СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения диагностических работ по биологии. 8 класс.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения диагностических работ по биологии. 8 класс.  

Просмотр содержимого документа
«Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения диагностических работ по биологии. 8 класс.»

Спецификация

контрольных измерительных материалов

для проведения диагностических работ по биологии.

8 класс.

1. Назначение КИМ – оценить уровень общеобразовательной подготовки по биологии

обучающихся 8 классов. Диагностические тематические работы предназначены для контроля освоения крупных содержательных тем блока «Биология. Человек».

Серия включает четыре диагностические работы.

Работа 1 Контрольная работа за 1 четверть

Работа 2 Контрольная работа за 2 четверть

Работа 3 Контрольная работа за 3 четверть

Работа 4. Итоговая работа


2. Документы, определяющие содержание КИМ

Содержание диагностической работы определяется на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897).

Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Концентрический курс Авторы Н. И. Сонин, В. Б. Захаров. Программа основного общего образования. Биология. Человек. 8 класс. Авторы: В.Б. Захаров, Н.И. Сонин.

Учебник Биология. Человек. 8 класс: учебник. Сонин Н.И., Сапин М. Р. Учебник для общеобр. учрежд. ФГОС. – М.: Дрофа, 2014-18


Работа 1 Контрольная работа за 1 четверть

3. Характеристика структуры и содержания КИМ

В работу включено 13 заданий, среди которых:

1) 10 заданий - задания с выбором ответа, к каждому из которых приводится четыре варианта ответа, из которых верен только один.

2) 1 задание - задания с выбором трех верных утверждений из шести предложенных.

3) 1 задание - задание на установление соответствия между биологическими объектами.

4) 1 задание - задание с развернутым ответом.


Работа представлена двумя вариантами.


Таблица 1. Распределение заданий по элементам содержания .

Темы разделов курса биологии

Число заданий

Раздел I. Место человека в системе органического мира

2

Раздел 2. Происхождение человека

2

Раздел III. История развития знаний о человеке. Науки о человеке

2

Раздел IV. Общий обзор организма человека

3

Раздел V. Координация и регуляция (эндокринный аппарат, нервная система)

4

Итого

13


Таблица 2. Распределение заданий по разделам курса

Основные умения и виды деятельности

Число заданий

Требования: «знать/понимать»

 признаки, доказывающие родство человека и животных.

биологические и социальные факторы антропогенеза;

основные этапы эволюции человека;

основные черты рас человека.

вклад учёных в развитие знаний об организме человека.

основные признаки организма человека.

роль регуляторных систем;

механизм действия гормонов.

10

Требования: «уметь»

 анализировать особенности строения человека и человекообразных обезьян, древних предков человека, представителей различных рас.

устанавливать и объяснять взаимосвязь между строением и функциями клеток тканей, органов и их систем.

3

4. Время выполнения работы

Примерное время на выполнение заданий, в зависимости от формы представления информации в условии задания и объёма информации, которую необходимо проанализировать и осмыслить составляет от 2 (для заданий с выбором ответа) до 5 минут (для заданий второй части); до 10 минут (для заданий третьей части);

На выполнение всей работы отводится 40 минут.

5. Оценка выполнения отдельных заданий и работы в целом.

За верное выполнение каждого задания 1 части работы обучающийся получает 1 балл. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов, которое может набрать обучающийся, правильно выполнивший задания первой части работы, - 10 баллов.

За верное выполнение каждого задания 2 части работы обучающийся получает 2 балла. 1 балл, если допущена одна ошибка, 0 баллов во всех остальных случаях. Максимальное количество баллов, которое может набрать обучающийся, правильно выполнивший задания второй части работы, -4 балла.

За верное выполнение каждого задания 3 части работы обучающийся получает 3 балла. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов, которое может набрать обучающийся, правильно выполнивший задания второй части работы, - 3 баллов.

Максимальное количество баллов, которое может получить ученик за выполнение всей работы, - 17 баллов.

Таблица 3. Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичные баллы

8 и менее

11-9

15-12

17-16

6. Контрольная работа № 1. (За 1 четверть)

Контрольная работа № 1. Вариант 1.

Часть I. Выберите из нескольких вариантов ответов один правильный

1. Основным признаком человека как представителя млекопитающих является:

  1. Дифференцированные зубы

  2. Четырехкамерное сердце

  3. Выкармливание детенышей молоком

  4. Наличие хорды

2. О принадлежности человека к подтипу позвоночных свидетельствует:

  1. Прямохождение

  2. Плацентарное развитие плода

  3. Постоянная температура тела

  4. Наличие позвоночника

3. Ископаемая группа приматов, давшая начало обезьяноподобным и человекоподобным существам, называется:

  1. Рамапитеки

  2. Питекантропы

  3. Дриопитеки

  4. Австралопитеки

4. Жесткие прямые волосы, широкое лицо, узкая глазная щель – это признаки:

  1. Европеоидной расы

  2. Азиатско-американской расы

  3. Экваториальной расы

  4. Характерны для представителей всех рас.

