1 слайд
Мастер-класс
«Специфика взаимодействия педагогов образовательной организации и родителей детей с ОВЗ в процессе формирования ключевых компетенций у младших школьников»
Давайте попробуем разобраться что такое компетентность, почему умение –это мельчайший атом обучения, что важнее знания или деятельность. И, наконец, какое ко всему этому имеет отношение образовательный результат.
2 слайд
Сегодня компетенция это невероятно популярное слово. Мы слышим его повсюду. Иногда даже несколько раз за день. Это стало уже частью нашей повседневной речи. Причем не только в профессиональном плане, но и на бытовом уровне.
Кроме того компетенция с 2000-х годов не только часть нашей риторики, но и часть образовательной политики. Это видно в национальных стандартах, в школьных программах и в школьных учебниках, в методических материалах, даже в обычных обсуждениях с родителями и детьми.
Однако такая популярность и распространённость у слова -компетентность, как у понятия, часто для нас не оказывается понятной простой схемой объяснения. Что же скрывается за этим словом?
3 слайд
Компетенция в образовании одна из нескольких базовых сил, которая трансформирует нашу каждодневную практику. И можно ей пользоваться эффективно только при понимании как устроена, и как возникает компетенция.
Некоторое время назад нам в руки попалась прекрасная находка: матрица Мaртина Бродуэла, Нoэля Бёрча. Вот она нас и познакомила с тем, что существует несколько фаз формирования компетенции. Сегодня мы хотим с ней познакомить и вас.
1 шаг: неосознанная некомпетентность – обозначает стадию, когда ученик не только не обладает компетенцией, но и ничего не знает о ней. Смысл легко увидеть на примере, когда первоклассник берет в руки пропись. Он не только не умеет писать буквы, слова, но и не знает как много ему неизвестно об письменной речи, как деятельности.
Ребенок тогда и открывает для себя сокровенную мысль: как много он не знает. Оказывается ручку нужно правильно удерживать, слова состоят из букв, у каждой буквы свой образ, есть длинные и короткие слова и, наконец, письмо –это решение одновременно нескольких задач. И здесь наступает
2 шаг- осознанная некомпетентность. Ребенок понимает, что многие умения еще им не присвоены и ему только предстоит их освоить.
И тогда начинается обучение: пробы, анализ, ошибки и исправления. И постепенно ученик осваивает определенное умение, т.е обретает ту самую компетентность. Но! Эта компетентность еще требует много внимания. Это тот самый 3 шаг – осознанная компетентность.
Наконец, со временем, с набором опыта - действия становятся все легче, внимание и напряжение все меньше. Так наступает 4 шаг-неосознанная компетентность.
Эта матрица нас заинтересовала тем, что показала структуру освоения ребенком умения.
Ребенка с ОВЗ окружают сотни умений, который он осваивает самостоятельно, или чаще с помощью учителя, родителя, спонтанно или целенаправленно. И в этом множестве мы можем обнаружить, что при благоприятно построенных условиях происходит схождение умений, будто определенные умения склеиваются, образуют особый класс деятельности. Внутри этого класса умения взаимодействуют друг с другом. Происходит синхронизация. Вот этот особый класс деятельности и становится - компетенцией. Т.е. компетенция по своей сути - это перемешивание, переплетение умений.
4 слайд
При обучении детей с ОВЗ мы часто спорим, что важнее: знание или деятельность. Ядром традиционного обучения – являются знания, деятельностного - деятельность. А ведь и то и другое оказывается элементами умения, а значит содержанием компетенции. Поэтому компетентностный подход в обучении детей с ОВЗ – это выход из проблемной ситуации, возникшей из-за противоречия между необходимостью обеспечивать качество образования и невозможностью решить эту задачу традиционным путем за счет дальнейшего увеличения объема информации подлежащей усвоению.
Умственно отсталые дети воспринимают окружающий мир - фрагментарно, без попыток осмысления, основываясь на собственном небольшом опыте и зафиксировавшихся эмоциональных впечатлениях. Поэтому одни из важнейших направлений в своей работе над формированием ключевых компетенций мы определили - дифференциацию и осмысление картины жизни школьником и ее временно – пространственную организацию. Работу над формированием ключевых компетенций мы проводим, не только при изучении учебных предметов, но и во всех видах деятельности с опорой на практический опыт детей.
5 слайд
Сегодня мы готовы поделиться с продуктами и ресурсами, которые эффективны при компетентностном подходе обучения детей с ОВЗ. В период самоизоляции на федеральном портале ОБРАЗОВАРИУМ нашему образовательному учреждению предоставили бесплатный контент
6 слайд
Также мы стали участниками апробации интерактивного онлайн – курса «Стань школьником с Робобориком»!» компании «Новый Диск».
