СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Специфика использования методов обучения на уроках, занятиях и режимных моментах в общеобразовательном процессе детей с нарушениями слуха.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Специфика использования методов обучения на уроках, занятиях и режимных моментах в общеобразовательном процессе детей с нарушениями слуха.»


Государственное казённое общеобразовательное учреждение  

«Специальная (коррекционная) школа – интернат № 1» 

 г. Оренбурга 






Специфика использования методов обучения на уроках, занятиях и режимных моментах в общеобразовательном процессе детей с нарушениями слуха.









Чубенко Лариса Валентиновна

учитель-дефектолог

высшей квалификационной категории

В настоящее время дидактика школы слабослышащих понимается как наука об образовании и обучении, закономерностях, принципах, методах и формах организации учебно-познавательной деятельности детей с недостатками слуха. Дидактика как педагогическая теория обучения отражает динамику обучения, включает в себя содержание образования, реализуемого в единстве преподавания и учения.

Под методами обучения в дидактике понимаются способы совместной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения, с помощью которых достигается выполнение намеченных задач. Используемый метод обучения определяет виды деятельности учителя и учащихся, характер их взаимодействия.

Система методов, которая используется в школе для слабослышащих, включает несколько подсистем: методы формирования речи и обучения языку как предмету школьного образования, методы обучения основам наук, методы развития и использования слухового восприятия.

Все методы рассчитаны на полисенсорный характер восприятия материала учащимися. Педагогический процесс строиться на слухо-зрительной основе.

При решении специфических задач, связанных с преодолением речевого недоразвития, наибольший эффект достигается в условиях применения всех организационных форм обучения: урок, индивидуальное занятие, самостоятельная работа, внеклассная деятельность.

Большое значение имеют наглядно-действенные средства и приёмы, направленные на формирование представлений и понятий: преднамеренное создание ситуации, инсценировка, драматизация и др. Все эти средства используются в сочетании со словесными способами обозначения, доступными учащимся на данном уровне их речевого развития.

Общие методы обучения основам наук реализуются в учебном процессе в зависимости от особенностей программного материала, закономерностей овладения им, этапа его усвоения.

Учебные занятия в школе для слабослышащих проводятся по классно-урочной системе. Каждый урок должен способствовать развитию познавательных интересов детей, учить самостоятельности в приобретении знаний и решать воспитательные и коррекционно-развивающие задачи.

Урок в школе слабослышащих имеет особенности, связанные со специфическими требованиями, которые предъявляются к специальному обучению. Особенности связанны с главной проблемой – преодолением речевого недоразвития учащихся. Поэтому отбор речевого материала, семантизация новых слов и форм и введение их в активную речь учащихся являются задачами любого урока или занятия. Планирование любого занятия связанно с выбором и использованием наглядных средств (натуральных объектов, картин, макетов, моделей, аппликаций, муляжей, и др.). На занятиях основная часть времени отводится практическим упражнениям, лабораторным работам, выполнению заданий тренировочного характера. Общеобразовательные уроки в школе для детей с нарушением слуха проводятся с использованием экрана, звукоусиливающей аппаратуры, которая выполняет две функции: средства усиления речи и средства развития слухового восприятия.

В зависимости от этапа обучения в рамках одного урока рекомендуется предъявлять фразы с использованием экрана от 10 до 25 фраз.

Один и тот же речевой материал включается в слуховые упражнения до тех пор, пока учащиеся не будут свободно опознавать его на слух в разных ситуациях.

При отборе речевого материала для развития слухового восприятия предпочтение отдается:

- материалу разговорно-обиходного характера («Какой сейчас урок?», «Какое сегодня число?»);

фразам, связанным с организацией урока («Откройте книгу», «Прочитайте задание»);

целевым установкам («Что будем делать?», «Будем читать, отвечать на вопросы»);

материалу, характерному только для данного типа или темы урока.

Каждая форма занятий включает в себя не только собственно учебные виды деятельности, но и организацию занятия, инструктаж, подведение итогов, проверку результатов работы, предоставляя возможности для развития речи детей.

Для развития устной разговорной речи применяют диалоги, беседы. Для формирования описательно-повествовательной (монологической) речи используют упражнения по составлению изложений, сочинений, рассказов. На уроках чтения и литературы для развития устной и письменной речи учащихся используют чтение, рассказ, составление плана, и т.д.

Важным условием решения задач преподавания естествознания является использование методов, средств и форм обучения, обеспечивающих общение детей с природой и способствующих активизации их познавательной и речевой деятельности: экскурсии, наблюдения, опыты, и т.д. Изучение натуральных объектов природы рекомендовано сочетать с использованием наглядных средств обучения (картин, чучел, макетов, кинофильмов и др.).

