Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Станционно – Ояшинская средняя общеобразовательная школа»
Мошковского района Новосибирской области
«Утверждаю»
Директор школы
_____________/Семенова Т.А
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ (вариант 2) ДЛЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
3 КЛАССА
С. Артёма
Рассмотрено на шППк
протокол №____ от ___.___.2019г.
Составитель:
Учитель Говорунова Е.В.
2019– 2020 учебный год
Пояснительная записка
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) определяет специфику освоения содержания образовательного стандарта на основе индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, рекомендаций психолого-медикопедагогической комиссии, комплексной диагностики психофизических возможностей ребенка, с целью создания условий для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка в процессе обучения и воспитания. СИПР составляется для обучающегося с умственной отсталостью с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР).
СИПР направлен на развитие у ребенка максимально возможной самостоятельности и расширение жизненного опыта.
Нормативно-правовой базой проектирования СИПР являются:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития, утвержденный приказом №1599 Министерства образования и науки Российской Федерации 19.12.2014;
СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
АООП обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития.
- АООП УО (ИН) вариант 2 МКОУ «Станционно-Ояшинская СОШ».
Структура СИПР
Общие сведения о ребёнке.
Общая характеристика на ребенка с ТМНР.
3.Индивидуальный учебный план.
4.Содержание образования.
4.1. Формирование базовых учебных действий
4.2. Содержание учебных предметов и коррекционных занятий.
5. Расписание индивидуальных занятий.
6. Специалисты, участвующие в реализации СИПР.
7. Задачи, мероприятия и формы сотрудничества организации и семьи обучающегося.
8. Технические средства и дидактические материалы, необходимые для реализации СИПР.
9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
1. Общие сведения о ребёнке.
ФИО ребенка: С. Артем
Возраст ребенка: 14 лет
Место жительства: Новосибирская область, Мошковский район, р.п. Станционно-Ояшинский, ул. Западная,40
Опекун: М. И. А.
Год обучения: 4-й
Класс: 3
Заключение ПМПК: По заключению ПМПК у ребенка выявлены трудности в развитии, обусловленные комплексными нарушениями. Ребенок нуждается в специальных условиях для получения образования, коррекции нарушений развития и социализации.
2. Психолого-педагогическая характеристика обучающегося на начало учебного года.
Артем обучается в МКОУ "Станционно-Ояшинская СОШ" в 3 коррекционном классе индивидуально на базе ГАСУ СО НСО "Ояшинский детский дом-интернат для умственно отсталых детей"
Ребенок проживает в детском доме-интернате в группе из 14 мальчиков. Имеет собственное место для сна, хранения личных вещей. В группе выделены зоны для проведения индивидуальных занятий, игр, отдыха.
Передвигается самостоятельно, есть нарушение опорно-двигательного аппарата. На полу и на стуле сидит на коленях. Встает самостоятельно, держась за опору. В положении стоя удерживает равновесие, но недолго.
Удерживает предметы в руке, захватывает, переворачивает, перекладывает из руки в руку. Кладет предмет по просьбе, может захватывать предмет 2-мя, 3-мя пальцами.
Эмоциональный фон неустойчивый. Реагирует на проявление эмоций другого человека, но ответные эмоции не соответствуют ситуации. При проявлении аффективных эмоций (крик), успокаивается по просьбе взрослого.
У Артема наблюдается нежелательное поведение: стереотипии - манипулирование руками в области уха, неадекватный крик. Также наблюдается агрессия - кусает, бьет сверстников. Выполняет инструкции направленные на прерывание нежелательного поведения.
Не фиксирует взгляд на статическом объекте, наклоняет голову вперед, когда рассматривает предмет/картинку. Прослеживает взглядом за движущимся объектом. Узнает предметы на цветных картинках, фотографиях, черно-белых изображениях.
Реагирует на звуки, отрицательная реакция на слишком громкие или резкие звуки. Ощупывает предмет двумя руками недолго. Находит одинаковые поверхности, сортирует мелкие предметы.
Реагирует на собственное имя, понимает и выполняет простые и более сложные речевые инструкции "собери со стола карточки и сложи их вкоробку". Нарушение речи: поизносит звуки, звукокомплексы, слоги. Может сказать слово невнятно, сохраняя слоговую структуру.
