СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Специфика нарушений в развитии речи у леворуких детей младшего школьного возраста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье показана специфика нарушений в развитии речи у леворуких детей младшего школьного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Специфика нарушений в развитии речи у леворуких детей младшего школьного возраста.»

Специфика нарушений в развитии речи

у леворуких детей младшего школьного возраста


Баранова Галина Анатольевна,

кандидат педагогических наук, доцент

ГОУ ДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной

переподготовки работников образования Тульской области», г. Тула


Аннотация. В статье показана специфика нарушений в развитии речи у леворуких детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: специфика нарушений в развитии речи, логопедическая работа, леворукие дети, обучение письменной речи.


Письменная речь - вербальное (словесное) общение при помощи письменных текстов. Оно может быть и отсроченным (например, письмо), и непосредственным (обмен записками во время заседания). Письменная речь отличается от речи устной не только тем, что использует графику, но и типичными для письменной речи синтаксическими конструкциями и специфичными для нее функциональными стилями. Ей свойственна весьма сложная композиционно-структурная организация, которой необходимо специально овладевать. Отсюда - особая задача обучения письменной речи в школе. Поскольку текст письменной речи может быть воспринят одновременно или, во всяком случае, большими “кусками”, восприятие письменной речи во многом отличается от восприятия устной речи.

И.Н. Садовникова отмечает, что в понятие письменная речь в качестве равноправных составляющих входят чтение и письмо. Письмо есть знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью графических элементов передавать информацию на расстоянии и закреплять ее во времени. В широком смысле рассматривается, что любая система письма характеризуется постоянным составом знаков. По мнению А.Р. Лурия, Л.С. Выготского, Н. И. Жинкина, А.Н. Корнева, письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь и взаимообусловленность. Структура этого процесса определяется этапом овладения навыком, задачами и характером письма. Письмо тесно связано с процессом устной речи и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня ее развития. Процесс письма взрослого человека является автоматизированным и отличается от характера письма ребенка, овладевающего этим навыком. Так, у взрослого письмо является целенаправленной деятельностью, основной целью которого является передача смысла или его фиксация. Процесс письма взрослого человека характеризуется целостностью, связностью, является синтетическим процессом.

И устная, и письменная формы речи представляют собой вид временных связей второй сигнальной системы, но, в отличие от устной, письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения, т.е. ее механизмы складываются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе всего дальнейшего обучения.

С позиции психолингвистики письменная речь предполагает использование языковых единиц (минимальная единица – фонема; морфема; основная единица языка – слово; предложение; текст), различного уровня и правил их функционирования. Они могут по-разному нарушаться при различных расстройствах речи. Знание законов и последовательности усвоения ребенком норм языка способствует уточнению логопедического заключения, является необходимым для разработки системы логопедического воздействия.  Современные подходы к психолингвистическому анализу речевых нарушений (В.К.Воробьева, Р.И.Лалаева, Е.Ф.Соботович, Л.Б.Халилова, С.Б.Яковлев и др.) направлены на выявление нарушенного звена в схеме порождения речи. Обязательными условиями (свойствами), придающими речевому образованию статус текста, являются его главные характеристики – целостность и связность. Они обеспечиваются так называемой «формальной связностью» (Реферовская Е.А.), которая осуществляется лексическими и грамматическими средствами.

Обсуждая  лингвистическое содержание понятия  письма, мы сталкиваемся с многозначностью интерпретации этого термина. Термин  «письмо» фактически объединяет три разных категории явлений: вид особой семиотической системы, способ перекодирования устного языка в письменный и особую форму коммуникации.