5. Как называется наука о жизненных функциях организма и его органов?

  1. Гигиена

  2. Анатомия

  3. Физиология

  4. Биология

6. Известный восточный врач, живший на рубежах X–XI веков, описавший в своих трудах анатомию человека и производивший хирургические операции:

  1. Клавдий Гален

  2. Ибн Сина Авиценна

  3. Аристотель из Стагира

  4. Гиппократ

7. Как называются постоянные части клетки, расположенные в цитоплазме, каждая из которых выполняет свои функции?

  1. Органоиды

  2. Мембраны

  3. Митохондрии

  4. Рибосомы

8. К какому виду ткани относится кровь?

  1. К нервной

  2. К эпителиальной

  3. К соединительной

  4. К мышечной

9. Инсулин - это гормон

  1. Гипофиза

  2. Поджелудочной железы

  3. Эпифиза

  4. Щитовидной железы

10. Рефлекс - это

  1. Путь, по которому проводятся нервные импульсы;

  2. Место контакта между двумя нейронами;

  3. Цепь нейронов, соединяющих рецепторы с мышцами;

  4. Ответная реакция на раздражение, осуществляемая при участии нервной системы

Часть II.

В1. Какие 3 признака характерны для эпителиальной ткани

  1. Образует железы

  2. Обладает сократимостью

  3. Не способна к регенерации

  4. Выстилает полость кишечника

  5. Образует эпидермис

  6. Состоит из клеток с длинными отростками

В2. Установите соответствие между отделами мозга и их функциями.

ФУНКЦИИ

А) пищевые рефлексы

Б) слуховые ориентировочные рефлексы

В ) изменение величины зрачка в зависимости от яркости света

Г) сердечнососудистые рефлексы

Д) дыхательные рефлексы

Е) зрительные ориентировочные рефлексы

ОТДЕЛЫ

1) продолговатый мозг

2)средний мозг

А

Б

В

Г

Д

Е








Часть 3. Дайте развернутый ответ.

Напишите характеристику щитовидной железы по плану: расположение в организме; выделяемые гормоны; на какие процессы в организме оказывают влияние эти гормоны; заболевания, связанные с нарушением функций этой железы.




Контрольная работа № 1. Вариант 2.

Часть I. Выберите из нескольких вариантов ответов один правильный

1. К рудиментам человека относятся:

  1. Хвостовые позвонки

  2. Наружное ухо

  3. Диафрагма

  4. Многососковость

2. О принадлежности человека к классу млекопитающих свидетельствует:

  1. Прямохождение

  2. Плацентарное развитие плода

  3. Замкнутая кровеносная система

  4. Наличие позвоночника

3. Первым прямоходящим гоминидом, умевшим изготавливать примитивные каменные орудия, является:

  1. Человек разумный

  2. Человек умелый

  3. Питекантроп

  4. Человек прямоходящий

4. Для представителей евразийской расы характерны:

  1. Прямые или волнистые волосы;

  2. Борода и усы на лице у мужчин;

  3. Курчавые волосы;

  4. Верные ответы а и б.

5. Как называется отдел медицины, изучающий условия сохранения и укрепления здоровья?

  1. Гигиена

  2. Анатомия

  3. Физиология

  4. Биология

6. Первый атлас анатомически точных рисунков костей, мышц и внутренних органов был создан:

  1. Леонардо да Винчи

  2. Андреасом Везалием

  3. Аристотелем

  4. Клавдием Галеном

7. Связь клетки с окружающей средой осуществляется через:

  1. Цитоплазму

  2. Клеточную мембрану

  3. Ядро

  4. Аппарат Гольджи

8. Из какой ткани состоят хрящи и кости:

  1. Из эпителиальной

  2. Из соединительной

  3. Из нервной

  4. Из мышечной

9. Ведущей железой внутренней секреции в организме является:

  1. Щитовидная железа

  2. Половые железы

  3. Гипофиз

  4. Надпочечники

10. Рефлекторная дуга - это

  1. Путь, по которому проводятся нервные импульсы;

  2. Место контакта между двумя нейронами;

  3. Цепь нейронов, соединяющих рецепторы с мышцами;

  4. Ответная реакция на раздражение, осуществляемая при участии нервной системы

Часть II .

