СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Специальные прыжковые упражнения как средства развития прыгучести в физической подготовке волейболистов

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Специальные прыжковые упражнения как средства развития прыгучести в физической подготовке волейболистов»

государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Самарской области

«Тольяттинский социально-педагогический колледж»








КУРСОВАЯ РАБОТА



Специальные прыжковые упражнения как средства развития прыгучести в физической подготовке волейболистов


ПМ.01 Организация и проведение учебно-тренировочных занятий и руководство соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта

Специальность: 49.02.01 Физическая культура

Форма обучения: очная

Студент: Довгань Михаил Андреевич

Руководитель: Петрова И.А.





Курсовая работа

Защищена с оценкой «_______»

«_____»_____________2019 г.

Руководитель курсовой работы

______________/____________

(личная подпись)



Тольятти, 2019 г.

Содержание


Введение

3

Глава 1. Теоретические аспекты влияния физической подготовки на развитие прыгучести у волейболистов

5

1.1 Определение понятия «прыгучесть» как физического качества волейболистов

5

1.2 Физическая подготовка, как процесс развития физических качеств волейболиста

8

1.3 Методика развития прыгучести в физической подготовке волейболистов

13

Глава 2. Практическое изучение процесса развития прыгучести специальными прыжковыми упражнениями волейболистов

19

2.1 Методика определения уровня развития прыгучести волейболистов

19

2.2 Характеристика тестов для определения уровня развития прыгучести волейболистов

20

2.3 Характеристика программы специальных прыжковых упражнений для развития прыгучести в физической подготовке волейболистов

21

Заключение

24

Литература

Приложение 1.

25

27











Введение


Актуальность. Для волейболиста очень важно уметь высоко прыгать, чтобы иметь преимущество в борьбе над сеткой. Доказано, что 90-95% выигрыша очков в игре достигается в борьбе над сеткой (блок, нападение), поэтому прыжковая подготовленность волейболистов должна быть на высоком уровне. Анализ методических материалов и современная практика показывают, что методика совершенствования прыгучести волейболистов носит несистематизированный характер: большинство средств и методов, используемых для совершенствования прыгучести, по своей структуре не адекватны основным; ограниченный выбор средств прыжковой подготовленности снижает тренировочный эффект; отмечается нерациональное распределение прыжковых упражнений в тренировках.     

Современный волейбол характеризуется интенсификацией соревновательной деятельности, что проявляется в увеличении плотности игровых действий, уменьшении времени выполнения как технических приемов в целом, так и их отдельных фаз, в быстроте и стремительности тактических взаимодействий, увеличении числа индивидуальных игровых действий [7].

Все это базируется на высоком уровне физической подготовленности игроков, в основе которого лежит способность  проявления каждым волейболистом игрового атлетизма в процессе соревновательной деятельности. Современные требования к уровню развития физических качеств заключаются в обеспечении возможности игроков выполнять сложые технические  приемы и активные тактические взаимодействия на высокой скорости, в условиях силового прессинга, удерживать высокую  интенсивность игры до последних  секунд матча [7].

Специалисты отмечают, что одним из резервов результативности соревновательной деятельности является совершенствование специальной  физической подготовки волейболистов, а  именно: скоростно-силовых способностей, проявлением которых является прыгучесть.

Объект  исследования: процесс развития прыгучести у волейболистов.

Предмет исследования: программа специальных прыжковых упражнений для развития прыгучести у волейболистов.

Цель  исследования: практически изучить процесс развития прыгучести специальными прыжковыми упражнениями в спортивной тренировке волейболистов.

Задачи  исследования:

  1. Изучить теоретическое и практическое состояние проблемы развития прыгучести волейболистов.

  2. Изучить методику и подобрать тесты для определения уровня развития прыгучести волейболистов.

  3. Подготовить программу специальных прыжковых упражнений для развития прыгучести волейболистов.

  4. Сделать выводы и дать заключение.

 Методы исследования:

  1. Анализ литературных источников.

  2. Анализ документов и материалов.

  3. Метод проекта.

  4. Метод логического заключения.










Глава 1. Теоретические аспекты влияния физической подготовки на развитие прыгучести у волейболистов


1.1 Определение понятия «прыгучесть» как физического качества волейболистов


Современный волейбол характеризуется высокой двигательной активностью волейболистов. Эффективное выполнение прыжковых игро­вых действий, технических приемов и большинства тактических ком­бинаций на протяжении одной игры, или нескольких игровых дней основано на высоком уровне развития физических качеств (отдельные стороны двигательных возможностей спортсменов).

В волейболе физические качества условно делятся на общие и специ­альные. Общие — сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость — в значительной мере определяют всесторонность физического развития и здоровье спортсменов. На высокоразвитой базе выше перечисленных физических качеств развиваются специальные физические качества, необходимые для игры в волейбол: «взрывная» сила, быстрота переме­щения и прыгучесть, скоростная, прыжковая и игровая выносливость, акробатическая и прыжковая ловкость.[23]

Прыгучесть — это комплексное качество, основу которого составляет сила и быстрота мышечных сокращений с оптимальной амплитудой движений. Высокий уровень прыжка дает возможность волейболисту эффективно выполнять такие технические приемы, как нападающий удар, блок и подачу в прыжке.