Письмо  как особая семиотическая система графических знаков хотя и связано с устным языком, но, тем не менее, и достаточно автономно. По мнению А.А.Леонтьева в мозгу грамотного человека существует две языковые системы, в языковом коллективе есть две нормы, два стандарта: устно языковой и письменно языковой. Письменный язык имеет собственные правила, которые по аналогии с фономорфологическими правилами устного языка можно было бы назвать графо морфологическими. Письменный язык имеет собственную систему дифференциальных признаков, на основе которой создается система противопоставлений по графическим признакам ( в рукописном варианте) : а – о, б – д, ш – и, п –т, и – у, не совпадающая с устно языковой. Например, глухие – звонкие согласные противопоставлены графически (б – п, д – т), а мягкие  - твердые – только позиционно (т.е. признак мягкости обозначается стоящей следом гласной: ли – лы). Просодика как слова (ритмическая структура, ударение), так и фразы (интонация, смысловое ударение) не маркирована в письме, хотя функционально имеет значительный вес. Отчасти это компенсируется в печатном тексте использованием в полиграфии различных шрифтовых выделений, системы отступов и т.п., а в рукописных текстах для этого меньше возможностей.

Письменный  язык представлен тремя системами знаков, являющимися аллографами (прописные, строчные и печатные), которые во многих случаях графически существенно отличаются друг от друга. Строго говоря, этих систем четыре: рукописные прописные, рукописные строчные, печатные прописные и печатные строчные. Таким образом, ребенок должен усваивать четыре разных символа, обозначающих одну и туже фонему. Наконец, в отличие от устного языка письмо имеет весьма условные и довольно жесткие правила орфографии. Использование различных  орфоэпических вариантов произнесения в устной речи не влияет на его опознаваемость и предметную отнесенность, особенно с учетом контекста («бег – бек – бех»). В письменной речи подобные написания не только считаются ошибочными, но и трудно опознаваемы (строго говоря, будучи орфоэпически записанным, слово превращается в псевдо слово).

В принципе, письменный язык может быть изучен в отрыве от звукового языка. Учитывая все вышесказанное, можно  согласиться с точкой зрения А.А.Леонтьева  и А.А.Потебни, считавших, что при  овладении письмом возникает ситуация билингвизма.

Письмом мы называем и способ перекодирования, то есть набор правил перехода от одной  системы символов к другой (от звукового  языка к письменному языку), именуемый  правописанием. В русской системе  письменности он включает операции символизации (обозначение звуков буквами) и процедуру моделирования фонематической структуры слова с помощью графических знаков. Русское правописание базируется на нескольких основных принципах. Среди них ведущими и наиболее общепринятыми можно считать: фонетический, морфологический и традиционный (Л.В.Щерба, Л.Р.Зиндер).

Фонетический принцип логически главенствующий, но его употребление резко ограничено морфологическим и традиционным принципами. В соответствии с фонетическим принципом буквенное обозначение полностью соответствует тем фонемам, которые слышны в слове вне зависимости от того, в сильной или слабой позиции они находятся («пиши, как слышишь»).

Морфологический принцип заключается в том, что при написании сохраняется постоянство буквенного обозначения морфем (корней, приставок, суффиксов, окончаний) независимо от их произнесения. При этом фонемы слабых позиций, связанные отношением позиционного чередования с фонемами сильных позиций, обозначаются буквами, адекватными фонемам сильных позиций. Именно на этом принципе основано большинство правил орфографии.

Традиционный принцип создает еще один род исключений как из фонетического, так и (в меньшей степени) морфологического принципов. Он сохраняет исторически старое написание слов, неадекватное современному произношению и морфологическому принципу, и поэтому называется еще историческим. В школьной программе это так называемые «словарные слова».

Письменная  речь как  особая  знаковая деятельность впервые стала рассматриваться  предметом специального психологического исследования в работах Л. С. Выготского. Изучая письменную речь в контексте проблем развития высших психических функций, он пришел к выводу, что она с психологической точки зрения существенно отличается от устной и внутренней речи и представляет собой по отношению к ним специфическое психологическое образование. Ее специфика состоит в том, что она функционирует в условиях отсутствия собеседника, более полно реализует содержание сообщения, порождается иными мотивами и обладает большей произвольностью и осознанностью, чем устная и внутренняя речь.

