СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Специфические особенности детской литературы.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Детская литература - это то, что созано мастерами слова специально для детей

Просмотр содержимого документа
«Специфические особенности детской литературы.»

Тема: Введение. Специфические особенности детской литературы   Слайд- лекция   Подготовила: Телеева Х.Н.,преподаватель ПЦК филологических дисциплин РПК им. М.М. Меджидова

Тема:

Введение. Специфические особенности детской литературы

Слайд- лекция

Подготовила:

Телеева Х.Н.,преподаватель ПЦК филологических дисциплин РПК им. М.М. Меджидова

Детская литература  часть общей литературы, обладающая всеми присущими ей свойствами, при этом ориентированная на интересы детей-читателей и потому отличающаяся художественной спецификой, адекватной детской психологии.

Детская литература

  • часть общей литературы, обладающая всеми присущими ей свойствами, при этом ориентированная на интересы детей-читателей и потому отличающаяся художественной спецификой, адекватной детской психологии.
Детская литература — это то, что создано мастерами слова специально для детей (например, произведения С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, А.Л. Барто и т. д.)

Детская литература — это то, что создано мастерами слова специально для детей (например, произведения С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, А.Л. Барто и т. д.)

 Основная отличительная черта детской литературы  — органическое слияние искусства с требованиями педагогики.     Под педагогическими  требованиями подразумеваются, в частности,  учет интересов, познавательных возможностей и  возрастных особенностей детей .

Основная отличительная черта детской литературыорганическое слияние искусства с требованиями педагогики.

Под педагогическими требованиями подразумеваются, в частности,

  • учет интересов,
  • познавательных возможностей и
  • возрастных особенностей детей .
Функциональные виды детской литературы:   учебно-познавательные,  этические,  развлекательные произведения.

Функциональные виды детской литературы:

  • учебно-познавательные,
  • этические,
  • развлекательные произведения.

По словам В. Г. Белинского, литература для детей должна отличаться «художественной истинностью создания», то есть быть явлением искусства , а авторы детских книг должны быть широко образованными людьми , стоящими на уровне передовой науки своего времени и иметь «взгляд на предметы просвещенный».
  • По словам В. Г. Белинского, литература для детей должна отличаться «художественной истинностью создания», то есть быть явлением искусства , а авторы детских книг должны быть широко образованными людьми , стоящими на уровне передовой науки своего времени и иметь «взгляд на предметы просвещенный».
Классификация литературы для детей   1) ясельный, младший дошкольный возраст, когда дети, слушая и рассматривая книги, осваивают различные произведения литературы; 2) предшкольный возраст , когда дети начинают овладевать грамотой, техникой чтения, но, как правило, в большей части остаются слушателями произведений литературы, охотно разглядывают, комментируют рисунки и текст;  3 ) младшие школьники — 6—8, 9—10 лет; 4 ) младшие подростки — 10—13 лет; 5 ) подростки (отрочество) — 13—16 лет; 6) юношество — 16—19 лет.

Классификация литературы для детей

  • 1) ясельный, младший дошкольный возраст, когда дети, слушая и рассматривая книги, осваивают различные произведения литературы;
  • 2) предшкольный возраст , когда дети начинают овладевать грамотой, техникой чтения, но, как правило, в большей части остаются слушателями произведений литературы, охотно разглядывают, комментируют рисунки и текст;
  • 3 ) младшие школьники — 6—8, 9—10 лет;
  • 4 ) младшие подростки — 10—13 лет;
  • 5 ) подростки (отрочество) — 13—16 лет;
  • 6) юношество — 16—19 лет.
Специфика  литературы для самых маленьких она имеет дело с человеком, почти ничего не знающем об окружающем мире и ещё не способном воспринимать сложную информацию. Для детей этого возраста предназначены книжки‑картинки, книжки-игрушки, книжки-раскладушки, книжки-панорамы, раскраски… Литературный материал для малыша – стихи и сказки, загадки, шутки, песни, скороговорки.

Специфика литературы для самых маленьких

  • она имеет дело с человеком, почти ничего не знающем об окружающем мире и ещё не способном воспринимать сложную информацию. Для детей этого возраста предназначены книжки‑картинки, книжки-игрушки, книжки-раскладушки, книжки-панорамы, раскраски… Литературный материал для малыша – стихи и сказки, загадки, шутки, песни, скороговорки.
Особенности литературы для дошкольников   После трёх лет круг чтения несколько меняется : постепенно на второй план отходят самые простые книжки с короткими стихотворениями, их сменяют более сложные стихи на основе игровых сюжетов, например

Особенности литературы для дошкольников

  • После трёх лет круг чтения несколько меняется : постепенно на второй план отходят самые простые книжки с короткими стихотворениями, их сменяют более сложные стихи на основе игровых сюжетов, например "Карусель" или "Цирк" С. Маршака. Круг тем естественно расширяется вместе с кругозором маленького читателя : ребёнок продолжает знакомиться с новыми явлениями окружающего мира. Особый интерес у подрастающих читателей с их богатым воображением вызывает всё необычное, поэтому любимым жанром дошкольников становятся стихотворные сказки:
Лучшим образцом таких книг до сих пор остаются сказки К.Чуковского : в игровой форме, на языке, доступном и понятном малышам, они рассказывают о сложных категориях, о том, как устроен мир, в котором предстоит жить маленькому человеку. В это же время дошкольники, как правило, знакомятся и с народными сказками , сначала это сказки о животных (
  • Лучшим образцом таких книг до сих пор остаются сказки К.Чуковского : в игровой форме, на языке, доступном и понятном малышам, они рассказывают о сложных категориях, о том, как устроен мир, в котором предстоит жить маленькому человеку.
  • В это же время дошкольники, как правило, знакомятся и с народными сказками , сначала это сказки о животных ("Теремок", "Колобок", "Репка" и т.д.), а позже волшебные сказки со сложными поворотами сюжета, с превращениями и путешествиями и неизменным счастливым концом, победой добра над злом.
Литература для младших школьников   Произведения для детей семи-десяти лет насыщены новой информацией более сложного порядка, в связи с этим увеличивается их объём, усложняются сюжеты, появляются новые темы. На смену стихотворным сказкам приходят сказочные повести, рассказы о природе, о школьной жизни.

