СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Специальные образовательные условия обучающихся с ЗПР на уровне основного общего образования"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации описанв  психолого-педагогические характеристика обучающихся с ЗПР, общие образовательные потребности, специальные образовательные потребности, принципы и правила работы.

Просмотр содержимого документа
«"Специальные образовательные условия обучающихся с ЗПР на уровне основного общего образования"»

Специальные образовательные условия обучения детей с ЗПР на уровне основного общего образования Подготовила: учитель-дефектолог Бердникова О.А.   2023

Специальные образовательные условия обучения детей с ЗПР на уровне основного общего образования

Подготовила: учитель-дефектолог

Бердникова О.А.

2023

 В соответствии с Законом об образовании в Российской Федерации №273-ФЗ, в образовательной организации должны создаваться специальные образовательные условия, соответствующие особым образовательным потребностям обучающихся с ОВЗ (ст. 79. П.3 Закона об образовании в Российской Федерации №273-ФЗ).  Система специальных образовательных условий в образовательной организации должна соответствовать особым образовательным потребностям обучающихся с ЗПР подросткового возраста и обеспечивать дифференцированный психолого-педагогический подход к образованию обучающихся.

В соответствии с Законом об образовании в Российской Федерации №273-ФЗ, в образовательной организации должны создаваться специальные образовательные условия, соответствующие особым образовательным потребностям обучающихся с ОВЗ (ст. 79. П.3 Закона об образовании в Российской Федерации №273-ФЗ).

Система специальных образовательных условий в образовательной организации должна соответствовать особым образовательным потребностям обучающихся с ЗПР подросткового возраста и обеспечивать дифференцированный психолого-педагогический подход к образованию обучающихся.

Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития Обучающиеся с задержкой психического развития (далее – ЗПР) – это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа обучающихся

Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития

  • Обучающиеся с задержкой психического развития (далее – ЗПР) – это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа обучающихся

Генезисные типы задержки  психического развития  Клинические и психологические исследования- Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, К.С. Лебединской и др:  конституциональный  соматогенный  психогенный  церебрально-органического происхождения.

Генезисные типы задержки психического развития

Клинические и психологические исследования- Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, К.С. Лебединской и др:

  • конституциональный
  • соматогенный
  • психогенный
  • церебрально-органического происхождения.
ЗПР конституционального  происхождения  ЗПР определяется наследственностью. Дети с  данным типом ЗПР отличаются гармоничной  незрелостью одновременно телосложения и психики, что дает основание обозначить такую форму задержки, как гармонический психо - физический инфантилизм.  У детей данной группы наблюдается значительное отставание психического развития от паспортного возраста, что проявляется преимущественно в эмоционально-волевой сфере. Прогноз Благоприятный прогноз при условии целенаправленного педагогического воздействия в доступной ребенку занимательной игровой форме.

ЗПР конституционального происхождения

ЗПР определяется наследственностью. Дети с

данным типом ЗПР отличаются гармоничной

незрелостью одновременно телосложения и психики, что дает основание обозначить такую форму задержки, как гармонический психо - физический инфантилизм.

У детей данной группы наблюдается значительное отставание психического развития от паспортного возраста, что проявляется преимущественно в эмоционально-волевой сфере.

Прогноз

Благоприятный прогноз при условии целенаправленного педагогического воздействия в доступной ребенку

занимательной игровой форме.

ЗПР соматогенного происхождения Задержка развития – следствие перенесенных в раннем детстве заболеваний, влияющих на развитие мозговых функций. Мозговая дисфункция в сочетании со снижением психического тонуса ведут к состоянию психического инфантилизма, при котором эмоционально- волевая сфера отличается незрелостью при относительной сохранности интеллекта. Прогноз Частые пропуски по болезни, «выключение» такого ребенка по мере нарастания утомления из учебного процесса, незаинтересованность в учебе приводят его в разряд стойко неуспевающих школьников. Необходимо создать в условиях обыкновенного класса охранительный медикаментозно- педагогический режим.

ЗПР соматогенного происхождения

Задержка развития – следствие перенесенных в раннем детстве заболеваний, влияющих на развитие

мозговых функций. Мозговая дисфункция в сочетании со снижением психического тонуса ведут к состоянию психического инфантилизма, при котором эмоционально- волевая сфера отличается незрелостью при относительной сохранности интеллекта.

