СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Специальная индивидуальная программа развития по профессионально – трудовому обучению (цветоводство и декоративное садоводство) , 7 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Специальная индивидуальная программа развития по профессионально – трудовому обучению (цветоводство и декоративное садоводство) , 7 класс»


Профессионально-трудовое обучение

(цветоводство и декоративное садоводство 7Акл.)

Учитель: М.Н. Драбцова


Специальная индивидуальная программа развития по профессионально – трудовому обучению (цветоводство и декоративное садоводство) в 7А классе (класс со сложной структурой дефекта) разработана на основе Программы Министерства образования РФ для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида: 5-9 кл., под ред. В.В. Воронковой на один учебный год.

Программа рассчитана на подготовку учащихся школы к ручному труду на цветоводческом участке. Занятия по трудовому обучению для детей с нарушением интеллекта направлены на изучение школьниками теоретического материала, приемов работы и отработку практических навыков по общему курсу выбранной специальности: цветоводство и декоративное садоводство.

Трудовое обучение, как учебный предмет, является одним из ведущих в системе подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья, так как от его усвоения во многом зависит формирование социального опыта и поведения учащихся с ОВЗ, практическая подготовка к самостоятельной жизни и труду. Практическая и коррекционная направленность обучения предмету обусловливает его специфику: все получаемые учащимися знания, являются практически значимыми, способствующими формированию знаний, умений и навыков для их социальной адаптации и реабилитации.

Настоящая программа для Иванова Антона составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные знания.

Программа направлена на достижение следующих целей:

  • освоение технологических знаний, организации труда, снижение негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека;

  • овладение трудовыми и специальными умениями, безопасными приемами труда; социально-трудовая адаптация на основе профессионального самоопределения; навыками по уходу за цветковыми растениями.

  • развитие познавательных интересов, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач, к анализу трудового процесса; расширение кругозора учащихся в области комнатного цветоводства и декоративного садоводства.

  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда. бережного отношения к природе, чувство прекрасного, развитие познавательного интереса детей, повышение экологической грамотности.

Задачи:

  • формирование профессионально-трудовых умений и навыков; знаний по выращиванию цветковых растений, кустарников, уборке и хранению плодов и семян.

  • развитие интереса к изучению растений; развитие чувства прекрасного, художественного вкуса (при оформлении клумб, рабаток, цветников);

  • воспитание положительного отношения к труду.


Главный принцип в работе с глубоко отсталыми детьми – её практическая направленность. И учеба, и воспитание должны всецело содействовать выявлению возможностей, позволяющих подготовить детей к доступным для них видам труда.

В ходе обучения Антон овладевает элементарными трудовыми навыками, необходимыми для выполнения несложных работ в особо созданных условиях. От того, как будет организовано трудовое обучение, зависит будущая судьба детей с выраженной умственной отсталостью.

Антон- ребенок аутист, поэтому требует к себе особые внимание и подход. Внимание рассеянное, с трудом переключается, повышенная отвлекаемость во время урока. На уроках часто встает и ходит по кабинету. Иногда пытается выйти из кабинета. Память механическая, кратковременная, воспроизведение неточное. Мышление замедленное, тугоподвижное. Процессы анализа и синтеза не сформированы. Выполняет задания выборочно, часто отказывается от заданий. Причинно-следственные связи не устанавливает. Не понимает смысла самых простых загадок и метафор. Словарный запас беден и качественно неполноценен, связной речью не пользуется, на вопросы отвечает не задумываясь и односложно. Обучающийся испытывает затруднения при ориентировке в задании и планировании. Антон знает некоторые цветковые растения, но не любит цветковые растения и ухаживать за ними. Навыки работы садовым инструментом не сформированы. Во время выполнения трудовых операций часто отвлекается, работоспособность снижена, необходимы частые паузы для отдыха. Наблюдается двигательная неловкость и нарушение мелкой моторики. Во всех видах деятельности проявляется заторможенность. Практическую работу выполняет медленно и с помощью учителя. Необходимо продолжить работу по формированию трудовых навыков.

Трудовая подготовка имеет большое значение и для формирования положительных личностных качеств Антона. Надо отметить, что многие нравственные понятия не доступны глубоко отсталым детям. Вместе с тем, в процессе труда, у них могут быть выработаны такие положительные качества, как привычка к трудовому усилию, способность работать в коллективе, что очень важно для их дальнейшей социальной адаптации.

Эффективность достижения целей во многом зависит от правильно выбранных методов обучения и воспитания. Под методами обучения и воспитания понимаются способы работы учителя, в процессе которой происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, формируются познавательные способности.

Вербальные методы- рассказы, беседы, объяснения, лекции, а так использование книг, учебников, справочников, журналов мод, карточек.

Наглядные методы- наблюдение натуральных объектов или в масштабе, в журналах, явлений, процессов или изображений (макетов, рисунков, фотографий, таблиц, фильмов).

Практические методы – упражнения, решение практических задач, выполнение трудовых заданий.

Обучение цветоводству и декоративному садоводству носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, с жизнью, готовит учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию этих знаний в нестандартных ситуациях.

Трудовое обучение в школе для детей с ОВЗ современная дидактика рассматривает как системный процесс, включающий этапы первичного усвоения знаний, а затем последующего их расширения и закрепления, осуществляемый на основе общих дидактических принципов: доступности, научности, систематичности, сознательности, наглядности, связи теории с практикой, прочности усвоения знаний, умений и навыков. Особое место отводится принципу коррекции умственных недостатков посредствам индивидуального и дифференцированного подхода.

Формы организации трудового обучения.

Трудовое обучение в школе для детей с ОВЗ организуется в различных формах: проводятся учебные занятия, факультативы, кружковая работа.

Основной формой организации трудового обучения учащихся является учебное занятие продолжительностью 3 учебных часа. Кроме того, проводятся экскурсии.

Учебное занятие по труду в дидактическом отношении приравнивается к уроку, поэтому к нему предъявляются такие же требования, как к любому уроку по общеобразовательным предметам.

Типы занятий

Типы занятий по трудовому обучению различаются по соотношению изучаемого на них теоретического и практического материала.

Теоретические занятия

Основная цель теоретических занятий состоит в формировании у обучающихся профессиональных знаний (технических, технологических и др.).

По содержанию теоретические занятия можно разделить на следующие группы:

1. Изучение устройства орудий труда.

2. Знакомство со свойствами материалов.

3. Первоначальное усвоение новых технологических операций.

4. Изучение производственных технологических процессов.

Комплексные практические работы

Комплексные практические работы - это такие практические занятия, на которых решается комплекс задач обучения труду: происходит усвоение известных ранее знаний учащихся путем применения их при выполнении трудовых заданий, формируется комплекс трудовых умений (начиная от ориентировки в трудовых заданиях, кончая заключительным контролем результатов работы), усваиваются новые трудовые приемы и приобретаются навыки выполнения трудовых операций.

Виды контроля. Самостоятельные работы.

Самостоятельные работы — это такие практические занятия, на которых учащиеся совершенно самостоятельно выполняют трудовые задания: самостоятельно анализируют объект предстоящей работы, составляют план выполнения задания, исполняют его и контролируют ход и результаты своей работы.

Самостоятельные работы выполняются в конце I-III четвертей. В конце IV четверти выполняется контрольная работа.

ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

В системе учёта знаний используются следующие виды контроля:

выполнение самостоятельных, контрольных, лабораторных и практических работ.

Количество часов, отведенных на изучение той или иной темы, определяется исходя из уровня подготовленности учащихся, их индивидуальных возможностей. В 7 классе на изучение учебного материала по профессионально – трудовому обучению (цветоводство и декоративное садоводство) отводится 396часов.

Предлагаемая программа имеет коррекционно-развивающую направленность, адаптирует учащихся к самостоятельной трудовой деятельности в обществе.

Ожидаемые результаты


Планируемый уровень знаний к концу учебного года:


Организацию рабочего места

Инструменты и приспособления для работы в цветнике

Названия цветковых растений

Виды цветника

Культурные и дикорастущие цветковые растения: виды, разница между ними

Признаки созревания плодов и семян цветковых растений

Бумажный пакет для семян: назначение

Использование объемных предметов (наперстка, чайной или столовой ложки) для фасовки семян.

Правила и приемы полива комнатного растения.

Определение влажности почвы в горшке и кадке (на ощупь).

