1

12.02

10

Сравнение чисел по месту в числовом ряду.

1

15.02

11

Состав числа 8. Переместительное свойство сложения.

1

19.02

12

Решение примеров на сложение в пределах восьми.

1

22.02

13

Решение примеров на вычитание в пределах семи.

1

26.02

14

Решение примеров на сложение и вычитание в пределах восьми.

1

01.03

15

Решение элементарных арифметических задач.

1

05.03

16

Вычерчивание прямых линий и отрезков заданной длины.

1

12.03

17

Контрольная работа: вычисление в пределах восьми.

1

15.03

18

Работа над ошибками.

1

19.03

19

Счёт предметов в пределах девяти. Получение числа «9» присчитыванием предметов.

1

22.03


4 четверть



1

Число и цифра «9». Письмо. Соотнесение количества, числительного, цифры.

1

02.04

2

Место чисел 0 – 9 в числовом ряду.

2

05.04

3

09.04

4

Сравнение чисел по месту в числовом ряду.

1

12.04

5

Состав числа 9. Переместительное свойство сложения.

1

16.04

6

Решение примеров на сложение и вычитание в пределах девяти.

1

19.04

7

Решение элементарных арифметических задач.

1

23.04

8

Геометрический материал. Вычерчивание геометрических фигур по заданным точкам с помощью линейки.

1

26.04

9

Счёт предметов в пределах десяти. Получение числа «10» присчитыванием предметов.

1

28.04

10

Число и цифра «10». Письмо. Соотнесение количества, числительного, цифры. 10 – 1 десяток.

1

03.05

11

Место чисел 0 – 10 в числовом ряду. Сравнение чисел.

1

07.05

12

Состав числа 10.Решение примеров на сложение и вычитание в пределах десяти.

1

10.05

13

Контрольная работа: арифметические действия в пределах десяти.

1

14.05

14

Повторение. Счётные операции в пределах 10.

1

17.05

15

Повторение. Счётные операции в пределах 10.

1

21.05

16

Повторение. Счётные операции в пределах 10.

1

24.05

Итого: 66 уроков















Природоведение.

Пояснительная записка

Цель обучения: углубление сведений, раскрывающих причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы.

Курс «Природоведение» решает следующие коррекционно - образовательные и воспитательные задачи:

  • уточняет имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, даёт  новые знания об основных ее элементах;

  • на основе наблюдений и простейших опытных действий расширяет представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира и условиях внешней среды;

  • уточнить доступные учащимся сведения о воздухе и формирование представлений о роли и участии воздуха (кислорода) в жизни растений, животных и человека;

  • вырабатывает умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений;

  • формирует знания учащихся о природе своего края;

  • формирует первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учит учащихся бережному отношению к природе.

Внимание учителя по-прежнему направлено на развитие у учащихся с интеллектуальными нарушениями в процессе усвоения знаний о природе, на формирование элементов образного и аналитического мышления, развитие кругозора, обогащение словаря учащихся, воспитание любви к природе, интереса к окружающему миру, бережного отношения к живому.

Необходимо обратить внимание на сознательное усвоение знаний, для чего максимально активизировать учащихся во время учебных занятий, побуждать их к поиску ответов на вопросы, решение задач, поставленных учителем. Актуализировать ранее полученные знания и с их помощью рассуждать, доказывать свою точку зрения. Учить сравнивать явления природы, устанавливать причинно-следственные связи и отношения. В процессе обучения необходимо использовать игровые ситуации, занимательные вопросы и задания. Работа по названной программе очень важна для обучения учащихся, имеющих нарушения интеллектуального развития, так как усвоение систематических знаний о природе способствует общему развитию детей, формирует образное и аналитическое мышление, способствует расширению кругозора, обогащает словарный запас, воспитывает в детях интерес и бережное отношение к живому. Основным методом обучения является беседа. Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствует развитию речи и мышления учащихся.

Ведущими методами обучения являются беседы, рассказы, наблюдения и составление на их основе описаний объектов природы или природных явлений, а также работа на опытном участке и разнообразная природоохранная деятельность учащихся под руководством учителя.

Содержание учебного курса «Природоведение» в 5 классе

В программу включены следующие разделы:

Сезонные изменения

Цель: формирование понятий о различных временах года. Исходя из причины - деятельности Солнца, определять следствия - признаки времён года. Обобщение и закрепление представлений о жизни растений, животных в разные времена года. Закрепление представлений о деятельности человека в связи с сезонными изменениями в природе.