Для полного представления о прыгучести вначале разберем технику выполнения прыжка. Прыжковое движение состоит из двух фаз: фазы амортизации и фазы активного отталкивания. Первая фаза характеризуется тем, что центр тяжести идет вниз и приближается к точке опоры. Угол сгибания в коленном суставе составляет в среднем от 111° до 120°. Для этой фазы характерна уступающая работа мышц.[16]

В фазе активного отталкивания происходит удаление общего центра тяжести от площади опоры. Во время отрыва волейболиста от опоры наблюдается разгибание в коленном суставе. Эта фаза характеризуется преодолевающей работой мышц. Максимум усилий возникает в момент переключения от одного движения к другому, т.е. в момент перехода от уступающей к преодолевающей работе. При прыжках в волейболе время амортизации больше времени отталкивания и составляет соответственно: 187-224 и 98-117 м/с. При этом следует отметить, что у мастеров спорта время отталкивания значительно меньше, чем у спортсменов более низкой  квалификации. Эффективность же отталкивания в прыжках практически и определяется реактивной способностью мышц к проявлению определенного эффекта тотчас после механической нагрузки (в данном случае вес тела волейболиста) в фазе амортизации при быстром переходе от уступающего режима работы мышц к преодолевающему. В связи с этим мастера спорта имеют большой отрыв центра тяжести от опоры, в среднем он равен 84 см (у спортсменов II разряда 59 см).[16]

Естественно, встает вопрос: когда же надо начинать развитие этого столь важного физического качества и какие средства и методы наиболее эффективны в возрастном аспекте?

Для выявления наиболее благоприятных периодов развития прыгучести была исследована динамика этого качества у юных волейболистов 10-18 лет (возраст ограничен пребыванием юных спортсменов в ДЮСШ). Было установлено, что с возрастом уровень развития прыгучести у юных волейболистов неуклонно повышается (в период 10-18 лет на 48,6 см). Среднегодовой прирост результатов за этот период составляет 6,07 см. Однако рост показателей прыгучести происходит неравномерно. Самый значительный прирост наблюдается в возрасте от 10-11 до 12 лет, т.е. попадает на начальный этап подготовки юных волейболистов.

За этот период результат в прыжке в высоту с места увеличивается на 12,5 см. В период от 12 до 13 лет результат увеличивается на 5 см, что составляет 13,3%. С 13 до 14 лет и с 14 до 15 темпы прироста результата снижаются и соответственно равны 3,5 см (8,24%) и 2 см (4,35%). Следовательно, наименьший прирост величины прыжка у юных волейболистов наблюдается в период от 14 до 15 лет. Затем происходит постепенное увеличение высоты прыжка. Так, в период от 15 до 16 лет прирост составляет 4 см (8,33%), от 16 до 17 лет — 9,5 см (18,27%), а от 17 до 18 лет — 5,5 см (9,34%). Для тренеров очень важно не упустить этапы наиболее выраженной динамики изменения прыгучести у юного волейболиста и путем своевременного и целенаправленного применения средств и методов развития прыгучести успешно влиять на полное проявление этого очень важного физического качества.

Средний результат сборной юношеской команды равен 79 см. Этот результат может служить как бы эталоном развития прыгучести у юных волейболистов.[10]

Как известно, основу прыгучести составляют сила и быстрота мышечных сокращений. При развитии силы и скорости сокращения мышц ног особое внимание необходимо уделить разгибателям бедра, голени и сгибателям стопы. При изучении структуры прыгучести выделяются следующие факторы, определяющие уровень развития этого качества: максимальная сила, «взрывная сила» мышц, способность к быстроте двигательного акта, морфологические особенности игрока и способность к быстроте реагирования нервно-мышечного аппарата.

Особенно хочется подчеркнуть, что прыгучесть определяется способностью нервно-мышечного аппарата к быстроте проявления максимального усилия (т.е. за минимальный отрезок времени проявить максимальную силу). Тренерам следует обратить внимание на такой факт. Выполнение в тренировке отталкиваний с места (т.е. обычные подскоки) мало способствует совершенствованию прыгучести, прыжки же, выполняемые после прыжков в глубину, являются более сильными раздражителями нервно-мышечного аппарата и в большей мере обеспечивают совершенствование его способности к быстроте проявления значительного усилия при отталкивании (в этом случае мышцы ног можно сравнить с пружиной, которая, укорачиваясь, сжимается, а потом быстро занимает исходное положение).[10]

Роль упражнений с отягощениями в развитии прыгучести общеизвестна. Многие исследователи, а также тренеры доказали эффективность использования отягощений в тренировке. При выполнении упражнений с отягощениями не следует забывать о допустимых на организм юного волейболиста нагрузках в зависимости от возраста и его физической подготовленности, а также о том, что упражнения с отягощениями должны быть скоростно-силового характера (приседание и быстрое вставание или выпрыгивание и т.д.). Угол сгибания в коленях должен быть 90-120°.[4]


1.2 Физическая подготовка, как процесс развития физических качеств волейболиста


Волейбол — ациклическая командная игра, где мышечная работа носит скоростно-силовой, точностно-координационный характер. При малых размерах и ограничении касаний мяча выполнение всех технических и тактических элементов требует точности и целенаправленности движений.

Двигательные действия заключаются во множестве молниеносных стартов и ускорений, в прыжках вверх на максимальную и оптимальную высоту, большом количестве взрывных ударных движений при длительном, быстром и почти непрерывном реагировании на изменяющуюся обстановку, что предъявляет высокие требования к физической подготовленности волейболистов.

Высокий уровень требований к физической подготовленности волейболистов объясняется и следующими факторами:

1. Качественно новый уровень развития волейболиста требует нового уровня развития физических качеств спортсмена (изменение правил соревнований, комплектование команд высокорослыми игроками; повышение атакующего потенциал за счет быстрых перемещений и повышенной скорости выполнения технических приемов с использованием всей длины сетки, игра тремя мячами и др.).