Ведущая рука - правая. Предметно-практическая деятельность сформирована, использует предметы, материалы и инструменты в соответствии с их функциональным назначением.
На занятии сидит за партой, но ноги кладет под себя. Отказывается принимать правильную учебную позу. Предложенные задания выполняет правильно, но избирательно и не всегда до конца. Включается в деятельность по предложению педагога, но только при наличии интереса к заданию. Знает буквы, умеет читать, пишет печатные буквы. Обращается за помощью - берет руку взрослого. Иногда отказывается выполнять задание самостоятельно - настаивает на выполнении задания учителем.
Математические представления сформированы в достаточном объеме: знает цвета, геометрические фигуры, величины; группирует однородные предметы по цвету, форме, величине. Счет в пределах 10, узнает, называет цифры. Собирает картинку из 2-х и более частей.
Представления об окружающем мире сформированы в достаточном объеме: знает как его зовут, идентифицирует себя как мальчика, знает части тела человека. Знает основных животных: диких, домашних; птиц, мебель, растения, школьные принадлежности.
Устанавливает зрительный контакт в ответ на обращенную речь взрослого, поддерживает контакт в процессе взаимодействия со взрослым, как в учебной, так и в игровой и свободной деятельности. Во взаимодействии использует жесты, мимику, тактильный контакт. Контакт со взрослыми избирательный.
Контактов со сверстниками избегает, не инициирует, не присоединяется к игре.
Навыки самообслуживания сформированы: одевается/раздевается самостоятельно, принимает пищу, пьет из кружки, умывается, совершает гигиенические процедуры, ходит в туалет
Нуждается в эпизодической помощи взрослого как в быту, так и в занятости.
Артёму требуются индивидуальные занятия в объеме 8 часов в неделю. Приоритетное содержание обучения и воспитания: развитие коммуникативных навыков, двигательное развитие, кооррекционно-развивающие занятия.
3. Индивидуальный учебный план.
Предмет, коррекционный курс | Часов в неделю | Часов в год |
Речь и альтернативная (доп.) коммуникация | 1 | 34 |
Математические представления | 1 | 34 |
Окружающий природный мир | 1 | 34 |
Человек | 1 | 34 |
Предметно-практическая деятельность | 1 | 34 |
Коррекционно-развивающие занятия | 1 | 34 |
Сенсорное развитие | 1 | 34 |
Двигательное развитие | 1 | 34 |
Всего: | 8 | 272 |
Итого: 8 |
4. Содержание образования в условиях организации и семьи.
4.1. Формирование базовых учебных действий.
Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации пребывания в образовательной организации и эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослыми (родственник, специалист, ассистент и др.) и сверстниками.
Ориентация в учебной среде (пространство, материалы, расписание)
Планирование учебного дня
Ориентация в расписании дня (последовательности событий/занятий, очередности действий)
Следование расписанию дня.
Формирование учебного поведения
Поддержание правильной позы
Использование по назначению учебных материалов
Выполнение простых действий с предметами и изображениями (по образцу)
Выполнение простых действий по наглядным алгоритмам (расписаниям) (по образцу)
Формирование умения выполнять задания в соответствии с определенными характеристиками
Выполнение задания полностью (от начала до конца)
Выполнение задания в течение периода времени, обозначенного наглядно (при помощи таймера, будильника, песочных часов)
Выполнение задания с заданными качественными параметрами
Переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
Коррекция проблемного поведения.
Вид (виды) проблемного поведения:
стереотипии (двигательные, сенсорно-двигательные)
неадекватный крик
агрессия
Причина проблемного поведения:
избегание неприятного (нарушение привычного стереотипа; непонимание происходящего; общение в форме, некомфортной для ребёнка; занятия, непривлекательные для него; сверхсильные сенсорные стимулы; внутренний дискомфорт)
получение желаемого (ребёнок требует какой-либо конкретный предмет, привлекательный для него; стремится к выполнению какого-то действия; сенсорная стимуляция; ищет внимания со стороны другого человека)
Способы коррекции стереотипий (двигательных, сенсорно-двигательных):
замена проблемного поведения адекватными видами поведения, несовместимыми с проблемным поведением
поощрение при отсутствии проблемного поведения
предотвращение утомления и психологического дискомфорта
разграничение ситуаций, в которых нежелательно проблемное поведение и в которых оно допустимо
Способы коррекции неадекватного крика:
формирование адекватных способов получения желаемого или выхода из неприятной для ребенка ситуации
отсутствие подкрепления нежелательного поведения
тайм-аут
Способы коррекции агрессии:
переключение на другие действия с одновременным эмоциональным игнорированием агрессивного поведения
предотвращение ситуаций, ведущих к появлению агрессии.
