СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Специфика педагогических нововведений. В чем она проявляется при обучении литературе.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Специфика педагогических нововведений. В чем она проявляется при обучении литературе.»

Педагогическая инноватика как одно из самостоятельных направлений педагогической науки стала интенсивно развиваться в последнее десятилетие XX века.

Это обусловлено рядом факторов:

1. Сменой монизма и догматизма в общественном развитии на плюрализм, отказом от абсолютизации марксистских истин, признанием необходимости диалога с представителями других мировоззрений.

2. Неудовлетворительным состоянием системы народного образования, которое привело к сменяющим друг друга школьным реформам, которые не принесли ощутимых результатов.

3. Отрывом педагогической науки от практики, неэффективностью деятельности по внедрению научных достижений в практику школы.

4. Пробуждением инициативы и творчества учителей. Правом и обязанностью творить, искать, обновлять содержание и методику, вести опытно-экспериментальную работу. Закреплением этого права в официальных документах.

5. Воссозданием и рождением новых типов учебных заведений: гимназий, колледжей, лицеев, педагогических университетов и др. Актуализацией педагогических идей гуманизации и гуманитаризации образования, демократизации жизни и управления учебных заведений.

6. Появлением новых мощных информационных средств обучения: ЭВМ, спутникового телевидения, видеомагнитофонов и др.

7. Получением инноватикой самостоятельного статуса среди других наук.

Педагогическая инноватика как особая отрасль педагогического знания исследует механизмы и условия перевода педагогических систем из состояния функционирования в состояние развития. Она с единых позиций решает проблемы педагогической неологии (создание педагогических новшеств), педагогической аксиологии (восприятие, оценка и интерпретация нового в педагогике), педагогической праксиологии (применение педагогических новшеств), инновационного менеджмента (управление инновационным процессом) и др. Педагогические инновации в самой широкой интерпретации затрагивают всю систему образования и ее отдельные компоненты. Образование является в преобладающей степени искусственным, проектируемым и конструируемым объектом. Нормативная сфера образования, его технологический уровень включает следующие основные компоненты: проект образовательного курса (учебный план, программа, общие рекомендации организации образования); описание образовательного курса или педагогические описания (нормативные описания идеальных и материальных средств образования); образовательный курс как совокупность педагогических предписаний. Эти три компонента и выступают объектами инновационных преобразований. При этом все возможные педагогические нововведения предполагают их радикальную смену и (или) усовершенствование, модификацию, так как конечным проектом образования является курс, состоящий из педагогических предписаний.

Специфика педагогического нововведения определяется совокупностью факторов. В первую очередь тем, что образование является искусственной, социотехнической или социальной системой. Социотехническая система характеризуется наличием в ней людей и коллективов, интересы которых существенно связаны с ее функционированием. В результате участия людей доминирующие связи в таких системах принадлежат не природе, а культуре, и смысл любой ситуации определяется отношением к ней субъекта. В социотехнических системах субъективное преобладает над объективным, эвристическое над формальным. Эти системы изменяются с течением времени как сами по себе, так и в результате воздействия на них.

Наличие гуманитарной составляющей в педагогических нововведениях предполагает их жесткие границы. Любое педагогическое нововведение необходимо рассматривать в контексте сохранения здоровья ребенка и учителя с учетом отдаленных последствий.

При обучении литературе специфика педагогических нововведений проявляется в том, что она позволяет повысить ценность не только результатов, но и процесса образовательной деятельности за счет использования таких приемов, которые не совсем могут подойти на других предметах (ассоциативный ряд; опорный конспект; ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления) ; мозговая атака; групповая дискуссия; чтение с остановками и Вопросы Блума; кластеры; синквейн; «Продвинутая лекция»; эссе; ключевые термины; перепутанные логические цепочки; медиапроекты; дидактическая игра; лингвистические карты; лингвистическая аллюзия (намек) ; исследование текста; работа с тестами; нетрадиционные формы домашнего задания.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!