СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Специфика проведения физкультминуток во время самоподготовки в группе продленного дня

Нажмите, чтобы узнать подробности

описаны особенности проведения физкультурных пауз при самоподготовке в гпд

Просмотр содержимого документа
«Специфика проведения физкультминуток во время самоподготовки в группе продленного дня»

Специфика проведения физкультминуток во время самоподготовки в группе продленного дня

Самым сложным направлением деятельности воспитателя является организация самоподготовки. Самоподготовка – ежедневное учебное занятие учащихся в группе продленного дня, предусматривающее выполнение заданий учителей.

Воспитатель организует работу детей во время самоподготовки, следит за дисциплиной, воспитывает привычку самостоятельно учиться, берет под свою опеку школьников, отстающих в учебе. Воспитатель не учитель, он не ведет объяснений предмета, не инструктирует, как нужно выполнять задания, он лишь помогает ученикам выполнять задания учителя.

В группе продленного дня рекомендуется устанавливать следующий порядок выполнения заданий:

• начинать с самого сложного задания;

• чередовать виды деятельности;

• заканчивать более легкими заданиями.

И естественно дети устают как физически, так и морально, поэтому просто необходимо проведение физкультминуток во время самоподготовки. Причем упражнения должны носить комплексный характер как для мышц, так и для глаз и для конечностей.

Первые признаки утомления во время самоподготовки в группе продлённого дня служат сигналом к выполнению физкультминуток. Внешними проявлениями утомления является то, что дети начинают чаще отвлекаться, теряют интерес и внимание, ослабевает память, нарушается почерк, снижается работоспособность. Физкультминутки могут быть использованы всеми учителями, особенно в младших классах. Они положительно влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровообращение внутренних органов, улучшают работоспособность нервной системы. Длительность физкультурных минуток обычно составляет 1-5 минут и включает комплекс из трех-четырех правильно подобранных упражнений, повторяемых 4-6 раз. За такое короткое время удается снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей.

Требования к проведению физкультминуток:

  1. Комплексы подбираются в зависимости от вида занятия, его содержания, должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес детей к ним, а, следовательно, их результативность;

  2. Физкультминутка проводится на начальном этапе утомления, положительном эмоциональном фоне, так как более позднее их проведение не даст желаемого результата;

  3. Предпочтение нужно отдавать упражнения для утомлённых групп мышц;

  4. Для каждого класса необходимо выработать 2-3 условных вербально-поведенческих знака («якоря» в терминологии нейролингвистического программирования), позволяющих быстрее и эффективнее переключать школьников в другой режим деятельности.

Виды физкультминуток:

Упражнения для снятия общего или локального утомления;

Упражнение для кистей рук;

Гимнастика для глаз;

Гимнастика для улучшения слуха;

Упражнения для профилактики плоскостопия;

Упражнения, корректирующие осанку;

Дыхательная гимнастика

При проведении физкультминуток возможны следующие ошибки:

  1. Подбор упражнений без учета вида деятельности на данном уроке;

  2. Увеличение или уменьшение продолжительности упражнений (не учитывается степень утомления детей);

  3. Выполнение движений с недостаточной амплитудой движения.


Введение в структуру самоподготовки физкультминуток, сочетающих различные упражнения, является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранение здоровья детей. Не следует, однако, пренебрегать проведением утренней гимнастики до занятий и организацией подвижных перемен, организацией игр на свежем воздухе и проведением уроков здоровья, конкурсов и викторин по гигиеническому обучению и воспитанию. И хотя традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, не менее важная задача – сохранить при этом здоровье детей. Принцип «Не навреди!» должен стать принципом не только деятельности врачей, но и педагогов.

Комплексы упражнений

Комплекс № 1

Этот блиц-массаж поможет освободиться от накопившейся усталости всего за 60 секунд.

Быстро потрите пальцами ладонь другой руки – 5 сек.

Быстро потрите разогретыми пальцами щеки вверх-вниз – 5 сек.

Часто постучите пальцами по макушке — 5 сек.

Сожмите руку в расслабленный кулак, энергично поглаживайте внутреннюю и внешнюю сторону предплечья — 3 раза.

Нащупайте пульс на сонной артерии, осторожно нажмите на нее, сосчитайте до пяти. Отпустите. Глубоко подышите. Снова нажмите на артерию. То же проделайте на другой стороне шеи.

Большим пальцем руки нащупайте впадину у основания черепа — место соединения головы с шеей. Нажмите, сосчитав до трех. Отпустите. Повторите три раза

Сожмите кончик большого пальца, затем подушечку большого пальца. Если заметите болезненную точку, разотрите ее до исчезновения боли.

Плотно захватите большим и указательным пальцами руки ахиллово сухожилие, сдавите его, отпустите. Повторите по три раза на каждой ноге.

Быстро потрите верх ступни рукой или, что более удобно, пяткой другой ноги.

Если по телу разлилось приятное тепло — цель достигнута. Всего за 60 секунд вы активизировали основные системы организма.