4.2. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов.
Содержание | Дата проведения | |
1. Речь и альтернативная (дополнительная) коммуникация |
1.1. Коммуникация | | |
Диагностика уровня коммуникативных навыков | 3.09 | |
Беседа на тему «Здравствуй, школа!». Артикуляционная гимнастика | 10.09 | |
Формирование умения использовать жесты и слова приветствия, прощания | 17.09 | |
Подготовка руки к письму. Трафарет листьев | 24.09 | |
Рассматривание иллюстраций. Правильное произнесение слогов «ау», «ах», «му», «ох» | 01.10 | |
Обведение по трафарету знакомых предметов, их раскрашивание | 08.10 | |
Дождь. Рисование, прослушивание стихов. Наклонные прерывистые линии. | 15.10 | |
Определение источника звука с опорой на практические действия | 22.10 | 8 |
Называние слов, обозначающих предмет: посуда мебель игрушки одежда обувь животные овощи фрукты бытовые приборы школьные принадлежности продукты транспорт | 05.11 12.11 19.11 26.11 03.12 10.12 17.12 24.12 14.01 21.01 28.01 04.02 | 8 |
Называние (употребление) обобщающих понятий посуда, мебель игрушки, животные обувь, одежда овощи, фрукты бытовые приборы, продукты школьные принадлежности, транспорт | 11.02 18.02 25.02 03.03 10.03 17.03 | 10 |
Фрукты. Яблоко. Подготовка руки к письму (трафареты) (красками, карандашом) | 31.03 07.04 | |
Рисование линий, отличающихся цветом, длиной | 14.04 21.04 | |
Чтение и письмо | | |
Глобальное чтение | | |
Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имя ребенка | 28.04 | |
Начальные навыки чтения и письма | | |
Подготовка руки к письму. Прямые линии | 12.05 | |
Подготовка руки к письму. Наклонные линии | 19.05 | |
Итоговая диагностика | 26.05 | 8/34 |
2. Математические представления |
Количественные представления | | |
Диагностика уровня математических представлений | 02.09 | |
Счет равными числовыми группами (по 2, по 3, по 5) | 09.09 16.09 | |
Узнавание цифр | 23.09 30.09 07.10 14.10 | |
Соотнесение количества предметов с числом | 21.10 11.11 18.11 25.11 | 8 |
Обозначение числа цифрой | 02.12 09.12 16.12 23.12 | 7 |
Написание цифры | 10.01 13.01 20.01 27.01 03.02 | |
Решение задач на увеличение на одну единицу в пределах 5 | 10.02 17.02 | |
Решение задач на уменьшение на одну единицу в пределах 5 | 02.03 16.03 | 9 |
Различение денежных знаков (монета, купюра) | 30.03 | |
Узнавание достоинства монеты (купюры) | 06.04 | |
2.2. Представления о форме | | |
Составление геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг) из счетных палочек | 13.04 20.04 | |
Рисование геометрической фигуры: точка, линия (прямая, ломаная), треугольник, квадрат, прямоугольник, круг | 27.04 18.05 | |
2.3. Пространственные представления | | |
Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперёд, назад, вправо, влево | 25.05 | 7/31 |
Составление предмета (изображения) из нескольких частей | | |
Урок – закрепление пройденного материала | 27.05 | |
3. Окружающий природный мир |
Временные представления | | |
Диагностика уровня представлений об окружающем природном мире | 04.09 | |
Представление о смене времен года | 11.09 | |
Сентябрь и его приметы | 18.09 | |
Узнавание (различение) явлений природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер) | 25.09 02.10 | |
Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам | 09.10 | |
Соотнесение явлений природы с временем года | 16.10 | |
Рассказ о погоде текущего дня по картинкам | 23.10 | 8 |
Представление о годе как о последовательности 12 месяцев | 06.11 13.11 20.11 27.11 | |
Соотнесение месяцев с временами года | 04.12 11.12 18.12 25.12 | 8 |
Узнавание (различение) дней недели | 15.01 22.01 | |
Представление о неделе как о последовательности 7 дней | 29.01 | |
Урок-обобщение пройденного материала | 05.02 | |
Животный мир | | |