Литература для младших школьников

  • Произведения для детей семи-десяти лет насыщены новой информацией более сложного порядка, в связи с этим увеличивается их объём, усложняются сюжеты, появляются новые темы. На смену стихотворным сказкам приходят сказочные повести, рассказы о природе, о школьной жизни.
Особенности композиции и языка детских произведений. 1. Четкость стержня сюжета детских книг , сюжет не дает резких отступлений. Для него характерны , как правило, быстрая смена событий и занимательность. 2. Предметность и зримость раскрытия характеров персонажей. Раскрытие характеров персонажей детского произведения должно осуществляться через их дела и поступки , так как ребенка больше всего привлекают действия героев. 3. Требования к языку книг для детей связаны с задачей обогащения словаря юного читателя. Для маленьких детей следует писать предельно ясно и точно и в то же время очень образно.

Особенности композиции и языка детских произведений.

  • 1. Четкость стержня сюжета детских книг , сюжет не дает резких отступлений. Для него характерны , как правило, быстрая смена событий и занимательность.
  • 2. Предметность и зримость раскрытия характеров персонажей. Раскрытие характеров персонажей детского произведения должно осуществляться через их дела и поступки , так как ребенка больше всего привлекают действия героев.
  • 3. Требования к языку книг для детей связаны с задачей обогащения словаря юного читателя. Для маленьких детей следует писать предельно ясно и точно и в то же время очень образно.
Особенности композиции и языка детских произведений 4. Оптимизм . К. Чуковский писал о стремлении маленького ребенка сберечь «гармоничность современного мира» и настойчиво требовал счастливых концов в книгах. 5. Максимальная конкретность художественного образа . Легче всего маленький ребенок откликается на простые рассказы о близких ему людях и знакомых вещах, о природе.  6. Иллюстративность В детской книге всегда имеется полноправный соавтор писателя — художник . Юного читателя едва ли может увлечь сплошной буквенный текст без картинок.  7. Информационная и эмоциональная насыщенность, занимательность формы и своеобразное сочетание дидактического и художественного компонентов.

Особенности композиции и языка детских произведений

  • 4. Оптимизм . К. Чуковский писал о стремлении маленького ребенка сберечь «гармоничность современного мира» и настойчиво требовал счастливых концов в книгах.
  • 5. Максимальная конкретность художественного образа . Легче всего маленький ребенок откликается на простые рассказы о близких ему людях и знакомых вещах, о природе.
  • 6. Иллюстративность В детской книге всегда имеется полноправный соавтор писателя — художник . Юного читателя едва ли может увлечь сплошной буквенный текст без картинок.
  • 7. Информационная и эмоциональная насыщенность, занимательность формы и своеобразное сочетание дидактического и художественного компонентов.
 Детское чтение- круг произведений, которые читаются детьми; это то, что юные читатели берут для себя из общей литературы (например, сказки А.С. Пушкина, басни И.А. Крылова, песни А.В. Кольцова, произведения фольклора и т. д.)

Детское чтение-

  • круг произведений, которые читаются детьми; это то, что юные читатели берут для себя из общей литературы (например, сказки А.С. Пушкина, басни И.А. Крылова, песни А.В. Кольцова, произведения фольклора и т. д.)
Издавна велась борьба за расширение круга детского чтения . Ее начали Н.И. Новиков, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, К.Д. Ушинский и продолжили A.M. Горький, В.В. Маяковский, С.Я. Маршак, А.Н. Толстой и другие писатели. Это глубоко принципиальная борьба, так как речь идет о постепенном, настойчивом, последовательном приобщении ребенка к жизни, о формировании его эстетического идеала.
  • Издавна велась борьба за расширение круга детского чтения . Ее начали Н.И. Новиков, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, К.Д. Ушинский и продолжили A.M. Горький, В.В. Маяковский, С.Я. Маршак, А.Н. Толстой и другие писатели. Это глубоко принципиальная борьба, так как речь идет о постепенном, настойчивом, последовательном приобщении ребенка к жизни, о формировании его эстетического идеала.
В круг детского чтения входят:   1) произведения устного творчества народов Российской Федерации и других народов мира; 2) дореволюционная классическая литература (русская, народов России и зарубежная); 3) современная литература (русская, народов РФ и зарубежная).

В круг детского чтения входят:

  • 1) произведения устного творчества народов Российской Федерации и других народов мира;
  • 2) дореволюционная классическая литература (русская, народов России и зарубежная);
  • 3) современная литература (русская, народов РФ и зарубежная).

Круг детского чтения меняется с каждой эпохой. Его состав зависит от множества факторов. Изменяются исторические условия, а вместе с ними происходят изменения общественных, религиозных и семейных традиций детского чтения.
  • Круг детского чтения меняется с каждой эпохой. Его состав зависит от множества факторов. Изменяются исторические условия, а вместе с ними происходят изменения общественных, религиозных и семейных традиций детского чтения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!