В1. Выберите три признака из 6 предложенных.

К группе соединительных тканей относятся:

  1. костная ткань        

  2. кровь                 

  3. хрящ

  4. гладкие мышцы    

  5. железистая ткань        

  6. эпидермис

В2. Установите соответствие между примерами нервной деятельности человека и функциями спинного мозга.

 ПРИМЕРЫ  НЕРВНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ             

А) коленный рефлекс,          

Б) передача нервного импульса из спинного     мозга  в головной,

В) разгибание конечностей,

Г) отдёргивание руки от горячего предмета,

Д) передача нервного импульса из мозга к мышцам конечностей.

ФУНКЦИИ СПИННОГО МОЗГА

1) рефлекторная, 2) проводниковая

А

Б

В

Г

Д






Часть 3. Дайте развернутый ответ.

Напишите характеристику щитовидной железы по плану: расположение в организме; выделяемые гормоны; на какие процессы в организме оказывают влияние эти гормоны; заболевания, связанные с нарушением функций этой железы.





Работа 2. Контрольная работа за 2 четверть

3. Характеристика структуры и содержания КИМ

В работу включено 12 заданий, среди которых:

1) 10 заданий - задания с выбором ответа, к каждому из которых приводится четыре варианта ответа, из которых верен только один.

2) 1 задание - задания с выбором трех верных утверждений из пяти предложенных.

3) 1 задание – задание на установление последовательности этапов оказания первой помощи.

Работа представлена двумя вариантами.

Таблица 1. Распределение заданий по элементам содержания .

Темы разделов курса биологии

Число заданий

Раздел V. Координация и регуляция. (Анализаторы)

5

Раздел VI. Опора и движение

7

итого

12


Таблица 2. Распределение заданий по разделам курса

Основные умения и виды деятельности

Число заданий

Требования: «знать/понимать»

существенные признаки строения и функционирования органов чувств;

- части скелета человека;

- химический состав и строение костей;

- основные скелетные мышцы человека

10

Требования: «уметь»

- выявлять существенные признаки строения и функционирования органов чувств;

- соблюдать меры профилактики заболеваний органов чувств.

- распознавать части скелета на наглядных пособиях;

- находить на наглядных пособиях основные мышцы;

- оказывать первую доврачебную помощь при переломах.

2

4. Время выполнения работы

Примерное время на выполнение заданий, в зависимости от формы представления информации в условии задания и объёма информации, которую необходимо проанализировать и осмыслить составляет от 2 (для заданий с выбором ответа) до 5 минут (для заданий второй части);

На выполнение всей работы отводится 30 минут.

5. Оценка выполнения отдельных заданий и работы в целом.

За верное выполнение каждого задания 1 части работы обучающийся получает 1 балл. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов, которое может набрать обучающийся, правильно выполнивший задания первой части работы, - 9 баллов.

За верное выполнение каждого задания 2 части работы обучающийся получает 2 балла. 1 балл, если допущена одна ошибка, 0 баллов во всех остальных случаях. Максимальное количество баллов, которое может набрать обучающийся, правильно выполнивший задания второй части работы, - 6 баллов.

Максимальное количество баллов, которое может получить ученик за выполнение всей работы, - 14 баллов.

Таблица 3. Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичные баллы

6 и менее

9-7

12-10

14-13



6. Контрольная работа № 2. (За 2 четверть)

Контрольная работа № 2. (За 2 четверть) Вариант 1

I. Выберите из нескольких вариантов ответов один правильный

1. Периферический отдел обонятельного анализатора находится:

а) в верхнем отделе носовой полости;

б) в среднем отделе носовой полости;

в) в нижнем отделе носовой полости;

г) в ноздрях.

2. Слуховые косточки в среднем ухе - это:

а) стремечко и молоточек;

б) молоточек и наковальня;

в) наковальня и стремечко;

г) молоточек, наковальня и стремечко.

3. Светочувствительные клетки (палочки и колбочки) находятся:

а) под роговицей;

в) в сетчатке;

б) в толще радужной оболочки;

г) в стекловидном теле.

4. Орган вкуса реагирует только на:

а) газообразные вещества;

б) растворенные вещества;

в) твердые вещества;

г) вещества в любом агрегатном состоянии.

5. К опорно-двигательному аппарату относятся:

а) кости, мышцы;

б) кости, мышцы, связки;

в) кости, мышцы, связки, кожа;

г) кожа, мышцы, связки, суставы.

6. За счет деления, каких клеток кость растет в длину?

а) надкостницы;

б) сухожилий;

в) костной ткани;

г) хрящевой ткани.