2. Постоянный рост уровня развития физических качеств — непременное условие для повышения тренировочных нагрузок.
В зависимости от возраста, подготовленности спортсменов, этапов и задач тренировки физическая подготовка изменяется, но во всех своих аспектах она необходима волейболисту, от начинающего до мастера высокого класса. С повышением спортивной квалификации роль физической подготовки ни в коей мере не снижается. Однако ее характер, применяемые средства и методы претерпевают изменения, выражающиеся, прежде всего в специальной направленности.[22]

По направленности и характеру воздействия применяемых средств физическая подготовка волейболистов делится на общую (ОФП) и специальную (СФП).

Общая физическая подготовка. Основной задачей ОФП является повышение работоспособности организма в целом. Частными задачами являются:

1. Разностороннее физическое развитие;

2. Укрепление опорно-двигательного аппарата;

3. Развитие физических качеств — силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости;

4. Повышение функциональных возможностей и уровня обменных процессов;

5. Повышение психологической подготовленности;

6. Создание условий для активного отдыха в период снижения тренировочных нагрузок.

Общая физическая подготовка может проводиться в самых разнообразных условиях: на стадионе, в гимнастическом зале, в лесу, в парке. Многие упражнения можно выполнять без специального оборудования мест занятий, используя гимнастические снаряды, различные отягощения, природные материалы и др.[15,16]

Основными средствами ОФП волейболистов являются широкий круг общеразвивающих упражнений из других видов спорта: кроссовый бег и другие разновидности бега, упражнения с отягощениями, гимнастические упражнения и акробатика, спортивные и подвижные игры, плавание, лыжный бег и др.

Выбор этих средств неслучаен. Эти упражнения тотальны по своему воздействию, заставляют активно работать все органы и системы, что укрепляет всю мускулатуру, сердечно-сосудистую систему, улучшает возможности органов дыхания, повышает общий обмен веществ в организме.

Общая физическая подготовка проводится на 1-м этапе подготовительного периода, в небольших объемах — на специальноподготовительном этапе и как средство активного отдыха на предсоревновательном этапе и в соревновательном периоде.

В группах занимающихся волейболом, где отсутствует четко выраженная периодизация (команды коллективов физкультуры, вузов, спортивных клубов и др.) в начале годичного цикла подготовки проводится базовая подготовка (ОФП) с постепенным переходом к СФП. В период соревнований виды подготовки чередуются.[6,8]

Специальная физическая подготовка. СФП является средством специализированного развития физических качеств. Задачи ее более узки и более специфичны:

1. Развитие взрывной силы мышц ног, плечевого пояса, туловища;
быстроты перемещения и сложной реакции; скоростной, прыжковой, игровой выносливости; акробатической и прыжковой ловкости, гибкости.

2. Совершенствование функциональных возможностей организма спортсменов.

3. Повышение психологической подготовленности.

4. Создание условий для восстановления организма после тренировочных и соревновательных нагрузок.

Основными средствами СФП являются: соревновательное упражнение «своего» вида спорта, а также подготовительные упражнения, сходные по своей двигательной структуре и характеру нервно-мышечных усилий с движениями специализируемого упражнения. С помощью таких упражнений решаются две задачи: совершенствуются технические приемы и развиваются специальные физические качества.

Специальная физическая подготовка в основном, имеет место в годичном цикле подготовки на специально-подготовительном, предсоревновательном этапах и в небольшом объеме в соревновательном периоде подготовки спортсменов.

По  характеру мышечной деятельности прыжок относится к группе скоростно-силовых  упражнений с ациклической структурой движений, в которой в главном  звене толчке развивается мышечное усилие максимальной мощности, имеющие  реактивно-взрывной характер. Таким  образом, прыгучесть является одним из главных специфических двигательных качеств определяющимся скоростью движения в заключительной фазе отталкивания. Чем быстрее отталкивание, выше начальная скорость взлёта.[8]

Различают общую прыгучесть, под которой  понимают способность выполнять  прыжок (вверх, в длину) и специальную  прыгучесть способность развить  высокую скорость отталкивания. Основным звеном в воспитании прыгучести следует  считать сочетание разбега с  отталкиванием.

Основные  требования при воспитании прыгучести предъявляются к работе нервно мышечного  аппарата, работа которого зависит  от функциональной подготовки и функционального  состояния организма, т.е. от величины стартовой скорости. Вместе с тем  для выполнения прыжка необходимо обладать высоко развитой ловкостью, которая  особенно необходима в полётной опорной  фазе прыжка. Прыжок является краеугольным камнем во многих видах спорта (баскетбол, волейбол и др.).

Эффективность спортивных движений, связанных с активным  взаимодействием спортсменов  с объектами внешнего окружения, определяется главным образом характером развивающихся при этом сил, а  также направлением и скоростью движения [9; 11].

В волейболе, как правило, проявление скоростно-силовых способностей осуществляется в прыжках. По характеру мышечной деятельности прыжок относится к группе скоростно-силовых упражнений с ациклической структурой движений, в которой в главном звене толчке развивается мышечное усилие максимальной мощности, имеющие реактивно-взрывной характер. В связи с этим, такое проявление скоростно-силовых способностей волейболистов целесообразно называть прыгучестью.

Как известно, сенситивный период развития прыгучести соответствует возрасту 11-14 лет и к 17-18 годам она достигает наивысших  результатов [11]. Однако говорить о консервативности прыгучести к  дальнейшему развитию или поддержанию  на высоком уровне достигнутых результатов  в более позднем возрасте нет  оснований, особенно в спорте высших достижений.