Прогноз

Частые пропуски по болезни, «выключение» такого ребенка по мере нарастания утомления из учебного процесса, незаинтересованность в учебе приводят его в разряд стойко

неуспевающих школьников. Необходимо создать в условиях обыкновенного класса охранительный медикаментозно-

педагогический режим.

ЗПР психогенного происхождения Дети этой группы имеют нормальное физическое развитие, соматически здоровы. По данным исследований, у большинства таких детей имеется мозговая дисфункция. Их психический инфантилизм обусловлен социально психологическим фактором - неблагоприятными условиями воспитания. Эмоциональная депривация ведут к замедлению темпов психического развития ребенка. Интеллектуально пассивны, продуктивной деятельностью не заинтересованы, внимание неустойчиво.  Результат - снижение интеллектуальной мотивации, поверхностность эмоций,несамостоятельность поведения, инфантильность установок и отношений

ЗПР психогенного происхождения

Дети этой группы имеют нормальное физическое развитие, соматически здоровы. По данным исследований, у большинства таких детей имеется мозговая дисфункция. Их психический инфантилизм обусловлен социально психологическим фактором - неблагоприятными условиями воспитания.

Эмоциональная депривация ведут к замедлению темпов психического развития ребенка. Интеллектуально пассивны, продуктивной деятельностью не заинтересованы, внимание неустойчиво.

Результат - снижение интеллектуальной мотивации, поверхностность эмоций,несамостоятельность поведения,

инфантильность установок и отношений

Прогноз В поведении:  индивидуализм, необъективность, повышенная агрессивность; или чрезмерная покорность и приспособленчество. Закрепление негативных черт характера приводит к накоплению состоянии хронической дезадаптации. Прогноз психического развития этих детей менее благоприятный

Прогноз

В поведении:

  • индивидуализм, необъективность, повышенная агрессивность;
  • или чрезмерная покорность и приспособленчество.

Закрепление негативных черт характера приводит к накоплению состоянии хронической дезадаптации.

Прогноз психического развития этих

детей менее благоприятный

   ЗПР церебрально-органического  происхождения   Нарушение темпа развития интеллекта и личности обусловлено в данном случае более грубым и стойким локальным нарушением созревания мозговых структур.  У детей отмечаются явления церебральной астении (повышенной утомляемости, непереносимости духоты, жары, езды на транспорте, снижении работоспособности, слабой концентрации внимания, снижении памяти). Познавательная деятельность значительно снижена.  Мыслительные операции несовершенны и по показателям продуктивности приближаются к детям- олигофренам.  Знания усваиваются фрагментарно, быстро забываются, в результате чего к концу первого года обучения учащиеся становятся стойко неуспевающими. Типичны дезадаптивные формы поведения возбудимого или заторможенного характера.

ЗПР церебрально-органического происхождения

Нарушение темпа развития интеллекта и личности обусловлено в данном случае более грубым и стойким локальным нарушением созревания мозговых структур.

У детей отмечаются явления церебральной астении (повышенной утомляемости, непереносимости духоты, жары, езды на транспорте, снижении работоспособности, слабой концентрации внимания, снижении памяти).

Познавательная деятельность значительно снижена.

Мыслительные операции несовершенны и по показателям продуктивности приближаются к детям- олигофренам.

Знания усваиваются фрагментарно, быстро забываются, в результате чего к концу первого года обучения учащиеся становятся стойко неуспевающими.

Типичны дезадаптивные формы поведения возбудимого или заторможенного характера.

Прогноз  Систематическая компетентная коррекционно-педагогическая поддержка в специальных условиях обучения.

Прогноз

Систематическая компетентная коррекционно-педагогическая поддержка в специальных условиях обучения.

