СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Специфика образовательных запросов и потребностей семей в рамках консультирования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к выступлению на заседании методического объединения учителей начальных классов.

Просмотр содержимого документа
«Специфика образовательных запросов и потребностей семей в рамках консультирования»

Специфика образовательных запросов  и потребностей семей в рамках консультирования

Специфика образовательных запросов и потребностей семей в рамках консультирования

Основные понятия (категории) и их  содержательная характеристика образование, образовательная среда, образовательные потребности, образовательный запрос, дети с ОВЗ

Основные понятия (категории) и их содержательная характеристика

  • образование,
  • образовательная среда,
  • образовательные потребности,
  • образовательный запрос,
  • дети с ОВЗ
Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов

Образование

– единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья  - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья

- физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий

Д ети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с нарушениями слуха; с нарушениями зрения; с нарушениями интеллекта; с нарушениями речи; с задержкой психического развития (ЗПР); с нарушениями опорно-двигательного аппарата; с аутистическими расстройствами.

Д ети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

  • с нарушениями слуха;
  • с нарушениями зрения;
  • с нарушениями интеллекта;
  • с нарушениями речи;
  • с задержкой психического развития (ЗПР);
  • с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • с аутистическими расстройствами.
Особые образовательные потребности потребности в организации специального педагогического процесса, позволяющего преодолевать имеющиеся ограничения возможностей.

Особые образовательные потребности

  • потребности в организации специального педагогического процесса, позволяющего преодолевать имеющиеся ограничения возможностей.
Под специальными условиями для обучающихся с ОВЗ понимаются не только условия обучения, воспитания, но и условия, способствующие развитию таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

Под специальными условиями для обучающихся с ОВЗ

понимаются не только условия обучения, воспитания, но и условия, способствующие развитию таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

Образовательная среда:   А) это совокупность образовательного процесса, особенностей его организации, а также его обеспечения; Б) это системно образованное пространство, в котором реализуется взаимодействие участников образовательного процесса; В) это психолого-педагогическая реальность, сочетание намеренно созданных педагогических условий и обстоятельств, направленных на формирование и развитие личности обучающихся (воспитанников).

Образовательная среда:

А) это совокупность образовательного процесса, особенностей его организации, а также его обеспечения;

Б) это системно образованное пространство, в котором реализуется взаимодействие участников образовательного процесса;

В) это психолого-педагогическая реальность, сочетание намеренно созданных педагогических условий и обстоятельств, направленных на формирование и развитие личности обучающихся (воспитанников).

Образовательные потребности :   А) масштаб, характер и степень заинтересованности в образовательных услугах со стороны общества в целом и потребности в познании отдельного человека; Б) потребности в условиях, которые необходимы для оптимальной реализации актуальных и потенциальных возможностей ребенка (когнитивных, энергетических и эмоционально-волевых, включая мотивационные); В) потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации возможностей, которые может проявить ребенок с особенностями развития в процессе обучения и которые выступают в качестве ожидаемых результатов со стороны родителей в процессе обучения.

Образовательные потребности :

А) масштаб, характер и степень заинтересованности в образовательных услугах со стороны общества в целом и потребности в познании отдельного человека;

Б) потребности в условиях, которые необходимы для оптимальной реализации актуальных и потенциальных возможностей ребенка (когнитивных, энергетических и эмоционально-волевых, включая мотивационные);

В) потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации возможностей, которые может проявить ребенок с особенностями развития в процессе обучения и которые выступают в качестве ожидаемых результатов со стороны родителей в процессе обучения.