7. Грудная клетка человека образована:

а) ребрами, грудиной, ключицами;

б) грудными позвонками, ребрами, грудиной;

в) грудными позвонками, ребрами, ключицами;

г) ребрами, ключицами, лопатками.

8. К мышцам верхней конечности относится:

а) трехглавая: б) двуглавая;

в) дельтовидная; г) все ответы верные.

9. Работа мышц контролируется:

а) кровеносной системой;

б) дыхательной системой;

в) нервной системой;

г) нет правильного ответа.

10. Что из нижеперечисленного является результатом несоблюдения правил осанки за партой?

а) рахит;

б) плоскостопие;

в) искривление позвоночника;

г) карликовость.


Часть II.

В 1. Выберите три верных утверждения из шести предложенных

К оптической системе глаза относится:

А) зрительный нерв; Б) стекловидное тело;

В) роговица; Г) палочки и колбочки;

Д) хрусталик; Е) зрительная зона коры


В 2. В какой последовательности надо оказывать доврачебную помощь при переломе локтевой кости.

А. Наложить шину.
Б. Отправить пострадавшего к врачу.
В. Обернуть конечность мягким материалом.
Г. Прибинтовать шину к конечности.

Контрольная работа № 2. (За 2 четверть) Вариант 2

I. Выберите из нескольких вариантов ответов один правильный

1.Анализатор состоит:

а) из рецептора, воспринимающего раздражение;

б) из проводниковой части, передающей полученную информацию;

в) из участка коры больших полушарий головного мозга;

г) все верно.

2. Рецепторы, воспринимающие звук, расположены:

а) на барабанной перепонке;

б) в слуховой трубе;

в) на стенках перепончатых лабиринтов полукружных каналов;

г) на стенке перепончатого лабиринта улитки.

3. Наиболее сильное преломление света в глазу происходит:

а) в жидкости за радужкой (задняя камера глаза);

б) в хрусталике;

в) в жидкости между роговицей и радужкой (передняя камера глаза);

г) в стекловидном теле.

4. Осязание - это способность воспринимать:

а) давление, прикосновение; в) вкусовые ощущения;

б) боль; г) звуковые волны.

5. Какие функции выполняет опорно-двигательный аппарат:

а) опорную: б) защитную;

в) двигательную; г) все ответы правильные.

6. За счет деления, каких клеток кость растет в толщину?

а) надкостницы; б) сухожилий;

в) костной ткани; г) хрящевой ткани.

7. К плечевому поясу у человека относятся:

а) лопатка, ключица;

б) лопатка, плечевая кость;

в) лопатка, ключица, плечевая кость;

г) ключица, плечевая кость

8. К мышцам туловища относится:

а) трапециевидная; б) диафрагма;

в) межреберные; г) все ответы верные

9 . Мышцы крепятся к костям при помощи:

а) надкостницы; б) сухожилий;

в) хрящей; г) связок.

10. Что из нижеперечисленного является результатом ношения постоянно обуви на высоком каблуке?

а) рахит;

б) плоскостопие;

в) искривление позвоночника;

г) карликовость.


Часть II.

В1. Выберите три верных утверждения из шести предложенных

Восприятие вкусовых раздражений у человека обеспе­чивается наличием рецепторов, которые находятся в эпителии:

а) сосочков языка;

б) мягкого неба;

в) глотки и зева;

г) трахеи;

д) бронхов.


В 2.В какой последовательности надо оказывать доврачебную помощь при растяжении связок?

А. Доставить пострадавшего к врачу.
Б. Обездвижить конечность.
В. Наложить холод на поврежденное место.
Г. Плотно забинтовать поврежденный сустав



Работа 3. Контрольная работа за 3 четверть

3. Характеристика структуры и содержания КИМ

В работу включено 13 заданий, среди которых:

1) 10 заданий - задания с выбором ответа, к каждому из которых приводится четыре варианта ответа, из которых верен только один.

2) 1 задание - задания с выбором трех верных утверждений из шести предложенных.

3) 1 задание - задание на установление соответствия между биологическими объектами.

4) 1 задание - задание с развернутым ответом.


Работа представлена двумя вариантами.

Таблица 1. Распределение заданий по элементам содержания .

Темы разделов курса биологии

Число заданий


Раздел VII. Внутренняя среда организма

2

Раздел VIII. Транспорт веществ

3

Раздел IX. Дыхание.

3

Раздел X. Пищеварение

3

Раздел XI. Обмен веществ и энергии

2

Итого

13


Таблица 2. Распределение заданий по разделам курса

Основные умения и виды деятельности

Число заданий

Требования: «знать/понимать»

- признаки внутренней среды организма;

- признаки иммунитета;

- сущность прививок и их значение.

