Специфика тьюторского сопровождения
по развитию наглядно-образного мышления
у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Баранова Галина Анатольевна,
кандидат педагогических наук, доцент,
ГОУ ДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной
переподготовки работников образования Тульской области»,
кандидат педагогических наук, доцент, г. Тула
Аннотация. В статье рассмотрены методические аспекты в работе тьютора по развитию наглядно-образного мышления дошкольников с задержкой психического развития.
Ключевые слова: тьютор, тьюторское сопровождение, дети дошкольного возраста, задержка психического развития, наглядно-образное мышление.
Преобразования, происходящие сегодня в системе российского образования, развитие инклюзивной практики гарантируют равные права на получение образования и доступность общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее дети с ОВЗ), выбора подходящего им образовательного маршрута. Одним из наиболее важных условий успешности инклюзивного образования является наличие системы сопровождения и поддержки детей с ОВЗ, в частности, тьюторское сопровождение. Как показывает практика, большой процент детей с ОВЗ имеет диагноз задержка психического и (или) речевого развития (далее ЗПР). Понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к детям с минимальными органическими или функциональными повреждениями центральной нервной системы, а также длительно находящиеся в условиях социальной депривации. Интеграция детей, имеющих задержку психического развития, в массовые образовательные учреждения предусматривает специализированную коррекционную помощь и психологическую поддержку, задачами которых является контроль за развитием ребенка, успешностью его обучения, оказание помощи в решении проблем адаптации в среде нормально развивающихся сверстников.
Тенденции развития ребенка с задержкой психического развития те же, что и нормально развивающегося. Некоторые нарушения - отставание в овладении предметными действиями, отставание и отклонение в развитии речи и познавательных процессов – в значительной мере носят вторичный характер. При своевременной и правильной организации воспитания, более раннем начале коррекционно-педагогического воздействия многие отклонения у детей могут быть скоррегированы и даже предупреждены. В связи с особенностями развития дети с задержкой психического развития в еще большей мере, чем нормально развивающиеся нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии взрослого. Отставание в коммуникативном развитии у детей этой категории на этапах раннего онтогенеза в силу деструктивных органических и социальных влияний, основным из которых является дефицит общения со взрослыми, различные деформации в их отношениях нарушают процесс личностного развития детей, межличностных отношений (взаимоотношений) и их социально-психологическую адаптацию.
Тьюторское сопровождение ребенка с проблемами развития стало тем фундаментом, на котором строится адаптация, обучение и межличностные отношения таких детей.
Традиционно считалось, что ребенок, поступивший в детский сад, самостоятельно должен справляться со всеми задачами учебной и внеурочной деятельности, однако ребенку с проблемами здоровья и интеллектуального развития необходимо постоянное ежедневное сопровождение. В этом случае главная задача тьютора - оказывать ребенка физическую поддержку, помогать перемещаться, чувствовать себя уверенно в пространстве группы детского сада. Также, что очень важен эмоциональный контакт тьютора с ребенком, ведь ему приходится выполнять не только механическую, но и педагогическую воспитательную работу. Своим примером сопровождающий взрослый показывает окружающим детям то, как следует относиться к ребенку с проблемами здоровья, какую помощь можно ему оказать и как правильно это сделать. В данном случае, работу тьютора выполняют родители.
Некоторым детям с особенностями развития не достаточно только физического сопровождения, специфика их нарушений требует, чтобы сопровождающих владел методами коррекционной педагогики. Сопровождение ребенка с проблемами в развитии – это постоянное педагогическое сопровождение ребенка специалистами.
В процессе занятия тьютор дублирует задание воспитателя или педагога, помогает организовать рабочее место. Когда ребенок не успевает выполнять задания вместе со всей группой, то тьютор в процессе работы решает, где ребенку необходимо переключиться на выполнение следующего задания, а где лучше доделать предыдущее. Кроме того, тьютор помогает ребенку ориентироваться в учебных пособиях, ориентироваться в ситуации на занятиях, вовремя поднять руку и т.п. Фактически тьютор является помощником на занятии не только для ребенка, но и для педагога (воспитателя). Присутствие на занятии тьютора позволяет педагогу (воспитателю) вести фронтальную работу с группой, не переключаясь на помощь только одному ребенку.
