СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Специфика разработки комплекса заданий и упражнений по развитию эмоциональной лексики ребенка-дошкольника с общим недоразвитием речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассмотрен вопрос о специфике разработки комплекса заданий и упражнений по развитию эмоциональной лексики у ребенка-дошкольника с общим недоразвитием речи. Приведены примеры заданий и упражнений. Одной из важных задач дошкольного образования является практическое усвоение лексических средств языка. Обращение педагогов к изучению вопроса значимости эмоциональной лексики в развитии речи детей обусловлено тем, что речь – это специфическое средство, включающее смысловое и чувственное (эмоциональное) содержание. Эмоционально-выразительная функция речи человека, перестраивается, входя в ее семантическое содержание. Эмоциональность играет в развитии речи значительную роль и проявляется в различных выразительных, экспрессивных моментах: ритме, паузах, модуляциях, интонациях голоса. Выразительность речи характеризует говорящего как личность и определяет его психологическое состояние.

Просмотр содержимого документа
«Специфика разработки комплекса заданий и упражнений по развитию эмоциональной лексики ребенка-дошкольника с общим недоразвитием речи»

Специфика разработки комплекса

заданий и упражнений

по развитию эмоциональной лексики

ребенка-дошкольника

с общим недоразвитием речи


Баранова Галина Анатольевна

кандидат педагогических наук, доцент,

ГОУ ДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной

переподготовки работников образования Тульской области», г. Тула


Аннотация. В статье рассмотрен вопрос о специфике разработки комплекса заданий и упражнений по развитию эмоциональной лексики у ребенка-дошкольника с общим недоразвитием речи. Приведены примеры заданий и упражнений.

Ключевые слова: развитие речи, лексические средства языка, эмоциональная лексика, эмоциональное состояние, паралингвистические средства общения, интонационная сторона речи, средства выразительности, слова-оценки.



Одной из важных задач дошкольного образования является практическое усвоение лексических средств языка. Обращение педагогов к изучению вопроса значимости эмоциональной лексики в развитии речи детей обусловлено тем, что речь – это специфическое средство, включающее смысловое и чувственное (эмоциональное) содержание.

Эмоционально-выразительная функция речи человека, перестраивается, входя в ее семантическое содержание. Эмоциональность играет в развитии речи значительную роль и проявляется в различных выразительных, экспрессивных моментах: ритме, паузах, модуляциях, интонациях голоса. Выразительность речи характеризует говорящего как личность и определяет его психологическое состояние[1].

В исследованиях Н.В. Витта, А.А. Леонтьева, Э.Л. Носенко показано, что различные эмоциональные состояния отражаются в:

- интенсивности и частоте основного тона голоса,

- темпе артикулирования и паузации,

- лингвистических особенностях построения фраз: их структуре, выборе лексики.

Следует заметить, что запоминание различного по содержанию материала: слов, фраз, текстов зависит от эмоционального значения, а также от эмоционального состояния испытуемого. Эмоции побуждают ребенка к конкретной активности, активизируют и организуют его деятельность, влияют на когнитивную сферу. Нужно подчеркнуть, что когнитивная деятельность является одним из главных факторов, влияющих на развитие речи.

Однако до настоящего времени проблема развития эмоциональной лексики у дошкольников не решена:

- не исследованы специфические особенности развития эмоциональной лексики;

- отсутствуют методы и приемы, направленные на обогащение эмоциональной лексики.

Поэтому процесс развития эмоциональной лексики у детей дошкольного возраста будет осуществлен эффективнее в том случае, если разработать комплекс заданий и упражнений, включающий два блока: развитие эмоциональной лексики и развитие эмоционально-волевой сферы.

Данный комплекс содержит: упражнения и задания, направленные на развитие:

- паралингвистических средств общения;

- интонационной стороны речи;

- эмоциональной лексики, состоящей из слов, называющей чувства, переживаемые говорящим или другим лицом;

- эмоциональной лексики, состоящей из слов-оценок, квалифицирующих вещь, предмет, явление лексически с положительной или отрицательной стороны;

- эмоциональной лексики, состоящей из слов, передающих эмоциональное отношение путем морфологических преобразований[2].

