Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа поселка Гранитный»
Новоорского района Оренбургской области»
Исследовательская работа
Направление: гуманитарное
Секция: литература
Специфика художественного пространства в поэме
Михаила Юрьевича Лермонтова «Мцыри»
Автор работы: Музафарова Маргарита Сергеевна,
ученица 7 класса
Руководитель: Сарбаева Жайлигуль Жаниевна,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории.
г. Орск 2018
Оглавление
Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Особенности художественного пространства в литературе...5
Глава 2.Специфика художественного пространства в поэме
М.Ю.Лермонтова «Мцыри»
А) Взаимосвязь художественного пространства и образа героя……..…….11
Б) Взаимосвязь художественного пространства и сюжета поэмы……........17
В) Взаимосвязь художественного пространства и формы исповеди............19
Г) Взаимосвязь художественного пространства и композиции поэмы…....20
Д) Взаимосвязь художественного пространства и литературного направления…………………………………………………………………....21
Заключение…………………………………………………………...…….... 23
Список литературы ………………………………………………..….... .....24
Приложение…………………………………………………………………..26
Введение
Изучая понятие «художественного пространства» многие исследователи обращаются к работам известного ученого Ю.М.Лотмана. Мы также не стали исключением и ознакомились с некоторыми его работами. В одной из его книг, которая называлась «В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь». Москва. Просвещение, 1988г., мы столкнулись с интересной мыслью. Лотман пишет: « …Художественное пространство не есть пассивное вместилище героев и сюжетных эпизодов…Язык художественного пространства - не пустотелый сосуд, а один из компонентов общего языка, на котором говорит художественное произведение». [13:259] Эта мысль отвечала некоторым нашим представлениям о художественном пространстве. Мы стали подробнее изучать данную мысль и столкнулись с еще одной интересной работой.
В одном из номеров «Вестник ОГУ» №9 от 2006г., часть 1, автором которого была Каширина С.В., мы прочли статью, которая называлась «Роль художественного пространства в постижении литературного текста».
В данной статье автор выразила следующую мысль: понятие «художественное пространство» можно изучать на сюжетном, композиционном и жанровом уровнях. [14:183] Мы полностью согласны с данным мнением. Чтобы видеть картину в целом, а не по отдельности, работа над составляющими текста должна проводиться во взаимосвязи. Для доказательства своей точки зрения, обратимся к изучению художественного пространства поэмы «Мцыри» М.Ю. Лермонтова.
Следуя намеченной цели, попытаемся также выстроить художественное пространство поэмы в виде различных геометрических фигур, так, как мы это себе представляем.
Актуальность работы объясняется тем, что обращение к категории пространства является новым подходом к изучению литературного произведения в школьном обучении. Данная работа представляет один из возможных путей обращения к пространству при анализе текста через его художественные свойства и организующие возможности в структуре произведения.
Новизна работы заключается в попытке соединить гуманитарную науку с математической. Кроме того в результате данной попытки учащиеся 8 класса смогут зрительно увидеть невидимое, а это в свою очередь позволит ученикам яснее представить понятие «художественное пространство».
Гипотеза: Если предположить, что поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри» по своему строению сложнее, то, вероятно, в ней можно выделить разные свойства пространства.
Цель исследования: Выяснить, какие свойства пространства используются в тексте и как это связано с другими художественными понятиями, такими, как образ, сюжет, композиция, жанр, литературное направление.
Исходя из поставленной цели, нами были сформулированы следующие задачи:
Узнать, какие классификации пространства существуют в литературе.
Выяснить, какие классификации можно применить к поэме «Мцыри»
Установить взаимосвязь понятия «художественное пространство» с другими литературными понятиями.
Объект исследования: Поэма «Мцыри» М.Ю. Лермонтова.
Предмет исследования: Художественное пространство поэмы «Мцыри».
Методы исследования: Историко-культурный, анализ научной литературы, работа с текстом, сравнительно-типологический.
Практическую значимость своего исследования мы видим в том, что данный материал может быть использован на уроках литературы как дополнительный к теме, на факультативных занятиях как самостоятельная тема.
Глава 1. Особенности художественного пространства в литературе
Мир художественного произведения всегда в той или иной мере условен, как и пространство, изображенное в нем. Условность категории «пространство» отражается в тексте в соответствии «с представлениями автора, его замыслом и художественным методом» [1:7]
Обозначим описательные свойства данной категории, особо выделяемые в литературоведении:
- пространственная топография (абстрактность, конкретность);
- направленность пространственной топографии (горизонтальность, вертикальность);
- пространственная протяженность (сжатие, растяжение, расширение);
- пространственная локализация (открытость, замкнутость).
