СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Специфика работы тьютора по развитию слухового восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением слуха.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассмотрены методические аспекты в работе тьютора по развитию слухового восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением слуха. Даны методические рекомендации по организации коррекционно-педагогической работы с данной категорией детей.

Просмотр содержимого документа
«Специфика работы тьютора по развитию слухового восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением слуха.»

Специфика работы тьютора по развитию слухового восприятия

у детей дошкольного возраста с нарушением слуха


Баранова Галина Анатольевна,

кандидат педагогических наук, доцент,

ГОУ ДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной

переподготовки работников образования Тульской области»,

кандидат педагогических наук, доцент, г. Тула


Аннотация. В статье рассмотрены методические аспекты в работе тьютора по развитию слухового восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением слуха. Даны методические рекомендации по организации коррекционно-педагогической работы с данной категорией детей.

Ключевые слова: дети с нарушением слуха, тьютор, тьюторское сопровождение, коррекционно-педагогическая работа, слуховое восприятие, игровая деятельность, сюжетно-ролевые, дидактические игры.


Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют к себе особого подхода, который включает в себя как создание толерантной среды в детском коллективе, так и использование особых коррекционно-методических подходов в работе. Обеспечение успешности обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья строится, прежде всего, на создании благоприятных, комфортных условий в образовательной среде школы или дошкольного учреждения и развитии у ребенка большей самостоятельности в учебной деятельности. Комфортные условия – это такие условия, при соблюдении которых ребенок с особенностями развития сможет осваивать адаптированную для него учебную программу в удобном темпе и в соответствующем объеме.

Важнейшим показателем развития ребенка дошкольника является уровень овладения им различными видами деятельности, которые, с одной стороны, служат источником и движущей силой развития ребенка, а с другой – именно в них наиболее ярко проявляется все его достижения.

Дошкольный возраст – это возраст, который характеризуется, прежде всего, развитием игры. В последние годы были определены особенности игр глухих детей, возможности и закономерности развития этих игр, их роль в формировании личности глухого ребенка. Так, например, было установлено, что глухого ребенка надо специально учить умению играть. Необходимо также руководить его играми. При отсутствии такого руководства задерживается развитие игры, что в свою очередь отрицательно сказывается на формировании личности ребенка. Основной мотив для развития игры старших дошкольников – ролевое общение в ходе согласованной деятельности друг с другом. В ходе игры создаются особо благоприятные условия для общения детей (распределение ролей, обсуждение и планирование игровых действий, обозначение условных предметов, ведение бесед по ходу игры), для формирования механизмов обобщающей и регулирующей функции слова.

Среди многообразия игр, которые используются в работе с детьми, различают сюжетно-ролевые игры, игра-труд, дидактические и подвижные игры. Подвижные и дидактические игры имеют огромное значение для развития ребенка с нарушением слуха, но большее внимание специалистами уделяется сюжетно-ролевым играм. Это вызвано тем, что овладение глухими детьми подвижными и дидактическими играми не представляет для них особых трудностей, труднее всего обучать детей сюжетно-ролевым играм, которые, как известно, представляют наибольшую ценность для их всестороннего развития. Обучение этому виду игр предполагает расширение опыта детей, развитие воображения, выработку игровых умений, формирование игровых действий и навыков речевого общения. Эта работа очень сложна, особенно если учесть, что осуществлять ее приходится в условиях ограниченного речевого общения. Сложность руководства игрой усугубляется тем, что при обучении детей конкретным играм необходимо позаботиться и об общем развитии самих детей.

Поэтому сюжетно-ролевые игры способствуют развитию речи глухих детей, которая вначале стоит еще на самой элементарной ступени констатации – обозначение словом предметов, их качеств, действий. По мере обучения речи дети овладевают значениями слов, у них меняется отношение к слову, появляется возможность понимать его настолько, что оно начинает определять собой действия детей. Сама игра толкает детей к овладению все более сложными формами речи. Благодаря использованию в игре предметов-заменителей дети проходят первую ступень отвлечения (абстракции), в результате чего у них развивается речевое мышление. В условиях игры создаются такие ситуации, которые позволяют обогащать речевой запас детей и расширять значения слов. Играя с детьми, «педагог включает в игру новое слово, новое выражение, и благодаря игровому настроению и повторяемости новый речевой материал оживает в ребенке, становится его собственностью, ребенок начинает его употреблять спонтанно».