Рассмотрим данные упражнения и задания подробнее:

1. Развитие паралингвистических средств общения.

Поставленная цель осуществляется в процессе решения следующих задач:

- научить детей различать эмоции по схематическим изображениям;

- сформировать умение передавать заданное эмоциональное состояние, используя мимические, пантомимические средства и графические приемы;

- развивать способность понимать свои чувства и чувства других людей с помощью игровых приемов.

Развитие восприятия мимики лица осуществляется с помощью пиктограмм, предметных картинок, фотографий и направлено:

- на распознавание и дифференцирование эмоциональных состояний радости, грусти, злости, испуга, удивления;

- на активизацию мимической мускулатуры.

При ознакомлении детей с выражением эмоций в лицевой экспрессии необходимо обращать внимание на определенные мимические изменения.

Характерные признаки выражения:

- радости – брови и лоб спокойные, глаза прищурены, уголки губ оттянуты в стороны и приподняты;

Грусти – внутренние уголки бровей подняты вверх, уголки губ опущены;

- гнева – брови опущены и сведены, между бровями вертикальные складки, уголки губ опущены;

- испуга – внутренние уголки бровей подняты вверх, рот раскрыт;

- удивления – брови высоко подняты и округлены, рот раскрыт.

На каждом занятии дошкольники изучают разные эмоциональные состояния с опорой на демонстрационный материал: предметные картинки, фотографии, пиктограммы. В работе используются игры с карточками, на которых изображены люди и животные, выражающие различные эмоциональные состояния. Например, можно использовать игру «Имитация».

Ребенка просят найти среди карточек всех веселых (грустных, испуганных, злых, удивленных) людей и зверей. Затем предлагают воспроизвести на своем лице сходное эмоциональное состояние, разрешая ребенку смотреть на соответствующие картинки. На занятиях используется зеркало для того, чтобы ребенок мог соотнести мимику своего лица с заданной эмоцией.

Знакомство с различными видами эмоций происходит с помощью игр, направленных на развитие мимики и пантомимики, приведем некоторые из них:

«Обезьянки».

Два ребенка входят в круг. Одному из них дается задание изобразить какое-то эмоциональное состояние: радость, грусть, злость, испуг, удивление. Другой ребенок – «обезьянка» - повторяет все движения исполнителя. Нужно стараться выполнять все точно, копировать все движения, позы, выражения лица.

«Хоровод».

Дети встают в круг и по команде логопеда показывают, двигаясь друг за другом, печального ослика, злого волка, сердитого медведя, веселую бабочку, испуганного зайчика, удивленную сову и др.

Приведем примерные фрагменты занятий:

Фрагмент занятия по теме: «Эмоциональные состояния радости и грусти».

Дети делятся на две группы. Группам по очереди предлагаются фрагменты сказок (рассказов, историй и пр.) радостного и грустного содержания. Одна команда поднимает соответствующую картину с выражением на лице радости, когда прочитают радостный отрывок, а другая реагирует на грустный отрывок из сказки и показывает нужную картинку (с изображением грусти). В конце занятия педагог просит детей собрать из разрезных картинок лица с эмоциями радости и грусти [2].

Фрагмент занятия по теме: «Эмоциональные состояния радости, грусти, и страха».

Педагог предлагает детям прослушать отрывки из произведений К.И. Чуковского. Во время чтения дети должны изображать соответствующую эмоцию на своем лице в зависимости от ситуации. Затем им предлагается рассказать о веселых, грустных и страшных случаях из своей жизни.

2.Развитие интонационной стороны речи.