В тесном контакте с педагогом (воспитателем) тьютор принимает участие в диагностике уровня развития ребенка с задержкой психического развития на основе изучения заключения психолого – медико – педагогической комиссии (далее ПМПК), детских работ, бесед с родителями, наблюдений за ребенком, диагностики уровня знаний по предметам и ориентировке в окружающем мире, особенностей общения со сверстниками и взрослыми. На основе диагностических данных составляется индивидуальный образовательный маршрут на ребенка с задержкой психического развития, отслеживается динамика его развития в процессе обучения. При отсутствии положительной динамики развития детей с задержкой психического развития в условиях инклюзивного обучения ребенка в установленном порядке направляются на ПМПК для корректировки образовательного маршрута. Необходимо отметить тесную взаимосвязь тьютора не только с воспитателем в группе, но и со специалистами, проводящими коррекционную работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья (логопед, психолог, дефектолог) и их родителями. Это позволяет наиболее полно, с разных сторон увидеть изменения, происходящие с ребенком, оказать необходимую коррекционную и психологическую помощь.
Важно, чтобы ребенок через выполнение индивидуальных, доступных по темпу и характеру заданий поверил в свои возможности, испытал чувство успеха, которое является сильнейшим мотивом, вызывающим желанием учиться. Работа тьютора по коррекции познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития направлена на развитие с совершенствование умения:
работать в определенном темпе;
осознавать цель инструкции;
удерживать в памяти инструкцию;
отвечать на вопрос и выполнять задания в соответствии с инструкцией;
рационально организовывать свое время на занятии;
анализировать ответы друг друга;
своевременно обращаться за помощью;
работать по индивидуальным карточкам;
работать самостоятельно, если задание доступно для выполнения;
делать вывод в конце задания;
соблюдать речевой этикет.
Особо следует сказать о создании благоприятного психологического климата в процессе обучения, отношений вдумчивого доверия и уважения между педагогом и детьми, атмосферы предотвращения психотравмирующих ситуаций в группе.
Доказано, что эмоциональная окраска сообщения воздействует сильнее, чем содержащаяся в нем информация.
Искусство улыбки, доброжелательное выражение лица, интонация голоса, поощрение взглядом, избегание отрицательных, приказных форм, сравнений с другими детьми, поторапливаний, декларирование одобрения и любви – это все слагаемые коррекционно-воспитательного воздействия на ребенка с задержкой психического развития.
Грамотная организация интегрированного обучения детей с задержкой психического развития в среде нормально развивающихся сверстников – непростая задача для общеобразовательного учреждения. Но, как показывает опыт инклюзивного образования, при создании определенных образовательных условий, дети с задержкой психического развития способны овладеть основной общеобразовательной программой детского сада и в большинстве случаев продолжить дальнейшее образование.
Тьютор – персональный сопровождающий ребенка с особенностями развития. По оценкам специалистов по внедрению инклюзии в российские детские сады и школы, на сегодняшний день наиболее реалистичной является картина, когда воспитатель инклюзивной группы не является специалистом в области нарушения развития детей, а тьютор, наоборот, имеет соответствующее специальное образование. В таком случае тьютор берет на себя функцию специалиста, который тонко и четко выстраивает учебный процесс для подопечного, помогая воспитателю приспособиться к нуждам ребенка с особенностями развития, не снижая при этом качества образования всей группы.
Например, тьютор может заранее договориться с воспитателем о том, когда наиболее уместно спрашивать ребенка с особенностями развития. Во время занятия дети по очереди отвечают спрашиваемый материал воспитателю или педагогу, и тьютор «встречается глазами» с педагогом в тот момент, когда подопечный тьютора готов к ответу. Воспитатель или педагог при этом задает более легкое задание. Таким образом, ребенок получает опыт успешного ответа перед другими детьми.
От тьютора может потребоваться помощь в адаптации образовательной программы к возможностям ребенка с особенностями развития. В этом случае тьютор следит за тем, что излагает воспитатель или педагог, и подает материал в том объеме и на том уровне, который понятен подопечному. Ребенок при этом находится в группе, слушает и воспитателя, и ответы других детей, но выполняет столько заданий, сколько ему по силам. Процесс активности ребенка находится под контролем тьютора.
Например, тьютор может направлять ребенка при переходе из одного помещения в другое, подсказывать, в какой момент лучше поднять руку и на какой вопрос педагога отвечать. Таким образом, тьютор как бы берет под контроль обучение своего подопечного, постепенно расширяя его знания и адаптируя ребенка к обучению в группе.
Тьютор – помощник воспитателя или педагога. В этом случае учебная нагрузка формируется воспитателем (педагогом), а тьютор выступает в качестве его помощника в организационных моментах, собирая у всех учеников тетради, поддерживая дисциплину в группе во время выполнения задания педагога. Педагог же в это время уделяет внимание подопечному тьютора. Если педагог стремится занимать максимально лидерскую позицию в учебной деятельности ребенка с особенностями развития, а тьютор при этом не имеет специального образования (дефектология, специальная или клиническая психология и т.п.), то в такой паре самое оптимальное – стать для педагога помощником в реализации его идей относительно обучения ребенка с особенностями развития.