Знание строения животного (голова, туловище, лапы, ноги, рога, хвост, копыта, грива, шерсть, вымя, пятачок, уши) | 12.02 19.02 26.02 | |
Узнавание (различение) домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака) | 04.03 11.03 | |
Узнавание (различение) детенышей домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок, котенок, щенок) | 18.03 01.04 | 10 |
Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан, тигр) | 08.04 15.04 | |
Узнавание (различение) детенышей диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок) | 22.04 29.04 | |
Узнавание (различение) домашних птиц (курица (петух), утка, гусь, индюк) | 06.05 | |
Узнавание (различение) детенышей домашних птиц (цыпленок, утенок, гусенок, индюшонок) | 13.05 | |
Урок-обобщение пройденного материала | 20.05 | 8/34 |
4. Человек |
Представления о себе | | |
Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду | 06.09 | |
Идентификация себя как мальчика (девочки), юноши (девушки) | 13.09 | |
Сообщение о состоянии своего здоровья | 20.09 | |
Гигиена тела | | |
Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании рук (открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, намачивание рук, намыливание рук, смывание мыла с рук, закрывание крана, вытирание рук) | 27.09 | |
Соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании полости рта | 04.10 | |
Расчесывание волос | 11.10 | |
Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании волос (намачивание волос, намыливание волос, смывание шампуня с волос, вытирание волос) | 18.10 | |
Мытье ушей. Чистка ушей | 25.10 | 8 |
Назначение предметов личной гигиены. Уход за предметами для личной гигиены: расческой, мочалкой | 08.11 15.11 | |
Обращение с одеждой и обувью | | |
Узнавание (различение) предметов одежды (куртка, шуба) шапка, шарф, варежки (перчатки), свитер (кофта), рубашка (футболка), майка, трусы, брюки (джинсы, шорты), носки | 22.11 29.11 06.12 13.12 | |
Знание назначения предметов одежды | 20.12 27.12 | 8 |
Узнавание (различение) деталей предметов одежды (пуговицы (молнии, заклепки), рукав (воротник, манжеты)) | 17.01 | |
Знание назначения деталей предметов одежды | 24.01 | |
Узнавание (различение) предметов обуви (сапоги (валенки), ботинки, кроссовки, туфли, сандалии, тапки) | 31.01 | |
Различение сезонной обуви (зимняя, летняя, демисезонная) | 07.02 | |
Узнавание (различение) головных уборов (шапка, шляпа, кепка, панама, платок) | 14.02 | |
Различение сезонных головных уборов | 21.02 | |
Выбор одежды для прогулки в зависимости от погодных условий | 28.02 | |
Различение сезонной одежды (зимняя, летняя, демисезонная) | 06.03 | |
Расстегивание (развязывание) липучки (молнии, пуговицы, ремня, кнопки, шнурка) | 13.03 | |
Снятие предмета одежды (свитера) по заданному алгоритму | 20.03 | 10 |
Снятие обуви (ботинка) по заданному алгоритму | 03.04 | |
Соблюдение последовательности действий при раздевании (верхней одежды: снятие варежек, снятие шапки, расстегивание куртки, снятие куртки, расстегивание сапог, снятие сапог) | 10.04 | |
Застегивание (завязывание) липучки (молнии, пуговицы, кнопки, ремня, шнурка) | 17.04 | |
Надевание предмета одежды (брюк) по заданному алгоритму | 24.04 | |
Контроль своего внешнего вида | 08.05 | |
Различение лицевой (изнаночной), передней (задней) стороны одежды, верха (низа) одежды | 15.05 22.05 | |
Выворачивание одежды | 29.05 | 8 |
Прием пищи | | 34 |
Наливание жидкости в кружку | | |
Еда вилкой (захват вилки, накалывание кусочка пищи, поднесение вилки ко рту, снятие с вилки губами кусочка пищи, опускание вилки в тарелку) | | |
Использование салфетки во время приема пищи | | |
Накладывание пищи в тарелку | | |
5. Предметно-практическая деятельность |
Деятельность с материалами | | |