Современные представления в теории и методике спортивной тренировки о развитии прыгучести сводятся к тому, что применение упражнений преимущественно прыжкового характера способствует улучшению лишь скорости отталкивания, а применение упражнений силового и скоростно-силового характера обеспечивает прирост и скорости, и силы отталкивания. Следует, по-видимому, считать доказанным положение о необходимости преимущественного развития силы мышц в сочетании с упражнениями на увеличение подвижности в суставах и расслаблением с целью воспитания прыгучести [9; 11].



1.3 Методика развития прыгучести в физической подготовке волейболистов


Прыгучесть — это способность волейболиста прыгать оптимально высоко для выполнения нападающих ударов, подач, блокирования и вторых передач в прыжке. Она зависит от силы мышц и скорости сокращения мышечных волокон. Для проявления прыгучести необходима взрывная сила.

Развитие прыгучести начинается с развития силы с помощью упражнений общего воздействия, а в дальнейшем мышечную силу и скорость сокращения мышц рекомендуется развивать параллельно.[21]

В специальной прыжковой подготовке рекомендуются: а) прыжковые упражнения с отягощением и без отягощения (отягощения не более 40% от веса спортсмена); б) основные упражнения по технике игры. Количество прыжков с отягощением в одной серии — 10-20; продолжительность интервалов отдыха — 2-3 мин; количество серий — 5-6.

Для прыжковых упражнений без отягощения дозировки следующие: продолжительность одной серии — 10-20 прыжков; интенсивность — без пауз между прыжками; интервал отдыха между сериями — 1-2 мин;
количество серий — 5-7 в тренировке.

Для развития прыгучести используют следующие специальные волейбольные упражнения:

1. Прыжки с места, с разбега, доставая баскетбольный щит, кольцо.

2. Прыжки из глубокого приседа.

3. Прыжки с разбега с доставанием метрической разметки возможно выше.

4. Прыжки со скакалкой на двух ногах (варианты: с ноги на ногу; с продвижением вперед; на одной ноге; в приседе; высоко поднимая бедра).

5. Серийные прыжки вверх с места, с разбега с доставанием предмета.

6. Прыжки с разбега с ударом по подвешенному мячу.

7. Имитация нападающих ударов в прыжке с места и после разбега.

8. Имитация блокирования на месте и после перемещения.

9. Имитация блока, нападающего удара, блока, нападающего удара и т.д.

10. Нападающие удары через сетку после разбега с различных по траектории вторых передач.[11,19]

Для развития прыгучести в основном пользуются следующими методами:

  • повторный метод,

  • метод непредельных усилий (30-50%),

  • метод круговой тренировки с применением упражнений с отягощением и различных прыжковых упражнений (6-8 станций),

  • метод кратковременных усилий (80-95% от максимума),

  • метод «до отказа»,

  • соревновательный и игровой методы.

В связи с особенностями детского организма при развитии прыгучести с волейболистами до 14 лет можно использовать только первые три и последний методы, а с 15 лет можно использовать все предложенные методы.

Для развития прыгучести в группах предварительной и начальной подготовки можно рекомендовать следующие упражнения.

1. Прыжок в высоту с места, отталкиваясь двумя ногами:

а) из глубокого приседа:

  • с помощью рук 6-8 раз - 4-5 подходов;

  • без помощи рук 6-8 раз - 4-5 подходов;

  • с отягощением 3 кг. 4-6 раз- 3-4 подхода.

б) из приседа (угол между бедром и голенью 90 градусов):

  • без отягощения 6-8 раз - 5-6 подходов;

  • с отягощением 4кг. 4-6 раз - 4-5 подходов;

  • с партнером на плечах у  гимнастической стенки 3-5 раз - 2-3 подхода.

в) из приседа (угол между бедром и голенью 120 градусов):

  • без отягощения 8-10 раз - 5-6 подходов;

  • с отягощением до 5кг. 4-6 раз - 4-5 подходов;

  • с партнером на плечах стоя у стены 3-5 раз - 2-3 подхода.

2. Выпрыгивание на одной ноге (пистолет) из глубокого приседа:

  • с помощью рук 4-5 раз - 4-5 подходов;

  • без помощи рук 3-4 раза - 4-5 подходов;

  • с отягощением до 2-4 кг 2-3 раза - 2-3 подхода.

3. Прыжки в глубину (с предмета 40-50 см) с последующим выпрыгиванием вверх, доставая какой-либо предмет на максимальной
высоте, или напрыгивание на предмет высотой 30-35 см 10 раз - 3-4 подхода.

4. Обязательно надо давать упражнения на быстроту пробегания отдельных небольших отрезков, а также челночный бег 3x3, 3x4 и т.д.[5]

В учебно-тренировочных группах можно использовать указанные упражнения, увеличивая только количество повторений (до 10-12), количество подходов (до 6-8), высоту предметов до 50-60 см, отягощение до 8-10 кг, также могут быть добавлены упражнения со штангой весом до 30-35 кг. Следует применять прыжки в длину на одной (до 5 прыжков) и двух ногах (до 10 прыжков). При этом должно соблюдаться одно условие — выполнять столько прыжков на одной ноге, сколько и на другой,
чтобы избежать нарушений при сращивании тазовых костей.

