Специфика образовательных запросов и потребностей семей в рамках консультирования
Основные понятия (категории) и их содержательная характеристика
- образование,
- образовательная среда,
- образовательные потребности,
- образовательный запрос,
- дети с ОВЗ
Образование
– единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья
- физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий
Д ети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
- с нарушениями слуха;
- с нарушениями зрения;
- с нарушениями интеллекта;
- с нарушениями речи;
- с задержкой психического развития (ЗПР);
- с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- с аутистическими расстройствами.
Особые образовательные потребности
- потребности в организации специального педагогического процесса, позволяющего преодолевать имеющиеся ограничения возможностей.
Под специальными условиями для обучающихся с ОВЗ
понимаются не только условия обучения, воспитания, но и условия, способствующие развитию таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
Образовательная среда:
А) это совокупность образовательного процесса, особенностей его организации, а также его обеспечения;
Б) это системно образованное пространство, в котором реализуется взаимодействие участников образовательного процесса;
В) это психолого-педагогическая реальность, сочетание намеренно созданных педагогических условий и обстоятельств, направленных на формирование и развитие личности обучающихся (воспитанников).
Образовательные потребности :
А) масштаб, характер и степень заинтересованности в образовательных услугах со стороны общества в целом и потребности в познании отдельного человека;
Б) потребности в условиях, которые необходимы для оптимальной реализации актуальных и потенциальных возможностей ребенка (когнитивных, энергетических и эмоционально-волевых, включая мотивационные);
В) потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации возможностей, которые может проявить ребенок с особенностями развития в процессе обучения и которые выступают в качестве ожидаемых результатов со стороны родителей в процессе обучения.
Категории семей, наиболее нуждающиеся в информировании, консультативной и психолого-педагогической поддержке:
1. Семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья и/или инвалидностью (далее – семьи детей с ОВЗ).
2. Родители детей раннего и дошкольного возраста, которые по тем или иным причинам не имеют возможности посещать дошкольные образовательные организации (детские сады полного дня/группы кратковременного пребывания/центры игровой поддержки ребенка/лекотеки и т.д.).
3. Родители, которые приняли решение о реализации права на семейную форму образования детей.
4. Семьи, принявшие детей на воспитание – в разных формах семейного устройства: оформление приемного родительства, опека, усыновление.
5. Родители, дети которых в силу разных причин и обстоятельств проявляют признаки девиантного поведения.
6. Обращения, связанные с конфликтными ситуациями: как в семье ребенка (подростка), так и в образовательных организациях.
Для семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и/или инвалидностью (далее – семьи детей с ОВЗ) специфика образовательных запросов и потребностей в рамках консультирования, определяется следующими проблемными вопросами:
1. повышение педагогической грамотности родителей, воспитывающих детей с ОВЗ в вопросах понимания особенностей развития таких детей;
2. в вопросах семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и адаптации всех членов семьи к особым потребностям и нуждам ребенка;
3. алгоритм и условия зачисления ребенка в образовательную организацию и особенности адаптационного процесса ребенка разного возраста в условиях образования;
4. возможности образовательной организации в обеспечении особых образовательных условий для ребенка с ОВЗ с целью удовлетворения его особых образовательных условий: а именно наиболее частыми являются обращения родителей по вопросам:
--- Применяются ли и как специальные образовательные программы и методы обучения и воспитания;
--- Имеется ли в образовательной организации учебно-методическое оснащение (специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы);
--- Будут ли предоставлены специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования);
--- Предоставление услуг ассистента (помощника) и проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
--- Возможность сочетания получения образовательных услуг на дому и в образовательной организации;
--- Возможность продолжить обучение, получить профессию, иметь социальные гарантии.
У родителей детей раннего и дошкольного возраста, которые не имеют возможности посещать дошкольные образовательные организации специфика образовательных запросов и потребностей в рамках консультирования, определяется следующими проблемными вопросами:
- где и каким образом найти ресурсы для обеспечения ребенку возможностей полноценного развития, какие учреждения дополнительного образования могут помочь в этом вопросе?
- как получить помощь и регулярные консультации узких специалистов (логопеда, детского психолога, сурдопедагога или тифлопедагога, реабилитолога, специалиста по лечебной физической культуре)?
- как обеспечить партнерское взаимодействие специалистов по отношению к семье и как выстроить единый план (программу) по развитию ребенка?
- какие материально-предметные характеристики игровой развивающей среды (игрушки, пособия, детские книги) необходимы семье?
- какие этапы развития и с каким предполагаемым результатом должен пройти ребенок?
- каким образом организовать содержательную подготовку к обучению в школе в условиях семьи?
У семей и родителей, ставших приемными (опекунами или усыновителями), образовательные запросы и потребности в рамках консультирования, определяется следующими проблемными вопросами:
- выявление четкой последовательности шагов по оформлению семейного устройства (подбор документов, продолжительность их действия), конструктивная коммуникация и пути сотрудничества с органами опеки и попечительства, возможные «подводные камни»: сложности, препятствия формального и содержательного характера, как на них реагировать? (Например, как подготовиться к проверке жилищных условий? Можно ли будет оперативно познакомиться с составленным по этому поводу актом и отреагировать в случае замечаний или несправедливых записей?)