Выкалывание шилом: прокол бумаги, выкалывание по прямой линии | 04.09 | |
Выкалывание по контуру | 11.09 | |
Разрезание бумаги ножницами: выполнение надреза, разрезание листа бумаги | 18.09 | |
Вырезание по контуру | 25.09 | |
Сборка изображения объекта из нескольких деталей | 02.10 | |
Конструирование объекта из бумаги: заготовка отдельных деталей | 09.10 | |
Соединение деталей между собой | 16.10 | |
Соблюдение последовательности действий при изготовлении предметной аппликации | 23.10 | 8 |
Соблюдение последовательности действий при изготовлении декоративной аппликации | 06.11 | |
Соблюдение последовательности действий при изготовлении сюжетной аппликации | 13.11 | |
Лепка | | |
Получение формы из пластилина путем выдавливания формочкой | 20.11 | |
Вырезание заданной формы из пластилина по шаблону стекой | 27.11 | |
Переплетение: плетение из 2-х (3-х) колбасок | 04.12 | |
Лепка предмета из одной (нескольких) частей | 11.12 | |
Выполнение тиснения (пальцем, штампом, тканью и др.) | 18.12 | |
Нанесение декоративного материала на изделие | 25.12 | 8 |
Дополнение изделия мелкими деталями | 15.01 | |
Нанесение на изделие рисунка | 22.01 | |
Лепка изделия с нанесением растительного (геометрического) орнамента | 29.01 | |
Лепка нескольких предметов, объединённых сюжетом | 05.02 | |
Рисование | | |
Освоение приемов рисования кистью: прием касания, прием примакивания, прием наращивания массы | 12.02 | |
Выбор цвета для рисования | 19.02 | |
Получение цвета краски путем смешивания красок других цветов | 26.02 | |
Рисование геометрической фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) | 04.03 | |
Закрашивание внутри контура (заполнение всей поверхности внутри контура) | 11.03 | |
Заполнение контура точками | 18.03 | 10 |
Рисование контура предмета по контурным линиям (по опорным точкам, по трафарету, по шаблону, по представлению) | 01.04 | |
Дорисовывание части (отдельных деталей, симметричной половины) предмета | 08.04 | |
Рисование предмета (объекта) с натуры | 15.04 | |
Рисование растительных (геометрических) элементов орнамента | 22.04 | |
Дополнение готового орнамента растительными (геометрическими) элементами | 29.04 | |
Рисование орнамента из растительных и геометрических форм в полосе (в круге, в квадрате) | 06.05 | |
Дополнение сюжетного рисунка отдельными предметами (объектами), связанными между собой по смыслу | 13.05 | |
Итоговое занятие | 20.05 | 8/34 |
6. Двигательное развитие |
Общеразвивающие и корригирующие упражнения | | |
Выполнение движений головой | 06.09 | |
Выполнение движений руками: вперед, назад, вверх, в стороны, «круговые» | 13.09 | |
Выполнение движений пальцами рук | 20.09 | |
Круговые движения кистью | 27.09 | |
Одновременные (поочередные) движения руками в исходных положениях «стоя», «сидя» | 04.10 | |
Круговые движения руками в исходном положении «руки к плечам» | 11.10 | |
Выполнение движений плечами | 18.10 | |
Хлопки вверху, внизу, сгибание и разгибание рук в локтевых суставах | 25.10 | |
Наклоны туловища вперед (в стороны, назад) | 08.11 | |
Повороты туловища вправо (влево) | 15.11 | |
Изменение позы в положении лежа: поворот со спины на живот, поворот с живота на спину | 22.11 | |
Переход из положения «лежа» в положение «сидя» (из положения «сидя» в положение «лежа») | 29.11 | |
Изменение позы в положении сидя: поворот (вправо, влево), наклон (вперед, назад, вправо, влево) | 06.12 13.12 | |
Ползание на четвереньках | 20.12 | |
Вставание на колени из положения «сидя на пятках» | 27.12 | |
Приседание с опорой | 17.01 24.01 | |
Вставание из положения «стоя на коленях» | 31.01 | |
Стояние с опорой (вертикализатор, костыли, трость и др.), без опоры | 07.02 | |
Стойка у вертикальной плоскости в правильной осанке | 14.02 | |