В специальной методике преподавания математики разработаны конкретные пути формирования математических знаний и навыков в единстве с развитием речи и наглядного и понятийного мышления.

На уроках истории следует использовать метод связного изложения материала учителем, беседы с применением наглядности, анализа текста учебника. Для самостоятельного изучения исторического материала предусмотрены такие виды занятий, как подготовка к сжатому пересказу статьи, составление вопросов к ней, описание и иллюстрации, составление рассказов о героях войны, о событиях в стране.

Уроки изобразительного искусства строятся на основе включения учащихся в предметно-практические формы деятельности.

В современных условиях хорошим средством компенсации нарушенных функций является компьютер. Компьютерные программы по учебным предметам помогают слабослышащим учащимся получать информацию в более доступном варианте – на зрительной основе.

К специальным условиям организации образования лиц с нарушенным слухом относится создание слухоречевой среды. Соблюдение единой слухоречевой среды является необходимым условием успешного развития ребенка, обеспечивает формирование познавательной деятельности детей с сенсорной депривацией по слуху, включает их в процесс полноценной социализации, потому что дает шанс научиться вербальному общению со слышащими людьми. Создание слухоречевой среды предполагает постоянное мотивированное общение с ребенком со сниженным слухом независимо от его возможностей восприятия речи и уровня речевого развития.

Слухоречевой режим работы со слабослышащими детьми представляет собой совокупность единых организационных и методических требований и мероприятий, обязательных для обучающихся, воспитанников, педагогов, родителей или законных представителей и всего обслуживающего персонала образовательной организации.

Задачи создания слухоречевого режима:

      1. Максимальное использование и развитие у обучающихся нарушенной слуховой функции и формирование устной речи на полисенсорной основе (Полисенсорное развитие - это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира);

      2. Совершенствование ритмико-интонационной структуры речи, её звукового состава, темпа и слитности, соблюдения правил орфоэпии;

      3. Создание условий для речевого общения школьников в процессе практической деятельности, мотивация речевого общения и обеспечение речевой практики.


Большие требования предъявляются к речи педагога. Речь взрослых должна быть выразительной, эмоционально окрашенной, соответствовать нормам литературного языка, должна иметь нормальный темп и громкость, должна быть интонирована, не должна быть скандированной, недопустимо утрированное произношение.

Основной формой речи в условиях образовательного учреждения является устная речь. Лучшему пониманию речи педагога способствует использование в неречевых компонентов – мимики, жестикуляции.

На уроках учитель помимо устной, использует письменную и дактильную речь, которая совместно с устной позволяет неслышащим учащимся быстрее овладеть звуко-буквенным составом слов и служит важным средством для усвоения структурных элементов грамматического строя языка и в целом для организации первоначального общения. Важное условие в дактилологии – правильное дактилирование:

  • «говорить» нужно правой рукой;

  • держать руку на уровне или чуть ниже линии рта, чтобы ребёнок мог воспринимать и дактильный знак и артикуляцию;

  • локоть руки слегка прижат к правому боку;

  • двигаться должны только пальцы и иногда кисть (например, движение руки чуть вниз при показе «щ»);

  • как и при письме, буквы в слове располагаются не отдельными знаками, а слитно (показывая первую букву и готовя руку к положению следующего знака);

  • между словами нужно делать паузу (как при письме одно слово отделяется от другого);

  • знаки нужно показывать чётко и ясно на одном уровне (как письмо по линейке), но рука остаётся неподвижной;

  • показывая такие буквы как й, щ, ц,  кисть поворачивать мягко;

  • на первоначальном этапе усвоения дактилологии возможно несколько замедленное, протяжное дактилирование и произношение, но нельзя говорить по слогам или отдельными буквами;

  • нужно избегать механического дактилирования, т.е. без понимания значения слова; ребёнок должен понимать то, что говорит дактильно, главное не прочитать, а понять.

Основной коррекционной задачей учителей является накопление словаря, развитие речи, формирование грамматического строя языка, контроль за реализацией произносительных возможностей учащихся, включение слухового восприятия в учебно-воспитательный процесс, повышение коммуникативной функции речи.

Основным способом восприятия речевого материала на общеобразовательных уроках является слухо-зрительное восприятие. На каждом уроке часть речевого материала предъявляется на слух. Учитель в начале первого урока проводит фонетическую зарядку в течение 3-5 минут, направленную на закрепление вновь сформированных произносительных навыков и на удержание уже имеющихся. Фонетическая зарядка может быть направлена на автоматизацию или дифференциацию тех или иных групп звуков. Используется знакомый речевой материал. Работа по развитию речи ведется на всех общеобразовательных уроках.