7 слайд
Данный курс представлен не отдельной дидактической единицей, а большим программно-методическим комплексом. Мы адаптировали его для работы с детьми с ОВЗ на дефектологических занятиях, на уроках во время фронтальной, индивидуальной, творческой работы. Содержание курса – это целостная интерактивная технология обучения, в котором четко прослеживаются развивающий компонент, принцип вариативности типов заданий и разный уровень сложности. Необходимо отметить то, что курс ориентирует педагогов на интересы и мотивацию школьников во время обучения и «проживание» темы в определенный период времени, а также помогает в организации целостности педагогического процесса.
8 слайд
Материалы курса применяем в течение учебного года по следующим направлениям:
- Окружающий мир
- Математика
- Основы грамоты и чтения
- Ознакомление с музыкальным и изобразительным искусством
для знакомства с новой темой, получения новых знаний, закрепления и проверки уровня развития. Специальные функциональные инструменты, заложенные в курсе открывают возможности педагогам для конструирования образовательных маршрутов. Педагог может выбрать тот материал, который нужен для конкретного занятия, для конкретных детей, менять последовательность заданий, создавать интегрированные занятия.
9 слайд
В комплект ресурсов по каждой теме занятия входят:
- обучающий анимационный ролик;
- интерактивные задания;
- задания для распечатки.
Ролики предназначены для наглядного представления материала и ознакомления с основными понятиями темы. Просмотр ролика вовлекает детей в познавательную деятельность, вызывает интерес и мотивацию к обучению, пробуждает любознательность и активность. Каждый ролик (файл в формате mp4) имеет длительность от 2 до 6 минут, очень красочно оформлен, сопровождается дикторской речью и музыкальными фрагментами.
Задания являются основным ресурсом курса, предназначены для усвоения нового материала или закрепления имеющихся знаний. Каждое занятие курса содержит набор интерактивных заданий (8-12 шт.) разных типов и разного уровня сложности: установи соответствия, выбери один или несколько ответов, перетащи объекты, установи правильную последовательность, собери картинку, раскрась и пр. Задания имеют озвученную инструкцию; надписи на экране, некоторые объекты и ситуации также озвучены, чтобы избежать некорректного понимания и последующего неправильного выполнения заданий. Во всех заданиях реализована реакция на действия ребёнка (верно или неверно выполнил), также дается нескольких попыток для правильного выполнения.
Задания для распечатки – это дополнительные материалы по теме занятия, игры и упражнения, которые необходимо распечатать (они представлены в виде файла в формате pdf) и выполнить ребёнку с использованием ручки и карандашей. Эти задания предназначены для закрепления пройденного в теме материала, а также развития мышления и творческих способностей. К каждому занятию разработано по 2 печатных задания разного вида.
10 слайд
Образовательный результат при использовании интерактивного онлайн-курса «Стань школьником с Робобориком»?
Как новое и положительное относительно рассматриваемых компетенций следует отметить возможности курса для подготовки детей к вхождению в цифровую образовательную среду начальной школы.
Работа с ресурсами курса помогает ребёнку получить огромный объём знаний, способствует развитию общих интеллектуальных способностей и личностных качеств.
Ребенок приобретает в деятельности следующие умения:
- быстро воспринимать и обрабатывать информацию,
- концентрироваться и работать самостоятельно;
- быть ответственным, быстро реагировать и принимать решения;
- анализировать, рассуждать, делать выводы
- оценить свои достижения, количество и качество знаний.
11 слайд
К курсу разработан инструментарий педагогической диагностики и оценки индивидуальных возможностей ребенка, что отвечает новейшим педагогическим технологиям и требованиям современного образования.
Предусмотрены инструменты, формирующие статистику по результатам деятельности.
12 слайд
Портал работает в режиме онлайн. А это значит, что он будет доступен везде: дома, в школе, в пути. То есть образование для наших деток стало действительно мобильным.
13 слайд
Немало важно для нас включение родителей в процесс работы с онлайн-курсом, тем самым сделать их активными участниками образовательного процесса. Также данный курс может применяться в дополнительных условиях домашнего воспитания в рамках освоения АООП. В открытой группе в VK педагоги передают родителям домашние задание, рекомендации и советы, необходимые дополнительные литературные источники для копирования и печати отдельных файлов.
14 слайд
Положительно оценивая интерактивный курс, мы рекомендуем использовать его в образовательных организациях, т.к. он является педагогически значимым для современной практики.