Категории семей, наиболее нуждающиеся в информировании, консультативной и психолого-педагогической поддержке: 1. Семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья и/или инвалидностью (далее – семьи детей с ОВЗ). 2. Родители детей раннего и дошкольного возраста, которые по тем или иным причинам не имеют возможности посещать дошкольные образовательные организации (детские сады полного дня/группы кратковременного пребывания/центры игровой поддержки ребенка/лекотеки и т.д.). 3. Родители, которые приняли решение о реализации права на семейную форму образования детей. 4. Семьи, принявшие детей на воспитание – в разных формах семейного устройства: оформление приемного родительства, опека, усыновление.  5. Родители, дети которых в силу разных причин и обстоятельств проявляют признаки девиантного поведения. 6. Обращения, связанные с конфликтными ситуациями: как в семье ребенка (подростка), так и в образовательных организациях.

Категории семей, наиболее нуждающиеся в информировании, консультативной и психолого-педагогической поддержке:

1. Семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья и/или инвалидностью (далее – семьи детей с ОВЗ).

2. Родители детей раннего и дошкольного возраста, которые по тем или иным причинам не имеют возможности посещать дошкольные образовательные организации (детские сады полного дня/группы кратковременного пребывания/центры игровой поддержки ребенка/лекотеки и т.д.).

3. Родители, которые приняли решение о реализации права на семейную форму образования детей.

4. Семьи, принявшие детей на воспитание – в разных формах семейного устройства: оформление приемного родительства, опека, усыновление.

5. Родители, дети которых в силу разных причин и обстоятельств проявляют признаки девиантного поведения.

6. Обращения, связанные с конфликтными ситуациями: как в семье ребенка (подростка), так и в образовательных организациях.

Для семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и/или инвалидностью (далее – семьи детей с ОВЗ) специфика образовательных запросов и потребностей в рамках консультирования, определяется следующими проблемными вопросами:

1. повышение педагогической грамотности родителей, воспитывающих детей с ОВЗ в вопросах понимания особенностей развития таких детей;

2. в вопросах семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и адаптации всех членов семьи к особым потребностям и нуждам ребенка;

3. алгоритм и условия зачисления ребенка в образовательную организацию и особенности адаптационного процесса ребенка разного возраста в условиях образования;

4. возможности образовательной организации в обеспечении особых образовательных условий для ребенка с ОВЗ с целью удовлетворения его особых образовательных условий: а именно наиболее частыми являются обращения родителей по вопросам:

--- Применяются ли и как специальные образовательные программы и методы обучения и воспитания;

--- Имеется ли в образовательной организации учебно-методическое оснащение (специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы);

--- Будут ли предоставлены специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования);

--- Предоставление услуг ассистента (помощника) и проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;

--- Возможность сочетания получения образовательных услуг на дому и в образовательной организации;

--- Возможность продолжить обучение, получить профессию, иметь социальные гарантии.

У родителей детей раннего и дошкольного возраста, которые не имеют возможности посещать дошкольные образовательные организации специфика образовательных запросов и потребностей в рамках консультирования, определяется следующими проблемными вопросами: - где и каким образом найти ресурсы для обеспечения ребенку возможностей полноценного развития, какие учреждения дополнительного образования могут помочь в этом вопросе? - как получить помощь и регулярные консультации узких специалистов (логопеда, детского психолога, сурдопедагога или тифлопедагога, реабилитолога, специалиста по лечебной физической культуре)? - как обеспечить партнерское взаимодействие специалистов по отношению к семье и как выстроить единый план (программу) по развитию ребенка? - какие материально-предметные характеристики игровой развивающей среды (игрушки, пособия, детские книги) необходимы семье? - какие этапы развития и с каким предполагаемым результатом должен пройти ребенок? - каким образом организовать содержательную подготовку к обучению в школе в условиях семьи?

У родителей детей раннего и дошкольного возраста, которые не имеют возможности посещать дошкольные образовательные организации специфика образовательных запросов и потребностей в рамках консультирования, определяется следующими проблемными вопросами:

- где и каким образом найти ресурсы для обеспечения ребенку возможностей полноценного развития, какие учреждения дополнительного образования могут помочь в этом вопросе?

- как получить помощь и регулярные консультации узких специалистов (логопеда, детского психолога, сурдопедагога или тифлопедагога, реабилитолога, специалиста по лечебной физической культуре)?