Уход за рассадой

Планируемый уровень умений к концу учебного года:


Зарисовывать и раскрашивать цветковые растения;

Собирать семена и плоды;

Работать лопатой, садовой пилой;

Ухаживать за садовыми дорожками и площадками;

Расфасовывать семена по пакетам;

Поливать комнатные растения;

Заполнять цветочный горшок земляной смесью;

Сеять семена.

Пользоваться мерными инструментами;

Выращивать канны, петунии;

Срезать стебли и верхушки у растений;

Ухаживать за молодой посадкой;

Выполнять зимние и весенние работы в скверах и парках;

Распознавать виды цветников;

Работать с пикировочным ящиком;

Размножать и высаживать комнатные растения;

Работать с посевным ящиком;

Выполнять черенкование комнатных растений;

Разбивать цветник, выращивать однолетние цветковые растения;

Ухаживать за комнатными растениями.



Данная адаптированная образовательная программа разработана для Иванова Степана, обучающегося 7А класса (класс для детей с глубокой умственной отсталостью).

Степан- ребенок с аутоподобным поведением. Речь сохранна, владеет связной речью, развернутой речью не пользуется. Отвечает на вопросы. Внимание у мальчика рассеянное, неустойчивое, непроизвольное, трудно привлекаемое на долгое время. Мальчик часто встает и ходит по кабинету. Память наглядно-образная, механическая. Изученный материал быстро забывается. Требуется многократное повторение задания. Мыслительные процессы нарушены, преобладает наглядно-действенное мышление. Временные понятия и пространственные представления развиты фрагментарно. Эмоции упрощены, нестабильны.

Обучающийся испытывает значительные затруднения при ориентировке в задании и планировании, что проявляется в большом количестве ошибок при выполнении новых заданий. Наблюдается двигательная неловкость и нарушение мелкой моторики. Во всех видах деятельности проявляется заторможенность. Практическую работу Степан выполняет очень медленно. Трудовые навыки и умения находятся в стадии формирования. Во время выполнения трудовых операций очень быстро утомляется, работоспособность снижена, необходимы частые паузы для отдыха. Во всех видах практической деятельности требуется направляющая и стимулирующая помощь учителя.

Рабочая программа направлена на достижение следующих целей:

  • освоение технологических знаний, организации труда, снижение негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека;

  • овладение трудовыми и специальными умениями, безопасными приемами труда; умениями рациональной организации трудовой деятельности;

  • развитие познавательных интересов, пространственного воображения, творческих, коммуникативных и организаторских способностей, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач, к анализу трудового процесса;

  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда.

Задачи:

-формирование прочных профессионально-трудовых умений и навыков;

-развитие мышления, способности к пространственному анализу;

-формирование эстетических представлений и вкуса;

-воспитание культуры труда и умение использовать в практической деятельности общеобразовательных знаний и навыков.

-формирование практических умений по выращиванию растений и уходу за ними.

-формирование практических умений, связанных с проведением наблюдений и опытов, с оценкой окружающей среды.

-развитие интереса учащихся к изучению растений.

-формирование у учащихся ответственного отношения к труду, к окружающей среде, к деятельности по её сохранению и улучшению.

-развитие интереса школьников к профессиям, связанным с выращиванием и уходом растений.

-озеленение территории и здания школы.

Для эффективности достижения целей используются следующие методы:

Вербальные методы - рассказы, беседы, объяснения, лекции, а так использование книг, учебников, справочников, карточек.

Наглядные методы - наблюдение натуральных объектов или в масштабе, в журналах, явлений, процессов или изображений (макетов, рисунков, фотографий, таблиц, фильмов).

Практические методы – упражнения, решение практических задач, выполнение трудовых заданий.

Трудовое обучение в специальной (коррекционной) школе современная дидактика рассматривает как системный процесс, включающий этапы первичного усвоения знаний, а затем последующего их расширения и закрепления, осуществляемый на основе общих дидактических принципов: доступности, научности, систематичности, сознательности, наглядности, связи теории с практикой, прочности усвоения знаний, умений и навыков. Особое место отводится принципу коррекции умственных недостатков посредствам индивидуального и дифференцированного подхода. Первостепенное внимание уделяется правильности выполнения обучающимися практических умений и технологических приемов. С этой целью организуются занятия практического повторения, во время которых обучающиеся выполняют изученные виды работ.

Коррекционная работа включает следующие направления:


  • развитие восприятия, представлений, ощущений;

  • развитие всех видов памяти и внимания;

- развитие пространственных представлений и ориентации;

- развитие различных видов мышления: наглядно-образного, словесно-логического;

- развитие основных мыслительных операций: умение сравнивать, анализировать; выделять сходство и различие понятий, умение работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность;

  • коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца, формирование адекватности чувств, формирование умения анализировать свою деятельность;

  • коррекция развития речи: монологической речи; диалогической, обогащение словаря.

Основной формой организации трудового обучения обучающихся является учебное занятие продолжительностью 3 учебных часа.

Учебное занятие в дидактическом отношении приравнивается к уроку, поэтому к нему предъявляются такие же требования, как к любому уроку по общеобразовательным предметам.


Требования, предъявляемые к учебному занятию:

      1. Целенаправленность занятий.

      2. Оптимальность объема учебного материала, подбираемого для каждого занятия.

      3. Соблюдение дидактических этапов занятия. Обучение — структурный процесс, поэтому каждое занятие должно иметь четко выраженную структуру, или дидактические этапы (повторение пройденного, изучение нового материала, закрепление, подведение итогов). Структура занятия зависит от содержания учебного материала, педагогических целей и организационных условий.

      4. Соответствие методов обучения дидактическим целям и содержанию учебного материала.

      5. Рациональное использование учебного времени.

      6. Индивидуальный подход в обучении.

Типы занятий

Теоретические занятия

Основная цель теоретических занятий состоит в формировании у обучающихся доступных трудовых знаний.

Комплексные практические работы

Комплексные практические работы — это такие практические занятия, на которых решается комплекс задач обучения труду: происходит усвоение известных ранее знаний учащихся путем применения их при выполнении трудовых заданий, формируется комплекс трудовых умений (начиная от ориентировки в трудовых заданиях, кончая заключительным контролем результатов работы), усваиваются новые трудовые приемы и приобретаются навыки выполнения трудовых операций.

Самостоятельные

Самостоятельные работы — это такие практические занятия, на которых обучающиеся совершенно самостоятельно выполняют трудовые задания: самостоятельно анализируют объект предстоящей работы, составляют план выполнения задания, исполняют его и контролируют ход и результаты своей работы.

Самостоятельные работы выполняются в конце III и IV четверти.

Изучение тем учебных предметов, объединенных в данной рабочей программе, опирается на такие учебные дисциплины, как математика, биология, изобразительное искусство, естествознание, письмо и развитие речи и другие. Таким образом, при изучении учебного материала осуществляется межпредметная интеграция.

Технологии обучения: игровые моменты, релаксационные упражнения, лабораторные работы, элементы программированного обучения, беседа, индивидуальный и дифференцированный подход.

Курс обучения в рамках данной программы направлен на достижение целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно- коммуникативного, деятельностного подходов к трудовому обучению.



Формы промежуточной аттестации:

В системе учёта знаний используются следующие виды контроля:

  • Самостоятельная работа

  • Контроль и учёт теоретических знаний обучающихся по отдельным разделам осуществляется учителем путём бесед и устного опроса; контроль и учет практических навыков и умений осуществляется путём наблюдения.



Ожидаемые результаты


Планируемый уровень знаний к концу учебного года:


Организацию рабочего места;

Инструменты и приспособления для работы в цветнике;

Названия цветковых растений;

Многолетние и однолетние цветковые растения;

Органические и минеральные удобрения;

Виды цветника;

Культурные и дикорастущие цветковые растения: виды, разница между ними.

Виды однолетнего цветкового растения с крупными семенами

Признаки созревания плодов и семян цветковых растений

Бумажный пакет для семян: назначение

Использование объемных предметов (наперстка, чайной или столовой ложки) для фасовки семян.

Правила и приемы полива комнатного растения.

Определение влажности почвы в горшке и кадке (на ощупь).

Уход за рассадой.

Планируемый уровень умений к концу учебного года:


Зарисовывать и раскрашивать цветковые растения;

Собирать семена и плоды;

Работать лопатой, садовой пилой;

Ухаживать за садовыми дорожками и площадками;

Расфасовывать семена по пакетам;

Поливать комнатные растения;

Заполнять цветочный горшок земляной смесью;

Сеять семена.