Обучающиеся с ЗПР нуждаются в пролонгированной коррекционной работе, направленной на развитие навыков, необходимых для формирования учебных и социальных компетенций, преодоление или ослабление нарушений в психофизическом и социально-личностном развитии. Даже при условии получения специализированной помощи в период обучения в начальной школе, обучающиеся с ЗПР, как правило, продолжают испытывать определенные затруднения в учебной деятельности на уровне ООО, обусловленные дефицитарными познавательными способностями, специфическими недостатками психологического и речевого развития, нарушениями регуляции поведения и деятельности, пониженным уровнем умственной работоспособности и продуктивности.
  • Обучающиеся с ЗПР нуждаются в пролонгированной коррекционной работе, направленной на развитие навыков, необходимых для формирования учебных и социальных компетенций, преодоление или ослабление нарушений в психофизическом и социально-личностном развитии. Даже при условии получения специализированной помощи в период обучения в начальной школе, обучающиеся с ЗПР, как правило, продолжают испытывать определенные затруднения в учебной деятельности на уровне ООО, обусловленные дефицитарными познавательными способностями, специфическими недостатками психологического и речевого развития, нарушениями регуляции поведения и деятельности, пониженным уровнем умственной работоспособности и продуктивности.
Общие образовательные потребности Получение специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного нарушения развития; Выделение пропедевтического периода в образовании; Обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание АООП, так и в процессе индивидуальной работы;  Психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и товарищами; Психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и ОО;  Постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы организации.

Общие образовательные потребности

  • Получение специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного нарушения развития;
  • Выделение пропедевтического периода в образовании;
  • Обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание АООП, так и в процессе индивидуальной работы;
  • Психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и товарищами;
  • Психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и ОО;
  • Постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы организации.
специфические образовательные потребности АДАПТАЦИЯ, ДИФФЕРЕНЦИРОВАН  НЫЙ ПОДХОД КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЙ КОМПОНЕНТ  потребность в адаптации и дифференцированном подходе к отбору содержания программного материала учебных предметов с учетом особых образовательных потребностей и возможностей обучающихся с ЗПР на уровне основного общего образования введение специальных коррекционных курсов и коррекционно-развивающих занятий, направленных на компенсацию недостатков познавательного, эмоционального и коммуникативного развития;

специфические образовательные потребности

АДАПТАЦИЯ, ДИФФЕРЕНЦИРОВАН

НЫЙ ПОДХОД

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЙ КОМПОНЕНТ

  • потребность в адаптации и дифференцированном подходе к отбору содержания программного материала учебных предметов с учетом особых образовательных потребностей и возможностей обучающихся с ЗПР на уровне основного общего образования
  • введение специальных коррекционных курсов и коррекционно-развивающих занятий, направленных на компенсацию недостатков познавательного, эмоционального и коммуникативного развития;
СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ  увеличение доли практико-ориентированного материала, связанного с жизненным опытом подростка; разнообразие и вариативность предъявления и объяснения учебного материала при трудностях усвоения и переработки информации  использование специальных методов и приемов, средств обучения, специальных дидактических и методических материалов с учетом специфики трудностей в овладении предметными знаниями на уровне основного общего образования и формировании сферы жизненной компетенции

СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ

  • увеличение доли практико-ориентированного материала, связанного с жизненным опытом подростка; разнообразие и вариативность предъявления и объяснения учебного материала при трудностях усвоения и переработки информации

использование специальных методов и приемов, средств обучения, специальных дидактических и методических материалов с учетом специфики трудностей в овладении предметными знаниями на уровне основного общего образования и формировании сферы жизненной компетенции

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «ПОШАГОВОСТИ» ВИЗУАЛЬНАЯ ОПОРА при введении новых терминов, правил, понятий следует использовать визуальную опору, учитывать разную возможность обучающихся с ЗПР активно использовать их в самостоятельной речи, предусматривать помощь: в виде опорных карточек, обобщающих схем, картинных планов, графических моделей, «программированных карточек» и др. следует преподносить новый материал развернуто, пошагово и закреплять его на протяжении нескольких занятий; учебный материал преподносится небольшими порциями, усложняется постепенно

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «ПОШАГОВОСТИ»

ВИЗУАЛЬНАЯ ОПОРА

  • при введении новых терминов, правил, понятий следует использовать визуальную опору, учитывать разную возможность обучающихся с ЗПР активно использовать их в самостоятельной речи, предусматривать помощь: в виде опорных карточек, обобщающих схем, картинных планов, графических моделей, «программированных карточек» и др.
  • следует преподносить новый материал развернуто, пошагово и закреплять его на протяжении нескольких занятий;
  • учебный материал преподносится небольшими порциями, усложняется постепенно
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО СОКРАЩЕНИЕ ОБЪЕМА организация образовательной среды с учетом психофизических особенностей и возможностей обучающегося с ЗПР (индивидуальное проектирование образовательной среды с учетом повышенной истощаемости и быстрой утомляемости в процессе интеллектуальной деятельности, сниженной работоспособности, сниженной произвольной регуляции, неустойчивости произвольного внимания, сниженного объема памяти и пониженной точности воспроизведения) несущественное сокращение объема изучаемого материала по основным предметам за счет устранения избыточных по отношению к основному содержанию требований;