- как обеспечить партнерское взаимодействие специалистов по отношению к семье и как выстроить единый план (программу) по развитию ребенка?

- какие материально-предметные характеристики игровой развивающей среды (игрушки, пособия, детские книги) необходимы семье?

- какие этапы развития и с каким предполагаемым результатом должен пройти ребенок?

- каким образом организовать содержательную подготовку к обучению в школе в условиях семьи?

У семей и родителей, ставших приемными (опекунами или усыновителями), образовательные запросы и потребности в рамках консультирования, определяется следующими проблемными вопросами:

- выявление четкой последовательности шагов по оформлению семейного устройства (подбор документов, продолжительность их действия), конструктивная коммуникация и пути сотрудничества с органами опеки и попечительства, возможные «подводные камни»: сложности, препятствия формального и содержательного характера, как на них реагировать? (Например, как подготовиться к проверке жилищных условий? Можно ли будет оперативно познакомиться с составленным по этому поводу актом и отреагировать в случае замечаний или несправедливых записей?)

- что такое «Школа приемных родителей», какова специфика занятий в ней?

- как выбрать форму семейного устройства (усыновление, опекунство, приемная семья (возмездная опека), временная опека?

- можно будет ее изменить впоследствии?

- каков уровень контроля со стороны государственных органов при семейном устройстве ребенка?

- на какую помощь от государства в организации обучения, лечения, отдыха ребенка можно рассчитывать в рамках каждой из форм?

- существует ли «тайна усыновления»?

- стоит ли с психолого-педагогической точки зрения обсуждать с ребенком и лицами, имеющими отношение к его обучению, воспитанию, лечению (педагоги, психологи, врачи и др.) этот вопрос?

- как реагировать (или взаимодействовать) с биологическими родителями?

- как обеспечить психологический комфорт и безопасность семьи и ребенка?

- каковы специфические особенности приемных детей?

Специфика образовательных запросов и потребностей в рамках консультирования родителей, дети которых в силу разных причин и обстоятельств проявляют признаки девиантного поведения:

- юридическая ответственность (каковы формальные границы ответственности и реальные последствия для ребенка и семьи произошедшего проступка);

- медицинская (как организовать комплексное обследование, чтобы исключить или подтвердить психофизиологические причины неадекватного поведения – патопсихологического отклонения в психике, и начать, в том числе, медикаментозную поддержку и коррекцию состояния ребенка);

- психолого-педагогический анализ случая, мониторинг семейной и школьной среды, с целью выявить причины и «внутренний» план, обоснование для ребенка поведенческих реакций, интерпретированных в качестве девиантного поведения;

- какие государственные и общественные организации привлекаются к участию в случаях девиантного поведения подростков, их цели и задачи;

- в каких случаях органы правосудия принимают решение об изоляции подростков от общества, которая претворяется в жизнь посредством содержания их в воспитательных колониях для несовершеннолетних?

Обращения, связанные с конфликтными ситуациями определяются следующей спецификой образовательных запросов и потребностей в рамках консультирования родителей:

- помощь в прояснении «внешнего и внутреннего планов» конфликта;

- выявлении базового запроса семьи, формулирование предпочитаемого для родителя результата – решения конфликта, проверка этого решения на принципиальную достижимость;

- адекватность решения конфликта с точки зрения перспектив временных затрат, привлеченных внешних и внутренних ресурсов;

- помощь консультанта родителю в переводе выявленной проблемы в задачу в виде последовательности ряда шагов, анализ материалов и формулирование специфики той сферы, к которой относится основное содержания конфликта (ситуация неконструктивной коммуникации и взаимодействия с конкретным членом семьи, педагогом или администрацией образовательной организации; внутрисемейные противоречия, которые отражаются на обеспечении прав ребенка; отказ организации в предоставлении тех или иных условий, рекомендованных соответствующими институциями в качестве удовлетворения особых образовательных потребностей обучающегося и т.д.);

- составление основного и запасного плана (вариантов) разрешения конфликта, подбор необходимых документов и нормативно-правовых разъяснений;

- консультирование с целью создания положительного опыта семьи по решению конфликтных ситуаций разного характера и создание приемлемых для родителей социально адекватных способов поведения, привлечения ресурсов, т.е. развитие родительской компетентности.