- существенные признаки транспорта веществ в организме.

- органы дыхания, их строение и функции;

- гигиенические меры и меры профилактики лёгочных заболеваний.

- органы пищеварительной системы;

- гигиенические меры и меры профилактики нарушения работы пищеварительной системы.

- особенности пластического и энергетического обмена в организме человека;

- роль витаминов

10

Требования: «уметь»

- сравнивать между собой строение и функции клеток крови;

- объяснять механизмы свёртывания и переливания крови;

- использовать приобретенные знания и умения для соблюдения мер профилактики СПИДа и других инфекционных заболеваний.

- различать и описывать органы кровеносной и лимфатической систем;

-измерять пульс и кровяное давление;

- оказывать первую доврачебную помощь при кровотечениях.

- выявлять существенные признаки дыхательной системы, процессы дыхания и газообмена;

- оказывать первую доврачебную помощь при спасении утопающего и отравлении угарным газом.

- характеризовать пищеварение в разных отделах пищеварительной системы.

- выявлять существенные признаки обмена веществ и превращения энергии

3

4. Время выполнения работы

Примерное время на выполнение заданий, в зависимости от формы представления информации в условии задания и объёма информации, которую необходимо проанализировать и осмыслить составляет от 2 (для заданий с выбором ответа) до 5 минут (для заданий второй части); до 10 минут (для заданий третьей части);

На выполнение всей работы отводится 40 минут.

5. Оценка выполнения отдельных заданий и работы в целом.

За верное выполнение каждого задания 1 части работы обучающийся получает 1 балл. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов, которое может набрать обучающийся, правильно выполнивший задания первой части работы, - 10 баллов.

За верное выполнение каждого задания 2 части работы обучающийся получает 2 балла. 1 балл, если допущена одна ошибка, 0 баллов во всех остальных случаях. Максимальное количество баллов, которое может набрать обучающийся, правильно выполнивший задания второй части работы, -4 балла.

За верное выполнение каждого задания 3 части работы обучающийся получает 3 балла. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов, которое может набрать обучающийся, правильно выполнивший задания второй части работы, - 3 баллов.

Максимальное количество баллов, которое может получить ученик за выполнение всей работы, - 17 баллов.

Таблица 3. Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичные баллы

8 и менее

11-9

15-12

17-16


6. Контрольная работа № 3 (За 3 четверть)


Контрольная работа № 3. (За 3 четверть) Вариант 1

I. Выберите из нескольких вариантов ответов один правильный

1. Как называются клетки, способные вырабатывать антитела?

а) эритроциты

б) фагоциты

в) лимфоциты

г) тромбоциты.

2. Какой из видов иммунитета создаётся введением в организм вакцины?

а) естесственный пассивный (врожденный)

б) естесственный активный (приобретенный)

в) искусственный пассивный

г) искусственный активный

3. Артерии – это сосуды, несущие кровь:

а) только артериальную

б) только венозную

в) от органов к телу

г) от сердца к органам.

4. Какая из фаз сердечного цикла длится 0,1 сек?

а) сокращение предсердий

б) сокращение желудочков

в) общая пауза

г) весь сердечный цикл

5. Какие функции выполняет носовая полость?

а) согревает воздух,

б) очищает воздух,

в) увлажняет воздух,

г) все ответы верные.

6. Дыхательный центр расположен в:

а) продолговатом мозге, в) мозжечке,

б) коре больших полушарий, г) спинном мозге.

7. В желудке человека повышает активность ферментов и уничтожает бактерии:

а) слизь, в) желчь,

б) инсулин, г) соляная кислота

8. Какое значение имеет запах и вкусовое качество пищи?

а) для рефлекторного соковыделения;

б) для гуморальной регуляции соковыделения;

в) для рефлекторного и гуморального соковыделения;

г) значение не имеет.

9. Процессы, приводящие к накоплению энергии и усвоению веществ, являются сущностью:

а) пластического обмена

б) энергетического обмена

в) водного обмена

г) солевого обмена

10. Какие продукты содержат много витамина С?

а) овощи и фрукты,

в) рыбий жир и яйцо,

б) печень и свежее мясо,

г) хлеб из муки с отрубями.


Часть II.

В1. Выберите три верных утверждения из шести предложенных

Всасывание веществ из пищеварительного канала возможно:

а) в пищеводе

б) в желудке

в) в тонком кишечнике

г) в толстом кишечнике

д) в ротовой полости.