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

СОКРАЩЕНИЕ ОБЪЕМА

  • организация образовательной среды с учетом психофизических особенностей и возможностей обучающегося с ЗПР (индивидуальное проектирование образовательной среды с учетом повышенной истощаемости и быстрой утомляемости в процессе интеллектуальной деятельности, сниженной работоспособности, сниженной произвольной регуляции, неустойчивости произвольного внимания, сниженного объема памяти и пониженной точности воспроизведения)
  • несущественное сокращение объема изучаемого материала по основным предметам за счет устранения избыточных по отношению к основному содержанию требований;
ДОСТУПНОСТЬ МОТИВАЦИЯ следует производить отбор материала с позиции его доступности, при этом сохраняя общий базовый уровень; следует разнообразить содержание проводимых занятий, мотивировать учащихся к изучению предмета.

ДОСТУПНОСТЬ

МОТИВАЦИЯ

  • следует производить отбор материала с позиции его доступности, при этом сохраняя общий базовый уровень;
  • следует разнообразить содержание проводимых занятий, мотивировать учащихся к изучению предмета.
Организация процесса обучения обучающихся с ЗПР предусматривает применение здоровьесберегающих технологий. рациональная смена видов деятельности на уроке с целью предупреждения быстрой утомляемости обучающихся; организация подвижных видов деятельности, динамических пауз; использование коммуникативных игр для решения учебных задач и формирования положительного отношения к учебным предметам; формирование комфортной психологической атмосферы в процессе общения со сверстниками и преподавателями на занятиях по учебным предметам, коррекционным курсам и во внеурочное время. формирование культуры здорового образа жизни при изучении предметов и коррекционных курсов;

Организация процесса обучения обучающихся с ЗПР предусматривает применение здоровьесберегающих технологий.

  • рациональная смена видов деятельности на уроке с целью предупреждения быстрой утомляемости обучающихся; организация подвижных видов деятельности, динамических пауз;
  • использование коммуникативных игр для решения учебных задач и формирования положительного отношения к учебным предметам;
  • формирование комфортной психологической атмосферы в процессе общения со сверстниками и преподавателями на занятиях по учебным предметам, коррекционным курсам и во внеурочное время.
  • формирование культуры здорового образа жизни при изучении предметов и коррекционных курсов;
Организационные, содержательные, технологические аспекты работы с детьми с задержкой психического развития Педагогами используются следующие методические приемы:  поэтапное разъяснение заданий; последовательное выполнение заданий;  повторение учащимся инструкции к выполнению задания;  обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения;  близость к учащимся во время объяснения задания; перемена видов деятельности; чередование занятий и физкультурных пауз;  предоставление дополнительного времени для завершения задания;  предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания;

Организационные, содержательные, технологические аспекты работы с детьми с задержкой психического развития

Педагогами используются следующие методические приемы:

  • поэтапное разъяснение заданий;
  • последовательное выполнение заданий;
  • повторение учащимся инструкции к выполнению задания;
  • обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения;
  • близость к учащимся во время объяснения задания;
  • перемена видов деятельности;
  • чередование занятий и физкультурных пауз;
  • предоставление дополнительного времени для завершения задания;
  • предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания;
работа на компьютерном тренажере; использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения; использование упражнений с пропущенными словами/предложениями; дополнение печатных материалов видеоматериалами; обеспечение учащихся печатными копиями заданий;  использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями; разрешение переделать задание, с которым ребенок не справился; оценка переделанных работ;  использование системы оценок достижений учащихся.
  • работа на компьютерном тренажере;
  • использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения;
  • использование упражнений с пропущенными словами/предложениями;
  • дополнение печатных материалов видеоматериалами;
  • обеспечение учащихся печатными копиями заданий;
  • использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями;
  • разрешение переделать задание, с которым ребенок не справился;
  • оценка переделанных работ;
  • использование системы оценок достижений учащихся.
принципы и правила 1. Индивидуальный подход к каждому ученику; 2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими порциями, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности); 3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся; 4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребенку, развитие в  нем веры в собственные силы и возможности.

принципы и правила

1. Индивидуальный подход к каждому ученику;

2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими порциями, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности);

3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся;

4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребенку, развитие в

нем веры в собственные силы и возможности.