Движение руками и ногами, стоя у вертикальной плоскости: вытягивание рук вперед, поднимание вверх, отведение рук в стороны, и возвращение в исходное положение; поочередное поднимание ног вперед | 21.02 | |
Выполнение движений ногами: подъем ноги вверх, отведение ноги в сторону, отведение ноги назад | 28.02 | |
Движения стопами: поднимание, опускание, наклоны, круговые движения | 06.03 | |
Ходьба по ровной горизонтальной поверхности (с опорой, без опоры), по наклонной поверхности (вверх, вниз; с опорой, без опоры), по лестнице (вверх, вниз; с опорой, без опоры) | 13.03 | |
Ходьба по доске, лежащей на полу | 20.03 | |
Перелезание через препятствия | 03.04 | |
Бросание мяча двумя руками (от груди, от уровня колен, из-за головы), одной рукой (от груди, от уровня колен, из-за головы) | 10.04 | |
Ловля мяча на уровне груди (на уровне колен, над головой) | 17.04 | |
Броски мяча на дальность | 24.04 | |
Метание мяча в цель | 08.05 | |
Отбивание мяча от пола двумя руками (одной рукой) | 15.05 | |
Удары по мячу ногой с места (с нескольких шагов) | 22.05 | |
Итоговое занятие | 29.05 | |
7. Сенсорное развитие | | |
Диагностика уровня развития сенсорных процессов | 02.09 | |
Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога («Попади в цель», «Зеркало», «Тир», игры с мячом, игры с резинкой) | 09.09 | |
Формирование чувства равновесия («Дорожка следов», повороты, стойка на одной ноге) | 16.09 | |
Развитие согласованности действий и движений разных частей тела (повороты с движениями рук, ходьба с изменением направления и т.п.) | 23.09 | |
Развитие мелкой моторики пальцев рук. Пальчиковая гимнастика («Гнездо», «Замок», «Фонарики»,«Флажок», «Очки», «Бинокль») | 30.09 | |
Развитие мелкой моторики пальцев рук. Играем со шнуровками («Чудо-пуговица», «Ботиночки») | 07.10 | |
Играем с мелкими предметами (колечко «су-джок», мячик-ёжик, счетные палочки, мелкая мозаика) | 14.10 | |
Играем с предметами («Прикрепи прищепки», «Подбери крышку», «Найди игрушку в сухом бассейне», «Перебираем крупу») | 21.10 | 8 |
Различение материалов по характеристикам (температура, фактура, влажность и др.) | 11.11 | |
Движение в заданном направлении в пространстве («Где находится…», «Куда едет машина?») | 18.11 | |
Ориентировка в помещении. Определение расположения предметов в помещении | 25.11 | |
Ориентировка в линейном ряду (крайний предмет, первый, на последнем месте и т.п.) | 02.12 | |
Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая или левая сторона) | 09.12 | |
Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур | 16.12 | 9 |
Расположение предметов на листе бумаги («Фишка», «Рисунок») | 23.12 | |
Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур ("Поймай игрушку", "Спрячь игрушку","Найди окошко","Что катится, а что нет"). | 10.01 | |
Выделение формы предмета, обозначение формы предмета словом («Посмотри вокруг») | 13.01 | |
Группировка предметов и их изображений по форме | 20.01 | |
Дидактическая игра «Подбери похожие…» | 27.01 | |
Работа с геометрическим конструктором («Собери дом») | 03.02 | |
Дидактическая игра «Какой фигуры не стало» | 10.02 | 7 |
Различение предметов по величине («Спрячь шарик», пирамидка, матрешки) | 17.02 | 31 |
Моделирование геометрических фигур из составляющих частей по образцу | 02.03 | |
Знакомство с основными цветами («Радуга») | 16.03 | |
Дидактическая игра «Назови цвет предмета» | 30.03 | |
Различение и обозначение основных цветов («Раскрась фигуры», «Нарисуй сам») | 06.04 | |
Рисуем пальчиковыми красками. | 13.04 | |
Составление целого из частей на разрезном наглядном материале («Составь картинку») | 20.04 | |
Нахождение отличительных и общих признаков 2-х предметов. «Сравни предметы» Дидактическая игра «Какой детали не хватает» (у стола-ножки, у стула - спинки, у ведра - ручки) | 27.04 | |