В группах спортивного совершенствования целесообразны все средства и методы, применяемые со взрослыми волейболистами:

  • прыжки в глубину (высота предмета 60-80 см) с последующим выпрыгиванием;

  • прыжки серийные через легкоатлетические барьеры, на 5-10 см превышающие максимальную высоту прыжка игрока, количество прыжков 80-100 за тренировку;

  • преодолевание дистанции 20-30 м прыжками: с ноги на ногу, 2 на правой — 2 на левой и так всю дистанцию, 3 на правой — 3 на левой, так же всю дистанцию и т.д., а в конце всю дистанцию преодолеть на правой, а затем на левой ноге.[19,21]

Включаются упражнения со штангой (50-60% от максимального), если упражнения выполняются на двух ногах, и до 30% максимального веса, если упражнения выполняются на одной ноге (имеется в виду приседание с последующим выпрыгиванием и прыжки). Отрезки на быстроту увеличиваются до 9-12 м.

Развитие прыгучести можно контролировать с помощью трех тестов:

  1. Прыжок с места толчком двумя ногами (определяется высота подъема ОЦТ по прибору Абалакова в см) из трех попыток берется лучшая.

  2. Прыжок с разбега толчком двумя ногами с касанием рукой разметки на максимальной высоте, также из трех берется лучшая.

  3. То же, что и предыдущий, но определяется разница между величиной доставания максимальной высоты и показателем высоты, зафиксированным у игрока, стоящего с вытянутой рукой на носках.

Одна из самых популярных (на сегодняшний день) программ для увеличения прыжка, которая дает возможность через 12 недель увеличить прыжок на 20-30 см. Порядок её выполнения:

1. Подготовительная часть занятия - прыжки со скакалкой, бег на месте в течение 3-5 минут.

2. Подготовка мышц, которые участвуют в программе. Икры растягиваются упражнениями, похожими на степ-апы (ставите ногу на книгу, лестницу и пытаетесь дотянуться пяткой до пола). Для растяжки передней бедренной мышцы поставьте ногу на стул или стол и наклоните корпус к этой ноге. Подколенная мышца растягивается простыми наклонами.

3. Прыжки в высоту.  Ноги на ширине плеч. Прыжок строго вверх максимально. Опустившись, присед примерно на четверть - это один прыжок. Скорость прыжка при выполнении упражнения важнее всего. Смысл заключается как можно более быстром выпрыгивании. Время, проводимое на земле, должно равняться долям секунды. 
Необходимо чувствовать, что передняя бедренная мышца напрягается сильнее икр. Отдых между подходами: 3-4 минуты.

4. Подъемы на носках. Встаньте на что-нибудь так, чтобы пятки не соприкасались с полом (лестница, толстая книга – 10 см). Поднимитесь на одной ноге как можно выше, используя только икры, затем на другой ноге. Отдых между подходами: 25 секунд. 

5. Степ-апы.  Поставьте одну ногу на прочное возвышение (стул, скамейка) и толкнитесь опорной ногой вверх. В воздухе смените опорную ногу и повторите то же самое. Отдых между подходами: 3-4 минуты. 

6. Прыжки на носках. Встаньте на обе ноги и оттолкнитесь как можно сильнее, используя только икры. Смысл упражнения в том, чтобы подпрыгивать как можно выше и "задерживаться на земле как можно меньше (чем быстрее вы выпрыгните после приземления, тем лучше) 
Следите за тем, чтобы при выполнении упражнения ноги не сгибались в коленях. Перерыв между подходами 1 минута. 

7. «Выжигания».  Упражнение названо так, потому что при правильном выполнении в мышцах ног вы будете чувствовать жжение. Техника примерно та же, что и в предыдущем упражнение. Стоя на двух ногах нужно выпрыгивать, использую только икры. Здесь нужно выпрыгивать всего на 1-1,5 см, а основной упор делать на скорость выполнения и внимательно следите за тем, чтобы не опуститься на пятки.

8. Расслабление.

Упражнения необходимо выполнять 5 дней в неделю и желательно в одно и то же время. Всего программа занимает 12 недель. Все упражнения необходимо выполнять на ковре. Программу необходимо выполнять в обуви с плоской резиновой подошвой. Стул или другой предмет для степ-апов, книга или что-либо другое для подъемов на носках необходимо подготовить заранее. Программа не требует использование утяжелителей любых типов. Увеличение прыжка происходит только за счет веса спортсмена. [5,9]

Анализ литературных источников показал, что волейбол — ациклическая командная игра, где мышечная работа носит скоростно-силовой, точностно-координационный характер. При малых размерах и ограничении касаний мяча выполнение всех технических и тактических элементов требует точности и целенаправленности движений.

Двигательные действия заключаются во множестве молниеносных стартов и ускорений, в прыжках вверх на максимальную и оптимальную высоту, большом количестве взрывных ударных движений при длительном, быстром и почти непрерывном реагировании на изменяющуюся обстановку, что предъявляет высокие требования к физической подготовленности волейболистов.

Высокий уровень прыжка дает возможность волейболисту эффективно выполнять такие технические приемы, как нападающий удар, блок и подачу в прыжке. Все, используемые в процессе спортивной тренировке, методы воспитания прыгучести должны способствовать развитию комплекса  физических качеств, которые, в конечном счёте, содействовали бы возможности  большему повышению мощности толчка, специальных двигательных навыков.

Значительного эффекта в развитии прыгучести можно  достигнуть, применяя комплексы упражнений с напрыгиванием, перепрыгиванием и доставанием   различных предметов.







Глава 2. Практическое изучение процесса развития прыгучести специальными прыжковыми упражнениями волейболистов


2.1 Методика определения уровня развития прыгучести волейболистов


На первом этапе практической деятельности необходимо изучить способы определения уровня развития прыгучести.