В 2. Выберите буквы и расставьте их в последовательности, соответствующей движения крови по малому кругу кровообращения:

а) левое предсердие

б) легочная артерия

в) капилляры легких

г) правый желудочек

д) легочная вена


Часть III. Дайте развернутый ответ

Почему дети, у которых по тем или иным причинам затруднено дыхание через нос и которые дышат через рот, чаще подвергаются заболеваниям дыхательных путей?

Контрольная работа № 3. (За 3 четверть) Вариант 1

I. Выберите из нескольких вариантов ответов один правильный

1. Клетки, участвующие в переносе кислорода от лёгких ко всем органам организма:

а) эритроциты

б) фагоциты

в) лимфоциты

г) тромбоциты.

2. Универсальными реципиентами считаются люди:

а) с первой группой крови

б) со второй группой крови

в) с третьей группой крови

г) с четвертой группой крови

3. Камера сердца, имеющая наибольшую толщину стенки:

а) левое предсердие

б) левый желудочек

в) правое предсердие

г) правый желудочек.

4. Какова нормальная частота сердечных сокращений в минуту у взрослого человека в покое?

а) 70-80 в) не менее 60

б) 100-120 г) более 90

5. Гортань выполняет следующие функции:

а) часть дыхательных путей,

б) голосовой аппарат,

в) газообмен,

г) функции а) и б).

6. Учащение дыхания связано с изменением в крови концентрации:

а) кислорода, в) углекислого газа,

б) азота, г) глюкозы.

7. Под воздействием, каких веществ расщепляются орга­нические соединения пищи?

а) минеральных солей пищеварительного сока;

б) ферментов пищеварительного сока;

в) соляной кислоты;

г) воды.

8. В каком отделе пищеварительного тракта происходит всасывание переваренной пищи в кровь?

а) в желудке,

б) в тонкой кишке,

в) в двенадцатиперстной кишке,

г) в толстой кишке.

9. Процессы, приводящие к выделению энергии и расщеплению сложных веществ, являются сущностью:

а) пластического обмена

б) энергетического обмена

в) водного обмена

г) солевого обмена

10.Отсутствие витамина С приводит к заболеванию:

а) цинге, в) рахиту,

б) бери-бери, г) куриной слепоте.


Часть II.

В1. Выберите три верных утверждения из шести предложенных

В составе малого круга кровообращения есть следующие сосуды:

а) легочные артерии

б) капилляры

в) верхняя полая вена

г) легочные вены

д) аорта

В 2. Выберите буквы и расставьте их в последовательности, соответствующей пути воздуха в легкие при правильном дыхании:

а) ротовая полость, д) гортань,

б) носоглотка, е) трахея,

в) носовая полость, ж) легочные пузырьки.

г) бронхи,


Часть III. Дайте развернутый ответ

Почему пищу следует тщательно пережёвывать?



Работа 4 Итоговая работа

3. Характеристика структуры и содержания КИМ

В работу включено 1 заданий, среди которых:

1) 16 заданий - задания с выбором ответа, к каждому из которых приводится четыре варианта ответа, из которых верен только один.

2) 1 задание - задания с выбором трех верных утверждений из шести предложенных.

3) 1 задание - задание на установление соответствия между биологическими объектами.

4) 1 задание - задание на установление последовательности биологических процессов.

Работа представлена двумя вариантами.

Таблица 1. Распределение заданий по элементам содержания .

Темы разделов курса биологии

Число заданий


Раздел I. Место человека в системе органического мира

1

Раздел 2. Происхождение человека

1

Раздел III. История развития знаний о человеке. Науки о человеке

1

Раздел IV. Общий обзор организма человека

1

Раздел V. Координация и регуляция.

1 (2)

Раздел VI. Опора и движение

1

Раздел VII. Внутренняя среда организма

1

Раздел VIII. Транспорт веществ

1(2)

Раздел IX. Дыхание.

1(2)

Раздел X. Пищеварение

1

Раздел XI. Обмен веществ и энергии

1

Раздел XII. Выделение

1(2)

Раздел XIII. Покровы тела

1

Раздел XIV. Размножение и развитие

1

Раздел XV. Высшая нервная деятельность

1(2)

Раздел XVI. Человек и его здоровье

1

Итого

19


Таблица 2. Распределение заданий по разделам курса

Основные умения и виды деятельности

Число заданий

Требования: «знать/понимать»

признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток организма человека;

сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость;

особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.