1 слайд
Мастер-класс
«Специфика взаимодействия педагогов образовательной организации и родителей детей с ОВЗ в процессе формирования ключевых компетенций у младших школьников»
Давайте попробуем разобраться что такое компетентность, почему умение –это мельчайший атом обучения, что важнее знания или деятельность. И, наконец, какое ко всему этому имеет отношение образовательный результат.
2 слайд
Сегодня компетенция это невероятно популярное слово. Мы слышим его повсюду. Иногда даже несколько раз за день. Это стало уже частью нашей повседневной речи. Причем не только в профессиональном плане, но и на бытовом уровне.
Кроме того компетенция с 2000-х годов не только часть нашей риторики, но и часть образовательной политики. Это видно в национальных стандартах, в школьных программах и в школьных учебниках, в методических материалах, даже в обычных обсуждениях с родителями и детьми.
Однако такая популярность и распространённость у слова -компетентность, как у понятия, часто для нас не оказывается понятной простой схемой объяснения. Что же скрывается за этим словом?
3 слайд
Компетенция в образовании одна из нескольких базовых сил, которая трансформирует нашу каждодневную практику. И можно ей пользоваться эффективно только при понимании как устроена, и как возникает компетенция.
Некоторое время назад нам в руки попалась прекрасная находка: матрица Мaртина Бродуэла, Нoэля Бёрча. Вот она нас и познакомила с тем, что существует несколько фаз формирования компетенции. Сегодня мы хотим с ней познакомить и вас.
1 шаг: неосознанная некомпетентность – обозначает стадию, когда ученик не только не обладает компетенцией, но и ничего не знает о ней. Смысл легко увидеть на примере, когда первоклассник берет в руки пропись. Он не только не умеет писать буквы, слова, но и не знает как много ему неизвестно об письменной речи, как деятельности.
Ребенок тогда и открывает для себя сокровенную мысль: как много он не знает. Оказывается ручку нужно правильно удерживать, слова состоят из букв, у каждой буквы свой образ, есть длинные и короткие слова и, наконец, письмо –это решение одновременно нескольких задач. И здесь наступает
2 шаг- осознанная некомпетентность. Ребенок понимает, что многие умения еще им не присвоены и ему только предстоит их освоить.
И тогда начинается обучение: пробы, анализ, ошибки и исправления. И постепенно ученик осваивает определенное умение, т.е обретает ту самую компетентность. Но! Эта компетентность еще требует много внимания. Это тот самый 3 шаг – осознанная компетентность.
Наконец, со временем, с набором опыта - действия становятся все легче, внимание и напряжение все меньше. Так наступает 4 шаг-неосознанная компетентность.
Эта матрица нас заинтересовала тем, что показала структуру освоения ребенком умения.
Ребенка с ОВЗ окружают сотни умений, который он осваивает самостоятельно, или чаще с помощью учителя, родителя, спонтанно или целенаправленно. И в этом множестве мы можем обнаружить, что при благоприятно построенных условиях происходит схождение умений, будто определенные умения склеиваются, образуют особый класс деятельности. Внутри этого класса умения взаимодействуют друг с другом. Происходит синхронизация. Вот этот особый класс деятельности и становится - компетенцией. Т.е. компетенция по своей сути - это перемешивание, переплетение умений.
4 слайд
При обучении детей с ОВЗ мы часто спорим, что важнее: знание или деятельность. Ядром традиционного обучения – являются знания, деятельностного - деятельность. А ведь и то и другое оказывается элементами умения, а значит содержанием компетенции. Поэтому компетентностный подход в обучении детей с ОВЗ – это выход из проблемной ситуации, возникшей из-за противоречия между необходимостью обеспечивать качество образования и невозможностью решить эту задачу традиционным путем за счет дальнейшего увеличения объема информации подлежащей усвоению.
Умственно отсталые дети воспринимают окружающий мир - фрагментарно, без попыток осмысления, основываясь на собственном небольшом опыте и зафиксировавшихся эмоциональных впечатлениях. Поэтому одни из важнейших направлений в своей работе над формированием ключевых компетенций мы определили - дифференциацию и осмысление картины жизни школьником и ее временно – пространственную организацию. Работу над формированием ключевых компетенций мы проводим, не только при изучении учебных предметов, но и во всех видах деятельности с опорой на практический опыт детей.
5 слайд
Сегодня мы готовы поделиться с продуктами и ресурсами, которые эффективны при компетентностном подходе обучения детей с ОВЗ. В период самоизоляции на федеральном портале ОБРАЗОВАРИУМ нашему образовательному учреждению предоставили бесплатный контент
6 слайд
Также мы стали участниками апробации интерактивного онлайн – курса «Стань школьником с Робобориком»!» компании «Новый Диск».