ПРИЕМЫ Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются: игровые ситуации; дидактические игры;  психогимнастика и релаксация, позволяющие отодвинуть наступление режима охранительного торможения.

ПРИЕМЫ

Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются:

  • игровые ситуации;
  • дидактические игры;
  • психогимнастика и релаксация, позволяющие отодвинуть наступление режима охранительного торможения.
 При подборе содержания занятий для учащихся с ЗПР необходимо учитывать, с одной стороны, принцип доступности , а с другой стороны, не допускать излишнего упрощения материала. Содержание становится эффективным средством активизации учебной деятельности в том случае, если оно соответствует психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностям. Так как группа детей с ЗПР крайне неоднородна (ЗПР конституционального, соматогенного, психогенного, це-ребрально- органического генеза), то задачей педагога является отбор содержания в каждой конкретной ситуации и адекватных этому содержанию и возможностям учащихся методов и форм организации обучения.

При подборе содержания занятий для учащихся с ЗПР необходимо учитывать, с одной стороны, принцип доступности , а с другой стороны, не допускать излишнего упрощения материала. Содержание становится эффективным средством активизации учебной деятельности в том случае, если оно соответствует психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностям. Так как группа детей с ЗПР крайне неоднородна (ЗПР конституционального, соматогенного, психогенного, це-ребрально- органического генеза), то задачей педагога является отбор содержания в каждой конкретной ситуации и адекватных этому содержанию и возможностям учащихся методов и форм организации обучения.

Срок получения основного общего образования при обучении по адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с задержкой психического развития составляет 5 лет (5–9 классы). При обоснованной необходимости для обучающихся с ЗПР, независимо от применяемых образовательных технологий, срок получения основного общего образования может быть увеличен, но не более, чем до шести лет (ФГОС ООО, Раздел 1. Общие положения, п. 17). В этом случае обучение может быть организовано по индивидуальному учебному плану, разрабатываемому образовательной организацией самостоятельно, с учетом пролонгации года. Соответствующая корректировка вносится в рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей
  • Срок получения основного общего образования при обучении по адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с задержкой психического развития составляет 5 лет (5–9 классы). При обоснованной необходимости для обучающихся с ЗПР, независимо от применяемых образовательных технологий, срок получения основного общего образования может быть увеличен, но не более, чем до шести лет (ФГОС ООО, Раздел 1. Общие положения, п. 17). В этом случае обучение может быть организовано по индивидуальному учебному плану, разрабатываемому образовательной организацией самостоятельно, с учетом пролонгации года. Соответствующая корректировка вносится в рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей
Требования к предметным результатам обучающихся с ЗПР в части итоговых достижений к моменту завершения обучения на уровне основного общего образования должны полностью соответствовать требованиям к предметным результатам для обучающихся по основной образовательной программе, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Для обучающихся с ЗПР необходим дифференцированный подход к отбору содержания программ учебных предметов с учетом особых образовательных потребностей и возможностей обучающегося. Объем знаний и умений по учебным предметам несущественно сокращается за счет устранения избыточных по отношению к основному содержанию требований
  • Требования к предметным результатам обучающихся с ЗПР в части итоговых достижений к моменту завершения обучения на уровне основного общего образования должны полностью соответствовать требованиям к предметным результатам для обучающихся по основной образовательной программе, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Для обучающихся с ЗПР необходим дифференцированный подход к отбору содержания программ учебных предметов с учетом особых образовательных потребностей и возможностей обучающегося. Объем знаний и умений по учебным предметам несущественно сокращается за счет устранения избыточных по отношению к основному содержанию требований
Тематическое планирование и количестве часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с ЗПР, в целом совпадают с соответствующим разделом примерной основной образовательной программы основного общего образования (ПООП ООО). При этом Организация вправе сама вносить изменения в содержание и распределение учебного материала по годам обучения, в последовательность изучения тем и количество часов на освоение каждой темы, определение организационных форм обучения и т.п. Обоснованность данных изменений определяется выбранным образовательной организацией УМК, индивидуальными психофизическими особенностями конкретных обучающихся с ЗПР, степенью усвоенности ими учебных тем.
  • Тематическое планирование и количестве часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с ЗПР, в целом совпадают с соответствующим разделом примерной основной образовательной программы основного общего образования (ПООП ООО). При этом Организация вправе сама вносить изменения в содержание и распределение учебного материала по годам обучения, в последовательность изучения тем и количество часов на освоение каждой темы, определение организационных форм обучения и т.п. Обоснованность данных изменений определяется выбранным образовательной организацией УМК, индивидуальными психофизическими особенностями конкретных обучающихся с ЗПР, степенью усвоенности ими учебных тем.
Психолого-педагогические особенности обучающихся с задержкой психического развития на уровне основного общего образования Общими для всех обучающихся с ЗПР являются трудности произвольной саморегуляции, замедленный темп и неравномерное качество становления высших психических функций, мотивационных и когнитивных составляющих познавательной деятельности. Для значительной части обучающихся с ЗПР типичен дефицит не только познавательных, но и социально-перцептивных и коммуникативных способностей, нередко сопряженный с проблемами поведения и эмоциональной регуляции, что в совокупности затрудняет их продуктивное взаимодействие с окружающими.