16

Требования: «уметь»

объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными; место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; проявление наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов, рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;

сравнивать биологические объекты биологические объекты (клетки, ткани, органы и сис­темы органов, организмы, представителей отдельных системати­ческих групп) и делать выводы на основе сравнения;

определять принадлежность биологических объектов (человека) к определен­ной систематической группе (классификация);

анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами, вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); нарушения осанки, зрения, слуха; инфекционных и простудных заболеваний;

оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

проведения наблюдений за состоянием собственного организма

3


4. Время выполнения работы

Примерное время на выполнение заданий, в зависимости от формы представления информации в условии задания и объёма информации, которую необходимо проанализировать и осмыслить составляет от 2 (для заданий с выбором ответа) до 5 минут (для заданий на вставку в текст пропущенных слов);

На выполнение всей работы отводится 40 минут.

5. Оценка выполнения отдельных заданий и работы в целом.

За верное выполнение каждого задания 1 части работы обучающийся получает 1 балл. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов, которое может набрать обучающийся, правильно выполнивший задания первой части работы, - 16 баллов.

За верное выполнение каждого задания 2 части работы обучающийся получает 2 балла. 1 балл, если допущена одна ошибка, 0 баллов во всех остальных случаях. Максимальное количество баллов, которое может набрать обучающийся, правильно выполнивший задания второй части работы, - 6 балла.

Максимальное количество баллов, которое может получить ученик за выполнение всей работы, -22 балла.

Таблица 3. Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичные баллы

10 и менее

15-11

20 -22я второй части работы, - 4-16

22-21

6. Итоговая работа

Итоговая работа за 8 класс. Вариант 1

Итоговая работа за 8 класс. Вариант 2

Часть I. Выберите из нескольких вариантов ответов один правильный

1. К древнейшим людям относятся:

а) человек прямоходящий,

б) человек неандертальский,

в) человек кроманьонский,

г) человек умелый.

1. К древним людям относятся:

а) человек прямоходящий,

б) человек неандертальский,

в) человек кроманьонский,

г) человек умелый.

2. Наука, изучающая строение организма, его органов, тканей называется:

а) анатомия, в) гигиена,

б) физиология, г) антропология

2. Наука, изучающая функции целостного организма, отдельных систем, органов называется:

а) анатомия, в) гигиена,

б) физиология, г) антропология

3. Как называется ткань, выполняющая защитную функцию?

а) эпителиальная, в) нервная,

б) мышечная, г) соединительная.

3. Чем отличается соединительная ткань от всех остальных?

а) клеточным строением,

б) разнообразием форм клеток,

в) межклеточным веществом,

г) крупным размером клеток.

4. Функция гормонов:

а) регуляция процессов обмена веществ, роста, развития организма,

б) обеспечение организма энергией,

в) участие в образовании безусловных рефлексов,

г) образование ферментов.

4. Что такое рефлекс?

а) реакция организма на изменение внешней среды,

б) реакция организма на изменение внутренней среды,

в) ответ организма на раздражение из внутренней и внешней среды с участием центральной нервной системы,

г) ответ организма на раздражение из окружающей среды.


5. Окончательный анализ высоты, силы и характера звука происходит в:

а) барабанной перепонке,

б) слуховом нерве,

в) слуховой зоне коры,

г) внутреннем ухе.

5. Какая часть органа зрения выполняет следующую функцию: преломляет и фокусирует лучи света, обладает аккомодацией?

а) сетчатка

б) зрачок

в) стекловидное тело

г) хрусталик

6. Изгибы позвоночника человека связаны с :

а) формированием грудной клетки,

б) трудовой деятельностью,

в) прямохождением,

г) развитием большого пальца кисти.


6. Из каких костей образован пояс верхних конечностей?

а) тазовые кости,

б) лопатки и ключицы,

в) кости плеча и предплечья,

г) кости шейных позвонков.

7. Основная функция эритроцитов перенос:

а) питательных веществ,

б) кислорода и углекислого газа,

в) жидких ядовитых продуктов обмена,

г) витаминов и гормонов.

7. Какие из этих клеток способны к фагоцитозу?

а) эритроциты,

б) лейкоциты,

в) тромбоциты,

г) все.

8. Большой круг кровообращения - это путь крови от:

а) правого желудочка по легочной артерии и капиллярам, легочной вене до левого предсердия,

б) левого желудочка, по всем артериям, капиллярам и венам до правого предсердия,

в) левого предсердия, по артериям, капиллярам и венам до правого желудочка,

г) нет правильного ответа.

8. Малый круг кровообращения - это путь крови от:

а) правого желудочка по легочной артерии и капиллярам, легочной вене до левого предсердия,

б) левого желудочка, по всем артериям, капиллярам и венам до правого предсердия,

в) левого предсердия, по артериям, капиллярам и венам до правого желудочка,

г) нет правильного ответа.

9. Какие функции выполняет носовая полость?

а) согревает воздух, в) увлажняет воздух,

б) очищает воздух, г) все ответы верные.

