СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Специфика проявления агрессивности для детей на разных стадиях возрастного развития

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Специфика проявления агрессивности для детей на разных стадиях возрастного развития»

Государственное образовательное учреждение «Углегорская специальная школа-интернат №6» МОН ДНР













Доклад

на спецсеминар по психологии

на тему:

«Специфика проявления агрессивности детей на разных стадиях возрастного развития»





Првела:Белан Л.В.













2019-2020 уч.год

  1. Актуальность проблемы

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов, но и для общества в целом. Актуальность темы несомненна, поскольку число детей с таким поведением с каждым годом все более и более нарастает и проявляется. При этом от него страдает в первую очередь само подрастающее поколение.

Учителя в школе отмечают, что агрессивных детей с каждым годом становится все больше, с ними трудно работать, и, зачастую, учителя просто не знают, как справиться с их поведением. Взрослые не любят агрессивного поведения детей. Подобные дети их раздражают, и разговор о них, как правило, ведется в осуждающих терминах: « грубиян», «нахал», «хулиган»- такие ярлыки достаются всем агрессивным детям без исключения, причем не только в школе, но и дома.

Агрессивное поведение - явление сложное. Причин обусловливающих его, множество. В обществе бытует мнение, что в первую очередь дети попадают под отрицательное влияние сверстников, но практика доказала, что самое большое влияние оказывают именно взрослые, которые окружают детей. Следовательно, профилактическую работу необходимо начинать с взрослых людей.

Так как в настоящее время педагоги очень часто сталкиваются с агрессией и конфликтными ситуациями в образовательном учреждении, то начинать профилактическую работу в данном направлении, было решено с психолого-педагогической поддержки педагогов и классных руководителей.Для этого был разработан и проведён психолого-педагогический семинар «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков».

Цель семинара: обобщение психологических знаний природы детской агрессивности и обучение педагогов практическому использованию приемов коррекции агрессивного поведения, формирование навыков работы с агрессивными детьми.


Ход семинара.

Информационный материал для выступления

2. Что такое агрессия

Агре́ссия (лат. aggressio - нападение) — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт. Цель агрессии – причинение вреда окружающим (людям, животным, имуществу)

Необходимо разграничивать понятия «агрессия» и «агрессивность». Агрессия - это поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба.

  • Агрессивность - относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а так же в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. Существуют различные точки зрения по вопросу природы агрессивности: агрессивность – врожденное, инстинктивное свойство человека;

  • агрессивность – поведенческая реакция на фрустрацию;

  • агрессивность – характеристика поведения, формирующаяся в результате научения.

В силу своей устойчивости и вхождения в структуру личности, агрессивность способна предопределять общую тенденцию поведения.

Виды агрессивного поведения

  • физическая агрессия – физические унижения,

  • косвенная агрессия (сплетни, топанье ногами, хлопанье дверьми),

  • вербальная агрессия (крики, вопли, ссоры, угрозы, проклятья),

  • негативизм, обида, подозрительность.




3. Специфика проявления агрессивности детей на разных стадиях возрастного развития

Агрессивность и жестокость как свойства личности формируются преимущественно в детском и подростковом возрасте. Первоначально они возникают как конкретно-ситуативные явления, источником которых являются внешние обстоятельства. Агрессивные действия детей еще не определяются внутренней логикой их характера, а обусловлены сиюминутными побуждениями без учета и понимания их нравственного значения. Однако в результате неоднократного повторения такого поведения при отсутствии должной его оценки и корректирующих воздействий, эти явления постепенно приобретают устойчивый характер, отрываются от ситуации, в которой первоначально возникли, превращаются в черту личности.

Особенно повышенная агрессивность проявляется в начальном звене: в силу возрастных особенностей дети еще не умеют в полной мере контролировать свои эмоциональные проявления, управлять своими поведенческими реакциями и, при этом, характеризуются несформированностью элементарных навыков общения, налаживания коммуникаций. В начальном звене агрессия проявляется как в вербальной, так и в физической форме. Учащиеся 2 – 4, а в отельных случаях и 5 классов не умеют договариваться в спорных вопросах, уступать другим ребятам в игре, решать возникающие конфликты неагрессивным способом. Школьники данной категории, в основном, общаются посредством грубых слов, выражений и кличек, не используют во взаимодействии с окружающими элементарные вежливые слова, часто прибегают к физическим формам воздействия на обидчика – могут толкнуть, ударить, укусить и т.п.

Первое место, с учетом учебной деятельности младшего школьника, занимает отметка. Для детей младшего возраста становится главным. Младшему школьнику трудно увидеть разницу степени подготовки и интерпретации материала собственного и его одноклассников. У ребенка возникает чувство несправедливости учителя по отношению к нему, еще хуже, когда и родители настроены против учащегося. Эмоции захлестывают и ребенок «встает на тропу войны», его поведение меняется в худшую сторону. Он сердится, гневается и, наконец, выплескивает свою агрессию на окружающих, еще хуже, если ребенок все наболевшее носит в себе.

Вторая, не менее важная, проблема – критика. Дети младшего школьного возраста очень чувствительны к критике, какой бы безобидной она не казалась.

Третьей проблемой - невнимание родителей огорчает детей, затем вызывает чувство вины и страха, которые трансформируются в агрессию.

 

 Четвертая проблема – это взаимоотношение учащихся с друзьями или другими одноклассниками.

Существует много причин агрессивного поведения детей младшего школьного возраста, поэтому родителям и учителям следует уделять особое внимание данному возрасту. Ведь те проблемы, которые остались у ребенка с детства переходят в юность, а после и во взрослую жизнь.

Агрессия в подростковом возрасте (13-16 лет) проявляется, прежде всего в агрессивном поведении в школе, на улице, дома в отношении рядом находящихся людей. Это могут быть как физически агрессивное поведение, так и вербальное выражение агрессивности (грубые слова), в меньшей степени агрессия выражена в отношении к неодушевленным предметам, но всё же, если присмотреться она существует, и самая скрытая форма агрессии – аутоагрессия – это агрессия против себя, самая опасная из подростковых агрессий, именно из-за нее в будущем возникает огромное количество психологических проблем.




Заключение

Работа педагога и родителей по изменению агрессивного поведения детей и подростков должна быть комплексной, последовательной, посильной и постепенно усложняющейся, это позволит снизить имеющийся у детей уровень агрессии.

Агрессивное поведение не является неизбежным, его можно избежать или уменьшить частоту его проявления.

Взаимодействие со взрослым, готовым понять и принять его, дает агрессивному ребенку бесценный опыт (возможно, первый в его жизни), что взрослые бывают разные, а мир не только плох, что может положительно сказаться на базовом доверии ребенка к людям и миру в целом.

Предлагаемый материал и его обсуждение позволит участникам семинараактуализировать теоретические знания по этой теме, и получить практические навыки по использованию приемов коррекции агрессивного поведения, формированию навыков работы с агрессивными детьми.

Список литературы

  • Андросова, Ю. Вирус сквернословия / Ю. Андросова // Школьный психолог. − 2008. − № 20.



  • Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб, Речь 2007.

  • Новикова Л.М. Самойлова И.В. Настольная книга школьного психолога. 1-4 классы. М. Эксмо, 2008.

  • Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. – Ростов н/Д., 2003

  • Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. – М., 2003




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!