Сюжетно-ролевая игра – способ познания глухими детьми социальной действительности. Игра способствует развитию личности ребенка в целом, включая память, самостоятельность, воображение, творческой активности, инициативы, речи, эмоциональной сферы, мышления. Сюжетно-ролевая игра – это воспроизведение действительности (ребенок переживает в игре действительность, обдумывает свои действия, решая задачи). Сюжетно-ролевая игра имеет большое значение для развития ребенка с недостатками слухового восприятия и выполняет следующие задачи:

- Расширение знаний детей по выбранным темам, даются представления о функциональном назначении и сфере использования изучаемых объектов.

- Дети учатся отражению в играх труда взрослых людей, их взаимоотношений в процессе деятельности.

- Развитие в ходе игр словесного общения детей. Они учатся использовать ранее усвоенный словарь и развивать специфический, связанный с сюжетами игр.

- Развитие активности, самостоятельности, логического мышления, воображения, формирование познавательных интересов.

Значение сюжетно-ролевой игры для развития речевого мышления как самого важного фактора развития личности детей с недостатками слухового восприятия:

- Создаются благоприятные условия для речевого общения детей, для активизации и развития их речи.

- Игра влияет на развитие значений и функций слова.

- Игровая деятельность является мощным фактором развития речевого мышления.

- По мере того как в ходе игр развивается воображение, у ребенка формируется очень важное умение отражать в речи не только непосредственно воспринимаемые, но и представляемые предметы и явления, опираясь на их игровое изображение.

Игра является ведущей деятельностью, в процессе которой создаются наиболее благоприятные условия для развития всех сторон личности ребенка. При правильной организации игры могут стать одним из средств коррекции аномального развития глухих детей, так как в условиях игр происходит формирование как отдельных психических функций, включая речевую (и их коррекция), так и личности ребенка в целом Игра является источником различных видов творческой деятельности детей, действенным средством развития воображения, способствует развитию творческого восприятия и отображения детьми действительности.

Умение играть возникает у ребенка не спонтанно, а под воздействием обучения, которое у глухих детей не ограничивается формированием игровых действий, выработкой игровых умений и навыков. Обучение включает в себя широкое ознакомление детей с предметным миром, с различными видами деятельности взрослых людей, их отношениями. Обучение детей игровой деятельности строится с учетом ее особенностей, закономерностей ее развития, опираясь на реальные возможности детей – их способность к подражанию, развивающуюся наблюдательность, интерес ко всему новому, любознательность, активность и т.д.

Игра детей есть специфическая форма анализа воспринимаемого явления и последующего его синтеза. Тьютор руководит восприятием детей, делая его аналитическим и последовательным. Своими вопросами, указанием, оценкой поведения отдельных персонажей детской игры, замечаниями, а также в последующей беседе он уточняет роль и обязанности каждого служащего в общей работе и вызывает положительное эмоциональное отношение детей к ней. Этим обеспечивается и последующий, еще более осмысленный синтез, т.е. воспроизведение жизни людей.

Руководить игрой детей значит обеспечить отбор отражаемого содержания, его чувственный, действенный и мысленный анализ, его освоение через повторное творческое вариативное воспроизведение, в процессе которого у коллектива детей образуются необходимые системы знаний, навыков, чувств, отношений, т.е., совершается разностороннее развитие каждого из них. В то время как в системе воспитания и развития детей проблемам игры нормально развивающегося ребенка уделяется очень большое внимание, в теории и практике педагогической работы с глухими детьми эти вопросы остаются до сих пор недостаточно разработанными. Л.С. Выготским было выдвинуто положение о том, что аномальный ребенок, несмотря на все своеобразие, развивается по тем же законам, что и нормальный. В развитии детей с недостатками слухового восприятия игра должна выполнять не меньшую роль, чем в развитии их слышащих сверстников. Все это сделало необходимым и возможным включать в программу обучения и воспитания глухих детей игровую деятельность. Обучение при этом должно проводиться с учетом особенностей глухих детей, своеобразия их игровой деятельности.

Список литературы:

1. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 1995. – 376 с.

2. Бакунова И.В. Психолого-педагогическая диагностика и коррекция лиц с ограниченными возможностями  здоровья. Изд-во СКФУ, 2016. 121 с. [Электронный ресурс]. / Режим доступа: Источник: НЭБ Российская государственная библиотека (РГБ) http://xn--90ax2c.xn--p1ai/catalog/000199_000009_009486666/



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!