7 слайд
Данный курс представлен не отдельной дидактической единицей, а большим программно-методическим комплексом. Мы адаптировали его для работы с детьми с ОВЗ на дефектологических занятиях, на уроках во время фронтальной, индивидуальной, творческой работы. Содержание курса – это целостная интерактивная технология обучения, в котором четко прослеживаются развивающий компонент, принцип вариативности типов заданий и разный уровень сложности. Необходимо отметить то, что курс ориентирует педагогов на интересы и мотивацию школьников во время обучения и «проживание» темы в определенный период времени, а также помогает в организации целостности педагогического процесса.
8 слайд
Материалы курса применяем в течение учебного года по следующим направлениям:
- Окружающий мир
- Математика
- Основы грамоты и чтения
- Ознакомление с музыкальным и изобразительным искусством
для знакомства с новой темой, получения новых знаний, закрепления и проверки уровня развития. Специальные функциональные инструменты, заложенные в курсе открывают возможности педагогам для конструирования образовательных маршрутов. Педагог может выбрать тот материал, который нужен для конкретного занятия, для конкретных детей, менять последовательность заданий, создавать интегрированные занятия.
9 слайд
В комплект ресурсов по каждой теме занятия входят:
- обучающий анимационный ролик;
- интерактивные задания;
- задания для распечатки.
Ролики предназначены для наглядного представления материала и ознакомления с основными понятиями темы. Просмотр ролика вовлекает детей в познавательную деятельность, вызывает интерес и мотивацию к обучению, пробуждает любознательность и активность. Каждый ролик (файл в формате mp4) имеет длительность от 2 до 6 минут, очень красочно оформлен, сопровождается дикторской речью и музыкальными фрагментами.
Задания являются основным ресурсом курса, предназначены для усвоения нового материала или закрепления имеющихся знаний. Каждое занятие курса содержит набор интерактивных заданий (8-12 шт.) разных типов и разного уровня сложности: установи соответствия, выбери один или несколько ответов, перетащи объекты, установи правильную последовательность, собери картинку, раскрась и пр. Задания имеют озвученную инструкцию; надписи на экране, некоторые объекты и ситуации также озвучены, чтобы избежать некорректного понимания и последующего неправильного выполнения заданий. Во всех заданиях реализована реакция на действия ребёнка (верно или неверно выполнил), также дается нескольких попыток для правильного выполнения.
Задания для распечатки – это дополнительные материалы по теме занятия, игры и упражнения, которые необходимо распечатать (они представлены в виде файла в формате pdf) и выполнить ребёнку с использованием ручки и карандашей. Эти задания предназначены для закрепления пройденного в теме материала, а также развития мышления и творческих способностей. К каждому занятию разработано по 2 печатных задания разного вида.
10 слайд
Образовательный результат при использовании интерактивного онлайн-курса «Стань школьником с Робобориком»?
Как новое и положительное относительно рассматриваемых компетенций следует отметить возможности курса для подготовки детей к вхождению в цифровую образовательную среду начальной школы.
Работа с ресурсами курса помогает ребёнку получить огромный объём знаний, способствует развитию общих интеллектуальных способностей и личностных качеств.
Ребенок приобретает в деятельности следующие умения:
- быстро воспринимать и обрабатывать информацию,
- концентрироваться и работать самостоятельно;
- быть ответственным, быстро реагировать и принимать решения;
- анализировать, рассуждать, делать выводы
- оценить свои достижения, количество и качество знаний.
11 слайд
К курсу разработан инструментарий педагогической диагностики и оценки индивидуальных возможностей ребенка, что отвечает новейшим педагогическим технологиям и требованиям современного образования.
Предусмотрены инструменты, формирующие статистику по результатам деятельности.
12 слайд
Портал работает в режиме онлайн. А это значит, что он будет доступен везде: дома, в школе, в пути. То есть образование для наших деток стало действительно мобильным.
13 слайд
Немало важно для нас включение родителей в процесс работы с онлайн-курсом, тем самым сделать их активными участниками образовательного процесса. Также данный курс может применяться в дополнительных условиях домашнего воспитания в рамках освоения АООП. В открытой группе в VK педагоги передают родителям домашние задание, рекомендации и советы, необходимые дополнительные литературные источники для копирования и печати отдельных файлов.
14 слайд
Положительно оценивая интерактивный курс, мы рекомендуем использовать его в образовательных организациях, т.к. он является педагогически значимым для современной практики.