Упражнения для развития и коррекции зрительной памяти | 18.05 | |
Итоговая диагностика | 25.05 | |
8. Коррекционно-развивающие занятия | | |
Диагностика уровня развития памяти и внимания | 03.09 | |
Диагностика уровня развития восприятия | 10.09 | |
Развитие произвольного внимания, слуховой памяти | 17.09 | |
Развитие умения ориентироваться в пространстве листа | 24.09 | |
Развитие зрительной памяти, пространственных представлений, произвольности движений | 01.10 | |
Развитие мышления, вербальной памяти | 08.10 | |
Развитие умения ориентироваться в пространстве листа, логической памяти | 15.10 | |
Развитие наглядно-образного мышления, произвольного внимания | 22.10 | |
Развитие мышления, точности, произвольных движений | 05.11 | |
Развитие зрительного восприятия, мышления, слуховых ощущений | 12.11 | |
Развитие произвольного внимания и осязательных ощущений | 19.11 | |
Развитие зрительной памяти | 26.11 | |
Развитие умения выполнять словесные инструкции взрослого | 03.12 | |
Развитие пространственного восприятия | 10.12 | |
Развитие непосредственной зрительной памяти | 17.12 | |
Развитие пространственных представлений, зрительной и слуховой памяти | 24.12 | |
Развитие умений выделять существенные признаки, соотносить с образцом. Развитие слуховых ощущений | 14.01 | |
Развитие зрительно-вербального анализа и синтеза, пространственных представлений, воображения | 21.01 | |
Развитие осязательных ощущений, опосредованной памяти, мышления и мышечных ощущений | 28.01 | |
Развитие слуховых ощущений, произвольного внимания, наглядно-образного мышления | 04.02 | |
Развитие осязательных и зрительных ощущений, опосредованной памяти | 11.02 | |
Развитие произвольного внимания, мышления | 18.02 | |
Развитие опосредованной памяти, наглядно-образного мышления и слухового восприятия | 25.02 | |
Развитие словесной памяти и произвольного внимания, пространственных представлений | 03.03 | |
Развитие умения воспроизводить образец. Развитие мышления и двигательной сферы | 10.03 | |
Развитие мышления, осязательных ощущений | 17.03 | |
Развитие опосредованной памяти, зрительных ощущений, двигательной сферы | 31.03 | |
Развитие мышления, зрительной непосредственной памяти, мышечных ощущений | 07.04 | |
Развитие мышления и осязательных ощущений | 14.04 | |
Развитие внутреннего плана действия, зрительной опосредованной памяти, двигательной сферы | 21.04 | |
Развитие произвольного внимания, мышления и умения ориентироваться в пространстве листа | 28.04 | |
Развитие мышления и зрительного восприятия формы | 05.05 | |
Итоговая диагностика уровня развития памяти и мышления | 12.05 | |
Итоговая диагностика уровня развития внимания, воображения и восприятия | 19.05 | |
4.3. Нравственное развитие.
Доброжелательно и уважительно относиться к окружающим (членам семьи, сверстникам, членам школьного коллектива, учителям и др.)
Заботиться о близком человеке, товарище, о младших и старших, помогать им
Играть не ссорясь, вместе пользоваться игрушками, книгами
Помогать друг другу
Отрицательно относиться к грубости, жадности
Радоваться своим успехам и успехам других
Излагать свои просьбы вежливо, употребляя слова «здравствуйте», «до свидания», «пожалуйста», «извините», «спасибо» и т.д.
Правильно оценивать хорошие и плохие поступки, свои поступки и поступки других людей
Договариваться, уступать
Спокойно вести себя в помещении и на улице
Не перебивать говорящего, ждать, если человек занят
Быть вежливым: здороваться, прощаться, благодарить за помощь
Бережно относиться к вещам, использовать их по назначению, класть на место
4.4. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
Представления об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды.