Условно разделенное пространство на абстрактное и конкретное является важным свойством для данной категории. Пространство конкретное проявляется в указании топографических параметров изображенного мира. Это может быть географическое пространство, территориальное, вещественное, которые не просто «привязывают» изображенные события к определенному месту, но и «активно влияют на суть изображаемого» [3:185], и тогда оно (пространство) становится в литературном произведении художественным образом.
Конкретность художественного топоса в литературном произведении реализуется писателем с различной степенью определенности. Автор может точно назвать и описать место действия, обстановку, а может создать образ пространства, используя в описании какие-
либо детали, штрихи или символы, с помощью которых читатель «достроит» изображенное в произведении пространство в своем воображении. Место действия в этом случае может быть не названо вообще, тем не менее автору удается «создать образ пространства, несомненно имеющий реальный аналог: русская провинция вообще, среднерусская полоса, северный край, Сибирь и т. д.» [3:186].
По мнению Ю.М. Лотмана, в литературном произведении возможно создание и особого художественного пространства, основанного на оппозиции разного типа: город - поселок, столица - провинция и др.
Абстрактное пространство принято воспринимать как пространство «глобального обобщения» (А.Б. Есин), которое характеризуется существующей всеобщностью («везде» и «нигде») и нереальностью. Данное свойство художественного пространства содержит в себе символическое обобщение, выражающее «универсальное содержание и содержащее при этом национально-историческую конкретность. Как художественный образ абстрактное пространство «черпает детали из реальной действительности, передавая национально-историческую специфику не только пейзажа, вещного мира, но и человеческих характеров» [3:187].
Основной чертой, отличающей данное пространство от конкретного, является отсутствие его влияния на характер, действие персонажей и на конфликт произведения.
Свойства горизонтальной и вертикальной направленности связаны с общими вопросами эстетического моделирования пространства и раскрываются чаще всего в природных топосах. Природное пространство в литературном произведении вещественно, материально, заполнено очертаниями рельефа местности, реками, горами, растительностью.
Возникающее в этой связи плоскостное пространство имеет горизонтальную и вертикальную направленность, то есть разворачивается не только вдаль, по горизонтали, но и по вертикали. В смысловом отношении «вертикаль - горизонталь» в художественном тексте может выстроить целый ряд оппозиций: верх - низ, ад - рай, тьма - свет, внешнее - внутреннее. Горизонтальная ориентация пространства в литературном произведении чаще всего выражается в топосах «открытого пространства», это может быть поле, океан, степь, пустыня и т. д.
Примером вертикального топоса могут служить, например, горы (в прозе В. Маканина), то есть все те конструктивные компоненты вертикали, требующие взгляда вверх.
По вертикали художественное пространство может быть разбито в литературном произведении на три уровня: небесный мир -«верх» (например, небо, солнце), реальный, материальный мир - «середина» (земля, горы, реки, поселок, город и т. д.) и мир подземный
- «низ»
Пластичность, подвижность, трансформация пространственной формы в литературном тексте способствуют всестороннему, более полному и глубокому раскрытию содержания произведения. Пространство в художественном произведении имеет способность деформироваться, то есть выходить за рамки определенных для него границ. Этот процесс деформации пространства зависит от повествователя, который легко и свободно может расширять и растягивать границы пространства или, наоборот, сужать их.
Для литературных текстов, в которых прослеживается «твердая приуроченность к определенному месту, определенным ситуациям и событиям» [2:253], характерно сжатие художественного пространства. Ю.М. Лотман считает, что данный вид пространства «.является функциональны м полем, попадание в которое равнозначно включению в конфликтную ситуацию» [2:253].
Растяжение художественного пространства выражено в виде определенной траектории, представляющей собой «обобщенную возможность движения от одной точки к конечной» [2:256]. Сжатие и растяжение пространства в произведении могут взаимно исключать друг друга: «когда действие перемещается в одно из них, оно останавливается в другом» [2:261].
Расширенные свойства пространства в литературном произведении часто связывают с бесконечностью и безграничностью мира. Наблюдения над расширенным изображением пространства в произведениях Н.В. Гоголя позволили Ю.М. Лотману прийти к обобщениям общего порядка и утверждать, что «.пространственный облик миров формирует особые нормы присущего им существования человека» [2:280].
