Специфика развития ценностно-смысловой сферы педагога на разных этапах профессиональной деятельности
Аннотация: в данной статье анализируется важность изучения ценностно-смысловой сферы педагога как одного из определяющих и движущих качеств личности к профессиональной деятельности, а также приводятся результаты изучения ценностно-смысловой сферы личности педагога на разных этапах профессиональной деятельности
Ключевые слова: педагог, профессиональная деятельность, ценностно-смысловая сфера, цели, смысложизненные ориентации
На протяжение всего исторического развития общества педагоги играют колоссальную роль в формировании и развитии личности учащихся, воспитании и обучении молодого поколения. При этом следует упомянуть, что немаловажную роль играет внутренний потенциал, ценности и стремления самих педагогов.
Важно отметить, что не существует единого, общепринятого и устойчивого образа личности педагога, - это понятие динамичное, подверженное политическим и социальным веяниям современного мира. На данный момент идеальный образ педагога представлен в личности яркой, самобытной и творческой, способной почувствовать трудности, проблемы и противоречия жизни, пропустить их через призму своей индивидуальности и собственного жизненного опыта. При этом личность педагога воспринимается в качестве образца истинных жизненных ценностей и образцов поведения (личного и профессионального плана) [5].
Ценности занимают центральную и во многом основополагающую позицию в структуре личности, они оказывают существенное влияние на направленность личности, на содержании ее социальной активности, поступки и поведение, социальную позицию, социальные роли, общее отношение к миру, к другим людям и самой себе [2].
Относительно профессиональной деятельности личности, ценности представляют собой основы для выбора цели, способов и условий ее достижения, помогают ответить на вопрос о том, ради чего личность совершает ту или иную деятельность и к чему стремится.
Современные нормативно-правовые документы, регламентирующие систему образования в РФ, провозглашают принципы гуманизма и предполагают развитие новой нравственной культуры личности, которая обусловит отношение человека к миру, поведение в рамках коммуникационного взаимодействия с окружающими [6].
Следовательно, деятельность современного педагога должна напрямую соотноситься с данными принципами, что обусловлено тем фактом, что педагог выступает не просто в роли ретранслятора общечеловеческого опыта и знаний, но способствует созданию благоприятных условий, необходимых в целях становления личности обучаемых, формирования и развития их смысложизненных и нравственных ориентаций.
Соответственно, специфика ценностно-смысловой сферы личности педагога представляет собой регулятор педагогической деятельности. Интересным представляется изучение ценностно-смысловой сферы личности педагога на разных этапах профессиональной деятельности: от ее начала до продолжительной практики.
Так, к примеру, А.Н. Густелева в своих работах отмечает, что смысложизненные ориентации, относящиеся к ценностно-смысловой сфере, оказывают влияние на уровень резистентности личности педагога профессиональному выгоранию [1].
Так, В.В. Шутова и А.В. Чевачина в своем исследовании говорят о том, что у будущих педагогов, обучающихся в вузе, превалируют ценности финансовые, к которым относится наличие высокооплачиваемой работы, высокого уровня жизни; и ценности профессиональные. Такие результаты позволяют предположить, что для будущих педагогов в качестве основания для развития ощущения собственной значимости и успешности рассматривается материальное благополучие и статусное положение в обществе. Касательно исследования смысложизненных ориентаций, авторы отмечают, что у 43% испытуемых отмечался высокий уровень осмысленности цели, средний – у 30% опрошенных, и низкий – у 27%, что говорит о том, что подавляющее число респондентов имеют достаточно четкие цели в жизни, придающие их деятельности осмысленность и целенаправленность [6].
В свою очередь, О.В. Лозгачева в своей работе сравнивает результаты диагностической работы, проведенной с педагогами, имеющими профессиональный стаж в 5 и 25 лет. Автор отмечает, что исследование уровня осмысленности жизни показало, что для педагогов со стажем работы 5 лет данный показатель не является ведущим, что может быть связано с выстраиванием психологической структуры личности на начальном этапе профессиональной деятельности, тогда как педагоги со стажем в 25 лет показали высокие результаты, говорящие о наличии более осмысленного взгляда на свою профессиональную и личную жизнь, веры в способность личности контролировать свою жизнь и развиваться.
Далее, автор отмечает наличие различий в определении цели в жизни и локусе контроля, что говорит о том, что для педагогов со стажем 25 лет прошлое представляет собой продуктивный ресурс, а процесс жизни воспринимается с интересом и энтузиазмом, эмоциональной насыщенностью.
В плане жизненных сфер личности были отмечены различия в таких ценностях, к которым относится профессиональная жизнь, образование и обучение, общественная деятельность. Так, для педагогов со стажем работы 25 лет большую значимость имеет профессиональная деятельность, где существует возможность реализации собственного творческого потенциала, важны особенности социально-психологического климата в коллективе коллег, а также признание в обществе. Тогда как для педагогов со стажем работы 5 лет наиболее значимой является сфера семейной жизни, что характерно для данного возраста. Также высокое значение имеют уровень достижений и материальное положение.
Таким образом, О.В. Лозгачева отмечает, что существует тенденция высокой сформированности ценностно-смысловых ориентаций у зрелых педагогов, тогда как у молодых педагогов ценности могут противоречить друг другу и менять иерархическое положение, что вполне может быть обусловлено возрастными особенностями развития [3].
Итак, необходимо особо отметить тот факт, что на протяжение различных этапов профессиональной деятельности, ценностно-смысловая сфера педагогов претерпевает колоссальные качественные и количественные изменения, что обусловлено как личностным, так и профессиональным развитием.
Таким образом, проблема изучения, формирования и развития ценностно-смысловых ориентаций педагогов в настоящее время приобретает все большую актуальность, так как ценности представляют собой исходное психическое образование, способствующее и определяющее постановку целей и обоснование профессиональной деятельности специалиста, а следовательно, и ее успешность.
Список литературы:
Густелева, А.Н. Смысложизненные ориентации учителей с несформированным уровнем эмоционального выгорания / А.Н. Густелева // Проблемы исследования синдрома «выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий. – Курск: КГУ, 2007. – 103 с.
Калугин, А.Ю. Структура ценностно-смысловой сферы личности / А.Ю. Калугин // Человек в мире. Мир в человеке: актуальные проблемы философии, социологии, политологии и психологии. – 2014. – С.500-507
Лозгачева, О.В. Особенности ценностно-смысловой сферы педагогов с разным стажем профессиональной деятельности / О.В. Лозгачева // Актуальные проблемы развития личности. – 2016. – С.84-93
Пелех, Ю.В. Особенности формирования ценностно-смысловой сферы личности будущего педагога / Ю.В. Пелех, А.В. Матвийчук // Вектор науки Тольяттинского государвтенного университета. – 2010. - №2 (2). – С.112-117
Шутова, В.В. Особенности развития ценностно-смысловой сферы личности будущих педагогов на начальном этапе обучения в вузе / В.В. Шутова, А.В. Чевачина // Современные проблемы науки и образования. – 2013. - №6. – С.58-64