Пользоваться мерными инструментами;

Выращивать лилейные растения;

Выращивать канны, петунии;

Проводить ремонт садовой дорожки;

Срезать стебли и верхушки у растений;

Ухаживать за молодой посадкой;

Распознавать органические удобрения;

Выполнять зимние и весенние работы в скверах и парках;

Распознавать минеральные удобрения;

Распознавать виды цветников;

Работать с пикировочным ящиком;

Размножать и высаживать комнатные растения;

Работать с посевным ящиком;

Выполнять черенкование комнатных растений;

Разбивать цветник, выращивать однолетние цветковые растения;

Ухаживать за комнатными растениями.



ПРОГРАММА ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОМУ ОБУЧЕНИЮ

(Цветоводство и декоративное садоводство)

12 часов в неделю

I четверть

Вводное занятие

Анализ состояния растений (в школьном цветнике). Задачи обучения в предстоящем году. Цветочное оформление и состояние растений и городском парке. Организация трудовой учебной группы.

Выкопка петунии крупноцветковой с махровыми цветками

Объект работы. Петуния крупноцветковая.

Теоретические сведения. Петуния мелкоцветковая и крупноцветковая, в том числе с махровыми цветками. Сохранность махро­вости цветков (при вегетативном размножении полная, при семен­ном - неполная). Особенности плодов и семян петунии.

Практические работы. Подготовка цветочных горшков для посадки петуний. Насыпка земляной смеси на дно горшков. Выбор и полив растений с махровыми цветками. Осторожная выкопка петунии с махровыми цветками вместе с комом земли. Посадка растений в подготовленные горшки, подсыпка почвы, полив. Рас­становка цветочных горшков с растениями в комнатах.

Сбор семян однолетних цветковых растений, выращиваемых из рассады

Объект работы. Цветочные семена.

Теоретические сведения. Однолетние цветковые растения, вы­ращиваемые в местных условиях с помощью рассады; декоративные качества, биологические особенности, сроки созревания семян. Подготовка этих растений к сбору семян. Приемы сбора сухих пло­дов с семенами.

Умения. Срезка стеблей и верхушек у растений.

Практические работы. Выбор растений для сбора семян. Сбор созревших плодов на цветущих растениях. Срезка цветущих верху­шек некоторых растений для ускоренного созревания семян. Срезка стеблей у этих растений, укладка в картонные коробки и установка в светлое проветриваемое помещение для просушки.

Пересадка красоднева, зимующего в открытом грунте

Объект работы. Красноднев (лилейник).

Теоретические сведения. Лилия, выращиваемая в местных ус­ловиях: вид, характеристика. Продолжительность роста лилий на одном месте. Необходимость пересадки лилий. Приемы выкопки и посадки луковиц. Подготовка лунок под посадки. Расстояния меж­ду рядами и растениями при посадке.

Умения. Выращивание лилейного растения. Мульчирование почвы.

Практические работы. Вскапывание почвы и внесение перегноя. Разметка рядков. Выкопка лунок, насыпка в них чистого песка. Выкопка луковиц лилии на старой посадке: подкапывание куста, выемка луковиц без повреждения корней, отходящих от донца лу­ковиц. Легкое подсушивание луковиц. Удаление поврежденных чешуи. Намачивание луковиц перед посадкой. Посадка луковиц донцем строго на песок. Расправление корней. Засыпка почвой. Мульчирование торфом. Поздней осенью укрытие торфяной крош­кой на высоту дс5 10 см и ширину до 25 см.

Осенний уход за кустарниками

Объект работы. Кустарник.

Теоретические сведения. Кустарники для озеленения в местных условиях: свойства, отличительные признаки. Приемы ухода за кустарниками. Инструменты для этого. Правила безопасной работы с садовыми пилой и ножницами.

Умение. Работа садовой пилой.

Практические работы. Вырезка сухих стеблей садовой пилой. Вырезка других стеблей по указанию учителя.

Практическое повторение

Виды работы. Заготовка почвенных смесей. Осенние работы в цветнике. Уход за комнатными растениями.

Самостоятельная работа

Разметка рядков и подготовка лунок. Посадка луковиц лилей­ного растения.

II четверть

Вводное занятие

Многолетние цветковые растения

Теоретические сведения. Многолетнее цветковое растение: харак­теристика, виды (декоративные качества, биологические особенности). Сравнение незимующих в открытом грунте растений (канн, георгинов, гладиолусов и др.) с зимующими. Характеристика канны.

Наглядное пособие. Натуральная канна.

Выкопка корневища канны

Объект работы. Канна.

Теоретические сведения. Канна: строение растения, размноже­ние (делением корневища и корневыми отпрысками). Сроки выкопки корневища канны. Условия хранения корневища канны. Приемы посадки канны.

Умения. Выращивание канны.

Практические работы. Подкапывание куста канны со всех сто­рон Выкопка корневищ. Осмотр куста. Удаление листьев. Срезка стеблей с оставлением пеньков. Укладка корневищ с комом земли в ящики плотно друг к другу. Установка ящиков с корневищами на хранение.

Ремонт садовой дорожки

Объект работы. Садовая дорожка.

Теоретические сведения. Садовая дорожка: устройство на раз­личном основании (естественном грунте, щебенчатом и др.), виды повреждения

Умения. Оценка качества работы. Ремонт садовой дорожки.

Практические работы. Осмотр садовой дорожки. Определение вида ремонта. Определение размера выбоин. При необходимости выемка покрытия из основания дорожки на месте выбоины. Заполнение вы­боины шлаком. Полив, уплотнение трамбовкой отремонтированного участка. Устройство уклона. Проверка качества ремонта.

Уход за молодыми посадками зимующих многолетних цветковых растений

Объект работы. Многолетнее цветковое растение.

Теоретические сведения. Уход за молодыми посадками: прави­ла заготовки елочных веток, толщина слоя укрытия. Накопление снега зимой на укрытиях.

Умение. Уход за молодой посадкой.

Практические работы. Обламывание веток елей на местах заго­товки деловой древесины пли нижних ветвей на растущих деревьях. Укрытие рядков короткими ветвями,

Органические удобрения

Теоретические сведения. Удобрение: значение, виды (органи­ческие и минеральные), разница между видами. Виды органическо­го удобрения (навоз, торф, птичий помет, компост). Перегной: по­лучение, назначение. Приготовление компоста. Органические удобрения, используемые в цветоводстве.

Умение. Распознавание органических удобрений.

Наглядные пособия. Разные виды органического удобрения.

Упражнение. Определение вида органического удобрения.

Классификация цветковых культур

Теоретические сведения. Классификационные признаки цвет­кового растения: место выращивания, длительность жизненного цикла, декоративные качества, отношение к зимним холодам и др. Цветковые растения открытого и закрытого грунта, однолетние, двулетние и многолетние. Однолетние цветковые растения красивоцветущие, декоративно-лиственные, вьющиеся, плетистые, сухо­цветы, ковровые. Многолетние цветковые растения, зимующие и незимующие.

Умение. Отнесение цветкового растения к классификационной группе. Зимняя работа в сквере и парке.

Упражнение. Определение цветкового растения.

Практическое повторение

Виды работы. Зимние работы в скверах или парке. Заготовка перегноя. Накопление снега в цветнике. Уход за комнатными расте­ниями.

Самостоятельная работа

Классификация цветковых растений, которые учащиеся выра­щивали в предыдущем году.

III четверть

Вводное занятие

Двулетние цветковые растения

Теоретические сведения. Сравнение цветковых растений с дву­летним циклом развития (настоящие двулетники) и многолетних растений, выращиваемых как двулетние. Двулетние цветковые рас­тения: особенности роста и развития, наиболее известные виды (маргаритки, анютины глазки, незабудка), использование в цветоч­ном оформлении.

Наглядное пособие. Красочное изображение видов двулетних цветковых растений.

Минеральные удобрения

Теоретические сведения. Минеральные удобрения: виды (азот­ное, калийное и фосфорное), внешние признаки, свойства (раство­римость в воде). Хранение. Элементы питания для растений, содер­жащиеся в минеральных удобрениях. Комплексные минеральные удобрения: виды (аммофос, нитрофоска и др.), достоинства. Разли­чие видов минерального удобрения, по цвету, структуре и раствори­мости в воде. Смешивание минеральных удобрений с органически­ми: цель, использование в цветоводстве.