Смысловые оценки, передаваемые деформацией свойств пространства, многообразны. Определение в анализе содержательного контекста пространственных трансформаций позволяет выявить концептуальный уровень литературного произведения.
Свойства открытого и закрытого пространства создают пространственную локализованность художественного действия.
«Замкнутость пространства, по мнению Ю. Лотмана, выражается в том, что действие происходит в закрытом помещении» [2:262] и обозначает, таким образом, различные бытовые пространственные образы: дом, комната и т. д. Исследуя пространственные модели художественных текстов Н.В. Гоголя, Ю. Лотман отмечает, что идеологически ценностными в них являются такие виды пространства, как замкнутое, безопасное, свое (пространство Дома в повести «Старосветские помещики») и открытое, чужое, опасное (художественное пространство степи в повести «Тарас Бульба», дороги в поэме «Мертвые души»). Закрытость пространства предполагает его «ограниченность, невозможность выхода за рамки конкретно-вещного мира, задает неспособность места сообщаться с другими компонентами мира художественного произведения» [5:45]. Открытое - создает неограниченные возможности сообщения. Взаимодействие двух пространств в художественном тексте создает разные пространственные модели, причем в каждом произведении смысловая нагрузка признака «открытости - замкнутости» художественного пространства индивидуальна. В связи с этим образуются и разные типы пространства.
Следует особо сказать еще об одном свойстве художественного пространства - дискретности (прерывность). Это свойство дает возможность писателю переносить действие с одного места в другое. Дискретность пространства проявляется в том, что оно обычно не описывается подробно, а лишь обозначается с помощью отдельных деталей, наиболее значимых для автора [3:183].
При анализе перечисленных свойств у школьников развиваются первичные представления о природе художественного пространства и повышается уровень понимания и осмысления литературного текста.
Изучение основных параметров при описании пространственных свойств изучаемого произведения в процессе школьного анализа формирует способность выделения, анализа и идейного осмысления изображенных свойств художественного пространства, что ведет к углубленному постижению литературного произведения.
Выделим модели, которые чаще всего используются писателями в художественных произведениях: реальные, фантастические, психологические, виртуальные.
Реальное пространство включает в себя объективную (природную), социальную и
субъективную (экзистенциальную) реальность. Это может быть конкретное место, окружающие предметы которого имеют физические характеристики и совпадают с реальными.
В организации пространственно-временных отношений фантастическое пространство занимает особое место. Оно может иметь как горизонтальную, так и вертикальную направленность, это чужое для человека пространство. Субъектами действия выступать могут фантастические персонажи или абстрактные лица, а также олицетворенные предметы. Все физические характеристики изменены и непостоянны. Персонаж свободно перемещается в пространстве. Этот тип является жанрообразующим.
Психологическое пространство предстает в художественных текстах как внутренний мир человека. Это замкнутое в субъекте, личностное пространство человека. Точка зрения может быть статичной, зафиксированной или подвижной, передающей динамику чувств: сострадание, переживание, радость, сочувствие и т. д.
Виртуальное пространство означает искусственно созданную среду, в которую можно проникать, испытывать при этом ощущение реальности жизни. Виртуальность воплощает в себе двойной смысл: мнимость и истинность. Виртуальным миром обычно называют продукт воображения субъекта, обретающий некоторую самостоятельность, необходимую для образования мира. Очевидно, что только небольшую часть возможных миров можно называть виртуальными - из их числа исключаются миры, появившиеся в результате мистического переживания, сны, видения, галлюцинации - все то, что возникает независимо от воздействия активного сознания.
Представление о виртуальном пространстве может сводиться и к описанию всего того, что связано с компьютером: виртуальный антураж компьютерных игр или все происходящее на экране монитора.
Классификация моделей пространства значительно шире. Анализируя художественное творчество конкретных писателей, исследователи открывают и другие типы пространственных моделей: космическое, мифологическое, пространство реминисценций [8:97-102]; ментальное [9:82]; маргинальное, экзистенциальное, социальное, пространство культуры, бытовое, пространство истории [10:169-214].
В художественном тексте автор может соединять несколько типов пространства (например, реальное, бытовое, социальное, историческое), образуя «единое пространство жизни», в котором разворачиваются все сюжетные линии произведения. Особенностью воплощения пространственных моделей в художественном тексте является то, что «они предстают как внешние по отношению к человеку и одновременно внутренние пространства человека.» [10:202].