Открытие  Л.С. Выготским психологического своеобразия  письменной речи вызвало необходимость  исследовать ее формирование не «как привычки руки и пальцев, но как действительного нового и сложного вида речи». Такой подход к изучению формирования письменной речи – от становления моторных навыков письма до становления самой письменной как своеобразного средства общения, освоения которого существенно изменяет строение психических процессов у человека, - стал решающим в исследовании данной проблемы.

Предпосылкой  успешного усвоения письменной речи является развитее жеста, игры, рисования. Это означает что «вхождение»  ребенка в письменную речь необходимо организовать как переход от рисования  вещей к рисованию речи. Важно подвести ребенка к открытию того, что «рисовать можно не только предметы, но и речь». Идеи Л. С. Выготского стали серьезной теоретической основой для дальнейшего исследования процесса формирования письменной речи у детей.

При разработке проблемы формирования письменной речи вычленились два наиболее существенных вопроса: мотивация процесса усвоения письменной речи и определение уровня ее структуры, с которого целесообразно начинать усвоение. Относительно мотивации усвоения письменной речи Л. С. Выготский показал, что в начале обучения у детей нет потребности в использовании и развитии письменной речи и что такую потребность следует создавать специально.

Что касается структуры письма, то она  также является весьма сложной. Она  состоит, по крайней мере, из четырех уровней и множества структурных звеньев в каждом из них. Первый уровень – психологический, который решает задачи формирования мотивов, интереса к письменной речи, смыслового содержания информации, регулирует и контролирует деятельность письма.

Следующий – лингвистический уровень организации  письменной речи – отвечает на вопрос, какими средствами осуществляется письмо. Этот уровень обеспечивает письмо лингвистическими, языковыми средствами реализации процесса, то есть реализует перевод внутреннего смысла и содержания, формирующихся на психологическом уровне, в лингвистические коды – в лексико-морфологические и синтаксические единицы, то есть в слова, фразы и тексты.

Психофизиологический  уровень  в  структуре  письма осуществляет совместную работу нескольких анализаторных систем, которые и лежат в основе письменной речи. Система анализаторов – это не сумма, а сложное образование, которое формируется на основе межанализаторных связей на всех их уровнях (первичных, вторичных и третичных полей).

Благодаря развитию неврологии, психологии и других смежных областей научного знания, стало ясно, что ВПФ, в том числе и письмо, настолько сложны по своей структуре, что их невозможно связывать с работой какого-либо изолированного участка мозга. Выполнение такого сложного процесса, как письмо, возможно лишь при совестной работе ряда мозговых зон, каждая из которых имеет свою функцию и обеспечивает то или иное условие (компонент) формирования и протекания письма.

Таким образом, письмо и письменная речь являются одним из сложнейших психических процессов по способу и времени возникновения, по связи с устной речью и другими ВПФ, по структуре и психологическому содержанию, по его формированию у детей, по мозговым механизмам, лежащим в его основе.

Пристальное внимание психологов и педагогов  привлекает проблема школьного обучения левшей. По данным ряда психологов, левши  испытывают особые трудности при  адаптации к обучению в школе. По данным некоторых авторов, процент различного рода левшей среди детей с проблемами обучения как минимум в 2,5 раза превышает средние цифры у правшей.

Нарушение или недостаточность развития зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти и зрительно-моторной координации, нередко встречающиеся у левшей, ведут к возникновению следующих трудностей:

  • восприятия и запоминания сложных конфигураций букв при чтении и соответственно медленный темп;

  • формирования зрительного образа букв, цифр (нарушение соотношения элементов, ребенок путает сходные по конфигурации буквы, цифры, пишет лишние элементы или не дописывает элементы букв, цифр);

  • выделения и различения геометрических фигур, замена сходных по форме фигур (круг - овал, квадрат – ромб - прямоугольник);

  • копирования;

  • неустойчивый почерк (неровные штрихи, большие, растянутые, разнонаклонные буквы);

  • зеркальное написание букв, цифр, графических элементов;

  • очень медленный темп письма.