Наглядное пособие. Образцы минерального удобрения.

Экскурсия. Магазин. Ознакомление с ассортиментом минераль­ных удобрений.

Умение. Распознавание минеральных удобрений.

Лабораторная работа. Определение степени растворимости в воде образцов минерального удобрения.

Упражнение. Определение вида минерального удобрения по цвету и растворимости в воде.

Обмолот семян однолетних цветковых растений, выращиваемых из рассады

Объект работы. Цветочные семена.

Теоретические сведения. Рациональные приемы обмолота, очистки и сортировки цветочных семян.

Практические работы. Обмолот, очистка, сортировка семян. Изготовление бумажных пакетов и расфасовка семян.

Виды цветника

Теоретические сведения. Цветник: виды, размещение. Клумба: формы, расположение, разновидности цветочного оформления. Клумба с заменых цветочных растений в течение сезона. Рабатки и бордюры: формы, размеры, размещение, подбор цветковых растений. Групповая посадка: формы, размеры, расположение, подбор цветко­вых растений.

Наглядное пособие. Изображения круглой клумбы, рабатки, бордюра, групповой посадки.

Умение. Распознавание видов цветников.

Упражнение. Определение и вычерчивание вида цветника.

Размножение комнатных растений

Объект работы. Комнатное растение.

Теоретические сведения. Виды комнатного растения: с опадающи­ми листьями и вечнозеленые. Размножение комнатных растений (час­тями побегов, листьями, делением корневищ, пересадкой луковиц и др.). Лучшее время для вегетативного размножения комнатных расте­ний. Правила срезки черенков. Условия укоренения черенков.

Умение. Работа с пикировочным ящиком. Размножение комнат­ных растений и посадка комнатного растения.

Практические работы. Подготовка пикировочных ящиков. За­полнение ящиков земляной смесью. Полив, уплотнение почвы. Нарезка черенков комнатных лиан, герани, бегонии и др. Посадка в ящики и полив черенков. Устройство влажной камеры путем ук­рытия ящиков пленкой по каркасу. Установка камеры на светлое место. Периодический полив черенков. Наблюдение за укоренением черенков. Подготовка цветочных горшков к пересадке растений. Пересадка укорененных растений в горшки.

Посев семян однолетних цветковых растений

Объект работы. Цветочные семена.

Теоретические сведения. Однолетние цветковые растения, для выращивания которых требуется ранний посев семян (львиный зев, георгин однолетний, вербена, петуния, сальвия, флокс однолетний и др.). Сроки посева семян. Состав почвенной смеси. Размер посевных ящиков. Особенности посева семян некоторых из однолетних цветковых растений. Условия для получения равномерных всходов. Уход за сеянцами сразу после исходов. Особенности полива сеянцев.

Умение. Работа с посевным ящиком.

Практические работы. Подготовка ящиков для посевов. Набивка посевных ящиков земляной смесью. Полив почвы. Прогревание ящиков в теплом помещении. Разметка посевных рядков маркером. Насыпка на дно рядка чистого речного песка. Раскладка, заделка песком или почвой, осторожный полив семян. Укрытие пленкой, установка в темное теплое место ящиков. Сразу после всходов снижение температуры, установка ящиков на светлое место. Полив — после подсыхания почвы в междурядья.

Выращивание петунии крупноцветковой в комнатных условиях

Объект работы. Петуния крупноцветковая комнатная.

Теоретические сведения. Характеристика крупноцветковой петунии. Вегетативное размножение крупноцветковой петунии как способ сохранения махровости цветков. Правила нарезки и условия укоренения черенков петунии. Уход за растениями. Пригодность петунии с бахромчатыми цветками для выращивания в комнатных условиях.

Умение. Выращивание петунии. Черенкование комнатных растений.

Практические работы. Подготовка пикировочных ящиков к посадке петуний. Заполнение ящиков (снизу смесью, сверху — крупнозернистым чистым речным песком). Нарезка черенков с двух—трех междоузлии. Посадка черенков в ящики для укоренения. Полив (без попадания на листья и побеги). Установка пикировочных ящиков на светлое место. После укоренения пересадки растений в цветочные горшки.

Подготовка корневища канны к высадке

Объект работы. Канна.

Теоретические сведения. Необходимость заблаговременной подготовки корневищ канн к высадке в открытый грунт.

Практические работы. Выемка из хранилища и установка под стеллажами теплицы ящиков с корневищами канн.

Практическое повторение

Виды работы. Зимние работы в парке или сквере. Накопление снега в цветниках. Уход за комнатными растениями. Снятие зимних укрытий на посадках многолетних цветковых растений.

Самостоятельная работа

Черенкование комнатных растений. Посадка черенков в пики­ровочные ящики.

IV четверть

Вводное занятие

Размещение цветника

Объект работы. Цветник.

Теоретические сведения. Круглая клумба, рабатка, групповая посадка: целесообразность размещения, формы и размеры, подбор цветковых растений. Способы разметки элементов цветочного оформления.

Умение. Разбивка цветника.

Практические работы. Осмотр мест размещения цветников. Выбор вида цветника, который целесообразно разместить в каждом конкретном месте. Подбор цветковых растений для цветника, исхо­дя из того, что имеется в наличии. Разметка круглой клумбы с по­мощью двух колышков и веревки. Разметка прямоугольной или квадратной клумбы и рабатки с помощью мерной ленты, колышков и веревки. Обозначение границ клумб и рабаток канавками или другим способом.

Выращивание рассады цветковых культур

Объект работы. Цветочные семена.

Теоретические сведения. Однолетние цветковые растения, семена которых высевают для получения рассады в более поздние сроки (циния, немезия, астра и др.). Выращивание рассады (с пикировкой и без нее). Условия для получения дружных всходов. Уход за растениями. Закалка растений перед высадкой в открытый фунт.

Умение. Выращивание однолетних цветковых растений.

Практические работы. Подготовка посевных и пикировочных ящиков. Заполнение ящиков почвенной смесью. Полив почвы. Про­гревание ящиков в теплом помещении. Разметка посевных рядков маркером. Разреженный посев цинии в пикировочные ящики. Уг­лубление рядков в посевных ящиках под посев. Раскладка и заделка песком семян астры. Осторожный полив посева. Размещение ящиков в теплом месте. Наблюдение за всходами. После всходов — снижение температуры и установка на светлое место. Полив посева после подсыхания почвы. Пикировка рассады астры. Вынос ящиков с рас­садой на открытый воздух или открытие парника сначала на день, а затем и на ночь.

Подращивание растений канны

Объект работы. Канна.

Теоретические сведения. Канна — теплолюбивое многолетнее цветковое растение. Способы ускорения цветения канны. Деление корневищ и условия подращивания канн перед высадкой в открытый грунт.

Умение. Выращивание канны. Получение деленок.

Практические работы. Подготовка цветочных горшков размером не менее 16 см в диаметре для посадки канн. Заполнение горшков смесью дерновой и перегнойной земли. Деление корневищ канн на части с таким расчетом, чтобы в каждой деленке было по две—три почки. Посадка деленок в цветочные горшки, полив, установка горшков в теплице. Периодический полив посадок. Вынос растений на открытый воздух перед высадкой.


Высадка растений в цветник

Объект работы. Цветник.

Теоретические сведения. Способы посадки разных цветковых растений. Место канны на клумбе. Размещение астр, циний и других однолетних цветковых растений в цветнике. Способы разметки посадочных рядков. Расстояния между растениями при посадке.

Умение. Посадки в цветнике. Весенние работы в парке и сквере.

Практические работы. Вскапывание почвы в цветнике. Рыхле­ние, выравнивание поверхности. Разметка посадочных рядков мар­кером, а также с помощью веревки, колышков и мерной ленты. Углубление посадочной бороздки. Полив рассады в ящиках. Посад­ка растений в лунки, полив. Наблюдения за приживаемостью рас­тений.

Практическое повторение

Виды работы. Уход за кустарниками. Весенние работы в цвет­нике. Уход за комнатными растениями. Уход за зимующими мно­голетними цветковыми растениями.

Самостоятельная работа

Определение места цветкового растения в цветнике. Разметка рядков под посадку. Высадка рассады в цветник.