В связи с этим возможно рассмотрение организующих возможностей категории пространства в построении художественного произведения на сюжетном, композиционном, жанровом уровнях. Концептуальность категории пространства позволяет нам исследовать на данных уровнях особенности его выражения. Например, важность художественного пространства в развитии действия произведения определяется следующими положениями:
-сюжет, представляющий собой последовательность событий, изложенный автором произведения в рамках причинно-следственной обусловленности, развивается в условиях пространства и времени. Словом «сюжет» обозначается «цепь событий, воссозданная в литературном произведении, то есть жизнь персонажей в ее пространственно-временных изменениях, в сменяющих друг друга положениях и обстоятельствах» [11:233];
-начальным представлением сюжетообразующей функции категории пространства является название произведения, которое может служить пространственным обозначением («Лаз», «Дом на набережной») и может «.не только моделировать пространство художественного мира, но и вводить основной символ произведения. содержать в себе эмоциональную оценку, дающую читателю представление об авторской концепции произведения» [12:100];
-«сюжет повествовательных литературных произведений обычно развивается в пределах определенного локального континуума» [2:251]. Автор может сконцентрировать все коллизии произведения в пространстве одного или нескольких локусов. Обозначенный в произведении локус (локусы) содержателен в своем значении и может обозначаться писателем в нескольких аспектах (например, как этическое, экзистенциальное, природное и т. д.). Образованные таким образом пространственные модели соединяются автором и способствуют раскрытию идейного содержания художественного произведения.
Наличие в произведении разных типов пространства все же позволяет выделить авторскую концепцию романа. Она определяется мыслью писателя о существовании общего жизненного пространства, в которое включены абсолютно все герои романа, независимо от их социального положения и вероисповедания, это «общее человеческое пространство, которое не имеет границы и открыто в бесконечность» [10:180].
Обозначенное в анализе художественного текста пространственное целое романа помогает нам определить идейное содержание произведения, которое сводится автором к нашему представлению о бесценности жизни, «о преодолении социального понимания ценности человека» и к утверждению о праве «всякого человека на присутствие в этом пространстве» [10:181].
Глава 2. Специфика художественного пространства в поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»
Взаимосвязь художественного пространства и образа Мцыри
В произведении М.Ю.Лермонтова «Мцыри» дается указание на реальные координаты: Кавказ, монастырь, слияния рек Арагвы и Куры. Выбор географических данных, совпадающих с художественным пространством поэмы, объясняется следующими причинами:
1)История о юноше, который находился против своей воли в монастыре, имеет реальную основу. Однажды, путешествуя по Кавказу, Лермонтов повстречался с одним пожилым монахом. Тот поведал ему свою историю. Его, еще совсем ребенком, оставил в монастыре (считается, что это монастырь Джвари) близ Мцхета (так называлась в древние времена столица Грузии) русский генерал (Ермолов). Когда мальчик сильно заболел в пути, стало ясно, что ехать дальше не имеет смысла. Став постарше, монах не один раз пытался покинуть стены монастыря, мечтая вновь увидеть родной дом и близких людей. Один из побегов едва не закончился гибелью. Проболев долгое время, монах все же принял свою судьбу и остался в монастыре.

Фото монастыря Джвари в Грузии
2) Природа Кавказа, дикая и необузданная, должна подчеркнуть характер главного героя, всеми силами стремящегося бороться с судьбой. Монастырь в поэме – символ враждебной действительности, заставляющей сильного и неординарного человека гибнуть под воздействием ненужных условностей. Страсть и сила, с которой Михаил Юрьевич описывал страдания юноши, способного на великие свершения, но вынужденного прозябать в тишине монастырских стен, безусловно, выражают сокровенные переживания самого автора.

Иллюстрация 1.

Иллюстрация 2.
3) Понять образ Мцыри, его характер мы также можем и через сопоставление замкнутого и открытого художественного пространства. Замкнутое пространство, по мнению Ю. Лотмана, выражается в том, что действие происходит в закрытом помещении. [2:262] В таком случае в качестве замкнутого пространства в поэме может выступать «монастырь»:
Из жалости один монах
Больного призрел, и в стенах
Хранительных остался он,
Искусством дружеским спасен.
В понятие открытого пространства может входить «степь», природа Кавказа, Родина и т.д.