Хотелось бы поподробнее остановиться на сниженном темпе письма и феномене зеркальных движений, как наиболее часто встречающихся и влияющих на успешность обучения. Когда ребенок пишет, то его деятельность состоит из двух поочередно сменяющих  друг друга этапов: собственно выполнение движения и микропауза, необходимая  для контроля своих движений, коррекции и программирования следующего движения. Различие в механизмах зрительно-моторной координации у левшей и правшей проявляется прежде всего в различной длительности этих микропауз. У левшей микропаузы дольше как на этапе формирования навыка, так и впоследствии, когда письмо уже автоматизируется. Часто в школьной практике учитель, стремясь выработать у таких детей навыки быстрого письма, начинает подгонять их, а когда дети- левши торопятся, это приводит к сокращению микропауз, столь необходимых для контроля своих действий. Таким образом, качество письма ухудшается, возникают различного рода ошибки, которые могут трактоваться учителем и родителями как невнимательность.

С феноменом зеркальных движений наверняка знакомы большинство родителей маленьких левшей. У кого-то он проявляется в виде зеркального письма (ребенок начинает писать с буквы, которой заканчивается слово, потом пишет предпоследнюю и т.д., таким образом, если вы приложите зеркало к написанному слову, то увидите в зеркальном отражении традиционным способом написанное слово), но встречаются и зеркальное чтение, зеркальное рисование, зеркальное восприятие. Взрослыми, особенно если они правши, такие особенности ребенка могут восприниматься даже как своего рода способности, однако, к сожалению, такие проявления часто являются всего лишь отражением трудностей зрительно-пространственного восприятия, право-левой ориентировки, зрительно-моторной координации.

Частота зеркального письма у леворуких детей, по данным исследований, составляет 85%. Однако нужно заметить, что у большинства детей в возрасте от трех до семи лет обнаруживается спонтанное зеркальное письмо, что является обычным этапом в овладении письмом. Элементы зеркального письма отмечаются и у детей с неустойчивым правшеством: при овладении обычным письмом зеркальное письмо у них может проявляться внезапно, когда дети утомлены или невнимательны. Наряду  с  зеркальным письмом  у  детей  достаточночасто  наблюдается зеркальное рисование. Особенно характерно выворачивание при рисовании: верх и низ, вертикальное и горизонтальное, правое и левое меняются местами, причем ребенок не чувствует неправильности. Подобное рисование является проявлением неусвоенности ребенком основных принципов организации пространства.

Необходимо  также сказать о нарушениях чтения у некоторых левшей. У  одних  причины  нарушения  носят  преимущественно  зрительно-пространственный характер: дети испытывают затруднения в восприятии слова как целого. Другие не могут  уловить связь между буквосочетаниями и теми понятиями, которые они отображают.

Одним из объяснений зрительно-пространственных затруднений  может  являться нестабильная глазодоминантность. Нестабильная глазодоминантность может привести к нарушению движений глаз, и ребенку будет трудно следить за порядком расположения букв и слов на странице. Однако необходимо еще раз добавить, что само по себе левшество не обуславливает возникновение нарушений чтения.

Результаты исследований С.Ортона показывают, что именно недостаточная специализация левого полушария, то есть выполнение им и речевых и зрительно-пространственных функций приводит к трудностям обучения. Эти трудности выражаются в специфических множественных ошибках - оптической дисграфии при письме и чтении и оптической дислексии. Учителями отмечаются у этих детей нарушения почерка: тремор (дрожание линии), неправильное начертание букв, искажение оптического и кинетического образа, пространственного расположения элементов букв, зеркальное письмо. В силу физиологической обусловленности зеркальность не только не осознается в ходе движения, но и зеркально написанный текст читается леворукими детьми без особого труда. Недоразвитие оптико-пространственного гнозиса затрудняет ориентировку ребенка в тетради, в рабочей строке. Он путает правую, левую стороны, верх и низ, с трудом находит нужную строчку. Для того, чтобы снять проблемы обучения или их предупредить, необходима тренировка пространственно-зрительного восприятия, зрительной памяти, мелкой моторики.