Для этого следует использовать специальные упражнения по развитию воспроизведения ритма речи:

- прослушать с закрытыми глазами и отстучать по подражанию предъявленные изолированные удары: ||, |||, ||||;

- отстучать по подражанию предъявленные простые ритмы: |, ||, ||| |, || ||;

- отстучать по подражанию предъявленные сложные ритмы: | ||| |, || ||| ||, ||| || |||;

- отстучать по подражанию серию акцентированных ударов ( | громкий удар, - тихий удар): |-, -|, |--, ||--, |-|-, -||, |-|-|-, ||-||- и т.п.

С целью формирования умения различать эмоциональные оттенки в речи можно использовать следующие игры: «Какое настроение у ежика»; «Какая маска говорит?» и др. Например: «Какое настроение у ежика». Педагог произносит предложения, рассказывает небольшие истории от лица ежика с различными интонациями (грусти, веселья, испуга, злости, удивления и др.), ребята внимательно слушают и определяют, какое настроение у ежика, а затем показывают соответствующую пиктограмму[2].

На этапе формирования умения пользоваться средствами выразительности в экспрессивной речи применяется комплекс специальных приемов:

- отработка интонации на материале эмоциональных междометий:

- междометия, выражающие радостные чувства и положительную оценку фактов действительности, например: Ай-ай-ай. О! Браво! Вот это да!

- междометия, выражающие удивление, например: Ой! Ух, ты! Ах! Ба! Страх – Ой-ой! У-у! Ух! Ужас! и др. Эта работа может проводиться на материале стихотворений. Педагог читает стихотворения, а дошкольники проговаривают только междометия с нужной интонацией.

3. Развитие эмоциональной лексики, состоящей из слов, называющей чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом.

Поставленная цель обуславливает выполнение следующих задач:

- расширение словарного запаса в области эмоциональной лексики, называющей чувства, переживания самого говорящего или другого лица;

- формирование синонимических и антонимических отношений;

- развитие самостоятельных связных высказываний на основе эмоциональных, чувственных образов.

В целях повышения продуктивности усвоения вербального материала используются фотографии, предметные картинки, сюжетные картинки, пиктограммы и др. использование графических средств, пиктограмм в качестве зрительных опор помогает в образовании сравнительной и превосходной степеней качественных имен прилагательных, а также при составлении словосочетаний (грустный клоун, а этот клоун еще грустнее, это самый грустный клоун), предложений (Сидит испуганный мишка, а ослик еще испуганнее, слоненок самый испуганный) и небольших рассказов с прилагательными, называющими различные эмоции. Например: Жили-были три друга: Витя, Петя и Саша. Однажды пошли они гулять по берегу моря. Ходили они, ходили, и вдруг Витя нашел красивую раковину и был очень веселый. Петя увидел раковину и разноцветные камни и был еще веселее, и Саша поймал морского ежа и был самым веселым[2].

Процесс овладения синонимическими отношениями происходит на основе замены одной лексической единицы другой, близкой по значению, при этом используется прием аналогии. Предварительно с детьми проводится работа по подбору слов близких по значению с помощью игровых приемов: «Скажи по-другому», Я начну, а ты продолжи», «Кто больше придумает слов» и др. Например: Педагог произносит предложение, выделяя в нем какое-то слово, а ребенок подбирает к этому слову синонимы:

Радостный зайчик бежит по дорожке. Радостный …

Грустный ослик гуляет по полянке. Грустный…

Испуганный мальчик мчится домой. Испуганный…

Удивленная лягушка выпрыгнула из кувшина. Удивленная…

«Замени слово».

Педагог произносит предложение, а ребенок заменяет повторяющееся слово словом-синонимом, например:

Веселые бельчата своими веселыми шутками развеселили самых невеселых зверушек (радостный).

Испуганные звери, испуганные птицы и испуганные люди выбежали из лесной чащи (испуганный, перепуганный) и др.

Далее овладение синонимическими отношениями происходит на уровне небольших рассказов. Педагог предлагает детям придумать небольшие истории по сюжетным картинкам, на которых изображены сказочные персонажи. Сначала дети определяют эмоциональные состояния сказочных героев, а затем составляют небольшие рассказы по сюжетным картинкам.