Учебно-тематическое планирование уроков по цветоводству и декоративному

садоводству в 7А классе ( 396ч )

Разделы (темы)

Кол-

во часов

Контрольные, самостоятельные, лабораторные, практические работы, экскурсии

I

Вводное занятие

12


II

Выкопка петунии крупноцветковой с махровыми цветками

15

Практические работы. Подготовка цветочных горшков для посадки петунии. Насыпка земляной смеси на дно горшков. Выбор и полив растений с махровыми цветками. Осторожная выкопка петунии с махровыми цветками вместе с комом земли. Посадка растений в подготовленные горшки, подсыпка почвы, полив. Расстановка цветочных горшков с растениями в комнатах


III

Сбор семян однолетних цветковых растений, выращиваемых из рассады

12

Практические работы. Выбор растений для сбора семян. Сбор созревших плодов на цветущих растениях. Срезка цветущих верхушек некоторых растений для ускоренного созревания семян. Срезка стеблей у этих растений, укладка в картонные коробки и установка в светлое проветриваемое помещение для просушки.


IV

Пересадка красоднева, зимующего в открытом грунте.






24

Практические работы. Вскапывание почвы и внесение перегноя. Разметка рядков. Выкопка лунок, насыпка в них чистого песка. Выкопка луковиц лилии на старой посадке: подкапывание куста, выемка луковиц без повреждения корней, отходящих от донца луковиц. Легкое подсушивание луковиц. Удаление повреждённых чешуй. Намачивание луковиц перед посадкой. Посадка луковиц донцем строго на песок. Расправление корней. Засыпка почвой. Мульчирование торфом. Поздней осенью укрытие торфяной кромкой на высоту до 10см и ширину до 25 см.


V

Практическое повторение.

81

Виды работы. Заготовка почвенных смесей. Осенние работы в цветнике. Уход за комнатными растениями.

Виды работы. Изготовление бумажного пакета. Узнавание семян указанного учителем цветочного растения. Выделение их из семенной смеси и фасовка узнанных семян в пакет.

Виды работы. Расчистка дорожек и площадок от снега на школьном дворе. Уход за комнатными растениями. Изготовление бумажных пакетов для расфасовки семян.

Виды работы. Весенние работы в цветнике. Уход за комнатными растениями

Самостоятельная работа по теме «Разметка рядков и подготовка лунок. Посадка луковиц лилейного растения».

Самостоятельная работа по теме « Классификация цветовых растений, которые учащиеся выращивали в предыдущем году».

Самостоятельная работа по теме «Черенкование комнатных растений. Посадка черенков в пикировочные ящики».

Самостоятельная работа по теме «Определение места цветкового растения в цветнике. Разметка рядков под посадку. Высадка рассады в цветнике».

VI

Осенний уход за кустарниками.


12

Практические работы. Вырезка сухих стеблей садовой пилой. Вырезка других стеблей по указанию учителя.

.

VII

Многолетние цветковые растения.


6

Наглядное пособие. Натуральная канна.

VIII

Выкопка корневища канны

12

Практические работы. Подкапывание куста канны со всех сторон. Выкопка корневищ. Осмотр куста. Удаление листьев. Срезка стеблей с оставлением пеньков. Укладка корневищ с комом земли в ящики плотно друг к другу. Установка ящиков с корневищами на хранение.


IX

Ремонт садовой дорожки.

12

Практические работы. Осмотр садовой дорожки. Определение вида ремонта. Определение размера выбоин. При необходимости выемка покрытия из основания дорожки на месте выбоины. Заполнение выбоины шлаком. Полив, уплотнение трамбовкой отремонтированного участка. Устройство уклона. Проверка качества ремонта.


X


Уход за молодыми посадками зимующих многолетних цветковых растений.

9

Практические работы. Обламывание веток елей на местах заготовки деловой древесины или нижних ветвей на растущих деревьях. Укрытие рядков короткими ветвями.

XI

Органические удобрения

9

Наглядные пособия. Разные виды органического удобрения. Упражнение. Определение вида органического удобрения.

XII

Классификация цветковых культур


12

Упражнение. Определение цветкового растения.

XIII

Двулетние цветковые растения


9

Наглядное пособие. Красочное изображение видов двулетних цветковых растений.


XIV

Минеральные удобрения

21

Наглядное пособие. Образцы минерального удобрения. Экскурсия. Магазин. Ознакомление с ассортиментом минеральных удобрений. Лабораторная работа. Определение степени растворимости в воде образцов минерального удобрения. Упражнение. Определение вида минерального удобрения по цвету и растворимости в воде.

XV

Обмолот семян однолетних цветковых растений, выращиваемых из рассады


6

Практические работы. Обмолот, очистка, сортировка семян. Изготовление бумажных пакетов и расфасовка семян


XVI

Виды цветника


15

Наглядное пособие. Изображения круглой клумбы, рабатки, бордюра, групповой посадки. Упражнение. Определение и вычерчивание вида цветника.

XVII

Размножение комнатных растений

21

Практические работы. Подготовка пикировочных ящиков. Заполнение ящиков земляной смесью. Полив, уплотнение почвы. Нарезка черенков комнатных лиан, герани, бегонии и др. Посадка в ящики и полив черенков. Устройство влажной камеры путём укрытия ящиков плёнкой по каркасу. Установка камеры на светлое место. Периодический полив черенков. Наблюдение за укоренением черенков. Подготовка цветочных горшков к пересадке растений. Пересадка укоренённых растений в горшки.


XVIII

Посев семян однолетних цветковых растений


21

Практические работы. Подготовка ящиков для посевов. Набивка посевных ящиков земляной смесью. Полив почвы. Прогревание ящиков в теплом помещении. Разметка посевных рядков маркером. Насыпка на дно рядка чистого речного песка. Раскладка, заделка песком или почвой, осторожный полив семян. Укрытие пленкой, установка в темное теплое место ящиков. Сразу после всходов снижение температуры, установка ящиков на светлое место. Полив - после подсыхания почвы в междурядья.


XIХ

Выращивание петунии крупноцветковой в комнатных условиях


15

Практические работы. Подготовка пикировочных ящиков к посадке петуний. Заполнение ящиков ( снизу смесью, сверху – крупнозернистым речным песком). Нарезка черенков с двух – трех междоузлий. Посадка черенков в ящики для укоренения. Полив ( без попадания на листья и побеги). Установка пикировочных ящиков на светлое место. После укоренения пересадки растений в цветочные горшки.


Подготовка корневища канны к высадке


3

Практические работы. Выемка из хранилища и установка под стеллажами теплицы ящиков с корневищами канн.


XХI

Размещение цветника

18

Практические работы. Осмотр мест размещения цветников. Выбор вида цветника, который целесообразно разместить в каждом конкретном месте. Подбор цветковых растений для цветника. Исходя из того, что имеется в наличии. Разметка круглой клумбы с помощью двух колышков и веревки. Разметка прямоугольной или квадратной клумбы и рабатки с помощью мерной ленты, колышков и веревки. Обозначение границ клумб и рабаток канавками или другим способом.


ХХII

Выращивание рассады цветковых культур

24

Практические работы. Подготовка посевных и пикировочных ящиков. Заполнение ящиков почвенной смесью. Полив почвы. Прогревание ящиков в теплом помещении. Разметка посевных рядков маркером. Разреженный посев цинии в пикировочные ящики. Углубление рядков в посевных ящиках под посев. Раскладка и заделка песком семян астры. Осторожный полив посева. Размещение ящиков в теплом месте. Наблюдение за всходами. После всходов – снижение температуры и установка на светлое место. Полив посева после подсыхания почвы. Пикировка рассады астры. Вынос ящиков с рассадой на открытый воздух или открытие парника сначала на день, а затем и на ночь.


ХХIII

Подращивание растений канны

12

Практические работы. Подготовка цветочных горшков размером не менее 16 см в диаметре для посадки канн. Заполнение горшков смесью дерновой и перегнойной земли. Деление корневищ канн на части с таким расчетом, чтобы в каждой деленке было по две _ три почки. Посадка делёнок в цветочные горшки, полив, установка горшков в теплице. Периодический полив посадок. Вынос растений на открытый воздух перед высадкой.


ХХIV

Высадка растений в цветник

18

Практические работы. Вскапывание почвы в цветнике. Рыхление, выравнивание поверхности. Разметка посадочных рядков маркером, а также с помощью веревки, колышков и мерной ленты. Углубление посадочной бороздки. Полив рассады в ящиках. Посадка растений в лунки, полив. Наблюдения за приживаемостью растений. Самостоятельная работа.