Комплекс № 2

1. Растереть ладонь о ладонь до появления тепла. Помассировать пальцы. Согретыми ладонями растереть ушные раковины. Затем пальцами тщательно их помассировать миллиметр за миллиметром. После этого указательные пальцы вставить в ушные отверстия и повибрировать ими, как бы освобождая их от воды.

2. «Написать» или «нарисовать» в воздухе носом и подбородком слова, предметы, фигуры животных и т. д. При выполнении упражнения двигать плавно шеей, без рывков и излишнего напряжения. Туловище держать неподвижно, спину прямо.

3. Сидя или стоя, руки опущены. Завести руки за спину, соединить их ладонями вместе. Затем, вывернув сложенные руки пальцами вверх, расположить кисти как можно выше, так, чтобы мизинцы по всей длине касались позвоночника. Удерживать позу 20-30 секунд. Затем медленно вернуться в исходное положение.

Комплекс № 3

1. Стоя или сидя, правую руку поднять вверх, левую опустить вниз. Сгибая обе руки за спиной, сцепить пальцы. Локоть, поднятый вверх, прижимать к голове, удерживать положение. Затем поменять руки.

2. Положить правую руку на голову, левую — на грудь. Правой рукой поглаживать голову круговыми движениями, левой поглаживать по груди.

Комплекс № 4

Обычный комплекс утренней гимнастики.

1. Движения головой:

• вверх-вниз — на 8 счетов;

• в стороны — на 8 счетов;

• круговые вращения влево-вправо — 2 раза на 4 счета каждое.

2. Движения плечами:

• одновременное пожимание обоими плечами — на 8 счетов;

• пожимание каждым плечом отдельно — на 8 счетов;

• круговое вращение назад-вперед — каждым по 2 раза на 4 счета.

3. Движения руками:

• резкое поднимание и опускание — на 8 счетов;

• попеременное скрещивание перед грудью (ножницы) — на 8 счетов;

• круговые вращения назад — на 8 счетов;

• круговые вращения вперед — на 8 счетов.

4. Упражнения для талии:

• движения из стороны в сторону — на 8 счетов;

• наклоны влево — на 8 счетов;

• наклоны вправо — на 8 счетов.

5. Упражнения для ступней и лодыжек:

• подъемы на носках — на 8 счетов;

• круговые движения левой ступней — на 8 счетов;

• подъемы на носках — на 8 счетов;

• круговые движения правой ступней — на 8 счетов.

6. Танцевальные шаги:

• шаг вправо — левую ногу приставить, шаг влево — правую ногу приставить — по 2 раза;

• шаг вперед — подскок (ноги вместе) — хлопок руками;

• шаг назад — подскок — хлопок руками;

• шаг вперед — подскок — хлопок руками;

Повторить 2 раза.

7. Растягивание тела, позвоночника:

• потянуться вверх — на 8 счетов;

• потянуться вперед — на 8 счетов;

• дотронуться до пола — на 8 счетов;

• потянитесь вверх — на 8 счетов.

Комплекс № 5

1. Сложите ладони перед грудью пальцами вверх, задержите дыхание, сдавите изо всех сил основания ладоней, так, чтобы задрожали руки — напряжены мышцы плеч и груди. Теперь втяните живот и потянитесь вверх (как будто бы вы, опираясь о руки, выглядываете из окна). Повторить 3 раза.

2. Сложите руки в замок, обхватите ими затылок, направьте локти вперед. Потяните голову к локтям. Не сопротивляйтесь, растягивайте шейный отдел позвоночника. Выполняйте упражнение 10-15 сек.

3. Ладонями хорошенько разотрите уши — вначале мочки, а потом целиком: вверх-вниз, вперед-назад, при этом поцокайте языком. Выполняйте упражнение 10-15 сек.

Гимнастика для глаз

1.Плотно закрыть и широко открыть глаза. Повторить 5-6 раз с интервалом в 30 с.

2.Посмотреть вверх, вниз, влево, вправо, не поворачивая головы.

3.Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону.

4.Сесть, крепко зажмурить глаза на 3-5 с, а затем открыть их на 3-5 с. Повторить 6-8 раз.

5.Встать, смотреть прямо перед собой 2-3 с. Затем поставить палец руки на расстояние 25-30 см от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него 3-5 с. Опустите руку. Повторить 10-12 раз.

6.Сесть, закрыть глаза и массировать каждое веко круговыми движениями пальца в течении 1 мин.

7.ИП – сидя, голова неподвижно. Медленно перевести взгляд с пола на потолок и обратно, затем – справа налево и обратно. Повторить 10-12 раз.

8.Круговые движения глазами в одном и противоположном направлениях. Повторить 4-6 раз.


Литература

1.Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. – М.: Вако, 2004.

2.Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. – М.: Вако, 2004.

3.Ковалько В.И. Школа физкультминуток. – М.: Вако, 2005.

4.Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма. – М., 1986.

5.Методические рекомендации по разделу «Воспитание. Здоровый образ жизни» курса « Педагогика» / Сост. В.П.Щербина. – Гродно:, 2001.

8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!