Три дня все поиски по нем
Напрасны были, но потом
Его в степи без чувств нашли
И вновь в обитель принесли.
В качестве границы между этими пространствами могут выступать «монастырские стены». Например, в одном отрывке из поэмы Мцыри говорит:
Скажи мне, что средь этих стен
Могли бы дать вы мне взамен…..
Основной характеристикой этих пространств является их взаимная непроницаемость. Образ Мцыри – это единственное связующее звено между закрытым и открытым пространством.
Мцыри является представителем открытого пространства. Тому мы находим подтверждение в тексте:
Но в нем мучительный недуг
Развил тогда могучий дух
Его отцов. Без жалоб он
Томился, даже слабый стон
Из детских губ не вылетал,
Он знаком пищу отвергал
И тихо, гордо умирал.
Кроме того в Мцыри отсутствует суеверный страх перед грозой:
И в час ночной, ужасный час,
Когда гроза пугала вас,
Когда, столпясь при алтаре,
Вы ниц лежали на земле,
Я убежал. О, я как брат
Обняться с бурей был бы рад!
Глазами тучи я следил,
Рукою молнию ловил…
Однако, по нашим наблюдениям, нахождение Мцыри в каждом из пространств, не проходит бесследно и накладывает свой отпечаток на характер Мцыри. Являясь представителем открытого пространства, Мцыри не может жить взаперти, в неволе:
Сначала бегал он от всех,
Бродил безмолвен, одинок,
Смотрел, вздыхая, на восток,
Гоним неясною тоской
По стороне своей родной.
В тот же момент, находясь продолжительное время в монастыре, Мцыри понемногу меняется:
Но после к плену он привык,
Стал понимать чужой язык,
Был окрещен святым отцом
И, с шумным светом незнаком,
Уже хотел во цвете лет
Изречь монашеский обет…
Роковым стало для Мцыри то, что он забывает дорогу домой.
Да, заслужил я жребий мой!
Могучий конь, в степи чужой,
Плохого сбросив седока,
На родину издалека
Найдет прямой и краткий путь…
Что я пред ним? Напрасно грудь
Полна желаньем и тоской:
То жар бессильный и пустой,
Игра мечты, болезнь ума.
На мне печать свою тюрьма
Оставила…
Мцыри - персонаж, олицетворяющий собой борьбу, пусть даже и тщетную. Автор подчеркивал, что неудачная попытка обрести свободу, нисколько не умаляет достоинств Мцыри. В конце поэмы Мцыри просит:
Когда я стану умирать,
И, верь, тебе не долго ждать,
Ты перенесть меня вели
В наш сад, в то место, где цвели
Акаций белых два куста…
….Там положить вели меня.
Сияньем голубого дня
Упьюся я в последний раз.
Оттуда виден и Кавказ!
…И стану думать я, что друг
Иль брат, склонившись надо мной,
Отер внимательной рукой
С лица кончины хладный пот
И что вполголоса поет
Он мне про милую страну…
И с этой мыслью я засну,
И никого не прокляну!».
Смерть Мцыри не меняет его сердечного желания увидеть Родину, это своего рода вторая попытка освободиться от монастырского плена и душой вернуться в свою страну.
Таким образом, мы повторно доказали взаимосвязь художественного пространства с образом Мцыри.
Изобразить вышесказанное можно примерно так.
Схема 1.
Тело Мцыри
РОДИНА
Степь…т.д.
Мцыри- мальчик
МОНАСТЫРЬ
Стены

Мцыри - юноша
Душа Мцыри
Закрытое пространство – монастырь. Синие стрелки – плен и побег
Мцыри.
Открытое пространство – Родина. Зеленая дуга - свобода Мцыри
через смерть.
Тем самым художественное пространство связано с образом главного героя.
Взаимосвязь художественного пространства и сюжета поэмы
Если предположить, что в понятие «горизонтальное пространство» входят степи, моря, пустыни и т.д., значит, горизонтальным пространством поэмы станут монастырь, а также природа Кавказа.
Мы знаем, что сюжет представляет собой цепь событий, изложенных автором произведения. Показывается жизнь персонажей в его пространственно-временных изменениях. Если проследить сюжет, то он будет выглядеть так: жизнь героя в монастыре до побега, побег, свобода, возвращение, смерть в монастыре.