Определение места цветкового растения в цветнике. Разметка рядков под посадку. Высадка рассады в цветник.


Всего


396


Учебно-тематическое планирование (7А кл.)


Тема

Кол-во

часов

Дата


Iчетверть

96


1

Вводное занятие. Анализ состояния растений (в школьном цветнике). Задачи обучения в предстоящем году.

Цветочное оформление и состояние растений в городском парке.

Организация трудовой учебной группы

3

02.09


Выкопка петунии крупноцветковой с махровыми цветками

15


2

Петуния мелкоцветковая.

Пр. р. Подготовка цветочных горшков для посадки петунии.

Пр. р. Насыпка земляной смеси на дно горшков.

3

03.09

3

Петуния крупноцветковая.

Пр. р. Подготовка цветочных горшков для посадки петунии.

Пр. р. Насыпка земляной смеси на дно горшков.

3

04.09

4

Петуния с махровыми цветками.

Пр. р. Выбор и полив растений с махровыми цветками.

Пр. Зарисовка петунии с махровыми цветками.

3

06.09

5

Сохранность махровости цветков (при вегетативном размножении полная).

Пр. р. Осторожная выкопка петунии с махровыми цветками вместе с комом земли.

Пр. р. Посадка растений в подготовленные горшки, подсыпка почвы, полив.

3

09.09

6

Особенности плодов и семян петунии.

Пр. р. Полив петунии, подсыпка почвы.

Пр. р. Расстановка цветочных горшков с растениями в комнатах.

3

10.09


Сбор семян однолетних цветковых растений, выращиваемых из рассады


12


7

Однолетние цветковые растения, выращиваемые в местных условиях с помощью рассады.

Пр. р. Выбор растений для сбора семян.

Пр. р. Сбор созревших плодов на цветущих растениях.

3

11.09

8

Однолетние цветковые растения: сроки созревания семян.

Пр. р. Срезка цветущих верхушек некоторых растений для ускоренного созревания семян.

Пр. р. Срезка цветущих верхушек растений для ускоренного созревания семян.

3

13.09

9

Подготовка этих растений к сбору семян.

Пр. р. Срезка стеблей у этих растений.

Пр. р. Укладка в картонные коробки.

3

16.09

10

Приёмы сбора сухих плодов с семенами.

Пр. р. Укладка в картонные коробки стеблей.

Пр. р. Установка в светлое проветриваемое помещение для просушки.

3

17.09


Пересадка красоднева, зимующего в открытом грунте

24


11

Лилия, выращиваемая в местных условиях: вид.

Пр. р. Вскапывание почвы.

Пр. р. Внесение перегноя.

3

18.09

12

Лилия, выращиваемая в местных условиях: характеристика.

Пр. р. Мульчирование почвы.

Пр. р. Разметка рядков.

3

20.09

13

Продолжительность роста лилий на одном месте.

Пр. р. Выкопка луковиц лилии на старой посадке: подкапывание куста.

Пр. р. Выемка луковиц без повреждения корней, отходящих от донца луковиц.

3

23.09

14

Расстояния между рядами при посадке.

Пр. р. Разметка рядков.

Пр. р. Выкопка лунок, насыпка в них чистого песка.

3

24.09

15

Необходимость пересадки лилий. Приёмы выкопки луковиц.

Пр. р. Легкое подсушивание луковиц.

Пр. р. Удаление повреждённых чешуй.

3

25.09

16

Приёмы посадки луковиц.

Пр. р. Намачивание луковиц перед посадкой.

Пр. р. Посадка луковиц донцем строго на песок.

3

27.09

17

Подготовка лунок под посадки.

Пр. р. Расправление корней. Засыпка почвой.

Пр. р. Мульчирование торфом.

3

30.09

18

Расстояния между растениями при посадке.

Пр. р. Поздней осенью укрытие торфяной кромкой на высоту до 10см и ширину до 25 см.

Пр. р. Подготовка лилий к зимовке.

3

01.10


Осенний уход за кустарниками

12


19

Кустарники для озеленения в местных условиях: свойства.

Пр. р. Работа садовой пилой.

Пр. р. Правила техники безопасности при работе садовой пилой.

3

02.10

20

Кустарники для озеленения в местных условиях: отличительные признаки.

Пр. р. Зарисовка кустарников в альбоме.

Пр. р. Распознавание кустарников.

3

04.10

21

Приёмы ухода за кустарниками. Инструменты для этого.

Пр. р. Вырезка сухих стеблей садовой пилой.

Пр. р. Уборка стеблей в определенное место.

3

07.10

22

Правила безопасной работы с садовыми пилой и ножницами.

Пр. р. Вырезка других стеблей по указанию учителя.

Пр. р. Уборка стеблей в определенное место.

3

08.10

23

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ

«Разметка рядков и подготовка лунок. Посадка луковиц лилейного растения».

3

09.10


Практическое повторение

27


24

Площадки на территории школы.

Пр. р. Сгребание опавших листьев.

Пр. р. Подметание дорожек.

3

11.10

25

Приемы и правила ухода за дорожками и площадками школы.

Пр. р. Расчистка дорожек вокруг школы.

Пр. р. Подметание дорожек или выравнивание песком садовых дорожек

3

14.10

26

Утилизация мусора.

Пр. р. Сбор мусора в кучи.

Пр. р. Переноска мусора.

3

15.11

27

Комнатные цветковые растения.

Пр. р. Осмотр и оценка состояния цветов класса.

Пр. р. Полив комнатных растений.

3

16.10

28

Обработка почвы в горшках.

Пр. р. Легкое рыхление почвы вокруг растений.

Пр. р. Полив комнатных растений.

3

18.10

29

Укорачивание стеблей: причины.

Пр. р. Удаление поврежденных стеблей и отмерших листьев.

Пр. р. Рыхление почвы вокруг растений.

3

21.10

30

Самостоятельный выбор приёмов ухода за комнатным растением.

Пр. р. Заготовка поливной воды для отстаивания.

Пр. р. Полив растений.

3

22.10

31

Случаи, когда следует укорачивать стебли.

Пр. р. Удаление, повреждённых стеблей.

Пр. р. Проверка влажности почвы в горшках и кадках.

3

23.10

32

Виды земляных смесей комнатных растений.

Пр. р. Добавка земляной смеси по необходимости.

Пр. р. Полив растений.

3

25.10


II ЧЕТВЕРТЬ

93


1

Вводное занятие. Содержание обучения в предстоящей четверти.

Организация учебной трудовой деятельности.

Правила техники безопасности.

3

05.11


Многолетние цветковые растения

6


2

Многолетнее цветковое растение: характеристика.

Виды (декоративные качества).

Биологические особенности.

3

06.11

3

Сравнение незимующих в открытом грунте растений (канн, георгинов, гладиолусов и др.), с зимующими.

Характеристика канны.

Натуральная канна.

3

08.11


Выкопка корневища канны

12


4

Канна: строение растения.

Пр. р. Зарисовка канны.

Пр. р. Строение канны.

3

11.11

5

Канна: размножение (делением корневища и корневыми отпрысками).

П. р. Подкапывание куста канны со всех сторон.

Пр. р. Выкопка корневищ.

3

12.11

6

Сроки выкопки корневища канны.

Пр. р. Осмотр куста. Удаление листьев.

Пр. р. Срезка стеблей с оставлением пеньков.

3

13.11

7

Условия хранения корневища канны.

Пр. р. Укладка корневищ с комом земли в ящики плотно друг к другу.

П. р. Установка ящиков с корневищами на хранение.

3

15.11


Ремонт садовой дорожки

12


8

Садовая дорожка: устройство на различном основании (естественном грунте, щебенчатом и др.).

Пр. р. Осмотр садовой дорожки.

Пр. р. Определение вида ремонта.

3

18.11

9

Виды повреждения.

Пр. р. Определение размера выбоин.

Пр. р. При необходимости выемка покрытия из основания дорожки на месте выбоины.

3

19.11

10

Ремонт садовой дорожки.

Пр. р. Заполнение выбоины шлаком.

Пр. р. Полив, уплотнение трамбовкой отремонтированного участка.

3

20.11

11

Оценка качества работы.

Пр. р. Устройство уклона.

Пр. р. Проверка качества ремонта.

3

22.11


Уход за молодыми посадками зимующих многолетних цветковых растений

9


12

Уход за молодыми посадками: правила заготовки елочных веток.