Каждый педагог должен активизировать внимание к речи школьников в течение всего дня, на уроках и во внеурочное время.

  • Следить за правильным речевым дыханием учащихся, силой их голоса, темпом речи.

  • Исправлять речевые, слуховые, произносительные ошибки детей.

  • Корректировать неправильное словесное ударение в словах у учащихся, исправлять неверно используемое логическое ударение.

  • Обогащать словарь учащихся, уточнять неправильно понимаемое лексическое значение слова.

  • Побуждать детей к самостоятельному исправлению ошибок и неточностей в речевом высказывании.

  • Воспитывать у детей самоконтроль за речью.

  • Требовать от детей полного ответа на вопросы и учить детей использовать вариативные ответы на один вопрос.

  • Поддерживать речевое общение с детьми независимо от уровня их возможностей.

Каждый педагог должен знать и соблюдать элементарные правила работы со звукоусиливающей аппаратурой. Индивидуальные слуховые аппараты, кохлеарные импланты должны использоваться учащимися в течение всего дня. Допускается отсутствие аппаратов у учащихся во время соревнований, спортивных праздников и на прогулках.

Педагоги, работающие с детьми с нарушенным слухом, должны знать особенности слухоречевых возможностей своих учеников и постоянно следить за речью учащихся, мотивируя их к правильному оформлению речевых высказываний.

Специальные коррекционные занятия по развитию речевого слуха (РРС) или развитию слухового восприятия (РСВ) и формированию произносительной стороны устной речи (ПСУР) учащихся являются составной частью общешкольной коррекционной работы.

Работа по развитию слухового восприятия (РСВ) и речи с детьми после кохлеарной имплантации осуществляется в большей степени в устной форме с учетом особенностей развития каждого ребёнка.

Коррекционной задачей учителя-дефектолога совместно с учителем музыкально-ритмических занятий является развитие ритмико- интонационной стороны речи, восприятие неречевых звучаний, реализация произносительных навыков, включение слухового восприятия в учебный процесс.

Учитель-дефектолог, оказывает консультативную и методическую поддержку помощь педагогам, родителям по вопросам контроля за произношением учащихся, по РСВ, РРС с учетом индивидуальных возможностей каждого ребёнка.

Основными коррекционными задачами воспитателей является формирование навыка речевого поведения через активную организацию деятельности воспитанников, включение материала по развитию слухового восприятия в свободную речевую и слуховую деятельности; расширение представлений о мире окружающих звуков, выработка ориентировки в звуковой среде, накопление обиходно-бытового словаря, уточнение и обогащение словаря, данного на уроках, формирование речи.

РСВ во внеклассное время осуществляется в ходе выполнения внеклассных мероприятий и режимных моментах: в столовой, на экскурсиях, во время практической деятельности и на прогулках.

Воспитатель класса планирует речевой материал разговорно- обиходного характера и наиболее употребляемый бытовой. В слуховую тренировку включается речевой материал обиходно-разговорной речи, организующий деятельность учащихся, учебных дисциплин. На прогулке, на улице, вне класса, при подвижных играх, в движении используется знакомый речевой материал.

При проведении самоподготовки и внеклассного мероприятия часть речевого материала, знакомого детям, предъявляется на слух, но основным способом восприятия речевого материала во время является слухо-зрительное восприятие.

Ежедневно перед самоподготовкой проводится фонетическая зарядка в течение 3-5 минут, которая направлена на закрепление вновь сформированных произносительных навыков и на удержание уже имеющихся на знакомом детям материале.

С целью повышения качества произносительной стороны речи учащихся устанавливается тесное взаимодействие между педагогами, работающими с конкретным ребёнком.

При выборе речевого материала используется метод сквозного планирования, т.е. работа педагогов проводится одновременно примерно на одном материале. Учитель-дефектолог доводит до учителя класса и воспитателя сведения о состоянии произношения и слуха.

Важная роль отводится родителям, которые должны поддерживать тесную связь с учителем класса, учителем-дефектологом и воспитателем и выполнять их рекомендации, направленные на оптимальное развитие слухоречевых возможностей ребёнка.

Родители должны знать речевые и слуховые возможности своего ребёнка, контролировать в домашних условиях произносительные навыки, контролировать техническое состояние индивидуальных слуховых аппаратов или кохлеарного импланта, заранее обеспечивать запасными батарейками, контролировать дома использование индивидуального слухового аппарата или кохлеарного импланта.

Таким образом, при систематическом использовании специальных приемов и методов в обучении слабослышащих детей создаются условия для расширения возможностей компенсации дефекта и преодолении речевого недоразвития.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!