Обобщение полученных знаний о влиянии солнца на изменения в природе (температура воздуха, воды, количество тепла), на смену времён года. Чередование времён года, закрепление знаний о названиях месяцев.

Формирование представлений о явлениях в неживой природе: замерзание рек (ледостав), иней, изморозь, моросящий дождь, ледоход, проталина, разлив, ливень, град, роса, туман.

Растения и животные в разное время года. Сад, огород, поле, лес в разное время года

    Дикие и домашние животные в разное время года.

Труд людей в разное время года.

Завершается формирование понятий о сезонных изменениях в природе зимой, весной, летом, осенью. Фиксируется представление о Солнце как источнике света и тепла на планете, в связи с деятельностью. Расширяется круг знакомых растений и животных, учитель может дополнить его изучением характерных для данной местности представителей флоры и фауны. Устанавливается взаимосвязь природных изменений и изменений в жизни растений, животных, деятельности человека.

Живая природа

Растения

Цель: закрепление представлений о жизни растений. Расширить представления о растениях, выделяя такие группы растений, как культурные и дикорастущие, лекарственные. Показать роль человека в создании культурных растений, их значение в жизни человека. Познакомить учащихся со строением, жизнью, выращиванием и значением для человека растений поля.

Растения сада, огорода, леса, их сравнение. Растения культурные и дикорастущие (по 2-3 наиболее распространённых). Уход за цветами в саду. Лекарственные растения: календула, зверобой. Редкие растения и их охрана. Парк (сквер). Создание человеком парков. Растения поля. Рожь, пшеница, овёс и др. Уход человека за полевыми растениями, их значение в жизни человека. Строение полевых растений: корень, стебель-соломина, лист, колос, метёлка. Влияние сезонных изменений на жизнь полевых растений.

Организуя сравнение растений сада, леса, огорода, по мере возможности обратить внимание на их сходство и различия, показать роль человека в окультуривании растений, выведении новых полезных сортов растений. При изучении особенностей ухода за цветами, растениями поля актуализировать знания, полученные при изучении почвы и способов её обработки, закрепляя таким образом полученные ранее знания. В ходе изучения растений поля сконцентрировать внимание на значении этих растений для человека, а также на связи жизни этих растений с сезонными изменениями в природе.

Животные

  Цель: показать роль и значение домашних животных в жизни человека. Познакомить с работой человека по созданию новых, полезных для него пород животных. Познакомить учащихся с новой группой: водоплавающие птицы (дикие и домашние), с особенностями их строения, приспособлением к среде обитания.

Домашние животные: лошадь, овца, корова, свинья. Разведение человеком домашних, животных, уход за ними. Ферма. Разнообразие пород домашних животных. Птицы. Разнообразие птиц. Птицы - друзья сада; охрана птиц.

Домашние птицы: курица, гусь, утка. Внешний вид, повадки, забота о потомстве. Уход за ними.

Дикие птицы: утка, гусь, лебедь. Внешний вид, образ жизни. Сравнение с домашними уткой и гусем.

Насекомые. Внешний вид, образ жизни, питание.

При изучении домашних животных отметить работу человека по созданию новых пород животных, показать, как человек использует свои знания о природе, особенностях животных в организации ухода и разведения того или иного животного. Сравнение диких и домашних птиц позволит учителю показать взаимосвязь дикой природы и деятельности человека. При изучении насекомых учителю необходимо обратить внимание на те виды, которые наиболее распространены в их местности и знакомы детям.

Человек

Цель: формирование элементарных представлений о строении тела человека, о правильной организации своей жизни. Показать взаимосвязь человека и окружающей природы. Рассказать о необходимости бережного отношения к природе как среде обитания человека, её охране.

Режим дня. Предупреждение перегрузок, правильное чередование труда и отдыха.

Состояние природы и её влияние на здоровье человека. 3абота человека о чистоте воды, воздуха, забота о земле. Охрана редких растений и исчезающих, животных. Зоопарк. Заповедник.

Планируемые результаты освоения программы в 5 классе:

  • о растениях поля, сада, их строении, использовании человеком;

  • о домашних животных и птицах их повадках, образе жизни, роли человека в жизни домашних животных;

  • о насекомых, их роли в жизни природы;

  • о взаимодействии человека и природы, значении состояния природы      для жизнедеятельности человека;

  • о взаимосвязях сезонных изменений в неживой и живой природе.