Психолого-педагогические особенности обучающихся с задержкой психического развития на уровне основного общего образования

  • Общими для всех обучающихся с ЗПР являются трудности произвольной саморегуляции, замедленный темп и неравномерное качество становления высших психических функций, мотивационных и когнитивных составляющих познавательной деятельности. Для значительной части обучающихся с ЗПР типичен дефицит не только познавательных, но и социально-перцептивных и коммуникативных способностей, нередко сопряженный с проблемами поведения и эмоциональной регуляции, что в совокупности затрудняет их продуктивное взаимодействие с окружающими.
  • Процесс взросления у детей с ЗПР осложняется характерными для данной категории особенностями. У обучающихся с ЗПР подросткового возраста часто наблюдаются признаки личностной незрелости, многие из них чрезмерно внушаемы, не способны отстаивать собственную позицию. Особые сложности могут создавать нарушения произвольной регуляции: для школьников часто характерны импульсивные реакции, они не могут сдерживать свои стремления и порывы, не контролируют проявления эмоций, склонны к переменчивости настроения. В целом у всех обучающихся с ЗПР отмечается слабая способность к волевым усилиям, направленным на преодоление учебных и иных затруднений. У подростков с ЗПР не сформированы внутренние критерии самооценки, что снижает их устойчивость к внешним негативным воздействиям со стороны окружающих, проявляется в несамостоятельности и шаблонности суждений. Обучающиеся с ЗПР нередко демонстрируют некритично завышенный уровень притязаний, проявления эгоцентризма. Недостатки саморегуляции снижают способность к планированию, приводят к неопределенности интересов и жизненных перспектив. 12 При организации обучения на уровне основного общего образования важно учитывать особенности познавательного развития, эмоционально-волевой и личностной сферы обучающихся с ЗПР, специфику усвоения ими учебного материала.
Особенности познавательной сферы Своеобразие познавательной деятельности при задержке психического развития является одной из основных характеристик в структуре нарушения, поскольку связано с первичным состоянием функциональной и/или органической недостаточности ЦНС. У подростков с ЗПР сохраняются недостаточный уровень сформированности познавательных процессов и пониженная продуктивность интеллектуально-мнестической деятельности. Сохраняются неустойчивость внимания, трудности переключения с одного вида деятельности на другой, повышенные истощаемость и пресыщаемость, отвлекаемость на посторонние раздражители, что затрудняет последовательное и контролируемое выполнение длинного ряда операций. Смысловые приемы запоминания долго не формируются, превалирует механическое заучивание, что в сочетании с иными недостатками мнестической деятельности не может обеспечить прочного запоминания материала.