Тестирование уровня развития физических качеств является од­ним из наиболее важных направлений деятель­ности научных работников и педагогов в облас­ти физической культуры и спорта. Оно помога­ет решению ряда сложных педагогических за­дач по выявлению уровней развития двигательных способностей, оце­ниванию уровня физической подготовленности.

На основе результатов тес­тирования можно сравнивать подготовленность, как отдельных спортсменов, так и целых групп спортсменов, проживающих в разных регионах и стра­нах; проводить соответствующий отбор для за­нятий тем или иным видом спорта, для участия в соревнованиях; осуществлять достаточно объ­ективный контроль за тренировкой юных спортсменов; выявлять пре­имущества и недостатки применяемых средств, методов обучения и форм организации занятий; наконец, обосновывать нормы (возрастные, ин­дивидуальные) физической подготовленности детей и подростков.[12]

Развитие прыгучести можно контролировать с помощью трех тестов:

  • Прыжок с места толчком двумя ногами (определяется высота подъема ОЦТ по прибору Абалакова в см) из трех попыток
    берется лучшая.

  • Прыжок с разбега толчком двумя ногами с касанием рукой разметки на максимальной высоте, также из трех берется
    лучшая.

  • То же, что и предыдущий, но определяется разница между величиной доставания максимальной высоты и показателем
    высоты, зафиксированным у игрока, стоящего с вытянутой рукой на носках.



2.2 Характеристика тестов для определения уровня развития прыгучести волейболистов


Д ля проведения тестирования прыгучести были подготовлены тесты, которые дадут возможность определить уровень развития прыгучести занимающихся, на текущий момент:

Тест 1 - измерение высоты выпрыгивания с  места толчком  двумя ногами со взмахом руками и касанием вертикальной планки с разметкой. На  пролет гимнастической стенки крепится бумажная лента с разметкой от основания (0 см) до верхней точки (250 см) с точностью до 1 см. Занимающийся  становится боком к разметке в  основной стойке и по сигналу учителя  выполняет прыжок. Оценивается высота выпрыгивания.


Т ест 2 - измерение высоты выпрыгивания вверх  с одного шага толчком одной ногой  с касанием рукой разметки. Стоя  боком к разметке, прикрепленной  к пролету гимнастической стенки, испытуемый делает шаг вперед и выполняет  прыжок вверх с сильным взмахом  руками, касаясь разметки пальцами. Оценивается высота выпрыгивания.

Тест 3 - измерение дальности прыжка в  длину с места толчком двумя  ногами со взмахом руками. На  полу вдоль границы баскетбольной  площадки крепится бумажная (или из плотной ткани) лента длиной 300 м с разметкой через каждый сантиметр. Занимающийся  становится у начала разметки и по команде учителя выполняет прыжок вперед толчком двумя ногами со взмахом  руками. Дальность выпрыгивания оценивается  с точностью до 1 см.

Тест 4 - измерение высоты выпрыгивания из приседа на одной ноге со взмахом  руками. В спортивной практике многие прыжковые упражнения: прыжок в высоту, в длину, с шестом, тройной и  другие - выполняются толчком одной, более сильной, ногой. Поэтому выпрыгивание вверх из приседа на одной ноге - информативный тест для определения  прыгучести. Напротив  пролета гимнастической стенки с  разметкой по сигналу тренера  занимающийся приседает на одной  ноге и выполняет прыжок вверх  со взмахом руками. Оценивается высота выпрыгивания. [16]

Тест 5 - измерение высоты выпрыгивания вверх после прыжка в глубину.

Перемещение тела вверх после прыжка в глубину - достаточно сильный раздражитель нервно-мышечного аппарата, предъявляющий большие требования не только к силовым и скоростным возможностям спортсмена, но и к координационным. Поэтому данный тест используется для определения уровня прыгучести квалифицированных спортсменов.

Перпендикулярно гимнастической стенке на расстоянии 1 м от пролета с разметкой ставится скамейка. По сигналу тренера спортсмен, спрыгнув со скамейки, выполняет прыжок вверх толчком двумя ногами со взмахом руками. Оценивается высота выпрыгивания.



2.3 Характеристика программы специальных прыжковых упражнений для развития прыгучести в физической подготовке волейболистов


Изучение литературных источников и анализ опыта специалистов, тренеров, спортсменов - волейболистов помогли выбрать программу специальных волейбольных упражнений для развития прыгучести в процессе физической подготовки волейболистов.

В программе специальной прыжковой подготовки рекомендуются:

а) прыжковые упражнения с отягощением и без отягощения (отягощения не более 40% от веса спортсмена);

б) основные упражнения по технике игры.

в) количество прыжков с отягощением в одной серии — 10-20;

г) продолжительность интервалов отдыха — 2-3 мин;

д) количество серий — 5-6.

Для прыжковых упражнений без отягощения дозировки следующие:

а) продолжительность одной серии — 10-20 прыжков;

б) интенсивность — без пауз между прыжками;

в) интервал отдыха между сериями — 1-2 мин;

г) количество серий — 5-7 в тренировке.

Упражнения для развития прыгучести:

1. Прыжки с места, с разбега, доставая баскетбольный щит, кольцо.

2. Прыжки из глубокого приседа.

3. Прыжки с разбега с доставанием метрической разметки возможно выше.

4. Прыжки со скакалкой на двух ногах (варианты: с ноги на ногу; с продвижением вперед; на одной ноге; в приседе; высоко поднимая бедра).

5 . Серийные прыжки вверх с места, с разбега с доставанием предмета.

6. Прыжки с разбега с ударом по подвешенному мячу.

7. Имитация нападающих ударов в прыжке с места и после разбега.

8. Имитация блокирования на месте и после перемещения.