Основные требования к умениям:

1 уровень:

  • правильно называть изученные объекты и явления;

  • различать растения сада, огорода, леса, поля, знать их названия; различать культурные и дикорастущие растения;

  • правильно ухаживать за растениями сада, различать плоды и семена растений, используемых в быту;

  • различать диких и домашних животных, птиц, описывать их повадки, образ жизни, определять их значение в жизни человека;

  • соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями, происходящими в живой природе;

  • определять время года, описывать его основные признаки, признаки месяцев, составляющих его; особенности жизни растений, животных, человека

2 уровень

  • правильно называть изученные объекты и явления;

  • сравнивать и различать растения сада, огорода, леса,

  • поля, рассказывать об их использовании человеком;

  • различать диких и домашних животных, птиц, описывать их повадки, определять их значение в жизни человека;

  • бережно относиться к природе и к людям;

  • различать времена года, названия месяцев и их основные признаки, особенности жизни растений, животных

  • и человека в разное время года.






















Календарно-тематическое планирование по предмету «Природоведение» ( 2 часа в неделю)



урока

Тема урока


Кол-во

часов

Дата


1 четверть



1

Здравствуй, школа!

1

04.09.

2

Школьный двор.

1

07.09.

3

Экскурсия в школьный сад.

1

11.09.

4

Дорога в школу и домой.

1

14.09.

5

Правильно переходи проезжую часть улицы.

1

18.09.

6

Семья.

1

21.09.

7

Профессии. У нас в почёте любой труд.

1

25.09.

8

Одежда.

1

28.09.

9

Уход за одеждой.

1

02.10.

10

Обувь.

1

05.10.

11

Осень. Природные изменения.

1

09.10.

12

Парк осенью. Экскурсия.

1

12.10

13

Поведение животных осенью.

1

16.10

14

Рисунки животных из листьев. Урок- практикум.

1

19.10

15

Овощи.

1

23.10

16

Фрукты.

1

26.10


2 четверть



1

Деревья и кустарники.

1

09.11

2

Что ты узнал про осень?

1

13.11

3

Праздники осени.

1

16.11

4

Растения поля. Рожь, пшеница.

1

20.11

5

Уход человека за растениями поля.

1

23.11

6

Значение растений в жизни человека.

1

27.11

7

Зима – начало года.

1

30.11

8

Труд людей зимой.

1

04.12

9

Животные зимой.

1

07.12

10

Наблюдение за снегом.

1

11.12

11

Следы на снегу.

1

14.12

12

Птицы. Синица. Снегирь.

1

18.12

13

Наблюдения за птицами.

1

21.12

14

Праздники зимы.

1

25.12

15

Обобщение и закрепление полученных знаний. Что ты узнал про зиму ?

1

29.12


3 четверть.



1

Комнатные растения.

1

15.01

2

Учись ухаживать за комнатными растениями.

1

18.01

3

Домашние животные.

1

22.01

4

Дикие животные.

1

25.01

5

Распорядок дня школьника.

1

29.01

6

Части тела человека.

1

01.02

7

Расти здоровым.

1

05.02

8

Правильно ухаживай за волосами.

1

08.02

9

Спорт и его значение в жизни человека.

1

12.02

10

Виды спорта.

1

15.02

11

Этапы жизни человека.

1

19.02

12

Пол. Возраст. Имя, фамилия.

1

22.02

13

Название весенних месяцев. Сезонные изменения в природе весной.

1

26.02

14

Узнай ветки по почкам.

1

01.03

15

Труд людей весной.

1

05.03

16

Животные весной.

1

12.03

17

Растения весной.

1

15.03

18

Что ты узнал про весну? Когда это бывает?

1

19.03

19

Обобщение и закрепление полученных знаний.

1

22.03


4 четверть.



1

Насекомые. Внешний вид, образ жизни, питание.

1

02.04

2

Насекомые-вредители.

1

05.04

3

Состояние природы и её влияние на здоровье человека.

1

09.04

4

Забота человека о чистоте воды, воздуха, забота о земле.

1

12.04

5

Птицы нашего края.

1

16.04

6

Перелётные птицы.

1

19.04

7

Птицы дикие.

1

23.04

8

Жуки.

1

26.04

9

Их надо беречь. Растения , занесённые в Красную книгу.

1

28.04

10

Что такое заповедник ?

1

03.05

11

Лето. Названия летних месяцев. Изменения в природе летом.

1

07.05

12

Праздники весны.

1

10.05

13

Животные летом.

1

14.05

14

Растения летом.

1

17.05

15

Труд людей летом.

1

21.05

16

Повторение : живая и неживая природа.

1

24.05

Итого: 66 уроков
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!