Рассматривая  трудности, возникающие у левшей при обучении в школе, нельзя не коснуться вопроса о переучивании леворуких детей. Хотя, как говорилось выше, таких случаев становится все меньше, тем не менее, встречаются взрослые, которые, столкнувшись со сложностями обучения ребенка, не похожего на него, начинают сомневаться, а не проще ли переучить ребенка и пусть будет дальше «все как у всех». Чтобы предотвратить даже такие сомнения, еще раз хочется напомнить, что речь идет не только о ведущей руке, а об определенной организации головного мозга. Поэтому следствиями переучивания могут стать нарушения темпа и ритма речи (согласно статистике, каждый третий ребенок с заиканием - это переученный левша), серьезные перемены в эмоциональном состоянии ребенка (он может стать вспыльчивым, капризным, раздражительным, беспокойно спать, плохо кушать). Позже появляются еще более серьезные нарушения: частые головные боли, постоянная вялость. В итоге развиваются невротические реакции, например, нервные тики, энурез или нарушается функциональное состояние нервно-психической сферы, т.е. развивается невроз, например, писчий спазм.

Проявления  неврозов у леворуких детей специально изучались. У леворуких детей  нередки также школьные страхи (перед  неудачами в школе, перед письменными  работами), как правило, в семьях, где родители тревожно относятся  к леворукости и считают, что она может послужить препятствием к успехам в учебной деятельности.

Учителям и родителям не надо стараться подогнать ребенка под общеизвестные правила. Он может действия той рукой, какой ему удобнее. При этом родителям нужно постараться развивать обе руки ребенка - при рисовании, в игре давать ему карандаши, игрушки в обе руки попеременно. Вопросы переучивания решаются только со специалистами в более позднем возрасте.

В школах педагоги младших классов упрямо переучивают леворуких школьников. Делается это, конечно, из наилучших побуждений, чтобы ребенку не выделяться и не быть мишенью для насмешек. К этому процессу подключаются и родители, иногда используя "дедовские" методы - дома во время подготовки письменных заданий привязывают левую руку ребенка к туловищу. У многих детей такое насильственное переобучение способствует усилению раздражения, несдержанности, кроме того, ухудшается сон, появляются ночные страхи: внезапно среди ночи ребенок кричит, плачет, зовет маму. В отдельных случаях может даже наблюдаться заикание. В школе такой ребенок отстает от ровесников в исполнении письменных заданий - пишет медленно, с пропусками букв и слогов, некрасивым почерком с наклоном букв влево. Отсутствие успехов ведет к тому, что у леворукого школьника исчезает желание учиться, о письме он вспоминает с отвращением, утром от мысли о необходимости идти в школу у него ухудшается настроение.

Большинство переученных детей через полгода - год овладевают навыками писать правой рукой, и острота невротических переживаний постепенно сглаживается, однако все это не проходит бесследно. В письме переученные леворукие никогда не достигают того совершенства, как при письме левой рукой, делают ошибки. Переученные дети всю жизнь дублируют те автоматизированные программы мозга, которые лежат в основе письма, - сначала эта программа воспроизводится в правом, доминирующем полушарии, впоследствии переносится на левое полушарие, которое координирует движения правой руки, то есть необходимый навык осуществляется неэкономно, с избыточными расходами.

У большинства детей в 2,5-3 месяца теряются рудиментарные рефлексы новорожденного. Это целый ряд рефлексов, которые свидетельствуют о состоянии нервной системы новорожденного ребенка. Со временем, когда нервная система совершенствуется и созревает, они исчезают, заменяясь новыми, более совершенными, которые станут необходимыми для игровой и познавательной деятельности. Ученые исследовали, что исчезновение рудиментарных рефлексов происходит не одновременно с правой и левой стороны. У будущих леворуких эти рефлексы выражены больше и теряются позже на правой руке, а у праворуких - на левой. Поэтому, тщательное наблюдение врача (ведь оценивать состояние рефлексов нужно систематически) может дать ответ «леворукий ребенок или нет» уже в возрасте 3-4 месяцев.