9. Имитация блока, нападающего удара, блока, нападающего удара и т.д.

10. Нападающие удары через сетку после разбега с различных по траектории вторых передач.

Прыжковая программа предусматривает внедрение этих серий упражнений в подготовительную часть тренировочного занятия, и их чередование - прыжковые упражнения с отягощением и без отягощения.

С учетом рекомендаций необходимо составить планы тренировочных занятий, в подготовительную часть которых должны войти эти серии упражнений. Время проведения каждой серии 15-20 минут.[16]









Заключение


Прыгучесть является одним из важнейших физических качеств волейболистов и характеризует способность игрока максимально высоко выпрыгивать при различных игровых ситуациях.

Исследование взрослых и юных спортсменов показывает, что, хотя прыгучесть и является в какой-то степени врожденной способностью человека, специальное воздействие физическими упражнениями может значительно повысить прыжковую подготовленность занимающихся[11].

Но это возможно лишь при правильном подборе средств и методов  тренировки, в соответствии с возрастными  и половыми особенностями занимающихся. Определение возрастных периодов, во время которых  развитие прыгучести протекает более интенсивно или  более замедленно,— актуальный вопрос, от решения которого во многом зависит  эффективность спортивной подготовки детей в различных видах спорта.

Основным  условием воспитания прыгучести при  любой квалификации спортсмена является осуществление на всех этапах тренировок разносторонней строго специализированной физической подготовки (работа над  такими физическими качествами как  сила, быстрота, выносливость).

Все методы воспитания прыгучести должны способствовать развитию комплекса  физических качеств, которые, в конечном счёте, содействовали бы возможности  большему повышению мощности толчка, специальных двигательных навыков.

Значительного эффекта в развитии прыгучести можно  достигнуть, применяя комплексы упражнений с напрыгиванием, перепрыгиванием и доставанием   различных предметов.









Литература



1. Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и для каждого. [Текст] / В.К. Бальсевич. – М.: Физкультура и спорт, 1988. - 208с.

2. Барышева, Н.В. Основы физической культуры. [Текст]: учебное пособие / Н.В. Барышева , В.М. Минияров , М.Г. Неклюдова. – Самара, 1994. -128 с.

3.Бердников, И.Г. Педагогическое мастерство учителя. [Текст]: учебное пособие / И.Г. Бердников. – Тольятти: 2001. – 204 с.

4. Волейбол. [Текст]: учебник для ин-тов физ культ. / под ред. Ю.Н. Клещева, А.Г. Айриянца.– М.: Физкультура и спорт, 1985. – 270 с.

5. Голомазов, В.А. Волейбол в школе. [Текст]: пособие для учителя / В.А. Голомазов, В.Д. Ковалев, А.Г. Мельников – М.: Просвещение, 1976. – 112 с.

6. Гуревич, И.А. 1500 упражнений для моделирования круговой тренировки. [Текст] / И.А. Гуревич. – Минск: Высшая школа, 1980. – 256 с.

7. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте [Текст]: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров – М.: Академия, 2001. – 264 с.

8. Железняк, Ю.Д. Волейбол в школе. [Текст]: пособие для учителя / Ю. Д. Железняк , Л.Н. Слупский . – М.: Просвещение, 1989. – 128 с.

9. Железняк, Ю.Д. Юный волейболист. [Текст]: учебное пособие для тренеров / Ю.Д. Железняк – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 192 с.

10. Железняк, Ю.Д. К мастерству в волейболе. [Текст] / Ю.Д. Железняк – М.: Физкультура и спорт, 1978. – 224 с.

11. Железняк, Ю.Д. Волейбол. [Текст]: учебник для ин-тов физ. культ. / Ю.Д. Железняк, А.В. Ивойлов – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 239 с.

12. Ланда, Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности. [Текст]: учебное пособие / Б.Х. Ланда – М.: Советский спорт, 2004. – 192 с.

13. Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании. [Текст]: учебное пособие / В.И. Лях – М.: Просвещение, 1998. – 272 с.

14. Лях, В.И. Скоростные способности: основы тестирования и методики развития. [Текст] // Физическая культура в школе «Школа-Пресс, №3, 1997.

15. Матвеев, Л.П. Основы спортивной тренировки. [Текст]: учебное пособие для ин-тов физ. культ. / Л.П.Матвеев – М.: Физкультура и спорт, 1977. – 271 с.

16. Мармор, В. Специальные упражнения волейболистов. [Текст]: учебное пособие для ин-тов физ. культ./ В. Мармор – Кишинев: 1975. – 44 с.

17. Методика физического воспитания учащихся 10-11 классов [Текст]: пособие для учителей / А.В. Березин, А.А. Зданевич, Б.Д. Ионов и др.; под ред. В.И. Ляха. – М.: Просвещение, 2005. – 125 с.

18. Решетников, Н.В. Физическая культура. [Текст]: учебное пособие / Н.В. Решетников, Ю.Л. Кислицын – М.: Физкультура и спорт, 1998 – 160 с.

19. Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения. [Текст]: учебник для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. – М.: Академия, 2004. – 520 с.

20. Теория и методика физического воспитания. [Текст]: учебник для ин-тов физ. культ. / Под общ. ред. Л.П. Матвеева и А.Д. Новикова. – М.: Физкультура и спорт, 1976. – 256 с.

21. Физическая культура в школе. Методика уроков в 9-10 классах. [Текст] / Под ред. З.И. Кузнецовой. . – М.: Просвещение, 1973. – 168 с.

22. Физическая культура студента [Текст]: учебник для ст-тов высш. учеб. зав. / под ред. В.И. Ильинича. – М.: Гардарики, 2003. – 448.

23. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта. [Текст]: учебное пособие для ст-тов высш. учеб. заведений. / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Академия, 2007. – 480 с.




Приложение 1


Для развития прыгучести в группах предварительной и начальной подготовки можно рекомендовать следующие упражнения

Прыжок в высоту с места, отталкиваясь двумя ногами:

а) из глубокого приседа: с помощью рук 6-8 раз 4-5 подходов без помощи рук 6-8 раз 4-5 подходов с отягощением Зкг. - 4-6 раз 3-4 подхода

б) из приседа (угол между бедром и голенью 90 градусов) без отягощения 6-8 раз 5-6 подходов с отягощением 4кг. 4-6 раз 4-5 подходов
с партнером на плечах у  гимнастической стенки 3-5 раз 2-3 подхода в) из приседа (угол между бедром и голенью 120 градусов) без отягощения 8-10 раз 5-6 подходов с отягощением до 5кг. 4-6 раз 4-5 подходов с партнером на плечах стоя у стены 3-5 раз 2-3 подхода

Выпрыгивание на одной ноге (пистолет) из глубокого приседа: с помощью рук 4-5 раз 4-5 подходов без помощи рук 3-4 раза 4-5 подходов
с отягощением до 2-4 кг 2-3 раза 2-3 подхода.

Прыжки в глубину (с предмета 40-50 см) с последующим выпрыгиванием вверх, доставая какой-либо предмет на максимальной
высоте, или напрыгивание на предмет высотой 30-35 см 10 раз 3-4 подхода.

Обязательно надо давать упражнения на быстроту пробегания отдельных небольших отрезков, а также челночный бег 3x3, 3x4 и т.д.

В учебно-тренировочных группах можно использовать указанные упражнения, увеличивая только количество повторений
(до 10-12), количество подходов (до 6-8), высоту предметов до 50-60 см, отягощение до 8-10 кг, также могут быть добавлены
упражнения со штангой весом до 30-35 кг. Следует применять прыжки в длину на одной (до 5 прыжков) и двух ногах (до 10
прыжков). При этом должно соблюдаться одно условие — выполнять столько прыжков на одной ноге, сколько и на другой,
чтобы избежать нарушений при сращивании тазовых костей.

Эти упражнения могут войти в программу прыжковых упражнений в учебно-тренировочный процесс волейболистов:

Приседание на одной ноге (не более 10 прыжков в подходе, 2-3 подхода в занятии).

  1. Прыжки из полуприседа вверх с сопротивлением партнёра (не более 10 прыжков в подходе, 2-3 подхода в занятии).

  2. Прыжки вверх из положения приседа или полуприседа (не более 10 прыжков в подходе, 2-3 подхода в занятии).

  3. Прыжки вверх из глубокого приседа (спина прямая): шаг-присед-прыжок (не более 10 прыжков в подходе, 2-3 подхода в занятии).

  4. Перепрыгивание через гимнастическую скамейку толчком двух ног из глубокого приседа (прыжок – поворот лицом к барьеру – прыжок – поворот и т.д.) (не более 10 прыжков в подходе, 2-3 подхода в занятии).

  5. Имитация блока после одного приставного шага (выпрыгивание из полуприседа) (не более 10 прыжков в подходе, 2-3 подхода в занятии).

  6. Прыжки вверх с попеременным отталкиванием ногами (до 10 отталкиваний каждой ногой в подходе, 2-3 подхода в занятии).

  7. Прыжки вверх с выпрямленными коленями, за счет голеностопного сустава (не более 10 прыжков в подходе, 2-3 подхода в занятии).

  8. Запрыгивание-спрыгивание на тумбу высотой 50 см (не более 10 прыжков в подходе, 2-3 подхода в занятии).

  9. Прыжки с разбега толчком двумя ногами с доставанием маркировки на стене как можно выше (не более 20 прыжков на занятии).

В течение полугодового цикла подготовки приведённые упражнения применялись следующим образом:

I этап (2,5 месяца). Задачи этапа: повышение уровня силовой подготовленности, укрепление мышечно-связочного аппарата. На этом этапе два раза в неделю в конце тренировки выполнялось от 40 до 80 повторений упражнений 1-5 и 10-30 повторений упражнений 6-8.

II этап (1,5 месяца). Задачи этапа: поддержание уровня силовой подготовленности, повышение уровня общей скоростно-силовой подготовленности, укрепление опорно-связочного аппарата. На этом этапе два раза в неделю в конце тренировки выполнялось от 20 до 40 повторений упражнений 1-5, 20-40 повторений упражнений 6-8, 20-30 повторений упражнения 9, и 10-20 повторений упражнения 10.

III этап (2 месяца). Задачи этапа: поддержание уровня силовой и общей скоростно-силовой подготовленности, повышение уровня прыгучести в специфических двигательных действиях волейболиста. На этом этапе один раз в неделю в конце тренировки выполнялось 20-30 повторений упражнений 1-5, 20-40 повторений упражнений 6, 20-30 повторений упражнения 9, и 20-30 повторений упражнения 10. Один раз в неделю упражнения для поддержания силовой подготовки (1-5) в небольшом объёме выполнялись в начале занятия (их применение носило тонизирующий характер), а упражнения скоростно-силовой подготовки – в конце занятия.

Изменение объёма применяемых средств развития прыгучести в течение каждого этапа происходило волнообразно, например, 1 неделя средний объём – 2 неделя малый объём – 3 неделя повышенный объём – 4 неделя – пониженный объём и т.п.

К омплекс упражнений для развития прыгучести


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!