Пр. р. Обламывание веток елей на местах заготовки деловой древесины

Пр. р. Обламывание нижних ветвей на растущих деревьях.

3

25.11

13

Уход за молодыми посадками: толщина слоя укрытия.

Пр. р. Укрытие рядков короткими ветвями.

Пр. р. Накопление снега зимой на укрытиях.

3

26.11

14

Накопление снега зимой на укрытиях.

Пр. р. Уход за молодой посадкой.

Пр. р. Укрытие рядков короткими ветвями.

3

27.11


Органические удобрения

9


15

Удобрение: значение, виды (органические и минеральные), разница между видами.

Перегной: получение, назначение.

Приготовление компоста

3

29.11

16

Виды органического удобрения (навоз, торф).

Птичий помет, компост.

Пр. р. Распознавание органических удобрений.

3

02.12

17

Органические удобрения, используемые в цветоводстве.

Перегной: получение, назначение.

Пр. р. Определение вида органического удобрения.

3

03.12


Классификация цветковых культур

12


18

Классификационные признаки цветкового растения: место выращивания, длительность жизненного цикла.

Декоративные качества, отношение к зимним холодам и др.

Пр. р. Отнесение цветкового растения к классификационной группе.

3

04.12

19

Цветковые растения открытого и закрытого грунта. Однолетние, двулетние и многолетние цветковые растения.

Пр. р. Определение цветкового растения.

3

06.12

20

Однолетние цветковые растения красивоцветущие, декоративно - лиственные, вьющиеся, плетистые, сухоцветы, ковровые.

Пр. р. Отнесение цветкового растения к классификационной группе.

Пр. р. Зарисовка однолетних цветковых растений.

3

09.12

21

Многолетние цветковые растения, зимующие и незимующие.

Пр. р. Зимняя работа в сквере и парке.

Пр. р. Чистка дорожек.

3

10.12


Практическое повторение

27


22

Уход за городским сквером зимой.

Пр. р. Чистка от снега дорожек в сквере.

Пр. р. Чистка от снега площадок.

3

11.12

23

Самостоятельная работа по теме « Классификация цветовых растений, которые учащиеся выращивали в предыдущем году».

3

13.12

24

Уход за городским парком зимой.

Пр. р. Чистка от снега дорожек в парке.

Пр. р. Чистка от снега площадок в парке

3

16.12

25

Обязанности рабочего городского зеленого хозяйства по уходу за территорией зеленых насаждений, закреплённых за ним.

Пр. р. Чистка от снега дорожек.

Пр. р. Чистка от снега площадок

3

17.12

26

Комнатные цветковые растения.

Пр. р. Осмотр и оценка состояния цветов класса.

Пр. р. Полив комнатных растений.

3

18.12

27

Обработка почвы в горшках.

Пр. р. Легкое рыхление почвы вокруг растений.

Пр. р. Полив комнатных растений.


3

20.12

28

Укорачивание стеблей: причины.

Пр. р. Удаление поврежденных стеблей и отмерших листьев.

Пр. р. Рыхление почвы вокруг растений.

3

23.12

29

Самостоятельный выбор приёмов ухода за комнатным растением.

Пр. р. Заготовка поливной воды для отстаивания.

Пр. р. Полив растений.

3

24.12

30

Случаи, когда следует укорачивать стебли.

Пр. р. Удаление, повреждённых стеблей.

Пр. р. Проверка влажности почвы в горшках и кадках.

3

25.12

31

Виды земляных смесей комнатных растений.

Пр. р. Добавка земляной смеси по необходимости.

Пр. р. Полив растений.

3

27.12


III четверть

123


1

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ. Содержание обучения в предстоящей четверти.

Организация учебной трудовой деятельности. Правила техники безопасности.

3

13.01


Двулетние цветковые растения

9


2

Сравнение цветковых растений с двулетним циклом развития (настоящие двулетники) и многолетних растений, выращиваемых как двулетние.

Пр. р. Зарисовка многолетних растений (настоящие двулетнии).

Пр. р. Зарисовка многолетних растений, выращиваемых как двулетние.

3

14.01

3

Двулетние цветковые растения: особенности роста и развития.

Наиболее известные виды (маргаритки, анютины глазки, незабудка).

Пр. р. Зарисовка двулетних цветковых растений.

3

15.01

4

Использование в цветочном оформлении двулетних цветковых растений.

Пр. р. Красочное изображение видов двулетних цветковых растений.

Пр. р. Красочное изображение видов двулетних цветковых растений

3

17.01


Минеральные удобрения

21


5

Минеральные удобрения: виды (азотное, калийное, фосфорное).

Минеральные удобрения: внешние признаки, свойства (растворимость в воде).

Пр. р. Распознавание минеральных удобрений

3

20.01

6

Хранение. Элементы питания для растений, содержащиеся в минеральных удобрениях.

Пр. р. Определение вида минерального удобрения по цвету.

Пр. р. Определение вида минерального удобрения по растворимости в воде.


3

21.01

7

Комплексные минеральные удобрения: виды (аммофос, нитрофоска и др.).

Комплексные минеральные удобрения: достоинства.

Пр. р. Распознавание комплексных минеральных удобрений.

3

22.01

8

Различие видов минерального удобрения по цвету, структуре и растворимости в воде.

Пр. р. Определение вида минерального удобрения по цвету.

Пр. р. Определение вида минерального удобрения по растворимости в воде.

3

24.01

9

Смешивание минеральных удобрений с органическими.

Использование в цветоводстве смешенных минеральных удобрений..

Пр. р. Распознавание смешенных минеральных удобрений.

3

27.01

10

Экскурсия. Магазин. Ознакомление с ассортиментом минеральных удобрений.

3

28.01

11

Лабораторная работа. Определение степени растворимости в воде образцов минерального удобрения.

3

29.01


Обмолот семян однолетних цветковых растений, выращиваемых из рассады

6


12

Цветочные семена.

Рациональные приёмы обмолота и очистки цветочных семян.

Пр. р. Обмолот и очистка семян.

3

31.01

13

Рациональные приёмы сортировки цветочных семян.

Пр. р. Изготовление бумажных пакетов.

Пр. р. Сортировка семян и расфасовка в бумажные пакеты.

3

03.02


Виды цветника

15


14

Цветник: виды, размещение.

Пр. р. Определение вида цветника.

Пр. р. Вычерчивание вида цветника.

3

04.02

15

Клумба: формы, расположение.

Разновидности цветочного оформления.

Пр. р. Распознавание видов цветников.

3

05.02

16

Клумба с заменой цветочных растений в течение сезона.

Пр. р. Изображение круглой клумбы.

Пр. р. Изображение квадратной клумбы.

3

07.02

17

Рабатки: формы, размеры, размещение, подбор цветковых растений.

Бордюры: формы, размеры, размещение, подбор цветковых растений

Пр. р. Изображения рабатки, бордюра.

3

10.02

18

Групповая посадка: формы, размеры, расположение.

Подбор цветковых растений.

Пр. р. Изображения групповой посадки.

3

11.02


Размножение комнатных растений

21


19

Виды комнатного растения: с опадающими листьями и вечнозеленые.

Пр. р. Подготовка пикировочных ящиков.

Пр. р. Заполнение ящиков земляной смесью

3

12.02

20

Размножение комнатных растений частями побегов, листьями.

Размножение комнатных растений делением корневищ, пересадкой луковиц и др.

Пр. р. Полив, уплотнение почвы.

3

14.02

21

Правила срезки черенков.

Пр. р. Нарезка черенков комнатной бегонии и др.

Пр. р. Нарезка черенков комнатных лиан, герани.

3

17.02

22

Условия укоренения черенков.

Пр. р. Посадка в ящики.

Пр. р. Полив черенков.

3

18.02

23

Лучшее время для вегетативного размножения комнатных растений.

Пр. р. Устройство влажной камеры путём укрытия ящиков плёнкой по каркасу.

Пр. р. Установка камеры на светлое место.

3

19.02

24

Размножение комнатных растений.

Пр. р. Периодический полив черенков.

Пр. р. Наблюдение за укоренением черенков.

3

21.02

25

Посадка комнатного растения.

Пр. р. Подготовка цветочных горшков к пересадке растений.

Пр. р. Пересадка укоренённых растений в горшки.

3

25.02


Посев семян однолетних цветковых растений

21


26

Однолетние цветковые растения, для выращивания которых требуется ранний посев семян (львиный зев, георгин однолетний, вербена, петуния, сальвия, флокс однолетний и др.).