Определение ведущей руки ребенка важно для того, чтобы как можно полнее использовать его природные задатки снизить вероятность возникновения трудностей при обучении. Существует достаточно большое количество способов определения предпочтительного выбора правой или левой руки. Можно использовать ряд несложных заданий для определения того, какая рука у ребенка активнее (какой рукой он действует быстрее и точнее). Каждое из этих заданий в отдельности не даст достоверной информации, но в совокупности они помогут отличить праворукого от леворукого.

Ф.Кречмер (немецкий исследователь): «Необходимо попросить ребенка проделать следующие действия: он поливает цветы, перемещает песок лопаткой, чистит зубы, толкает палкой шарик, достает книги с полки, открывает замок «молнию», зажигает спички, вынимает пробку из ванной». Также маленького ребенка можно попросить: отвинтить и завинтить крышки нескольких баночек разной величины, из бусин с помощью иголки собрать браслетик, собрать цепочку из скрепок, построить из кубиков высокую башню, подбросить мяч и поймать его одной рукой, вырезать по контуру фигурку из картинки, завязать бантик, расстегнуть и застегнуть пуговицы, нарисовать человечка, домик, елочку сначала одной, затем другой ручкой, причесать куклу.

Согласно статистике на школьный класс приходится один - два леворуких ребенка. И, несмотря на то, что левая рука такого малыша действует ни чуть не хуже, чем правая у его одноклассников, а иногда и лучше, ребенок может испытывать дискомфорт. И дискомфорт этот связан не только с тем, что он чем-то отличается от сверстников, что само по себе весьма болезненно переживается в этом возрасте, но и с тем, что тетрадь у такого школьника будет лежать не как у всех остальных детей, он будет иначе держать ручку. Поэтому у ребенка могут возникнуть дополнительные сложности в обучении письму.

Методика обучения письму, ее организация рассчитана на детей с ведущей правой рукой, поэтому у родителей и учителей возникают трудности в правильной организации работы с детьми, которые пишут левой рукой. Это касается таких вопросов, как положение тетради при письме, необходимость соблюдения наклона букв, правильная посадка при письме.

За партой леворукий ребенок должен сидеть всегда справа, чтобы правая рабочая рука соседа не мешала ему при письме. Настольная лампа должна располагаться справа. Руки должны лежать на столе так, чтобы локоть левой руки немного выступал за край стола, и левая рука свободно двигалась по строке сверху вниз, а правая лежала на столе и придерживала бы тетрадь. Кисть левой руки большей частью своей ладони должна быть обращена к поверхности стола. Ручка кладется на средний палец, на его верхнюю ногтевую часть. Ногтевая фаланга большого пальца придерживает ручку, а указательный палец легко кладется сверху ручки на расстоянии 1,5-2 см от пишущего шарика и управляет движением пальцев. В процессе письма происходит движение слева направо. Тетрадь лежит с наклоном вправо так, чтобы правый угол страницы, на которой пишет ребенок, был направлен к середине его груди. По мере заполнения страницы правая рука передвигает тетрадь вверх, при этом нижний угол страницы по-прежнему направлен к середине груди.

Мы знаем, что большинству леворуких детей свойственные трудности зрительно-пространственной ориентации и зрительно-моторной координации, проявляющейся при письме:

  • отсутствие чувства границ строки;

  • смешение правой и левой стороны буквы, ее верха и низа;

  • неумение определять начальную точку письма и т.д.;

  • неправильная траектория движения руки при написании буквы;

  • искажение форы буквы;

  • диспропорция букв;

  • разный наклон письмаи т.д.

Одной из основных проблем, возникающих при обучении леворукого ребенка письму, учителя считают зеркальное письмо. В результате многочисленных исследований специалистами было выявлено семь основных видов феномена зеркальных движений при письме у детей (См. таблица № 1).

Таблица 1.