Особенности познавательной сферы

  • Своеобразие познавательной деятельности при задержке психического развития является одной из основных характеристик в структуре нарушения, поскольку связано с первичным состоянием функциональной и/или органической недостаточности ЦНС. У подростков с ЗПР сохраняются недостаточный уровень сформированности познавательных процессов и пониженная продуктивность интеллектуально-мнестической деятельности. Сохраняются неустойчивость внимания, трудности переключения с одного вида деятельности на другой, повышенные истощаемость и пресыщаемость, отвлекаемость на посторонние раздражители, что затрудняет последовательное и контролируемое выполнение длинного ряда операций. Смысловые приемы запоминания долго не формируются, превалирует механическое заучивание, что в сочетании с иными недостатками мнестической деятельности не может обеспечить прочного запоминания материала.
Трудности вызывает построение логических рассуждений, опирающихся на установление причинно-следственных связей, на необходимость доказательного обоснования ответа, способность делать вывод на основе анализа полученной информации. Понятийные формы мышления долгое время не достигают уровня нормального развития, затрудняется процесс абстрагирования, оперирования понятиями, включения понятий в разные системы обобщения. Все это осложняется недостаточной способностью к использованию знаково-символических средств. Школьники с ЗПР нуждаются в сопровождении изучения программного материала дополнительной визуализацией, конкретизацией, примерами, связью с практическим опытом. 13 Для обучающихся с ЗПР подросткового возраста характерна слабость речевой регуляции действий, они испытывают затруднения в речевом оформлении, не могут спланировать свои действия и дать о них вербальный отчет.
  • Трудности вызывает построение логических рассуждений, опирающихся на установление причинно-следственных связей, на необходимость доказательного обоснования ответа, способность делать вывод на основе анализа полученной информации.

Понятийные формы мышления долгое время не достигают уровня нормального развития, затрудняется процесс абстрагирования, оперирования понятиями, включения понятий в разные системы обобщения. Все это осложняется недостаточной способностью к использованию знаково-символических средств. Школьники с ЗПР нуждаются в сопровождении изучения программного материала дополнительной визуализацией, конкретизацией, примерами, связью с практическим опытом. 13 Для обучающихся с ЗПР подросткового возраста характерна слабость речевой регуляции действий, они испытывают затруднения в речевом оформлении, не могут спланировать свои действия и дать о них вербальный отчет.

Особенности учебной деятельности и специфики усвоения учебного материала

  • На уровне основного общего образования существенно возрастают требования к учебной деятельности обучающихся: к целенаправленности, самостоятельности, осуществлению познавательного поиска, постановке учебных целей и задач, освоению контрольных и оценочных действий. У обучающихся с ЗПР на уровне основного образования сохраняются недостаточная целенаправленность деятельности, трудности сосредоточения и удержания алгоритма выполняемых учебных действий, неумение организовать свое рабочее время, отсутствие инициативы к поиску различных вариантов решения. Отмечаются трудности при самостоятельной организации учебной работы, стремление избежать умственной нагрузки и волевого усилия, склонность к подмене поиска решения формальным действием. Для подростков с ЗПР характерно отсутствие стойкого познавательного интереса, мотивации достижения результата, стремления к поиску информации и усвоению новых знаний. Учебная мотивация у обучающихся с ЗПР подросткового возраста остается незрелой, собственно учебные мотивы формируются с трудом и являются неустойчивыми; для них важнее внешняя оценка, чем сам результат, они не проявляют стремления к улучшению своих учебных достижений, не пытаются осмыслить работу в целом, понять причины своих ошибок

Особенности речевого развития

  • У обучающихся с ЗПР подросткового возраста сохраняются недостатки фонематической стороны речи, они продолжают смешивать оппозиционные звуки, затрудняются выполнять фонематический разбор слова. У них остаются замены и смешения букв на письме, нечеткая дикция и отдельные нарушения звуко-слоговой структуры в малознакомых сложных словах. Навыки словообразования формируются специфично и с запозданием; обучающимся сложно образовывать новые слова приставочным и суффиксальным способами в различных частях речи, они допускают аграмматизмы как в устной, так и в письменной речи. Подростки с ЗПР испытывают семантические трудности, они не могут опираться на контекст для понимания значения нового слова. Обедненный словарный запас затрудняет речевое оформление высказывания, отражающееся на качестве коммуникации. В речи обучающихся с ЗПР превалируют существительные и глаголы. Крайне редко дети используют оценочные прилагательные, часто заменяют слова «штампами», не всегда подходящими по смыслу. Различение причастий и деепричастий затруднено
  • В самостоятельной речи обучающимся с ЗПР сложно подбирать и использовать синонимы и антонимы, они не понимают фразеологизмов, не используют в самостоятельной речи образные сравнения. У обучающихся с ЗПР подросткового возраста сохраняются специфические нарушения письма, обусловливающие большое количество орфографических и пунктуационных ошибок. Ошибки на правила правописания чаще всего являются следствием недоразвития устной речи, недостаточности метаязыковой деятельности, несформированности регуляторных механизмов. Количество дисграфических ошибок к 5 классу сокращается, а количество дизорфографических нарастает в связи с усложнением и увеличением объема программного материала по русскому языку. Нарушение в усвоении и использовании морфологического и традиционного принципов орфографии проявляется в разнообразных и многочисленных орфографических ошибках. При построении предложений школьники допускают синтаксические, грамматические и стилистические ошибки. При повышении степени самостоятельности письменных работ количество ошибок увеличивается.

