СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Специфика развития межличностных отношений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха

Нажмите, чтобы узнать подробности

 В статье представлен аналитический обзор литературы, а также результаты эмпирического исследования по проблеме развития межличностных отношений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха.

Просмотр содержимого документа
«Специфика развития межличностных отношений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха»

УДК 159.9

Воротынцева Дарья Алексеевна

Тимошенкова Людмила Николаевна

Бутенко Валентина Ивановна

Воспитатели

ГБОУ «Белгородская коррекционная общеобразовательная

школа-интернат №23»,

г.Белгород, РФ



СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА



Аннотация

В статье представлен аналитический обзор литературы, а также результаты эмпирического исследования по проблеме развития межличностных отношений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха.

Ключевые слова

Дети дошкольного возраста, нарушения слуха, межличностные отношения



Процесс развития межличностных и эмоциональных отношений с окружающим миром и людьми у детей с особенностями развития обладает собственной спецификой.

На современном этапе наука обладает значимым объемом информации, касающейся причин и конкретных проявлений снижения темпа психического развития у детей с различными проблемами развития, в том числе и у детей с нарушением слуха. В данных исследованиях особым местом обладают работы, касающиеся детей раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха.

Межличностные отношения возникают и развиваются в контексте продолжительной коммуникативной деятельности и взаимодействия индивидов. В данном случае отношения представляют собой целостную систему избирательных индивидуальных связей индивида сознательного характера с различными сторонами объективной реальности, включая три компонента, имеющих взаимосвязь: отношение индивида к самому себе, к окружающим, к предметам внешнего мира.

О.В. Защиринская в своей работе отмечает: «Взаимодействие индивида с окружающим миром реализуется в контексте объективных отношений, складывающихся между людьми в рамках социальной жизни» [2, С.34]. Объективного характера связи и отношения (зависимости, подчинения, сотрудничества, взаимопомощи и пр.) формируются в контексте абсолютно любой социальной группы. Отражение подобных объективных отношений между членами социума или группы представляют собой межличностные отношения.

Согласно точке зрения Н.Ю. Боряковой, базисной основой межличностных отношений является именно общение, которое представляет собой потребность индивида как разумного социального существа и носителя сознания. Общение принадлежит к одной из базовых категорий психологической науки и является процессом межличностного взаимодействия, возникающим из существующих потребностей субъектов, находящихся во взаимодействии и направленным на удовлетворение существующих потребностей [1].

Касательно специфических особенностей детей с нарушением слуха,
М.Г. Рейдибойм подчеркивал, что у данной категории детей отмечается «недоразвитие эмоциональной сферы, что выражается в поверхностности переживаний, неадекватных стимулам реакциях, повышенной эмоциональной возбудимости, легко сменяющейся резко выраженным эмоциональным спадом, что затрудняет построение межличностных отношений» [3, С.167].

Нами были изучены особенности межличностных отношений детей дошкольного возраста с нарушением слуха, для чего была использована методика «Характер проявления эмпатических реакций и поведения у детей» (А.М. Щетинина).

На основании полученных в ходе диагностической процедуры данных, были получены результаты, представленные на рисунке (рис. 1)

Рис. 1 Выраженность показателей эмпатических реакций и поведения у детей дошкольного возраста с нарушением слуха (%)

Итак, анализируя полученные данные, необходимо отметить, что у большей части выборки (64% или 15 человек) отмечается эгоцентрический тип эмпатических проявлений, что указывает на наличие у данной категории опрошенных стремления отвлечь внимание окружающих на себя, эмоционального реагирования на переживания окружающих с тенденцией к сравниванию с собственными эмоциями («А я никогда не плачу», «Я смеюсь по-другому»).

Далее, у 21% (или 4 человек) испытуемых отмечается гуманистический тип эмпатических проявлений, что позволяет предположить у данной категории испытуемых наличие таких качеств, как яркое проявление интереса к эмоциональным проявлениям окружающих, идентификация с ними и активное включение в актуальную ситуацию в попытке успокоить и помочь.

У меньшинства испытуемых (15% или 3 человек) был выявлен смешанный тип эмоционального реагирования, который характеризуется сниженным интересом к эмоциональным проявлениям окружающих и слабым реагированием на данные переживания. Испытуемые данной категории предрасположены к совершению действий эмпатийного характера лишь при условии внешнего побуждения, редко – по собственной инициативе.

Таким образом, анализируя полученные данные, необходимо отметить, что у абсолютного большинства испытуемых отмечается эгоцентрический тип эмпатических проявлений, характеризующийся низким уровнем эмоционального реагирования на переживания окружающих, сосредоточенностью на собственных эмоциональных проявлениях.

В ходе статистического анализа различий преобладающих типов эмпатических реакций и поведения у мальчиков и девочек, вошедших в состав выборки исследования, были установлены статистически значимые различия между группами по следующим типам: гуманистический (U=69; p≤0,05), смешанный (U=72,3; p≤0,05). Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Показатели различий в выраженности типов эмпатических реакций и поведения у мальчиков и девочек



Гуманистический тип

Смешанный тип

Эгоцентрический тип

U Манна-Уитни

69

72,3

71

Z

-2,174

-2,076

-2,221

Асимптотическая значимость (2-сторонняя)

0,027*

0,014*

0,012*

Точная знч. [2*(1-сторон. знач.)]

,031b

,000b

,012b


Исходя из полученных результатов, можно говорить о различиях в выраженности типов эмпатических реакций и поведения у мальчиков и девочек. Так, у девочек преобладает гуманистический тип эмпатических реакций, тогда как у мальчиков более выражен смешанный тип.

Далее в целях изучения особенностей межличностных отношений испытуемых была использована методика «Неоконченные рассказы» (Т.П. Гавриловой). Полученные в результате диагностической процедуры данные представлены на рисунке (рис. 2).

Рис. 2 Выраженность показателей типов эмпатических реакций у детей дошкольного возраста с нарушением слуха (%)


Анализируя полученные данные, следует отметить абсолютное преобладание (73% или 16 человек) в выборке испытуемых эгоцентрического типа эмпатических реакций, что выражается в сосредоточенности на диапазоне собственных переживаний и сниженном интересе к эмоциональному реагированию окружающих, тогда как процент испытуемых, продемонстрировавших гуманистический тип эмоционального реагирования (27% или 6 человек) составляет абсолютное меньшинство.

Итак, как показало исследование эмпатических реакций у детей дошкольного возраста с нарушением слуха, большинство испытуемых характеризуется наличием стремления отвлечь внимание окружающих на себя, сниженным эмоциональным реагированием на переживания окружающих с тенденцией к сравниванию с собственными эмоциями.



Список использованной литературы

  1. Борякова, Н.Ю. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития / Н.Ю. Борякова // Коррекционная педагогика. – 2011. - №2. – С.23-35.

  2. Защиринская, О.В. Психология детей с задержкой психического развития / О.В. Защиринская. – СПб.: Речь, 2007. – 168 с.

  3. Рейдибойм, М.Г. Задержка психического развития у детей / М.Г. Рейдибойм. – М., 1977. – 206 с.


© Д.А. Воротынцева, Л.Н. Тимошенкова, В.И. Бутенко 2022




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!