Кроме того, нужно отметить, что пространство во время побега героя расширяется от монастыря к природе, и сужается от природы к монастырю. Поэтому горизонтальное пространство можно зарисовать в виде вытянутого ромба. Рисунок тогда будет выглядеть следующим образом. Таким образом, горизонтальное пространство связано с сюжетом
Схема 2.
Природа Кавказа
Жизнь Побег Природа Возвращение Смерть
Грузинка
Барс



Монастырь Монастырь
Природа Кавказа
Зеленый цвет - горизонтальное пространство.
Черный цвет – сюжет поэмы.
Примечание: Интересно отметить, что расширение пространства неизбежно ведет и к изменению других художественных элементов.
Художественные элементы | Монастырь (до побега) | Природа Кавказа (побег) |
Изменение цвета | « Я вырос в сумрачных стенах» | «Как будто белый караван», «Когда в час утренней зари Курилися, как алтари, Их выси в небе голубом». «К нему, на золотой песок, Играть я в полдень уходил» «Так полон ровной синевой!» |
Изменение количества персонажей | Генерал, монахи | Грузинка, барс, братья, сестра, отцы, деды, старики. Например, «Я помнил смуглых стариков». |
Изменение чувств, эмоций, запахов | «От келий душных и молитв» | «Дерев, разросшихся кругом, шумящих свежею толпой», «Где воздух свеж и где порой», «Ночную свежесть тех лесов» |
Изменение поведения героя | «Бродил безмолвен, одинок» | «О, я как брат Обняться с бурей был бы рад» |
И так далее.
Взаимосвязь художественного пространства и формы исповеди
Вертикальное пространство в научной литературе воспринимается, как целый ряд оппозиций: верх-низ, небо-земля, рай- ад и т.д.
Мы можем выстроить вертикальное пространство поэмы в виде следующих оппозиций: «жизнь» и «смерть». Интервал от жизни к смерти займут основные биографические этапы Мцыри: жизнь в монастыре, побег, возвращение в монастырь. Тогда такое построение обоснует выбор жанра поэмы - «исповедь». Поскольку «исповедь» - это правдивый рассказ героя о своей жизни, а в нашем случае рассказ, начиная от жизни в монастыре и вплоть до дня смерти. Лучше об этом сможет рассказать только сам герой.
Схема 3.

ЖИЗНЬ
ИСПОВЕДЬ- это
МОНАСТЫРЬ
1.Рассказ о
ПОБЕГ жизни
перед смертью.
2.повествование,
МОНАСТЫРЬ предполагающее
откровенность героя.
СМЕРТЬ
Взаимосвязь художественного пространства и композиции поэмы
Как мы знаем, художественное пространство в литературе пластично, подвижно. Эта способность художественного пространства приводит к его деформации в произведении. Так художественное пространство поэмы «Мцыри» представлено как расширяющееся или сужающееся по отношению к понятию «времени». Например, пространство и время, указанные автором в начале текста, занимают первые две главы. А между тем этот интервал должен занимать несколько лет, поскольку должен включать в себя период взросления семилетнего героя до юношеского возраста. Тогда как три дня побега, подробно рассказанные героем, растянуты на оставшиеся двадцать четыре главы. Тогда в этом случае можно говорить о взаимосвязи художественного пространства с композицией поэмы.
Таким образом, все вышесказанное мы можем изобразить в виде следующей геометрической фигуры.
Схема 4.
Расширение пространства
24 главы
3 дня Период на свободе взросления
2 главы


Сужение
пространства
Синий цвет – художественное пространство.
Красный цвет – композиция.
Взаимосвязь художественного пространства и литературного направления
Мы уже говорили о том, что реальные географические координаты совпадают с художественным пространством произведения: Кавказ, монастырь, слияние рек Арагвы и Куры. В таком случае можно говорить о том, что герой поэмы занимает свое место в обществе и находится с ним во взаимосвязи (пусть даже и враждебной для героя). Тогда условно можно обозначить общество в виде круга, внутри которого находится Мцыри. Поскольку Мцыри стремится покинуть враждебное ему общество, то логично поместить его ближе к краю окружности. Схема будет выглядеть следующим образом.
Схема 5.
Социальное пространство

Фиолетовый цвет – монастырь, общество.
Красный цвет – герой.
Однако центром повествования становится не взаимосвязь героя с обществом, а его личные переживания, стремления, мечты, цель, душа. Это подтверждается и выбором жанра – исповедь. В таком случае речь идет уже о психологическом пространстве. Данное понятие предстает в художественных текстах как внутренний мир человека.