9. Газообмен между кровью и воздухом происходит в:

а) альвеолах

б) бронхах

в) сердце

г) трахее

10. В желудке человека повышает активность ферментов и уничтожает бактерии:

а) слизь, в) желчь,

б) инсулин, г) соляная кислота

10. В каком отделе пищеварительного тракта происходит всасывание переваренной пищи в кровь?

а) в желудке,

б) в тонкой кишке,

в) в двенадцатиперстной кишке,

г) в толстой кишке.

11. Какие продукты содержат много витамина С?

а) овощи и фрукты,

б) печень и свежее мясо,

в) рыбий жир и яйцо,

г) хлеб из муки с отрубями.

11. Отсутствие витамина С приводит к заболеванию:

а) цинге,

б) бери-бери,

в) рахиту,

г) куриной слепоте.

12. В выделении продуктов обмена веществ из организма участвуют:

а) почки, в) легкие,

б) почки, легкие, г) почки, легкие, кожа.

12. К мочевыделительной системе относятся:

а) почки, г) мочеточники,

б) мочевой пузырь, д) все ответы верные.

в) мочеиспускательный канал,

13.Функцию по накоплению жира и теплоизоляции выполняет:

а) подкожная клетчатка,

б) дерма,

в) эпидермис,

г) все вышеперечисленные.

13. Из какой ткани образована собственно кожа?

а) соединительной, в) жировой,

б) мышечной, г) эпителиальной.


14.Что развивается из оплодотворенной яйцеклетки?

а) сперматозоид, в) зародыш,

б) яйцеклетка, г) зигота.

14. Что образуется в результате оплодотворения?

а) сперматозоид, в) зародыш,

б) яйцеклетка, г) зигота.


15. Выберите тип темперамента: невозмутимый, с устойчивым настроением, с постоянством и глубиной чувств, с равномерностью действий и речи:

а) холерик

б) меланхолик

в) флегматик

г) сангвиник

15. Какая форма высшей нервной деятельности характерна для человека?

а) безусловные рефлексы,

б) условные рефлексы,

б) мышление,

в) элементарная рассудочная деятельность.

16. Нормальный сон подростка должен продолжаться не менее:

а) 6 часов, в) 10 часов,

б) 8 часов, г) продолжительность сна не имеет никакого значения.

16. СПИД – это заболевание, вызываемое

а) бактериями

б) грибами

в) простейшими

г) вирусом

Часть II

В 1. . Выберите три верных утверждения из шести предложенных

1. Органы кровеносной системы – это сосуды, сердце, железы внутренней секреции.

2.Стенки капилляров образованы одним слоем клеток.

3. Малый круг кровообращения заканчивается в правом предсердии.

4. продолжительность сердечного цикла 0,8 с.

5. В лимфатических узлах лимфа обогащается лимфоцитами.

6.Предсердия имеют гораздо большие размеры чем желудочки.

В 2. Установите соответствие между характеристикой и видами регуляции деятельности организма.

Характеристикой регуляции:

1. Осуществляется с помощью гормонов.

2. Осуществляется с помощью нервных импульсов.

3. Происходит медленно.

4. Происходит быстро.

5. Имеет точный адрес.

Виды регуляции

А. Нервная регуляция

Б. Гуморальная.

1

2

3

4

5






В 3. Установите правильную последовательность прохождения мочи в организме от капсулы нефрона:

а) капсула нефрона,

б) почечный каналец,

в) почечные чашки,

г) почечная лоханка,

д) собирательная трубочка,

е) мочеиспускательный канал,

ж) мочевой пузырь,

з) мочеточник.

В 1. Выберите три верных утверждения из шести предложенных

1. Легкие имеют альвеолярное строение

2. Основным гуморальным регулятором дыхания является кислород

3. Человек произносит звуки на вдохе

4. Чихание – это резкий рефлекторный выдох через нос

5. Бронхи образованы хрящевыми кольцами

6. Во вдыхаемом воздухе содержание кислорода составляет 16%.

В 2. Установите соответствие между характеристикой рефлексов и их видами:

Характеристика рефлексов:

1. Врожденные.

2. Приобретенные.

3. Кора больших полушарий.

4. Ствол головного мозга.

5. Приспособление к изменению среды.

Виды рефлексов:

А. Безусловные рефлексы.

Б. Условные рефлексы.

1

2

3

4

5






В 3. Установите правильную последовательность прохождения воздуха в легкие при правильном дыхании:

а) ротовая полость,

б) носоглотка,

в) носовая полость,

г) бронхи,

д) гортань,

е) трахея,

ж) легочные пузырьки.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!