Сроки посева семян.

Пр. р. Подготовка ящиков для посевов.

3

26.02

27

Состав почвенной смеси.

Пр. р. Набивка посевных ящиков земляной смесью.

Пр. р. Полив почвы.

3

28.02

28

Размер посевных ящиков.

П. р. Полив почвы.

Пр. р. Прогревание ящиков в теплом помещении.

3

02.03

29

Особенности посева семян некоторых из однолетних цветковых растений.

Пр. р. Разметка посевных рядков маркером. Пр. р.Насыпка на дно рядка чистого речного песка.

3

03.03

30

Условия для получения равномерных всходов.

Пр. р. Раскладка, заделка песком или почвой, осторожный полив семян.

Пр. р. Укрытие пленкой, установка в темное теплое место ящиков.

3

04.03

31

Уход за сеянцами сразу после всходов.

Пр. р. Сразу после всходов снижение температуры.

Пр. р. Установка ящиков на светлое место.


06.03

32

Особенности полива сеянцев.

Пр. р. Полив - после подсыхания почвы в междурядья.

Пр. р. Уход за сеянцами.

3

10.03


Выращивание петунии крупноцветковой в комнатных условиях

15


33

Характеристика крупноцветковой петунии.

Пр. р. Подготовка пикировочных ящиков к посадке петуний.

П. р. Заполнение ящиков (снизу смесью, сверху – крупнозернистым речным песком).

3

11.03

34

Вегетативное размножение крупноцветковой петунии как способ сохранения махровости цветков.

Правила нарезки и условия укоренения черенков петунии.

Пр. р. Нарезка черенков с двух – трех междоузлий.

3

13.03

35

Уход за растениями.

Пр. р. Посадка черенков в ящики для укоренения.

Пр. р. Полив (без попадания на листья и побеги).

3

16.03

36

Самостоятельная работа по теме «Черенкование комнатных растений. Посадка черенков в пикировочные ящики».

3

17.03

37

Пригодность петунии с бахромчатыми цветками для выращивания в комнатных условиях.

Пр. р. Установка пикировочных ящиков на светлое место.

Пр. р. После укоренения пересадки растений в цветочные горшки.

3

18.03


Подготовка корневища канны к высадке

3


38

Необходимость заблаговременной подготовки корневищ канн к высадке в открытый грунт.

Пр. р. Выемка из хранилища корневищ канн.

Пр. р. Установка под стеллажами теплицы ящиков с корневищами канн.

3

20.03


Практическое повторение

9


39

Комнатные цветковые растения.

Пр. р. Осмотр и оценка состояния цветов класса.

Пр. р. Полив комнатных растений.

3

23.03

40

Уход за цветником.

П. р. Снятие зимних укрытий на посадках многолетних цветковых растений.

Пр. р. Уборка снега.

3

24.03

41

Обработка почвы в горшках.

Пр. р. Легкое рыхление почвы вокруг растений.

Пр. р. Полив комнатных растений.

3

25.03


IV четверть

84


1

Вводное занятие. Содержание обучения в предстоящей четверти.

Организация учебной трудовой деятельности.

Правила техники безопасности.

3

06.04


Размещение цветника

18


2

Цветник.

П. р. Осмотр мест размещения цветников.

П. р. Выбор вида цветника, который целесообразно разместить в каждом конкретном месте.

3

07.04

3

Круглая клумба: целесообразность размещения, формы и размеры.

Пр. р. Подбор цветковых растений.

Пр. р. Разметка круглой клумбы с помощью двух колышков и веревки.

3

08.04

4

Рабатка: целесообразность размещения, формы и размеры, подбор цветковых растений.

Пр. р. Подбор цветковых растений для рабатки.

Пр. р. Разметка рабатки с помощью мерной ленты, колышков и веревки.

3

10.04

5

Групповая посадка: целесообразность размещения, формы и размеры.

Пр. р. Подбор цветковых растений.

Пр. р. Подбор цветковых растений для цветника, исходя из того, что имеется в наличии.

3

13.04

6

Способы разметки элементов цветочного оформления.

Пр. р. Разметка прямоугольной или квадратной клумбы с помощью мерной ленты, колышков и веревки.

Пр. р. Подбор цветковых растений.

3

14.04

7

Разбивка цветника.

Пр. р. Обозначение границ клумб канавками или другим способом.

Пр. р. Обозначение рабаток канавками или другим способом

3

15.04


Выращивание рассады цветковых культур

24


8

Однолетние цветковые растения, смена которых высевают для получения рассады в более поздние сроки (циния. немезия, астра и др.).

Пр. р. Подготовка посевных ящиков.

Пр. р. Подготовка пикировочных ящиков

3

17.04

9

Выращивание рассады с пикировкой.

Пр. р. Заполнение ящиков почвенной смесью.

Пр. р. Полив почвы.

3

20.04

10

Выращивание рассады с пикировкой.

Пр. р. Прогревание ящиков в теплом помещении. Разметка посевных рядков маркером.

Пр. р. Разреженный посев цинии в пикировочные ящики.

3

21.04

11

Выращивание рассады без пикировки.

Пр. р. Углубление рядков в посевных ящиках под посев.

Пр. р. Раскладка и заделка песком семян астры.

3

22.04

12

Условия для получения дружных всходов. Пр. р. Осторожный полив посева.

Пр. р. Размещение ящиков в теплом месте.

3

24.04

13

Уход за растениями.

Пр. р. Полив посева после подсыхания почвы.

Пр. р. Пикировка рассады астры.

3

27.04

14

Закалка растений перед высадкой в открытый грунт.

Пр. р. Наблюдение за всходами.

Пр. р. После всходов – снижение температуры и установка на светлое место.

3

28.04

15

Выращивание однолетних цветковых растений.

Пр. р. Вынос ящиков с рассадой на открытый воздух.

Пр. р. Открытие парника сначала на день, а затем и на ночь.

3

29.04


Подращивание растений канны

12


16

Канна – теплолюбивое многолетнее цветковое растение.

П. р. Подготовка цветочных горшков размером не менее 16 см в диаметре для посадки канн.

П. р. Заполнение горшков смесью дерновой и перегнойной земли.

3

06.05

17

Деление корневищ и условия подращивания канн перед высадкой в открытый грунт.

П. р. Деление корневищ канн на части с таким расчетом, чтобы в каждой деленке было по две - три почки.

Пр. р. Получение деленок.

3

08.05

18

Способы ускорения цветения канны.

Пр. р. Посадка делёнок в цветочные горшки, полив.

Пр. р. Установка горшков в теплице.

3

12.05

19

Выращивание канны.

Пр. р. Периодический полив посадок.

Пр. р. Вынос растений на открытый воздух перед высадкой.

3

13.05


Высадка растений в цветник


18


20

Способы посадки разных цветковых растений.

Пр. р. Вскапывание почвы в цветнике.

Пр. р. Рыхление, выравнивание поверхности.

3

15.05

21

Место канны на клумбе.

Пр. р. Размещение канны в цветнике.

Пр. р. Разметка посадочного места.


3

18.05

22

Самостоятельная работа по теме «Определение места цветкового растения в цветнике. Разметка рядков под посадку. Высадка рассады в цветнике».

3

19.05

23

Размещение астр в цветнике.

Пр. р. Разметка посадочных рядков маркером.

Пр. р. Углубление посадочной бороздки.

3

20.05

24

Размещение циний и других однолетних цветковых растений в цветнике.

Пр. р. Разметка посадочных рядков с помощью веревки, колышков и мерной ленты.

Пр. р. Углубление посадочной бороздки.

3

22.05

25

Посадки в цветнике.

Пр. р. Полив рассады в ящиках.

Пр. р. Посадка растений в лунки, полив.

3

25.05

26

Цветник.

Пр. р. Посадка растений в лунки, полив.

П. р. Наблюдения за приживаемостью растений.

3

26.05


Практическое повторение

6


27

Зависимость расстояния между растениями в рядке от размеров растения в полном развитии.

Пр. р. Разметка грядок.

Пр. р. Разметка лунок.

3

27.05

28

Высадка рассады.

Пр. р. Посадка рассады в лунки.

Пр. р. Прополка и полив растений.


3

29.05














































Профессионально-трудовое обучение


(цветоводство и декоративное садоводство 7А класс)













Учитель трудового обучения: М.Н. Драбцова










Курск-2019
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!