- что такое «Школа приемных родителей», какова специфика занятий в ней?
- как выбрать форму семейного устройства (усыновление, опекунство, приемная семья (возмездная опека), временная опека?
- можно будет ее изменить впоследствии?
- каков уровень контроля со стороны государственных органов при семейном устройстве ребенка?
- на какую помощь от государства в организации обучения, лечения, отдыха ребенка можно рассчитывать в рамках каждой из форм?
- существует ли «тайна усыновления»?
- стоит ли с психолого-педагогической точки зрения обсуждать с ребенком и лицами, имеющими отношение к его обучению, воспитанию, лечению (педагоги, психологи, врачи и др.) этот вопрос?
- как реагировать (или взаимодействовать) с биологическими родителями?
- как обеспечить психологический комфорт и безопасность семьи и ребенка?
- каковы специфические особенности приемных детей?
Специфика образовательных запросов и потребностей в рамках консультирования родителей, дети которых в силу разных причин и обстоятельств проявляют признаки девиантного поведения:
- юридическая ответственность (каковы формальные границы ответственности и реальные последствия для ребенка и семьи произошедшего проступка);
- медицинская (как организовать комплексное обследование, чтобы исключить или подтвердить психофизиологические причины неадекватного поведения – патопсихологического отклонения в психике, и начать, в том числе, медикаментозную поддержку и коррекцию состояния ребенка);
- психолого-педагогический анализ случая, мониторинг семейной и школьной среды, с целью выявить причины и «внутренний» план, обоснование для ребенка поведенческих реакций, интерпретированных в качестве девиантного поведения;
- какие государственные и общественные организации привлекаются к участию в случаях девиантного поведения подростков, их цели и задачи;
- в каких случаях органы правосудия принимают решение об изоляции подростков от общества, которая претворяется в жизнь посредством содержания их в воспитательных колониях для несовершеннолетних?
Обращения, связанные с конфликтными ситуациями определяются следующей спецификой образовательных запросов и потребностей в рамках консультирования родителей:
- помощь в прояснении «внешнего и внутреннего планов» конфликта;
- выявлении базового запроса семьи, формулирование предпочитаемого для родителя результата – решения конфликта, проверка этого решения на принципиальную достижимость;
- адекватность решения конфликта с точки зрения перспектив временных затрат, привлеченных внешних и внутренних ресурсов;
- помощь консультанта родителю в переводе выявленной проблемы в задачу в виде последовательности ряда шагов, анализ материалов и формулирование специфики той сферы, к которой относится основное содержания конфликта (ситуация неконструктивной коммуникации и взаимодействия с конкретным членом семьи, педагогом или администрацией образовательной организации; внутрисемейные противоречия, которые отражаются на обеспечении прав ребенка; отказ организации в предоставлении тех или иных условий, рекомендованных соответствующими институциями в качестве удовлетворения особых образовательных потребностей обучающегося и т.д.);
- составление основного и запасного плана (вариантов) разрешения конфликта, подбор необходимых документов и нормативно-правовых разъяснений;
- консультирование с целью создания положительного опыта семьи по решению конфликтных ситуаций разного характера и создание приемлемых для родителей социально адекватных способов поведения, привлечения ресурсов, т.е. развитие родительской компетентности.
Специфика образовательных запросов и потребностей в рамках консультирования родителей, которые приняли решение о реализации права на семейную форму образования детей, определяется следующими проблемными вопросами:
- как оформить о организовать семейное образование?
- каков общий план («алгоритм») подготовки соответствующих документов?
- нужны ли «объективные причины» и обоснования для заявления о принятом решении?
- с какими органами власти целесообразно вступать в коммуникацию семье по данной проблематике?
- где найти регулярную консультационную помощь, психолого-педагогическую поддержку?
Концепция структуры дефекта (Л.С. Выготский)
Общие потребности для всех детей с ОВЗ
- раннее начало специального обучения;
- введение в программу специальных разделов;
- использование специальных методов, приемов и средств обучения;
- индивидуализация обучения;
- обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды;
- максимальное расширение образовательного пространства за пределы образовательного учреждения.
Дети с нарушениями слуха
Дети с нарушениями зрения
Дети с нарушениями интеллекта
Дети с ЗПР
Дети с нарушениями речи
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Дети с аутистическими расстройствами
Мультидисциплинарная служба социально-психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ
Диагностика;
- Исправление дефектов речи, внимания;
- Развитие связанной речи;
- Индивидуально- коррекционные занятия;
- Работа с семьей;
- Участие в ППк
- Первичное выявление трудностей в обучении и воспитании;
-Учебная деятельность;
-Учебно-коррекционные занятия;
-Дополнительные занятия;
-Игровая деятельность;
-Классные часы;
-Праздники, развлечения, досуг;
-Работа с семьей;
-Сопровождение семьи;
-Работа с воспитанниками группы риска;
-Профориентация;
-Участие в ППк
Логопед
Учитель
Дети с ОВЗ
Учитель-дефектолог
Психолог
Социальный педагог
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!