Тогда схема будет выглядеть иначе.
Схема 5
Психологическое пространство
Синий цвет – герой.
Красный цвет – внутренний мир
героя
Теперь перейдем к заключительной мысли. Из теории литературы нам известна главная формула отличия литературного направления «реализм» от литературного направления «романтизм». Данная формула гласит:
Реализм – это человек в мире.
Романтизм – это мир в человеке.
В таком случае схема, указанная в приложении 4, полностью соответствует понятиям «реализма», тогда как вторая схема, указанная в приложении 5, отвечает принципам «романтизма».
Так как внимание автора направлено на изучение внутреннего мира главного героя, то логично было бы предположить, что психологическое пространство в данном случае является приоритетной. Если учесть, что между понятиями «психологическое пространство» и понятием «романтизм» можно поставить знак равенства, то романтизм является основным литературным направлением поэмы.
Таким образом, мы доказали взаимосвязь художественного пространства и литературно направления.
Заключение
Изучив известные нам источники, мы пришли к следующему выводу:
В поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри» мы можем говорить о наличии реального географического пространства, горизонтального, вертикального, психологического; социального, о расширении и сжатии пространства.
Художественное пространство поэмы напрямую связано с названием поэмы, с образом главного героя, сюжетом, жанром, композицией и литературным направлением.
Кроме того взаимосвязь художественного пространства можно провести и с другими художественными элементами. Например, с названием поэмы и т.д.
Таким образом, мы можем утверждать, что цели и задачи, поставленные перед нами, были успешно достигнуты.
Литература.
1. Лихачев Д.С. Художественная среда литературного произведения // Симпозиум «Проблемы ритма, художественного времени и пространства в литературе и искусстве». Тезисы и аннотации. - Л.: Советский писатель, 1970. - 73 с.
2. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1988. - 352 с.
3. Есин А.Б. Время и пространство // Введение в литературоведение: Учеб. пособие / Л.В. Чернец, В.Е. Хализев, А.Я. Эспалнек и др.; Под ред. Л.В. Чернец. - М.: Высшая школа., 2004. - 680 с.
4. Чурляева Т.Н. Проблема абсурда в прозе В. Маканина 1980-х начала 1990-х годов. - Дисс... канд. филол. наук. -Новосибирск, 2001. - 247 с.
5. Коростилева Е.И. Категории художественного времени и пространства в школьном изучении литературных произведений. - Дисс. канд. пед. наук. - М., 2002.
6. Руднев В.И. Словарь культуры XX века. - М.: Аграф, 1997. - 384 с.
7. Прокофьева В.Ю., Пыхтина Ю.Г. Анализ художественного текста в аспекте его пространственных характеристик: Практикум для студентов-филологов, учащихся гимназических классов / В.Ю. Прокофьева, Ю.Г. Пыхтина. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2004. - 152 с.
8. Бабенко Л.Г., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика: Учебник; Практикум. - М.: Флинта, Наука. 2003, с. 97-102.
9. Дудорова М.В. Концепт «пространство» в поэтическом тексте (на материала поэзии И. Анненского). // Дергачевские чтения - 2000. Русская литература: национальное развитие и региональные особенности. - Екатеринбург, 2001.
10. Суханов В.А. Романы Ю.В. Трифонова как художественное единство. - Томск: Изд-во Томск. ун-та, 2001. - 322 с.
11. Хализев В.Е. Теория литературы: Учебник / В.Е. Хализев. - М.: Высшая школа, 2005. - 405 с.
12. Хотинская Г.А. Художественное время как эстетический феномен. - Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1992. - 261 с.
М.Ю.Лотман. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1988.-352с.
Каширина С.В. Роль художественного пространства в постижении литературного текста. Вестник ОГУ,№9/сентябрь.2006.Часть 1, стр.180.
Приложение.
Исследуя пространство в поэме «Мцыри» мы решили выявить свою классификацию пространства – это пространство жизни-взрыва. Такое художественное пространство связано с символикой поэмы. Выглядеть это будет примерно так:
Барс- символ свободы и враждебной природы
Грузинка- символ сладкого зова к смирению
Рыбки- символ смирения и ограниченности жизненных возможностей
Гроза- это символ пробуждения




Сквозной символ- огня, решимости героя.
Мцыри живет в монастыре- символ плена и тюрьмы.