Специфика образовательных запросов и потребностей в рамках консультирования родителей, которые приняли решение о реализации права на семейную форму образования детей, определяется следующими проблемными вопросами: - как оформить о организовать семейное образование? - каков общий план («алгоритм») подготовки соответствующих документов? - нужны ли «объективные причины» и обоснования для заявления о принятом решении? - с какими органами власти целесообразно вступать в коммуникацию семье по данной проблематике? - где найти регулярную консультационную помощь, психолого-педагогическую поддержку?

Специфика образовательных запросов и потребностей в рамках консультирования родителей, которые приняли решение о реализации права на семейную форму образования детей, определяется следующими проблемными вопросами:

- как оформить о организовать семейное образование?

- каков общий план («алгоритм») подготовки соответствующих документов?

- нужны ли «объективные причины» и обоснования для заявления о принятом решении?

- с какими органами власти целесообразно вступать в коммуникацию семье по данной проблематике?

- где найти регулярную консультационную помощь, психолого-педагогическую поддержку?

Концепция структуры дефекта  (Л.С. Выготский)

Концепция структуры дефекта (Л.С. Выготский)

Общие потребности для всех детей с ОВЗ раннее начало специального обучения; введение в программу специальных разделов; использование специальных методов, приемов и средств обучения; индивидуализация обучения; обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды; максимальное расширение образовательного пространства за пределы образовательного учреждения.

Общие потребности для всех детей с ОВЗ

  • раннее начало специального обучения;
  • введение в программу специальных разделов;
  • использование специальных методов, приемов и средств обучения;
  • индивидуализация обучения;
  • обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды;
  • максимальное расширение образовательного пространства за пределы образовательного учреждения.
Дети с нарушениями слуха

Дети с нарушениями слуха

Дети с нарушениями зрения

Дети с нарушениями зрения

Дети с нарушениями интеллекта

Дети с нарушениями интеллекта

Дети с ЗПР

Дети с ЗПР

Дети с нарушениями речи

Дети с нарушениями речи

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Дети с аутистическими расстройствами

Дети с аутистическими расстройствами

Мультидисциплинарная служба социально-психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ Диагностика;  - Исправление дефектов речи, внимания; Развитие связанной речи;  Индивидуально- коррекционные занятия; Работа с семьей; Участие в ППк - Первичное выявление трудностей в обучении и воспитании;  -Учебная деятельность; -Учебно-коррекционные занятия; -Дополнительные занятия;  -Игровая деятельность;  -Классные часы;  -Праздники, развлечения, досуг;  -Работа с семьей;  -Сопровождение семьи;  -Работа с воспитанниками группы риска;  -Профориентация;  -Участие в ППк Логопед Учитель Дети с ОВЗ Учитель-дефектолог Психолог Социальный педагог

Мультидисциплинарная служба социально-психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ

Диагностика;

- Исправление дефектов речи, внимания;

  • Развитие связанной речи;
  • Индивидуально- коррекционные занятия;
  • Работа с семьей;
  • Участие в ППк

- Первичное выявление трудностей в обучении и воспитании;

-Учебная деятельность;

-Учебно-коррекционные занятия;

-Дополнительные занятия;

-Игровая деятельность;

-Классные часы;

-Праздники, развлечения, досуг;

-Работа с семьей;

-Сопровождение семьи;

-Работа с воспитанниками группы риска;

-Профориентация;

-Участие в ППк

Логопед

Учитель

Дети с ОВЗ

Учитель-дефектолог

Психолог

Социальный педагог

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!