Особенности эмоционально-личностной и регуляторной сферы

  • Центральным признаком задержки психического развития любой степени выраженности является недостаточная сформированность саморегуляции. В подростковом возрасте произвольная регуляция все еще остается незрелой. Подростки с ЗПР легко отвлекаются в процессе выполнения заданий, совершают импульсивные действия, приступают к работе без предварительного планирования, не проводят промежуточного контроля, а потому и не замечают своих ошибок. Школьникам бывает трудно долго удерживать внимание на одном предмете или действии. Отмечается несформированность мотивационно-целевой основы учебной деятельности, что выражается в низкой поисковой активности. По причине слабой саморегуляции и склонности к эмоциональной дезорганизации деятельности обучающиеся с ЗПР нуждаются в постоянной поддержке со стороны взрослого, организующей и направляющей помощи, а иногда и в руководящем контроле. Трудности развития волевых процессов у обучающихся с ЗПР подросткового возраста приводят к невозможности устойчиво мотивированного управления своим поведением. Слабость эмоциональной регуляции проявляется у них в нестабильности эмоционального фона, недостаточности контроля проявлений эмоций, склонности к аффективным реакциям, раздражительности, вспыльчивости.
  • У обучающихся с ЗПР нарушено развитие самосознания, для них характерны нестабильная самооценка, завышенные притязания, стойкость эгоцентрической позиции личности, трудности формирования образа «Я». Подросткам сложно осознавать себя в системе социальных взаимоотношений, выстраивать адекватное социальное взаимодействие с учетом позиций и мнения партнера. Несмотря на способность понимать моральные и социальные нормы, подростки с ЗПР затрудняются в выстраивании поведения с учетом этих норм. В характерологических особенностях личности выделяются высокая внушаемость, чувство неуверенности в себе, сниженная критичность к своему поведению, упрямство в связи с определенной аффективной неустойчивостью, боязливость, обидчивость, повышенная конфликтность. Существенные трудности наблюдаются у них в процессе планирования жизненных перспектив, осознания совокупности соответствующих целей и задач. Кроме того, все это сопровождается безынициативностью, необязательностью, уходом от ответственности за собственные поступки и поведение, отсутствием стремления улучшить свои результаты.

Особенности учебной деятельности и специфики усвоения учебного материала

  • Результативность учебной работы у обучающихся с ЗПР низка вследствие импульсивности и слабого контроля, что приводит к многочисленным ошибочным действиям и решениям. Работоспособность школьников с ЗПР неравномерна и зависит от характера выполняемых заданий. Они не могут долго сосредотачиваться при интенсивной интеллектуальной нагрузке, у них быстро наступает утомление, пресыщение деятельностью. При напряженной мыслительной деятельности учащиеся не могут продуктивно работать в течение всего урока, но при выполнении знакомых учебных заданий, не требующих волевого усилия, могут долгое время сохранять работоспособность. Большое влияние на работоспособность оказывают внешние 16 факторы: интенсивность деятельности на предшествующих уроках; наличие отвлекающих факторов, таких как шум, появление посторонних в классе; переживание или ожидание кого-либо значимого для ребенка события. Особенности освоения учебного материала связаны у школьников с ЗПР с неравномерной обучаемостью, замедленностью восприятия и переработки учебной информации, непрочностью следов при запоминании материала, неточностью и ошибками воспроизведения. Для обучающихся с ЗПР характерны трудности усвоения и оперирования понятиями, склонность к их смешению, семантическим заменам, с трудом запоминают определения. Более продуктивно они усваивают материал с опорой на ясный алгоритм, визуальную поддержку, смысловые схемы. Школьникам с ЗПР сложно сделать опосредованный вывод, осуществить применение усвоенных знаний в новой ситуации. Наблюдаются затруднения с пониманием научных текстов: им сложно выделить главную мысль, разбить текст на смысловые части, изложить основное содержание. Характерной особенностью являются затруднения в самостоятельном выборе нужного способа действия, применении известного способа решения в новых условиях или одновременном использовании двух и более простых алгоритмов.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!