Основные виды феномена зеркальных движений при письме у детей

Феномен зеркальности

Сущность нарушения

Реверсия формы отдельных букв при лево-правой направленности письма и соблюдении заданного порядка букв

Направление письма лево-правое, порядок следования букв сохранен, зеркальное отражение элементов букв

Реверсия заданного порядка при нормальной лево-правой направленности письма

Направление письма лево-правое, изменение порядка следования букв при их правильном написании

Сочетание реверсии заданного порядка букв с реверсией их формы при лево-правой направленности письма

Направление письма лево-правое, изменение п орядка следования букв, зеркальное отражение элементов букв

Реверсия направленности письма с лево-правой на право-левую

Изменение направления письма с лево-правого на право-левое, порядок следования букв не нарушен при правильном написании

Сочетание реверсии направленности с реверсией заданного порядка букв

Изменение направления письма с лево-правого на право-левое, изменение порядка следования букв при их правильном написании

Сочетание реверсии направленности с реверсией формы букв

Изменение направления письма с лево-правого на право-левое, порядок следования букв сохранен при зеркальном отражении их элементов

Сочетание реверсии направленности с реверсией заданного порядка букв и реверсией формы букв

Изменение направления письма с лево-правого на право-левое, изменение порядка следования букв при зеркальном отражении их элементов

Чтобы правильно организовать работу по предупреждению ошибок, связанных с неправильном написании букв на письме (зеркальное написание букв, неправильное расположение элементов букв, "абсурдное" написание букв и т.д.), следует подробнее рассмотреть эти буквы (См. таблица № 2).

Таблица 2.

Профилактические мероприятия при особенносях и трудностях в написании букв

Буквы

Особенности букв, трудности написания

Профилактические мероприятия

Е-З, С-Э, к,н,г,а,п,р,у и др.

Ориентация при написании слева направо и справа налево или симметричное строение. Возникает зеркальное написание этих букв

Проведение зрительного анализа буквы (куда "смотрит", из каких элементов состоит), конструирование буквы и ее элементов, прописывание в тетради, где обозначено начало написания буквы (красной стрелкой), траектория написания (черной стрелкой). Написание первого элемента буквы красным фломастером

Т, ш, и, в, д

Верхняя часть одной буквы соответствует нижней части другой буквы

Проведение зрительного сопоставления букв, накладывание одной буквы на другую. Введение в тетради специальных указателей и опор (точек). Сравнение написанной буквы с образцом-эталоном, хранящимся в тетради (в приклеенном карманчике)

о

Буквы не имеют пространственных ориентиров

При письме овалов - расставление в тетради ориентиров, показывающих начало буквы и направление движения при письме

Ч, ч, Х, х, Ф, ф

Редко встречающиеся буквы, дети забывают их написание

Конструирование букв из различных материалов: из палочек, карандашей, спичек, веревочек и шнуров, скрепок, камешков, мозайки, деталей конструктора; лепка букв из пластелина и теста. Ведение опор-ассоциаций

Ц, Щ, ц, щ

Буквы отличаются количеством элементов

Пересчет количества элементов, маркировка последнего элемента

В любом случае, при зеркальном написании печатной буквы делать замечания ребенку бесполезно. Лучше предложить ему конструировать буквы из палочек разной длины и полукругов по образцу, обводить буквы, написанные пунктирными линиями и снабженными стрелками, показывающими откуда начинать и куда вести линию. Полезно вместе с ребенком проговорить план написания буквы (сначала..., затем...), отработать его внимание на сходство и различие элементов буквы.

При объяснении написания новой буквы важно использовать как традиционные приемы - показ педагогом процесса письма и объяснение способов написания, списывание с образца и др., так и нетрадиционные - написание букв пальчиком на спине или ладошке ребенка, работа с объемными буквами из шероховатого материала с целью формирования образа буквы в создании за счет тактильных ощущений и кинестетической памяти, заштриховывание "толстой" буквы, обведенной по шаблону.