Выбрасывать мусор в урну или контейнер для мусора
Не расходовать воду понапрасну, своевременно закрывай кран с водой
Во время прогулки не вставать в обуви на скамейку, где сидят другие люди
Не подбирать чужие вещи, которые лежат на тротуаре, в траве, на скамейке
Осознанное отношение к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровьесбережения, режима дня.
Соблюдать режим дня
Гулять на свежем воздухе в любое время года
Соблюдать правила личной гигиены: чистить зубы, мыть руки перед едой (после туалета, прогулки), мыть ноги, подстригать ногти, надевать чистую одежду и др.
Мыть фрукты и овощи перед употреблением
Интерес и бережное отношение к природе; соблюдение правил поведения в природе.
Соблюдать правила поведения на прогулке, в лесу: не кричать, не пугать животных и птиц; не включать громко музыку
Убирать за собой мусор на улице, в лесу, в парке и т.п., выбрасывать его в контейнер или уносить с собой
Не топтать ядовитые грибы в лесу
Не ломать деревья, не повреждать их
Знание правил здорового питания.
Есть в одно и то же время (соблюдать режим питания)
Тщательно пережевывать пищу
Не спешить во время еды
Негативное отношение к факторам, нарушающим здоровье: сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики, инфекционные заболевания, нарушение правил гигиены, правильного питания и др.
Готовность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья.
Спокойно заходить в кабинет врача
Отвечать на вопросы врача, показывать, что и где болит
Позволять врачу осматривать себя: открывать рот, поднимать рубашку и т.п.
Позволять врачу измерять твой рост, вес, слушать фонендоскопом, делать ЭЭГ, ЭКГ, флюорографию
Позволять врачу делать укол, терпеть, если больно
Безопасное поведение в окружающей среде; умение вести себя в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.
Сообщать взрослому о том, что кому-то нужна помощь
Обращаться за помощью к окружающим
Предупреждать взрослого об уходе и т.п.
Соблюдать правила поведения в общественном транспорте (автобусе, поезде)
4.5. Внеурочная деятельность.
Название мероприятия | Планируемая деятельность ребенка | Участие ребенка в мероприятии |
День знаний | Участие в торжественной линейке, посвященной 1 сентября | Присутствие на мероприятии |
Новый год | Участие в празднике | Присутствие на мероприятии |
5. Расписание индивидуальных занятий.
День недели Предмет | Понедельник | Вторник | Среда | Пятница |
1. | Математические представления | Речь и альтернативная коммуникация | Окружающий мир | Человек |
2. | Сенсорное развитие | Коррекционно-развивающие занятия | Предметно-практическая деятельность | Двигательное развитие |
6. Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР.
ФИО | Должность |
| Специалисты ПМПК |
Говорунова Е.В. | Учитель |
7. Задачи, мероприятия и формы сотрудничества организации и семьи обучающегося.
Задачи | Мероприятия | Отчет о проведении |
Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка | индивидуальные консультации родителей со специалистами (по запросу родителей) | |
8. Технические средства и дидактические материалы, необходимые для реализации СИПР
- предметы различной формы, величины, цвета, изображения предметов, людей, объектов природы, цифры и другое; оборудование, позволяющее выполнять упражнения на сортировку, группировку различных предметов, их соотнесение по определенным признакам.
- графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки различной тематики для развития речи, «говорящие» книжки и плакаты
- наборы предметных картинок, наборы сюжетных картинок, настольные развивающие игры; нитки (разные виды, ткани разных сортов, природные материалы.
- цветные карандаши; краски, пластилин, альбом, рабочие тетради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал.
9. Средства оценки динамики обучения в процессе мониторинга.
Уровни освоения (выполнения) действий / операций |
1. Пассивное участие / соучастие. Действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним). | - |
2. Активное участие. Действие выполняется ребёнком: | |
- со значительной помощью взрослого | зп |
- с частичной помощью взрослого | чп |
- по последовательной инструкции (изображения или вербально) | пи |
- по подражанию или по образцу | по |
- самостоятельно с ошибками | сош |
- самостоятельно | с |
Реакция на воздействие |
- негативная реакция | р- |
- нейтральная реакция | рн |
- положительная реакция | р+ |