Овладение антонимическими отношениями в области эмоциональной лексики базируется на противопоставлении объектов по дифференциальному признаку с опорой на наглядный материал.

В процессе выполнения заданий по побору слов-антонимов используются приемы работы с изолированными словами («Скажи наоборот»), со словами в предложениях («Доскажи словечко», «Составь предложение»), словами в связных высказываниях.

4. Развитие эмоциональной лексики, состоящей из слов-оценок, квалифицирующих вещь, предмет, явление лексически с положительной или отрицательной стороны.

Можно предложить следующие приемы работы:

Добавление слов в словосочетание (добавление зависимых слов к главному). В качестве исходных предлагаются следующие слова: хороший, плохой (общеоценочная лексика); приятный, неприятный, вкусный, невкусный, интересный, скучный, глупый, радостный, печальный, красивый, добрый, злой, полезный, вредный, нужный и др. (частно-оценочная лексика), которыми они должны составить словосочетания: хороший день (вечер, праздник), плохой мальчик (девочка, щенок), вкусный обед (пирог, торт) и др. Далее педагог предлагает детям составить словосочетания со словами противоположного значения: игра «Скажи наоборот»: невкусный обед – вкусный обед; красивая принцесса – уродливая принцесса и др. Составление предложений с использованием слов-синонимов, антонимов. Составление предложений с использованием прилагательных в сравнительной и превосходной степени: Сказка интересная, мультфильм еще интереснее, а фильм самый интересный и др.

5. Развитие эмоциональной лексики, состоящей из слов, передающих эмоциональное отношение путем морфологических преобразований.

Образование слов:

- образование слов с ласкательным значением (игра «Скажи ласково»):

Имена существительные: дом-домик, город-городок, воробей-воробышек и т.п.

Имена прилагательные: вкусный - вкусненький, хитрый - хитренький, сухой - сухонький и т.п.

Образование слов со значением увеличительности:

Имена существительные: хвост – хвостище, глаз – глазище, великан – великанище и т.п.

Имена прилагательные: злой – злющий, большой – большуший, высокий – высоченный и т.п.

Образование имен прилагательных путем чистого или префиксированного повтора: хитрый – прехитрый, хороший – прехороший, вкусненький – превкусненький и т.п.; добрый – добрый, добрый – предобрый и т.п.

Образование словосочетаний:

Добавление главного слова к зависимому: дом – домик, большой дом – маленький домик, рука – ручища, сильная рука – сильнющая ручища и т.п.

Добавление зависимых слов к главному: высокий – высоченный, высокий дом – высоченный домище и т.п.

Составление предложений. Дополнение и завершение предложений: У большого медведя огромные… (глазищи, усищи, лапищи и т.п.). У зайчика маленький… (хвостик, ротик, носик и т.п.)

Составление рассказов.

Составление рассказов по серии сюжетных картин по мотивам сказок: «Три медведя», «Кот в сапогах», «Храбрый портняжка» и др. в процессе этой работы педагог использует следующие приемы: задает детям вопросы по сюжету сказки. Потом дети выкладывают в логической последовательности сюжетные картинки, которые служат для них планом и зрительной опорой при составлении связного рассказа с применением эмоциональной лексики[3]. Далее дошкольники составляют рассказы по иллюстрациям сказок (при рассмотрении иллюстративных материалов большое внимание уделяется анализу и оценке эмоциональных состояний персонажей и происходящих событий).


Список литературы:

1. Гончарова В.А. Общие и специфические особенности формирования лексики у дошкольников с различными нарушениями речи: автореф. дис. … канд. пед. наук. – СПб., 2002. –18 с.

2. Кондратенко И.Ю. Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи: Монография. – СПб.: КАРО, 2006. – 240 с.

3. Назарова Е.В. Формирование лексико-грамматической организации речевого высказывания у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи: автореф. дис. …канд. пед. наук. – М., 2000. – 16 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!