У леворуких детей наблюдаются трудности списывания, т.к. такой вид работы предполагает одновременное решение нескольких задач: необходимо распределить внимание между нахождением нужного элемента текста, предложенного для списывания (нужна быстрая и точная пространственная ориентировка), выстроить ряд элементов на своем мосте (требуется быстрая и четкая микроориентировка). Такая работа у левши требует большего времени и довольно часто сопровождается возрастанием количества ошибок. Обучая детей письму, нужно развивать все каналы восприятия, учить детей видеть, слышать, чувствовать. Для этого с самого начала необходимо предлагать детям следующую последовательность списывания текстов из учебника:

  • по слогам прочесть предложение так, чтобы запомнить его наизусть (тренировка зрительного и слухового каналов);

  • записать предложение, не глядя в учебник (тренировка зрительного и тактильного каналов);

  • проверить правильность, сверяя с нем, что написано в учебнике (проверка зрительного канала);

  • Задача взрослого в данном случае - не подгонять ребенка. а учить списывать с оптимальной для него скоростью.

При увеличении скорости письма у леворуких снижается его качество. Когда ребенок пишет, его деятельность состоит из двух поочередно сменяющих друг друга этапов: собственно выполнение движения и микропауза, необходимая для контроля своих движений, коррекции и программирования следующего движения. Различие в механизмах зрительно-моторной координации у левшей и правшей проявляются прежде всего в различной длительности этих микропауз. У левшей микропаузы дольше как на этапе формирования навыка, так и впоследствии, когда письмо уже автоматизируется. Когда дети-левши торопятся, это приводит к сокращению микропауз, столь необходимых для контроля своих действий. Таким образом, качество письма ухудшается, возникают различного рода ошибки, которые могут трактоваться педагогами как невнимательность.

Также привычные проблемы леворукого ребенка - стойкие затруднения при запоминании направления хода часовых стрелок, определении "лево", "право", иногда - "выше", "ниже". Леворукий может прочитать или написать букву или цифру равновероятно в любом направлении (как в горизонтальном, так и в вертикальном). Соответственно это распространяется и на более сложные действия: читать, писать, считать, вспоминать, интерпретировать сюжетную картинку можно начать с любой стороны (в том числе и снизу вверх).

Когда необходимо рассмотреть достаточно большое поле, то леворуким выхватываются отдельные элементы целостного изображения. При рисовании, например, ребенок не в состоянии адекватно распределить пространство лежащего перед ним листа бумаги: рисунки его наползают друг на друга, хотя вокруг достаточно свободного места.

Нельзя не отметить отчаянных попыток самокоррекции маленького леворукого человека. Он постоянно разворачивает так и этак рисунок-образец для копирования и собственный лист, но в результате деформирует фигуру так, что, в конце концов, и сам не может понять, что же у него получилось.

Огромные трудности стоят перед леворуким ребенком и при определении времени по циферблату. Он не только зеркально воспринимает одну или обе стрелки, но и делает метрические ошибки - определяет время с разницей в 10-15 минут.

Леворукие бывают небрежными, когда рисуют, лепят из пластилина и т.п. Учителям к этому следует относиться терпимо. Ведь этот ребенок мыслит образно, он человек творческий. А творческие люди всегда несколько бесшабашны. Они придают большее значение содержанию, а не форме. Многие леворукие хорошо играют в теннис или отлично фехтуют. А вот заниматься каким-нибудь видом единоборства сможет не каждый из них. Кроме того, леворукие с удовольствием учатся, есть, пользуясь вилкой и ножом. Если праворуким детям непросто привыкнуть к тому, что вилку необходимо переложить в левую руку, то леворуким к этому и привыкать не надо. Также леворукие быстро обучаются печатать, потому что в этом процессе тоже задействованы обе руки. Все вышесказанное убеждает в том, что нельзя изменить природу так, как удобно учителям и родителям. Вероятно, в этой ситуации лучший выход – приспособиться к особенностям леворукого ребенка самим и помочь ему адаптироваться в право ориентированном мире.


Список литературы: 

  1. Нейропсихология детского возраста. Альбом /Под ред. Семенович А.В. - М., 2009.

  2. Николаева Е.И. Леворукий ребенок: диагностика, обучение, коррекция. Спб.: Детство-пресс, 2005.

  3. Семенович A.B. Психолого-педагогическое сопровождение детей-левшей. Методические рекомендации для педагогов и родителей. - М., 2012.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!