Тьютор – второй воспитатель в группе. В силу того, что признание ребенка не способным учиться самостоятельно считается нарушением его прав, в группе, где занимается ребенок с особенностями развития, работают два воспитателя, которые попеременно помогают учиться всем детям, но ребенку с особенностями развития – в большей степени.
Тьютор и педагог становятся одной командой. Здесь необходимо помнить, что педагог должен играть ведущую роль в сознании ребенка.
Основные этапы индивидуального сопровождения:
- сбор информации о ребенке;
- анализ полученной информации;
- совместная с другими специалистами выработка рекомендаций;
- составление ИОПа (индивидуального плана работы с ребенком);
- решение поставленных задач;
- дальнейший анализ ситуации развития ребенка, выработка дальнейшей стратегии.
Если говорить о тьюторском сопровождении ребенка с ограниченными возможностями здоровья, то стоит остановиться на этапах более подробно.
Предварительный этап или этап установления контакта.
Предварительный этап включает в себя получение запроса на сопровождение. Решение о необходимости сопровождения может осуществляться по заявлению родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ и/или на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссий (ПМПК).
Хороший контакт тьютора со специалистами ПМПК существенно облегчает, как работу тьютора, так и делает более эффективным процесс включения ребенка с ОВЗ в новую сферу деятельности.
Важным параметром сопровождения является доступность тьюторской помощи, информационная, временная и территориальная доступность. На предварительном этапе тьютор знакомится с результатами диагностики ребенка, проведенной специалистами, с медицинской картой ребенка, утвержденным образовательным маршрутом; встречается со специалистами и представителями ПМПК для получения рекомендаций.
Получив общие сведения, он знакомится с самим ребенком и его семьей, узнает об особенностях, интересах, сильных и слабых сторонах своего подопечного. Происходит постепенное установление контакта. На этом этапе часто необходимо заранее познакомить ребенка с помещениями, где он будет заниматься, его рабочим местом, местами общего пользования.
Адаптационный этап.
На этом этапе идет повседневная, последовательная работа тьютора и ученика по вхождению в образовательный процесс и социальную жизнь ОУ, постепенное включение ребёнка в различные учебные и внеучебные ситуации. Под адаптацией понимается приспособление к нуждам ребенка с ОВЗ:
- помещений сада;
- режима дня;
- учебных программ;
- методических пособий.
Сроки адаптации детей в детском саду очень индивидуальны и зависят от типа особенностей развития. Они варьируются в пределах нескольких месяцев до 1-1,5 года.
На этом этапе тьютор осознает составляющие и особенности задач, стоящих перед ребенком с ОВЗ, и потенциальные возможности решения, определение позитивных и негативных факторов влияния на ситуацию.
Здесь важно не забывать, что помощь должна быть разумно дозирована, носить направляющий характер и побуждать ребенка к самостоятельности. «Взаимодействие тьютора и ребенка – это поступательное движение от «симбиоза» с тьютором к максимальной самостоятельности ребенка в дошкольной жизни».
Помощь и оценка первых результатов. Освоившись в новой среде, при условии постоянного получения положительной эмоциональной поддержки, ребенок с ОВЗ переходит на новый этап, который характеризуется снижением тревожности и напряжения. Теперь акцент тьюторства переносится в сферу углубления социализации и коррекционно-развивающего обучения. Здесь важно поддерживать мотивацию ребенка, дать ему возможность почувствовать его успехи. Проводится анализ и оценка первых результатов.
На каждом этапе тьютор наблюдает и информирует родителей и всех участников образовательного процесса о процессе обучения и социализации ребенка, при необходимости организует консультации ребёнка у специалистов, налаживает сотрудничество со специалистами других организаций, занимающихся с ребёнком с ОВЗ, посещающего ОУ.
Последним этапом, если это возможно, должен стать постепенный выход сопровождающего из посреднической роли тьютора, предоставление ребенку максимальной самостоятельности в учебе с последующей отсроченной оценкой. Выход тьютора из системы или уменьшение его влияния является критерием его эффективности.
Список литературы:
1. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: Сборник нормативных документов. - М.: Изд-во «Национальное образование». 2016.
2. Карпенкова И.В. Тьютор в инклюзивной школе: сопровождение ребенка с особенностями развития. Из опыта работы. - М.: ЦППРиК «Тверской», 2014.